Научная статья на тему 'Использование коррекционно-развивающих подвижных игр в адаптивной физической рекреации детей с умственной отсталостью'

Использование коррекционно-развивающих подвижных игр в адаптивной физической рекреации детей с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1995
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ADAPTIVE MOTOR RECREATION / GAME TECHNIQUES / MENTAL DEFICIENCY / COORDINATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лернер В. Л., Грачев М. Р.

Lerner V.L., Grachev М.R. The use of correctional and development of mobile games in the adaptive physical recreation of children with mental deficiency. The article considers advantages of use of mobile games in the correctional development work with mentally retarded children; it is also considered main secondary deviations of children of this nosological group; it is described the content of activities of sports and health-improving orientation with mental retarded children; it is analyzed the level of development of coordination abilities of children with mental deficiency, carried out the comparative analysis of indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лернер В. Л., Грачев М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование коррекционно-развивающих подвижных игр в адаптивной физической рекреации детей с умственной отсталостью»

ности физического развития детей экспериментальной группы; улучшился индекс Шаповаловой, у детей 12 лет в среднем на 9,4%, у детей 13 лет - на 7,4%, а у 14-летних учащихся - на 12,2%; наиболее существенно изменился индекс Руфье, у детей 12 лет в среднем на 8,4%, у детей 13 лет - на 12,7%, а у 14-летних детей - на 10,1%, что свидетельствует о положительном влиянии предложенной нами методики, в первую очередь, двигательной составляющей на сердечнососудистую систему учащихся.

1. Антонюк С.Д., Стрекалов А.С. Содержание адаптивного физкультурного образования детей с проблемами в состоянии здоровья и развития // Культура физическая и здоровье. 2008. № 16. С. 73-77.

2. Антонюк С.Д., Рубцова Н.О., Стрекалов А.С., Рубцов А.В. К вопросу о целенаправленном формировании и контроле двигательных способностей инвалидов средствами адаптивной физической культуры // Вестник Тамбовского

государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. Вып. 9 (101). С. 110-115.

3. Астафьев Н.В. Дополнительное физкультурно-спортивное образование умственно отсталых школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1997.

4. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. М., 2006.

5. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987.

6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1999. № 5. С. 25-34.

7. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология. 1997. № 1. С. 15-22.

Поступила в редакцию 21.02.2012.

УДК 796.011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В.Л. Лернер, М.Р. Грачев

Lemer V.L., Grachev M.R. The use of correctional and development of mobile games in the adaptive physical recreation of children with mental deficiency. The article considers advantages of use of mobile games in the correctional development work with mentally retarded children; it is also considered main secondary deviations of children of this nosological group; it is described the content of activities of sports and health-improving orientation with mental retarded children; it is analyzed the level of development of coordination abilities of children with mental deficiency, carried out the comparative analysis of indicators.

Key words: adaptive motor recreation, game techniques, mental deficiency, coordination abilities.

В последние годы в России наиболее грозным явлением стал значительный рост детей-инвалидов. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические, экологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей. Чаще всего - это задержка психического развития, умственная отсталость. Умственно отсталые дети страдают наличием необратимого дефекта ткани коры головного мозга, что отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка и формировании его личности.

Нарушение интеллекта в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, развития общей и речевой моторики. Малоподвижность, как вынужденная форма поведения воспитанников детских домов, приводит к гиподинамии и гипокинезии. Клинические наблюдения и практический опыт показывают, что умственно отсталые дети-сироты особенно нуждаются в повышении двигательной активности [5].

Многочисленные вторичные отклонения в состоянии здоровья, ограниченность адаптационного потенциала, нарушения координационных способностей, низкий уровень физического развития и физической подготовленности, бесцветность эмоциональной жизни детей-сирот требует особого внимания при организации физкультурно-оздоровительной работы во внеучебное время [1]. Иными словами, решение проблем гиподинамии и гипокинезии детей с умственной отсталостью находится в области адаптивной физической рекреации.

Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием. Основная идея адаптивной физической рекреации заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий [6].

Несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающих характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных выше недостатков как раз и является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре. Именно поэтому подвижные игры являются важным средством адаптивной двигательной рекреации детей с умственной отсталостью.

В условиях игры дети относительно быстро запоминают сюжет игры и показанные им движения, овладевают несложными, но разнообразными двигательными действиями, сопряженными с решением дополнительных педагогических задач: формированием рече-

вой функции, элементарных математических представлений, освоением различных форм общения, проявлением личностных предпочтений к тем или иным играм. Все это формирует у аномальных детей отношение к игре как интересной, эмоциональной двигательной деятельности. Однако сущностной основой игры является не только ее развлекательное назначение: подвижная игра выступает как средство и метод развития и коррекции физических, психических, интеллектуальных возможностей аномального ребенка, подготовки его к самостоятельной жизни [4].

В этой связи мы считаем необходимым проверить на практике эффективность включения коррекционно-развивающих подвижных игр в адаптивную физическую рекреацию детей с умственной отсталостью.

Развитие координационных возможностей детей с умственной отсталостью является одной из первостепенных задач, исходя из того, что основным нарушением двигательной сферы у детей данной нозологической группы являются как раз расстройства координации движений. Поэтому на констатирующем этапе нашего педагогического эксперимента мы исследовали уровень развития координационных возможностей детей с умственной отсталостью, занимающихся в Оздоровительно-коррекционном центре Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе ребенка, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения, тем более, если он имеет патологии развития [3].

В качестве диагностического инструментария, выявляющего уровень развития координационных способностей умственно отсталых детей, нами были выбраны следующие

тесты (контрольные упражнения): стойка на одной ноге, метание теннисного мяча на дальность, челночный бег, упор присев - упор лежа, опускание палки. Тестирование следует проводить в начале основной части занятия после короткой разминки. Контрольным упражнениям не должна предшествовать большая физическая нагрузка, так как в этом случае сложно управлять движениями, требующими точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний.

Перед выполнением упражнения следует показать его технику и предложить занимающимся ее опробовать. Контрольные испытания следует проводить в соревновательной обстановке. В процессе занятий двигательные задания, лежащие в основе тестов, можно применять в измененной, вариативной форме. Сами тесты не рекомендуется использовать как специальные упражнения или как средство тренировок. В противном случае может возникнуть опасность, что контрольные испытания превратятся в двигательный навык.

В таблице 1 представлены результаты тестирования исходного уровня развития координационных способностей умственно отсталых детей, занимающихся в Оздоровительно-коррекционном центре ТГУ имени Г.Р. Державина.

Таблица 1

Результаты тестирования исходного уровня развития координационных способностей умственно отсталых детей, занимающихся в Оздоровительно-коррекционном центре

Формирующий этап нашего педагогического эксперимента представлял собой проведение дополнительных занятий физкуль-

турно-оздоровительной направленности с умственно отсталыми детьми. Занятия проводились на протяжении шести месяцев (октябрь 2011 - март 2012), во внеурочное время два раза в неделю на базе Оздоровительнокоррекционного центра Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (спортивный зал).

Основными задачами наших занятий являлось развитие внимания, быстроты реакции, слухового восприятия, воображения и координационных способностей. Продолжительность занятия 45 минут. Подготовительная часть занятия (10 мин) включала: построение, приветствие, разновидности ходьбы бега, прыжки, комплекс общеразвивающих упражнений; основная часть (30 мин) представляла собой комплекс подвижных игр; заключительная часть - построение, подведение итогов.

При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей, т.к. состояние умственно отсталого ребенка нестабильно. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр [2]. Нами были выбраны следующие подвижные игры: «Рычи, лев, рычи», «Лохматый пес», «Фокусник», «Воробушки и кот», «Сиамские близнецы», «Говорящий мяч», «Дунем раз...», «Робот», «Собери слово», «Обгони», «Снежная баба».

Для проверки эффективности физкультурно-оздоровительных занятий, направленных на развитие координационных способностей умственно отсталых детей, разработанных нами на основе представленных выше теоретических положений, необходимо было исследовать уровень развития координационных способностей после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента.

Результаты исследования конечного уровня развития координационных способностей умственно отсталых детей, занимающихся в Оздоровительно-коррекционном центре ТГУ имени Г.Р. Державина, приведены в таблице 2.

Тестовое упражнение Результат (М±т)

1. Стойка на одной ноге (с) 18,42±0,84

2. Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь) (м) 12,5±0,17

3. Челночный бег (с) 10,44±0,44

4. Упор присев - упор лежа (очки) 3,43±0,11

5. Отпускание палки - реакция (см) 33±0,69

Таблица 2

Результаты тестирования конечного уровня развития координационных способностей умственно отсталых детей, занимающихся в Оздоровительно-коррекционном центре

Обоснование эффективности разработанных нами физкультурно-оздоровительных занятий с включением подвижных игр предполагает не только описание опытно-экспериментальной работы на констатирующем и формирующем этапах, но и сравнительный анализ полученных результатов (табл. 3).

Таблица 3 Сравнительный анализ показателей координационных способностей умственно отсталых детей, занимающихся в Оздоровительнокоррекционном центре ТГУ имени Г.Р. Державина

Сравнительный анализ результатов тестирования уровня развития координационных способностей умственно отсталых детей показал, что относительно исходных показателей, в конечном результате наблюдается явная тенденция к положительной динамике во всех проведенных тестах. В частности: в тестовом упражнении № 1 (стойка на одной ноге) показатели улучшились на 7,06%; в тестовом упражнении № 2 (метание теннисного мяча на дальность из положения сидя) вновь наблюдается улучшение результатов на 7,12%; в тестовом упражнении № 3 (челночный бег 3х10 м) также заметно улучшение показателей, в процентном соотношении результат улучшился на 12,55%; в тестовом упражнении № 4 (упор присев -упор лежа) вновь наблюдается заметное улучшение результатов, что составляет 16,62% от исходного результата; в последнем тестовом упражнении (отпускание палки -реакция) положительная динамика показателей составляет 7,27%.

Таким образом, результаты, полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально подтверждают эффективность использования коррекционноразвивающих подвижных игр в адаптивной физической рекреации детей с умственной отсталостью.

1. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М., 2005.

2. Усова А.П., Запорожец А.В. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.

3. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. М., 2001.

4. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2004.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М., 1999.

6. Шпитальная О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома. СПб., 2000.

Поступила в редакцию 2.04.2012.

Тестовое упражнение Исходный уровень М±т Конечный уровень М±т Разни- ца %

1. Стойка на одной ноге (с) 18,42±0,84 19,72±0,36 +7,06

2. Метание теннисного мяча на дальность (из положения сидя) (м) 12,5±0,17 13,39±0,28 +7,12

3. Челночный бег (3х10) (с) 10,44±0,44 9,13±0,19 +12,55

4. Упор присев -упор лежа (кол-во раз) 3,43±0,11 4±0,11 +16,62

5. Отпускание палки - реакция (см) 33±0,69 30,6±0,56 +7,27

Тестовое упражнение Результат (М±т)

1. Стойка на одной ноге (с) 19,72±0,36

2. Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь) (м) 13,39±0,28

3. Челночный бег (с) 9,13±0,19

4. Упор присев - упор лежа (очки) 4±0,11

5. Отпускание палки - реакция (см) 30,6±0,56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.