Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства и практическая помощь выпускникам высших учебных заведений в социально-профессиональной адаптации на рынке труда'

Проблемы трудоустройства и практическая помощь выпускникам высших учебных заведений в социально-профессиональной адаптации на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
760
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА / THE PROBLEM OF EMPLOYMENT / SOCIAL-PROFESSIONAL AND SOCIAL-ECONOMIC ADAPTATION OF GRADUATES / COMPETITIVENESS OF GRADUATES IN THE LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донченко Наталья Ивановна

В статье рассматривается проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Представлена практическая помощь учебного заведения в социально-профессиональной адаптации выпускников. Рекомендуемая практическая помощь учебным заведениям позволит молодым специалистам стать конкурентоспособными на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EMPLOYMENT AND PRACTICAL ASSISTANCE TO THE UNIVERSITY GRADUATES IN SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION IN THE LABOR MARKET

This article deals with the problem of employment of university graduates. We present practical assistance of the educational institution in the social-professional adaptation of graduates. Recommended practical assistance for educational institutions will allow young professionals to become competitive in the labor market.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства и практическая помощь выпускникам высших учебных заведений в социально-профессиональной адаптации на рынке труда»

УДК 316.344

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Н.И.Донченко1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье рассматривается проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Представлена практическая помощь учебного заведения в социально-профессиональной адаптации выпускников. Рекомендуемая практическая помощь учебным заведениям позволит молодым специалистам стать конкурентоспособными на рынке труда. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: проблема трудоустройства; социально-профессиональная и социально-экономическая адаптация выпускников; конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

PROBLEMS OF EMPLOYMENT AND PRACTICAL ASSISTANCE TO THE UNIVERSITY GRADUATES IN SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION IN THE LABOR MARKET N.I. Donchenko

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

This article deals with the problem of employment of university graduates. We present practical assistance of the educational institution in the social-professional adaptation of graduates. Recommended practical assistance for educational institutions will allow young professionals to become competitive in the labor market. 6 sources.

Key words: the problem of employment; social-professional and social-economic adaptation of graduates; competitiveness of graduates in the labor market.

Проблема трудоустройства выпускников российских вузов возникла в 1990 году прошлого века, после того как было отменено централизованное распределение выпускников учебных заведений. С тех пор эта проблема приобрела в стране социально-экономический характер.

Современное образование рассматривается как социальное и экономическое благо. В качестве социального блага образование улучшает качество жизни, расширяет возможности человека для полноценного существования. Как экономическое благо образование приносит доход в виде высокой оплаты труда более образованных работников. Но не всякое образование обеспечивает высокие заработки, а лишь то, на которое есть спрос на рынке труда. Чем выше неудовлетворённый спрос на специалистов, тем выше их заработок, а если полученное образование не востребовано работодателями, то специалист остается безработным, ему приходится переучиваться, либо соглашаться на неквалифицированный труд. [1]

В решении проблемы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда, руководители вузов и компаний выстраивают между собой партнёрские взаимоотношения. Государство также участвует в данной проблеме молодёжи, помогая в трудоустройстве. Правительство РФ утвердило 18 декабря 2006 г. Стратегию государственной молодёжной политики в

Российской Федерации, в которой предусмотрен один из проектов «Карьера».[3] В проекте «Карьера» представлены следующие направления:

- цели самоопределения молодёжи на рынке труда;

- вовлечение молодёжи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения;

- вовлечение молодёжи в общественную жизнь и её информирование о потенциальных возможностях развития России.

Перед вузами стоит задача не только готовить нужных обществу специалистов, но и содействовать их трудоустройству и ориентировать их в социально-профессиональной адаптации на рынке труда. Складывающаяся ситуация на рынке труда показывает, что остается острой проблема трудоустройства выпускников. Причинами такого положения являются: сравнительно низкая конкурентоспособность выпускников на рынке труда, отсутствие навыков эффективного поиска работы, низкий уровень информированности о состоянии рынка труда и технологии трудоустройства.

Рынок труда предъявляет особые требования к молодому специалисту: необходимы не только высокие профессиональные знания и умения, но и широкая эрудиция, умение работать в команде и проявлять лидерские качества, быть дисциплинированным и

1Донченко Наталья Ивановна, аспирант, старший преподаватель, руководитель отдела практик и содействия трудоустройству студентов, тел.: (3952) 405690, e-mail: nid@istu.edu

Donchenko Natalia Ivanovna, postgraduate student, senior lecturer, head of the department of Practice and Facilitation of students' employment, tel.: (3952) 405690, e-mail: nid@istu.edu

исполнительным, надёжным и инициативным. Быстрое развитие экономики определяет спрос на работников, готовых к освоению и применению новых знаний, умеющих гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Личностные качества, профессиональные навыки и компетенции получили механизмы численной интерпретации и возможности оценки влияния на будущую выгоду. То, что раньше считалось искусством, в том числе в межличностном общении, - стало технологией. Искусство стало использовать инновации, как необходимое условие для достижения успеха.

Молодые специалисты, выходя на рынок труда и предлагая работодателю свою рабочую силу в качестве товара, должны учитывать все реалии и в соответствии с этим строить свои действия, планировать стратегию карьерного роста. Наряду с глубокими теоретическими знаниями они должны обладать необходимыми умениями и навыками, чтобы эффективно применять свои знания на практике, уметь выполнять характерные производственные операции по специальности, применять современные методики в научных исследованиях.

Не менее важным является оказание выпускнику психологической поддержки. Проведение работы по профессиональному самоопределению обусловлено необходимостью формирования четких представлений о наиболее приемлемых условиях будущей трудовой деятельности студентов. Наличие лидерских качеств является предпосылкой быстрой и безболезненной адаптации в новом коллективе и построения удачной карьеры. Использование психологических результатов позволит адаптировать выпускников к рынку труда и повысить эффективность их трудоустройства. [2]

Сегодня работодатель при приёме на работу молодого специалиста хотел бы получить на него необходимую информацию. Так, при поддержке Министерства образования и науки на базе Московского государственного университета был создан Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Центром разработан один из комплексов «Профкарьера», который применяют большинство вузов России. Комплекс «Профкарьера» - наукоёмкая инновационная услуга, направленная на содействие в трудоустройстве студентов и выпускников учреждений высшего образования, развитие профессионального роста молодых специалистов и осуществление эффективного взаимодействия между ними и компаниями-работодателями. [4] Комплекс предназначен для диагностики и оценки профессионально-важных качеств, способностей, мотивации и компетенций учащейся молодёжи с целью прогнозирования дальнейшего профессионального и карьерного развития, прохождения конкурсного отбора, проведения карьерного консультирования, психологической поддержки и адаптации к современным требованиям рынка труда. Тестирование включает в себя пять тестов по направлениям:

- профессиональные интересы - определение того, чем человеку хочется заниматься в профессиональ-

ной деятельности (в какой организации человеку лучше работать, какая позиция и должность подойдет ему в большей степени);

- профессиональные способности - определение интеллектуальных способностей и возможностей человека, их применимость к тем или иным видам деятельности (на какие стороны интеллекта человеку лучше положиться, а какие имеет смысл активнее развивать);

- профессиональная мотивация - определение основных профессионально-важных мотивов и потребностей, которые определяют пути построения карьеры (какой тип карьерного развития позволит студенту или выпускнику раскрыть свой потенциал);

- структура личности - выявление личностных особенностей и склонностей (характера), являющихся базой успешного и верного профессионального развития (в какой сфере деятельности специалист со своими личностными особенностями будет наиболее успешен и удовлетворён);

- жизненные установки - определение основных ценностей человека, его подходов к решению жизненных задач, определение способности и умения человека самостоятельно находить смысл и интерес для себя как в профессиональной жизни, так и в целом (какими жизненными ценностями человек руководствуется, принимая решения о своём профессиональном будущем, и как они могут сказаться на его дальнейшей жизни).

Данные тестирования помогут студенту и выпускнику осознать себя - свои способности, свой личностный вклад, свои интересы, помогут построить свою профессиональную карьеру так, чтобы человек ощущал себя на своём месте, чувствовал, что в его профессиональной деятельности реализуется его потенциал, его ценности. По итогам тестирования выпускник получает результаты:

- определение должностной позиции (человек получает списки конкретных позиций, существующих на современном рынке труда, наиболее подходящих ему по его профессиональным интересам и наклонностям);

- составление оптимального карьерного и профессионального пути (вырабатываются конкретные шаги по построению дальнейшего профессионального пути);

- выбор сферы приложения своих знаний и образования (где человек с данным образованием, со своими уникальными способностями, личностными особенностями может успешно и с интересом для себя реализоваться);

- знание своих сильных и слабых сторон (основа будущей конкурентоспособности и продуктивности на работе);

- выбор компании для трудоустройства (выдаются списки наиболее подходящих компаний, что, не ограничивая выбор самого человека, позволяет наметить основные предпочтения и характеристики будущей компании).

Комплекс «Профкарьера» - хорошая практическая помощь выпускнику, которая поможет ему ориентироваться на рынке труда и успешно пройти адаптацию. С результатами тестирования студент или выпускник

идёт на собеседование, что даёт возможность работодателю выбрать нужного сотрудника. Да и для самого выпускника это будет полезной информацией, психологической поддержкой. Он будет знать, как дальше вести себя на рынке труда, в каком направлении развиваться.

Студенты в период обучения должны получить дополнительное профессиональное образование, освоить рабочую профессию, что позволит в период прохождения производственной практики работать на реальном производстве, получить профессиональный опыт и заработать свой капитал по более высокому разряду. Рабочая квалификация и практический опыт помогут будущему выпускнику также успешно найти работу.

В большинстве вузов России на основании решения Коллегии Федерального агентства по образованию от 23 ноября 2006 г. № 13 и приказа Федерального агентства по образованию от 7 декабря 2006 г. № 1467 были созданы службы (центры) содействия трудоустройству и адаптации учащейся молодёжи.

На основании приказа ректора в 2007 г. в Иркутском государственном техническом университете была создана служба содействия трудоустройству выпускников. В соответствии с положением служба выполняет все мероприятия, направленные на содействие трудоустройству студентов и выпускников, решая следующие задачи:

- сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;

- взаимодействие с подразделениями и выпускающими кафедрами университета в организации проведения стажировок и практик, предусмотренных учебным планом;

- содействие во временной занятости студентов;

- взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения, общественными организациями и объединениями, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда;

- поддержка государственных и региональных программ в содействии трудоустройства выпускников;

- сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям;

- повышение уровня конкурентоспособности и информированности студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства.

Университет выстраивает партнёрские отношения с предприятиями и понимает, что в основе этих отношений должна лежать заинтересованность. Взаимовыгодное сотрудничество между университетом и компаниями заключается в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами.

Компаниям необходимо проявлять большую социальную ответственность по отношению к сфере обра-

зования. Для подготовки кадров требуются поддержка и заинтересованное участие самих руководителей предприятий.

Например, между предприятиями и Иркутским государственным техническим университетом заключено более 800 долгосрочных договоров и соглашений о сотрудничестве, которые включают в себя: [5]

- подготовку специалистов для своего предприятия по основным и дополнительным образовательным программам;

- прохождение производственных практик и стажировок студентов на предприятии;

- стажировка профессорско-преподавательского состава на предприятии;

- оснащение учебных и совместных научно-учебных лабораторий по профилю предприятия для выполнения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечения учебного процесса и т.д.

С центрами занятости населения города Иркутска и Иркутской области установлено деловое сотрудничество. Это сотрудничество включает обеспечение вакансиями студентов и выпускников как для временной (свободное от учёбы и каникулярное время) занятости студентов, так и постоянной. Центр занятости населения направляет в службу вакансии два раза в месяц.

Ежегодно в университете проходят презентации различных компаний: УК «Полиметалл», ОАО ЗФ ГМК «Норильский никель», ОАО «ИркутскгипродорНИИ», Восточно-Сибирский филиал «РН-Бурение», ОАО «Сибгипрошахт», ООО «Восточно-Сибирский завод ЖБК», ООО «ВИНС», ООО «Coca-cola HBC Eurasia», InBev, Группа компаний V-tree, УК «Востсибстрой» - с привлечением студентов на практику и дальнейшим трудоустройством выпускников.

В университете стал традиционным праздник «День карьеры в ИрГТУ» для студентов и выпускников. В мероприятии принимают участие более 50 компаний из Санкт-Петербурга, Хабаровского и Красноярского краёв, Новосибирска, Красноярска, Республики Бурятия, Бодайбо, Шелехова, Ангарска, Усолье-Сибирского и Иркутска.

К Дню карьеры выходит информационный справочник о компаниях - работодателях, которые заинтересованы в прохождении производственных практик студентами и в специалистах-выпускниках университета. Такой справочник становится настольной книгой для студентов и выпускников, ищущих место практики и работу.

Каждую весну в университете проходит ярмарка студенческих отрядов, которая вызывает большой интерес у студентов, а самое главное - студенты имеют возможность работать в летнее каникулярное время. Ярмарку представляют Иркутский штаб студенческих отрядов, Байкальский студенческий строительный отряд, Иркутское объединение студенческих педагогических отрядов (СПО «Альтаир» им. В.П. Правика, СПО «Товарищ»), Иркутский сводный студенческий отряд «Бабр».

За три года работы в службу обратилось более 2000 студентов и выпускников, из них: 60 выпускников из других вузов и колледжей, 14 учащихся школ, то есть сотрудниками службы формируется банк данных студентов и выпускников и банк данных вакансий.

Проводимые университетом мероприятия направлены на оказание практической помощи студентам и выпускникам в социальной адаптации и профессиональном ориентировании на рынке труда.

Большую практическую помощь выпускникам в адаптации на рынке труда должен оказать курс дисциплины «Технология трудоустройства». Студент приобретет знания о состоянии и перспективах развития рынка труда Иркутска и Иркутской области, выработает умения и навыки определять наиболее широкий круг работодателей, составлять резюме и другие информационные материалы о себе, активно участвовать в собеседовании с работодателем и успешно входить в трудовой коллектив, начиная трудовую деятельность. Изучение такой дисциплины позволит студенту повысить уровень самооценки, точнее определить сферу профессиональных интересов и уровень притязаний, выявить способности к предпринимательской деятельности и наличие лидерских качеств, получить представление о правовой базе рынка труда и сферы занятости. Такой курс дисциплины необходим выходящим на профессиональный рынок специалистам.

Службой было проведено анкетирование среди студентов 3, 4 курсов о необходимости введения в учебный процесс дисциплины «Технология трудоустройства» и оказания практической помощи сотрудни-

Библиографический список

ками службы. В анкетировании приняли участие 190 студентов технических и гуманитарных специальностей.

Анализ ответов выявил следующее:

- 171 человек (90 %) отметили, что такой курс дисциплины необходим;

- 141 человек (74,2%) уверены в том, что курс дисциплины поможет успешно трудоустроиться после окончания университета;

- 130 человек (68, 4 %) указали, что дополнительная практическая помощь сотрудников службы также нужна каждому обратившемуся, а это - информация о рынке труда, составлении резюме, навыках общения с работодателями, самопрезентации, консультации по практическим навыкам поиска работы и др.

Таким образом, высшие учебные заведения могут оказывать практическую помощь студентам и выпускникам, решая следующие задачи:

- введение в учебный процесс курса дисциплины «Технология трудоустройства»;

- предоставление возможности получить дополнительное профессиональное образование (получение рабочей профессии);

- проведение презентаций компаний;

- проведение дней карьеры и ярмарок вакансий;

- издание информационных справочников о компаниях-работодателях;

- тестирование по комплексу «Профкарьера»,

- предоставление информации для выпускников о программах и вакансиях предприятий (стенды, сайты, газеты, телевидение).

1. Подготовка специалистов для экономики и социальной сферы региона: приоритеты инновационной политики в образовании, науке, экономике. Инновационный форум 2009: сборник научных трудов. Иркутск: НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2009, С. 116.

2. Проблемы Земной цивилизации: сборник статей «Поиск решения проблем выживания, безопасности и развития Земной цивилизации». Иркутск, Вып. 19, 2008. С. 428.

3. Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации: распоряжение прави-

тельства от 18 декабря 2006 года № 1760-р.

4. МГУ Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», http://www.teletesting.ru

5. Управление высшим учебным заведением в условиях перехода на многоуровневую подготовку: сборник статей межд. научно-практ. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008, С. 157

6. О проведении в РФ года Молодёжи. Указ президента РФ от 18 сентября 2008 г. № 1383.

УДК 94(47)

МЕТОДЫ БОРЬБЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ С ПРОТЕСТАНТИЗМОМ В 1920-1980-х ГОДАХ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОГО РЕГИОНА

М.Ф.Желновакова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются разнообразные методы антирелигиозной борьбы, которые применяла советская власть в отношении протестантов, проживающих на территории Иркутского региона. В частности, автор рассматривает такие методы антирелигиозной борьбы, как прямые репрессии; опосредованное влияние, направленное на уменьшение численности общин; ущемление прав и свобод как религиозных групп, так и лидеров и отдельных верующих; антирелигиозная пропаганда и формирование негативного общественного мнения в отношении последователей протестантизма. Рассматриваемый исторический период приходится на 1920-1980-е годы.

1Желновакова Маргарита Федоровна, аспирант, преподаватель Монгольского международного университета, тел.: 810 (976) 95642537, e-mail: m.zhelnovakova@gmail.com

Zhelnovakova Margarita Fedorovna, postgraduate student, lecturer of Mongolian International University, tel.: 810 (976) 95642537, email: m.zhelnovakova @ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.