Научная статья на тему 'Моделирование спортивной подготовки групп спортивного совершенствования: на примере мини-футбола'

Моделирование спортивной подготовки групп спортивного совершенствования: на примере мини-футбола Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / CОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CПОРТИВНОЕ CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / IN-DOOR SOCCER / MODELING / CONTESTING / SPORTING PERFECTION / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айткулов Саит Ахметканович

В статье обобщен анализ cоревновательной деятельности высококвалифицированных cпортсменов и команд в мини-футболе. Определены параметры игровой деятельности квалифицированных футболистов, которые могут быть использованы в качестве модельных в технико-тактической и физической подготовке спортсменов групп спортивного совершенствования в мини-футболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айткулов Саит Ахметканович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling technical and tactical training of sports perfection groups: by the example of in-door soccer

Analysis of contesting highly qualified athletes and teams in-door soccer is generalized. Playing parameters of qualified footballers are defined and can be used as models in technical and tactical training of sports perfection groups in in-door soccer.

Текст научной работы на тему «Моделирование спортивной подготовки групп спортивного совершенствования: на примере мини-футбола»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796.3:796(07) ББК 75.578.5:75.15

С.А. Айткулов

МОДЕЛИРОВАНИЕ СПОРТИВНОй ПОДГОТОВКИ ГРУПП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ: НА ПРИМЕРЕ МИНИ-ФУТБОЛА

В статье обобщен анализ соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов и команд в мини-футболе. Определены параметры игровой деятельности квалифицированных футболистов, которые могут быть использованы в качестве модельных в технико-тактической и физической подготовке спортсменов групп спортивного совершенствования в мини-футболе.

Ключевые слова: мини-футбол, моделирование, соревновательная деятельность, спортивное совершенствование, технико-тактическая подготовка, физическая подготовка.

S.A. Aitkulov

MODELING TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF SPORTS PERFECTION GROUPS: BY THE ExAMPLE

OF IN-DOOR SOCCER

Analysis of rantesting highly qualified athletes and teams in-door so^er is generalized. Playing parameters of qualified footballers are defined and can be used as models in te^nkal and tactical training of sports perfertion groups in in-door so^er.

Key words: in-door so^er, modeling, rantesting, sporting perfection, te^nkal and tactical training, physkal training.

Мини-футбол (футзал) уверенно завоевал популярность во многих странах Европы, Азии и Америки за счет своей доступности, темперамента, головокружительного темпа, молниеносной смены событий на площадке.

Успехи сборной России на международной арене впечатляют. (Чемпионат мира 2016 года - второе место, Чемпионат Европы 2012, 2014, 2016 годов - второе место). Не первый год наблюдается прогресс клубных команд во многих регионах страны («Газпром-Югра» из города Югорск - обладатель Кубка УЕФА 2016 года).

Однако необходимо отметить, что существует еще много проблем, негатив-

но влияющих на развитие мини-футбола в нашей стране. Одной из главных является, несомненно, оптимизация подготовки резерва для команд мастеров, за счет повышения эффективности подготовки спортсменов групп спортивного совершенствования [3].

Самым актуальным и практичным вектором увеличения результативности подготовки команд в мини-футболе может быть оптимизация работы всех систем организма мини-футболистов в соответствии с учебно-тренировочными и соревновательными нагрузками, способами их организации, условиями выполнения.

Командные достижения определяются рядом факторов, одними из ведущих

о

X

СО S

I-

^

о

0 £ с о

сю >*|-

s ?

со I 2

1 -

I =

^ £ О. . . О К С S

О I ® £

¡2

ГО |_ £0 ¡3

S 1

Q. ф Ф О.

Is

S о

ш

0

1

н

с <

С)

определяющих положительную динамику, среди них необходимо выделить тактическую, техническую, физическую и психологическую подготовленность. Настоящий период существования мини-футбола характеризуется целым рядом показателей [2]:

• скоростная работа (активное использование резких нападающих и оборонительных взаимодействий);

• тотальное движение на игроков противоположной команды («давление», активная, индивидуальная атака соперника);

• надежные технико-тактические действия в нападении и защите.

Необходимо знать и владеть, в соответствии с игровой ситуацией, уверенно применять освоенные технико-тактические движения в условиях соревновательных действий двух команд - главное требование к высококвалифицированным игрокам и командам в мини-футболе.

И все же большая многофакторность и многогранность игровой деятельности в спортивных играх, и в мини-футболе в отдельности, препятствует определению достоверных показателей участия в тренировке и соревновании спортсменов, которые можно использовать в качестве модельных характеристик [5].

Поэтому, часто, тренировочный процесс в данном виде спорта опирается на включение немалого арсенала технических, тактических и физических упражнений тренировочной подготовки, не соответствующей требованиям результативной игровой деятельности [1].

Анализ научной литературы показал, что проблема использования модельных показателей соревновательной деятельности в тренировочном процессе групп спортивного совершенствования в мини-футболе недостаточно изучена.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что выявление модельных характеристик игровой деятельности спортсменов и команд высокой квалификации и их использование в подготовке будет являться основой повышения уровня технико-тактической и физической подготовленности игроков

групп спортивного совершенствования в мини- футболе.

В качестве объекта исследования была определена тренировочная деятельность групп спортивного совершенствования в мини-футболе.

Предметом исследования являлось содержание тренировочного процесса и, в частности, основных его компонентов: технико-тактической и физической подготовленности спортсменов в группах спортивного совершенствования по мини-футболу.

Целью исследования было выявление модельных характеристик соревновательной деятельности в мини-футболе и их применение в тренировочном процессе и соревновательной деятельности групп спортивного совершенствования.

Конкретизация цели позволила сформулировать задачи исследования:

1. Определить содержание и эффективность индивидуальных и групповых действий высококвалифицированных спортсменов и команд в мини-футболе.

2. Выявить модельные показатели, определяющие уровень специальной подготовленности высококвалифицированных спортсменов и команд в мини-футболе.

С целью выявления модельных параметров соревновательной деятельности было проведено изучение следующих параметров нагрузки [4]:

• параметры соревновательной деятельности (суммарное время матча, число замен четверок, игровое время четверки за одну смену, перерыв на скамейке запасных, количество замен в течение игры четверки, характер атаки, количество передач мяча, количество ударов по воротам);

• параметры тренировочной деятельности (виды применяемых упражнений, интенсивность выполнения, продолжительность однократной работы, число повторений, промежутки перерывов между упражнениями, характер отдыха, сумма времени прохождения повторений, частота сердечных сокращений).

Проведенные нами наблюдения за командами первенства России 20142015 года по мини-футболу среди команд

суперлиги, а также первенства России 2014-2015 года среди команд высшей лиги показали следующие результаты: игроки в среднем за смену пробегают 300-400 метров, «встречаются с мячом» 35-40 раз за смену. Если учесть, что за всю игру спортсмен проводит в среднем 10 смен, то общая картина выглядит следующим образом: квалифицированный спортсмен пробегает за игру 3-4 километра. При быстрых переходах от атакующих действий к обороне и наоборот игроки совершают в среднем за игру до 150 рывков, сочетающихся с остановками, ведением, передачами мяча, ударами по воротам, финтами.

В ходе исследования было определено, что одно из основных требований, предъявляемых соревновательной деятельностью в мини-футболе к игрокам, сводится к тому, что они должны иметь высокий уровень развития специальных физических качеств (быстрота и скоростная выносливость) и высокий уровень функциональной готовности для выполнения технико-тактических приемов в экстремальных условиях игры.

По нашему мнению, для поддержания высокой игровой деятельности мини-футболистов должна способствовать специальная тренировка в анаэробных условиях, увеличение в занятиях упражнений, развивающих скорость бега и специальную выносливость, воспитание способности успешно выполнять работу с мячом в условиях, имитирующих ситуации, часто встречающиеся в игре.

Также анализ соревновательной деятельности позволил выделить весьма специфичные элементы технико-тактических действий игроков, характерные для мини-футбола. Нами регистрировались такие показатели, как время владения мячом и количество технико-тактических действий, выполненных за смену каждым спортсменом. В результате было выявлено, что около 85% остановок мяча и 60% ведения мяча выполняется подошвой и внешней стороной стопы, 45% ударов по воротам выполняется носком, время владения мячом составляет в среднем 16 секунд за смену и при этом выполняется око-

ло 22 групповых технико-тактических действий. Представленные выше цифры не всегда были в пределах этой нормы, имели значительные отклонения и зависели не только от собственной тактики, но и от тактики игры соперника.

В ходе исследования мы определили, что при анализе соревновательной деятельности можно использовать три группы параметров, исходя из их структуры.

К первой группе относятся количественные показатели:

• количество выходов на игровое поле четверок или пятерок;

• сумма времени игры четверок или пятерок в течение смены;

• сумма времени отдыха четверок или пятерок между двумя сменами;

• сумма технических и тактических взаимодействий четверки и всей мини-футбольной команды за один выход на смену;

• сумма атакующих и оборонительных отрезков матча, их временные параметры, время игровых пауз.

Во второй блок параметров можно включить выполнение технических и тактических приемов и действий на качественно более высоком уровне:

• разносторонность, объем и результативность групповых и командных взаимодействий;

• параметры результативности командных взаимодействий четверок футболистов на различных отрезках матча.

В третий раздел входят индивидуальные технические и тактические действия:

• объем выполненных передач в различных направлениях и способами исполнения;

• объем дриблинга с мячом за все игровое время;

• объем игровых ситуаций «один в один»;

• количество игровых действий, связанных с выходами на перехват передачи мяча и дальнейшее овладение этим мячом;

• объем нанесенных ударов в створ ворот;

• объем игровых ситуаций с неоправданными потерями мяча;

о

X

со

н о

0 « с о сю

со I 2

1 -

1 =

^ £ О. . . О К С ^ О I

^ ¡г

¡2 ГО |_ £0 ¡3

2 1 О. ф

5

?> со

ш

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

н

с <

С)

• объем игровых действий, связанных с выходом на страховку своих игроков при потере ими мяча;

• объем и скорость выполнения игровых действий без мяча.

Результаты изучения и анализа соревнований по мини-футболу определили, что самыми результативными получаются атакующие действия двух видов. К ним относятся скоростные атакующие действия групп из двух или трех игроков и постепенные, неторопливые атакующие действия групп из четырех или пяти игроков.

В организации защитных движений мини-футбольных команд самыми результативными определены виды тотального давления на игроков соперничающей команды. Сюда можно отнести тактические действия в виде индивидуальных действий против противника. Такие действия требуют особое отношение к функциональной подготовке всех спортсменов команды.

При осуществлении игроками команды атакующих действий регулярно реализуется игровое взаимодействие двух-трех спортсменов. При этом стартовая атака осуществляется за счет игровых действий одного из игроков. Проведение скоростных контратак около 75 % заканчивается забитым в ворота мячом. Объем технико-тактических приемов в игре варьируется в основном 1 ТТД в 1-2 секунды. Соответственно, за игру осуществляется 1100-1400 ТТД. Технико-тактические действия необходимо разделять на простые и сложные действия.

К первому блоку технико-тактических приемов можно отнести такие действия, как остановка мяча с последующим пасом партнеру и удары мяча по воротам противника, а также ведение мяча с различными скоростями и направлениями перемещения.

Во второй блок включаются: обманный мах ногой с последующим ведением мяча с ускорением и изменением направления движения в сторону ворот противника; обыгрыш игрока соперничающей команды один в один; удар или передача мяча пяткой; изменение траектории

мяча после удара по воротам подставленной ногой; выход из-за спины соперника на перехват мяча; передача мяча зацепом («парашют»); передача мяча игроку, стоящему в центре штрафной площади; сбросы мяча ударом головы.

Ведущие команды суперлиги мини-футбола применяют в матче набор сложных ТТД. Анализ результатов изучения соревновательной деятельности команд в мини-футболе [4] позволил определить показатели групповых технических и тактических приемов высококвалифицированных футболистов сборных команд мира. На чемпионатах мира и Европы 2014 и 2016 года в играх сборных осуществлялось 76-102 атакующих командных действий, 59 % атакующих командных действий осуществлялись броском мяча вратарем от ворот.

К самым результативным можно отнести атакующие командные действия, организованные в середине площадки (44 %) и на чужой половине поля (22 %). В этих случаях осуществлялись скоростные перемещения со своей половины поля в центральную часть поля или половину защищающейся команды. Игроки часто использовали начало атаки с помощью паса в сторону боковых линий или в центральную часть поля (68 %), Регулярно использовался дриблинг игрока с последующим отыгрышем через пас (20 %). В итоге за весь проведенный матч объем выполненных скоростных атакующих действий составил 46 % во всей массе атакующих командных действий, в том числе 60 % результативных. Объем атакующих действий с использованием позиционного нападения составил 40 % во всей массе атакующих командных действий, в том числе 32 % результативных.

Основной объем игрового отрезка (1,2 минуты) каждой из смен четверок мини-футболистов происходят перемещения с частотой сердечных сокращений 160-180 ударов в минуту. Перед следующим выходом на игровую площадку пульсовая кривая снижается до 110 ударов в минуту. Одновременно можно констатировать, что дальнейшая повторная

нагрузка начиналась на пульсе 100 ударов в минуту.

Можно констатировать, что объем игровых действий спортсменов, приводящих к потере мяча, в среднем составлял около 0,8 % в течение времени, пока игроки находились на площадке. Количество времени игровых пауз спортсменов, находящихся на скамейке запасных игроков, составляло 2,5 минуты. Когда время игровой паузы сокращалось до 60-80 секунд, то кривая частоты сердечных сокращений вырастала до 140 ударов в минуту. Это обстоятельство (на фоне недовосста-новления) увеличивало количество потерь мяча на 1,5 %. Очень часто это происходило в условиях тотального прессинга, при дефиците времени на принятие правильного игрового решения.

Следует отметить, что на основе полученных данных были клас-

сифицированы основные средства подготовки игроков в мини-футболе на-этапе спортивного совершенствования, смоделирована тренировочная деятельность спортсменов, исходя из их индивидуальных особенностей специальной физической и технической подготовленности.

Таким образом, имея достаточно конкретную характеристику технико-тактических действий в мини-футболе, мы можем составить и ту модель игры, к достижению которой должно быть направлено содержание учебно-тренировочного процесса в команде. При этом эффективность учебно-тренировочного процесса будет зависеть от правильного подбора индивидуальных и групповых технико-тактических и специальных физических упражнений, моделирующих игру.

Библиографический список

1. Айткулов, С.А. Формирование технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Айткулов. - Челябинск, 2005. - 178 с.

2. Петько, С.Н. Структура соревновательной деятельности как основа построения тренировки в мини-футболе [Текст] / С.Н. Петько, И.Г. Лысенко, В.А. Кашкаров // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С. 59.

3. Петько, С.Н. Структура, величина и направленность соревновательных нагрузок в мини-футболе на этапе спортивного совершенствования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Петько. - М., 1997. - 24 с.

4. Поливаев, А.Г. Анализ показателей соревновательной деятельности мини-футболистов на чемпионате Европы на основе расчета коэффициента полезности игрока (КПИ) [Текст] / А.Г. Поливаев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 75-77.

5. Шустин, Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Б.Н. Шустин. - М., 1995. - 82 с.

Referencеs

1. Aitkulov S.A. Forming the technical and tactical actions of qualified athletes in in-door soccer. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2005. 178 p. [in Russian].

2. Petko S.N., Lysenko I.G., Kashkarov V.A. Contesting structure as a basis for training planning in indoor soccer. Teoria ipraktikafizicheskoi kultury. 2008. № 8. P. 59. [in Russian].

3. Petko S.N. Structure, amount and direction of training load in in-door soccer at sporting perfection stage. Author's transcript. Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 1997. 24 p. [in Russian].

4. Polivaev A.G. Analysis of contesting indicators ofin-door soccer players at the European championships based on player usefulness factor. Teoria i praktika fizicheskoi kultury. 2016. № 9. P. 75-77. [in Russian].

5. Shustin B.N. Modeling in sports (theoretical foundations and practical realization). Author's transcript. Dis. ... dr. of sciences (Education). M., 1995. 82 p. [in Russian].

Сведения об авторе: Айткулов Саит Ахметканович,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Высшей школы физической культуры и спорта,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: aitkulovsa@cspu.ru

Information about the authors: Aitkulov Sait Akhmetkanovich,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor,

Director, Higher School

of Physical Culture and Sports,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: aitkulovsa@cspu.ru

УДК 371.01 ББК 74.200.4

З.К. Гареева

педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представлений об идеальном образе мужчины

В статье рассматривается актуальная проблема формирования представлений об идеальном образе мужчины у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В работе конкретизировано понятие «идеальный образ мужчины», выявлены и обоснованы педагогические условия формирования представлений об идеальном образе мужчины в условиях современного общества.

Ключевые слова: идеальный образ мужчины, гендерная компетентность, гендерная социализация, гендерная роль, маскулинность, феминность.

Z.K. Gareeva

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING

THE PERFECT IMAGE OF A MAN IN CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE

A topical problem of the formation of ideas about the ideal image of male in children of the senior preschool and primary school age is discussed. The concept of the "ideal image of a man" is concretized and pedagogical conditions of formation of the perfect image of a man in today's society are identified and justified.

Key words: the perfect image of a man, gender competence, gender socialization, gender role, masculinity, femininity.

В свете происходящих в мире собы-тийпроблемагендернойсоциализациине только не утрачивает свою актуальность, но и приобретает новые смыслы. В современной психолого-педагогической

науке различные аспекты данной проблемы изучают отечественные ученые -Т.В. Бендас, Л.В. Градусова, И.С. Клеци-на, Л.Э. Семенова, К.А. Соколова и др. Многочисленные научные изыскания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.