Научная статья на тему 'Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития'

Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2622
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ДЕМОГРАФИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СФЕРА УСЛУГ / УСЛУГА / GRADUATE / STATE SECTOR / DEMOGRAPHY / COMPETITIVENESS / EDUCATIONAL PROGRAM / EDUCATIONAL ORGANIZATION / PAYING CAPACITY / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / HUMAN SERVICES / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева Ирина Альбертовна, Жданкина Ирина Юрьевна

Функционирование устойчивых рыночных отношений в нашем государстве тесно связано с формированием и развитием рынка образовательных услуг. Принятие образования как услуги и его выход на рынок предполагает включение рыночных рычагов, в том числе финансовых отношений между объектами рынка образовательных услуг. Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. В данной статье описывается состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития, на примере Нижегородской области. Для оценки потенциала рынка образовательных услуг Нижегородской области рассмотрены некоторые показатели деятельности системы высшего образования, такие как, структура приема и выпуска в высших учебных заведениях, а так же динамика контингента студентов. Выявлены факторы, активно функционирующие и влияющие на конъюнктуру рынка и развитие системы высшего образования в регионе. Также сделан вывод о том, что для вузов Нижегородской области в условиях финансово-экономической нестабильности эффективными мерами снижения напряженности на рынке труда могут являться мероприятия направленные на профессиональное переобучение работников и получение безработными востребованной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зверева Ирина Альбертовна, Жданкина Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITION OF EDUCATIONAL SERVICES MARKET AT THE REGIONAL LEVEL: KEY TRENDS AND INDICATORS OF DEVELOPMENT

Functioning of the steady market relations in our state is closely connected with formation and development of market of educational services. Acceptance of education as services and its entry into the market assumes turning on of market levers, including the financial relations between objects of market of educational services. Educational services, as any other goods, are realized in market, which is understood as set of the existing and potential buyers and sellers of goods. In this article the condition of educational services market at the regional level is described: the key trends and indicators of development, on the example of the Nizhny Novgorod Region. To assess the potential of educational services market of Nizhny Novgorod region some indicators of the higher education system are considered, such as the structure of reception and graduation from higher educational institutions and the dynamics of students' contingent. The factors, actively operating and affecting the market situation and the development of higher education in the region are revealed. Also it is concluded that for higher educational organizations of Nizhny Novgorod region in conditions of financial and economic instability effective measures to reduce tensions on the labour market can be measures aimed at re-skilling workers and obtaining marketable skills by unemployed.

Текст научной работы на тему «Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития»

The analysis of indicators of financial stability which is based on indicators of liquidity, solvency restoration, and business activity of the agricultural enterprises of Kursk region is submitted. The deep and comprehensive analysis of a financial and economic assessment of current situation in agriculture allows to open potential opportunities and to make the assumption of the further scenario of development of the enterprises this grew the region. So in article it is claimed that the agrarian sector has the considerable economic potential of growth, as at the expense of internal reserves, and rendering positive influence of external factors. However considerable influence to the state support as to one of key factors of a steady financial condition of the agricultural enterprises in modern difficult conditions of managing is noted. In the conclusion of article the conclusion is drawn that in medium-term prospect due to imposing of various factors, such as political, economic, social etc. it is worth expecting deterioration of a situation in agricultural sector in medium-term prospect, even at the favorable developed development tendency in last years.

Keywords: state support, intensity of use of fixed assets, liquidity, profit, profitability, agricultural enterprises, financial state, stability, efficiency.

УДК 338.465

СОСТОЯНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ:

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

© 2016

И. А. Зверева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент»

И. Ю. Жданкина, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Функционирование устойчивых рыночных отношений в нашем государстве тесно связано с формированием и развитием рынка образовательных услуг. Принятие образования как услуги и его выход на рынок предполагает включение рыночных рычагов, в том числе финансовых отношений между объектами рынка образовательных услуг. Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. В данной статье описывается состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития, на примере Нижегородской области. Для оценки потенциала рынка образовательных услуг Нижегородской области рассмотрены некоторые показатели деятельности системы высшего образования, такие как, структура приема и выпуска в высших учебных заведениях, а так же динамика контингента студентов. Выявлены факторы, активно функционирующие и влияющие на конъюнктуру рынка и развитие системы высшего образования в регионе. Также сделан вывод о том, что для вузов Нижегородской области в условиях финансово-экономической нестабильности эффективными мерами снижения напряженности на рынке труда могут являться мероприятия направленные на профессиональное переобучение работников и получение безработными востребованной специальности.

Ключевые слова: выпускник, государственный сектор, демография, конкурентоспособность, направление подготовки, образовательная организация, платежеспособность, рынок образовательных услуг, сфера услуг, услуга.

В настоящее время большего внимания заслуживают вопросы сохранения и функционирования образовательных организаций в связи, с чем актуальность приобретает проблема повышения конкурентоспособности предоставляемых услуг. Российские образовательные организации вынуждены поддерживать конкурентную борьбу не только на внешнем, но и на внутреннем рынке образовательных услуг. Организации сферы услуг находятся в приоритете перед «потребителем», следо-

вательно, должны с большим вниманием подходить к решению возникшей проблемы.

Развитие устойчивых рыночных отношений в нашем государстве неразрывно связано с появлением и развитием рынка образовательных услуг. Формирование рынка образовательных услуг является сложным процессом. Осознание образования как услуги и его выход на рынок предполагает включение рыночных рычагов, в том числе, финансовых отношений между субъектами рынка образовательных услуг. В современных условиях

55

рынка меняется сущность взаимоотношении гражданина и государства. Образование становится сферой образовательных услуг, а гражданин-налогоплательщик получает права заказчика и требует повышения качества предоставляемых услуг, учитывающих запросы потребителей и их законных представителей.

В настоящее время образовательные организации конкурируют между собой в борьбе за обучающихся, поскольку выбор законных представителей направлен на образовательные организации, которые способны обеспечить условия обучения, соответствующие новым государственным образовательным стандартам, и предоставить разнообразные и качественные образовательные услуги. После введения в работу нормативного подушевого финансирования ситуация конкуренции только усилилась. Решение этой задачи в сложившихся условиях возможно лишь в рамках рыночной стратегии развития, когда образовательная организация нацелена на взаимодействие обучающихся и их законными представителями как клиентами.

Следовательно, экономическому механизму высшей школы необходимо сочетать принципы государственного и рыночного регулирования. Данные отношения рассматриваются в работах Абрамкиной А. А. [1], Драганчук Л. С. [2], Мин-нахметова И. Д. [3], Пономаревой О. Г. [4], Поисковой Т. Р. [5], Ликичева Г. А. [6], Саяпиной Н. Н. [7], Самсоновой Е. В. [8].

Удовлетворение потребности личности, общества и государства в получении гражданами качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных организаций.

Знание общих, особых и специфических свойств услуг, как особого типа товара позволяет управлять рисками при производстве образовательных услуг (достижением качества и удовлетворенностью потребителем), а также оценить степень влияния и условия формирования конкурентных факторов на рынке образовательных услуг (уровень жизни населения, структуру занятости, темпы развития социально значимых сфер и практик и прочее).

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг в этом случае представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства)

и их предложение различными образовательными организациями. Функционирование образовательной организации на рынке образовательных услуг широко представлено в трудах Корчаговой Л. А. [9], Панкрухиной А. П. [10], Поповой Е. Н. [11], Хашировой О. А. [12].

Основные проблемы, с которыми сталкивается российское высшее образование в регионах, носят во многом противоречивый характер. С одной стороны, необходимо решать социальные и экономические задачи, в том числе «в условиях ресурсного дефицита удовлетворять массовый спрос на образовательные услуги, при этом необходимо также принимать во внимание неравномерность и разнородность направлений социальноэкономического развития регионов, обусловленную в том числе историческими, географическими и демографическими особенностями».

С другой стороны, по мере все большего влияния региональных факторов на развитие высшего образования возникает «угроза нарушения целостности всей системы высшего образования России и снижения качества и эффективности результатов ее функционирования» [13; 14, с. 114].

С целью определения особенностей развития регионального рынка образовательных услуг высшего образования рассмотрим показатели, характеризующих основные направления деятельности образовательных организаций Нижегородской области, одной из крупных политических и социально-экономических структурных единиц Приволжского федерального округа.

На территории Нижегородской области находится 11 государственных, 2 негосударственных вуза, 16 филиалов государственных вузов (2 из которых только по программам среднего профессионального образования), 7 филиалов негосударственных вузов, что составляет 9 % от всех высших образовательных организаций округа. По количеству образовательных организаций Нижегородская область находится на четвертом месте после Самарской области, Республики Татарстан и Пермского края, удельный вес которых в общем числе высших образовательных организаций округа составляет 28, 18 и 11 % соответственно [15, с. 378; 16, с. 186].

Такое положение связано с тем, что общая численность студентов образовательных организаций высшего образования Нижегородской области за последние 10 лет сократилась на 45,5 %, в том числе в государственных ВУЗах на 41,6 %, в не государственных - на 66,4 %. Это связано с нестабильной финансово-экономической ситуацией в стране и мощным демографическим спадом.

56

Для оценки потенциала рынка образовательных услуг Нижегородской области необходимо детально рассмотреть некоторые показатели деятельности системы высшего образования, такие как, структура приема и выпуска в высших учебных заведениях, а так же динамику контингента студентов. Анализ производился по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на основе форм статистической отчетности ВПО-1, СПО-1 по состоянию на 1 октября 2015 года, предоставленных организациями высшего образования в Министерство образования Нижегородской области.

В 2015 г. в государственные и негосударственные образовательные организации высшего образовании, реализующие программы по всем формам обучения, было зачислено 23 280 человек (в 2014 г. - 25 658 человек), из них по очной форме обучения 13,6 тыс. человек (в 2014 г. - 13,7 тыс. чел.), по заочной форме обучения 8,8 тыс. чел. (в 2014 г. - 10,58 тыс. чел.), по очно-заочной форме обучения 832 человек (в 2014 г. - 960 человек). Из общей численности контингента в негосударственные вузы было зачислено 1 345 человека (в 2014 г. - 2 843 тыс. человек) (рис. 1) [17, 18].

Анализируя данные Рисунка 1, можно отметить следующие тенденции приемной кампании: с 2005 по 2015 гг. наибольшую динамику изменений демонстрирует внебюджетная форма обучения. Так, численность студентов, принятых с полным возмещением затрат на обучение в образовательные организации высшего образования, в рассматриваемый период снизилась на 56,2 %, а численность студентов, принятых на бюджетной основе в образовательные организации высшего образования, снизилось лишь в 0,79 раза. В целом, в анализируемый период наблюдается нисходящая тенденция изменений числа поступающих в образовательные организации высшего образования, и данный показатель снижения равен 45,6 % .

Следует отметить, что в 2005 г. доля абитуриентов, поступающих с полным возмещением затрат на обучение в образовательные организации

высшего образования, составляла 70 % от общего числа поступивших, а в 2015 г. доля абитуриентов, поступивших на платной основе, составила всего 56 % от общего числа поступивших в образовательные организации высшего образования.

Необходимо отметить, что данная тенденция привязана к динамике численности выпускников 11-х классов Нижегородской области. Демографическая ямы 90-х гг. XXI века и финансовоэкономический кризис явились причиной низкого уровня численности выпускников школ в рассматриваемый период. Также анализируемый показатель определяется таким фактором, как единый государственный экзамен (ЕГЭ). Выпускник, выбравший технические предметы в качестве ЕГЭ, автоматически лишает себя возможности поступить на гуманитарные направления. Под влиянием данных факторов и желанием получить высшее образование абитуриент вынужден получать образование на платное основе (рис. 1).

Анализируя динамику приема по очной форме обучения в 2015 г. в государственные образовательные организации высшего образования по укрупненным группам направлений подготовки (УГН) и специальностей (УГС) в сравнении с данными 2014 г., можно отметить снижение численности студентов, принятых по следующим группам: «Инженерное дело, технологии и технические науки» на 8,8 %, «Науки об обществе» на 6,4 %, «Образование и педагогические науки» на 18,1%, «Искусство и культура» на 28,5 %. Следует отметить положительную динамику увеличение приема по следующим группам «Математические и естественные науки» на 8,3 %, «Здравоохранение и медицинские науки» 35,7 %, «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» на 12,5 %, «Гуманитарные науки» на 25 %. Проанализировав динамику приема студентов по спектру основных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями высшего образования, следует отметить, что большая часть абитуриентов в образовательных организациях ориентирована в основном на УГН (УГС) «Науки об обществе» и «Инженерное дело, технологии и технические науки» (рис. 2) [17, 18].

57

Рисунок 1 - Диаграмма приема абитуриентов по всем формам обучения в государственные и негосударственные образовательные организации высшего образования Нижегородской области

(тыс. человек)

Рисунок 3 - Динамика приема по очной форме обучения по УГН и УГС в государственные вузы Нижегородской области

Снижение приема в образовательные организации повлияло на изменение общего количества студентов, обучающихся по всем формам обучения (контингент студентов).

Контингент студентов по всем формам обучения по программам бакалавриата, специалитета, среднего профессионального образования в 2016

году в государственных и негосударственных вузах составил 99,3 тыс. человек, из них по очной форме обучения - 51,5 тыс. человек, по заочной форме -43,6 тыс. человек, по очно-заочной форме обучения - 4,2 тыс. человек. Для сравнения в 2015 году общий контингент студентов составлял - 114 тыс. человек, из них по очной форме обучения -

58

57,1 тыс. человек, по заочной форме - 49,2 тыс. человек, по очно-заочной форме обучения -4,6 тыс. человек.

Следует, так же, иметь в виду, что в условиях отсутствия обоснованного государственного и профессионального прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое

развитие региона, неопределенности ситуации на р ынке труда реальная структура подготовки кадров во многом формируется на основании социального спроса, который далеко не всегда соответствует современному состоянию и перспективам развития экономики.

Рисунок 3 - Диаграмма изменения численности студентов в государственных и негосударственных образовательных организациях высшего образования Нижегородской области (тыс. человек)

Таким образом, современный рынок характеризуется относительно стабильным положением. Об этом свидетельствует и показатели численности студентов, обучающихся на бюджетной основе в государственных образовательных организациях высшего образования, и показатели численности студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение. По статистическим данным на 2015 г. удельный вес студентов, обучающихся на бюджетной основе в государственных образовательных организациях высшего образования, составляет 51,6 % от общего числа обучающихся, что на 0,9 % больше, чем в 2005 г. (50,5 %) (рис. 3).

Также можно отметить и уменьшение выпуска из Нижегородских образовательных организаций.

Выпуск из государственных вузов в 2015 году составил 25,8 тыс. человек (в 2014 году - 26,2 тыс. человек), из них по очной форме обучения -15,8 тыс. человек (в 2014 году - 13,7 тыс. человек),

по заочной форме обучения - 8,9 тыс. человек (в 2014 году - 15,2 тыс. человек), по очно-заочной форме обучения -1 тыс. человек (в 2014 году -1,3 тыс. человек). Из негосударственных вузов в 2015 году было выпущено 3,2 тыс. человек (в 2014 году - 4,0 тыс. человек) [17, 18].

Динамика выпуска бакалавров, специалистов, магистров образовательными организациями высшего образования с 2010 по 2015 гг. свидетельствует о неуклонном спаде в государственных и негосударственных образовательных организациях. По сравнению с 2010 г. количество выпускников, обучающихся на бюджетной основе, в 2015 г. сократилось на 14 %, а количество выпускников, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение, - на 38 % (рис. 4). Данная тенденция в первую очередь объясняется демографическим спадом как в целом по России, так и в Нижегородской области [17, 18, 19, 20].

59

Рисунок 4 - Диаграмма динамики выпуска из образовательных организаций высшего образования

Необходимо отметить, что изучение рынка образовательных услуг не возможно без анализа соотношения численности студентов и профессорско-преподавательского состава. Рассмотрим показатели государственных и негосударственных образовательных организаций высшего образования. Анализ показателей государственных образовательных организаций высшего образования показывает, что на фоне снижения общего количества основного (штатного) персонала в вузах также уменьшилось по сравнению с прошлым годом количество лиц, работающих на полной ставке, и соответственно, уменьшилось количество работников на неполной ставке и внешних совместителей. Анализ качественного профессорско-преподавательского состава показывает, в 2015 году общее количество лиц, имеющих ученую степень доктора и кандидата наук, составило 71,5 %, в 2014 году - 69,8 %. Аналогичная динамика прослеживается и с профессорами и доцентами: в 2015 году -47,3 %, в 2014 году - 48,5 %.

Анализ возрастного состава ППС показывает некоторое уменьшение молодежи в составе ППС

вузов в возрасте до 30 лет, небольшое уменьшение доли лиц в возрасте от 30 до 50 лет и увеличение доли лиц от 40 до 50 лет и свыше 65 лет. Средний возраст профессорско-преподавательского состава в 2015 году составляет 47,45 лет (47,6 лет в 2014 году) (рис. 5) [17, 18, 19, 20].

Анализ деятельности системы негосударственного сектора высшего образования показывает заметные тенденции по сокращению данного сектора образования. На ускорение динамики сокращения сектора негосударственного высшего образования повлияли решения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособр-надзор) и головных вузов о закрытии ряда Нижегородских филиалов НОУ ВПО «Московский институт права», НОУ ВПО «Московский юридический институт», НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий», а также решение Рособрнадзора об отказе в государственной аккредитации по всем реализуемым программам НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса» (рис. 6).

60

8000

7000

6000

5000

4000

3000

2000

1000

0

Основной На полной На 0,5 или Штатные Доктор Кандидат Профессор Доцент

{штатный) ставке 0,25 ставки наук наук

сотрудник

■ 2001 ■ 2010 ■ 2011 ■ 2012 И2013 И2014 ■ 2015

Рисунок 5 - Профессорско-преподавательский состав Нижегородских вузов

Рисунок 6 - Диаграмма изменения численности студентов по формам обучения в негосударственных образовательных организациях высшего образования Нижегородской области (тыс. человек)

Прием абитуриентов в негосударственные образовательные организации высшего образования резко снизился с 2005 по 2015 гг. в 4,5 раза, в том числе по очной форме обучения в 5,4 раза, по заочной форме обучения - 4,3 раза. Данная динамика связана с сокращением числа негосударственных организаций, в которых обучение реализу-

ется только с полным возмещением затрат, расширением спектра образовательных услуг государственных образовательных организаций и увеличением приема студентов, обучающихся на условиях полного возмещения затрат обучения, в государственные вузы (рис. 7) [17, 18, 19, 20].

61

Рисунок 7 - Диаграмма приема абитуриентов по всем формам обучения в негосударственные образовательные организации высшего образования Нижегородской области (тыс. человек)

Несмотря на выявленные в системе высшего образования Нижегородской области тенденции к уменьшению основных количественных параметров (прием, выпуск, контингент), данная отрасль экономики региона остается одной из крупнейших, в ней на сегодняшний день работает около 15 тыс. работников и обучается свыше 105 тыс. человек. Вместе с тем, анализ демографических, экономических, политических процессов, происходящих в России в последнем периоде времени, позволяет прогнозировать ускорение процессов по сокращению основных параметров системы (количество вузов, прием, контингент, число работников и т. д.).

Итак, современный рынок образовательных услуг Нижегородской области имеет сложную конъюнктуру, которая находится под влиянием внутренних и внешних факторов. На образовательном рынке функционируют образовательные организации, относящиеся как к государственному, так и негосударственному секторам и реализующие различные по спектру образовательные программы.

Рассмотренные показатели говорят о том, что спрос на образовательные услуги растет, несмотря на динамику снижения численности образовательных организаций и численности контингента студентов. Следует отметить тот факт, что государство начинает регулировать рынок образовательных услуг, вводя показатели эффективности деятельности образовательных организаций, которые, в свою очередь, контролируют качество пре-

доставляемых услуг и основные параметры рынка. С введением системы мониторинга деятельности образовательных организаций неэффективные организации и филиалы реорганизуются, соответственно возрастает конкуренция на внутреннем рынке образовательных услуг.

Необходимо отметить, что в системе высшего образования Нижегородской области главная роль отводится государству. Так, из общей численности студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, 60 % обучается в государственных вузах.

Отметим, что в рассматриваемый период выявлена тенденция коммерциализации сферы высшего образования, выраженная в расширении рынка образовательных услуг, оказываемых на платной основе. На условиях полного возмещения затрат обучается 49 % от общей численности студентов. Основная доля «внебюджетников» обучается в государственных образовательных организация высшего образования.

Определен высокий спрос на направления подготовки группы «Математические и естественные науки» и «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки». Но следует отметить тот факт, что по таким специальностям (направлениям подготовки) как «Науки об обществе» и «Образование и педагогические науки» наметилась нисходящая тенденция. Эта ситуация связана с перенасыщением рынка труда выпускниками данных специальностей (направлений подготовки) и к увеличению уровня конкурентоспособности в сфере высшего

62

образования Нижегородской области, так и на рынке труда.

Выявлены факторы, активно функционирующие и влияющие на конъюнктуру рынка и развитие системы высшего образования в регионе. Основными причинами сокращения численности студентов являются последствия демографического кризиса; снижение уровня платежеспособности населения в регионе; уменьшение количества вузов и ликвидация филиалов; ужесточение правил приема с 2009 г.; отсутствие профессиональных стандартов обучения и перенасыщение рынка труда выпускниками определенных специальностей (направлений подготовки).

Для вузов Нижегородской области в условиях финансово-экономической нестабильности эффективными мерами снижения напряженности на рынке труда могут являться мероприятия направленные на профессиональное переобучение высвобожденных работников и получение безработными востребованной специальности. Выход из экономического кризиса должен сопровождаться модернизацией экономики, развитием высокотехнологичного производства. Поэтому подготовка специалистов для инновационных отраслей экономики России и Нижегородской области, которые являются «локомотивом» развивающейся экономики и трудовых ресурсов региона является в настоящее время очень важной.

Общая совокупность факторов, активно функционирующих и влияющих на конъюнктуру рынка и происходящие на нем процессы, в определенной мере изменяет конфигурацию конкурентной среды, но в целом основные ее параметры в ближайшей перспективе будут сохраняться.

Вхождение российских образовательных организаций в мировое образовательное пространство может быть выполнено с помощью государственного финансирования и четко сформулированной стратегии в области развития образования и науки.

Таким образом, глобальный характер современного образовательного пространства ставит задачи повышения международной конкурентоспособности системы российского высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамкина А. А. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг вуза [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Абрамкина Александра Анатольевна.

Омск, 2011. URL: http://dissers.ru/avtoreferati -

kandidatskih-dissertatsii/a48.php (дата обращения:

12.01.2016).

2. Драганчук Л. С. Рынок образовательных услуг и его регулирование // Вестник КемГУ . 2012. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/ ry-nok-obrazovatelnyh-uslug-i-ego-regulirovanie (дата обращения: 01.02.2016).

3. Миннахметов И. Д. Реформа высшей школы и стратегии социально-экономического развития регионов России в XXI веке (на примере Татарстана) // Вестник КазГУКИ. 2013. № 4-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/reforma-vysshey-shko-ly-i-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii-v-hhi-veke-na-primere-tatarstana (дата обращения: 11.01.2016).

4. Пономарева О. Г. Взаимодействие рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования региона [Электронный ресурс] : авто-реф. дис. . канд. эконом. наук: 08.00.05 / Пономарева Ольга Геронтиевна. Москва, 2011. URL: http://dislib.ru/ekonomika/ 16616-1-vzaimodeystvie-rinkov-truda-obrazovatelnih-uslug-sfere-visshego-obrazovaniya-regiona.php (дата обращения:

11.01.2016).

5. Поискова Т. Р. Экономические аспекты инновационного развития рынка образовательных услуг // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomi-cheskie-aspe-kty-innovatsionnogo-razvitiya-rynka-obrazo-vatelnyh-uslug (дата обращения: 11.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ликичев Г. А. Высшее образование и рынок труда: парадигма взаимодействия // Высшее образование сегодня. 2005. № 6. С. 30-33.

7. Саяпина Н. Н. Формирование системы оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] : авто-реф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Саяпина Наталья Николаевна. Омск, 2008. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sis-temy-otsenki-konkurentosposobnosti-vuza-na-rynke-obrazovatelnykh-uslug (дата обращения: 11.01.2016).

8. Самсонова Е. В., Самсонова М. В. Особенности оценки качества образовательных услуг в малых городах России [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/pdf/2012/6/240.pdf (дата обращения: 11.01.2016).

9. Корчагова Л. А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинга в России и за рубежом. 2007. № 5. С. 48-54.

63

10 Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем дополнительном образовании : уч. пособие. М., 1995. С. 240.

11. Попов Е. Н. Услуги образования и рынок // Экономика образования. 2009. № 2. С. 95-100.

12. Хаширов О. А. Предпринимательство в сфере услуг. СПб., 1993. С. 31-45.

13. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р URL: http: //www.rg.ru/ 2011/02/22/privoljye-site-dok.html (дата обращения:

11.01.2016).

14. Ларионовой М. В., Мешковой Т. А. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации. Москва., Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007. 316 с.

15. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 1266 с.

16. Российский статистический ежегодник. 2015: Статистический сборник / Росстат. М., 2015. 724 с.

17. Форма статистической отчетности ВПО-

I, СПО-1 по состоянию на 1 октября 2015 года [Электронный ресурс] URL: http://profobr-no.ru /docs/priemvuz2015.pdf (дата обращения:

II. 01.2016).

18. Форма статистической отчетности ВПО-

I, СПО-1 по состоянию на 1 октября 2014 года

[Электронный ресурс] URL: http://profobr-no.ru /docs/priemvuz2014.pdf (дата обращения:

II. 01.2016).

19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 11.01.2016).

20. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области [Электронный ресурс] URL: http://nizhstat.gks.ru (дата обращения: 11.01.2016).

© 2016

THE CONDITION OF EDUCATIONAL SERVICES MARKET AT THE REGIONAL LEVEL: KEY TRENDS AND INDICATORS OF DEVELOPMENT

I. A. Zvereva, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair «Organization and management»

I.Y. Zhdankina, assistant professor of the chair «Foreign languages» Nizhniy-Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

Annotation. Functioning of the steady market relations in our state is closely connected with formation and development of market of educational services. Acceptance of education as services and its entry into the market assumes turning on of market levers, including the financial relations between objects of market of educational services. Educational services, as any other goods, are realized in market, which is understood as set of the existing and potential buyers and sellers of goods. In this article the condition of educational services market at the regional level is described: the key trends and indicators of development, on the example of the Nizhny Novgorod Region. To assess the potential of educational services market of Nizhny Novgorod region some indicators of the higher education system are considered, such as the structure of reception and graduation from higher educational institutions and the dynamics of students' contingent. The factors, actively operating and affecting the market situation and the development of higher education in the region are revealed. Also it is concluded that for higher educational organizations of Nizhny Novgorod region in conditions of financial and economic instability effective measures to reduce tensions on the labour market can be measures aimed at re-skilling workers and obtaining marketable skills by unemployed.

Keywords: graduate, state sector, demography, competitiveness, educational program, educational organization, paying capacity, market of educational services, human services, service.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.