Научная статья на тему 'Развитие двигательных и познавательных способностей детей дошкольного возраста с умственной отсталостью на основе принципов индивидуализации и дифференциации их деятельности'

Развитие двигательных и познавательных способностей детей дошкольного возраста с умственной отсталостью на основе принципов индивидуализации и дифференциации их деятельности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
429
56
Поделиться
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Стрекалов Александр Сергеевич

Современные подходы к оздоровительно-коррекционной работе с детьми-инвалидами требуют некоторого переосмысления использования основных педагогических подходов в коррекционной педагогике и адаптивной физической культуре.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Стрекалов Александр Сергеевич,

MOTION AND COGNITIVE ABILITIES DEVELOPMENT OF MENTALLY DEFICIENT PRE-SCHOOL AGE CHILDREN BASED ON THEIR ACTIVITY INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION PRINCIPLES

Modern approaches in health-improving and correctional work with disabled children demand some reconsideration in the use of the main pedagogical approaches in correctional pedagogics and adaptive physical culture.

Текст научной работы на тему «Развитие двигательных и познавательных способностей детей дошкольного возраста с умственной отсталостью на основе принципов индивидуализации и дифференциации их деятельности»

УДК 796.311.42.21

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Александр Сергеевич СТРЕКАЛОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: aleksandrstrekalov@yandex.ru

Современные подходы к оздоровительно-коррекционной работе с детьми-инвалидами требуют некоторого переосмысления использования основных педагогических подходов в коррекционной педагогике и адаптивной физической культуре.

Ключевые слова: индивидуализация; дифференциация; оздоровительно-коррекционная работа; умственная отсталость.

Современное состояние здоровья детей выдвигает определенные требования к изучению их психосоматического статуса и поиску адекватных возрасту современных педагогических технологий коррекции нарушенного развития. Проблема индивидуального и дифференцированного подходов в

воспитании детей имеет довольно давнюю историю, ему уделяли внимание многие представители как русской прогрессивной педагогики, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходи-

мо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений [1].

Проблема индивидуального подхода успешно решалась с позиции психологии. Так, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку в процессе его воспитания и обучения.

Изучение связи закономерностей раннего развития детей с умственной отсталостью является одним из приоритетных направлений психолого-педагогических исследований. Особенно актуальна эта тема для разработок в области специальной психологии и коррекционной педагогики, где все очевиднее становится значимость максимально ранней диагностики трудностей развития и поиска адекватных раннему возрасту форм и содержания коррекционной помощи, а также определения возможностей профилактики тяжелых проявлений и последствий нарушенного развития. При решении задач коррекции и развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в основе большинства исследований лежат принципы индивидуального и дифференцированных подходов. Реализация этих подходов широко используется и в процессе адаптивного физического воспитания и адаптивной физической рекреации [2, с. 11-14].

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением центральной нервной системы находятся в детских домах социальной защиты,

где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.

Исследования А.Р. Лурия (1956), М.С. Певзнер (1963), В.И. Лубовского (1965), Б.И. Шостак (1973), Е.М. Мастюковой (1987) и других показали, что у умственно отсталых детей имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разба-лансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая познавательные процессы, эмоции, волю, личность в целом [3-6, с. 6-35].

Двигательная сфера - совокупность внешних проявлений активности человека в его взаимодействии с окружающей средой, выступающих в виде моторных реакций, психомоторных действий, психомоторной деятельности и двигательного поведения в целом, включая моторный облик [7].

Анализ двигательных способностей школьников с общим психическим недоразвитием, проведенный Н.Л. Литош (1998), показывает, что двигательные способности умственно отсталых мальчиков, подростков и юношей определяются в большей мере скоростно-силовыми качествами, в меньшей мере - силой мышц брюшного пресса и в наименьшей - развитием активной гибкости и силой мышц ног. Двигательные способности умственно отсталых девочек, подростков и девушек определяются в большей мере быстротой движений, скоростно-силовыми качествами и скоростной выносливостью, в меньшей мере - силой мышц ног [8].

Изучение особенностей сенсорно-перцептивной сферы умственно отсталых дошкольников А.А. Катаевой (А.А. Венгер) (1977) выявило характерную черту восприятия этой категории детей - способность выделять и дифференцировать внешние свойства предметов в тех случаях, когда восприятие является «целью» их деятельности. Если же восприятие становится «средством» для осуществления более обширной деятельности, умственно отсталые дети затрудняются в проведении даже элементарных сенсорных операций [9].

А.А. Катаева и Е.А. Стребелева (2005) определяют дошкольный возраст для детей с умственной отсталостью как начало развития

перцептивного действия. Так, исследователи считают пятый год жизни «переломным в развитии умственно отсталого ребенка», т. к. именно в этом возрасте формируется выбор предметов по образцу: по форме, цвету, величине и т. п. Таким образом, исследователи отмечают, что перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения отдельных эталонов [10].

Е.М. Мастюкова (1978, 1997 (2004)) и другие определяют, что моторное развитие, а Л.С. Выготский (1983), В.М. Астапов (1994) и другие - что психическое развитие в целом протекают по единому закону, однако развитие умственно отсталого ребенка имеет и ряд собственных закономерностей. А.А. Катаева (1972, 1977), Е.А. Стребелева (1992, 2005), И.М. Яковлева (2006) отмечают, что развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни характеризуется низкими темпами и качественными особенностями [9-12].

Но в тоже время, несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы интеграции развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях.

С.И. Гессеном был обоснован феномен двойственности целей любой деятельности, в том числе педагогической. Одни цели, по его мнению, являются задачами, допускающими полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные - являются заведомо недостижимыми. Они указывают путь, по которому можно продвигаться в бесконечном прогрессе, но пройти который до конца никому не дано [13]. Рассматривая этот феномен применительно к детям дошкольного возраста с умственной отсталостью, можно предположить, что двойственность в оздоровительно-коррекционной работе с данной категорией детей заключается в том, что само коррекционное воздействие оказывает влияние как на двигательную, так и на познавательную сферу детей с умственной отсталостью.

В качестве примера следует привести результаты воздействия на двигательную и познавательную сферу детей дошкольного воз-

раста с умственной отсталостью, проведенного автором статьи в рамках педагогического эксперимента на базе специального (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения VIII вида (рис. 1).

Общий принцип индивидуализации обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» являются по существу тождественными.

Использование принципов индивидуализации и дифференциации в процессе коррекционного обучения создает возможности для развития целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует элементы прогрессивного педагогического мышления у педагогов [6].

Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в процессе коррекционного обучения, преподаватель должен видеть динамику роста воспитанника, учитывать его и в то же время наглядно представлять себе возможности коллективной работы с различными группами детей, возможности выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

Известно, что при интеллектуальном недоразвитии для детей дошкольного возраста затруднительна, а иногда и невозможна опора в обучении на мыслительную и речевую деятельность, а эффективную основу для обучения ребенка составляют сенсорные каналы получения информации. С.В. Шевченко (1999) указывает, что именно поэтому на первом месте среди задач коррекционноразвивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при их подготовке к обучению в школе стоит сенсорное развитие. В своем исследовании мы широко использовали малоподвижные игры и подвижные игры, что, по нашему мнению, способствует развитию не только двигательной, но и познавательной сферы [14].

Рис. 1. Взаимосвязь двигательного и познавательного воздействия в процессе коррекционной работы

Главным методическим требованием наших исследований являлось выполнение двигательных и познавательных заданий с опорой на сенсорную информацию, с постоянной проверкой детьми правильности выполнения движений через проприоцептивные и тактильные ощущения.

Для развития мелкой моторики кисти применялись пальчиковая гимнастика, игры и различные виды занятий, побуждающие детей к тонкой манипулятивной деятельности. Основной методический прием при этом заключался в тренировке всех трех видов движений кисти - сжатия, растяжения и расслабления, и в использовании изолированных движений каждого из пальцев.

Дифференцированный подход в процессе коррекционно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания коррекционно-оздоровительной работы,

постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ребенка.

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: основы неэнтропийной теории онтогенеза. М., 1982.

2. Антонюк С.Д., Хватова М.В., Макарова Л.Н.

Влияние направленной игротерапии на формирование сенсомоторного интеллекта детей с проблемами в развитии // Адаптивная физическая культура: научно-методический

журнал. 2004. № 4 (20).

3. Бобошко В.В. Коррекция физического развития и двигательных нарушений у умственно отсталых дошкольников старшей группы средствами физического воспитания: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991.

4. Загузова С.А. Комплексная коррекция двигательных и функциональных нарушений умственно отсталых школьников в процессе дополнительных физкультурных занятий: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.

5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962.

6. Певзнер М. С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении // Учащиеся вспомогательной школы. М., 1979.

7. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. М., 2008.

8. Литош Н.Л. Спортивная подготовка умственно отсталых школьников в легкоатлетическом многоборье: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 1998.

9. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых). М., 1977.

10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2005.

11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 2004 (1997).

12. Мозговой В.М., Яковлева И.М., ЕреминаА.А. Основы олигофренопедагогики. М., 2006.

13. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М., 1995.

14. Шевченко С.В. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе // Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М., 1999.

Поступила в редакцию 14.11.2011 г.

UDC 796.311.42.21

MOTION AND COGNITIVE ABILITIES DEVELOPMENT OF MENTALLY DEFICIENT PRE-SCHOOL AGE CHILDREN BASED ON THEIR ACTIVITY INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION PRINCIPLES

Aleksander Sergeyevich STREKALOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: aleksandrstrekalov@yandex.ru

Modern approaches in health-improving and correctional work with disabled children demand some reconsideration in the use of the main pedagogical approaches in correctional pedagogics and adaptive physical culture.

Key words: individualization; differentiation; health-improving and correctional work; mental deficiency.