Научная статья на тему 'Проблемы регионального рынка труда выпускников высших учебных заведений Республики Бурятия'

Проблемы регионального рынка труда выпускников высших учебных заведений Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / UNEMPLOYMENT / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгатова Ю.С., Савельева Ж.Ж.

В статье исследуется проблема регионального рынка труда выпускников высших учебных заведений в Республике Бурятия. Рассмотрены основные причины роста безработицы среди выпускников, ряд мер, предпринятых Правительством РБ для снижения уровня безработицы, и пути решения проблем регионального рынка труда выпускников высших учебных заведений Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL LABOR MARKET PROBLEMS GRADUATES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The paper investigates the problem of regional labor market of graduates in the Republic of Buryatia. The main reasons for the rise in unemployment among graduates, a number of measures taken by the Government of Belarus to reduce and solutions to the problems of regional labor market graduates of higher educational institutions of the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Проблемы регионального рынка труда выпускников высших учебных заведений Республики Бурятия»

Ю. С. Булгатова, Ж. Ж. Савельева. Проблемы регионального рынка труда выпускников высших учебных заведений Республики Бурятия_

УДК 378:331.5(571.54)

© Ю. С. Булгатова, Ж. Ж. Савельева

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В статье исследуется проблема регионального рынка труда выпускников высших учебных заведений в Республике Бурятия. Рассмотрены основные причины роста безработицы среди выпускников, ряд мер, предпринятых Правительством РБ для снижения уровня безработицы, и пути решения проблем регионального рынка труда выпускников высших учебных заведений Республики Бурятия.

Ключевые слова: безработица, рынок труда.

Yu. S. Bulgatova, Zh. Zh. Savelyeva

REGIONAL LABOR MARKET PROBLEMS GRADUATES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC

OF BURYATIA

The paper investigates the problem of regional labor market of graduates in the Republic of Buryatia. The main reasons for the rise in unemployment among graduates, a number of measures taken by the Government of Belarus to reduce and solutions to the problems of regional labor market graduates of higher educational institutions of the Republic of Buryatia.

Keywords: unemployment, the labor market.

Дефицит квалифицированных кадров, серьезные деформации профессионально-квалификационной структуры, низкое качество трудовых ресурсов - главные проблемы российского рынка труда на сегодня. Те же негативные тенденции характерны и для рынка труда Республики Бурятия, и одной из главных является высокий уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений.

Можно выделить следующие основные причины роста безработицы среди выпускников российских вузов, действующие как со стороны предложения, так и со стороны спроса на данный вид трудовых ресурсов.

Во-первых, рост числа высших учебных заведений и специальностей, по которым ведется подготовка будущих специалистов, что порождает избыток предложения рабочей силы среди выпускников. В условиях сокращения числа выпускников школ по естественным демографическим причинам вузы вынуждены конкурировать за каждого абитуриента, в том числе и за тех, кто раньше не смог бы поступить в вуз в силу низкого уровня знаний.

Во-вторых, отставание темпов создания рабочих мест в экономике для специалистов с высшим образованием от темпов подготовки данных специалистов в системе образования. Необходимо учитывать, что процесс подготовки специалиста занимает значительный период времени, в тече-

ние которого ситуация на рынке труда может существенным образом измениться.

В-третьих, отсутствие «гибкости» выпускников в отношении предлагаемого им рабочего места и заработной платы также порождает безработицу среди данной группы населения. Многие вчерашние выпускники, выходя на рынок труда, предъявляют завышенные требования к уровню оплаты труда и организации рабочего места, в результате чего оказываются незанятыми.

В-четвертых, несоответствие профиля их подготовки отраслевой структуре экономики региона.

Активная позиция, попытки самостоятельного поиска работы у большинства молодых специалистов либо отсутствуют, либо носят хаотический характер. Главная причина столь неэффективного поведения выпускников видится в том, что они плохо представляют, как нужно действовать в данной ситуации. Между тем пребывание молодых специалистов в статусе безработных оказывает весьма негативное влияние на общее и профессиональное развитие личности: утрачиваются полученные компетенции, снижается жизненный тонус и самооценка, возникает ощущение ненужности, появляются иждивенческие тенденции в отношении самообеспечения, отмечается деградация мотивационной сферы личности.

Профориентационное исследование, проводившееся среди выпускников вузов Центром занятости молодежи, предметом которого являлась готовность к началу профессиональной карьеры, а также определяющие ее факторы, показало, что 55 % выпускников не имеют должного профессионального опыта и необходимых трудовых навыков к моменту окончания вуза; работают временно или на постоянной основе - 39 %, в том числе по специальности всего 15 %, остальные выполняют работу, прямо не связанную с получаемой специальностью.

Реального профессионального плана, связанного с получаемой специальностью, у большинства студентов практически не имеется. Точно свое предполагаемое место будущей работы указали всего 11 %, а даже гипотетическое место работы не смогли указать 53 %. Проблемная ситуация с трудоустройством выпускников носит субъективно-объективный характер, поэтому в каждом конкретном случае планирование карьеры возможно с учетом множества факторов.

Итак, менее половины студентов позитивно рассматривают перспективы своего профессионального старта, но видят в этом объективные сложности. Большая часть студентов не знает, как решить проблему вступления в профессиональную жизнь.

В отношении собственного трудоустройства выпускники обращаются к своим вузам с пожеланиями: уделять больше внимания вопросам планирования профессиональной карьеры студентов, проводить различные мероприятия, направленные на содействие занятости выпускников - 33 %; давать больше прикладных знаний, расширять места практики - 25 %; активно сотрудничать с предприятиями и кадровыми агентствами - 15 %.

Ю. С. Булгатова, Ж. Ж. Савельева. Проблемы регионального рынка труда выпуски^_

Таким образом, назрела необходимость в специальной подготовке выпускников высших учебных заведений к эффективному поведению на рынке труда по организации и планированию своей профессиональной карьеры, которые являются компонентами такого интегрального качества личности, как профессиональная готовность.

Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных молодых рабочих и специалистов продолжает оставаться низким; они предпочитают молодежи опытных работников. Высшие учебные заведения до сих пор слабо ориентируются на потребности рынка труда, не изучая положение на нем своих выпускников. Происходит фактическая девальвация высшего образования. В результате обострения конкуренции за рабочие места, которые прежде занимали лица с более низкой образовательной подготовкой, на должности, не требующие высшей квалификации, работодатели вынуждены брать специалистов с высшим образованием.

Анализ сводного баланса трудовых ресурсов 2013 г., разрабатываемого Бурятстатом, показывает, что на текущий момент в Республике Бурятия достаточно собственных наличных трудовых ресурсов для обеспечения рабочей силой развития экономики республики и ее социальной сферы.

Правительство Республики Бурятия приняло ряд мер, которые имеют направление на снижение уровня безработицы среди выпускников вузов:

1. Получение направления на стажировку выпускников высших учебных заведений.

2. Создание рабочих мест в сегменте малого бизнеса.

3. Различные компенсации для предпринимателей, предоставляющих рабочие места выпускникам вузов, направляемые на премию работнику, который его обучает.

4. Применение государственного заказа на обучение специалистов вузами по профилю отраслевой структуры экономики региона. Однако данные меры еще не нашли широкого практического применения, т. к. четкий механизм внедрения госзаказа в сферу высшего образования до сих пор не разработан.

5. Работа над проблемой возвратной миграции.

Практическому опыту работодатели придают основное значение, причем этот критерий применяется и к выпускникам учебных заведений. Наличие соответствующего образования - вторая главная составляющая подбора кадров для работодателя. Отметим, что индивидуальные предприниматели с численностью работников до 10 человек на второе место ставят определенные личные качества человека.

В условиях государственного капитализма финансирование университетов и других профессиональных учреждений образования имеет естественные ограничения. Это заставляет пересматривать роль и функции университета в системе воспроизведения трудовых ресурсов, его связи и взаимодействия с государственными и предпринимательскими структурами. Учебным заведениям, желающим идти в ногу со временем, следует стать предпринимательскими учреждениями. Предпринимательская модель профессиональ-

ного учебного заведения должна удовлетворять все заинтересованные стороны: учащихся и их родителей, преподавателей и администрацию, предпринимателей и рынок труда, государство и общество.

Министерство образования и науки кардинально изменяет систему обучения в технических вузах. Студент выбирает между академическим бакалавриатом, и прикладным, где значительную часть времени займет производственная практика. Тем, кто предпочтет второй вариант, министерство готово облегчить поступление в вуз. Введение прикладного бакалавриата позволит обеспечить потребности рынка труда в квалифицированных исполнителях, в том числе способных работать на высокотехнологическом оборудовании.

Чем устойчивее взаимосвязь между региональными рынками, чем эффективнее взаимодействие между ними, тем более устойчивым можно считать развитие всего региона. На данный момент необходимо создание такой региональной образовательной модели, которая была бы выстроена в соответствии с особенностями и стратегическими задачами региона. Необходимо создание модели, не только обеспечивающей получение высшего образования, но и позволяющей быть востребованным на рынке специалистом. Приоритетным направлением следует считать создание необходимых условий для сохранения и развития региональной системы подготовки кадров, превращение высшего профессионального образования в средство развития региональных социальных систем в рамках широкомасштабных социально-экономических преобразований и программ развития региона. Региональная система образования должна оперативно реагировать на происходящие изменения.

Можно выделить основные пути решения проблем:

1. Согласованная политика федеральных и региональных властей по развитию системы профессионального образования и решению проблем занятости населения.

2. Прямой двусторонний контакт между вузами и сообществом работодателей, направленный, во-первых, на выявление потребностей и ожиданий регионального рынка труда, во-вторых, на регулярное повышение квалификации и профессиональную подготовку имеющихся кадров.

3. Регулярное и полное оповещение вузов о текущем и перспективном состоянии рынка труда в регионе со стороны государственной службы занятости.

4. Систематическое и достоверное информирование общественности, в первую очередь абитуриентов, о состоянии региональных рынков образовательных услуг и труда со стороны региональных СМИ.

5. «Обратные связи» между работодателями и выпускниками, выпускниками и вузами, реально отражающие достоинства и недостатки предоставляемых образовательных услуг.

6. Введение прикладного бакалавриата не только для технических специальностей, но и для гуманитарных специальностей.

Б. Э. Бабудоржиев, И. В. Сафонова. Оценка справедливой стоимости: особенности и возможность применения в российской практике бухгалтерского учета

Литература

1. Аврамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2007. - № 9. -

С. 41-47.

2. Савенкова Т. И. Конкуренция вузов и конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 1. - С. 407-414.

3. Чистяков А. В., Ткачева О. А. Обеспечение конкурентоспособности выпускников вузов // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 3/4 (15, 16). -С. 46-51.

4. Полоневич Т. Б. Адаптация выпускника вуза к условиям рынка труда: проблема конкурентоспособности // Социология. - 2011. - № 2. - С. 105-112.

5. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда // Кадро-вик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 8.

6. Савинова А. Н. Стратегии поведения выпускников вузов на рынке труда: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Самара, 2006.

7. URL: http://lirt.hse.ru/

8. URL: http://gosbook.ru/

9. URL: http://gks.ru/

10. URL: http://burstat.gks.ru/

Булгатова Юлия Сергеевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры экономики, Бурятский государственный университет. E-mail: feu2001@mail.ru

Савельева Жаргалма Жалсараевна, магистрант, Бурятский государственный университет. E-mail: savjj@mail.ru

Bulgatova Yulia Sergeevna, Ph.D., Senior Lecturer, Department of Economics, Buryat State University. E-mail: feu2001@mail.ru

Savelyeva Zhargalma Zhalsaraevna, undergraduate, Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.