УДК 159.923.2-056.36:316.7724:796.332.6
Е. С. Карасёв
Экспертная оценка межличностного общения молодых футболистов с умеренной умственной отсталостью
В статье описана методика оценки межличностного общения молодых футболистов с умеренной умственной отсталостью: направленность экспертной оценки, подробный план её проведения и результаты, на основе которых выявлено положительное влияние тренировочных занятий и соревнований по минифутболу на коммуникативные умения молодых людей с умеренной умственной отсталостью.
In this article author describes the methodology of expert assessment of interpersonal communication of young football players with moderate mental retardation. Also presented focus of peer review and a detailed plan for its implementation and the results, based on which the positive impact of the training sessions and competitions in communicative skills of young mini-football players with moderate mental retardation are exist.
Ключевые слова: межличностное общение, молодые люди с умеренной умственной отсталостью, экспертная оценка, мини-футбол.
Key words: interpersonal communication, young people with moderate mental retardation, expert evaluation, mini-football.
Общение людей - специфический вид коммуникации, связанный с психическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию [4].
У молодых людей с умеренной умственной отсталостью межличностное общение весьма ограничено и примитивно, что объясняется особенностями их психического развития: несформированностью познавательных процессов, косноязычностью, аграмматичностью и общим недоразвитием речи, чрезвычайно низким словарным запасом и т. п. [3].
Об ограниченности межличностного общения данного контингента свидетельствует и их социальный статус. Как показывают личный опыт и практика, лица с умеренной умственной отсталостью, достигнув совершеннолетия, становятся воспитанниками либо центров реабилитации, либо психоневрологических интернатов, либо живут дома под опекой родителей. Замкнутость пространства усложняет возможности развития межличностного общения.
© Карасёв Е. С., 2012
Тем не менее, эта категория людей нуждается в приобретении и освоении основных коммуникативных умений, так как живёт в нашем обществе, где общение является необходимым атрибутом повседневной жизни. Найти способы научения общению молодых людей с умственной отсталостью - одна из важнейших социальных и психолого-педагогических задач.
Исследование посвящено диагностике формирования межличностных отношений молодых людей с умеренной умственной отсталостью.
Одной из основных проблем исследования является способ оценки уровня развитости межличностного общения молодых людей с умеренной умственной отсталостью.
Даже при целенаправленном развитии коммуникативных умений данного контингента их трудно измерить. Рекомендуемые проективные и субъективные методики очень часто бывают сложными для данного контингента: молодые люди не всегда понимают обращённую речь, задаваемые вопросы, не могут объяснить содержание картинок, быстро утомляются, теряют интерес к заданиям, что приводит к неточным суждениям и неверным обобщениям об уровне развития межличностного общения.
Нами было выдвинуто предположение, что для оценки межличностного общения молодых людей с умеренной умственной отсталостью нужны более объективные методы, отражающие реальный уровень развития коммуникативных умений.
Исследование межличностного общения молодых людей с умеренной умственной отсталостью проходило в течение полутора лет на базе Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района Санкт-Петербурга. В эксперименте приняли участие две группы молодых людей - опытная и контрольная - по 15 человек в каждой.
В качестве экспериментальной модели для формирования межличностного общения среди молодых людей с умеренной умственной отсталостью была выбрана игровая деятельность, а именно мини-футбол. Предполагалось, что данный вид деятельности может наладить межличностные отношения, объединить занимающихся общей целью, сблизить интересы и установить контакты в процессе тренировочных занятий и непосредственно во время игры в минифутбол.
Средства и методы программы начального обучения минифутболу подбирались таким образом, чтобы решать одновременно две задачи: освоение основных умений игры в мини-футбол и формирование межличностных взаимодействий. Все упражнения строились по принципу создания вынужденных условий коммуникаций занимающихся.
Если оценка освоения мини-футбола проводилась с помощью специальных тестов, то решение второй задачи оказалось достаточно сложным. Для оценки межличностного общения в контрольной и опытной группах до и после эксперимента использовались методики социометрическое исследования и субъективнопроективная методика Рене Жиля [8].
Благодаря данным методикам была выявлена положительная динамика в опытной группе таких показателей, как потребность и стремление к общению со сверстниками, воспитателями, любознательность, снизились показатели отгороженности.
По нашему мнению, полученных данных оказалось недостаточно: они лишь частично подтвердили успешность исследования, но не отразили специального влияния занятий мини-футболом.
Для полной картины воздействия эксперимента необходимо доказать не только появление потребности в общении, но и коммуникативных навыков и умений у молодых людей путём анализа их поведения в условиях тренировочных занятий, двусторонней игры в мини-футбол, других ситуациях совместной деятельности.
Процесс межличностного общения молодых людей с умеренной умственной отсталостью является очень тонким и сложным для измерения, так как каждая деталь поведения может служить важным показателем проявления коммуникативных умений. К таким деталям можно отнести как вербальные, так невербальные средства взаимодействия.
Поэтому специально для опытной группы после исследования была проведена экспертная оценка межличностного общения с целью определения уровня развитости коммуникативных умений молодых людей с умеренной умственной отсталостью опытной группы в условиях тренировочных занятий по мини-футболу, соревнований, других ситуациях.
Экспертная оценка проходила в несколько этапов.
I этап. Разработка процедуры экспертизы. Специально для экспертной комиссии была составлена программа педагогического наблюдения. Она включала:
• наблюдение за проявлением вербального общения (обращения, возгласы, слова, реплики, разговоры, обсуждения и т. п.);
• наблюдение за невербальными взаимодействиями (прикосновения, рукопожатия, улыбка, жесты одобрения, помощь);
• наблюдение за поведением на тренировке и в других ситуациях.
Программа являлась субъективно-оценочной и была представлена в виде тридцати показателей, отражающих конкретный уровень межличностного общения. Он выставлялся по субъективному
мнению экспертов в ходе тренировок, матчей по мини-футболу и других различных ситуациях вне тренировки. Каждый показатель оценивался от одного до пяти баллов.
Все показатели по своей направленности были разделены на четыре группы.
Первая - вербальное и невербальное общение в процессе тренировочной деятельности. В данную группу вошли показатели, которые оценивают умения вербально и невербально взаимодействовать в ходе двусторонней игры в мини-футбол и на тренировочных занятиях:
• реагирует на подсказки, замечания, просьбы тренера;
• реагирует на подсказки, замечания, просьбы игроков;
• использует тактильный контакт (пожимает руку);
• использует жесты (одобрения, подбадривания, подсказки и т.п.);
• использует мимику (улыбается, смеётся, выражает чувство вины, когда ошибается и т. п.);
• зрительный контакт с партнёрами;
• подсказывает партнёрам, просит передать мяч в нужную точку;
• хвалит, одобряет действия партнёров;
• подбадривает партнёров.
Вторая - технико-тактическое поведение на поле в ходе двусторонней игры в мини-футбол. Данная группа показателей оценивает технико-тактические умения, знания и поведение конкретного футболиста в ходе двусторонней игры в мини-футбол.
Умение тактически правильно строить игру, взаимодействовать с партнёрами, проявлять инициативу в ходе матча и показывать хорошую техническую подготовку напрямую связаны с коммуникативными умениями.
В группу входят следующие показатели:
• соблюдает правила игры;
• выполняет свою функцию на поле (защитник, нападающий, вратарь);
• проявляет самостоятельность при решении техникотактических задач (уверен в себе, инициативен, берёт на себя ответственность перед командой);
• использует партнёров для решения общекомандных задач (делает пасы);
• использует выученные на тренировках комбинации в ходе игры;
• способен продолжать эффективно действовать при неудачном ходе матча или утомлении.
Третья - проявление коммуникативных умений в ходе тренировки.
Во время тренировки по мини-футболу, так же как и в игре, можно создавать модели межличностных отношений и общения. Давая упражнения с совместной деятельностью (в команде, в парах, в тройках и т. д.), отрабатывая игровые ситуации, разбирая правила и некоторые моменты в мини-футболе, можно проверить и оценить по определённым показателям коммуникативные навыки занимающихся.
Группа представлена следующими показателями:
• проявляет устойчивый интерес к тренировке;
• просит проверки или подсказки тренера;
• с лёгкостью называет по именам всех партнёров по команде в ходе соответствующих заданий (пасы в круге, в парах, в тройках);
• сам выбирает партнёра для выполнения совместного задания;
• помогает партнёру выполнить задание (сам ведёт счёт количеству выполненных повторений упражнения, корректирует выполнение партнёра, указывает на ошибки);
• подбадривает партнёра в ходе выполнения задания;
• болеет за своих товарищей в ходе командных заданий (эстафет, подвижных игр) - аплодирует, подбадривает и т. п.;
• руководит (подсказывает, указывает) партнёрами в ходе выполнения командных заданий (построения, перестроения и т. п.);
• свободный тактильный контакт в ходе выполнения совместных упражнений (доверяет партнёру).
Четвертая - проявление межличностных отношений участников команды вне тренировки. Группа представлена показателями, которые оценивают межличностные отношения занимающихся вне тренировки:
• инициатива в общении (начинает разговор первым, проявляет интерес к собеседнику);
• общается с партнёрами по команде вне тренировки на свободные темы;
• обсуждает с партёрами по команде содержание прошедших тренировок, матчей (высказывает своё мнение о тренировках, о матчах);
• подружился с кем-то из партнёров по команде (называет его своим другом);
• рассказывает другим людям (родителям, родственникам, воспитателям и т. д.) о тренировках и соревнованиях;
• посещает с партнёрами по команде различные мероприятия (походы в кино, на прогулки, в центры развлечений и т. п.).
II этап. Отбор, проверка компетентности экспертной комиссии.
Отбор членов экспертной комиссии проводился среди практикующих специалистов коррекционных заведений - тренеров-
V и и I и /
преподавателей и учителей по адаптивной физической культуре (в частности, тренеров по мини-футболу Специального Олимпийского движения), специальных психологов и педагогов. При отборе экспертов учитывались: должность, стаж работы в изучаемой сфере деятельности, уровень развития профессионально-значимых качеств (компетенций), категория.
В экспертную комиссию вошли восемь экспертов - два специальных психолога, два тренера-преподавателя по АФК и четыре тренера по мини-футболу Специального Олимпийского движения.
III этап. Проведение экспертизы.
Всем экспертам были выданы бланки протоколов на каждого футболиста опытной группы и проведён предварительный инструктаж по схеме их заполнения.
Экспертиза проходила в два этапа. На первом этапе эксперты посещали центр реабилитации в течение нескольких дней, где наблюдали за молодыми людьми опытной группы на тренировках, занятиях и других различных ситуациях.
Второй этап проходил в рамках трёхдневного турнира по минифутболу SeniCup в РЦ «Радуга» (пос. Шапки), где выступала команда опытной группы.
Формализация полученных результатов, их обработка и анализ.
По окончании экспертной оценки были получены средние оценки по четырём группам показателей, а также общий средний балл.
Подсчёт проводился в следующей последовательности:
• суммировались оценки экспертов показателей в четырёх группах каждого футболиста;
• выводился средний балл оценок восьми экспертов каждого футболиста;
• выводился средние баллы в четырёх группах.
В результате было получено пять шкал: четыре демонстрировали оценки по группам направленности показателей, пятая - общий средний результат всей экспертной оценки.
Результаты экспертной оценки показаны на рис. 1, 2 и 3.
45 42 39 36 33 30 27 24 21 18 15 12 9
Вербальное и невербальное общение в Проявление коммуникативных умений процессе тренировочной деятельности в ходе тренировки
Рис. 1. Средние показатели экспертной оценки по шакалам «Вербальное и невербальное общение в процессе тренировочной деятельности» и «Проявление коммуникативных умений в ходе тренировки» опытной группы
баллы 30
27
2-4
21
18
15
12
9
6
24,13
Техннко тактическое поведение ни Проявление межличностных
поле в ходе двусторонней игры в мини- отношении участников команды вне футбол тренировки
Рис. 2. Средние показатели экспертной оценки по шкалам «Технико-тактическое поведение на поле в ходе двусторонней игры в мини-футбол» и «Проявление межличностных отношений участников команды вне тренировки» опытной группы
150 140 130 120 110 100 90 80 ~0 60 50 40 30
118,36
Общин результат экспертной оценкн Рис. 3. Общие средние показатели экспертной оценки межличностного общения
На рисунках 1, 2 и 3 представлены результаты экспертной оценки. По всем показателям получены высокие баллы:
• вербальное и невербальное общение в процессе тренировочной деятельности - 34,34 балла (средняя оценка по всем девяти показателям - 3,82 балла из 5);
• проявление коммуникативных умений в ходе тренировки -34,63 балла (средняя оценка по всем девяти показателям - 3,85 балла из 5);
• технико-тактическое поведение на поле в ходе двусторонней игры в мини-футбол - 24,13 балла (средняя оценка по всем шести показателям - 4,02 балла из 5);
• проявление межличностных отношений участников команды вне тренировки - 25,26 балла (средняя оценка по всем шести показателям - 4,21 балла из 5).
Эти результаты соответствуют баллам, полученным по методикам Рене Жиля и социометрического исследования.
Важность результатов экспертной оценки заключается в том, что они показывают не только уровень потребности в общении, как в методике Рене Жиля и социометрическом исследовании, но и уровень приобретённых в ходе тренировочных занятий коммуникативных умений. Каждый показатель количественно отразил степень развитости умения взаимодействовать в различных ситуациях.
Все эксперты отметили высокий уровень социализации участников опытной группы, в частности, уровень развитости коммуникативных навыков в условиях реабилитационного центра, тренировочных занятий и матчей по мини-футболу.
Таким образом, методика экспертной оценки межличностного общения подтвердила положительное влияние тренировочных занятий по мини-футболу на развитие коммуникативных умений молодых людей с умеренной умственной отсталостью. Только оценка независимых экспертов в совокупности с социометрическим исследованием и методикой Рене Жиля позволили всесторонне доказать положительное влияние разработанной экспериментальной программы на качество межличностного общения молодых людей с умеренной умственной отсталостью.
Список литературы
1. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта: метод. пособие. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 96 с.
2. Виноградова Н.Л., Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста: метод. пособие / под науч. ред. Л.М. Шипициной. - СПб.: Речь, 2008. - 48 с.
3. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость? Руководство для родителей. - СПб., 2000.
4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2007. - 391с., ил.
6. Луценко С.А. Физическая культура и физкультурное образование в России: состояние и перспективы развития. Теоретические предпосылки применения метода экспертных оценок в научных исследованиях по физической культуре. - СПб.: «Копи-Р Групп», 2012. - 188 с.
7. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. - 384 с.
8. Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребёнка: учеб. пособие. - СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010. - 279 с.: ил.