И. В. Вяткина
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Ключевые слова: профессиональное воспитание, моделирование.
В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста важнейшую роль играет профессиональное воспитание. В статье рассматриваются компоненты модели системы профессионального воспитания студентов технического вуза.
Keywords: professional education, modeling.
In the course of formation of the person of the competitive expert the major role is played by professional education. In article components of model of system of professional education of students of a technical university are considered.
В настоящее время большое значение в нашей стране имеет проблема воспитания молодежи, которая должна стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс образования студентов. Вместе с тем реальное состояние системы воспитания в образовательных учреждениях высшего профессионального образования оставляет желать лучшего. Неудачная культурнообразовательная политика 90-х гг. ХХв. привела к тому, что воспитательный компонент вузовского образования, в значительной степени, утратил свою значимость, и система воспитания будущих специалистов во многих вузах была разрушена. Произошло неоправданное сужение целевой направленности высшего образования до задач профессионально-деятельностного формирования специалиста вместо комплексного профессионального опосредованного развития его личности.
В целом на сегодняшний день система воспитания студенческой молодежи еще не сумела полностью выйти из состояния кризиса личности и перейти к новому социокультурному типу, обладающего высокой гуманностью, духовностью, гражданственностью, творческим потенциалом, социальной активностью и профессиональными качествами.
Новое социальное время, новая социальная среда, новые социальные реалии, новая идеология общества ставят перед высшим образованием задачи в подготовке специалистов. Современному обществу нужны конкурентоспособные специалисты, владеющие в совершенстве профессиональным мастерством, общей и профессиональной культурой, готовые к постоянному самосовершенствованию. Рыночные отношения дополнительно к профессиональным умениям требуют от конкурентоспособного специалиста развитого экологического, экономического мышления, организованности, гибкости ума и умений быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Эти требования связаны не только с процессом обучения, но и, в первую очередь, с профессиональным воспитанием.
Проблема профессионального воспитания актуализирована в последнее время в связи с возросшей потребностью общества в формировании самостоятельной активной и
ответственной личности будущего специалиста. Это стало особенно важно в связи с проблемой саморазвития личности, повышения его конкурентоспособности на рынке труда. Анализ литературы и результатов исследований по данному вопросу показал, что в общепедагогическом плане проблеме профессионального воспитания в последнее время уделяется большое внимание.
Приоритетной задачей нашего исследования является моделирование системы профессионального воспитания студентов технического вуза. Метод моделирования используется в целях исследования процессов явлений окружающей действительности. Моделированию как научному методу посвящены работы философов Б.А.Глинского, Б.С.Грязнова, Е.П.Никитина, В.А.Штоффа и педагогов А.И.Архангельского, А.П.Беляевой, В.П.Беспалько, В.И.Журавлева, А.А.Кирсанова, В.В.Краевского, И.И.Логинова и др.
Модель показывает характер зависимости между элементами исследуемого процесса, синтезирует и выявляет наиболее важные стороны объекта анализа и представляет характер его функционирования. Апробация модели системы профессионального воспитания осуществлялась в ходе аудиторных занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» и внеаудиторной деятельности студентов.
Объектом нашего моделирования является система профессионального воспитания студентов технического вуза.
В качестве исходных теоретических предпосылок построения модели послужила концепция системного понимания воспитания, в свете которой профессиональное воспитание студентов - один из аспектов целостного воспитательного процесса и представляет собой системный объект. Система профессионального воспитания студентов имеет следующие структурные компоненты: цель, задачи, принципы, факторы,
содержание, методы, педагогические условия и результат.
Рассмотрим компоненты модели профессионального воспитания студентов технических вузов.
Основными целями воспитательного процесса в государственном вузе должно быть выполнение государственного заказа образовательным учреждением РФ, отраженного в государственных принципах политики в области образования [1]. Центральным системообразующим компонентом модели является цель - профессиональное воспитание студентов вуза. Цель раскрывается на основе решения следующих задач:
• формирование научного мировоззрения;
• формирование профессионально важных качеств;
• формирование мотивации и позитивного эмоционально ценностного отношения к профессиональному труду;
• воспитание профессиональной этики, профессиональной культуры;
• воспитание интереса, любви к профессии.
Выбор принципов деятельности - ответственное дело самого педагога, момент его профессионально-личностного самоопределения. В принципах или в их системе детализируются концептуальные установки педагога, осознание его профессиональнопедагогической или исследовательской позиции, и, следовательно, принципы играют роль стабилизатора воспитательной деятельности, структурируя ее содержание.
Целостный воспитательный процесс опирается на определенные принципы. Под принципами воспитания понимают «общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций» [2].
Первый принцип - принцип рефлексивности: осмысление собственного опыта. Опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу является исходной точкой в становлении позиции субъекта. Переживание опыта понимается не чисто эмоционально, в нем содержится момент, названный «осознанностью». Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, которые играют огромную роль в достижении понимания. «Переживание» дает материал для рефлексии. На основе опыта «переживаний», приобретенного в прошлой жизни, человек формирует свое пристрастное отношение к содержанию, нормам и правилам профессиональной деятельности, формирует собственное поле смыслов.
Таким образом, рефлексивность понимается в контексте осмысления собственного опыта: профессионального - для работающих специалистов, жизненного - для студентов (с переносом его в сферу будущей профессиональной деятельности). В тренинговых упражнениях, которые включаются составной частью в профессиональную подготовку, отрабатываются такие субъектные свойства как способность к самоосмыслению (пониманию себя), способность «отдаваться чужому бытию», т.е. наполнять гуманитарным содержанием свою профессиональную деятельность [2].
Принцип рефлексивности профессионального воспитания предполагает обращение студентов к осмыслению собственного опыта, обнаружению профессиональноличностных смыслов предстоящей деятельности.
Принцип рефлексивности профессионального воспитания студента предполагает рассмотрение понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых методов, форм и средств воспитания.
Второй принцип - принцип интерактивности: через со-переживание к со-знанню. Интерактивный характер профессиональной подготовки вытекает из представлений о ценности процесса самостановления субъекта во взаимодействии с ним, о формировании его собственного отношения к профессиональной деятельности, когда «нельзя научить — можно лишь научиться». Позиция как система отношений складывается в систему отношений в процессе совместной деятельности. При этом важно не только единство целей — активизируют позицию не сами по себе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов. Принцип интерактивности профессионального воспитания предполагает направленность деятельности преподавателя на соотнесение студентами собственных смыслов, осознание их, формирование ценностных ориентиров в профессиональной деятельности.
Очевидно, что выделение принципа интерактивности предполагает усиление внимания к проблемам педагогического общения в процессе профессиональной подготовки студентов. В процессе профессиональной подготовки реализуется единство принципа интерактивности с двумя другими выделенными принципами: рефлексивности и проективности.
Третий принцип - принцип проективности: концептуализация своей
профессиональной позиции. Проективный подход к профессиональной подготовке базируется на представлениях о способности к самовоспитанию как средстве и механизме воспитания. Он представляет собой перенос приоритета инициативы студента в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации в сферу подготовки специалиста. Выполнение этого принципа в профессиональном воспитании студентов обязывает использовать только те формы и методы, которые создают условия для их творческой самореализации и саморазвития.
Принцип проективности профессионального воспитания обращает внимание педагога на развитие профессионального самосознания студента, утверждение им своей профессиональной позиции в деятельности.
Итак, рефлексивность, интерактивность и проективность, отражающие три уровня профессионального бытия субъекта (смысловой, семантический и экзистенциальный), -принципы, которые, как показывают исследования, должны быть положены в основу профессиональной подготовки специалиста как субъекта профессиональной деятельности и поведения.
В решении задач профессионально-личностного самоопределения студента, будущего специалиста необходима специальная помощь педагога, воспитательная деятельность которого определяется стратегиями педагогической поддержки. Педагогическая поддержка состоит в определении совместно со студентом его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию. Гуманитарное содержание воспитательной деятельности преподавателя в стратегии педагогической поддержки состоит в ориентации преимущественно на развитие мотивационно-смысловой сферы студента. Психологической базой педагогической поддержки служат активные взаимосвязанные процессы «продолжения себя в другом», развития преподавателя как «значимого другого» и создания условий для саморазвития.. Стратегия педагогической поддержки, во-первых, подразумевает наличие реального затруднения, проблемы, в разрешение которой требуется помощь; во-вторых, предполагает более «плотное» взаимодействие педагога со студентами и более инициативную деятельность преподавателя.
К основным принципам профессионального воспитания студентов относится принцип самореализации личности. Как мы подчеркивали выше, профессиональное воспитание следует рассматривать как создание условий для самореализации личности. Самовыражение, саморазвитие, самовоспитание являются важнейшими процессами становления личности будущего специалиста. Они, в конечном итоге, направлены на самореализацию личности. В трудах К.А.Абульхаповой-Славской, В.И.Андреева, У.Глассера, Л.И.Божович, А.Маслоу, С. Л.Рубинштейна самореализация рассматривается как целесообразное раскрытие и использование человеком своих возможностей, направленное на свободный выбор возможностей нового роста. Нам представляется, что данное понятие не исчерпывается лишь содержанием раскрытия потенциала личности молодого человека и отражает значение самореализации как возможной цели и смысла жизнедеятельности будущего профессионала. В то же время это не должно становиться «самоцелью», ибо в таком случае стремление «во что бы то ни стало» достичь самореализации будет препятствовать её достижению. Важно, чтобы сам процесс профессионального творчества, творческое сотрудничество выступали для человека как главнейшие жизненные ценности.
Содержание воспитания - один из наиболее спорных вопросов в педагогике. Причем разночтения начинаются уже с самого понимания категории «содержание» применительно к сфере воспитания. Если содержание образования (которое, как правило, сводится к обучению) - это ответ на вопрос «чему учить?» и, соответственно, оно представляется в большинстве случаев, как «элементы социального опыта, накопленного человечеством», то с переходом к воспитанию утрачивает ясность даже сама постановка вопроса.
Как известно, содержание - определяющая сторона целого, единство его частей, элементов, его свойств и связей, основная суть, количество чего-либо, находящегося в чём-то другом. Содержание представляет ведущую, определяющую сторону объекта, в том числе, очевидно, и воспитания. Правомерность того или иного толкования содержания воспитания, очевидно, во многом определяется пониманием его предмета, т. е. того, что подвергается изменению в процессе воспитания, на что направлен труд воспитателя, его профессиональная активность.
Содержание - усвоение студентами той части человеческой культуры, тех элементов социального опыта (совокупности знаний, умений, навыков, интеллектуальных, морально-волевых, социально-ценностных, профессионально важных качеств), которые необходимы им для активной и успешной профессиональной деятельности
Фактор воспитания - то, что независимо от желания людей способно порождать воспитательные эффекты, объективно оказывая влияние на природу, ход и результаты становления человека [3]. В качестве факторов воспитания в концепции его системного понимания выделяются три группы: во-первых, это разнообразные виды деятельности студентов - учение, труд, игра, общение; во-вторых, различные виды педагогической деятельности — преподавание и внеаудиторная деятельность, педагогическое руководство познавательной, трудовой, иной деятельностью воспитанников; в-третьих, воспитательная среда, будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, выступает и фактором, движущей силой процесса и вместе с тем является формой функционирования образовательных систем в подлинно демократическом обществе.
Рассмотрим более подробно фактор «воспитательная среда». Воспитательная среда
- результат целенаправленной деятельности всех заинтересованных в ее создании лиц [5]. Сегодня сложилась ситуация, когда инициативу в процессе ее создания берут на себя педагоги. В то же время реализация этой роли невозможна без взаимодействия с другими участниками этого процесса (не педагогами). Их взаимодействие должно зависеть от реальной, сегодняшней ситуации и поэтому быть гибким. Сложность позиции педагогов заключается в том, что при создании воспитательной среды нельзя прибегать к запретам и указам, т.к. принудительное освоение студентами структур воспитательной среды тормозит его личностное развитие. Студент осваивает готовые структуры воспитательной среды исходя из возможности удовлетворения в них своих потребностей, прошлого социального опыта, присвоенных им общественных норм и ценностей. Воспитательная среда должна быть понятна ему, то есть он должен обладать всей полнотой информации о ней. Информация о воспитательной среде может быть представлена в разном виде. Важно, чтобы она была привлекательна для обучающихся, затрагивала их эмоциональную сферу.
В связи с этим возникает необходимость в воспитании личности студента как гражданина, способного к личностно-профессиональному становлению, обладающего избирательностью, уверенностью и ответственностью. Для такого студента будет естественна обращенность к ценностям гуманистического мировосприятия и миропонимания - справедливости, порядочности, благородству, разуму, доброте.
Воспитательная среда высшей школы способна сыграть решающую роль в осуществлении задач гармоничного развития личности, в формировании системы целесообразного воспитательного взаимодействия педагогов и студентов.
В педагогике традиционно под результатом воспитания понимают позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника под влиянием усилий воспитателей [3]. Однако о том, какие именно должны происходить изменения в личности, в чем они выражаются и проявляются, что следует признавать результатом воспитания, по каким
параметрам, критериям, показателям его можно оценивать, до сих пор не сложилось единых представлений. Под результатом профессионального воспитания студентов мы понимаем повышение уровня сформированности профессиональной воспитанности каждого студента.
Профессиональная воспитанность студентов представляет собой интегральную характеристику личности, имеющую многокомпонентную структуру. Профессиональная воспитанность - это результат воспитательных взаимодействий, содержанием которых является передача и освоение той части человеческой культуры, социального опыта, которая необходима людям для активной и эффективной успешной профессиональной деятельности.
Предлагаемая нами модель системы профессионального воспитания студентов технических вузов может эффективно функционировать при определенной совокупности двух групп педагогических условий: общие условия - воспитательный процесс, влияющий на профессиональное воспитание студентов и частные условия, непосредственно влияющие на эффективность профессионального воспитания студентов.
Педагогические условия профессионального воспитания студентов вуза мы определяем как совокупность внешних и внутренних особенностей личности студента, от наличия которых зависит формирование основ профессионально важных качеств будущего специалиста.
Первая группа - общие условия эффективности целостного педагогического процесса, влияющие на профессиональное воспитание студентов:
• организация воспитательной среды;
• обеспечение высокого уровня учебного процесса и практики, оказание каждому студенту достижения в них успехов;
• сочетание обучения и производственной практики с разнообразной внеаудиторной деятельностью студентов и создание на этой основе оптимальных возможностей для их всестороннего развития.
Вторая группа - частные условия, непосредственно влияющие на эффективность профессионального воспитания студентов:
• четкое определение задач профессионального воспитания студентов с учетом функционального назначения каждого высшего учебного заведения;
• систематическое содействие с целью формирования знаний, профессионально важных качеств, необходимых в профессиональной деятельности;
• включение студентов в практический труд, в том числе профессиональный;
• сочетание профессионального воспитания студентов с их профессиональной ориентацией;
• взаимодействие коллектива вуза с общественными организациями и предприятиями по вопросу профессионального воспитания студентов.
Поскольку процесс профессионального воспитания возникает и развивается на основе вышеизложенных принципов, интегрирующих различные аспекты учебной и внеаудиторной деятельности, они представляют инвариантную часть модели. Вариативная часть включает структурные и функциональные составляющие педагогического процесса. Содержание, методы, средства и формы профессионального воспитания построены на основе педагогически целесообразных взаимоотношений студентов и преподавателя, определяемых педагогическими стратегиями ориентаций, включения и обогащения, педагогические условия становятся целями самовоспитания и самореализации студентов.
Охарактеризованные и находящиеся в органическом единстве компоненты рассмотренной системы представляют своеобразную модель функционирования системы профессионального воспитания студентов. Она может служить для педагогов вузов ориентиром в организации профессионального воспитания студентов.
Литература
1. Законы РФ. Об образовании. Закон Российской Федерации. -3-е изд. - М.: ИНФА, 2001.
- 52с.
2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография /
Н.М.Борытко. - Волгоград, 2001. - 180с.
3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова. Под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.
4. Борытко, Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания / Н.М.Борытко. -Волгоград: Перемена, 2001. - С.88-94.
5. Борытко, Н.М. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза / Н.М.Борытко // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. - Воронеж, 2002. - С.39-42.
© И. В. Вяткина - ст. преподаватель кафедры ОДО КГТУ, cppkp@mail.ru.