Научная статья на тему 'Взаимодействие системы высшего образования с рынком труда. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы в регионах Приволжского федерального округа'

Взаимодействие системы высшего образования с рынком труда. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы в регионах Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / LABOR MARKET / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / РЕГИОН / LEARNING SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Р.Б.

Предмет. Высокая динамика развития системы образования и рынка труда определяет необходимость подготовки в высших учебных заведениях специалистов, способных впоследствии работать в условиях современной экономики. Статья посвящена исследованию рынка образовательных услуг и рынка труда и их взаимодействия в четырех регионах Приволжского федерального округа Российской Федерации: в Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и в Ульяновской области. Цели. Определение и исследование потребностей рынка труда и возможностей системы образования. Методология. В процессе исследования проблемы взаимодействия вузов и работодателей использовались методы логического, статистического анализа и глубинного экспертного опроса. Результаты. Определены проблемы системы высшего образования в регионах, проанализировано состояние региональных рынков труда, выявлены возможные направления гармонизации взаимодействия вузов с рынком труда. Успешное развитие высших учебных заведений основано на их тесном взаимодействии с рынком труда, поскольку это позволяет им формировать профессиональные требования к выпускникам в соответствии с потребностями работодателей. Выводы. Во всех исследуемых регионах количество вузов сокращается. В первую очередь закрываются филиалы, представительства и неэффективные учебные заведения. Существует диспропорция в выпуске специалистов: очень много готовится экономистов и юристов, а технических специалистов не хватает. Среди преподавателей вузов мало практиков, поэтому содержание и процесс образования не соответствуют требованиям рынка труда. В связи с этим необходимо формировать и развивать эффективные направления взаимодействия учебных заведений и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галеева Р.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of higher education system with the labor market: A study of the higher education services market in the regions of the Volga Federal District

Subject The article deals with the study of the market for educational services and the labor market, and their interaction in four regions of the Volga Federal District of the Russian Federation: the Republic of Tatarstan, Mari El Republic, Chuvash Republic, and the Ulyanovsk oblast. Objectives The article aims to identify and study the labor market needs and educational opportunities. Methods For the study, I used the methods of logical and statistical analyses, and in-depth expert survey. Results The article identifies the problems of higher education in the regions, analyzes the state of regional labor markets, and it defines possible ways of harmonizing the interaction of universities with the labor market. Conclusions The results of the study show that the content and process of education do not meet the requirements of the labor market. It is therefore necessary to develop joint projects and effective lines of communication between educational institutions and employers. The successful development of higher education institutions is based on their close interaction with the labor market, as it helps shape the professional qualifications of graduates in accordance with the needs of the employers.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие системы высшего образования с рынком труда. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы в регионах Приволжского федерального округа»

pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733

Социально-экономическая политика

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С РЫНКОМ ТРУДА. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Раиля Бариевна ГАЛЕЕВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и инноватики, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, член Гильдии маркетологов, научный руководитель республиканского центра маркетинга, Казань, Российская Федерация rbgaleeva@gmail.com

История статьи:

Получена 23.05.2017 Получена в доработанном виде 12.09.2017 Одобрена 13.10.2017 Доступна онлайн 14.12.2017

УДК 332.142

JEL: 123, 125, 121, J23, J24

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, система образования, высшее учебное заведение, регион

Аннотация

Предмет. Высокая динамика развития системы образования и рынка труда определяет необходимость подготовки в высших учебных заведениях специалистов, способных впоследствии работать в условиях современной экономики. Статья посвящена исследованию рынка образовательных услуг и рынка труда и их взаимодействия в четырех регионах Приволжского федерального округа Российской Федерации: в Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и в Ульяновской области.

Цели. Определение и исследование потребностей рынка труда и возможностей системы образования.

Методология. В процессе исследования проблемы взаимодействия вузов и работодателей использовались методы логического, статистического анализа и глубинного экспертного опроса.

Результаты. Определены проблемы системы высшего образования в регионах, проанализировано состояние региональных рынков труда, выявлены возможные направления гармонизации взаимодействия вузов с рынком труда. Успешное развитие высших учебных заведений основано на их тесном взаимодействии с рынком труда, поскольку это позволяет им формировать профессиональные требования к выпускникам в соответствии с потребностями работодателей. Выводы. Во всех исследуемых регионах количество вузов сокращается. В первую очередь закрываются филиалы, представительства и неэффективные учебные заведения. Существует диспропорция в выпуске специалистов: очень много готовится экономистов и юристов, а технических специалистов не хватает. Среди преподавателей вузов мало практиков, поэтому содержание и процесс образования не соответствуют требованиям рынка труда. В связи с этим необходимо формировать и развивать эффективные направления взаимодействия учебных заведений и работодателей.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Галеева Р.Б. Взаимодействие системы высшего образования с рынком труда. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы в регионах Приволжского федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15, № 12. - С. 2308 - 2328. https://doi.org/10.24891/re.15.12.2308

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, стратегической целью в

области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Для достижения этой

2308

цели необходимы исследования рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе изучение потребностей работодателей.

В настоящее время изучаются направления взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в регионах и в целом в Российской Федерации. Ученые Н.В. Латова и Ю.В. Латов, а также И. Иванова отмечают наличие в современной России структурно-профессиональных диспропорций - разрывов (диссонансов) между профессиональными структурами спроса на труд и структурами предложения образовательных услуг [1, 2]. О дисбалансе спроса и предложения на рынке образовательных услуг пишет также Е.В. Кулагина1, описывает мотивацию молодых людей при выборе образовательных стратегий Е.С Попова [3]. Исследователи И.Б. Бондырева [4], А.И. Гришин с соавторами [5], Н.А. Шевелев [6], Т.И. Елисеева с соавторами [7], С.А. Орехов и А.А. Кузьмина [8] подчеркивают необходимость активного взаимодействия вузов и предприятий в процессе подготовки кадров для инновационного развития. Для этого вузам необходимо выявлять реальную потребность организаций регионов в специалистах [9, 10], адаптировать процесс профессиональной подготовки к кадровым потребностям экономики регионов, готовить требуемых специалистов с необходимыми профессиональными знаниями и умениями, с необходимым уровнем компетентности.

В работе исследователей из Великобритании [11] отмечается, что очень часто инновационные образовательные модули и программы в университетах создаются преимущественно на основе научных интересов ученых, при этом подчеркивается необходимость более активного привлечения

1 Кулагина Е.В. Рынок труда и образования в России: дисбаланс спроса и предложения // Россия и современный мир. 2013. № 3. C. 117-126.

Р.Б. Галеева / Региональная экономика: теория

http://fin-izdat.ri

к этому процессу неакадемического персонала, студентов, родителей, бизнеса и правительственных кругов, а также эффективного применения маркетинга и маркетинговых исследований в высшем образовании.

Комплексному исследованию рынка образовательных услуг в секторе высшего образования в период с 2006 по 2014 г. посвящены также работы автора2 [12-14], в которых подчеркивается важность изучения восприятия качества образовательных услуг с точки зрения потребителей для выстраивания эффективных стратегий развития вузов. Исследованию указанных ранее проблем на материалах четырех регионов Приволжского федерального округа (Республики Татарстан, Республики Марий Эл, Ульяновской области и Чувашской Республики) был посвящен проект «Исследование системы высшего образования: гармонизация отношений между рынком труда и рынком образовательных услуг», который был реализован при поддержке общественной организации «Институт проблем

гражданского общества»3. Логическим продолжением и актуализацией результатов данного исследования4, проведенного под

2 Галеева Р.Б. Комплексное исследование рынка образовательных услуг Республики Татарстан в сегменте высших учебных заведений. // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 16. С. 130-142.

3 Грант открытого конкурса, проводимого

в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества».

4 Галеева Р.Б. Проблемы и перспективы взаимодействия высших учебных заведений с рынком труда // Проблемы и перспективы индустриально-инновационного развития в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС): материалы международной научно-практической конференции. Караганда: КЭУК, 2014. 544 с.

и практика, 2017, т. 15, вып. 12, стр. 2308-2328

|/юигпа1/геаюп/ 2309

научным руководством автора на базе республиканского центра маркетинга, является эта статья.

Анализ системы высшего профессионального образования в регионах Приволжского федерального округа. Увеличивающийся в последнее время разрыв между качеством образования и ростом требований к компетенциям персонала исследователи [15, 16] рассматривают как специфику всего мирового образования. Разрушая устоявшиеся традиции, XXI в. бросает вызовы обществу и его основным институтам, в том числе образованию.

Как наиболее важные из них отмечаются глобализация, массовая доступность информационных сетей, коммерциализация знания, постиндустриальное развитие -переход к экономике знаний. В качестве ответов на перечисленные вызовы предлагаются следующие направления трансформации высшего образования [17]:

• формирование конкурентной образовательной среды;

• диверсификация образовательных услуг;

• организация процесса образования в соответствии с динамикой рынка труда;

• концентрация ресурсов, рост масштабов и организация сетевого взаимодействия учебных заведений с другими структурами;

• формирование ключевых и профессиональных компетенций как результатов образования;

• развитие менеджмента качества и его интеграция с общим управлением вузом.

Система образования находится под воздействием как быстро меняющихся внешних факторов, так и внутренних процессов. В качестве «внешних шоков», которые в среднесрочной перспективе могут

существенно изменить характер ее развития, С. Беляков и Т. Клячко [18] приводят следующие:

• экономический кризис, который уже привел к значительному падению валового внутреннего продукта;

• связанное с кризисом сокращение бюджетных расходов на образование;

• снижение платежеспособного спроса населения на образовательные услуги в связи с ухудшением его экономического положения;

• сокращение спроса на выпускников системы профессионального образования со стороны рынка труда.

Также в системе образования происходят изменения, обусловленные действием внутренних факторов:

• полномасштабное введение ЕГЭ;

• преобразование части бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения;

• введение новых механизмов бюджетного финансирования системы образования;

• переход вузов на уровневую систему бакалавриат - магистратура;

• формирование федеральных и национальных университетов, а также системообразующих вузов и т.д.

Анализ статистических данных позволяет утверждать, что в последние пятнадцать лет высшая школа претерпела существенные структурные изменения [19]. Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что количество студентов на 10 тыс. чел. с 1995 по 2010 г. выросло в 2,6 раза. Количество высших учебных заведений

2310

увеличилось с 762 до 1 115, причем численность государственных вузов увеличилась в 1,15 раза, а негосударственных -в 2,4 раза. Количество студентов, обучающихся в государственных вузах, за тот же период выросло в 2,2 раза, а в негосударственных вузах - в 8,9 раза.

В настоящее время, благодаря процессам слияния и укрупнения вузов, наблюдается тенденция их сокращения, при этом в 2015 г. по сравнению с 2010 г. количество государственных и муниципальных образовательных учреждений уменьшилось на 18,8%, а негосударственных - на 20,8%. Количество студентов в государственных и муниципальных вузах в 2015 г. сократилось на 1 788 тыс. чел. (30,6%), в негосударственных вузах - на 496 тыс. чел. (41,4%).

Численность студентов, обучаемых в вузах (государственных, муниципальных и негосударственных) за счет бюджетов всех уровней в 2015 г. составила 1 222 тыс. чел., что на 177 тыс. чел. меньше, чем в 2010 г., или на 12,7%. Количество поступивших в негосударственные вузы уменьшилось с 14,6 до 14,1%. По данным Госкомстата, в негосударственных вузах только 16,9% студентов обучалось на дневном отделении5.

В целом для рынка образовательных услуг, по мнению И.М. Романовой с коллегами [20], характерны следующие особенности:

• рассогласование рынка труда и рынка образовательных услуг;

• временной разрыв между возникновением спроса на специалистов того или иного профиля и их выпуском;

• спрос на образовательные услуги имеет региональную локализацию;

5 Россия в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2016. 543 с.

Р.Б. Галеева / Региональная экономика: теория

http://fin-izdat.ri

• массовый характер спроса на высшее образование (около 88% семей желают, чтобы их дети получили высшее образование, в 95% случаев работодатель требует наличия диплома о высшем образовании);

• снижение количества потенциальных потребителей образовательных услуг и, как следствие, усиление конкуренции между вузами;

• интеграция национальных систем образования.

Как отмечают Н. Сальников и С. Бурухин [19], в настоящее время в целом в Российской Федерации наблюдается неоправданно высокий выпуск специалистов по социально-экономическим и гуманитарным

направлениям. Происходит перепроизводство офисных работников при очевидном недостатке работников, обеспечивающих содержательную составляющую любой экономики.

Описанные тенденции развития системы образования и факторы, влияющие на нее, характерны и для регионов Приволжского федерального округа.

Система высшего образования Республики Татарстан. Республиканская вузовская система обладает значительным научным потенциалом. К началу 2015/2016 учебного года численность штатного профессорско-преподавательского персонала составила 7 663 чел., из них имели:

• ученую степень доктора наук - 1 183 чел.;

• кандидата наук - 4 463 чел.;

• ученое звание профессора - 825 чел.;

• доцента - 2 640 чел.

Общее количество вузов составило 25 (15 государственных и десять

и практика, 2017, т. 15, вып. 12, стр. 2308-2328

2311

негосударственных), филиалов вузов -35 (23 государственных и 12 негосударственных). Негосударственные вузы составляют 40% от общего количества учреждений высшего образования.

В государственных вузах Республики Татарстан (головных и филиалах) обучалось 124 225 студентов, что составляло 76,1% от всего студенческого контингента. В негосударственных вузах обучалось 38 976 студентов (23,9%). В негосударственных вузах 82,1% студентов обучается по заочной форме, в государственных вузах - 38,3%.

В то же время, согласно статистике Росстата, возрастные пики начала обучения по заочной форме составляют 21-23 года и 30-34 года, то есть заочники - это в основном не выпускники школ, а люди, получающие второе высшее образование или первое, но уже в зрелом возрасте. Доля студентов, обучающихся за счет государственного бюджета, остается стабильной на протяжении последних лет и составляет около 35%. Около 40% всего контингента обучается на внебюджетных местах государственных вузов. Оставшиеся 22% контингента обучается в коммерческих вузах.

Численность студентов вузов Республики Татарстан до 2006/2007 учебного года росла. Однако далее рост прекратился и начался спад: если в 2005/2006 учебном году численность студентов составляла 222 088 чел., то в 2009/2010 учебном году -213 061 чел., а в 2015/2016 учебном году -163 201 чел. (в государственных вузах -124 225 чел., в негосударственных вузах -38 976 чел.6).

Произошло сокращение количества студентов на 23,4%, что связано с так называемой «демографической ямой» -уменьшением количества учащихся 10-11 классов.

В Татарстане также наблюдается серьезное преобладание количества выпускников вузов социально-гуманитарных направлений

(табл. 2). В настоящее время количество выпускников по группам специальностей «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки» составляет более 40% от общего их количества. Причем в частных образовательных учреждениях численность студентов по этим группам специальностей в 2014 г. составила 66,2% от общей численности их выпускников'.

Распределение студентов по группам специальностей в государственных и негосударственных вузах Республики Татарстан представлено на рис. 1 и 2. Анализ данных, приведенных на этих рисунках, свидетельствует о том, что численность студентов направлений подготовки «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки» почти одинакова, хотя количество негосударственных вузов в республике в 2 раза меньше.

Проблемами, характерными для системы профессионального образования Республики Татарстан, можно также назвать:

• открытие вузами направлений подготовки, не соответствующих их профилю;

• рост очно-заочной и заочной форм обучения;

• диспропорцию в подготовке кадров (количество выпускников вузов более чем в 2 раза превышает количество выпускников учреждений начального и среднего образования, причем их компетенции не в полной мере соответствуют требованиям работодателей).

В связи с этим необходим поиск новых форм организации образовательной системы. Одной из таких форм можно назвать разработанную в республике программу «Развитие и размещение производительных

6 Там же.

2312

7 Там же.

сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года»8.

В состав кластера входят ведущие предприятия отрасли, вузы отрасли, а также отраслевые научно-производственные

объединения и учреждения среднего профессионального образования. Внутри кластера в комплексе должны решаться вопросы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отраслевых прогнозов потребности в кадрах и формирования государственного заказа;

• корректировки сети образовательных учреждений различного уровня и выстраивания их взаимодействия между собой;

• интеграции ресурсов, организации производственного обучения и производственной практики;

• оценки качества подготовки кадров, трудоустройства и закрепления.

Все это предполагает расширение возможностей участия работодателей на всех этапах образовательного процесса (формирования компетенций, оценки качества и аккредитации образовательных программ, целевого заказа на подготовку, предоставления баз практики,

трудоустройства) на условиях

государственно-частного партнерства и солидарной ответственности .

Система высшего образования Республики Марий Эл. В 2014/2015 учебном году в республике функционировали восемь высших учебных заведений (четыре государственных и четыре

негосударственных). В вузах республики

8 Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.: постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 22.10.2008 № 763.

обучается 20,4 тыс. чел., из них 10,4 тыс. студентов на очной форме обучения и 9,8 тыс. студентов - на заочной форме. В государственных вузах доля студентов заочной формы обучения составляет 39,2%, в то время как в частных учебных заведениях -93,9%. Данные по системе высшего профессионального образования в республике9 представлены в табл. 3.

До 2010 г. наблюдался рост количества вузов в основном за счет негосударственных учебных заведений. За 2010-2012 гг. количество вузов в республике сократилось (были закрыты филиалы с непродленной аккредитацией - Марийский филиал Московской открытой социальной академии и Институт международной торговли и права). Наблюдалось и сокращение численности студентов в республике как в государственных, так и в негосударственных вузах: в 2011/2012 учебном году по сравнению с 2010/2011 учебным годом количество студентов уменьшилось на 7%, в 2012/2013 - на 15%, в 2014/2015 - на 31,8%.

После 2010 г. происходило сокращение численности профессорско-

преподавательского состава: по сравнению с 2010/2011 учебным годом в 2014/2015 учебном году она сократилось на 25,6% в государственных и на 30,7% в частных вузах. Основная часть из общей численности студентов приходилась на специальности:

• 080000 - «Экономика и управление» (19,2%);

• 050000 - «Образование и педагогика» (15,6%);

• 030000 - «Гуманитарные науки» (11,2%);

• 250000 - «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» (7,2%).

9 Республика Марий Эл. Статистический ежегодник. URL:

http://istmat.info/files/uploads/55208/statisticheskiy_ezhegodnik _respublika_mariy_el_2015.pdf

и практика, 2017, т. 15, вып. 12, стр. 2308-2328

j/iournal/reqion/ 2313

Система высшего образования Республики Чувашия. Сведения о системе высшего образования республики представлены в табл. 4. Анализ данных, приведенных в этой таблице, свидетельствует о том, что за рассматриваемые годы количество вузов в республике сократилось за счет закрытия филиалов. Количество самостоятельных вузов за эти годы не изменилось (пять, в том числе четыре государственных и один частный). За рассматриваемый период наблюдалось сокращение количества студентов как в государственных, так и в частных вузах:

• по сравнению с 2011/2012 учебным годом в 2012/2013 учебном году численность студентов уменьшилась на 8%;

• в 2015/2016 учебном году - на 15%;

• в 2014/2015 учебном году - на 35,5%.

После 2011 г. сокращается также численность профессорско-

преподавательского состава: по сравнению с 2011/2012 учебным годом в начале 2015/2016 учебного года численность уменьшилась на 39,3%.

Численность выпускников государственных и частных вузов по группам специальностей и направлениям подготовки представлена в табл. 5 и 610.

Как и в Российской Федерации в целом, так и в вузах Чувашии преобладает выпуск студентов по группам специальностей и направлениям подготовки «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление». В государственных вузах их доля в общей численности выпускников составляла в 2011 г. 60,1%, в 2015 г. - 45,2%, в негосударственных - 97,8 и 89,5% соответственно.

Происходит уменьшение количества студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования на условиях полного возмещения затрат:

• в 2011/2012 учебном году их было 35,8 тыс. чел., или 66,3% от общего числа студентов государственных вузов;

• в 2014/2015 учебном году - 18,2 тыс. чел., или 57,3% соответственно .

Система высшего образования

Ульяновской области. На начало 2014/2015 учебного года в области насчитывалось 11 государственных вузов (пять

самостоятельных учебных заведений и шесть филиалов) и четыре негосударственных вуза. Общая численность студентов составила 42 460 чел. (табл. 7 и 5)11. Анализ данных, представленных в этих таблицах, свидетельствует о том, что за рассматриваемый период происходило сокращение численности студентов вузов: по сравнению с 2010/2011 учебным годом в 2014/2015 учебном году она сократилась в государственных вузах на 24,7%, в негосударственных вузах - на 38,9%.

Ситуация выпуска студентов по группам специальностей и направлениям подготовки соответствует общероссийской: на «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление» в государственных вузах приходятся более 40%, а в негосударственных - более 95% студентов.

Динамика изменения численности студентов, обучающихся по программам высшего образования на 10 000 чел. населения в исследуемых регионах Приволжского федерального округа представлена на рис. 312.

10 Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2016. URL:

http://statrep.chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBGOD/Main.htm 2314

11 Ульяновская область в цифрах 2016. Краткий статистический сборник. Ульяновск: Ульяновскстат, 2016. 144 с.

12 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. Статистический сборник. М.: Росстат, 2016. 1326 с.

В 2015 г. в среднем по Российской Федерации это количество составляло 325 студентов на 10 000 чел. населения:

• Республика Татарстан в этом рейтинге занимает 7-е место (422 чел.);

• Ульяновская область - 28-е место (312 чел.);

• Республика Чувашия - 29-е место (310 чел.);

• Республика Марий Эл - 36-е место (286 чел.)13.

Количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в организациях высшего образования на 1 000 студентов в 2015 г. приведено в табл. 914

По итогам исследования можно выделить следующие проблемы, характерные для системы образования в регионах.

1. Падение численности выпускников школ приводит к острой конкурентной борьбе между учебными заведениями за абитуриентов. Например, в Республике Татарстан количество выпускников школ ежегодно до 2015 г. сокращалось на 1 000 чел. Это наблюдалось и в других регионах (табл. 10)15.

2. Во всех исследуемых регионах количество вузов сокращается. В первую очередь закрываются филиалы, представительства и неэффективные учебные заведения (табл. 11)16.

3. Существует диспропорция в выпуске специалистов: очень много готовится экономистов и юристов, в то же время технических специалистов не хватает. В Республике Татарстан количество обучающихся по направлению подготовки «Экономика и управление» составляет 27,2%, в Республике Марий Эл - 19,2%, в Ульяновской области - 31,2% и в Республике Чувашия - 39,1%. В Республике Чувашия, например, выпуск специалистов с высшим образованием превышает потребности экономики: по направлению подготовки «Экономика и управление» -в 3,6 раза, по направлению подготовки «Гуманитарные науки» - в 2,2 раза. По некоторым специальностям, наоборот, существует нехватка кадров, например по направлению подготовки «Архитектура и строительство». Наблюдается также дефицит кадров в сельских школах и в целом в агропромышленном комплексе, так как не все выпускники данных направлений хотят работать по полученным специальностям. Например, в Республике Татарстан ежегодно выпускается 1 200-1 400 специалистов из вузов и 500-600 специалистов из техникумов агропромышленного направления, но только каждый пятый из них выбирает работу на селе.

4. Только небольшая часть преподавателей высших учебных заведений имеет опыт практической деятельности, поэтому образовательные программы не соответствуют требованиям рынка труда.

13 Там же.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

2315

Таблица 1

Структура высшего образования в Российской Федерации в 2000-2015 гг. Table 1

The structure of higher education in the Russian Federation in 2000-2015

Показатель 2000 2010 2015

Численность студентов, чел. на 10 тыс. населения 324 493 325

Количество государственных/негосударственных высших учебных заведений 607/358 653/462 530/366

Количество студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях, тыс. чел. 4 271 5 849 4 061

Количество студентов, обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях, тыс. чел. 471 1 201 705

Источник: Россия в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник. M.: Росстат, 2016. 543 с.

Source: Rossiya v tsifrakh. 2016: Kratkii statisticheskii sbornik [Russia in figures. 2016: A brief statistical compendium]. Moscow, Rosstat Publ., 2016, 543 p.

Таблица 2

Выпуск специалистов с высшим образованием в Республике Татарстан в 2012-2014 гг., чел. Table 2

Specialists with higher education in the Republic of Tatarstan, 2012-2014, person

Показатель Государственные и муниципальные организации Частные организации

2012 2013 2014 2012 2013 2014

Выпущено специалистов, всего 31 417 29 231 29 013 12 501 9 507 9 312

В том числе по группам специальностей: 27 955 25 410 22 750 11 594 9 013 7 081

- физико-математические науки 348 330 249 7 - -

- естественные науки 466 373 469 - - -

- гуманитарные науки 4 003 3 631 2 684 3 067 2 771 2 187

- социальные науки 206 183 128 1 17 74 45

- образование и педагогика 3 283 2 780 2 362 916 337 356

- здравоохранение 699 633 687 - - -

- культура и искусство 610 598 633 77 83 83

- экономика и управление 8 464 7 511 6 542 6 826 5 359 3 976

- информационная безопасность 84 87 6 1 - - -

- сфера обслуживания 179 243 215 40 115 86

- сельское и рыбное хозяйство 708 744 615 - - -

- геодезия и землеустройство 42 56 70 - - -

- геология, разведка и разработка полезных 611 578 586 - - -

ископаемых

- энергетика, энергетическое машиностроение 1 548 1 548 1 684 - - -

и электротехника

- металлургия, машиностроение 614 540 523 - - -

и материалообработка

- авиационная и космическая техника 222 154 115 - - -

- транспортные средства 571 481 470 - - -

- приборостроение и оптотехника 234 191 174 - - -

- электронная, радиотехника и связь 507 458 348 - - -

- автоматика и управление 427 386 342 391 76 90

- информатика и вычислительная техника 758 602 473 40 34 24

- химическая и биотехнологии 1 130 1 033 1 075 - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- воспроизводство и переработка лесных 85 105 110 - - -

ресурсов

- технология продовольственных продуктов и 554 483 547 74 137 209

потребительских товаров

- строительство и архитектура 1 219 1 236 1 070 - - -

- безопасность жизнедеятельности, защита 383 446 493 39 27 25

окружающей среды

- по другим направлениям 3 462 3 821 6 263 907 494 2 231

Источник: Республика Татарстан: Статистический сборник 2015. Казань: Татарстат, 2016. 340 с.

Source: Respublika Tatarstan. Statisticheskii sbornik2015 [Republic of Tatarstan. A Statistical Compendium 2015]. Kazan, Tatarstat Publ., 2016, 340 p.

Таблица 3

Динамика изменений в системе высшего образования Республики Марий Эл в 2005-2015 учебных годах Table 3

Developments in the higher education system of the Mari El Republic in the 2005-2015 academic years

2005/2006 2010/2011 2014/2015

Показатель учебный год учебный год учебный год

1. Количество вузов, всего (включая 8 10 8

филиалы), ед.

В том числе:

- государственные 3 4 4

- негосударственные 5 6 4

2. Количество профессорско- 1 496 1 474 1 091

преподавательского состава в вузах, чел.

В том числе:

- в государственных 1 390 1 360 1 012

- в негосударственных 106 114 79

3. Студентов, всего, тыс. чел. 28,9 29,9 20,4

В том числе:

а) в государственных вузах 24,8 23,3 17,1

- на очной форме обучения 16 13,1 10,2

- на заочной форме обучения 8,8 10,2 6,9

б) в негосударственных вузах 4,1 6,6 3,3

- на очной форме обучения 1,5 0,5 0,5

- на заочной форме обучения 2,6 6,1 3,1

4. Принято студентов, всего, тыс. чел. 9,2 7,8 7

В том числе

а) в государственные вузы 5,7 4,9 4,3

- на очную форму обучения 3,5 2,9 2,7

- на заочную форму обучения 2,2 2,1 1,6

б) в негосударственные вузы 1 1,5 0,6

- на очную форму обучения 0,4 0 0,1

- на заочную форму обучения 0,6 1,5 0,5

5. Выпущено студентов, всего, тыс. чел. 4,8 5,8 5,4

В том числе:

- из государственных вузов 4,4 4,6 4,3

- из негосударственных вузов 0,4 1,1 1,1

Источник: Республика Марий Эл. Статистический ежегодник. Йошкар-Ола: Марий Элстат, 2015. 420 с.

Source: Respublika Marii El. Statisticheskii ezhegodnik [Mari El Republic. Statistical Yearbook]. Yoshkar-Ola, Mari Elstat Publ., 2015, 420 p.

2317

Таблица 4

Динамика изменений в системе высшего образования Республики Чувашия в 2012/2013-2015/2016 учебных годах

Table 4

Developments in the higher education system of the Chuvash Republic in the 2012/2013-2015/2016 academic years

Показатель 2012/2013 учебный год 2013/2014 учебный год 2014/2015 учебный год 2015/2016 учебный год

Вузы, всего (включая филиалы), ед. 24 22 21 19

В том числе:

- государственные 18 16 15 14

- частные 6 6 6 5

Количество профессорско-преподавательского 2 521 2 123 1 956 1 639

состава в государственных вузах, чел.

Студенты, всего, тыс. чел. 48,9 38,9 35,2 31,7

Принято студентов, всего, тыс. чел. 10,7 10,3 9,9 9,4

В том числе:

а) в государственные вузы 9,6 8,4 7,7 7,3

- на очную форму обучения 4,5 3,7 3,5 3,5

- на заочную форму обучения 5,1 4,7 4,2 3,8

б) в частные вузы 1,1 1,9 2,2 2,1

- на очную форму обучения 0,2 0,8 0,7 0,3

- на заочную форму обучения 0,9 1,1 1,5 1,8

Выпущено студентов, всего, тыс. чел. В том числе: - государственные вузы - частные вузы 13,1 10,3 2,8 12 9,1 2,9 10,8 9 1,8 -

Источник: Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2016. URL: http://statrep.chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBGOD/Main.htm

Source: Statisticheskii ezhegodnik Chuvashskoi Respubliki. 2016 [Statistical Yearbook of the Chuvash Republic. 2016]. URL: http://statrep.chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBGOD/Main.htm

Таблица 5

Выпуск бакалавров, специалистов, магистров государственными образовательными организациями высшего образования Республики Чувашия по группам специальностей и направлениям подготовки в 2011-2015 гг., чел.

Table 5

Bachelors, Specialists, and Masters in State higher education institutions of the Chuvash Republic by line of profession and training course in 2011-2015, person

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015

Выпущено бакалавров, специалистов, магистров, 13 246 12 219 10 341 9 098 8 957

всего, чел.

В том числе по группам специальностей

и направлениям подготовки:

- физико-математические науки 78 129 94 67 103

- естественные науки 168 179 104 137 182

- гуманитарные науки 2 226 1 838 1 817 1 546 1 506

- социальные науки 190 131 126 123 129

- образование и педагогика 1 120 908 987 717 1 088

- здравоохранение 349 416 393 337 355

- культура и искусство 189 182 118 102 96

- экономика и управление 5 731 5 302 3 884 3 325 2 539

- информационная безопасность - - - 10 22

- сфера обслуживания - 36 42 25 51

- сельское и рыбное хозяйство 452 463 508 451 469

- энергетика, энергетическое машиностроение 395 386 311 362 418

и электротехника

2318

- металлургия, машиностроение и материалообработка 142 141 126 133 122

- транспортные средства 669 651 678 589 583

- приборостроение и оптотехника 13 28 17 20 11

- электронная техника, радиотехника и связь 61 94 61 79 98

- автоматика и управление 315 269 250 248 233

- информатика и вычислительная техника 229 192 209 186 264

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- химическая и биотехнологии 7 8 5 33 50

- технология продовольственных продуктов 288 289 46 38 64

и потребительских товаров

- архитектура и строительство 583 473 494 488 449

- безопасность жизнедеятельности, природообустройство 41 104 71 76 88

и защита окружающей среды

Источник: Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2016. URL: http://statrep.chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBGOD/Main.htm

Source: Statisticheskii ezhegodnik Chuvashskoi Respubliki. 2016 [Statistical Yearbook of the Chuvash Republic. 2016]. URL: http://statrep.chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBGOD/Main.htm

Таблица 6

Выпуск бакалавров, специалистов, магистров частными образовательными организациями высшего образования Республики Чувашия по группам специальностей и направлениям подготовки в 2011-2015 гг., чел.

Table 6

Bachelors, Specialists, and Masters in private higher education institutions of the Chuvash Republic by line of profession and training course in 2011-2015, person

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015

Всего 1 348 887 2 812 2 923 1 851

В том числе по группам специальностей

и направлениям подготовки:

- гуманитарные науки 369 366 791 818 657

- экономика и управление 950 474 1 941 2 004 999

- сфера обслуживания - - - 12 60

- металлургия, машиностроение и материалообработка - - - - 15

- информатика и вычислительная техника 18 22 - 10 26

- технология продовольственных продуктов 11 25 80 79 94

и потребительских товаров

Источник: Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2016. URL: http://statrep.chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBGOD/Main.htm

Source: Statisticheskii ezhegodnik Chuvashskoi Respubliki. 2016 [Statistical Yearbook of the Chuvash Republic. 2016]. URL: http://statrep.chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBGOD/Main.htm

2319

Таблица 7

Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования в Ульяновской области на начало учебного года и количество обучавшихся, чел.

Table 7

State higher vocational education institutions in the Ulyanovsk oblast and the number of students at the beginning of the academic year

2005/2006 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015

Показатель учебный учебный учебный учебный учебный учебный

год год год год год год

Количество 5 5 5 5 5 5

самостоятельных учебных

заведении, ед.

Количество филиалов, ед. 6 6 6 5 6 6

Количество студентов, 49 134 52 580 49 406 45 542 42 470 39 575

всего, чел.

В том числе обучавшихся:

- на очных отделениях 27 697 26 098 24 898 3 478 21 765 21 208

- на очно-заочных 4 544 3 088 2 395 1 908 1 568 1 215

отделениях

- на заочных отделениях 15 344 21 200 20 187 18 893 18 096 17 152

Источник: Ульяновская область в цифрах. 2015: Краткий статистический сборник. Ульяновск: Ульяновскстат, 2015. 144 с.

Source: Ul'yanovskaya oblast' v tsifrakh. 2015: Kratkii statisticheskii sbornik [The Ulyanovsk oblast in figures. 2015: A brief statistical compendium]. Ulyanovsk, Ulyanovskstat Publ., 2015, 144 p.

Таблица 8

Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования в Ульяновской области на начало учебного года и количество обучавшихся, чел.

Table 8

Non-State higher vocational education institutions in the Ulyanovsk oblast and the number of students at the beginning of the academic year

Показатель 2005/2006 учебный год 2010/2011 учебный год 2011/2012 учебный год 2012/2013 учебный год 2013/2014 учебный год 2014/2015 учебный год

Количество учебных заведений (филиалов), ед. 6 6 6 6 5 4

Количество обучающихся, чел. 5 267 4 721 4 351 3 795 3 448 2 885

В том числе: - на очных отделениях - на очно-заочных отделениях - на заочных отделениях 1 575 259 3 433 204 36 4 481 122 4 229 53 3 742 65 3 383 14 4 2 867

Источник: Ульяновская область в цифрах. 2015: Краткий статистический сборник. Ульяновск: Ульяновскстат, 2015. 144 с.

Source: Ul'yanovskaya oblast' v tsifrakh. 2015: Kratkii statisticheskii sbornik [The Ulyanovsk oblast in figures. 2015: A brief statistical compendium]. Ulyanovsk, Ulyanovskstat Publ., 2015, 144 p.

2320

Таблица 9

Количество персональных компьютеров в вузах

Table 9

The number of personal computers in higher education institutions

Регион Количество, шт. на 1 000 студентов

Республика Марий Эл 183

Республика Татарстан 161

Чувашская Республика 117

Ульяновская область 124

Приволжский федеральный округ 151

Российская Федерация 164

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Статистический сборник. М.: Росстат, 2016. 1326 с.

Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2016: Statisticheskii sbornik [Regions of Russia. Socioeconomic indicators. 2016: A statistical compendium]. Moscow, Rosstat Publ., 2016, 1326 p.

Таблица 10

Количество выпускников с аттестатом о среднем общем образовании в 2005-2015 гг., тыс. чел.

Table 10

The number of graduates with Secondary General Education Certificate in 2005-2015, thousand person

Регионы 2005 2011 2013 2014 2015

Республика Марий Эл 7,3 3,1 3,6 3,2 3,1

Республика Татарстан 47,6 21 19,5 18,6 17,4

Чувашская Республика 15,2 5,5 7,4 6,5 5,8

Ульяновская область 14,3 6,6 5,7 5,6 5,3

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Статистический сборник. М.: Росстат, 2016. 1326 с.

Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2016: Statisticheskii sbornik [Regions of Russia. Socioeconomic indicators. 2016: A statistical compendium]. Moscow, Rosstat Publ., 2016, 1326 p.

Таблица 11

Количество образовательных организаций высшего образования (без филиалов), ед. Table 11

The number of higher education organizations (without branches)

2005/2006 2010/2011 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016

Регионы учебный учебный учебный учебный учебный учебный

год год год год год год

Республика Марий Эл 5/3 3/2 3/2 3/2 3/2 3/2

Республика Татарстан 35/23 33/21 28/18 26/17 25/15 25/15

Чувашская Республика 7/5 6/4 5/4 5/4 5/4 5/4

Ульяновская область 5/5 5/5 5/5 5/5 5/5 5/5

Примечание. В числителе указано общее количество вузов, в знаменателе - государственных.

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Статистический сборник. М.: Росстат, 2016. 1326 с.

Note. The numerator stands for the total number of universities, the denominator stands for the State universities.

Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2016: Statisticheskii sbornik [Regions of Russia. Socioeconomic indicators. 2016: A statistical compendium]. Moscow, Rosstat Publ., 2016, 1326 p.

2321

Рисунок 1

Распределение студентов по группам специальностей в государственных вузах Республики Татарстан, чел.

Figure 1

Distribution of students by line of profession at the State universities of the Republic of Tatarstan, persons

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Республика Татарстан. Статистический сборник 2015. Казань: Татарстат, 2016. 340 с.

Source: Respublika Tatarstan. Statisticheskii sbornik 2015 [Republic of Tatarstan. A Statistical Compendium 2015]. Kazan, Tatarstat Publ., 2016, 340 p.

Рисунок 2

Распределение студентов по группам специальностей в негосударственных вузах Республики Татарстан, чел.

Figure 2

Distribution of students by line of profession at the non-State educational institutions of the Republic of Tatarstan, persons

Источник: Республика Татарстан. Статистический сборник 2015. Казань: Татарстат, 2016. 340 с.

Source: Respublika Tatarstan. Statisticheskii sbornik 2015 [Republic of Tatarstan. A Statistical Compendium 2015]. Kazan, Tatarstat Publ., 2016, 340 p.

Р.Б. Галеева / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 12, стр. 2308-2328 2322 http://fin-izdat.ru/journal/region/

Рисунок 3

Численность студентов вузов на 10 тыс. населения, чел. Figure 3

The number of university students per ten thousand people

700

600

2005 2010 2012 2013 2014 2015

□ Республика Марий Эл □ Республика Татарстан ■ Чувашская Республика ■ Ульяновская область

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Статистический сборник. М.: Росстат, 2016. 1326 с.

Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2016: Statisticheskii sbornik [Regions of Russia. Socioeconomic indicators. 2016: A statistical compendium]. Moscow, Rosstat Publ., 2016, 1326 p.

Список литературы

1. Латова Н.В., Латов Ю.В. Структурно-профессиональные диспропорции

в современной России // TERRA ECONOMICUS. 2014. Т. 12. № 3. C. 131-150. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2014/11/08/1251128361/journal12.3-11.pdf

2. Иванова И. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 3-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-i-rynok-obrazovaniya-kak-ustranit-disbalans

3. ПоповаЕ.С. Мотивация и выбор в образовательных стратегиях молодежи // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 32-37. URL: http://vovr.ru/upload/1-14.pdf

4. Бондырева И.Б. Взаимодействие вузов и предприятий по подготовке кадров для инновационного развития // Теоретическая экономика. 2011. № 3. С. 19-25. URL: http://www.theoreticaleconomy.info/articles/338.pdf

5. Гришин А.И., МельниковМ.С., Строганов И.А., Мантейфель Е.А. Предпосылки

и перспективы оптимизации взаимодействия вузов и бизнес-структур в современной России // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 40. С. 66-73.

2323

6. Шевелев Н.А. Стратегическое партнерство вуза и предприятий - основа инновационного развития экономики // Высшее образование в России. 2013. № 11.

С. 50-54. URL: http://vovr.ru/upload/11-13.pdf

7. Елисеева Т.И., Гоффорова Е.Б., Юрченко Е.Г., Головина О.П. Качество образования: выполнение требований заинтересованных сторон // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 60-66. URL: http://vovr.ru/upload/6-09.pdf

8. Орехов С.А., Кузьмина А.А. Влияние спроса на развитие рынка образовательных услуг // Труд и социальные отношения. 2010. № 4. С. 91-95.

URL: http://id.atiso.ru/files/joumal_04_2010-2.pdf

9. Ефимова Е.А. Мониторинг требований работодателей к качеству подготовки специалистов с высшим образованием: функции и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 71. № 7. С. 59-62.

URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/71/59-62.pdf

10. Опфер Е.А. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 10. С. 89-94.

URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/85/89-94.pdf

11. DurkinM., HowcroftB., Fairless C. Product Development in Higher Education Marketing. International Journal of EducationalManagement, 2016, vol. 30, iss. 3, pp. 354-369. URL: https://doi.org/10.1108/IJEM-11-2014-0150

12. Галеева Р.Б. Маркетинговое исследование вузовского сектора рынка образовательных услуг региона // Маркетинг. 2010. № 4. С. 118-126.

13. Галеева Р.Б. Маркетинговое исследование вузовского сектора рынка образовательных услуг региона // Маркетинг. 2010. № 5. С. 116-126.

14. Galeeva R.B. SERVQUAL application and adaptation for educational service quality assessments in Russian higher education. Quality Assurance in Education, 2016, vol. 24, iss. 3, pp. 329-348. URL: https://doi.org/10.1108/QAE-06-2015-0024

15.Волков А.Е., Ливанов Д.В., Фурсенко А.А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование: тенденции и вызовы: сборник статей и аналитических докладов. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. С. 11-18.

URL: https://www.hse.ru/data/2009/12/11/1230320309/Sbornik_0brazovanie.pdf

16. Тихомирова Н.В., Исаев С.Н. Тенденции российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 32-40.

URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/05/1268029559/2010-5-4.pdf

17. Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю. Новая организация образовательных ресурсов высшей школы: ответ на вызовы современной экономики // Высшее образование сегодня. 2008. № 6. С. 8-12. URL: https://studfiles.net/preview/4017997

2324

18. Беляков С., Клячко Т. Прогноз развития экономики и финансов системы образования на среднесрочную перспективу (2010-2015 гг.) // Народное образование. 2009. № 10.

С. 9-16.

19. Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 3-13.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/reformirovanie-vysshey-shkoly-aktualnoe-sostoyanie-i-problemy

20. РомановаИ.М., Шевченко О.М., ПолупановаВ.А. Сущность, структура и особенности рынка образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 3.

С. 67-75.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

2325

pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733

Socioeconomic Policy

THE INTERACTION OF HIGHER EDUCATION SYSTEM WITH THE LABOR MARKET: A STUDY OF THE HIGHER EDUCATION SERVICES MARKET IN THE REGIONS OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

Railya B. GALEEVA

Kazan Cooperative Institute, Branch of Russian University of Cooperation, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation rbgaleeva@gmail.com

Article history:

Received 23 May 2017 Received in revised form 12 September 2017 Accepted 13 October 2017 Available online 14 December 2017

JEL classification: I23, I25, J21, J23, J24

Keywords: labor market, learning services market, educational system, higher education institution

Abstract

Subject The article deals with the study of the market for educational services and the labor market, and their interaction in four regions of the Volga Federal District of the Russian Federation: the Republic of Tatarstan, Mari El Republic, Chuvash Republic, and the Ulyanovsk oblast.

Objectives The article aims to identify and study the labor market needs and educational opportunities.

Methods For the study, I used the methods of logical and statistical analyses, and in-depth expert survey.

Results The article identifies the problems of higher education in the regions, analyzes the state of regional labor markets, and it defines possible ways of harmonizing the interaction of universities with the labor market.

Conclusions The results of the study show that the content and process of education do not meet the requirements of the labor market. It is therefore necessary to develop joint projects and effective lines of communication between educational institutions and employers. The successful development of higher education institutions is based on their close interaction with the labor market, as it helps shape the professional qualifications of graduates in accordance with the needs of the employers.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Galeeva R.B. The Interaction of Higher Education System with the Labor Market: A Study of the Higher Education Services Market in the Regions of the Volga Federal District. Regional Economics: Theory and Practice, 2017, vol. 15, iss. 12, pp. 2308-2328. https://doi.org/10.24891/re.15.12.2308

References

1. Latova N.V., Latov Yu.V. [Structural and professional disproportions in modern Russia]. TERRA ECONOMICUS, 2014, vol. 12, no. 3, pp. 131-150.

URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2014/11/08/1251128361/journal12.3-11.pdf (In Russ.)

2. Ivanova I. [The labor market and the education market: How to correct the imbalance?]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2004, no. 7, pp. 3-10.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-i-rynok-obrazovaniya-kak-ustranit-disbalans (In Russ.)

3. Popova E.S. [Motivation and choice in youth educational strategies]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2014, no. 1, pp. 32-37.

URL: http://vovr.ru/upload/1-14.pdf (In Russ.)

2326

4. Bondyreva I.B. [The interaction of universities and training enterprises for innovative development]. Teoreticheskaya ekonomika = The Theoretical Economy, 2011, no. 3, pp. 19-25. URL: http://theoreticaleconomy.info/articles/338.pdf (In Russ.)

5. Grishin A.I., Mel'nikov M.S., Stroganov I.A., Manteifel' E.A. [Prerequisites and prospects for optimizing the interaction of universities and business structures in modern Russia]. Aktual'nye voprosy sovremennoi nauki, 2015, no. 40, pp. 66-73. (In Russ.)

6. Shevelev N.A. [The strategic partnership of universities and enterprises is the basis for innovative economic development]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2013, no. 11, pp. 50-54. URL: http://vovr.ru/upload/11-13.pdf (In Russ.)

7. Eliseeva T.I., Gofforova E.B., Yurchenko E.G., Golovina O.P. [Quality of education: fulfillment of stakeholder requirements]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2009, no. 6, pp. 60-66. URL: http://vovr.ru/upload/6-09.pdf (In Russ.)

8. Orekhov S.A., Kuz'mina A.A. [The impact of demand on the development of the market

for educational services]. Trud i sotsial'nye otnosheniya = Labour and Social Relations, 2010, no. 4, pp. 91-95. URL: http://id.atiso.ru/files/journal_04_2010-2.pdf (In Russ.)

9. Efimova E.A. [Monitoring of employers' requirements to the quality of training specialists with higher education: functions and structure]. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Ivzestia of Volgograd State Pedagogical University, 2012, vol. 71, no. 7, pp. 59-62. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/71/59-62.pdf (In Russ.)

10. Opfer E.A. [Monitoring of employers' requirements as the means of management of the educational process quality at a higher school]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Ivzestia of Volgograd State Pedagogical University, 2013, no. 10, pp. 89-94. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/85/89-94.pdf (In Russ.)

11. Durkin M., Howcroft B., Fairless C. Product Development in Higher Education Marketing. International Journal of Educational Management, 2016, vol. 30, iss. 3, pp. 354-369. URL: https://doi.org/10.1108/IJEM-11-2014-0150

12. Galeeva R.B. [Marketing study of the tertiary sector of the educational services market in the region]. Marketing, 2010, no. 4, pp. 118-126. (In Russ.)

13. Galeeva R.B. [Marketing study of the tertiary sector of the educational services market in the region]. Marketing, 2010, no. 5, pp. 116-126. (In Russ.)

14. Galeeva R.B. SERVQUAL application and adaptation for educational service quality assessments in Russian higher education. Quality Assurance in Education, 2016, vol. 24, iss. 3, pp. 329-348. URL: https://doi.org/10.1108/QAE-06-2015-0024

15. Volkov A.E., Livanov D.V., Fursenko A.A. Vysshee obrazovanie:povestka 2008-2016.

Vkn.: Rossiiskoe obrazovanie: tendentsii i vyzovy: sbornik statei i analiticheskikh dokladov [Higher Education: Agenda 2008-2016. In: Russian Education: Trends and Challenges: A collection of articles and analytical reports]. Moscow, Delo ANKh Publ., 2009, pp. 11-18. URL: https://www.hse.ru/data/2009/12/11/1230320309/Sbornik_0brazovanie.pdf

2327

16. Tikhomirova N.V., Isaev S.N. [Russia market trends of Higher education in educational services]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2010, no. 5, pp. 32-40.

URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/05/1268029559/2010-5-4.pdf (In Russ.)

17. Kogan E.Ya., Postalyuk N.Yu. [New organization of educational resources of higher education: Responding to the challenges of the modern economy]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2008, no. 6, pp. 8-12. URL: https://studfiles.net/preview/4017997/ (In Russ.)

18. Belyakov S., Klyachko T. [Projection of the economic and financial development

of the education system for the medium term (2010-2015)]. Narodnoe obrazovanie = National Education, 2009, no. 10, pp. 9-16. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Sal'nikov N., Burukhin S. [Reforming the higher school: the current status and problems]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2008, no. 8, pp. 3-13.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/reformirovanie-vysshey-shkoly-aktualnoe-sostoyanie-i-problemy (In Russ.)

20. Romanova I.M., Shevchenko O.M., Polupanova V.A. [The essence, structure and characteristics of the educational services market]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2012, no. 3, pp. 67-75. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

2328

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.