2. Международная и национальная безопасность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kubsau.ru/upload/iblock/127/ 1273041с3а1349218426Ь10422712372.яр#1.(дата обращения: 18.12.2017).
3. Морунов В. В. Экономическая безопасность инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в условиях трансформации социально-экономических систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy-lib.com.>economicheskay-bezoasnost. (дата обращения: 18.12.2017).
4. Национальная безопасность и её роль в стабилизации экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/
economy/2c0b65635a2ac68a4c53a88521306d26_0. html. (дата обращения: 18.12.2017).
5. О категориально-понятийном аппарате теории национальной безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fan-5.ru/pass/pass-47707.php. (дата обращения: 18.12.2017).
Моисеева Олеся Александровна, ассистент кафедры «Управление персоналом» УлГТУ, аспирант УлГТУ 1-го года обучения.
Поступила 15.02.2018 г.
УДК 331.5:378
В. Н. ЛАЗАРЕВ, Е. В. ПИРОГОВА, М. В. ЗАБОЛОТНИКОВА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РЫНКА ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Обоснована роль высших учебных заведений и рынка труда в условиях развития рыночной экономики, охарактеризованы особенности их взаимодействия. Выявлены проблемные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг и представлен ряд рекомендаций по повышению его эффективности.
Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, профессиональная компетенция, интересы рынка труда и рынка образовательных услуг, механизм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Рассмотрение аспектов взаимодействия высших учебных заведений и рынка труда в условиях развития рыночных отношений является особенно актуальным с формированием современных требований, предъявляемых рынком труда к высшим учебным заведениям, где современная образовательная организация является полноправным участником [3, с. 38].
С тех пор как вузы стали субъектами рыночной экономики, возникла конкуренция в сфере высшего образования. Высшие учебные заведения приобретают опыт функционирования в рыночных условиях, налаживают и развивают необходимые связи с рынком труда. Приём на обучение в вузы стал более широким, стали появляться дополнительные факторы увеличения и сокращения кадров в той или иной профес-
© Лазарев В. Н., Пирогова Е. В., Заболотникова М. В., 2018
сиональной отрасли. С достижением достаточно высокого уровня коммерциализации в сфере гуманитарного образования стало возможным перенаправить бюджетные средства в технические и естественные образовательные науки. Появилась возможность получать дополнительное высшее образование по разным формам обучения, а также (в последние годы) получила широкое распространение концепция непрерывного образования [5, с. 34].
Рынок труда и рынок образовательных услуг в современных экономических процессах занимают особое положение, поскольку обеспечивают все сферы материального и нематериального производства рабочей силой, наделённой определёнными компетенциями. Компетенции могут выступать координирующим элементом взаимодействия данных рынков. Формирование, совершенствование и воспроизводство компетенций работника возможно только в процессе его деятельности в динамики его жизни на рынке труда [1, с. 219].
Формирование конкурентоспособной экономики напрямую связано с проблемой подготовки квалифицированных кадров в процессе обучения в высших учебных заведениях. Нескоординированность действий высших учебных заведений, предприятий и организаций по подготовке квалифицированных специалистов приводит к возникновению диспропорции между потребностями рынка труда и выпускниками вузов. Совершенствование сотрудничества университетов с предприятиями и организациями может существенно повлиять на качество подготовки выпускников вузов, их востребованность на рынке труда [4, с. 570].
Эффективное взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг должно осуществляться на основе интересов субъектов данного взаимодействия. Для будущего специалиста важно получение высшего образования, приобретение определённого социального статуса и конкурентных преимуществ на рынке труда. Государство заинтересовано осуществлять политику подготовки кадров с высшим образованием в интересах национальной экономики. Работодатели стремятся нанимать персонал, соответствующий требованиям должности и способным обеспечить эффективность деятельности предприятия. Высшие учебные заведения заинтересованы в подготовке востребованных рынком труда специалистов по качественным образовательным программам [2, с. 23].
Среди основных форм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в современной практике выделяют:
- заключение договоров на целевое обучение студентов с привлечением средств федерального регионального бюджетов;
- организация прохождения различных видов практик;
- создание базовых кафедр;
- участие работодателей в разработке основных профессиональных образовательных программ;
- привлечение работодателей к чтению учебных курсов и мероприятиям государственной итоговой аттестации выпускников;
- формирование системы постоянного информирования студентов о возможностях трудоустройства на предприятиях региона и т. д.
Модель взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг представлена на рис. 1.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения и предприятия в настоящее время, выглядят следующим образом:
- для некоторых образовательных организаций сотрудничество с предприятиями рассматривается как маркетинговый ход для привлечения абитуриентов;
- специалисты с высшим образованием на рынке труда оказываются вовлечёнными в работу на должностях, не требующих высокой квалификации;
- у многих выпускников вузов возникают трудности с практическим применением полученных в вузе знаний;
- работодатели вынуждены затрачивать время и деньги на обучение молодых специалистов профессии на рабочем месте;
Участие работодателей в проведении учебных занятий
Совместная разработка научно-исследовательских проектов, проведение научно-практических конференций
Организация стажировок студентов
Качественная организация и проведение практик студентов
Участие работодателя в открытых защитах отчётов по практике,
ВКР +
Выбор тематики Участие
ВКР согласно —^ работодателей в
потребностям государственной
работодателей экзаменационной
комиссии
Внедрение результатов исследования в практическую деятельность на предприятии
Рис. 1. Модель взаимодействия высших учебных заведений и предприятий (организаций) [4, с. 570]
- большинство работодателей без особого энтузиазма относятся к предложению сотрудничества с вузами по обучению студентов и не готовы нести бремя затрат на подготовку и переподготовку молодых специалистов.
Среди мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, можно предложить следующие:
1. Разработка и корректировка основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда и с участием работодателей.
2. Организация ежегодного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по актуальным образовательным программам.
3. Обеспечение образовательного процесса специализированной актуальной литературой и современными программными продуктами.
4. Обеспечение взаимодействия вузов с предприятиями реального сектора экономики по следующим направлениям: приём студентов предприятия на прохождение различных видов практик, приглашение практиков для проведения мастер-классов в рамках образовательного процесса, совместное составление и решение кейсов, совместное участие в грантах и т. д.
Взаимодействие с работодателями при определении содержания основных профессиональных образовательных программ, совокупности профессиональных компетенций выпускников является необходимым условием подготовки конкурентоспособных специалистов. Совершенствование сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями и организациями региона может оказывать существенное влияние на качество подготовки выпускников вузов, их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боттаева Д. Ю. Особенности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. - №3. -С. 215-219.
2. Главатских О. Б., Пестерева А. С. Механизм взаимодействия регионального рынка труда и рынка образовательных услуг // Социально-экономическое управление: теория и практика. -2016. -№2 (29). - С. 22-23.
3. Пирогова, Е. В., Рыбкина М. В., Нестерова А. А. Эффективное управление образовательной системой - залог качества образования // Глобальный научный потенциал. - 2017. - №9. -С. 38-41.
4. Платонова, А. А., Рудзитис Т. А. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг: проблемы и направления // Решетневские чтения. - 2017. - №21-2. - С. 570-571.
5. Рыбкина М. В., Лаптев Н. В. Анализ подготовки кадров для отраслей экономики Ульяновской области // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2015. - №12. - С. 33-35.
Лазарев Владимир Николаевич, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» Ульяновс-кого государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор. Сфера научных интересов - управление стратегическим развитием социально-экономических систем. [e-mail: v.lazarev@ulstu.ru]. Пирогова Елена Владимировна, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Ульяновского государственного технического университета, кандидат экономических наук. Сфера научных интересов - развитие трудового потенциала, конкурентоспособность персонала, функционирование и развитие регионального рынка труда. [e-mail: e.pirogova@ulstu.ru]. Заболотникова Мария Владимировна, соискатель кафедры «Экономика и менеджмент» Ульяновского государственного технического университета. Сфера научных интересов -подготовка кадров в системе государственного и муниципального управления. [e-mail: mrjs@rambler. ru].
Поступила 13.03.2018 г.