3. Kabalevskij D. Vospitanie uma iserdca. Moskva, 1984.
4. Bezuglaya G.A. Analiz tanceval'noji baletnoj muzyki. Sankt-Peterburg, 2009.
5. Yusov B.P. Vzaimodejstvie i integraciya iskusstv v polihudozhestvennom razvitiishkol'nikov. Lugansk, 1990.
Статья поступила в редакцию 26.10.15
УДК 377.112-057.85
Vaganova N.O., Candidate of Sciences (Pedagogy), Deputy Director of educational work, Novosibirsk Technical School of the Railway Transport (Novosibirsk, Russia), Е-mail: ntgt_ur@mail.ru
Silkina N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Professional Training, Pedagogy and Psychology, S iberian State Railway Transport University (Novosibirsk, Russia), Е-mail: silkina@stu.ru
PEDAGOGICAL INTEGRATION IN TERMS OF UNIVERSITY COMPLEX. The paper examines an issue of pedagogical integration in a university complex, which is understood as an association of organizations of secondary vocational education and higher education. The authors analyze different approaches to the definition of terms of "integration" and "educational integration" and suggest considering the pedagogical integration as a process of formation of uniform educational space of the university complex. The article also reveals the signs and levels of pedagogical integration. The pedagogical integration in a university complex provides creation of integrative courses and integrative curricula, pedagogical, scientific and methodical interaction of educational organizations. Key words: interaction, educational institutions, modernization of education.
Н.О. Ваганова, канд. пед. наук, зам. дир. по учебной работе Новосибирского техникума железнодорожного транспорта, г. Новосибирск, E-mail: ntgt_ur@mail.ru
Н.В. Силкина, д-р пед. наук, проф. каф. профессионального обучения, педагогики и психологии Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: silkina@stu.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
В статье исследуется вопрос педагогической интеграции в университетском комплексе, который понимается как объединение организаций среднего профессионального образования и организации высшего образования. Авторы анализируют подходы к определению понятия «интеграция» и «педагогическая интеграция», предлагают рассматривать педагогическую интеграцию как процесс формирования единого образовательного пространства университетского комплекса, а также выделяет признаки и уровни педагогической интеграции. Педагогическая интеграция в университетском комплексе обеспечивает построение интегративных курсов и интегративных учебных планов, педагогическое, научное и методическое взаимодействие образовательных организаций.
Ключевые слова: взаимодействие, образовательные организации, модернизация образования.
Программно-законодательные документы, определяющие развитие российского образования, предусматривают необходимость интеграции как в содержании образования и используемых технологиях, так и в структуре образовательной системы.
В «Национальной доктрине образования до 2025 года» интеграция в образовании прописана как одна из основных государственных задач.
В «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года» интеграция является одним из условий реформирования образования.
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» ставится задача интеграции российского образования в мировое образовательное пространство.
На сегодняшний день «интеграция» изучена как общенаучное понятие, как одно из необходимых условий развития образования, как результат его модернизации и как процесс реформирования образовательных организаций [1; 2].
Возможности интеграции в образовании изучают зарубежные учёные, рассматривающие возможности интеграции, в том числе в школьной и дошкольной педагогике: А. Блум, Г. Нойнер, Ф. Бест и др.
Российские исследователи отмечают, что интеграция является одним из основных направлений развития педагогики (В.С. Безрукова, А.С. Белкин, М.Н. Берулаева, В.В. Гузеев, В.И. Загвязинский и др.). Рассматривают интеграцию в профессиональном образовании как процесс, способствующий повышению качества подготовки специалистов, И.Б. Богатова, В.Г. Иванов, О.В. Козлова, Е.М. Стрижевская и др.
Однако педагогическая интеграция организаций профессионального образования различного уровня в университетских комплексах недостаточно изучена.
Анализ научно-педагогической литературы даёт возможность сделать вывод о широком использовании понятия «интеграция» в современной научной и общественной жизни.
В философии понятие «интеграция» определяется как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов [3].
Социальная интеграция означает наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями, государствами и т. д. [3].
В экономике интеграция - это объединение (где объединение - это образование целого из отдельных самостоятельных частей, единиц) через формирование различного типа связей между субъектами, проявляющихся в различном соединении их ресурсов; Цель интегрированного объединения состоит в углублении взаимодействия между участниками для укрепления их связей [4].
В работах учёных понятие «педагогическая интеграция» (или интеграция в педагогике), как показывает исследование, определяется принадлежностью к педагогике и имеет множество определений:
- процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова).
- процесс сближения и связи наук, представляющий высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения (Н.С. Сердюкова);
- ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира (Г.А. Монахова);
- педагогическая категория, представляющая собой целенаправленное объединение, синтез определённых учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого назначения, направленную на обеспечение целостности знаний и умений (Л.В. Трубайчук);
- высшая форма выражения единства целей, принципов содержания, форм организации обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования (В.С. Безрукова).
Обратим внимание на то, что в приведённых определениях учёных понятие «педагогическая интеграция» относится к содержанию образования и оценивается как средство (процесс, результат) объединения компонентов через установление между ними определенных связей, способствующих оптимизации системы обучения [5].
Анализ материалов по вопросам интеграции среднего профессионального и высшего образования в университетских комплексах позволил установить достигнутые результаты.
- преемственность образовательных программ среднего профессионального и высшего образования;
- преемственность программ вступительных испытаний;
- непрерывная педагогическая практика;
- система отбора выпускников колледжей для продолжения обучения в университете по сокращенным программам с учётом мотивов их учебной деятельности (из опыта деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» и др.);
- формирование единого учебно-методического объединения (УМО) высшего и среднего профессионального образования;
- создание единой информационной сети;
- подготовка научных кадров из числа преподавателей филиалов среднего профессионального образования (некоторые направления интеграции Московского института инженеров транспорта и др.).
Следует отметить, что в качестве признаков (направлений) интеграции выделяются мероприятия, целью которых является объединение ресурсов (интеллектуальных, материальных) образовательных организаций, а также некоторые изменения в порядке деятельности структурных подразделений (УМО, приемная комиссия и др.).
Анализ исследований учёных, практики функционирования университетских комплексов позволил выделить и предложить признаки педагогической интеграции в университетском комплексе:
Один из признаков - взаимообусловленность процессов педагогической интеграции и дифференциации. Данный признак, по мнению исследователей, обусловлен изменениями субъектов в процессе педагогической интеграции [6].
Дифференциация применительно к университетскому комплексу является подготовительным этапом педагогической интеграции, включающим постановку следующих задач:
- определение цели педагогической интеграции;
- выявление характерных особенностей субъектов, возможностей для достижения цели;
- организация совместных действий (взаимодействия) субъектов с использованием ресурсов (материальных, интеллектуальных и др.) каждого субъекта.
На этапе организации совместных действий происходят изменения структуры, системы функций, содержания, ресурсов внутри и вне субъектов. Внутри - в структуре каждого субъекта, вне - в отношениях между субъектами.
В статье под субъектами понимаются организация среднего профессионального образования и организация высшего образования в структуре университетского комплекса.
Таким образом, отношения между субъектами, как совместные действия, устанавливаются, в первую очередь, в силу объективной реальности (необходимости совместного существования), во-вторых, с целью получения дополнительных возможностей для дальнейшего развития и совершенствования [7].
Начало реализации совместных действий образовательных организаций как субъектов университетского комплекса является началом педагогической интеграции, которая обусловливает изменение субъектов в связи с появлением новых характеристик.
Опираясь на исследования учёных, авторы предлагают рассматривать понятие «педагогическая интеграция» применительно к университетскому комплексу следующим образом:
- как процесс и результат целенаправленного объединения организаций среднего профессионального и высшего образования в системе университетского комплекса;
- как процесс формирования единого образовательного пространства университетского комплекса, структурно и содержательно изменчивого в соответствии с социальными запросами, на основе взаимодействия педагогических работников образовательных организаций в различных формах деятельности по подготовке специалистов.
Опираясь на исследования Г.А. Монахова и других учёных, следует отметить, что один из важнейших признаков педагогической интеграции образовательных организаций в университетском комплексе - это невозможность дальнейшего развития одного субъекта отдельно от другого.
Таблица 1
Уровни интеграции
Показатели педагогической интеграции Уровень педагогической интеграции Оценочные выводы
Взаимозаменяемость педагогических работников в процессе теоретической и практической подготовки специалистов Совместное использование ресурсов университетского комплекса Совместное создание интеллектуальных, материальных ресурсов университетского комплекса Совместное планирование, конструирование и выполнение проектов Разработка единых подходов к Очень высокий уровень интеграции Результат интеграции обеспечивает достижение высоких показателей деятельности образовательной организации, включенной в университетский комплекс, и самого университетского комплекса
Высокий уровень интеграции Результат интеграции обеспечивает достижения высоких показателей деятельности самого университетского комплекса, но остаются вопросы по улучшению состояния включенной образовательной организации
оцениванию деятельности студентов Средний уровень интеграции Результат интеграции обеспечивает достижения не всех показателей деятельности образовательной организации, включенной в университетский комплекс, и самого университетского комплекса
Низкий уровень интеграции Результат интеграции не обеспечивает достижения показателей деятельности образовательной организации, включенной в университетский комплекс, и самого университетского комплекса
Очень низкий уровень интеграции Результат интеграции проявляется в отдельных совместных мероприятиях
Важно отметить, что одна из основных задач - сохранить в структуре университетского комплекса характерные особенности каждого субъекта, которые создают уникальный облик университетского комплекса.
Сложность педагогической интеграции в университетском комплексе, включающем организации среднего профессионального образования и высшего образования, в иерархичности отношений, в различии законодательно установленных целей, задач, функций, структур, содержания образования, форм и методов процесса обучения, требований к ресурсам (кадровым, интеллектуальным, материальным).
Анализ научно-педагогической литературы и практики дал возможность разработать показатели педагогической интеграции, уровни педагогической интеграции, оценочные выводы.
Функционирование организации среднего профессионального образования в университетском комплексе переводит её на новый качественный уровень, который обусловлен взаимодействием с организацией высшего образования. Изменения, происходящие в результате указанного взаимодействия, влекут за собой расширение функциональных возможностей организации среднего профессионального образования. Приобретение новых функций, в свою очередь, приводит к возможности решать новые задачи [8].
В университетском комплексе педагогическая интеграция является обоснованием принципов построения интегративных курсов и интегративных учебных планов, способствует решению вопросов педагогического, научного и методического взаимодействия, представляет собой
- способ выстраивания иерархических отношений между субъектами университетского комплекса;
- технологию построения педагогических моделей;
- одно из условий единства субъектов в структуре университетского комплекса;
- средство анализа педагогических явлений и процессов в университетском комплексе.
Библиографический список
Вопросы устранения дублирования информации, установления преемственности в деятельности решает технологическая функция интеграции, которая обеспечивает совместную деятельность субъектов университетского комплекса.
Показателями интеграции, по мнению автора статьи, являются следующие:
- взаимозаменяемость педагогических работников в процессе теоретической и практической подготовки специалистов,
- совместное использование ресурсов университетского комплекса,
- совместное создание интеллектуальных, материальных ресурсов университетского комплекса,
- совместное планирование, конструирование и выполнение проектов,
- разработка единых подходов к оцениванию деятельности студентов.
Педагогическая интеграция в университетском комплексе позволяет:
- придать процессу подготовки специалистов практико-ори-ентированный характер, достигнув единства теоретической подготовки с практикой, согласования различных видов профессиональной деятельности;
- формировать у будущих специалистов целостное представление о производстве, месте специалиста в процессе создания материальных и интеллектуальных ценностей, целях и задачах профессиональной деятельности;
- обеспечивать преемственность образовательных программ разного уровня.
Таким образом, педагогическая интеграция отражает систему взаимодействия между субъектами университетского комплекса, она направлена на создание и сохранение целостности системы (университетский комплекс), в которой установлены иерархические отношения между субъектами (в данной статье -образовательными организациями) и реализуются процессы, обеспечивающие эффективность функционирования системы.
1. Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 1999.
2. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: ПО «Север», 1994.
3. Философский энциклопедический словарь. Главная редакция: Л.Ф. Ильичев, Л.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. Москва: Советская энциклопедия, 1983.
4. Сорокина И.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы её осуществления. Менеджмент в России и за рубежом. 2008; 2: 3 - 6.
5. Ваганова Н.О. Интеграция уровней профессионального образования университетского комплекса в системе оценочной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6: 122 - 124.
6. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. Москва: Совершенство, 1998.
7. Ваганова Н.О. Практико-ориентированная среда как деятельностная модель формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений. Казанская наука. 2010; 8: 607 - 609.
8. Ваганова Н.О. Конференция по итогам практики как форма взаимодействия разноуровневых учебных заведений в университетском комплексе. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013; 1: 177 - 180.
References
1. Nyudyurmagomedov A.N. Integracionnyeprocessy vpedagogicheskom obrazovanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 1999.
2. Bezrukova V.S. Integracionnye processy vpedagogicheskoj teoriiipraktike. Ekaterinburg: PO «Sever», 1994.
3. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnaya redakciya: L.F. Il'ichev, L.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1983.
4. Sorokina I.O. Teoreticheskie osnovy ponyatiya «integraciya» i principy ee osuschestvleniya. Menedzhment vRossii iza rubezhom. 2008; 2: 3 - 6.
5. Vaganova N.O. Integraciya urovnej professional'nogo obrazovaniya universitetskogo kompleksa v sisteme ocenochnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 122 - 124.
6. Berulava M.N. Teoreticheskie osnovy integracii obrazovaniya. Moskva: Sovershenstvo, 1998.
7. Vaganova N.O. Praktiko-orientirovannaya sreda kak deyatel'nostnaya model' formirovaniya professional'no-pedagogicheskih kompetencij prepodavatelej srednih special'nyh uchebnyh zavedenij. Kazanskaya nauka. 2010; 8: 607 - 609.
8. Vaganova N.O. Konferenciya po itogam praktiki kak forma vzaimodejstviya raznourovnevyh uchebnyh zavedenij v universitetskom komplekse. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2013; 1: 177 - 180.
Статья поступила в редакцию 28.10.15
УДК 371
Gadzhieva N.K., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Derbent Branch of DSPU (Derbent, Russia), E-mail: dgpudf@mail.ru
Navruzova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy, Theory and Methods of Primary Education, Derbent Branch of DSPU (Derbent, Russia), E-mail: dgpudf@mail.ru
MUSIC AS A MEANS OF MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS. The issues of moral and aesthetic education are important in the upbringing of younger generation. The article highlights some aspects of moral-aesthetic education of pupils by means of music as an effective means of forming the spiritual world of a developing personality. The authors conclude that every age