Научная статья на тему 'Коррекция психофизического статуса детей 13-14 лет с умственной отсталостью, занимающихся футболом'

Коррекция психофизического статуса детей 13-14 лет с умственной отсталостью, занимающихся футболом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
297
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Китманов В. А., Рязанов А. А.

Correction of psychophysical status of 13-14 year old children with mental disabilities going in for football. The article investigates the health level of children with mental deficiencies. The author suggests introducing additional sport classes with elements of football for mentally deficient schoolchildren. These classes are supposed to enable them mastering the basic elements of a game, but also they are to stimulate the improvement of physical condition, physical training, correction of psychomotor abilities and upgrading the level of social adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Китманов В. А., Рязанов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция психофизического статуса детей 13-14 лет с умственной отсталостью, занимающихся футболом»

УДК318.1+196/199

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ

© В.А. Китманов, А.А. Рязанов

Kitmanov V.A., Ryazanov A.A. Correction of psychophysical status of 13-14 year old children with mental disabilities going in for football. The article investigates the health level of children with mental deficiencies. The author suggests introducing additional sport classes with elements of football for mentally deficient schoolchildren. These classes are supposed to enable them mastering the basic elements of a game, but also they are to stimulate the improvement of physical condition, physical training, correction of psychomotor abilities and upgrading the level of social adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Изучением особенностей развития умственно отсталых детей занимались такие специалисты, как Л. С. Выготский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.И. Ростя-гаилова, Е.М. Мастюкова и др.

При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы у ребенка нет, и он практически здоров. Особенности психического развития детей-олигофренов в значительной мере сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи. Различия в нарушении психики, обусловленные разным характером заболевания, как бы перекрываются сходными условиями психического развития, поэтому дети-олигофрены представляют, в известной мере, однотипную с психологической точки зрения группу [1].

Психическое развитие умственно отсталого ребенка протекает с большими отклонениями и отличается замедленными темпами развития. У этих детей отмечается существенное недоразвитие моторики, плохо развиты речь, восприятие, мышление, память. Однако при правильной организации жизни умственно отсталых детей, при специальном воспитательном и учебном процессе многие дефекты развития могут быть скорректированы и предупреждены.

У детей с умственной отсталостью уровень развития моторики соответствует уровню развития интеллекта. Формирование двигательного навыка олигофренов имеет прямую связь с уровнем развития познавательной деятельности [2].

В.В. Клименко [3] утверждает, что психомоторные способности зарождаются во взаимодействии человека с предметом действия. Основу психомоторных способностей человека составляют природные свойства его мыслящего тела. Тем не менее, их формирование происходит в процессе обучения и тренировки.

Для оценки здоровья детей в процессе физического воспитания большое значение имеет изучение физического развития, так как его гармоничность - один из важнейших показателей здоровья. Динамика физического развития отражает влияние физических упраж-

нений на процессы роста, состояние функциональных систем организма [4].

Однако в литературе имеются противоречивые сведения о физическом состоянии умственно отсталых детей. Обнаружены самые разнообразные нарушения в физическом развитии и моторике этих детей. В то же время М.С. Певзнер [5] не отмечает различий физического состояния у детей с поврежденным и нормальным интеллектом.

А.А. Плешаков [6] объясняет это несовершенством и отсутствием всесторонних исследований физического развития детей исследуемой категории с учетом возраста и пола.

А. А. Дмитриев [7] выявил, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких дети с ограниченным интеллектом отстают от нормально развивающихся сверстников, хотя некоторые из них могут превосходить средние данные учащихся массовых школ.

А.С. Самыличев [8], Е.С. Черник [9] соотносят коррекцию нарушений с целенаправленным развитием двигательных качеств, так как коррекцию двигательных нарушений у детей-олигофренов нельзя рассматривать в отрыве от развития двигательных способностей, поскольку исправление двигательных нарушений с помощью физических упражнений будет способствовать развитию определенных двигательных качеств. Физические качества, как известно, играют важную роль в осуществлении трудовой и бытовой деятельности как у нормальных, так и у аномальных детей. Исследователи, занимающиеся изучением этого вопроса, применительно к умственно отсталым школьникам указывают на снижение уровня развития физических качеств по сравнению с учащимися массовых школ.

Специалисты в этой области [7, с. 2; 8, с. 2; 10] установили, что дети с нарушением интеллекта имеют общие закономерности в развитии двигательной сферы, сходные с учениками массовых школ, но вместе с тем они выявили и ряд особенностей, требующих разработки методических подходов с целью устранения отклонений и повышения уровня общефизического развития и двигательных способностей.

Нарушения двигательной сферы, по утверждению Н.А. Козленко [11], являются одной из причин, кото-

рые затрудняют формирование у детей с умственной отсталостью двигательных умений и навыков, препятствуют обучению их рисованию, письму, ручному труду, навыкам самообслуживания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование организовано на базе Горельской коррекционной школы-интерната Тамбовской области. На его начальном этапе была собрана и сгруппирована информация о психофизическом состоянии умственно отсталых школьников 13-14 лет.

Основная часть показателей получена в тестах, состоящих их двух групп: тесты психомоторных качеств; тесты физического развития и физической подготовленности.

Тесты психомоторных качеств. В ходе эксперимента нами определялось время моторной реакции на движущийся объект - падающую линейку. Объем внимания определялся зрительно-поисковой реакцией (ЗПР) при помощи таблиц Шульте. Теппинг-тест применялся для исследования мелкой моторики руки и быстроты движений.

Физическое развитие детей с нарушением интеллекта определялось по морфологическим показателям: массы тела (кг), длины тела (см), окружности грудной клетки в покое (ОГКпок. (см)), спирометрии (млл).

Развитие физических качеств изучено посредством спортивно-педагогического тестирования: скоростных способностей - бег 30 метров (с); скоростно-силовых показателей - прыжок в длину с места (см) и высоту с места (см); силовых способностей - подъем туловища из исходного положения лежа на спине (количество раз за 30 с); гибкости - по способности выполнять наклон вперед из положения сидя (см); координационных способностей - челночный бег 3x10 метров (с); выносливости - 6-минутный бег (м).

Следующим этапом исследования было проведение основного педагогического эксперимента. В целях его организации созданы практически однородные экспериментальная и контрольная группы, в каждую из которых вошло по 14 человек. Экспериментальная группа занималась по предлагаемой нами методике, включающей в себя дополнительные физкультурные занятия футболом в объеме 3-х часов в неделю. В контрольной группе занятия проводились в том же объеме, но по методике, ориентированной на ОФП.

На заключительном этапе исследования осуществлялось завершение всех видов экспериментальной работы, анализ результатов и их интерпретация.

Результаты, полученные в ходе эксперимента, приведены в табл. 1-3.

Таблица 1

Изменение показателей физического развития в опытной и контрольной группах в ходе эксперимента

№ п/п Показатели физического развития Группы Этапы эксперимента Ґ Р

начало конец

М +т М +т

1 Длина тела (см) контр. 152,8 1,61 155,9 1,54 1,378 > 0,05

опыт. 151,4 1,76 154,7 1,94 1,254 > 0,05

2 Масса тела (кг) контр. 39,3 1,26 42,6 1,26 1,843 > 0,05

опыт. 38,9 1,27 42,5 1,21 2,06 < 0,05

3 ОГК (см) контр. 72,4 0,96 75,6 0,80 2,503 < 0,05

опыт. 72 1,13 75,5 1,28 2,048 < 0,05

4 Спирометрия контр. 2271,4 93,13 2457,1 88,15 1,448 > 0,05

опыт. 2257,1 99,84 2475 123,01 1,375 > 0,05

Таблица 2

Показатели физической подготовленности по окончании эксперимента в опытной и контрольной группах

№ п/п Тесты Группы Ґ Р

опытная контрольная

М +т М +т

1 Бег 30 м (с) 5,6 0,14 6,2 0,13 3,256 <0,05

2 Прыжок в длину с места (см) 191,1 4,23 181,9 3,27 1,710 > 0,05

3 Прыжок в высоту с места (см) 33,6 1,77 29,2 1,01 2,176 < 0,05

4 Челночный бег 3x10 м (с) 7,9 0,15 8,4 0,12 2,784 < 0,05

5 Подъем туловища из и.п. лежа на спине (кол. раз) 24,1 0,96 20,7 0,65 2,901 < 0,05

6 Наклон вперед из и.п. сидя ноги врозь (см) 3,4 1,02 1,5 0,8 1,490 > 0,05

7 6-минутный бег (м) 1245 16,33 1148,6 15,47 4,286 < 0,05

Таблица 3

Изменение психомоторных показателей в контрольной и опытной группах в ходе педагогического эксперимента

№ п/п Тесты Группы Этапы эксперимента Г Р

начало конец

М +т М +т

1 Объем внимания (с) контр. 69,9 2,54 67,7 2,54 0,616 > 0,05

опыт. 68,2 2,72 56,9 2,74 2,942 < 0,05

2 Реакция на движущийся объект (см) контр. 14,5 0,43 13,4 0,37 1,883 > 0,05

опыт. 14,7 0,60 12,8 0,48 2,513 < 0,05

3 Теппинг-тест (кол. раз) контр. 32,1 0,64 33,3 0,58 1,406 >0,05

опыт. 31 0,82 34,9 0,57 3,860 <0,05

4 Проба Ромберга (с) контр. 10,6 1,68 14,4 1,33 1,766 >0,05

опыт. 10,9 1,78 19,4 1,41 3,756 <0,05

Различия между опытной и контрольной группами в конце эксперимента на являются статистически достоверными, хотя результаты по всем антропометрическим показателям в экспериментальной группе изменились более значительно.

Сравнительный анализ итоговых межгрупповых данных (табл. 2) позволил установить достоверные различия в пользу опытной группы в большинстве контрольных упражнений. Исключение составили лишь прыжок в длину с места и наклон вперед из исходного положения сидя ноги врозь.

Занятия по предлагаемой методике оказали положительное влияние на развитие исследуемых психомоторных качеств у детей с нарушением интеллекта. Достоверные улучшения в экспериментальной группе произошли по всем показателям.

ВЫВОДЫ

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что использование дополнительных занятий с применением средств физической и технической подготовки футболистов позволяет школьникам с нарушением интеллекта к концу учебного года достоверно улучшить двигательную подготовленность по большинству исследуемых показателей в среднем на 39% и психомоторных способностей на 30%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская И.Ю., Синельникова Т.В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: учеб. пособие. Омск: Сиб. ГАФК НИИ ДЭУ, 1999. 80 с.

2. Рубцова И.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: учеб. пособие. М.: РГАФК-ИСМ, 1995. 51 с.

3. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. Киев: Здоровье, 1987. 167 с.

4. Бебриш Э.П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся // Дефектология. М., 1976. № 4. С. 29-32.

5. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения. М.: Педагогика, 1959. 445 с.

6. Плешаков А.И. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1975. 21 с.

7. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987. 152 с.

8. Самыличев А.С. О воспитании двигательных способностей у учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры // Дефектология. М., 1985. № 3. С. 25-32.

9. Черник ЕС. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1992. 129 с.

10. Сермеев Б.В. Формирование двигательных способностей у аномальных детей: к итогам десятилетних исследований // Дефектология. М., 1980. № 4. С. 36-44.

11. Козленко И.А. Физическое воспитание в системе коррекционновоспитательной работы вспомогательной школы (сообщение первое) // Дефектология. М., 1991. № 2. С. 33-37.

Поступила в редакцию 22 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.