ческого развития // Адаптивная физическая культура. 2001. № 3. С. 22-23.
2. Антонюк С.Д., Хватова М.В., Макарова Л.Н. Влияние направленной игротерапии на формирование сенсомоторного интеллекта у детей с проблемами в развитии // Адаптивная физическая культура. 2004. № 4. С. 11-13.
3. Антонюк С.Д., Астахов Д.Н., Стрекалов А.С. Реализация игровых методик в работе с деть-ми-инвалидами при индивидуальной и малогрупповой форме организации оздоровительно-коррекционных занятий // Культура физическая и здоровье. 2010. № 3. С. 73-74.
4. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М., 2002.
5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М., 2009.
6. Самыличев А.С., Олейник В.М. Физическое воспитание и умственная работоспособность учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1989. № 6. С. 31-35.
7. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2002.
8. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М., 1982. С. 129-139.
Поступила в редакцию 15.03.2012.
УДК 376.02
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ деятельности ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
С.Д. Антонюк, М.В. Князев
Antonyuk S.D., Knyazev М^. Formation of motor and cognitive activities of children of middle school age with mental deficiency in the course of integrated physical activities. The article considers features of formation of motor and cognitive activity of children of 12-14 years old with mental deficiency in the context of their further socialization. It is presented results of the experimental work which has been carried out with the use of playing techniques with elements of sports games in the course of integrated physical activities.
Key words: children with mental deficiency, formation of motor and cognitive activity, game orientation, health-improving and correctional work, integrated physical activities.
Среди всех детей-инвалидов в России доля детей с проблемами интеллектуального развития составляет около 14%. Иными словами, каждый седьмой ребенок-инвалид имеет диагноз «умственная отсталость». По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования МО РФ, из 600 тыс. общего количества учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов 60% составляют дети с умственной отсталостью.
Понятие «умственно отсталый ребенок» охватывает разнообразный по составу контингент детского населения, отличительной особенностью которого является наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Нарушение интеллекта в большинстве случаев сопровождается аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, так как именно двигательная деятельность осуществляет ту связь с окружающим миром, которая лежит в основе развития познавательных процессов [1].
Учащиеся среднего школьного возраста (12-14 лет) с умственной отсталостью находятся на предпубертатном и пубертатном этапах развития, именно в этом возрасте происходит активное развитие их двигательных и познавательных способностей. Имеющие место нарушения двигательной сферы у детей с умственной отсталостью школьного возраста препятствуют в дальнейшем приобретению необходимого двигательного опыта, что, в свою очередь, накладывает отпечаток не только на физическое развитие, но также сказывается на развитии познавательной деятельности и процессе социализации личности данной категории детей [2, 3, 5].
В связи с этим необходимо целенаправленное взаимосвязанное формирование двигательной и познавательной деятельности детей 12-14 лет с умственной отсталостью, что будет способствовать их дальнейшей социальной интеграции в общество.
В теории и практике адаптивной физической культуры в последние годы идет интен-
сивный процесс разработки коррекционнооздоровительных методик, соответствующих современному уровню развития знаний, способствующих индивидуализации процесса физической подготовленности детей с умственной отсталостью [2, 4].
Вместе с тем, большая часть исследований (С.Д. Антонюк, С.И. Веневцев, А.А. Дмитриев,
Н.Л. Литош и др.) касается частных вопросов организации и содержания адаптивного физического воспитания данной категории детей (развитие координационных способностей, скоростных и силовых способностей и т.д.). В работах, посвященных формированию познавательных способностей школьников с умственной отсталостью (М.А. Кулагин, О.В. Литовченко, И.В. Стародубцева и др.), в основном освящаются вопросы формирования основных познавательных функций (память, внимание, мышление и т.д.), социальной адаптации и готовности к обучению в специальной (коррекционной) школе.
В связи с вышесказанным необходим поиск эффективных форм, методов и средств формирования двигательной и познавательной деятельности детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью. Одной из таких форм могут стать интегрированные физкультурные занятия, обладающие значительными возможностями для эффективного формирования исследуемых видов деятельности учащихся с умственной отсталостью.
В современной педагогике имеется ряд исследований, направленных на решение образовательных задач с применением интегрированных занятий. Несмотря на то, что интегрированные физкультурные занятия обладают значительной коррекционной, развивающей, образовательной и оздоровительной эффективностью, в настоящее время в адаптивной физической культуре и коррекционной педагогике отсутствуют работы, касающиеся эффективности использования их возможностей в коррекционнооздоровительном процессе детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью [1, 6, 7].
В связи с этим актуальным является теоретическое обоснование и практическая разработка методики интегрированных физкультурных занятий, способствующих со-
пряженному формированию двигательной и познавательной деятельности детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью. Умственная отсталость является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы [7].
В работах В.М. Мозговой, А.А. Дмитриева показано, что умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все» [5].
Для того, чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики, но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с умственной отсталостью, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от детей с задержкой психического развития.
Познавательная сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и в не ее. Умственно отсталые пусть не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей, в той или иной степени регулируют свои внутренние переживания, устанавливают определенные отношения и контакты, в основном правильно ведут себя в коллективе. А это значит, что в эмоциональном развитии умственно отсталых детей за время школьного обучения происходят большие положительные сдвиги [3, 6].
Изучение двигательной сферы в формировании познавательной сферы умственно
отсталых детей интересно не только с позиций определения прямых коррекционных воздействий, но и также с позиций возможности влияния на высшие психические функции данной категории детей через движение.
В исследованиях Н.В. Астафьева было убедительно доказано, что понятие «физическая культура» многоаспектно по своему содержанию и может быть охарактеризовано с результативной, деятельной, ценностной и функциональной сторон. Наиболее существенными признаками его содержания являются деятельность по освоению двигательного и духовного опыта, передача его из поколения в поколение; деятельность, направленная на совершенствование сущностных сил человека; ценностный аспект в сфере физического совершенствования; функциональный аспект, связанный с выявлением роли и места физической культуры в жизни общества [3].
Целью воспитания и обучения умственно отсталых школьников является приобретение ими знаний, умений, навыков и воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни, считает профессор Н.В. Астафьев. В то же время необходимо учитывать тот факт, что социальная адаптация умственно отсталых школьников реализуется, в определяющей мере, посредством их участия не только в физкультурно-спортивной деятельности, но в общественно-полезном труде.
Предлагаемая нами методика направлена не только на повышение уровня двигательной активности умственно отсталых детей среднего школьного возраста, но и на более активное формирование их познавательной сферы, что, по нашему мнению, существенно повысит уровень их функциональных возможностей и будет способствовать повышению уровня их социализации с обществом.
Исходя из определенных теоретико-методологических и методических положений, в ходе изучения данной проблемы была разработана методика, основанная на применении интегрированных физкультурных занятий, направленных на формирование двигательной и познавательной деятельно-
сти учащихся 12-14 лет с умственной отсталостью.
В нашем исследовании интеграция понимается как процесс, направленный на достижение целостности и единства в развитии ребенка с умственной отсталостью. Интеграция двигательной и познавательной деятельности данной категории детей характеризуется сближением, объединением в целое, взаимным приспособлением содержания различных разделов программы специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида при достижении внутреннего (ценностноориентационного) единства. Коррекционнооздоровительные занятия, построенные на основе интеграции, характеризуются спецификой учебного материала, которая выражена в виде комплекса информации из различных учебных дисциплин.
Учебный процесс детей с умственной отсталостью строится на основе учебного плана, который предназначен для реализации образовательных программ и служит организационно-методическим основанием для осуществления учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающегося, набор образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по учебным дисциплинам на каждом году обучения, и реализуется в течение 6-ти дневной учебной недели.
Для изучения физической подготовленности школьников с умственной отсталостью, характеризующей их двигательные способности, нами были использованы знакомые и наиболее простые педагогические тесты для оценки двигательных качеств, рекомендованные программой по физическому воспитанию, например; скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места; координационные способности - челночный бег 3х10 метров; сила мышц - подъем туловища в сед за 30 секунд (из и.п. - лежа на спине); гибкость - наклон вперед, из положения стоя на скамейке.
Исследования, направленные на изучение физических качеств умственно отсталых детей, показали, что умственно отсталые дети в наибольшей степени отстают в развитии
координационных способностей, что в значительной степени определяет уровень двигательных возможностей конкретного ребенка. Отклонения умственно отсталых детей в развитии координационных способностей являются причиной их специфической моторики.
Развитие познавательных процессов детей с умственной отсталостью является важным условием их коррекционного обучения. Умственно отсталый ребенок характеризуется общим недоразвитием мыслительных способностей, которые, естественно, формируются у него с большими задержками. Общество же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно исследовать вопросы формирования и коррекции познавательных процессов, интереса к учебе у детей с проблемами интеллектуального развития.
Наши исследования показали, что наиболее ярко выраженная особенность умственно отсталых детей - это глубокое недоразвитие познавательных процессов. Для данной категории детей характерно наличие патологических черт в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; у них проявляются трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности [2].
Мы выявили, что детям с проблемами интеллектуального развития свойственно нарушение всех операций мышления (слабость аналитико-синтетической деятельности, низкая способность к отвлечению и обобщению, сравнение с опорой на несущественные признаки и т.д.). При этом темп мышления данной категории детей существенно замедлен. Наибольшие нарушения отмечаются в словесно-логическом мышлении, наиболее сохраненным является нагляднодейственное мышление.
Предлагаемая нами интегративная оздоровительно-коррекционная методика направлена не только на повышение уровня двигательной активности умственно отсталых детей среднего школьного возраста, что, по нашему мнению, существенно повысит уровень их функциональных возможностей, но и на более активное формирование их познавательной сферы, что будет
способствовать повышению уровня их социализации в общество.
Оздоровительно-коррекционная работа, направленная на формирование двигательной и познавательной сферы, данной категорией детей среднего школьного возраста реализуется в трех организационных формах: обязательной (урочной), бытовой и дополнительной.
В основе оздоровительно-коррекционной работы с данным контингентом детей мы предложили использовать игровые методики с элементами спортивных игр. Основой их явились программы спортивных игр, реализуемых в «Специальной Олимпиаде», спортивном движении людей с проблемами интеллектуального развития, которые имеют апробированные методики реализации спортивных дисциплин в оздоровительнокоррекционной работе с данной категорией людей.
Успешному формированию двигательной и познавательной деятельности учащихся 12-14 лет с умственной отсталостью в процессе интегрированных физкультурных занятий способствуют следующие организационно-методические особенности:
- взаимосвязанное решение основных задач адаптивной физической культуры: коррекционной, развивающей, образовательной и оздоровительной в процессе интегрированных физкультурных занятий;
- использование адекватных средств адаптивной физической культуры, направленных на решение задач, стоящих перед предложенной методикой;
- реализация основных положений личностно ориентированного подхода в работе с учащимися с умственной отсталостью;
- необходимость выявления уровня развития двигательных и познавательных способностей данного контингента учащихся;
- формирование учебной группы для занятий физической культурой с учетом выявленного уровня развития их двигательных и познавательных способностей;
- использование времени, отведенного для свободной деятельности учащихся, для организованных интегрированных физкультурных занятий, направленных на формирование двигательной и познавательной деятельности данной категории учащихся;
- включение упражнений, способствующих формированию правильной осанки, упражнений, различных по направлению в пространстве, из различных исходных положений, а также сочетание известных для учащихся движений с элементами новых физических упражнений;
- учет не только физических, но и психических нагрузок - умственной и психоэмоциональной напряженности деятельности, которая возникает в процессе интегрированных физкультурных занятий;
- исключение стрессовых ситуаций в процессе проведения интегрированных физкультурных занятий и обеспечение во время их проведения максимальной положительной эмоциональной мотивации;
- гибкий график проведения оздоровительно-коррекционной работы в школе-интернате с учетом психофизического состояния конкретного учащегося, как в структуре основных, так и дополнительных занятий;
- обеспечение учета физиологических основ чередования нагрузки, как физической, так и умственной с позиции теории «активного отдыха»;
- организация постоянного медикопедагогического контроля и др.;
- привлечение к ознакомительному участию в реализации предложенной методики детей с умственной отсталостью младшего возраста;
- формирование представлений об основах здорового образа жизни и основах безопасности жизнедеятельности учащихся, а также об элементах самоконтроля за состоянием своего здоровья.
При реализации предложенной оздоровительно-коррекционной методики выявлено следующее:
- объем физической нагрузки у мальчиков и девочек 12 лет должен составлять 40-50 мин двигательной деятельности ежедневно, при этом они должны преодолевать 1,5-2,5 км. У 13-летних мальчиков объем физической нагрузки должен составлять 60-75 мин ежедневно, при этом они должны преодолевать 2,5-3,0 км. У девочек 13 лет объем физической нагрузки должен составлять 60-70 мин ежедневно, при этом они должны преодолевать 2,0-2,5 км. У мальчиков 14 лет объем физической нагрузки дол-
жен составлять 80-90 мин ежедневно, при этом они должны преодолевать 3,0-3,5 км. Девочки 14 лет должны иметь объем физической нагрузки, составляющий 75-80 мин ежедневно, при этом они должны преодолевать 2,5-3,0 км;
- интенсивность физической нагрузки у мальчиков и девочек 12-13 лет должна выполняться на уровне умеренной мощности при ЧСС 130-140 уд./мин и носить оздоровительный характер, в то время как у учащихся 14 лет при выполнении физической нагрузки умеренной мощности нагрузка должна иметь тренировочный характер и выполняться при пульсе 140-150 уд./мин;
- объем и интенсивность умственной нагрузки должны определяться по субъективным эмоциональным ощущения (желанием выполнять - не выполнять, нравится - не нравится, хочу делать - не хочу делать), но при этом умственная нагрузка для данной категории детей не должна быть эмоционально напряженной и вызывать умственное утомление и перенапряжение;
- задания на развитие познавательных способностей должны выполняться в перерывах между физическими упражнениями в форме «активного отдыха», и их продолжительность не должна превышать 30-40 мин у 12-летних учащихся, 20-30 мин у 13-летних учащихся и 15-20 мин у учащихся 14 лет. Общий объем одного интегрированного физкультурного занятия должен составлять не более 80-90 мин.
В результате применения экспериментальной методики: увеличился уровень двигательной активности учащихся 12-14 лет с умственной отсталостью, что выразилось в увеличении динамической составляющей общего режима дня, в среднем она составила 37,3% при 62,75 статической нагрузки;
- выявлены положительные тенденции влияния на состояние осанки, в основном у учащихся 12-13 лет, у 78,5% которых выявлено улучшение осанки и приближение ее к норме;
- изменились основные индексы, характеризующие показатели физического состояния, также проявили положительные тенденции: индекс Кетле у детей экспериментальной группы приблизился к средней величине, что свидетельствует о гармонич-
ности физического развития детей экспериментальной группы; улучшился индекс Шаповаловой, у детей 12 лет в среднем на 9,4%, у детей 13 лет - на 7,4%, а у 14-летних учащихся - на 12,2%; наиболее существенно изменился индекс Руфье, у детей 12 лет в среднем на 8,4%, у детей 13 лет - на 12,7%, а у 14-летних детей - на 10,1%, что свидетельствует о положительном влиянии предложенной нами методики, в первую очередь, двигательной составляющей на сердечнососудистую систему учащихся.
1. Антонюк С.Д., Стрекалов А.С. Содержание адаптивного физкультурного образования детей с проблемами в состоянии здоровья и развития // Культура физическая и здоровье. 2008. № 16. С. 73-77.
2. Антонюк С.Д., Рубцова Н.О., Стрекалов А.С., Рубцов А.В. К вопросу о целенаправленном формировании и контроле двигательных способностей инвалидов средствами адаптивной физической культуры // Вестник Тамбовского
государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. Вып. 9 (101). С. 110-115.
3. Астафьев Н.В. Дополнительное физкультурно-спортивное образование умственно отсталых школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1997.
4. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. М., 2006.
5. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987.
6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1999. № 5. С. 25-34.
7. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология. 1997. № 1. С. 15-22.
Поступила в редакцию 21.02.2012.
УДК 796.011
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В.Л. Лернер, М.Р. Грачев
Lemer V.L., Grachev M.R. The use of correctional and development of mobile games in the adaptive physical recreation of children with mental deficiency. The article considers advantages of use of mobile games in the correctional development work with mentally retarded children; it is also considered main secondary deviations of children of this nosological group; it is described the content of activities of sports and health-improving orientation with mental retarded children; it is analyzed the level of development of coordination abilities of children with mental deficiency, carried out the comparative analysis of indicators.
Key words: adaptive motor recreation, game techniques, mental deficiency, coordination abilities.
В последние годы в России наиболее грозным явлением стал значительный рост детей-инвалидов. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические, экологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей. Чаще всего - это задержка психического развития, умственная отсталость. Умственно отсталые дети страдают наличием необратимого дефекта ткани коры головного мозга, что отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка и формировании его личности.
Нарушение интеллекта в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, развития общей и речевой моторики. Малоподвижность, как вынужденная форма поведения воспитанников детских домов, приводит к гиподинамии и гипокинезии. Клинические наблюдения и практический опыт показывают, что умственно отсталые дети-сироты особенно нуждаются в повышении двигательной активности [5].