Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное становление педагога-музыканта в процессе подготовки в вузе: компетентностный подход'

Личностно-профессиональное становление педагога-музыканта в процессе подготовки в вузе: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленкова Е. В.

The article reveals modern attitude to model of professional-pedagogical competence formation of pedagogue-musicians which is connected with artistic-creative specifics of professional trainings in the higher educational establishment. Some results of experimental research, wich proof our idea are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное становление педагога-музыканта в процессе подготовки в вузе: компетентностный подход»

субъектности группы не абсолютно изолированы, а сочетаются. Следовательно, опираясь на итоги исследования можно утверждать, что становление группы как субъекта коллективной деятельности происходит к четвертому курсу. Восприятие группы ее субъектом зависит от степени развитости вышеперечисленных признаков. Это восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает взаимодействие в группе. Но если субъект воспринимает группу как самостоятельную ценность, то на первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Он имеет место потребность в коллективных формах работы именно с данной группой. В таких случаях мы можем говорить о верхней ступени развития коллектива. К сожалению, в наших исследованиях не было выявлено группы, которая отвечала бы всем признакам такого развития, хотя нечто похожее наблюдалось в малочисленных группах (5-8 человек), где важное место занимала не только совместная деятельность, но и межличностные отношения, например, та-

кие как дружба, любовь. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что оптимальная численность группы для ее становления как коллективного субъекта учебной деятельности составляет 5-8 человек, у которых ярко выражены мотивы совместной деятельности и сама деятельность направлена на получение определенных результатов.

Литература:

Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с..

1 Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психол. журн. - 1996. - Т. 17. - >6. - С. 30-37.

2 Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М: ПЕРСЭ, 2002. - 318 с.

3 Мухаметзянова Ф.Г. Психология субъектно-сти: общепсихологические основы развития профессионально значимых личностных качеств специалиста. - М., 2000. - 244 с.

4 Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психол. журн. -1995. - Т. 16. - >3. - С. 23-35.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Е.В.Зеленковя, соискатель ИПППО РАО

Тенденции развития высшего музыкально-профессионального образования связаны с реализацией идей личностно ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания. Личностно-профессиональное становление педагога-музыканта имеет свои особенности, которые определяются художественно-творческой спецификой и выявляются на всех этапах его профессиональной под-

готовки. Формирование профессионализма обусловлено последовательным и бережным «взращиванием» творческих задатков будущего педагога-музыканта на протяжении всего периода обучения. Именно на раскрытие всего творческого потенциала обучающегося направлена личностно ориентированная модель музыкально-профессионального образования. Непрерывное музыкально-

профессиональное образование представляет собой открытую динамическую систему, центральным звеном которой, обусловливающим становление профессионально-педагогической компетентности музыканта, является процесс подготовки в вузе.

Актуальность обращения к проблеме становления профессионально - педагогической компетентности музыканта связана с противоречиями, проявляющимися на трех уровнях: социальном, профессиональном и личностном. К социальным противоречиям относятся: противоречие между общественной потребностью в высоком качестве и результативности подготовки музыканта в вузе, обеспечивающей формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта и недостаточной разработанностью данной проблемы применительно к условиям, складывающимся в связи с современной социокультурной ситуацией. В настоящее время в социокультурной действительности выявляются тенденции к преодолению глубокого духовно-нравственного кризиса, связанного с изменившейся социальной парадигмой, стремлением к переосмыслению и возрождению в новых социальных условиях исторически сложившихся художественных традиций. Поэтому необходимо формирование социально ориентированной личности педагога-музыканта, способной к осуществлению творческого взаимодействия с окружающей социокультурной действительностью. К профессиональным противоречиям относятся: противоречие между потребностью в гармоничном развитии личности педагога-музыканта, обусловливающем его творческую самореализацию как человека культуры и наличием в реальной педагогической практике шаблонного, стандартного, непродуктивного мышления, препятствующего инновационным процессам и внедрению современных педагогических технологий. К личностным противоречиям от-

носятся: противоречие между стремлением личности педагога-музыканта к соответствию эталонам профессионально-педагогического мастерства и наличием необходимого уровня одаренности и творческого потенциала.

Анализируя современное состояние, сложившееся в сфере музыкального исполнительства, а также отражающееся в области музыкальной педагогики, многие музыканты с сожалением отмечают кризисные явления. На консерватизм педагогического мышления как одну из главных проблем на пути модернизации системы музыкально-

профессионального образования указывают В.И.Горлинский, Г.М.Цыпин [7]. В контексте решения задач модернизации музыкального образования

Э.Б.Абдуллиным [4] рассматривается становление методологической культуры педагога-музыканта, позволяющей осуществлять профессионально-

педагогическую деятельность на высоком творческом уровне. Анализ психолого-педагогической теории и музыкально-педагогической практики выявляет необходимость в появлении нового художественного мышления, интегрирующего богатейший опыт прошлого и ценнейшие достижения творческой мысли в различных областях педагогики художественного творчества в настоящее время.

Рассматривая сферу музыкальной педагогики как развивающуюся систему, необходимо не только выявлять возникающие проблемы, но и находить перспективные тенденции, направляющие современный образовательный процесс в русло духовного национального возрождения.

Г.В.Мухаметзянова, определяя предпосылки и принципы модернизации качества высшего образования, подчеркивает акцентуацию образования на становление личности, становление компетенций, что является в настоящее время стратегической целью профессиональ-

ного образования [6].

Методологической основой концепции профессионального становления являются гуманистические теории самоактуализации и самореализации личности, идеи личностно ориентированного образования, культурологическая теория, компетентностный, системно-синергетический, полисубъектный (диалоговый), акмеологический подходы.

Становление профессионально - педагогической компетентности музыканта в вузе мы рассматриваем как сложный, динамичный, многоплановый и многоуровневый, нелинейный процесс самоорганизации и саморазвития творческого педагогического потенциала музыканта на основе интеграции потребно-стно-мотивационного, ценностно-

смыслового, когнитивного, рефлексивного и эмоционально-волевого компонентов личности будущего педагога-музыканта, обусловливающих формирование педагогических способностей, а также музыкально-педагогического мышления. Приобретение в процессе личностно-профессионального развития новых свойств и качеств личности осуществляется путем трансформации опыта учебной деятельности на уровень постижения личностно-значимого смысла педагогической направленности профессиональной подготовки в вузе.

Педагогическую систему, по мнению ряда исследователей (Н.М.Таланчук, В.Ш.Масленникова) можно рассматривать как диссипативную, позволяющую рассматривать ее с позиции изучения самоорганизации и саморазвития сложных систем. Поскольку педагогические системы по своей сути являются челове-коведческими, именно синергетика, как междисциплинарная теория самоорганизации, может быть успешно применена в области гуманитарного знания, формирования духовной культуры личности. Поэтому стиль и метод синергетическо-го мышления нашел яркое применение в современной педагогической науке.

Идеи синергетики созвучны актуальным идеям гуманизма, сотрудничества, взаимодействия. Значительным научным достижением является создание Н.М.Таланчуком системно - синергети-ческой педагогической теории. Идеи педагогической синергетики находят дальнейшее развитие в исследованиях Л.А.Воловича, В.Н.Корчагина,

В.Ш.Масленниковой и др.

Личностно-профессиональное становление педагога-музыканта в нашем исследовании рассматривается как сложная, неравновесная, нелинейная, открытая система, в которой происходит непрерывное, нередко разновременное и противоречивое, развитие различных компонентов, взаимодействующих в соответствии с закономерностями развития самоорганизующихся систем. Согласно системно-синергетическому подходу процесс профессиональной подготовки можно рассматривать в виде модели динамической самоорганизующейся системы, для которой характерно появление новых параметров порядка поведения обучающегося в результате креативной деятельности или творческого обучения. Другими словами, если процесс профессиональной подготовки будет организован как процесс креативной деятельности, а обучение будет носить творческий характер, то в результате раскрытия творческого потенциала личности будут формироваться новые профессиональные и личностные качества. Механизмы самоорганизации, пробуждаемые в результате творческого обучения, позволяют постоянно самосовершенствоваться и находить векторы дальнейшего развития.

Разработанная нами модель становления профессионально-педагогической компетентности музыканта включает ряд компонентов: полифункциональный компонент педагогической деятельности музыканта, компонент становления профессионально важных качеств личности педагога-музыканта, интегративный

компонент профессиональной подготовки, реализующийся на разных стадиях и раскрывающий различные уровни становления музыкально-педагогического мышления, что обусловливает формирование профессиональной компетентности и готовности музыканта к педагогической деятельности. Модель становления профессионально-педагогической компетентности музыканта прогностич-на и вероятностна. Это связано с художественно-творческой спецификой характера индивидуальной подготовки музыкантов разных специальностей. Лич-ностно-профессиональное становление педагога-музыканта рассматривается нами в рамках компетентностного подхода, который, по мнению И.А.Зимней, «понимается как направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, средствами решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе» [5].

Цель музыкально-профессионального образования - становление «человека культуры» (В.С.Библер), что является системообразующим фактором. Поэтому культурологический подход, разрабатываемый Е.В.Бондаревской, Л.А.Воловичем, И.Ф.Исаевым и др., также служит методологическим основанием нашего исследования проблемы становления профессионально-педагогической компетентности музыканта.

Не менее значимым является акмео-логический подход, связанный с признанием ценности личности, необходимости ее самосовершенствования и понимания логики внутреннего развития, возможностей самоорганизации и спо-

собности личности к оптимальному выявлению и применению необходимых качеств в профессиональной деятельности. Самореализация личности в процессе осуществления профессиональной деятельности является, по мнению А.А.Деркача, Г.М.Цыпина, «критерием культуры личности» [7].

Модернизация качества профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе нацелена на становление гармоничной личности, обладающей высоким уровнем компетентности и мастерства, необходимыми для полноценной профессиональной деятельности во всех сферах музыкального творчества.

Выпускники музыкальных вузов в подавляющем большинстве находят приложение своим профессиональным возможностям не только в области исполнительства, но и в музыкально-педагогической деятельности. В ходе опытно-экспериментального исследования нами были составлены анкеты и проведено анкетирование студентов Казанской консерватории (Академии) им. Н.Г.Жиганова. В анкетировании принимали участие 182 студента консерватории. По результатам анкетирования нами было выявлено, что большинству студентов интересно совмещение исполнительской и преподавательской деятельности. Это подтверждает рост уровня педагогической направленности личности музыканта в процессе лично-стно-профессионального становления (см. рис.1). Исполнительская деятельность вызывает больший интерес у 58% студентов 1-го курса, в то время как студентов 5-го курса, заинтересованных только в исполнительской деятельности - 24%.

Какой вид деятельности для Вас наиболее интересен?

80%- /

70%

60%

50%

40%-

30%-

20%

10%

0%

75%

58%

\ 47%

40% 40%

Р 1

20%

2% 3% 1 5%

С5Я —1

э_ 42% Г"_

I 20% I I 24%

ПТ% Г 7% К =

'_—^—^—1_—^—Л—'_—*—-1—

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

-64%-

51%

□ а

□ б □ в

а - исполнительская деятельность б - педагогическая деятельность

в - интересно совмещать тот и другой вид деятельности

Рис.1. Профессионально-педагогическая направленность студентов консерватории

Повышение интереса к педагогической серватории, имеющими стаж педагогиче-деятельности подтверждается увеличением ской работы (см. рис.2). количества студентов старших курсов кон-

Есть ли у Вас стаж педагогической работы?

69%

72%

50% 50%

- ■

60%

64%

40%

36%

28%

□ да

□ нет

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Рис.2. Стаж педагогической работы студентов консерватории

Нами выявлена тенденция увеличения количества студентов, занимающихся педагогической деятельностью по курсам обучения.

Личностно-профессиональное становление педагога-музыканта - это процесс длительного и непрерывного поиска возможностей и способов совершенствования на пути достижения готовности к самостоятельной творческой педагогической деятельности. Основываясь на ряде предложенных (Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, А.К.Маркова) критериев периодизации, мы выделяем уровни и стадии профессионального становления личности будущего педагога-музыканта. Профессионально ориентированная периодизация начинается со стадии оптации, которая связана с формированием определенных профессиональных предпочтений, что приводит к осознанию выбора профессии музыканта и поступлению в музыкальное училище. Следующая стадия - профессиональная подготовка, которая охватывает обучение в ссуз и продолжается в музыкальном вузе. Эта стадия во многом совпадает со стадией профессиональной адаптации, так как большинство студентов уже в период профессиональной подготовки в вузе начинают профессиональную деятельность, в том числе и в качестве педагога, что было подтверждено данными проведенного анкетирования. Переход со стадии профессиональной адаптации к стадии профессионализации у каждого музыканта осуществляется в разные периоды. Это связано с различным уровнем индивидуально-творческой подготовки, разным уровнем профессионально-педагогической направленности и готовности к педагогической деятельности.

Стадия профессионального мастерства предполагает свободное творческое овладение профессией, дающее возможность самоактуализации в профессии, достижение вершин профессионализма. Для педагога-музыканта профессионально-

педагогическое мастерство связано с интеграцией педагогического опыта и высокого уровня исполнительского мастерства. Такой

«сплав» теоретических основ педагогического творчества и свободного владения музыкальным инструментом позволяет осуществлять педагогическую деятельность на высоком творческом уровне.

Высшим уровнем личностно-профессионального становления в современной социокультурной ситуации является достижение профессиональной компетентности и мастерства, а также культуры личности, что означает всестороннюю подготовленность личности к решению многообразных профессиональных задач. Готовность к высокопрофессиональной деятельности связана с умением субъекта ставить цели, осознавать способы их достижения, овладевать знаниями и умениями на уровне эталонов педагогической деятельности, накапливать собственный позитивный профессиональный опыт.

Нами выделены следующие факторы, обуславливающие личностно-

профессиональное становление педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе. Внешними факторами профессионально-педагогического становления личности музыканта выступают: социальное воздействие, социальные условия; музыкально-профессиональная деятельность; влияние образовательной среды музыкального вуза; творческая атмосфера вуза, направленная на создание условий для раскрытия творческого потенциала студента; личность педагога.

Наряду с указанными внешними факторами, большое значение в профессионально-педагогическом становлении личности музыканта имеют внутренние факторы: музыкальные способности; профессиональная активность, обусловленная потребностью самореализации творческого потенциала; мотивация и ценностно-смысловое отношение к профессионально-педагогической деятельности.

Личностно-профессиональная активность студента-музыканта, его заинтересованность в самосовершенствовании играет значительную роль в процессе педагогического становления. Потребность в творче-

ской самореализации является одним из основных факторов личностно-профессионального становления педагога-музыканта, способствующих активному овладению фундаментальными основами музыкальной педагогики.

Отвечая на вопрос анкеты, студенты младших и средних курсов выделяют по-

требность в передаче своего профессионального и личного опыта. Выпускники консерватории в качестве стимулов для занятий педагогической деятельностью отмечают также возможность творческой самореализации и творческое общение с учеником (см. рис.3).

Что, с Вашей точки зрения, может являтся стимулом для занятий педагогической деятельностью?

□ а - возможность творческой самореализации

□ б - потребность в передаче своего профессионального и

личного опыта

□ в - творческое общение с

учеником

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ г - другое

Рис.3. Мотивация педагогической деятельности

Содержание подготовки педагога-музыканта в вузе может быть высокого качества, если учитывать следующие требования: диалектическое единство фундаментальности и профессиональной направленности подготовки; социокультурное основание подготовки; непрерывность, преемственность; интегративность; диверсификация, поливариантность; нацеленность процесса профессиональной подготовки на формирование личностно-смысловой ценности педагогической деятельности для обучающегося. В содержании подготовки педагога-музыканта мы рассматриваем инвариантную составляющую, являющуюся основой подготовки всех музыкантов и вариативную часть, связанную с профилем специальной деятельности музыканта.

В настоящее время в Республике Татарстан предлагается формирование образова-

тельных кластеров, которые позволят регулировать подготовку специалистов в области музыкального образования путем тесного взаимодействия всех звеньев системы «школа - ссуз - вуз». Ведущий вуз призван обеспечивать научно-методическое сопровождение работы образовательного кластера и разрабатывать Программу развития начального и среднего звеньев профессионального образования.

Программное обеспечение учебного процесса служит важнейшим условием эффективной реализации преемственности профессиональной подготовки педагога-музыканта. Значительным вкладом в осуществление идей культурного многообразия является разработка национально-регионального компонента учебных программ. Учебно-методическое обеспечение процесса подготовки студентов из различ-

ных регионов России, обучающихся в Казанской консерватории, включает привлечение культурного потенциала Республики Татарстан и всего Поволжского региона к реализации задач профессиональной подготовки в вузе. Это способствует формированию целостной системы представлений студентов о взаимосвязи мировой художественной и музыкальной культуры и своеобразии национальных школ.

Таким образом, развитие художественно-эстетического мышления становится еще одним важным фактором, влияющим на духовное обогащение музыканта, формирование культуры личности, становление компетентного и конкурентоспособного профессионала. Изучение взаимопроникновения и взаимовлияния мировых и национальных культурно-художественных ценностей способствует всестороннему раскрытию духовно-творческого потенциала социально ориентированной личности педагога-музыканта. Поток информации, в том числе и звуковой, музыкальной, окружающей современного человека, диктует иные, чем прежде, подходы к проблеме личностно-профессионального становления педагога-музыканта. Наиболее значимым становится не возможность запоминания большого объема информации, а умение творчески применять необходимую информацию в постоянно меняющихся условиях современной социокультурной действительности.

Формирование профессионально значимых личностных качеств, осуществляется путем осознания личностной значимости ценностно-смыслового содержания педагогической направленности процесса профессиональной подготовки. В структуре профессионально важных качеств мы выделяем музыкально-педагогическое мышление как основополагающее качество, способствующее педагогическому становлению музыканта. Становление музыкально-педагогического мышления, определяющего целостность и системность структуры профессионально значимых личностных качеств педагога-музыканта, формируется особым образом и в определенных условиях

индивидуально-творческого обучения.

Реализация задач становления профессионально-педагогической компетентности музыканта возможна посредством овладения личностно ориентированными педагогическими технологиями. В сфере музыкального образования одним из наиболее перспективных направлений повышения качества профессиональной подготовки может быть разработка и применение педагогических технологий контекстного, проблемного обучения, информационных, проектных и диалоговых технологий. Диало-гичность является важным аспектом профессиональной деятельности музыканта. В процессе овладения диалоговыми технологиями может быть осмыслен диалог культур, раскрывающийся при анализе художественных явлений разных культурно-исторических эпох, стилей и жанров. Применение диалоговых технологий позволяет раскрывать глубину художественного содержания изучаемого музыкального произведения, осуществлять всестороннее познание музыки как феномена культуры, посредством диалога определяется духовно-ценностное отношение к сущности музыкального искусства, раскрывается творческий потенциал студента-музыканта.

Таким образом становление профессионально-педагогической компетентности музыканта тесно связано с качеством подготовки в вузе, что обусловлено комплексом организационно-педагогических условий и применением современных педагогических технологий, реализующих художественно-творческую специфику профессионального становления личности педагога-музыканта.

Литература:

1 Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. - М.: Academia, 2004. - 336 с.

2 Волович, Л.А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы/Л. А.Волович, Г.В.Мухаметзянова, Л.П.Тихонова. - Казань: Изд-во ИССО РАО, 1997. - 104 с.

3 Зеер, Э.Ф. Психология профессий/Э.Ф.Зеер. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -336 с.

4 Методологическая культура педагога-музыканта / Э.Б.Абдуллин [и др.]. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

5 Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А.Зимняя // Выс-

шее образование сегодня. - 2006. - №8. - С.20-26.

6 Мухаметзянова, Г.В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического

обеспечения / Г.В.Мухаметзянова. - Казань : Магариф, 2005. - 319 с.

7 Психология музыкальной деятельности: Теория и практика/Под ред. Г.М.Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЬНЫ1Х СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

МАТЕМАТИКЕ

Л.Н. Чиркова, ВятГГУ, г. Киров

На современном этапе развития общества характерными чертами производственной деятельности человека становятся быстро изменяющиеся условия труда, появление новых видов занятости, новых отраслей деятельности. Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов.

С ростом интеллектуализации современных профессий связано появление после 1990 г. в системе среднего профессионального образования колледжей, задачей которых является подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена, обладающих творческим отношением к труду, способностью к быстрой адаптации в условиях обновления производства, профессиональной мобильностью, сочетающих глубокие теоретические знания, практические умения и навыки с личностными качествами, духовным богатством.

Основы профессионального развития личности специалиста закладываются в колледже, начиная с первых лет обучения, где ведущей становится познавательная деятельность, ориентированная на получение конкретной специальности. Становление личности, ее развитие происходит при активном включении студента в общие виды деятельности (умственную, физическую, учебную и т.п.) и специальную (профессиональную).

Учебный предмет «Математика» обеспечивает общеобразовательный и базовый уровень подготовки специалиста. Курс математики введён в стандарты практически для всех специальностей среднего профессионального образования, поскольку математические знания и методы используются при разрешении конкретных проблем во всех областях наук и уровнях подготовки. При этом математическое образование должно быть профессионально направленным, учитывая возможности использования полученных знаний и умений в определенной деятельности.

Профессиональную направленность обучения исследователи характеризуют как «своеобразное использование педагогиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.