Научная статья на тему 'Анализ технико-тактических действий в мини-футболе (футзале) в зависимости от спортивной квалификации команд'

Анализ технико-тактических действий в мини-футболе (футзале) в зависимости от спортивной квалификации команд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3119
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / МИНИ-ФУТБОЛ / COMPETITIVE ACTIVITY / TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS / MINI-FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заул Рами

Проведено сравнение технико-тактических действий сборной команды по мини-футболу и любительских команд. Показано, что в структуре технико-тактических действий достоверно превалируют простые технические действия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of technical and tactical actions in mini-football depending on sports qualification of teams

Comparison of technical and tactical actions of a combined team on mini-football and amateur teams is lead. It is shown, that in structure of technical and tactical actions simple technical actions authentically prevail.

Текст научной работы на тему «Анализ технико-тактических действий в мини-футболе (футзале) в зависимости от спортивной квалификации команд»

шенствоваться и достичь высокого уровня педагогического мастерства.

У многих студентов трудности возникают при выполнении анализа педагогической деятельности. Студентам сложно дифференцировать компоненты педагогического процесса, определять наличие закономерностей методики преподавания, анализировать причины проявления тех или иных недостатков педагогических действий.

Студенты мало реализуют возможности педагогической практики для осуществления научно-исследовательской работы, сбора информации для подготовки курсовых и квалификационных работ. Возможно, это связано с недостаточной активностью кафедр, по программе обучения которых требуется выполнение данного вида работ, с тем, что не даются конкретные задания, не конкретизируются задачи, а студенты не концентрируются на важности данного раздела своей учебы. Кроме этого, студенты самостоятельно плохо осмысливают перспективы своей дальнейшей деятельности, поэтому требуется более организованное руководство научно-исследовательской деятельностью ответственными за этот вид деятельности подразделениями вуза.

В 2008-09 учебном году в Университете впервые применена балльнорейтинговая система оценивания педагогической практике в общеобразовательных учреждениях, которая позволила повысить ответственность и инициативность студентов. Повысилась их дисциплинированность и мотивация, что напрямую отразилось на успеваемости - 60% практикантов получили оценки «хорошо» и «отлично», 84% своевременно закончили выполнение программных требований практики и сдали отчетную документацию.

Несмотря на все трудности, возникающие у студентов в процессе педагогической практики, особая ее ценность - в том, что в этот период молодые люди осмысливают правильность своего профессионального выбора.

АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В МИНИ-ФУТБОЛЕ (ФУТЗАЛЕ) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

КОМАНД

Заул Рами (Палестина), аспирант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

г. Краснодар

Аннотация

Проведено сравнение технико-тактических действий сборной команды по мини-футболу и любительских команд. Показано, что в структуре технико-тактических действий достоверно превалируют простые технические действия.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, технико-тактические действия, мини-футбол.

ANALYSIS OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS IN MINI-FOOTBALL DEPENDING ON SPORTS QUALIFICATION OF TEAMS

Zaool Rami (Palestin), competitor,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism

Krasnodar

Abstract

Comparison of technical and tactical actions of a combined team on mini-football and amateur teams is lead. It is shown, that in structure of technical and tactical actions simple technical actions authentically prevail.

Key words: competitive activity, technical and tactical actions, mini-football.

Игра в мини-футбол (футзал) появилась в России относительно недавно, вследствие чего соревновательная деятельность спортсменов в данной игре крайне редко подвергалась разностороннему научному анализу. В настоящее время в нашей стране

по проблемам мини-футбола защищены всего несколько диссертаций. При этом рассмотрены такие вопросы, как величина и направленность соревновательных нагрузок (С.Н. Петько, 1997; В.Н. Калинцев, 2000), система личного рейтинга в условиях игры (А.А. Полозов, 1999), особенности физической технико-тактической подготовки спортсменов (Крайнов, 1999; Д.М. Конуров, 2002; А.Е. Бабкин, 2004; С.А. Айткулов, 2005). И только работа В.В. Головкова (2002) посвящена непосредственно определению факторов, влияющих на эффективность соревновательной деятельности в мини-футболе.

Необходимо отметить, что все эти исследования выполнены с участием высококвалифицированных спортсменов, не затрагивая при этом аналогичные вопросы массового мини-футбола как ближайшего резерва профессионального. В связи с этим целью настоящего исследования явилось определение структуры и содержания техникотактических действий (ТТД) в условиях соревновательной деятельности спортсменов-любителей в мини-футболе.

Педагогические наблюдения осуществлялись в процессе официальных соревнований (Кубок Краснодара, открытое первенство Краснодарского края, зональный турнир студенческих команд ЮФО) по методикам С.Н. Петько (1997) и А.Е. Бабкина (2002) в нашей модификации. Модификация заключалась в увеличении с 5-7 до 11 параметров дифференцирования суммарного объема ТТД за матч. Регистрация и расчет количественных и качественных характеристик действий футболистов производились посредством расшифровки видеозаписей игр. Всего было зарегистрировано 36 матчей. Результаты наблюдений подвергались традиционной математической обработке с применением типовой статистической программы.

Анализ результатов педагогических наблюдений показал, что в среднем за матч любительские мини-футбольные команды выполняют 527±29 ТТД. При этом показатель брака составляет 34,2±5,7%. За игру команда проводит в среднем от 64 до 92 атак на ворота соперников.

Представляется весьма затруднительным сопоставление полученных данных с имеющимися в специальной литературе данными высококвалифицированных футболистов в силу существенного расхождения их значений у отдельных исследователей. Так, например, по данным С.Н. Петько (1997), национальная сборная России по мини-футболу проводит в среднем за матч 501 ТТД, в то время как А.Е. Бабкин (2004) показывает подобный объем, равный 1094 действиям. Такое расхождение можно, по-видимому, объяснить различиями в методике регистрации соревновательной деятельности.

Тем не менее, расчет количественных значений ТТД в процентном отношении позволил нам определить структуру основных действий и произвести анализ сопоставляемых показателей (табл. 1). При известной условности сравнений (квалификация команд, сила соперников и т.д.) можно как выделить существенные различия в показателях сборной России, отечественных профессиональных клубов, выступающих в чемпионате страны, с аналогичными данными ведущих зарубежных сборных, так и сопоставить результаты собственных исследований на примере представителей любительского мини-футбола.

Характерно, что по большинству рассматриваемых количественных параметров структуры ТТД (9 из 11) показатели сборной команды России достоверно отличаются от аналогичных данных сборных Испании и Бразилии. При этом отечественные представители мини-футбола превосходят соперников в так называемых простых (А.Е. Бабкин, 2004) технико-тактических действиях, уступая в аналогичных действиях, относящихся к сложным, основными из которых или их «связками» являются: замах-ведение, обводка (финт+ведение), пас пяткой, опережение (перехват), пас верхом, пас «на столба», игра головой.

Структура количественных показателей ТТД любительских команд существенно отличается от данных ведущих сборных, в первую очередь, за счет значительного

превышения объема простых действий, среди которых преобладает ведение мяча. Данный факт свидетельствует об очевидной разнице в технико-тактической подготовленности футболистов, что подтверждает анализ блока сложных ТТД.

Таблица 1

Структура технико-тактических действий (%) в мини-футболе команд высшей квалификации (А.Е. Бабкин, 2004) и любительских команд (собственные данные)

№ Показатель ТТД Национальные сборные Профессиональный российский клуб Любительская команда Юношеские команды (17 лет)

Россия Бразилия Испания

1 Простые технические действия. Остановка-пас 74,1 72,6 74,0 79,2 69,7 67,1

2 Удар по воротам в цель 1,1 1,9 1,6 2,7 1Д 1

3 Ведение. Сложные технические действия 15,5 10,4 12,0 9,5 25,0 26,3

4 Замах-ведение 0,4 0,6 0,7 0,3 0,1 0,2

5 Обводка (финт+ведение) 4,8 6,0 5,7 5,6 3,0 3,3

6 Пас пяткой 1,3 3,3 1,6 0,6 0,2 0,1

7 Подставка 0 0 0,2 0 0 0

8 Опережение (перехват) 0,2 0,6 0,5 0,1 0,1 0,2

9 Пас верхом 1,9 3,2 2,2 0,9 0,5 1,6

10 Пас на «столба» 0,2 0,1 0,7 0,6 0,1 0,1

11 Игра головой 0,5 1,3 0,8 0,5 0,2 0,1

Всего за матч 100 100 100 100 100 100

Статистически достоверные различия в объеме и структуре ТТД обнаружены по большинству рассматриваемых показателей при сопоставлении данных любительских команд с российскими профессиональными клубами. Исключением являются показатели игры на опережение (перехваты).

ВЫВОДЫ

1. Отсутствие единой методики регистрации технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности в мини-футболе существенно затрудняет качественную разработку проблемы. Так, например, в проанализированных нами методиках вообще не рассматривается такое действие, как «отбор мяча», значительно расходится количество параметров регистрации.

2. В специальной литературе отсутствуют научно обоснованные данные об особенностях соревновательной деятельности игроков в мини-футбол в зависимости от квалификации и возраста спортсменов. Осуществленный нами сравнительный анализ структуры и содержания основных технико-тактических действий с позиций спортивной квалификации команд в мини-футболе позволяет расширить представления об особенностях соревновательной деятельности.

РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Сергей Павлович Сидоренко, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер Российской Федерации, профессор,

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Аннотация

В статье рассматриваются особенности процесса воспитания скоростных способностей спортсмена в игровых видах спорта. Рассматриваются пути развития скорости за счет оптимизации параметров бега - длины и частоты беговых шагов.

Ключевые слова: развитие скорости, игровые виды спорта, частота и длина беговых

шагов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.