го потенциала, самореализация через восприятие первоочередной жизненной ценности (здоровья).
Таким образом, в наших исследованиях мы исходим из следующих положений.
1. Реализацию здоровьесберегающего поведения должен осуществлять военно-образовательный процесс, основной задачей которого является формирование гармонически развитой личности курсанта военного вуза, имеющего устоявшийся ценно-мотивационный базис, в котором здоровье и ЗОЖ выступают основой успешной военно-профессиональной деятельности.
2. Гуманизация военно-образовательного процесса в контексте формирования ЗОЖ является приоритетным направлением в современной военной педагогике и требует от педагога поиска наиболее оптимальных путей, способствующих раскрытию личностного потенциала через восприятие здоровья как первоочередной жизненной ценности.
3. Военно-образовательный процесс в военном вузе должен, в первую очередь, стать основой развития личности. На наш взгляд, выбор гуманистической стратегии, реализация личностно-ориентированного образования есть альтернативное направление в формировании ЗОЖ у курсантов военного вуза.
Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.
Prihodko P.N., Chastihin A.A. Formation of healthy way of life of cadets of military high school within the limits of humanistic strategy.
The problem of formation and development of principles of a healthy way of life (HWL) among cadets of military high school is considered. It is affirmed that the optimal approach in formation of HWL among cadets of military high schools is personally focused education within the limits of humanistic strategy.
Key words: healthy way of life; cadets of military high school; humanistic strategy.
УДК 615.825(075.8)
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
© Н.Г. Романова, В.Б. Болдырева, Г.И. Дерябина
Ключевые слова: двигательная активность; умственная отсталость; нервная система; высшие психические процессы; баскетбол; гибкость; выносливость.
В нашей стране и за рубежом накоплен большой положительный опыт по использованию различных видов двигательной активности для детей с нарушением интеллекта. Систематически выполняемые произвольные движения оказывают стимулирующее влияние на деятельность нервной системы, при этом за счет условно-рефлекторных связей в работу вовлекаются новые нервные механизмы. Положительно влияя на моторику, они, ко всему прочему, акцентировано воздействуют на функционирование и развитие высших психических процессов.
Особое внимание к проблеме умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалии ежегодно растет. Это обстоятельство требует создания условий для максимально возможной коррекции нарушений развития детей, их образования, профессионального обучения, поиска путей социализации и интеграции в обществе.
И в нашей стране, и за рубежом накоплен большой положительный опыт по использованию различных видов двигательной активности для детей с нарушением интеллекта.
В программах физического воспитания в специальных (коррекционных) школах особое внимание уделяется развитию координационных способностей, являющихся важной составной частью образовательного процесса, они рассматриваются как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного развития других физических способностей [1-4].
Особую ценность для умственно отсталых детей представляет игра в баскетбол, заключающаяся в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы занимающихся. Быстрая смена
игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции, нестандартности действий.
Систематически выполняемые произвольные движения оказывают стимулирующее влияние на деятельность нервной системы, при этом за счет условнорефлекторных связей в работу вовлекаются новые нервные механизмы. Положительно влияя на моторику, они, ко всему прочему, акцентировано воздействуют на функционирование и развитие высших психических процессов.
Цель исследования - оценить развитие координационных способностей у умственно отсталых детей, занимающихся баскетболом.
Исследование проводилось с сентября 2008 по май 2009 г. в Горельской специальной (коррекционной) школе-интернате УШ-го вида. В исследовании приняли участие школьники контрольной (17 человек) и экспериментальной (20 человек) групп в возрасте 13-14 лет. В работе использовался ряд тестов для оценки физической подготовленности детей, координационных способностей, специфических координационных способностей и технической подготовленности в баскетболе.
Исследование физической подготовленности детей Горельской школы-интерната показало, что все двигательные качества у этих детей в среднем оказались ниже нормативных значений для детей г. Тамбова.
Особенно низкий уровень развития зафиксирован для таких качеств, как гибкость, общая выносливость, скоростно-силовые способности.
Применяемая методика развития координационных способностей умственно отсталых детей оказала существенное влияние на развитие всех двигательных качеств у детей, о чем свидетельствуют сравнительные показатели от первого ко второму этапам исследования в первой - экспериментальной, и во второй - контрольной, группах испытуемых (табл. 1).
В контрольной группе отмечалась некоторая положительная динамика изучаемых параметров, однако отличия были недостоверны.
Таблица 1
Среднестатистические показатели физической подготовленности подростков экспериментальной и контрольной групп
Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа
1 (М±а) 2 (М±а) 1-2 Д % 1 (М±а) 2 (М±а) 1-2 Д %
1. Бег на 30 м, с 5,73±0,19 5,49±0,21 -4,2* 5,8±0,3 5,6±0,3 -3,5
2. Прыжок в длину, см 176,5±13,87 185,0±12,77 4,8* 176,0±9,7 180,0±9,4 2,2
3. Челночный бег, 3x10 м, мин 8,56±0,22 8,42±0,22 -1,6* 8,55±0,16 8,45±0,14 -1,2
4. 6-минутный бег, м 1052,45±177,32 1186,0±233,59 12,6* 1043,24±106,05 1104,41±100,67 5,8
5. Наклон вперед из положения сидя, см 4,50±1,67 5,65±1,87 25,5* 4,47±1,77 5,35±1,73 19,6
6. Подъем туловища из положения лежа на спине, кол-во раз 21,65±2,5 23,7±2,75 9,4* 21,88±1,9 23,06±1,78 5,3
Примечание. * - изменения достоверны по /-критерию Стьюдента, (р < 0,05); 1 - первый этап исследования; 2 - второй этап исследования.
Таблица 2
Среднестатистические показатели координационных способностей подростков экспериментальной и контрольной групп
Тесты Экспе риментальная группа Контрольная группа
1 (М ± а) 2 (М ± а) Д 1-2 % 1 (М ± а) 2 (М ± а) Д 1-2 %
1. Челночный бег, 3x10 м, мин 8,56 ± 0,22 8,42 ± 0,22 -1,6* 8,55 ± 0,16 8,45 ± 0,14 -1,2
2. Три кувырка вперед (с) 4,47 ± 0,32 4,27 ± 0,30 * ,5 -4, 4,46 ± 0,28 4,33 ± 0,24 -3,0
3. Метание теннисного мяча (м) 30,50 ± 4,07 33,10 ± 3,64 8,52* 31,88 ± 3,2 33,82 ± 2,98 6,0
4. Прыжки вниз на разметку (см) 6,55 ± 3,50 4,60 ± 0,56 -29,8* 6,35 ± 3,41 5,59 ± 3,00 -11,9
5. Отпускание палки (см) 20,60 ± 4,65 17,80 ± 4,11 -13,6* 21,41 ± 4,44 19,2 ± 3,87 -10,0
6. Стойка на одной ноге (с) 39,63 ± 9,5 46,63 ± 10,43 17,48* 40,83 ± 7,56 42,81 ± 6,87 4,8
7. Упор присев - упор лежа (кол-во раз) 12,85 ± 2,32 14,55 ± 2,74 13,2* 12,71 ± 2,17 14,00 ± 1,94 9,1
Примечание. * - изменения достоверны по /-критерию Стьюдента, (р < 0,05); 1 - первый этап исследования; 2 - второй этап исследования.
В экспериментальной группе на втором этапе исследования произошло значительное достоверное изменение показателей физической подготовленности подростков по всем изучаемым признакам. Особенно улучшилась гибкость (Д = 25,5 %, р < 0,05), общая выносливость (Д = 12,6 %, р < 0,05), координационная способность улучшилась на 1,6 % (р < 0,05). В работе наибольшее внимание уделялось изучению координационных способностей умственно отсталых детей, поскольку это физическое качество особенно медленно развивается у детей с данным нарушением психического развития.
С этой целью применялись тесты для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям, и тесты для оценки специфических координационных способностей (табл. 2).
За период исследования улучшились показатели в челночном беге и в метании теннисного мяча на дальность (целостные двигательные действия).
Применяемые средства физического развития умственно отсталых детей способствовали значительному улучшению показателя специфических координационных способностей. О чем свидетельствуют результаты проведения пробы - прыжки вниз на разметку (способность к кинестезическому дифференцированию). Среднегрупповой показатель в исходном состоянии для контрольной и экспериментальной групп не имел существенных различий и оценивался как «удовлетворительный» На втором этапе исследования способность к дифференцировке значительно улучшилась, особенно для детей экспериментальной группы (Д = -29,8 %, р < 0,05).
Способность к комплексной реакции оценивалась по результатам теста - отпускание палки. В экспериментальной группе, от первого ко второму этапам исследования, среднее расстояние от нижнего края палки до места хвата сократилось на 13,6 % (р < 0,05), а в контрольной группе эта разница была меньше (Д = = 10 %) и недостоверна.
Важнейшим компонентом координационных способностей человека является возможность длительное время поддерживать равновесие. Для оценки статического равновесия применялась проба - стойка на одной ноге. В исходном состоянии среднегрупповые результаты по этой пробе в экспериментальной и контрольной группах практически не отличались, на втором этапе исследования подростки экспериментальной группы в среднем поддерживали равновесие на 5,7 с дольше, чем дети контрольной группы, отличие в экспериментальной группе по сравнению с исходным уровнем составило 17,48 %, а в контрольной группе -
0,8 %.
Координация движений невозможна без четкого согласования движений. Для оценки согласованности движений использовалась проба - упор присев - упор лежа. Определялось количество очков по количеству выполняемых движений за 10 с. На первом этапе среднегрупповые показатели в обеих исследуемых группах были идентичны. На втором этапе исследования прирост изучаемого показателя составил 13,2 % (р < 0,05), а в контрольной группе изменения были недостоверны (Д = 9,1 %).
Таким образом, в экспериментальной группе детей применяемые средства физической культуры положительно повлияли на развитие различных проявлений координационных способностей. Специальные физические упражнения улучшили координацию целостных двигательных действий, улучшилась способность к кинестезическому дифференцированию, способность совершать комплексные двигательные реакции, улучшилась способность удерживать равновесие и способность к согласованию движений.
В контрольной группе с обычным объемом и характером физических упражнений в течение наблюдаемого периода изменение координационных способностей было мало выраженным и недостоверным.
Проведение тестов по оценке технической подготовленности в баскетболе показало значительное пре-
имущество по всем исследуемым параметрам подростков, занимающихся в группе специальной физической подготовки.
У этих подростков значительно улучшились не только показатели специальной подготовленности, но и показатели общей физической подготовленности, и, особенно, координационная способность, что является наиболее существенным для улучшения физического и психического здоровья подростков с умственной отсталостью.
ВЫВОДЫ
1. Применяемые средства физической культуры оказали существенное влияние на развитие всех двигательных качеств, но особенно выраженно изменилась гибкость, выносливость, координационная способность.
2. Исследование различных проявлений координационных способностей выявило улучшение координации целостных двигательных действий, кинестезиче-ской дифференцировки, способности совершать комплексные двигательные реакции, улучшилась способность удерживать равновесие и способность к согласованию движений.
3. Проведение тестов по оценке технической подготовленности в баскетболе показало значительное преимущество по всем исследуемым параметрам подростков, занимающихся в экспериментальной группе. В этой группе значительно улучшились не только показатели специальной подготовленности, но и общая физическая подготовленность, и, особенно, различные проявления координационных способностей, что является наиболее существенным для улучшения физического и психического здоровья подростков с умственной отсталостью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астафьев Н.В., Михалев В.И. Физическое состояние умственно отсталых школьников: учеб. пособие. Омск: СибГАФК, 1996. 160 с.
2. Бабенкова Р.Д., Боброва Л.И. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития (глухих, умственно-отсталых и с церебральным параличом) // Дефектология. М., 1983. № 5. С. 129133.
3. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: метод. пособие. М.: Советский спорт, 2004. 96 с.
4. Горская И.Ю., Синельникова Т.В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: учеб. пособие. Омск: Сиб. ГАФК НИИ ДЭУ, 1999. 80 с.
Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.
Romanova N.G., Boldyreva V.B., Deryabina G.I. To the question about improvement of motive quality among teenager with mental retardation.
In our country and overseas a big positive experience on use of different types of motive activity among children with intellect disturbance is accumulated. Regularly performed any types of movements make stimulating impact on nervous system activity, thus, at the expense of conditioned-reflex communications new nervous mechanisms are involved into work. Positively influencing on motility they also render an accented influence of the higher mental processes functioning and development.
Key words: motive activity; mental retardation; neural system; high psychic processes; basketball; flexibility; endurance.