Научная статья на тему 'Востребованность выпускников высших учебных заведений на региональном рынке труда'

Востребованность выпускников высших учебных заведений на региональном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1990
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / HIGHER EDUCATION / EDUCATION / EMPLOYMENT PROSPECTS OF GRADUATES / LABOR MARKET / EDUCATION SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кехян Мэри Гагиковна

Статья посвящена исследованию проблемы трудоустройства выпускников вузов, которая связана с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, несоответствием компетенций выпускников требованиям работодателя и другими факторами. Отмечается нескоординированностъ действий высших учебных заведений и промышленных предприятий по подготовке специалистов, что приводит к возникновению диспропорции между требованиями рынка труда и выпускниками вузов. Обоснована необходимость формирования региональной системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах в целях приведения структуры и содержания высшего профессионального образования в соответствие с потребностями рынка занятости. Предложена модель взаимодействия вузов и промышленных предприятий, которая включает в себя эффективные направления совместной деятельности по подготовке востребованных на рынке труда специалистов. Делается вывод, что востребованность выпускников и проблемы их адаптации на рынке труда не должны касаться только молодых специалистов, требуется комплексное решение данного вопроса, все субъекты рынка труда и рынка образовательных услуг должны участвовать в их преодолении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMAND FOR HIGHER SCHOOL GRADUATES ON THE REGIONAL LABOR MARKET

The paper deals with the problem of employment of higher school graduates that is caused by an imbalance of supply and demand in the labor market, mismatch between graduates competences and the requirements of the employer and other factors. The author notes the lack of coordination and feedback between universities and industrial enterprises that leads to imbalance between the demands of the labor market and what graduates can offer. The author emphasizes the necessity to create a regional system for monitoring and forecasting demand of the economy for skilled workers in order to bring the structure and content of higher education in line with the needs of the labor market, presents a model of interaction between universities and industrial enterprises which includes joint efforts for training specialists who will be in demand in the labor market, and concludes that the demand for graduates and the problems of their adaptation in the labor market should not only be the concern of young specialists but require a comprehensive solution that involves contributions from all participants of the labor market and educational services market.

Текст научной работы на тему «Востребованность выпускников высших учебных заведений на региональном рынке труда»

ной динамике этого взаимодействия. Полученный результат обосновывает необходимость стимулирования потребности человека к овладению профессиональными знаниями к моменту, обозначенному на временной оси жизнедеятельности индивида точками безразличия или равными уровнями мотивации деятельности. Основываясь на явлении проградиентности, представляется возможным установить периодичность формирования потребности личности в приращении знаний и профессиональной реориентации. Также необходимо провести исследования по выявлению и фиксации ситуации, где отсутствует доминанта в мотивации и формируются отношения безразличия для иных квалифицированных групп специалистов, занятых в отраслях производства и непроизводственных сферах деятельности. Необходимо установить временные характеристики проградиентности на всей протяженности жизненного пути личности. Представляется целесообразным в дальнейших исследованиях определить характеристику порога чувствительности, превышение которого является необхо-

димым условием для принятия решения о профессиональной реориентации.

1. Еремеев М.А. Традиционная и поведенческая модели оценки эффективности работы сотрудников организации / М.А. Еремеев и др. // Теория и инструментарий развития инновационной экономики в период глобальной рецессии / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011.

2. Еремеев М.А. Перспективы развития института заработной платы в российской экономике // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (40). С. 76 - 79.

3. Колот A.M. Мотивация персонала. Киев: КНЭУ, 2008.

4. Колесник Е.Г. Трансформация мотивации и стимулирования работников в изменяющихся условиях хозяйствования: автореф. ... канд. экон. наук. СПб., 2004.

5. Методологические и институциональные подходы к управлению современной организацией / под ред. В.И. Долгого / Т.В. Беликова, В.И. Долгий, М.А. Еремеев, И.М. Кублин и др. Саратов: КУБиК, 2011.

6. Управление по результатам / пер. с фин. / общ. ред и пре-дисл. Я.А. Лейманна. М.: Прогресс, 2004.

Мэри Гагиковна Кехян,

аспирантка кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА

Статья посвящена исследованию проблемы трудоустройства выпускников вузов, которая связана с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, несоответствием компетенций выпускников требованиям работодателя и другими факторами. Отмечается нескоординированностъ действий высших учебных заведений и промышленных предприятий по подготовке специалистов, что приводит к возникновению диспропорции между требованиями рынка труда и выпускниками вузов. Обоснована необходимость формирования региональной системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах в целях приведения структуры и содержания высшего профессионального образования в соответствие с потребностями рынка занятости. Предложена модель взаимодействия вузов и промышленных предприятий, которая включает в себя эффективные направления совместной деятельности по подготовке востребованных на рынке труда специалистов. Делается вывод, что востребованность выпускников и проблемы их адаптации на рынке труда не должны касаться только молодых специалистов, требуется комплексное решение данного вопроса, все субъекты рынка труда и рынка образовательных услуг должны участвовать в их преодолении.

Ключевые слова: вуз, образование, трудоустройство выпускников, рынок труда, рынок образовательных услуг.

M.G. Kehyan

DEMAND FOR HIGHER SCHOOL GRADUATES ON THE REGIONAL LABOR MARKET

The paper deals with the problem of employment of higher school graduates that is caused by an imbalance of supply and demand in the labor market, mismatch between graduates competences and the requirements of the employer and other factors. The author notes the lack of coordination and feedback between universities and industrial enterprises that leads to imbalance between the demands of the labor market and what graduates can offer. The author emphasizes the necessity to create a regional system for monitoring and forecasting demand of the economy for skilled workers in order to

maric-1988@rambler.ru

УДК 331.5

bring the structure and content of higher education in line with the needs of the labor market, presents a model of interaction between universities and industrial enterprises which includes joint efforts for training specialists who will be in demand in the labor market, and concludes that the demand for graduates and the problems of their adaptation in the labor market should not only be the concern of young specialists but require a comprehensive solution that involves contributions from all participants of the labor market and educational services market.

Keywords: higher education, education, employment prospects of graduates, labor market, education services market.

Особый интерес к вопросам образования в последнее время обусловлен тем, что образовательные системы переживают период серьезных реформ, от которых напрямую зависит экономическое будущее современного общества [1]. Изучение конъюнктуры рынка занятости является необходимым этапом анализа рынка образовательных услуг. Важной проблемой многих регионов России, в том числе и Саратовской области, является востребованность выпускников на рынке труда и их трудоустройство. Потребность в специалистах на рынке труда не является величиной постоянной, а представляет собой нестабильную и трудно прогнозируемую переменную. Для оценки ситуации трудоустройства выпускников вузов Саратовской области рассмотрим основные показатели по распределению на работу выпускников, обучавшихся за счет средств федерального бюджета (табл. 1).

Ситуация с занятостью показывает, что выпускники вузов имеют большие шансы пополнить ряды безработных. Это связано с тем, что направления на работу получают далеко не все выпускники вузов региона. В последнее время наблюдается постепенное повышение спроса на направления технических специальностей (технологи, инженеры и все родственные им специальности). В результате ускорения темпов развития компьютерных технологий, а также всеобщей информатизации хозяй-

ственных процессов повышается спрос на специалистов в сфере информационных технологий. Кроме того, несмотря на то что рынок труда переполнен бухгалтерами, управленцами, экономистами и менеджерами, подготовка специалистов по данным направлениям не уменьшается, а даже, наоборот, увеличивается. Причинами сложившейся ситуации можно назвать чисто интуитивное восприятие ситуации на рынке труда заказчиками услуг высшей профессиональной школы, которыми в подавляющем большинстве являются население, родители, и прогнозирование ситуации на рынке труда: изменения структуры рабочих мест в ряде отраслей экономики, спроса и предложения на рынке труда.

Молодые специалисты вынуждены соглашаться на временную работу, что приводит к утрате знаний, полученных в образовательном учреждении. По данным выборочного обследования населения, проведенного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области по проблемам занятости, в среднем за 2013 г. около 9,1 тыс. человек с высшим образованием, включая послевузовское образование, являются безработными (13,9% от общего числа безработных) [4]. Причиной этого являются, на наш взгляд, некоординированные действия высших учебных заведений и промышленных предприятий по подготовке специалистов. В регионе, как и в целом

Т а б л и ц а 1

Распределение на работу выпускников вузов очной формы обучения в период с 1 октября 2011 г. по 30 сентября 2012 г., человек

Статус Всего В том числе по программам:

бакалавриата и магистратуры подготовки специалиста

Выпуск специалистов, обучавшихся на бюджетной основе 6509 718 5791

Получили направление на работу 2431 305 2126

% от общего выпуска специалистов 37,3 42,5 36,7

из них в соответствии с заключенными контрактами в рамках целевой подготовки 816 34 782

% от общего числа выпускников, получивших направление 33,6 11,1 36,8

Не получили направление на работу 261 14 247

% от общего выпуска специалистов 4,0 1,9 4,3

из-за отсутствия заявок 55 5 50

% от общего числа выпускников, не получивших направление 21,1 35,7 20,2

Предоставление права свободного трудоустройства по желанию выпускника 2439 202 2147

% от общего выпуска специалистов 37,5 28,1 37,1

из-за несогласия выпускника с предложенными условиями 51 13 38

% от общего числа выпускников, которым предоставлено право свободного трудоустройства 2,1 6,4 1,8

Продолжают обучение по очной форме на следующем уровне 1110 169 941

% от общего выпуска специалистов 17,1 23,5 16,2

Таблица составлена автором на основе: Статистическая бюллетень № 171 (1903)-06. Учреждения высшего профессионального образования Саратовской области на начало 2012/2013 учебного года.

по России, существует диспропорция между требованиями рынка труда и выпускниками, которых готовят вузы. Другими словами, можно обозначить данное взаимодействие как проблему соотношения науки и практики, или проблему соотношения качества даваемого образования с потребностью работодателя, его видением специалиста-выпускника. Исследование показывает, что университеты и предприятия функционируют каждый в своей области и работают в соответствии со своей собственной логикой, при этом мало осознается взаимовыгодный характер сотрудничества. В результате выпускники вузов недостаточно востребованы на рынке труда. В то время как регион нуждается в высококвалифицированных специалистах производственной сферы, а также управленческом персонале среднего звена со знанием профиля производства и его специфики, высшие учебные заведения выпускают менеджеров и экономистов без увязки с конкретной сферой их будущей деятельности. Это приводит к дополнительным расходам по профессиональной подготовке молодых специалистов.

Итак, основные проблемы, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения и предприятия:

- сотрудничество некоторых образовательных учреждений с предприятиями используется в виде маркетингового хода для привлечения студентов;

- на рынок труда выходят специалисты с высшим образованием, которые затем работают на должностях, не требующих высокой квалификации;

- у многих выпускников возникают трудности с применением полученных знаний на практике, что вызывает беспокойство у представителей бизнеса;

- у предприятий возникает необходимость обучать специалистов на рабочем месте, на что требуется дополнительное время и дополнительные расходы;

- работодатели не относятся с энтузиазмом к предложениям сотрудничества с вузами по обучению студентов и к затратам, которые могут для этого потребоваться.

Совместная разработка программ образования и профессиональной подготовки выпускников для рынка

труда представляет общий интерес в качестве средства повышения способности к трудоустройству. На наш взгляд, модель взаимодействия вузов с предприятиями должна быть основана на реализации следующих направлений:

- активное расширение взаимодействия вузов с предприятиями: по обучению специалистов на основе целевой подготовки; по организации стажировок и практики студентов в организациях; по реализации совместных проектов в рамках подготовки и повышения квалификации кадров;

- проведение работы вузов по выявлению новых потребностей и созданию гибких, инновационных краткосрочных образовательных программ обучения и переподготовке персонала предприятий;

- создание при вузах координационных советов или центров по взаимодействию с предприятиями в области обучения персонала и студентов с целью решения задач повышения качества образования (разработка учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин с учетом пожеланий потенциальных работодателей и т.д.) (рисунок).

Кроме того, целесообразно активно использовать такую образовательную технологию, как обучение через исследовательские проекты , которые выполняются студентами под руководством сотрудников предприятия-заказчика и преподавателей вуза. Данная форма целевой подготовки студентов могла бы способствовать:

- развитию навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности студентов;

- подготовке и закреплению молодых специалистов - выпускников вузов на предприятиях, что поможет решению кадровых вопросов;

- экономии времени адаптации выпускников к реальным производственным условиям;

- росту научно-технических исследований и разработок;

- развитию научно-технического потенциала вузов и предприятий;

Модель сотрудничества высших учебных заведений и предприятий

- решению определенных научных и практических задач работодателем.

Эффективной формой взаимодействия вуза с промышленными предприятиями может также являться организация целевой подготовки студентов по специально разработанной программе. На последних курсах обучения на конкурсной основе формируются группы студентов-целевиков, которые оформляются сотрудниками предприятия-партнера. При этом студент не освобождается от основной образовательной программы в вузе, дополнительная целевая подготовка должна про-

критериям вошли 3 университета Саратовской области (табл. 2). Необходимо отметить, что Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского поднялся с 75-й позиции на 63-ю, показав улучшение результатов 2012 года. Однако ухудшение по вышеназванным критериям показали Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, занявший 80-е место в рейтинге 2013 г. (в 2012 г. - 69-е место) и Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина, занявший 97-е место в 2013 г. (93-е в 2012 г.) [3].

Т а б л и ц а 2

Позиции вузов Саратовской области в рейтинге «Лучшие вузы по условиям для получения качественного образования»

Место в 2013 г. Место в 2012 г. Вуз Рейтинговый функционал Условия для получения качественного образования Уровень востребованности выпускников работодателями Уровень научно-исследовательской активности

63 75 Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского 1,7638 80 95 24

80 69 Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского 1,6183 65 63 109

97 93 Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина 1,4317 101 87 57

Таблица составлена на основе рейтинга российских вузов, проведенного агентством «Эксперт РА».

ходить во второй половине дня по сформированной программе. По нашему мнению, это даст студенту необходимую практическую базу, опыт работы в коллективе, профессиональные компетенции.

Таким образом, именно через партнерскую взаимосвязь вузов и предприятий, без снижения значимости фундаментального знания, усилится качественная практическая подготовка студентов вуза. Согласование с работодателями содержания образовательных программ, перечня профессиональных компетенций выпускников является необходимой мерой для подготовки конкурентоспособных специалистов. Из вышесказанного следует, что совершенствование сотрудничества университетов региона с промышленными предприятиями может существенно повлиять на востребованность кадров на рынке труда.

Как известно, ежегодно рейтинговым агентством «Эксперт РА» проводится оценка конкурентоспособности российских вузов по следующим критериям: условия для получения качественного образования, уровень востребованности выпускников работодателями, уровень научно-исследовательской активности. Основанием для ранжирования послужили результаты вузов при оценке по группам показателей: международная интеграция, уровень преподавания, востребованность среди абитуриентов, ресурсное обеспечение, сотрудничество с работодателями, качество карьеры выпускников, научные достижения, инновационная активность, инновационная инфраструктура. В результате в число 100 лучших российских высших учебных заведения по выбранным

Таким образом, можно сделать вывод, что разрыв между реальными образовательными результатами и ожиданиями основных заказчиков и потребителей является ключевой проблемой региональной системы высшего образования. В целях приведения структуры и содержания высшего профессионального образования в соответствие с потребностями рынка занятости необходимо формирование региональной системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах. Для повышения трудоустройства выпускников региональных вузов на рынке труда необходима разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов кадровых потребностей экономики области, формирование ежегодного регионального заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров всех уровней профессионального образования, внедрение сформированных с участием работодателей образовательных программ профессионального образования, современных технологий обучения и информационных сервисов.

1. Соколова О.Ю., Дюльманова Т.М., Силантьева Н.С. Проблемы интеграции России в мировой рынок образовательных услуг в условиях вступления в ВТО // Вестник СГСЭУ. 2013. № 5 (49). С. 50 - 54.

2. Статистический бюллетень № 171 (1903)-06. Учреждения высшего профессионального образования Саратовской области на начало 2012/2013 учебного года.

3. Рейтинг вузов России, 2013 г. URL: http://raexpert.ru/ rankingtable/?table_folder=/university/2013/main.

4. URL: http://srtv.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.