ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Рег. номер Эл№Ф€7742717 от 16 ноября 2010 г. к
(Выпуск 18)
УДК 371.92:796.01
УЛУЧШЕНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БЕГОМ НА
КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
С.Б. Нарзулаев - доктор медицинских наук, профессор Н.А. Петухов - кандидат педагогических наук, доцент
А.С. Бондаренко - аспирант Томский государственный педагогический университет
Томск
COODINATION ABILITIES IMPROVING OF CHILDREN WITH MENTAL DISABILITIES INVOLVED IN SHORT DISTANCE RUNNING
S.B. Narzulayev - Doctor of Medical Sciences, Professor N.A. Petukhov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
A.S. Bondarenko - Postgraduate Tomsk State Pedagogical University Tomsk
e-mail: Napetukhov2009@,mail2000.ru
Ключевые слова: координационные способности, дети с умственной отсталостью, адаптивная физическая культура, социализация личности.
Аннотация. Исследования литературных данных и опыта работы специалистов открывают перспективы реабилитации детей с умственной отсталостью первой и второй степени. С этой целью необходимо воздействовать на главные проявления нарушений в их организме посредством коррекции координационных способностей. Повышая уровень координационных способностей детей с нарушением интеллекта, занимающихся бегом на короткие дистанции, можно улучшить всю сферу их двигательной деятельности и социализации в обществе.
Key words: coordination abilities, children with mental disabilities, adaptive physical culture, socialization of the individual.
1728074479001
Summary. Research of literature and professionals' experience offer the rehabilitation prospects of children with mental disabilities of the first and second degree. For this purpose it is necessary to act upon the main manifestations of the body disorders in the form of coordination abilities correction. Increasing the level of coordination abilities of children with mental disabilities involved in short distance running, it can improve the entire scope of their motor activity and socialization in the society.
Введение.
В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоит 14,5 млн. инвалидов [8]. Дети и подростки, имеющие отклонения в умственном развитии, составляют от 3 до 5% от общей численности населения в разных регионах нашей страны, причем, в последнее десятилетие отмечается стойкая тенденция увеличения данной категории детей [10].
Вследствие органического поражения головного мозга у детей с умственной отсталостью наблюдаются недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, дефекты физического развития и соматические заболевания. Умственная отсталость детей тесным образом сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, которая для них является одним из главных способов, формой и средством познания окружающего мира, овладения речью, трудовыми навыками, социализации в обществе [3]. Таким детям свойственно отставание в развитии и нарушение как координационных способностей (точности движений в пространстве, ритма движений, равновесия и т. п.), так и других двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости) [4].
Анализ научно-методической литературы показал, что изучению вопросов развития двигательной сферы умственно отсталых детей разного возраста посвящены работы многих авторов (И.Ю. Жуковин, О.А. Шпитальная, 2000; А.А. Дмитриев, Н.Л. Литош, Л.М. Шипицына, 2002; С.И. Веневцев, 2004; Л.В. Шапкова, С.П. Евсеев, 2007; С.Б. Нарзулаев, 2009-2010 и др.). Особенно благоприятным для развития физической активности детей с умственной отсталостью является применение физических упражнений, направленных на формирование координационных способностей. Ценность координационных упражнений для таких детей представляет то, что они влияют на все сферы их жизнедеятельности. Именно поэтому с помощью физических упражнений с координационной направленностью у ребенка с умственной отсталостью повышается умственная активность, мотивация, внимание, а, следовательно, познавательная деятельность в целом [7].
Проблемы обучения, воспитания и социализации умственно отсталых детей в коррекционной школе VIII вида взаимосвязаны с вопросами совершенствования процесса их физического воспитания, поиска эффективных методик развития их двигательной сферы, коррекции двигательных действий и повышения уровня развития физических качеств [2]. Особенно это касается категории детей в возрасте 11-13 лет, которые стоят на пороге подготовки к трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей этой категории возможна только в физически активных профессиях, поэтому уровень развития их двигательных умений и навыков, степень развития физических качеств играет важную роль в их социальной адаптации [1]. Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталого ребенка являются главными условиями подготовки его к жизни и, в последующем, к физическому труду.
Методы и организация исследования.
Объект исследования - адаптивное физическое воспитание детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования - методика формирования координационных способностей детей 11-13 лет с умственной отсталостью, занимающихся бегом на короткие дистанции в коррекционной школе VIII вида.
Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности детей с умственной отсталостью, занимающихся бегом на короткие дистанции, путем улучшения их координационных способностей.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, тестирование координационных способностей, эксперимент и математическая статистика.
Исследования проводились в течение 2009-2010 г. на базе рабочего поселка Моряковский Затон Томской области в общеобразовательной коррекционной школе VIII вида для умственно-отсталых детей.
Под наблюдением находилось 24 ребенка с легкой и умеренной умственной отсталостью в возрасте 11-13 лет. Экспериментальная группа состояла из 13 человек, контрольная группа из 11 человек. По основным параметрам отбора (полу, возрасту, уровню физической подготовленности) контрольная группа не отличалась существенно от экспериментальной группы. Все дети в неучебное время занимались бегом на короткие дистанции.
У детей экспериментальной группы применяли на физкультурных занятиях методику по формированию координационных способностей, а дети контрольной группы занимались по традиционной методике, применяемой в образовательном учреждении данного вида. В конце эксперимента было повторно проведено обследование, позволившие оценить динамику показателей развития координационных способностей детей и сделать вывод о результативности экспериментальной методики. Инновационный подход заключался в соединении традиционных форм обучения с методикой двигательных действий, направленных на развитие координационных способностей. Это позволило активизировать как процесс биологического развития ребенка, так и его социальной адаптации. В основу методики, предлагаемой нами для формирования координационных способностей детей с умственной отсталостью первой и второй степени, была положена методика А.В. Корнева для коррекции двигательных действий детей с умеренной степенью умственной отсталости [5]. Суть предлагаемой методики - использование комплекса упражнений игровой направленности, выполняемых из различных исходных положений тела в пространстве всеми звеньями опорно-двигательного аппарата занимающегося ребенка.
Достоинствами методики являются:
- универсальность относительно места и времени применения (ее можно использовать как на занятиях в классе, так и во внеурочное время - на перемене, школьном празднике, детской игровой площадке по месту жительства, в оздоровительных лагерях и т.д.);
- базирование на игровом методе - способе овладения знаниями, умениями, навыками, основанном на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности. Этот метод можно использовать наряду с другими методами проведения уроков, так как в процессе игры вызываются положительные эмоции, защищающие детей от умственных и психологических перегрузок.
В комплексы вошли упражнения:
S на ориентировку в пространстве;
S общеразвивающие упражнения;
S на координацию движений;
S упражнения на расслабление мышц;
S способствующие нормализации тонуса и увеличения силы мышц;
S направленные на исправление качественных нарушений элементарных движений;
S подвижные игры.
Всего было проведено 48 занятий продолжительностью по 40 минут, 2 раза в неделю.
Каждое занятие состояло из 3 частей: I часть - подготовительная; II часть - основная; III часть - заключительная.
Подготовительная часть урока (10 мин). 1) Организация детей (1 мин). 2) Выполнение общеразвивающих упражнений для подготовки организма к предстоящей нагрузки, так как усвоение двигательных действий связано с напряжением центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и внимания (3 мин). 3) Упражнения в ходьбе, которые развивают координационные способности, пространственную ориентировку детей, укрепляют мышцы стопы, оказывают общее воздействие на организм (4 мин).
Методической особенностью ходьбы являлось использование вспомогательных средств (веревочки или ленточки) для развития умения ориентироваться, чтобы пройти держа из них круг или линейку. Веревочка длиной 13-16 м (по количеству учащихся) дается для держания за неё каждому учащемуся. На веревочке через каждый метр имеется шарик-ориентир, по которому учащийся узнает правильность своего нахождения в круге. Держась за веревочку одной или двумя руками, дети натягивают ее, чтобы получился равномерный круг, и двигаются под музыку то в одну, то в другую сторону, стремясь идти в темпе музыки. Круговая веревочка может быть превращена в прямую линию и использована для построения детей в линейку (шеренгу, строй) и маршеобразного шага по залу друг за другом. Для этого веревочка в месте узла развязывается. 4) Дыхательные упражнения. Особое внимание в упражнениях на дыхание уделялось полноценному вдоху через нос (воздух, проходя через носовые пазухи: согревается, увлажняется, обеззараживается и очищается) и активному выдоху через рот (2 мин). Многочисленные нарушения в акте дыхания у детей с умственной отсталостью уменьшают их двигательную активность, а недостаток кислорода в организме (гипоксия) приводит к быстрому утомлению детей.
Основная часть урока (25 мин). Специфика экспериментальной методики заключалась в том, что формирование координационных способностей осуществлялось путем применения подводящих и подготовительных упражнений к выполнению основных двигательных действий.
В процессе проведения физкультурных занятий движения выполнялись:
- отдельными звеньями опорно-двигательного аппарата (кисть, предплечье, плечо, локтевой сустав, голова, стопа, бедро, колено);
- из различных положений тела в пространстве (стоя, сидя, лежа на спине, лежа на боку и др.);
- с открытыми и закрытыми глазами.
Задания выполнялись как произвольно, так и по сигналу различной природы и модальности (звуковому, световому, цветовому, тактильному). На занятиях использовались подвесные мячи разных размеров. Они подвешивались так, чтобы при выполнении двигательного действия каким-либо звеном тела, ребенок мог контролировать четкость выполнение заданий касанием мяча. Например, поднимание бедра до угла 900, необходимое в беге. Эти упражнения выполнялись как в положении стоя, так и лежа на спине, правом и левом боку. При выполнении задания с закрытыми глазами контроль за выполнением упражнения осуществлялся тактильным анализатором. При этом участок тела, которым касались мяча, был освобожден от одежды. В занятия включались доступные виды и формы двигательной активности, направленные на решение специфических коррекционно-развивающих, профилактических, лечебно-восстановительных, воспитательных и образовательных задач, обусловленных физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья детей [6].
Отправной точкой в разработке индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка и подбора средств и методов адаптивного физического воспитания были показатели медико-психолого-педагогической диагностики состояния здоровья, степени заболевания, особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью [9]. Игровая деятельность использовалась на всех занятиях как средство и метод адаптивной физической культуры, способствующий комплексному решению задач психофизического развития и коррекции, психологической адаптации к условиям детского школы-интерната и
формирования мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями, как на занятиях, так и в свободное время.
Заключительная часть урока (5 мин). 1) Специальные дыхательные упражнения и спокойная ходьба на координацию движений руками. Заканчивалось занятие упражнениями на расслабление, цель которых — обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это были упражнения из исходных положений стоя, сидя и лежа. Кроме того, использовали такие упражнения, как потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и ногами из исходных положений лежа на спине, стоя на коленях. Все движения выполнялись медленно, иногда с закрытыми глазами. 2) Уборка инвентаря. 3) Подведение итогов.
Дети участвовали в спортивных состязаниях внутри класса, специальных соревнованиях школы, олимпиадах по адаптивной физической культуре, входя в состав команды Моряковской детской школы-интерната для умственно отсталых детей.
Занятия проводили в зале, в котором предварительно делались влажная уборка и проветривание. Занятия осуществлялись при открытых окнах в зависимости от погоды, что обеспечивало широкий доступ свежего воздуха. Одежда детей была облегченная, на ногах были матерчатые тапочки или махровые, шерстяные носки, гетры, чтобы ноги ребенка не охлаждались.
При обучении детей с умственной отсталостью необходимо пользоваться методами показа и рассказа, объяснять доступные им упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий, указанию на то, как их надо выполнять. Показ должен быть "зеркальным" и его следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого материала. Дети склонны к подражанию, поэтому обучая их целесообразно пользоваться методом имитации. Учителю рекомендуется говорить: "Делай, как я". Изучаемые упражнения должны быть понятными и простыми для детей. Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы для отдыха, так как дети склонны быстро уставать. У детей с данной патологией двигательные навыки формируются медленнее, чем у нормальных сверстников, и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего формирования двигательных навыков изучаемое упражнение необходимо повторять 6-8 раз в каждом занятии, в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения в одном темпе по 2-3 раза в каждом подходе. Дети любят играть, поэтому рекомендуется определенное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.
Для успешного разучивания упражнений соблюдались следующие дидактические положения:
• занятия проводятся в хорошем психофизическом состоянии;
• нагрузка не должна вызывать значительное утомление, так как при утомлении снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии формирование координационных способностей плохо продвигается;
• интервал между повторениями отдельных упражнений должен быть достаточным для восстановления работоспособности;
• воспитание координационных способностей происходит в тесной связи с развитием других двигательных качеств.
Обучение детей с умственной отсталостью новому навыку требует:
• словесной инструкции;
• обязательного показа;
• совместного проговаривания, вплоть до использования метода пассивных движений;
• постоянной помощи и стимулирования из-за недостаточного уровня самоконтроля;
• сужение задач, в связи с замедлением темпов усвоения навыков;
• постепенное включение упражнений в различные ситуации (выполнение однотипных упражнений в разных ситуациях);
• поэтапное усвоение упражнений с постепенным усложнением приёмов их выполнения.
Обучение должно строиться по правилам: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. Следует сохранять правильную последовательность объединения действий в целостные двигательные акты. Процесс обучения необходимо направлять на повышение двигательной активности аномальных детей за счет включения в занятия максимально возможных разнообразных движений, и поэтапное снижение роли преподавателя.
Результаты и их обсуждение. Все дети проходили обследование до начала и после окончания эксперимента. Полученные данные отображены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирования координационных способностей до и после эксперимента
Название теста Контрольная группа (п=11) Экспериментальная группа(п=13) P
До После До До После До
Челночный бег 10,9±0,12 10,5±1,11 10,8±0,16 9,8±0,46 >0,05 <0,05
(сек)
Статическое 34±0,21 40,3±1,12 32,5±0,25 50,4±1,23 >0,05 <0,05
равновесие (сек)
Подбрасывание и 22,4±0,15 24,2±1,14 22,2±0,14 26,3±1,22 >0,05 >0,05
ловля мяча (кол-во
раз)
Попадание мяча в 2,0 2,6 2,2 3,4 >0,05 <0,05
баскетбольное
кольцо (из 10 раз)
У детей экспериментальной группы на физкультурных занятиях применяли методику по формированию координационных способностей, а дети контрольной группы занимались по традиционной методике, применяемой в коррекционном образовательном учреждении. В конце эксперимента было проведено повторное обследование, позволившее оценить динамику показателей развития координационных способностей детей и сделать вывод об эффективности экспериментальной методики. Положительные изменения в обеих группах произошли через 6,5 месяцев. Однако результаты, показанные при тестировании в экспериментальной группе, оказались выше, чем в контрольной группе. Сравнительный анализ исследуемых показателей детей экспериментальной группы до и после проведения эксперимента выявил статистически достоверные изменения (Р<0,05) в контрольных тестах: «челночный бег» - с 10,8 до 9,8 сек; «статическое равновесие» с 32,5 до 50,2 сек; в «бросках мяча в баскетбольную корзину» с 2,2 до 3,4 раз, что свидетельствует о положительном влиянии экспериментальной методики на уровень координационных способностей детей. Сравнительный анализ показателей, характеризующих координационные способности детей, контрольной группы до и после проведения эксперимента установил, что изменения были недостоверны. Это можно объяснить тем, что занятия по традиционной программе физической культуры для коррекционных образовательных учреждений направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных умений и навыков и не способствуют воспитанию координационных способностей.
Анализ данных тестирования позволяет сделать вывод, что целенаправленное формирование координационных способностей по предложенной методике позволяет
улучшить положительные сдвиги результатов тестирования в 2 и более раз по сравнению с контрольной группой.
Результаты педагогических наблюдений показали, что занятия по специальной методике, направленной на формирование координационных способностей, оказали положительное влияние на социализацию детей с легкой и умеренной умственной отсталостью, позитивно отразились на успехах в бытовой сфере их жизнедеятельности. Отмечено, что в начале педагогического эксперимента дети в большинстве характеризовались как замкнутые и конфликтные (63,6% в контрольной группе и 69,2% в экспериментальной группе). Занятия коллективными играми, а также участие в специальных соревнованиях, олимпиадах по адаптивной физической культуре нивелировали большинство мелких конфликтов, возникавших среди детей в процессе их пребывания в школе-интернате, в том числе и во время занятий физическими упражнениями. Анализ наблюдений за детьми позволил установить позитивную динамику снижения числа конфликтов в экспериментальной группе на 30%. В контрольной группе подобная тенденция имела слабо выраженный характер. У детей экспериментальной группы появилось взаимопонимание и дружелюбное отношение к окружающим. Анализ наблюдений воспитателей за поведением детей в течение дня показал, что дети экспериментальной группы стали более внимательны, дисциплинированны. Занятия по предложенной методике способствовали формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений. Это подтверждается также результатами опроса детей экспериментальной группы. Дети сообщили, что занятия им нравятся, на них интересно и весело, они охотно ходили на занятия, выполняли предложенные упражнения.
Заключение. Таким образом, применение специальной методики, направленной на формирование координационных способностей, оказало позитивное влияние на психофизическое развитие и социальную адаптацию детей с легкой и умеренной умственной отсталостью, занимающихся бегом на короткие дистанции.
Литература
1. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина. - М.: Издательство «Ось-89», 1997. - 90 с.
2. Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика / Н.П. Вайзман. - М. : АГРАФ, 1996. - 104 с.
3. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. - М. : АГРАФ, 1997. -
128 с.
4. Веневцев, С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта : методическое пособие / С.И. Веневцев. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : Советский спорт, 2004. - 96 с.
5. Веневцев, С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры / С.И. Веневцев, А. А Дмитриев. - М. : Советский спорт, 2004. - 104 с.
6. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. А. Дмитриев.- М. : Издательский центр «Академия», 2002. -176 с.
7. Комплексная реабилитация больных и инвалидов : учебно-методическое пособие / сост. : С.Б. Нарзулаев и др. - Томск : Издательство Томского Госуниверситета, 2006. - 164 с.
8. Миронов, С.М. Белая лента надежды / С.М. Миронов // Аргументы и факты. - 2010. - № 49 (1570).
- С. 15.
9. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник : в 2-х т. / под ред. С.П. Евсеева.
- М. : Советский спорт, 2007. - Т. 2. - 448 с. : ил.
10. Частные методики адаптивной физической культуры : учебник / под общ. ред. Л.В. Шапковой. -М. : Советский спорт, 2007. - 608 с. : ил.
Literature
1. Anufriyeva, A.F. How to overcome the difficulties in educating of children. Psycho-diagnostic techniques. Corrective exercises / A.F. Anufriyeva, S.N. Kostromina. - M. : Publishing house "Os'-89", 1997. - 90 p.
2. Waizman, N.P. Rehabilitation pedagogy / N.P. Waizman. - M. : AGRAF, 1996. - 104 p.
3. Waizman, N.P. Psychomotor system of children with mental disabilities / N.P. Waizman. - M. : AGRAF, 1997. - 128 p.
4. Venevtsev, S.I. Adaptive sport for people with intellectual disabilities : a handbook / S.I. Venevtsev. - 2d edition, additions and corrections. - M. : Soviet Sport, 2004. - 96 p.
5. Venevtsev, S.I. Rehabilitation and correction of the psychophysical development of children with mental disabilities by means of adaptive physical culture / S.I. Venevtsev, A.A. Dmitriyev. - M. : Soviet Sport, 2004. - 104 p.
6. Dmitriyev, A.A. Physical training in special education : a manual for students of higher educational institutions / A.A. Dmitriyev. - M. : Publishing House "Academiya", 2002. - 176 p.
7. Comprehensive rehabilitation of patients and people with disabilities : a teaching handbook / comp. : S.B. Narzulaev and etc. - Tomsk : Publishing House of Tomsk State University, 2006. - 164 p.
8. Mironov, S.M. White Ribbon of Hope / S.M. Mironov // Arguments and Facts. - 2010. - No. 49 (1570). -
P. 15.
9. Theory and organization of adaptive physical education : a textbook : in 2 volumes / ed. S.P. Evseev. -M. : Soviet Sport, 2007. - Vol. 2. - 448 p. : ill.
10. Particular techniques of adaptive physical education : a textbook / gen. ed. L.V. Shapkova. - M. : Soviet Sport, 2007. - 608 p. : ill.
Статья поступила в редакцию 27.12.2010 г.