Научная статья на тему 'Начальная подготовка молодых людей с умеренной умственной отсталостью в мини-футболе'

Начальная подготовка молодых людей с умеренной умственной отсталостью в мини-футболе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
519
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / MINI-FOOTBALL / BASIC TRAINING / YOUNG PEOPLE WITH MODERATE MENTAL RETARDATION / THEORETIC TRAINING / GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL TRAINING / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карасёв Егор Сергеевич, Шапкова Людмила Васильевна

В тексте статьи представлены содержание, средства, принципы и методические особенности построение процесса тренировочных занятий по мини-футболу молодых людей с умеренной умственной отсталостью. Идея методики заключается в адаптации общепринятых средств начальной подготовки в мини-футболе для данного контингента. Авторы выделяют четыре основных вида подготовки: теоретическую, общую и специальную физическую, технико-тактическую, волевую и психологическую. В каждой из них описаны наиболее доступные и важные средства начальной подготовки молодых людей с умеренной умственной отсталостью. В качестве критериев оценки разработанной методики рассматриваются в динамике параметры развития скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей и технико-тактических умений занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карасёв Егор Сергеевич, Шапкова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first stage of mini-football training for young people with moderate mental retardation

This article covers the content, tools, principles and methodological features of construction of the training process for the young people with moderate mental retardation. The main point of this method is to adopt the conventional methods of initial training in mini-football for the contingent. The authors describe four main types of training: theoretical, general and special physical, technical and tactical, psychological and volitional. In each of them the most useful tools are described, which are available in the initial training of young people with moderate mental retardation. As a criterion of evaluation of the developed technique, the parameters of the development of high-speed, speed-strength, coordination abilities, technical and tactical skills of the students are considered in the dynamics.

Текст научной работы на тему «Начальная подготовка молодых людей с умеренной умственной отсталостью в мини-футболе»

Зубарова С.Н. - М. : [б. и.], 2010. - 112 с. - (Серия «Совершенствование системы управления спортивной отраслью»).

2. Голубятникова, Н. В. Управление конкурентоспособностью учреждений среднего общего образования : автореферат дис. ... канд. эконом. наук. : специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг) I Голубятникова Н.В.

- М., 2011. - 25 с.

3. Дорин, А.В. Экономическая социология : учеб. пособие I А.В. Дорин. - Минск : Экоперспектива, 1997. - 253 с.

4. Кандаурова, Н. В. Маркетинг физкультурно-оздоровительных организаций, ориентированных на работу с женщинами : дис. . канд. пед. наук I Кандаурова Н. В. ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 2005. - 25 с.

5. Семь нот менеджмента. Совместный проект журнала «Эксперт» и консалтинговой группы «Биг». - М. : ЗАО «Журнал Эксперт», 2000. - 320 с.

6. Уткин, Э.А. Основы мотивационного менеджмента I Э.А. Уткин. - М. : Тандем, 2000. - 403 с.

REFERENCES

1. Vinokurov, D.M. and Semenova E.I. (2010), Personnel management: selection, evaluation, motivation and development of personnel, methodical manual, Series “Improvement of the system of management of sports industry”, Moscow, Russian Federation.

2. 2. Golubytnikova, N.V. (2011), Management of competitiveness of establishments of the secondary general education: dissertation, Moscow, Russian Federation,

3. Dorin A.V. (1997), Economic sociology: manual, publishing house “Ekoperspek-tiva”, Minsk, Belarus.

4. Kandaurova N.V. (2005), Marketing of sports and recreational organizations oriented to the work with women: dissertation, Moscow, Russian Federation.

5. The seven notes of management. A joint project of the journal «Expert» and consulting group «Big», (2000), publishing house CJSC “Expert Journal”. Moscow, Russian Federation.

6. Utkin E.A., (2000), The basis of motivational management, publishing house “Tandem”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.01.2013.

УДК 796.1/.3

НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В МИНИ-ФУТБОЛЕ

Егор Сергеевич Карасёв, соискатель,

Людмила Васильевна Шапкова, доктор педагогических наук, профессор, Институт Специальной Педагогики и Психологии имени Р. Валленберга (ИСПиП),

Санкт-Петербург

Аннотация

В тексте статьи представлены содержание, средства, принципы и методические особенности построение процесса тренировочных занятий по мини-футболу молодых людей с умеренной умственной отсталостью. Идея методики заключается в адаптации общепринятых средств начальной подготовки в мини-футболе для данного контингента. Авторы выделяют четыре основных вида подготовки: теоретическую, общую и специальную физическую, технико-тактическую, волевую и психологическую. В каждой из них описаны наиболее доступные и важные средства начальной

подготовки молодых людей с умеренной умственной отсталостью. В качестве критериев оценки разработанной методики рассматриваются в динамике параметры развития скоростных, скоростносиловых, координационных способностей и технико-тактических умений занимающихся.

Ключевые слова: мини-футбол, начальная подготовка, молодые люди с умеренной умственной отсталостью, теоретическая подготовка, общая и специальная физическая подготовка, технико-тактическая подготовка, психологическая подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p61-68

THE FIRST STAGE OF MINI-FOOTBALL TRAINING FOR YOUNG PEOPLE WITH MODERATE MENTAL RETARDATION

Egor Sergeevich Karasev, the competitor,

Ludmila Vasilevna Shapkova, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Institute of Special Pedagogy and Psychology named after R. Wallenberg, St.-Petersburg

Annotation

This article covers the content, tools, principles and methodological features of construction of the training process for the young people with moderate mental retardation. The main point of this method is to adopt the conventional methods of initial training in mini-football for the contingent. The authors describe four main types of training: theoretical, general and special physical, technical and tactical, psychological and volitional. In each of them the most useful tools are described, which are available in the initial training of young people with moderate mental retardation. As a criterion of evaluation of the developed technique, the parameters of the development of high-speed, speed-strength, coordination abilities, technical and tactical skills of the students are considered in the dynamics.

Keywords: mini-football, basic training, young people with moderate mental retardation, theoretic training, general and special physical training, technical and tactical training, psychological preparation.

ВВЕДЕНИЕ

Мини-футбол - одна из самых популярных и массовых коллективных игр. Она предъявляет высокие требования к организму и личности спортсмена: требует быстроты мышления, принятия самостоятельных решений, смелости и настойчивости, скоростных, силовых, координационных способностей, волевых качеств, эмоциональной устойчивости [1, 2, 3, 7, 8]. Столь высокие требования к организму и личности спортсменов вступают в противоречие с реальными возможностями молодых людей с умеренной умственной отсталостью. Для них характерны низкий уровень восприятия, памяти, бедный словарный запас, редкое включение в речевой контакт, боязнь незнакомых людей, нарушение коммуникативных способностей, склонность к конфликтам и агрессии, неустойчивость внимания, сниженная самооценка [5].

Существенны отставания и в двигательной сфере: нарушены координация движений, скорость реакции, ориентировка в пространстве и во времени, равновесие, умение регулировать мышечное напряжение, что негативно сказывается на процессе обучения и освоении новых двигательных действий [6].

Тем не менее, мини-футбол пользуется наибольшей популярностью у молодых людей с умственной отсталостью [4]. Несмотря на своё психофизическое своеобразие развития, такие люди любят мини-футбол, систематически посещают тренировочные занятия, участвуют в соревнованиях и явно получают удовольствие от этой деятельности.

Исследование посвящено формированию межличностных отношений молодых людей с умеренной умственной отсталостью. В качестве модели для развития коммуникативных способностей выбран мини-футбол, культивируемый в адаптивном спорте этой категории лиц [4]. Гипотезой исследования стало предположение о том, что игровая деятельность эмоциональная, интересная и доступная, связанная с коллективными действиями, дисциплиной и ответственностью играющих, может наладить межличностные отношения, объединить их общей целью, сблизить интересы и установить контакты в про-

цессе тренировочных занятий и непосредственно во время игры в мини-футбол.

Было установлено, что для эффективного развития коммуникативных умений необходимо развивать не только психологические качества, но и физические способности. Поэтому для подтверждения основной гипотезы исследования была поставлена задача разработать и апробировать программу начальной физической подготовки футболистов с умеренной умственной отсталостью, а также проверить её эффективность.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В исследовании приняли участие 15 молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет с диагнозом «умеренная умственная отсталость», которые проходили ежедневно реабилитацию в СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Калининского района Санкт-Петербурга». Заключение медико-психолого-педагогической комиссии явилось допуском молодых людей к тренировочным занятиям, которые проводились 2 раза в неделю по 90 минут в течение года.

Программа начального обучения мини-футболу включала все основные виды подготовки: теоретическую, общую и специальную физическую, технико-тактическую, волевую и психологическую. В каждом виде подготовки главный акцент ставился на формирование межличностного общения.

Теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка включала обучение основным правилам игры, закрепление знаний о нарушениях, об амплуа игроков (нападающий, защитник, вратарь), об их ролях на поле и о командной игре («что такое команда?», «как играть в команде?»), о поведении во время игры, о важности систематических тренировок. Основными методами решения данных задач являлись объяснение, открытые беседы, вопросы и устное повторение пройденного материала, показ приёмов и технических действий.

Общая и специальная физическая подготовка. Общая и специальная физическая подготовка строились с учётом реальных возможностей молодых людей с умеренной умственной отсталостью, в дозировке нагрузки осуществлялся индивидуальный подход. Основными средствами были:

- ходьба и физические упражнения в ходьбе;

- бег - в колонне по одному, по два, с ускорением, спиной вперёд, боком, со сменой направления, в форме эстафет, на длинные и короткие дистанции;

- общеразвивающие упражнения, направленные на увеличение подвижности суставов нижних и верхних конечностей, позвоночника, на укрепление мышечного корсета (силы мышц спины, ног, плечевого пояса); комплексы упражнений с выполнением по одному, в парах, в тройках, в круге и т.п.;

- подвижные игры, развивающие быстроту реакции, координацию движений, ориентировку в пространстве, динамическое равновесие, общую выносливость, силу основных мышечных групп, скоростные качества.

Технико-тактическая подготовка включала в себя решение задач по обучению владению мячом, технике передач, умению взаимодействовать в команде. С учётом особенностей развития координационных способностей молодых людей с умеренной умственной отсталостью были выбраны три базовых приёма владения мячом: удар, пас и ведение. Техника паса отрабатывалась в следующих упражнениях:

- пасы в круге - внутренней и внешней стороной стопы, с остановкой мяча, в одно касание, с указанием партнёра (имени), которому делается передача;

- пасы в парах, в тройках - со сменой участников;

- пасы «змейкой» - вратарь делает передачу первому защитнику, тот - второму, затем нападающему и др.;

- пасы с разных дистанций - короткие передачи, средние, через всё поле;

- пасы в беге при параллельном передвижении в парах.

Удары по мячу отрабатывались в ворота с места, с разбега, по движущемуся мячу,

с одиннадцатиметровой отметки и разных точек площадки.

Обучение ведению - наиболее сложному приёму владения мячом - осуществлялось в следующих упражнениях: ведение мяча шагом, в беге, с ускорением; ведение мяча с обводкой препятствий; эстафеты; ведение в парах с передачей мяча партнёру; ведение и удар по воротам.

Обучение командной игре молодых людей с умеренной умственной отсталостью -наиболее сложный и трудоёмкий процесс подготовки. Основные проблемы - это сложность запоминания футболистами определённых схем ведения матча, функций игроков разных амплуа (защитник, нападающий, вратарь) и трудности переноса полученных на тренировке знаний и умений в тактике игры непосредственно в соревновательную деятельность. Поэтому только многократное повторение упражнений и заданий, направленных на развитие взаимодействий в команде, приводили к успеху. Средствами тактической подготовки были:

- подвижные игры и эстафеты с элементами мини-футбола («Отбери мяч!», «Футбол в одни ворота», «Футбол без ведения мяча» и др.);

- отработка игровых ситуаций и тактических схем (атака двух нападающих против одного или двух защитников, выход нападающего один на один с вратарём и т.п.);

- двусторонняя игра в мини-футбол в рамках тренировок (с участием и постоянными подсказками тренера).

Двусторонняя игра, занимающая 20- 30% времени от всей тренировки, являлась наиболее оптимальным и доступным средством развития умений взаимодействовать в команде.

Волевая и психологическая подготовки строились на основе следующих приёмов:

- приучение молодых людей к дисциплине и соблюдению субординации;

- приучение к труду и умению преодолевать трудности и утомление;

- приучение к умению взаимодействовать с партнёрами по команде, соперниками, тренерами, судьями, журналистами, болельщиками;

- приучение к самостоятельности и самоконтролю в ходе тренировок, на соревнованиях, на выездных матчах и турнирах;

- обучение спортивному этикету в ходе соревнований (построение и приветствие команд, рукопожатия, поведение на поле).

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Для проверки эффективности разработанной программы проводилось тестирование физических способностей молодых людей. Оценка осуществлялась с помощью 6 тестов, соответствующих двигательным возможностям контингента и позволяющих оценить уровень развития двигательных умений, характерных для мини-футбола. Тесты проводились три раза: в начале исследования (октябрь, 2010г.), спустя восемь месяцев -промежуточный срез (май 2011 г.) и в конце (декабрь 2011 г.).

Для оценки быстроты использовался тест «Бег на 30 метров», скоростно-силовых качеств - прыжок в длину с места, координационных и скоростных способностей -«Челночный бег 4^10». Технико-тактические умения оценивались тремя тестами:

1. «Прямой удар по воротам».

Цель: Оценка техники и точности удара подъёмом стопы по воротам

Оборудование: мяч, ворота для мини-футбола (2м в высоту, 5м в длину).

Описание: Мяч устанавливается на расстоянии одиннадцати метров от середины линии ворот, игрок выполняет удар подъёмом стопы, стараясь попасть в ворота. После удара, мяч должен лететь. Игрок выполняет десять ударов. Считается количество попаданий в ворота.

2. Пас.

Цель: Оценка техники и точности паса внутренней стороной стопы.

Оборудование: мяч, два конуса (фишки, набивные мячи).

Описание: Из двух конусов делаются ворота длиной два метра. Мяч устанавливается на расстоянии восьми метров от середины линии ворот, игрок выполняет передачу в ворота внутренней стороной стопы. Мяч должен закатиться в ворота. Игрок выполняет десять передач. Считается количество попаданий в ворота.

3. Ведение мяча.

Цель: Оценка техники и скорости ведения мяча.

Оборудование: мяч, 4 конуса (фишки, набивные мячи), секундомер

Описание: на дистанции десять метров устанавливаются 4 конуса на расстоянии двух с половиной метров друг от друга (четвёртый конус находится на финише). Игрок с мячом становится на старте и по команде начинает вести мяч по дистанции, обводя конусы туда и обратно. Фиксируется время прохождения дистанции.

Изучение динамики результатов в тестах «Челночный бег», «Ведение мяча», «Бег на 30м» проводилось по времени преодоления соответствующей дистанции. Результаты представлены на рисунке 1. сек.

20 1»

16 14

12

10

8

6

4

2

0

17.31

11,7

дао,

ттптг

ІТГ^Г

114,67

5,72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ ОЕТ.10

□май.11

□ ДСЕ.11

Челночный бет

Ведение мяча, дриблинг

Бег на 30 м

Рис. 1 Динамика показателей тестов «Челночный бег», «Ведение мяча», «Бег на 30м»

Во всех трёх тестах со временем величина результатов равномерно улучшается. В тесте «Челночный бег» темпы прироста составляют 13,16%, в «Ведении мяча» - 15,25%, в «Беге на 30м» - 23,12%.

Зависимость между временем проведения и результатом носит практически линейный характер, за исключением промежутка между вторым и третьим срезом в «Ведении мяча» и «Беге на 30м», где динамика более выражена. Это связано с тем, что в период между первым и вторым срезом много времени затрачивалось на теоретическую подготовку и начальное разучивание техники.

Изучение динамики показателей теста «Прыжок в длину с места» осуществлялось по дальности прыжка, произведённого толчком двух ног с приземлением на две ноги. Динамика представлена на рисунке 2.

Общий прирост показателей составляет 11,37%.

Зависимость между временем проведения и результатом носит линейный характер.

Динамика результатов в тестах «Прямой удар по воротам» и «Пас» определялась количеством набранных очков из десяти попыток (одна удачная попытка - одно очко) и представлена на рисунке 3.

В обоих тестах со временем величина результатов равномерно улучшается - в тесте «Прямой удар по воротам» темпы прироста составляют 69,77% и в «Пасе» - 68,67%.

Зависимость между временем проведения и результатом в «Прямом ударе по во-

ротам» носит линейный характер, а в «Пасе» во втором промежутке динамика более выражена, что связано со сложностью технического приёма (в первом промежутке было затрачено больше времени на разучивание), см 200

180

160

140

120

100

S0

60

40

20

О

176,07 186,4

-

□ окт. 10

□ май.11

□ дек.11

прыжок в длину с места

Рис. 2 Динамика показателей теста «Прыжок в длину с места».

очки

5

4.5 4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5 0

4,4

2,87

2.33

1.33 1.33

0 7'

1

■ окт.10 □ май. 11 □дек.11

прямой удар по воротам пас

Рис. 3 Динамика показателей тестов «Прямой удар по воротам», «Пас».

В ходе обработки результатов методами математической статистики был использован непараметрический метод сравнительного анализа по критерию Манна Уитни, который выявил статистически достоверные различия (р<0,05) только в двух тестах -«Прямой удар по воротам» и «Пас».

Однако недостоверность различий в показателях других тестов, по нашему мнению, не является свидетельством неэффективности программы. Столь низкая динамика определяется следующими факторами:

1. Молодым людям с умеренной умственной отсталостью свойственны не только отставания в развитии физических способностей, но и замедленность процессов их развития. Было затрачено большее количество времени на теоретическую подготовку (объяснение упражнений, показ) и разучивание отдельных элементов, упрощённых подводящих упражнений.

2. Все участники исследования закончили коррекционные школы восьмого вида в возрасте 15-17 лет. После этого они не занимались никакой физической подготовкой до начала исследования и никогда не посещали специальные тренировки по мини-футболу.

Данный вид деятельности на начальном этапе был для них новым и сложным.

3. Возрастные особенности молодых людей с умеренной умственной отсталостью значительно снижают темпы развития всех физических способностей. В физически сформировавшемся взрослом организме даже отсутствие какой-либо динамики двигательных возможностей является положительным результатом.

4. Как уже было сказано выше, основной целью исследования было развитие межличностного общения у молодых людей с умеренной умственной отсталостью средствами мини-футбола. Развитие физических способностей и технико-тактических умений было вторичной задачей. Это косвенно подтверждает факт достоверности различий в тесте «Пас» (в ходе тренировок этому элементу уделялось большее количество времени).

Перечисленные выше факторы являются прямым свидетельством эффективности разработанной программы, что выражается, во-первых, в улучшении всех физических способностей, характерных для мини-футбола и отсутствием отрицательной динамики у молодых людей, а во-вторых, появлении потенциальных возможностей для дальнейшего развития двигательных умений и навыков.

ВЫВОДЫ

1. Лица с умеренной умственной отсталостью в возрасте от 18 до 30 лет способны повысить свои физические способности и освоить базовые навыки игры в мини-футбол в специально организованных условиях тренировочных занятий.

2. Педагогическое тестирование подтвердило положительное влияние специально разработанной и адаптированной программы начальной подготовки по мини-футболу на физические способности и двигательные умения молодых людей с умеренной умственной отсталостью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра в мини-футбол молодых людей с умеренной умственной отсталостью заметно отличается от игры лиц здоровых футболистов. Она более примитивна, не зрелищна, проходит в небыстром темпе. Однако эта игра всегда эмоциональна и крайне важна для самореализации и самоактуализации лиц с нарушением интеллекта. Переодеваясь в настоящую футбольную форму, выходя на спортивную площадку, пожимая руку судьям и соперникам, обнимаясь с товарищами по команде после забитого гола или переживая поражение, молодые люди ощущают себя настоящими футболистами, чувствуют свою роль и значимость в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, Э.Г. Организационно-педагогическое управление развитием минифутбола в школе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 12 (34).

- С. 3-5.

2. Алиев, Э.Г. Организация работы секции мини-футбола // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 3-5.

3. Алиев, Э.Г. Формальная структура организационно-педагогического управления развитием массового мини-футбола / Э.Г. Алиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 3-5.

4. Веневцев, С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта : метод. пособие / С.И. Веневцев. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : Советский спорт, 2004. - 96 с.

5. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков : руководство / Д.Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2007. - 391с. : ил.

6. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии : учебное пособие / Н.Л. Литош. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 140 с.

7. Рами Заул. Анализ технико-тактических действий в мини-футболе (футзале) в зависимости от спортивной квалификации команд / Рами Заул // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 88-90.

8. Хрусталев, Г.А. Резервные возможности респираторной системы спортсменов специализирующихся в мини-футболе / Г.А. Хрусталев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 159-161.

REFERENCES

1. Aliev E.G. (2007), “Organizational and pedagogical management of the evolution of footzal in school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 34, No. 12, pp. 3-5.

2. Aliev E.G. (2008), “Organization of work of the mini-football”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 3-5.

3. Aliev E.G. (2009), “Formal structure of organizational-pedagogical management of development of mass footzal”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 57, No.

11, pp. 3-5.

4. Venevtsev S.I. (2004), Adaptive sports for people with intellectual disabilities, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.

5. Isaev D.N. (2007), Mental retardation in children and adolescents. Guide, publishing house “Speech”, St.-Petersburg, Russian Federation.

6. Litosh N.L. (2002), Adaptive physical education. Psycho-pedagogical characteristics of children with developmental disorders: a manual, publishing house “SportAkademPress Moscow, Russian Federation.

7. Zaool Rami (2009), “Analysis of technical and tactical actions in mini-football depending on sports qualification of teams”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 50, No. 4, pp. 88-90.

8. Khrustalyov H.A. (2011), “Reserve abilities of respiratory system of the athletes specialized in mini-football”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 1, pp. 159-161.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.01.2013.

УДК 796.07

РОЛЬ УМЕРЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ: МЕДИКОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ФИНСКОЙ ХОДЬБОЙ С

ПАЛКАМИ

Елизавета Юрьевна Качан, научный сотрудник лаборатории демографии старения, Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии,

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой гимнастики, судья международной категории,

Ирина Александровна Винер-Усманова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики, Заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Светлана Владиславовна Трофимова, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной и клинической работе, Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии

Аннотация

Гипокинезия стала одним из негативных достижений современного мира. Являясь четвертым по значимости фактором риска глобальной смертности, она наблюдается во всех возрастных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.