Решетневские чтения. 2017
УДК 331.5.024.54
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
А. А. Платонова, Т. А. Рудзитис
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: Platonova-AA@yandex.ru
Предложена модель взаимодействия вузов и предприятий и организаций, которая включает в себя эффективные направления совместной деятельности по подготовке востребованных на рынке труда специалистов.
Ключевые слова: трудоустройство выпускников, рынок труда, конкурентоспособность, рынок образовательных услуг.
INTERACTION OF THE LABOR MARKET AND MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES: PROBLEMS AND DIRECTIONS
A. A. Platonova, T. A. Rudzitis
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: Platonova-AA@yandex.ru
The interaction model that includes effective directions of team work for training personnel that would be demanded on the labor market is proposed in the article.
Keywords: employment of graduates, labor market, competitive ability, market of educational services.
Введение. Формирование конкурентоспособной экономики напрямую связано с проблемой подготовки квалифицированных кадров в процессе обучения в высших учебных заведениях. Нескоординирован-ностъ действий высших учебных заведений и предприятий и организаций по подготовке квалифицированных специалистов приводит к возникновению диспропорции между потребностями рынка труда и выпускниками вузов. Одним из перспективных способов взаимодействия вузов с предприятиями и организациями аэрокосмического и транспортного машиностроения является осуществление целевой подго-
товки студентов по специально разработанной программе. Совершенствование сотрудничества университетов с предприятиями и организациями может существенно повлиять на качество подготовки выпускников вузов, их востребованность на рынке труда (см. рисунок).
Ситуация с занятостью населения Российской Федерации показывает, что выпускники вузов пополняют ряды безработных. В последнее время наблюдается постепенное повышение спроса на направления технических специальностей (технологи, инженеры и все родственные им специальности).
Модель взаимодействия высших учебных заведений и предприятий (организаций)
Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях ракетно-космической отрасли
В результате ускорения темпов развития компьютерных технологий, а также всеобщей информатизации хозяйственных процессов повышается спрос на специалистов в сфере информационных технологий [1]. Кроме того, Российская Федерация входит во Всемирную торговую организацию (ВТО), что диктует необходимость в высококвалифицированных кадрах, знающих и свободно владеющих различными иностранными языками (английским, немецким и т. д.). Основным направлением совершенствования системы подготовки кадров является партнерство вузов и рынка труда [2].
Исследование показывает, что университеты и предприятия функционируют каждый в своей области и работают в соответствии со своей собственной логикой, при этом мало осознавая взаимовыгодный характер сотрудничества. В результате выпускники вузов недостаточно востребованы на рынке труда. В то время как регионы нуждаются в высококвалифицированных специалистах производственной сферы, в управленческом персонале среднего звена со знанием профиля производства и его специфики, высшие учебные заведения выпускают менеджеров, экономистов, лингвистов (переводчиков английского и немецкого языков) без увязки с конкретной сферой их будущей деятельности. Это приводит к дополнительным расходам по профессиональной подготовке молодых специалистов.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения и предприятия в настоящее время, выглядят следующим образом:
- для некоторых образовательных организаций сотрудничество с предприятиями рассматривается как маркетинговый ход для привлечения абитуриентов;
- специалисты с высшим образованием на рынке труда оказываются вовлеченными в работу на должностях, не требующих высокой квалификации;
- у многих выпускников вузов возникают трудности с практическим применением полученных в вузе знаний;
- работодатели вынуждены затрачивать время и деньги на обучение молодых специалистов профессии на рабочем месте;
- большинство работодателей без особого энтузиазма относятся к предложению сотрудничества с вузами по обучению студентов и не готовы нести бремя затрат на подготовку и переподготовку молодых специалистов.
Разработка образовательных программ профессиональной подготовки выпускников и переподготовки молодых специалистов с участием бизнес-структур представляет собой общий интерес в качестве средства повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В этом случае модель взаимодействия вузов с предприятиями должна выглядеть следующим образом (см. рисунок).
Кроме того, целесообразно активно использовать такую образовательную технологию, как обучение через исследовательские проекты, выполняемые студентами под руководством сотрудников предприятия заказчика и преподавателей вуза. Данная форма целевой подготовки студентов могла бы способствовать [1]:
- развитию навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности студентов;
- подготовке и закреплению молодых специалистов - выпускников вузов на предприятиях, что поможет решению кадровых вопросов;
- экономии времени адаптации выпускников к реальным производственным условиям;
- росту научно-технических исследований и разработок;
- развитию научно-технического потенциала вузов и предприятий;
- решению определенных научных и практических задач, стоящих перед работодателем.
Таким образом, именно через партнерскую взаимосвязь вузов и предприятий, без снижения значимости фундаментального знания, усилится качественная практическая подготовка студентов вуза. Согласование с работодателями содержания образовательных программ, перечня профессиональных компетенций выпускников является необходимой мерой для подготовки конкурентоспособных специалистов. Из вышесказанного следует, что совершенствование сотрудничества университетов с предприятиями и организациями региона может существенно повлиять на качество подготовки выпускников вузов, их востребованность на рынке труда.
Библиографические ссылки
1. Кехян М. Г. Востребованность выпускников высших учебных заведений на региональном рынке труда // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. №. 4 (53). С. 46-49.
2. Касымова Ю. Н. Роль человеческого капитала в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5 (30).
References
1. Kehyan M. [Demand for higher school graduates on the regional labor market].Vestnik of Saratov State Social and Economic University. 2014. № 4 (53). P. 46-49.
2. Kasymova J. [ The role of human capital in the transition to a knowledge-based economy]. Internet Journal of Science. 2015. Vol. 7, № 5(30).
© Платонова А. А., Рудзитис Т. А., 2017