Научная статья на тему 'Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг: проблемы и направления'

Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг: проблемы и направления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / РЫНОК ТРУДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EMPLOYMENT OF GRADUATES / LABOR MARKET / COMPETITIVE ABILITY / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платонова А.А., Рудзитис Т.А.

Предложена модель взаимодействия вузов и предприятий и организаций, которая включает в себя эффективные направления совместной деятельности по подготовке востребованных на рынке труда специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE LABOR MARKET AND MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES: PROBLEMS AND DIRECTIONS

The interaction model that includes effective directions of team work for training personnel that would be demanded on the labor market is proposed in the article

Текст научной работы на тему «Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг: проблемы и направления»

Решетневские чтения. 2017

УДК 331.5.024.54

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

А. А. Платонова, Т. А. Рудзитис

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: Platonova-AA@yandex.ru

Предложена модель взаимодействия вузов и предприятий и организаций, которая включает в себя эффективные направления совместной деятельности по подготовке востребованных на рынке труда специалистов.

Ключевые слова: трудоустройство выпускников, рынок труда, конкурентоспособность, рынок образовательных услуг.

INTERACTION OF THE LABOR MARKET AND MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES: PROBLEMS AND DIRECTIONS

A. A. Platonova, T. A. Rudzitis

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: Platonova-AA@yandex.ru

The interaction model that includes effective directions of team work for training personnel that would be demanded on the labor market is proposed in the article.

Keywords: employment of graduates, labor market, competitive ability, market of educational services.

Введение. Формирование конкурентоспособной экономики напрямую связано с проблемой подготовки квалифицированных кадров в процессе обучения в высших учебных заведениях. Нескоординирован-ностъ действий высших учебных заведений и предприятий и организаций по подготовке квалифицированных специалистов приводит к возникновению диспропорции между потребностями рынка труда и выпускниками вузов. Одним из перспективных способов взаимодействия вузов с предприятиями и организациями аэрокосмического и транспортного машиностроения является осуществление целевой подго-

товки студентов по специально разработанной программе. Совершенствование сотрудничества университетов с предприятиями и организациями может существенно повлиять на качество подготовки выпускников вузов, их востребованность на рынке труда (см. рисунок).

Ситуация с занятостью населения Российской Федерации показывает, что выпускники вузов пополняют ряды безработных. В последнее время наблюдается постепенное повышение спроса на направления технических специальностей (технологи, инженеры и все родственные им специальности).

Модель взаимодействия высших учебных заведений и предприятий (организаций)

Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях ракетно-космической отрасли

В результате ускорения темпов развития компьютерных технологий, а также всеобщей информатизации хозяйственных процессов повышается спрос на специалистов в сфере информационных технологий [1]. Кроме того, Российская Федерация входит во Всемирную торговую организацию (ВТО), что диктует необходимость в высококвалифицированных кадрах, знающих и свободно владеющих различными иностранными языками (английским, немецким и т. д.). Основным направлением совершенствования системы подготовки кадров является партнерство вузов и рынка труда [2].

Исследование показывает, что университеты и предприятия функционируют каждый в своей области и работают в соответствии со своей собственной логикой, при этом мало осознавая взаимовыгодный характер сотрудничества. В результате выпускники вузов недостаточно востребованы на рынке труда. В то время как регионы нуждаются в высококвалифицированных специалистах производственной сферы, в управленческом персонале среднего звена со знанием профиля производства и его специфики, высшие учебные заведения выпускают менеджеров, экономистов, лингвистов (переводчиков английского и немецкого языков) без увязки с конкретной сферой их будущей деятельности. Это приводит к дополнительным расходам по профессиональной подготовке молодых специалистов.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения и предприятия в настоящее время, выглядят следующим образом:

- для некоторых образовательных организаций сотрудничество с предприятиями рассматривается как маркетинговый ход для привлечения абитуриентов;

- специалисты с высшим образованием на рынке труда оказываются вовлеченными в работу на должностях, не требующих высокой квалификации;

- у многих выпускников вузов возникают трудности с практическим применением полученных в вузе знаний;

- работодатели вынуждены затрачивать время и деньги на обучение молодых специалистов профессии на рабочем месте;

- большинство работодателей без особого энтузиазма относятся к предложению сотрудничества с вузами по обучению студентов и не готовы нести бремя затрат на подготовку и переподготовку молодых специалистов.

Разработка образовательных программ профессиональной подготовки выпускников и переподготовки молодых специалистов с участием бизнес-структур представляет собой общий интерес в качестве средства повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В этом случае модель взаимодействия вузов с предприятиями должна выглядеть следующим образом (см. рисунок).

Кроме того, целесообразно активно использовать такую образовательную технологию, как обучение через исследовательские проекты, выполняемые студентами под руководством сотрудников предприятия заказчика и преподавателей вуза. Данная форма целевой подготовки студентов могла бы способствовать [1]:

- развитию навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности студентов;

- подготовке и закреплению молодых специалистов - выпускников вузов на предприятиях, что поможет решению кадровых вопросов;

- экономии времени адаптации выпускников к реальным производственным условиям;

- росту научно-технических исследований и разработок;

- развитию научно-технического потенциала вузов и предприятий;

- решению определенных научных и практических задач, стоящих перед работодателем.

Таким образом, именно через партнерскую взаимосвязь вузов и предприятий, без снижения значимости фундаментального знания, усилится качественная практическая подготовка студентов вуза. Согласование с работодателями содержания образовательных программ, перечня профессиональных компетенций выпускников является необходимой мерой для подготовки конкурентоспособных специалистов. Из вышесказанного следует, что совершенствование сотрудничества университетов с предприятиями и организациями региона может существенно повлиять на качество подготовки выпускников вузов, их востребованность на рынке труда.

Библиографические ссылки

1. Кехян М. Г. Востребованность выпускников высших учебных заведений на региональном рынке труда // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. №. 4 (53). С. 46-49.

2. Касымова Ю. Н. Роль человеческого капитала в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5 (30).

References

1. Kehyan M. [Demand for higher school graduates on the regional labor market].Vestnik of Saratov State Social and Economic University. 2014. № 4 (53). P. 46-49.

2. Kasymova J. [ The role of human capital in the transition to a knowledge-based economy]. Internet Journal of Science. 2015. Vol. 7, № 5(30).

© Платонова А. А., Рудзитис Т. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.