Научная статья на тему 'Развитие координационных способностейюношей 13–14 лет, занимающихся дзюдо'

Развитие координационных способностейюношей 13–14 лет, занимающихся дзюдо Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1094
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / JUDO / PHYSICAL FITNESS / COORDINATION ABILITIES / SPORTS TRAINING / MOVEMENT QUALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болдырева Вера Борисовна, Головков Александр Александрович, Татаринцев Алексей Николаевич

Рассмотрено влияние физических нагрузок на организм 13–14-летних юношей, занимающихся дзюдо, проведен сравнительный анализ показателей их уровня развития координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Болдырева Вера Борисовна, Головков Александр Александрович, Татаринцев Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF 13–14 YEAR OLD BOYS ENGAGED IN JUDO

The influence of exercise on the body of 13–14 year old boys involved in judo is considered, a comparative analysis of their level of development of coordination abilities is made.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностейюношей 13–14 лет, занимающихся дзюдо»

5. Зациорский В.М. Воспитание физических

(двигательных) качеств // Теория и методика Поступила в редакцию 19.12.2012 г.

физического воспитания. М., 1987.

UDC 796/799

IMPLEMENTATION OF CONJUGATION DIRECTIONAL EFFECTS IN PHYSICAL TRAINING FOR YOUNG ATHLETES

Sergey Dmitriyevich ANTONYUK, Tambov Regional Children Youth Sport School, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor, Head for Scientific and Methodical Supply Department, e-mail: antonsd@mail.ru

Konstantin Valentinovich KURNOSOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Adaptive Physical Culture Department

The problem of the formation of physical qualities in young athletes is usually considered one-sided, with a focus on those motor profiling quality of the sport. Versatile physical training sometimes underestimated and it is not practical realization of the principle of dual directional.

Key words: physical attributes; physical fitness; motor skills; dual directional effects.

УДК 796/799

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО

© Вера Борисовна БОЛДЫРЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, e-mail: ver.bor.bold@mail.ru © Александр Александрович ГОЛОВКОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, магистрант специальности «Физическая культура»,

e-mail: vdnik388@inbox.ru © Алексей Николаевич ТАТАРИНЦЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат технических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, e-mail: a_tatar@mail.ru

Рассмотрено влияние физических нагрузок на организм 13-14-летних юношей, занимающихся дзюдо, проведен сравнительный анализ показателей их уровня развития координационных способностей.

Ключевые слова: дзюдо; физическая подготовленность; координационные способности; спортивная тренировка; двигательные качества.

В последнее десятилетие существенно изменяется методика тренировки, совершенствуется техническое и тактическое мастерство борцов, повышается уровень развития физических и психических качеств. Борьба становится более агрессивной и темповой, что требует повышения технико-тактической, психологической и физической подготовленности спортсменов, одним из основных качеств которой являются координационные способности [1].

Развитие и совершенствование координационных способностей следует рассматривать как один из важных разделов подготовки спортсменов разного уровня мастерства, что обусловлено переменой деятельности единоборства, а сопротивление, оказываемое соперником, значительно затрудняет проведение технических действий. Во время спортивного поединка атакующие и защитные действия могут быть использованы в различных комбинациях и последовательности, по-

2Q7

этому само единоборство требует проявления координационных способностей [2].

Исследования в области управления движениями человека и практика свидетельствуют, что способности человека управлять своими движениями практически безграничны и в них следует искать резервы повышения спортивных результатов. Основу управления движениями в спорте составляют, по мнению Н.А. Бернштейна, координация движений и ловкость. Несмотря на многочисленные публикации по проблеме управления движениями человека, лишь в журнале «Теория и практика физической культуры» было опубликовано около 300 работ [3], наблюдается дефицит научно-теоретических и методических публикаций в области современной методики тренировки и диагностики координационных способностей.

Многие вопросы контроля и методики их формирования и совершенствования остаются дискуссионными, недостаточно разработанными и требуют дальнейшего исследования. В научной и методической литературе нет единого мнения в определении понятий и структуры координационных способностей борцов [4; 5].

Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность. Это сложная по структуре способность. Именно поэтому в программе детских спортивных школ развитие координационных способностей является важной составной частью образовательного процесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного развития других физических способностей [5].

Цель настоящего исследования: определить влияния физических нагрузок на организм 13-14 летних занимающихся дзюдо и провести сравнительный анализ показателей их уровня развития координационных способностей.

Для достижения поставленной цели, в ходе исследования, решались следующие задачи:

1) определить уровень координационных способностей юношей 13-14 лет, занимающихся дзюдо и греко-римской борьбой;

2) провести сравнительный анализ результатов тестовых испытаний координационных способностей у юношей 13-14 лет, занимающихся дзюдо и греко-римской борьбой на начало и конец эксперимента.

Для оценки уровня координационных способностей юношей 13-14 лет, занимающихся дзюдо, применялись двигательные тесты, определяющие абсолютные и относительные показатели координации, относящиеся к разным группам двигательных действий [5].

На начало эксперимента достоверных различий в показателях координационных способностей между юношами 13-14 лет, занимающихся дзюдо (экспериментальная группа), и юношей этого же возраста, занимающихся греко-римской борьбой (контрольная группа), не наблюдалось, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1.

По данным, представленным в табл. 2, можно наблюдать незначительные изменения показателей координационных способностей в контрольной группе в сторону улучшения.

Более существенные изменения в ходе педагогического эксперимента произошли в опытной группе, реализующей разработанную методику развития координационных способностей юношей 13-14 лет, занимающихся дзюдо на учебно-тренировочных занятиях (табл. 2).

Анализ результатов в начале и конце эксперимента в контрольной и экспериментальной группах позволил установить улучшения показателей координационных способностей в тестах: «Челночный бег» (с) у занимающихся в контрольной группе на

0,21 % ^ = 0,40), в экспериментальной группе на 1,17 % (^ = 2,04); «Три кувырка вперед» (с) в контрольной группе на 1,53 % (^ = 0,90), а в экспериментальной группе - на 3,57 % (^ = 2,32); «Метание теннисного мяча» (м) результат у занимающихся в контрольной группе вырос на 1,18 % (^ = 0,51), в экспериментальной группе - на 4,58 % ^ = 2,45); «Прыжки вниз на разметку» (см) у занимающихся контрольной группы вырос на 7,01 % (^ = 0,73), а у занимающихся в экспериментальной группе - на 25,37 % (^ = 8,56); «Отпускание палки» (см) в контрольной группе вырос - на 2,01 % (при ^ = 0,44), а в

экспериментальной группе - на 7,81 % (при ґ = 2,20); «Стойка на одной ноге» (с) в контрольной - на 1,27 % (ґ = 0,27), а в экспериментальной группе - на 9,23 % (ґ = 2,10); «Упор присев - упор лежа» (с) в контрольной группе вырос на 2,37 % (ґ = 0,51), а экспериментальной группе - на 8,58 % (ґ = 2,41); «Перешагивание палки» (с) в контрольной группе вырос на 1,82 % (ґ = 0,23), в экспериментальной группе - на 17,33 % (ґ = 3,44). Различия между начальными и конечными результатами в экспериментальной группе в тестах являются достоверными, что говорит о положительном влиянии разработанной нами методики развития координационных

способностей у школьников 13-14 лет, занимающихся дзюдо.

Сравнительный анализ итоговых меж-групповых данных позволил установить достоверные различия в пользу экспериментальной группы в большинстве контрольных упражнений.

Таким образом, за период направленного воздействия у исследуемых экспериментальной группы произошли существенные положительные изменения в развитии координационных способностей, на это указывают как абсолютные показатели их развития, так и темпы прироста этих параметров.

Таблица 1

Показатели координационных способностей юношей 13-14 лет в экспериментальной и контрольной группах в начале эксперимента (М ± т)

№ Тесты Группы Различия ґ Р

Экспериментальная (п = 20) Контрольная (п = 17) Абсолютная Д, %

1 Челночный бег 3x10 м (с) 8,56 ± 0,03 8,61 ± 0,03 0,05 0,53 1,00 > 0,05

2 Три кувырка вперед (с) 4,54 ± 0,06 4,59 ± 0,05 0,05 1,12 0,64 > 0,05

3 Метание теннисного мяча (м) 19,80 ± 0,31 19,65 ± 0,33 0,15 0,77 0,34 > 0,05

4 Прыжки вниз на разметку (см) 9,44 ± 0,16 9,24 ± 0,67 0,20 2,17 0,30 > 0,05

5 Отпускание палки (см) 28,80 ± 0,85 29,29 ± 1,01 0,49 1,69 0,37 > 0,05

6 Стойка на одной ноге (с) 39,99 ± 1,89 40,19 ± 1,69 0,19 0,48 0,08 > 0,05

7 Упор присев - упор лежа (с) 12,25 ± 0,38 12,12 ± 0,44 0,13 1,08 0,23 > 0,05

8 Перешагивание палки (с) 3,10 ± 0,12 3,18 ± 0,18 0,08 2,41 0,35 > 0,05

Таблица 2

Прирост показателей координационных способностей юношей 13-14 лет в экспериментальной и контрольной группах в ходе эксперимента

№ Тесты Начало эксперимента Конец эксперимента Д, % ґ Р

М ± т М ± т

1 Челночный бег 3x10 м (с) Экспериментальная (п = 20) 8,56 ± 0,03 8,46 ± 0,04 1,17 2,04 < 0,05

Контрольная (п = 17) 8,61 ± 0,03 8,59 ± 0,03 0,21 0,40 > 0,05

2 Три кувырка вперед (с) Экспериментальная (п = 20) 4,54 ± 0,06 4,37 ± 0,03 3,57 2,32 < 0,05

Контрольная (п = 17) 4,59 ± 0,05 4,52 ± 0,06 1,53 0,90 > 0,05

3 Метание теннисного мяча (м) Экспериментальная (п = 20) 19,80 ± 0,31 20,75 ± 0,23 4,58 2,45 < 0,05

Контрольная (п = 17) 19,65 ± 0,33 19,88 ± 0,32 1,18 0,51 > 0,05

4 Прыжки вниз на разметку (см) Экспериментальная (п = 20) 9,44 ± 0,16 7,05 ± 0,23 25,37 8,56 < 0,001

Контрольная (п = 17) 9,24 ± 0,67 8,59 ± 0,58 7,01 0,73 > 0,05

5 Отпускание палки (см) Экспериментальная (п = 20) 28,80 ± 0,85 26,55 ± 0,57 7,81 2,20 < 0,05

Контрольная (п = 17) 29,29 ± 1,01 28,71 ± 0,88 2,01 0,44 > 0,05

6 Стойка на одной ноге (с) Экспериментальная (п = 20) 39,99 ± 1,89 44,06 ± 0,46 9,23 2,10 < 0,05

Контрольная (п = 17) 40,19 ± 1,69 40,70 ± 0,90 1,27 0,27 > 0,05

7 Упор присев -упор лежа (с) Экспериментальная (п = 20) 12,25 ± 0,38 13,40 ± 0,28 8,58 2,41 < 0,05

Контрольная (п = 17) 12,12 ± 0,44 12,41 ± 0,38 2,37 0,51 > 0,05

8 Перешагивание палки (с) Экспериментальная (п = 20) 3,10 ± 0,12 3,75 ± 0,14 17,33 3,44 < 0,001

Контрольная (п = 17) 3,18 ± 0,18 3,24 ± 0,18 1,82 0,23 > 0,05

В результате проведенного эксперимента с использованием предлагаемой методики развития координационных способностей юношей 13-14 лет, занимающихся дзюдо. обеспечивали лучшие условия для развития координации, чем у юношей этого же возраста, занимающихся греко-римской борьбой.

Выводы: исследование различных проявлений координационных способностей выявило улучшение координации целостных двигательных действий, способности совершать комплексные двигательные реакции, улучшилась способность удерживать равновесие и способность к согласованию движений.

1. Свищев И.Д. Анализ тактико-технических действий дзюдоистов // Спортивная борьба. М., 1975.

2. Свищев И.Д. Дзюдо. М., 1999.

3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М., 1998.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2000.

5. Болдырева В. Б. Развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью на занятиях баскетболом // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 2 (70). С. 267-271.

Поступила в редакцию 24.03.2013 г.

UDC 796/799

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF 13-14 YEAR OLD BOYS ENGAGED IN JUDO Vera Borisovna BOLDYREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodics of Sport Disciplines, e-mail: ver.bor.bold@mail.ru Aleksander Aleksandrovich GOLOVKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Master’s Degree of “Physical Culture” Speciality, e-mail: vdnik388@inbox.ru

Aleksey Nikolayevich TATARINTSEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Technics, Associate Professor of Theory and Methodics of Physical Education and Sport Department, e-mail: a_tatar@mail.ru

The influence of exercise on the body of 13-14 year old boys involved in judo is considered, a comparative analysis of their level of development of coordination abilities is made.

Key words: judo; physical fitness; coordination abilities; sports training; movement quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.