Библиографический список
1. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
2. Зиновкина М.М. Инженерное мышление. Теория и инновационные педагогические технологии. Москва: МГИУ, 1998.
3. Савчук Н.В. Инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (гуманитарный цикл). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.
4. Данилова О.В., Зиннатуллина Н.Д., Тимербаева ГР Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов посредством междисциплинарной интеграции О.В. Данилова. Дискуссия. 2014; Т. 46; № 5: 110 - 115.
5. Кушнарева Т. И. Межпредметные связи при обучении иностранным языкам в магистратуре неязыковго вуза. Казанский педагогический журнал. 2017. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/v/mezhpredmetnye-svyazi-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-magistrature-neyazykovogo-vuza
6. Степанова О.Ю. Междисциплинарные связи как средство мотивации студентов к изучению иностранного языка. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008; 2 (9): 196 - 199.
7. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины «Иностранный язык»). Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2011.
8. Степанова М.М. Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры. Молодой учёный. 2014; 4: 1244 - 1246. Available at: https:// moluch.ru/archive/63/9915/
9. Лесничества Татарстана поставят в 2018 году на «Кастамону Энтегре» более 500 тыс. кубометров древесины. Бизнес онлайн: деловая электронная газета Татарстана. Available at: https://www.business-gazeta.ru/news/369534
10. Зиятдинова Ю.Н., Валеева РС. Анализ подходов к развитию межкультурной коммуникативной компетенции студента технического вуза в России и Китае. Вестник казанского технологического университета. 2010; 12: 155 - 159.
11. Галеева Ф.Т., Хусаинова Г.Р О потенциале дисциплины «Иностранный язык» для развития творческих способностей студентов. В мире научных открытий. 2015; № 11-2 (71): 816 - 823.
12. Саликеева С.Н., Галеева Ф.Т., Сафин РР, Филипова Н.А. Wood and the Technology of Wood Drying (Древесина и технологии сушки древесины): учебное пособие. Казань: КНИТУ, 2012.
13. Галеева Ф.Т. Работа по созданию учебного пособия по английскому языку в техническом вузе. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015; 5 (47): 30 - 32.
14. Галеева Ф.Т Возможности улучшения успеваемости студентов на занятиях по иностранному языку. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 57-5: 36 - 42.
15. Филипова Н.А. Особенности обучения профессионально ориентированному иностранному языку студентов лесозаготовительных и деревоперерабатывающих специальностей. Вестник Казанского технологического университета. 2013; 16: 293.
References
1. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
2. Zinovkina M.M. Inzhenernoe myshlenie. Teoriya iinnovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Moskva: MGIU, 1998.
3. Savchuk N.V. Innovacionnye metody razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya v processe professional'nogo obrazovaniya (gumanitarnyj cikl). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.
4. Danilova O.V., Zinnatullina N.D., Timerbaeva G.R. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov tehnicheskih vuzov posredstvom mezhdisciplinarnoj integracii O.V. Danilova. Diskussiya. 2014; T. 46; № 5: 110 - 115.
5. Kushnareva T.I. Mezhpredmetnye svyazi pri obuchenii inostrannym yazykam v magistrature neyazykovgo vuza. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2017. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/v/mezhpredmetnye-svyazi-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-magistrature-neyazykovogo-vuza
6. Stepanova O.Yu. Mezhdisciplinarnye svyazi kak sredstvo motivacii studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota, 2008; 2 (9): 196 - 199.
7. Popova N.V. Mezhdisciplinarnaya paradigma kak osnova formirovaniya integrativnyh kompetencij studentov mnogoprofil'nogo vuza (na primere discipliny «Inostrannyj yazyk»). Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.
8. Stepanova M.M. Inostrannyj yazyk kak sredstvo mezhdisciplinarnoj integracii: ot shkoly do magistratury. Molodoj uchenyj. 2014; 4: 1244 - 1246. Available at: https://moluch.ru/ archive/63/9915/
9. Lesnichestva Tatarstana postavyat v 2018 godu na «Kastamonu 'Entegre» bolee 500 tys. kubometrov drevesiny. Biznes onlajn: delovaya 'elektronnaya gazeta Tatarstana. Available at: https://www.business-gazeta.ru/news/369534
10. Ziyatdinova Yu.N., Valeeva R.S. Analiz podhodov k razvitiyu mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii studenta tehnicheskogo vuza v Rossii i Kitae. Vestnik kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2010; 12: 155 - 159.
11. Galeeva F.T., Husainova G.R. O potenciale discipliny «Inostrannyj yazyk» dlya razvitiya tvorcheskih sposobnostej studentov. V mire nauchnyh otkrytij. 2015; № 11-2 (71): 816 - 823.
12. Salikeeva S.N., Galeeva F.T., Safin R.R., Filipova N.A. Wood and the Technology of Wood Drying (Drevesina i tehnologii sushki drevesiny): uchebnoe posobie. Kazan': KNITU, 2012.
13. Galeeva F.T. Rabota po sozdaniyu uchebnogo posobiya po anglijskomu yazyku v tehnicheskom vuze. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015; 5 (47): 30 - 32.
14. Galeeva F.T. Vozmozhnosti uluchsheniya uspevaemosti studentov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; 57-5: 36 - 42.
15. Filipova N.A. Osobennosti obucheniya professional'no orientirovannomu inostrannomu yazyku studentov lesozagotovitel'nyh i derevopererabatyvayuschih special'nostej. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; 16: 293.
Статья поступила в редакцию 19.03.19
УДК 378-056
Gorobets D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Humanitarian Pedagogical Academy, Branch of Crimean Federal University n.a. V.I. Vernadsky
(Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF INTERACTION BETWEEN MEDIUM AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL HOLDING OF A UNIVERSITY. The article discusses a problem of the interaction of secondary vocational and higher education in the framework of the educational university holding. The research is based on the analysis of the scientific literature, the author outlines the basic principles of the modernization of the educational process, and on the basis of the principles outlined, a number of signs of interaction between multi-level educational institutions of the university holding are revealed. The article describes the characteristic features of the successive relations of secondary vocational and higher educational institutions. The author notes that the basic principle of the new pedagogical thinking is the principle of innovation, which is implemented at a university through openness to different opinions, views, beliefs; through cooperation, co-creation and construction of dialogue contacts between students and teachers; through openness of student and teaching staff culture, society, the world. Therefore, in the educational environment in educational institutions training is built in such a way as to promote the formation and development of I-image of students and schoolchildren.
Key words: educational holding, vocational education, continuity, interaction, educational process, principles of continuity of education.
Д.В. Горобец, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета
имени В.И. Вернадского, г. Ялта, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ХОЛДИНГА УНИВЕРСИТЕТА
В данной статье рассматривается проблема взаимодействия среднего профессионального и высшего образования в рамках образовательного университетского холдинга. На основе анализа научной литературы автором выделены основные принципы модернизации образовательного процесса, на основе выделенных принципов раскрыты ряд признаков взаимодействия разноуровневых учебных заведений университетского холдинга. В статье описаны характерные особенности преемственных связей средних профессиональных и высших учебных заведений. Автор отмечает, что исходным принципом нового педагогического мышления является принцип инновационности, который реализуется в университете через открытость для различных мнений, взглядов, убеждений; через сотрудничество, сотворчество и построение диалогических контактов между обучающимися и преподавателями; через открытость студенческого и преподавательского коллективов культуре, обществу, миру Поэтому в образовательной среде в учебных заведениях обучение построено таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа - «Я» студентов и школьников.
Ключевые слова: образовательный холдинг, профессиональное образование, преемственность, взаимодействие, образовательный процесс, принципы преемственности.
Современный этап развития образования обусловлен перспективными и глобальными изменениями, происходящими в социально-экономическом пространстве как всей России, так и отдельных ее регионах. Концепция современного образования предусматривает оптимизацию и интеграцию среднего профессионального и высшего образования на федеральном уровне. Реализация государственного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», который рассчитан на 2018 - 2025 годы, дает возможность выделить структурно-содержательные и процессуальные преобразования, направленные на обеспечение установления преемственных связей между подготовкой специалиста в системе среднего профессионального и высшего образования в условиях образовательного холдинга федерального университета.
По характеру взаимодействия субъектов профессионального обучения можно выделить различные внутривузовские и внешние формы его организации.
Е.А. Гнатышина и А.В. Савченков рассматривают преемственность как сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего и высшего образования, направленное на достижение общей цели - развитие профессиональных и общих компетенций студентов на основе объединения ресурсов и взаимной ответственности [1];
Е.А. Максимова сделала попытку адаптировать и спроецировать коммерческие холдинги на сферу профессионального образования [2];
Т. Г Навазова рассматривает преемственность как непрерывное образование в течение всей жизни в рамках образовательного холдинга [3];
Д.Н. Стоянова считает, что принципы преемственности образования и его непрерывности должны реализовываться на каждом обучающем этапе, и основываться на идее ступенчатого изучения учебных дисциплин [4].
В целом, Т. Г Навазова отмечает, что эффективная реализация приоритетных направлений развития образования может быть обеспечена при ре0ении целого ряда задач, таких как:
- формирование эффективного рынка образовательных услуг и предоставление каждому человеку возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию через получение знаний, которые потребуются ему для дальней0его профессионального, карьерного, личностного роста;
- создание доступа к непрерывному профессиональному образованию через развитие многообразия программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- расширение сети организаций и учреждений различных форм собственности, предоставляющих услуги в области непрерывного профессионального образования [3].
Целью данной статьи является анализ взаимодействия средних профессиональных и высших структурных подразделений Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, как образовательного холдинга.
В структуру Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского входят 8 институтов, 5 академий, 3 научных центра, 6 колледжей и один техникум, а также другие структурные подразделения. Мы рассматриваем образовательный холдинг федерального университета как организационно-правовую организацию, включающую в себя учебные заведения разного уровня профессионального образования для проведения единой образовательной политики в регионе. Основной целью университетского холдинга является установление вертикальных и горизонтальных связей в профессиональной подготовке специалистов на разных образовательных ступенях.
Мы согласны с утверждением Т. Г Навазовой о том, что образовательный холдинг способствует осуществлению процессу ускорения внедрения инновационных идей, направленных на модернизацию образования в целях устойчивого развития региона [3].
В связи с тем, что понятие «преемственность» может рассматриваться по разным направлениям взаимодействия учебных заведений, на наш взгляд уместным будет анализ такого аспекта как практическое обеспечение преемственности в совместной деятельности средних профессиональных и высших учебных заведений, входящих в образовательный холдинг Крымского федерального университета.
Деятельность педагогических коллективов академий, институтов и колледжей анализировалась нами в контексте принципов модернизации образова-
тельного процесса, среди которых ведущими являются принцип непрерывности и принцип преемственности среднего профессионального и высшего образования. Остановимся кратко на результатах проведенной аналитической работы. Мы разделяем мнение Г Г Юлдашевой о том, что принципы непрерывности и преемственности имеют очень большое значение, поскольку предполагают качественно иной тип взаимодействия личности и общества [5]. Данные принципы в силу своей многоплановости считаются универсальными, так как они направлены на развитие педагогических, дидактических, психологических, социально-профессиональных, организационно-управленческих и других процессов в среднем профессиональном и высшем учебном заведении.
Было выявлено, что именно в развитии этих процессов проявляется доминирующая роль преемственности, потому что она влияет на их развитие и эффективность, является механизмом постепенного образования взаимосвязей, взаимодействия всех субъектов деятельности университетского холдинга и повышает её эффективность.
Гуманистическая направленность образования выступает одним из фундаментальных методологических принципов.
Гуманизация является одним из критериев качества учебно-познавательного процесса, как в средних, так и в высших учебных заведениях университетского холдинга и рассматривается научно-преподавательским составом как необходимый элемент педагогики сотрудничества. Анализом выявлено, что ведущее место в педагогической системе колледжей, институтов, факультетов и академий отведено развитию творческой одаренности обучающихся, созданию условий для сознательного выбора жизненных и профессиональных перспектив, которые могут быть реализованы в университетском холдинге, то есть разноуровневые учебные заведения университетского холдинга концептуально направлены на то, чтобы стать целостной педагогической системой, в этом главный смысл работы профессорско-преподавательского состава.
Признание права на свободный выбор и проявление индивидуальности каждого участника образовательного процесса предусматривает принцип демократизации. Результаты анализа подтверждают, что в Крымском федеральном университете, как образовательном холдинге процессы демократизации направлены на повышение роли педагогических и студенческих коллективов в управлении учебными заведениями, в выборе стратегических направлений их развития. Разрабатываются и активно реализуются программы индивидуального развития и самосовершенствования личности обучающихся, внедряются современные технологии психолого-педагогического сопровождения, в оценке сотрудников и студентов учитывается общественное мнение и реальный вклад каждого в деятельность учебного заведения.
В современном образовательном пространстве приобретает особую значимость принцип экономичности, который предполагает включение в содержание образования только тех знаний, которые необходимы для полноценной жизни и будущей профессиональной деятельности. В условиях ухода в учебном процессе от репродуктивного типа усвоения знаний научно-преподавательский состав университетского холдинга ставит своей целью научить студентов алгоритмам поиска и обработки полученной информации, умению пользоваться информационными источниками для решения различных задач, делать выводы, прогнозировать свою образовательную и профессиональную деятельность.
Принцип качества образования всегда определял потребности общества, государства, личности. Ведущим фактором достижения качества образования в университетском холдинге Крыма является сочетание базовых фундаментальных и профессиональных знаний, которые дают возможность студентам и преподавателям выполнять функции исследователей. Отметим, что деятельность средних и высших профессиональных учебных заведений, входящих в структуру университетского холдинга направлена, прежде всего, на воспитание интеллектуальной элиты в регионе, на развитие талантов и способностей одаренных студентов как будущих создателей новых технологий, соискателей новых знаний, активных исполнителей профессиональных обязанностей, способных к самосовершенствованию.
Исходным принципом нового педагогического мышления является принцип инновационности, который реализуется в университете через открытость для различных мнений, взглядов, убеждений; через сотрудничество, сотворчество и
построение диалогических контактов между обучающимися и преподавателями; через открытость студенческого и преподавательского коллективов культуре, обществу, миру [2]. Поэтому в образовательной среде в учебных заведениях обучение построено таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа-«Я» студентов и школьников. При этом создаются специальные условия для проявления личностной инициативы, для преобразования учебно-профессионального обучения, характерного для колледжей на профессионально-исследовательское образование, которое характерно для вузов холдинга.
Не маловажную роль в организации образовательного процесса в колледже и академии играет принцип дифференциации и индивидуализации, который декларируетличность студента как ценность. Анализ деятельности педагогической системы университетского холдинга показал, что реализация принципа дифференциации и индивидуализации обучения позволила разработать и внедрить программу индивидуального развития и саморазвития личности студента.
Перевод обучающихся на индивидуальный график обучения осуществляется преподавателями с целью создания оптимальных условий для удовлетворения интересов, склонностей студентов, предоставления им дополнительных возможностей для реализации творческих способностей и качественного освоения образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.
Принцип единства предполагает общность целей, задач каждого из ступеней образовательных организаций федерального университетского холдинга, преемственность между педагогическими системами этих учебных заведений. Так, в университете разработаны комплексные программы подготовки специали-
Библиографический список
стов, которые охватывают весь учебно-воспитательный процесс и направлены на обеспечение его целостности, непрерывности и разносторонности. Такая сквозная организация обучения способствует предотвращению повтора содержания совпадающих учебных дисциплин и спецкурсов на уровнях среднего и высшего профессионального образования.
Профессиональное образование основывается на комплексе принципов, в числе которых принципы вариативности и альтернативности (образовательных программ, технологий обучения и учебно-методического обеспечения).
Реализация данных принципов в педагогическом процессе требует признания правомерности различных путей реализации целей и задач среднего и высшего профессионального образования на основе функционирования различных типов учебных заведений, использования различных педагогических систем и технологий
Рассмотренные принципы характеризуют стабильное и эффективное функционирование учебных учреждений разного уровня и являются условием для обеспечения их преемственности.
Система выделенных принципов остается открытой и может быть дополнена другими принципами, которые будут положительно влиять на модернизацию федерального образовательного пространства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система отобранных и рассмотренных принципов может служить научно-теоретическим основанием для анализа взаимодействия средних профессиональных и высших учебных заведений, входящих в образовательный холдинг федерального университета.
1. Гнатышина Е.А., Савченков А.В. Преемственность среднего профессионального и высшего образования как социальная проблема. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; 2: 14 - 17.
2. Максимова Е.А. Структура и задачи образовательного холдинга. Образование и наука. 2013; 2 (101): 18 - 27.
3. Навазова Т.Г. Образовательный холдинг как инновационная организация системы непрерывного профессионального образования. Человек и образование. 2005; 2: 20 - 24.
4. Стоянова Д.Н. Преемственность профессионального образования с помощью создания интегративных программ обучения на государственном, региональном и локальном уровнях. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; 1 (43), Ч. 4: 48 - 49.
5. Юлдашева ГГ. Некоторые аспекты принципа преемственности. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Международной научной конференции, Уфа: Лето, 2013: 23 - 25.
References
1. Gnatyshina E.A., Savchenkov A.V. Preemstvennost' srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya kak social'naya problema. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; 2: 14 - 17.
2. Maksimova E.A. Struktura i zadachi obrazovatel'nogo holdinga. Obrazovanie i nauka. 2013; 2 (101): 18 - 27.
3. Navazova T.G. Obrazovatel'nyj holding kak innovacionnaya organizaciya sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2005; 2: 20 - 24.
4. Stoyanova D.N. Preemstvennost' professional'nogo obrazovaniya s pomosch'yu sozdaniya integrativnyh programm obucheniya na gosudarstvennom, regional'nom i lokal'nom urovnyah. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2016; 1 (43), Ch. 4: 48 - 49.
5. Yuldasheva G.G. Nekotorye aspekty principa preemstvennosti. Aktual'nye voprosy sovremennojpedagogiki: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Ufa: Leto, 2013: 23 - 25.
Статья поступила в редакцию 02.03.19
УДК 371
Dashdiev V.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Dagestan Academy of Education and Culture
(Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL AND LEGAL PROBLEMS OF LIFE OF CHILDREN AT BOARDING SCHOOLS. The specifics of children's life in boarding schools is an extremely important problem in modern society. Most often, living conditions in boarding schools are associated with a lot of hardships that children have to endure for many years. The lack of parental attitude and the ability to retire, inability to choose a circle of friends, as well as many other factors - all this inevitably have a negative impact on the development of the child, on his personal qualities, which in adulthood leads to obvious socio-psychological deviations. Therefore, the existing structure of residential care institutions needs certain modifications. Thus, the article examines the social and legal problems facing boarding schools, as well as their pupils, based on the opinions of researchers and teachers; statistics are given on the number of boarding schools in Russia and their pupils.
Key words: boarding schools, social and legal problems, education, educator, socialization, personal qualities.
В.А. Дашдиев, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент,
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
Специфика жизни детей в интернатных учреждениях представляет собой чрезвычайно важную проблему в современном обществе. Чаще всего условия жизни в интернатах сопряжены с множеством лишений, которые дети вынуждены претерпевать в течение многих лет Отсутствие родительского отношения и возможности уединиться, неспособность выбирать круг друзей, а также множество других факторов - всё это неминуемо оказывает негативное влияние на развитие ребёнка, на его личностные качества, что во взрослой жизни приводит к явным социально-психологическим девиациям. Потому существующая структура учреждений интернатного типа нуждается в определённых модификациях. Так, в статье рассматриваются и с опорой на мнения исследователей-педагогов анализируются социально-правовые проблемы, стоящие перед школами-интернатами, а также перед их воспитанниками; приводятся статистические данные по числу интернатов на территории России и их воспитанников.
Ключевые слова: школы-интернаты, социально-правовые проблемы, воспитание, воспитатель, социализация, личностные качества.