Научная статья на тему 'Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда: проблемы и перспективы'

Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1010
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРЕСЫ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / LABOR MARKET / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / PROFESSIONAL COMPETENCE / LABOR MARKET AND EDUCATIONAL SERVICES MARKET / THE MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN THE LABOR MARKET AND THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев Владимир Николаевич, Пирогова Елена Владимировна, Заболотникова Мария Владимировна

Обоснована роль высших учебных заведений и рынка труда в условиях развития рыночной экономики, охарактеризованы особенности их взаимодействия. Выявлены проблемные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг и представлен ряд рекомендаций по повышению его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of higher educational institutions and labor market in the conditions of development of market economy is proved, features of their interaction are characterized. The problematic aspects of the interaction of the labor market and the market of educational services are identified and a number of recommendations are presented to improve its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда: проблемы и перспективы»

2. Международная и национальная безопасность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kubsau.ru/upload/iblock/127/ 1273041с3а1349218426Ь10422712372.яр#1.(дата обращения: 18.12.2017).

3. Морунов В. В. Экономическая безопасность инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в условиях трансформации социально-экономических систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy-lib.com.>economicheskay-bezoasnost. (дата обращения: 18.12.2017).

4. Национальная безопасность и её роль в стабилизации экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/

economy/2c0b65635a2ac68a4c53a88521306d26_0. html. (дата обращения: 18.12.2017).

5. О категориально-понятийном аппарате теории национальной безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fan-5.ru/pass/pass-47707.php. (дата обращения: 18.12.2017).

Моисеева Олеся Александровна, ассистент кафедры «Управление персоналом» УлГТУ, аспирант УлГТУ 1-го года обучения.

Поступила 15.02.2018 г.

УДК 331.5:378

В. Н. ЛАЗАРЕВ, Е. В. ПИРОГОВА, М. В. ЗАБОЛОТНИКОВА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РЫНКА ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Обоснована роль высших учебных заведений и рынка труда в условиях развития рыночной экономики, охарактеризованы особенности их взаимодействия. Выявлены проблемные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг и представлен ряд рекомендаций по повышению его эффективности.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, профессиональная компетенция, интересы рынка труда и рынка образовательных услуг, механизм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

Рассмотрение аспектов взаимодействия высших учебных заведений и рынка труда в условиях развития рыночных отношений является особенно актуальным с формированием современных требований, предъявляемых рынком труда к высшим учебным заведениям, где современная образовательная организация является полноправным участником [3, с. 38].

С тех пор как вузы стали субъектами рыночной экономики, возникла конкуренция в сфере высшего образования. Высшие учебные заведения приобретают опыт функционирования в рыночных условиях, налаживают и развивают необходимые связи с рынком труда. Приём на обучение в вузы стал более широким, стали появляться дополнительные факторы увеличения и сокращения кадров в той или иной профес-

© Лазарев В. Н., Пирогова Е. В., Заболотникова М. В., 2018

сиональной отрасли. С достижением достаточно высокого уровня коммерциализации в сфере гуманитарного образования стало возможным перенаправить бюджетные средства в технические и естественные образовательные науки. Появилась возможность получать дополнительное высшее образование по разным формам обучения, а также (в последние годы) получила широкое распространение концепция непрерывного образования [5, с. 34].

Рынок труда и рынок образовательных услуг в современных экономических процессах занимают особое положение, поскольку обеспечивают все сферы материального и нематериального производства рабочей силой, наделённой определёнными компетенциями. Компетенции могут выступать координирующим элементом взаимодействия данных рынков. Формирование, совершенствование и воспроизводство компетенций работника возможно только в процессе его деятельности в динамики его жизни на рынке труда [1, с. 219].

Формирование конкурентоспособной экономики напрямую связано с проблемой подготовки квалифицированных кадров в процессе обучения в высших учебных заведениях. Нескоординированность действий высших учебных заведений, предприятий и организаций по подготовке квалифицированных специалистов приводит к возникновению диспропорции между потребностями рынка труда и выпускниками вузов. Совершенствование сотрудничества университетов с предприятиями и организациями может существенно повлиять на качество подготовки выпускников вузов, их востребованность на рынке труда [4, с. 570].

Эффективное взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг должно осуществляться на основе интересов субъектов данного взаимодействия. Для будущего специалиста важно получение высшего образования, приобретение определённого социального статуса и конкурентных преимуществ на рынке труда. Государство заинтересовано осуществлять политику подготовки кадров с высшим образованием в интересах национальной экономики. Работодатели стремятся нанимать персонал, соответствующий требованиям должности и способным обеспечить эффективность деятельности предприятия. Высшие учебные заведения заинтересованы в подготовке востребованных рынком труда специалистов по качественным образовательным программам [2, с. 23].

Среди основных форм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в современной практике выделяют:

- заключение договоров на целевое обучение студентов с привлечением средств федерального регионального бюджетов;

- организация прохождения различных видов практик;

- создание базовых кафедр;

- участие работодателей в разработке основных профессиональных образовательных программ;

- привлечение работодателей к чтению учебных курсов и мероприятиям государственной итоговой аттестации выпускников;

- формирование системы постоянного информирования студентов о возможностях трудоустройства на предприятиях региона и т. д.

Модель взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг представлена на рис. 1.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения и предприятия в настоящее время, выглядят следующим образом:

- для некоторых образовательных организаций сотрудничество с предприятиями рассматривается как маркетинговый ход для привлечения абитуриентов;

- специалисты с высшим образованием на рынке труда оказываются вовлечёнными в работу на должностях, не требующих высокой квалификации;

- у многих выпускников вузов возникают трудности с практическим применением полученных в вузе знаний;

- работодатели вынуждены затрачивать время и деньги на обучение молодых специалистов профессии на рабочем месте;

Участие работодателей в проведении учебных занятий

Совместная разработка научно-исследовательских проектов, проведение научно-практических конференций

Организация стажировок студентов

Качественная организация и проведение практик студентов

Участие работодателя в открытых защитах отчётов по практике,

ВКР +

Выбор тематики Участие

ВКР согласно —^ работодателей в

потребностям государственной

работодателей экзаменационной

комиссии

Внедрение результатов исследования в практическую деятельность на предприятии

Рис. 1. Модель взаимодействия высших учебных заведений и предприятий (организаций) [4, с. 570]

- большинство работодателей без особого энтузиазма относятся к предложению сотрудничества с вузами по обучению студентов и не готовы нести бремя затрат на подготовку и переподготовку молодых специалистов.

Среди мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, можно предложить следующие:

1. Разработка и корректировка основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда и с участием работодателей.

2. Организация ежегодного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по актуальным образовательным программам.

3. Обеспечение образовательного процесса специализированной актуальной литературой и современными программными продуктами.

4. Обеспечение взаимодействия вузов с предприятиями реального сектора экономики по следующим направлениям: приём студентов предприятия на прохождение различных видов практик, приглашение практиков для проведения мастер-классов в рамках образовательного процесса, совместное составление и решение кейсов, совместное участие в грантах и т. д.

Взаимодействие с работодателями при определении содержания основных профессиональных образовательных программ, совокупности профессиональных компетенций выпускников является необходимым условием подготовки конкурентоспособных специалистов. Совершенствование сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями и организациями региона может оказывать существенное влияние на качество подготовки выпускников вузов, их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боттаева Д. Ю. Особенности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. - №3. -С. 215-219.

2. Главатских О. Б., Пестерева А. С. Механизм взаимодействия регионального рынка труда и рынка образовательных услуг // Социально-экономическое управление: теория и практика. -2016. -№2 (29). - С. 22-23.

3. Пирогова, Е. В., Рыбкина М. В., Нестерова А. А. Эффективное управление образовательной системой - залог качества образования // Глобальный научный потенциал. - 2017. - №9. -С. 38-41.

4. Платонова, А. А., Рудзитис Т. А. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг: проблемы и направления // Решетневские чтения. - 2017. - №21-2. - С. 570-571.

5. Рыбкина М. В., Лаптев Н. В. Анализ подготовки кадров для отраслей экономики Ульяновской области // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2015. - №12. - С. 33-35.

Лазарев Владимир Николаевич, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» Ульяновс-кого государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор. Сфера научных интересов - управление стратегическим развитием социально-экономических систем. [e-mail: v.lazarev@ulstu.ru]. Пирогова Елена Владимировна, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Ульяновского государственного технического университета, кандидат экономических наук. Сфера научных интересов - развитие трудового потенциала, конкурентоспособность персонала, функционирование и развитие регионального рынка труда. [e-mail: e.pirogova@ulstu.ru]. Заболотникова Мария Владимировна, соискатель кафедры «Экономика и менеджмент» Ульяновского государственного технического университета. Сфера научных интересов -подготовка кадров в системе государственного и муниципального управления. [e-mail: mrjs@rambler. ru].

Поступила 13.03.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.