Научная статья на тему 'Развитие навыков профессиональной адаптации студентов и выпускников аэрокосмического колледжа СибГАУ'

Развитие навыков профессиональной адаптации студентов и выпускников аэрокосмического колледжа СибГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / конкурентоспособность / система образования / выпускник / labour market / competitiveness / education / graduate

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Кустова, Ю В. Жуковская

Трудоустройство после окончания обучения – проблема, волнующая всех выпускников профессиональных учебных заведений. Сегодня эту проблему помогают решать не только государственная служба занятости населения, Министерство образования и науки РФ, но и образовательные учреждения которые совместно сотрудничают с работодателями. Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования и к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е А. Кустова, Ю В. Жуковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF ADAPTATION OF STUDENTS AND GRADUATES OF THE AEROSPACE COLLEGE OF SIBSAU

Employment after graduation is the problem, stirring all the graduates of vocational training institutions. Today, this problem helps to solve not only the state employment service, the Ministry of education and science of the Russian Federation, but also educational institutions which together cooperate with employers. Today's labour market poses new challenges to the education system: it is necessary not only to provide knowledge but also to prepare graduates for life in the new economic environment, develop skills of professional adaptation in the labour market, skills, selfimprovement, i. e. to prepare specialists able to withstand competition.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков профессиональной адаптации студентов и выпускников аэрокосмического колледжа СибГАУ»

УДК 378

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СИБГАУ

Е. А. Кустова, Ю. В. Жуковская

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Трудоустройство после окончания обучения - проблема, волнующая всех выпускников профессиональных учебных заведений. Сегодня эту проблему помогают решать не только государственная служба занятости населения, Министерство образования и науки РФ, но и образовательные учреждения которые совместно сотрудничают с работодателями. Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования и к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.

Ключевые слова: рынок труда, конкурентоспособность, система образования, выпускник.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF ADAPTATION OF STUDENTS AND GRADUATES OF THE AEROSPACE COLLEGE OF SIBSAU

E. A. Kustova, Yu. V. Gukovskaya

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]

Employment after graduation is the problem, stirring all the graduates of vocational training institutions. Today, this problem helps to solve not only the state employment service, the Ministry of education and science of the Russian Federation, but also educational institutions which together cooperate with employers. Today's labour market poses new challenges to the education system: it is necessary not only to provide knowledge but also to prepare graduates for life in the new economic environment, develop skills of professional adaptation in the labour market, skills, self-improvement, i. e. to prepare specialists able to withstand competition.

Keywords: labour market, competitiveness, education, graduate.

Обновление российской системы образования основывается на интеграции в профессиональную деятельность работника образования идей компетентно-стного и деятельностного подхода. В подготовке молодых специалистов все более актуальна направленность на подготовку творческой, социально позитивной, профессионально адаптированной и мобильной личности. Современному обществу важно, чтобы выпускник был профессионально успешным, умеющим строить свою собственную карьеру.

Учитывая постановление Федерального Министерства образования и науки о создании в российских учебных заведениях Центров содействия трудоустройству выпускников, многие отечественные университеты сформировали специализированные подразделения, ориентированные на решение проблем их трудоустройства. В еще более выгодном положении оказались те учреждения, которые организовали подобные центры, не дожидаясь решения Министерства.

В 2009 году такой центр был создан в Аэрокосмическом колледже СибГАУ.

Задачи ЦПАСТ АК СибГАУ: 1. Содействие и оказание помощи студентам и выпускникам: в решении социально-профессиональных и психологических проблем при обучении, трудоустройстве и в начале трудовой деятельности, в освоении способов и практических навыков поведения на рынке труда, во вторичной занятости и постоянном трудоустройстве.

2. Мониторинг рынка труда.

3. Участие в ярмарках вакансий, выставках, конференциях, семинарах по проблемам профориентации и трудоустройства.

4. Участие в государственных и региональных программах по занятости студентов.

5. Составление собственной базы данных по вакансиям рабочих мест.

6. Информирование студентов и выпускников о наличии вакансий и требований к кандидатам.

7. Поиск временной и краткосрочной работы (в свободное от учебы время, во время летних каникул, с целью дополнительного заработка, получения профессиональных навыков).

8. Консультации по вопросам рынка труда и занятости.

9. Осуществление мониторинга трудоустройства выпускаемых специалистов.

10. Создание базы данных по студентам и выпускникам (постановка на учет, анкетирование).

11. Внесение предложений по внедрению в учебный процесс современных информационных технологий и компьютерных программ с учетом потребностей производства.

12. Внесение предложений по корректировке учебных программ с учетом конъюнктуры рынка труда.

13. Внесение предложений о создании собственной базы для организации дополнительной профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки.

14. Оформление и ведение информационно-мотивационного стенда с рубриками: «Советы психолога», «Вести с рынка труда», «Проблемы трудоустройства» и т. п.

Практический аспект трудоустройства студентов и выпускников колледжа на современном рынке труда основан на стратегических приоритетах развития колледжа. Ведущим из них является повышение качества образования, которое во многом проявляется в конкурентоспособности его выпускников. В этой связи в колледже разрабатывается и реализуется система трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников, представляющая собой комплексное сопровождение их карьерного роста с учетом особенностей современного рынка труда.

По сокращению количества нетрудоустроенных выпускников Центр профессиональной адаптации и содействия в трудоустройстве «ЦПАСТ» предпринимает:

1. Разрабатывает планы по содействию в трудоустройстве, ведется пофамильный учет выпускников.

2. Организация встреч выпускников с Краевым центром психологической поддержки населения для профориентационной консультации.

3. Организация семинаров для выпускников АК СибГАУ по теме: «Самопрезентация на рынке труда».

4. Формирование банка данных о вакансиях рабочих мест на предприятиях района, города.

5. Проведение заседания круглого стола с работодателями по теме трудоустройства выпускников АК.

6. Проведение дней карьеры (организация презентаций предприятий, встреч работодателей с выпускниками и встреч выпускников АК СибГАУ, имеющих опыт трудоустройства на современном рынке).

7. Введение тематики классных часов: «Я на современном рынке труда».

8. Через систему дополнительного образования проводиться подготовка по рабочим профессиям специальностей «Технология машиностроения», «Специальные машинные и устройства», «Сварочное производство».

9. Организация стажировки для выпускников.

Анализируя, причины затруднения с трудоустройством выпускников АК выяснилось следующее:

• завышенные требования к заработной плате;

• неготовность выпускников к открытию собственного бизнеса;

• неадекватно оценивают сложность трудоустройства;

• закон РФ дает возможность нетрудоустроенным сиротам получать пособие, получать пособие, значительно превышающее среднюю заработную плату квалифицированного специалиста, что ведет к нежеланию искать рабочее место;

• выпускники, подлежащие, призыву в ВС РФ и получившие отсрочку на 2-3 месяца имеют, затруднения в трудоустройстве на столько короткий период;

• не достаточно коммуникабельные студенты не смогли подать себя на рынке труда;

• отсутствие компетентностей и практических навыков у выпускников.

Ситуация занятости выпускников Аэрокосмическом колледже выглядит следующим образом (см. таблицу).

Анализ рынка за последние 6 лет показывает значительные изменения в структуре занятости, что приводит к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда и повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. При этом существенно увеличивается конкуренция на рынке труда, что не может не сказаться на занятости молодежи.

Учитывая работу прошлых лет, ЦПАСТ колледжа проводит для выпускников курсы, семинары, тренинги по теме: «Проблемы трудоустройства и самопрезентации», активно сотрудничает с КГБОУ ДПО «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения», с Муниципальным бюджетным учреждением «Молодежный центр Октябрьского района» при поддержке Управления молодежной политики Администрации г. Красноярска, ведется работа с каждым студентом индивидуально, составляется прогноз трудоустройства выпускников ежемесячно.

Распределение выпускников АК СибГАУ

№ Распределение выпускников Период

2009 2010 2011 2012 2013 2014

1 Общий выпуск (очное отделение) 433 345 324 266 237 327

2 Продолжили обучение 177 (40 %) 183 (53 %) 106 (33 %) 79 (30 %) 48 (20 %) 57 (17 %)

3 Призваны в ряды ВС РФ 56 (13 %) 60 (18 %) 51 (16 %) 38 (14 %) 51 (22 %) 42 (13 %)

4 Трудоустроены 193 (45 %) 101 (29 %) 166 (51 %) 147 (55 %) 147 (56 %) 220 (67 %)

5 Имеют риск быть не трудоустроенными 7 (2 %) 1 (0 %) - 1 (0 %) - -

6 Планируют уйти в отпуск по уходу за ребенком - - - 1 (0 %) 5 (2 %) 8 (2 %)

Центром профессиональной адаптации и содействия в трудоустройстве студентов и выпускников АК СибГАУ (далее - ЦПАСТ) за три года работы накоплен интеллектуальный ресурс, с помощью которого решается ряд существенных задач:

- В первую очередь это касается разработки и внедрения технологий работы специализированного центра, который сочетает в себе элементы кадрового агентства, корпоративного отдела кадров, студенческого клуба, центра психологической поддержки, ассоциации выпускников, маркетинговой службы, центра дополнительного образования. Организация и деятельность ЦПАСТ реализуется как инновационный проект с особым управленческим сопровождением.

- В работе ЦПАСТ применяются современные технологии, в которых отражаются идеи сопровождения, идеи развития и партнерства. Более конкретно эти идеи осуществляются в поддержке деловых связей и профессионального общения между специалистами. Многие вопросы решаются на основе современных 1Т-средств, маркетинговых исследований и эффективных методов управления. Предназначение ЦПАСТ состоит в содействии трудоустройству, профессиональному развитию и карьерному росту студентов и выпускников колледжа на основе учебно-методического, информационного, научного сопровождения и делового сотрудничества.

Как показывает практика, наиболее востребованными оказались следующие услуги ЦПАСТ:

- содействие в трудоустройстве (консультации, участие в переговорах с работодателями);

- прямое трудоустройство;

- составление и корректировка профессионального резюме;

- электронная рассылка вакансий и услуг;

- поиск вакансий под индивидуальный заказ.

Одним из следствий работы ЦПАСТ мобильности

и адаптивности является позитивная динамика показателей трудоустройства студентов-выпускников. К настоящему времени, существенно увеличилась доля выпускников, трудоустроенных по специальности. Повысилось количество выпускников, которые трудоустроены через ЦПАСТ: за три последних года их число увеличилось на 15 % (то есть соискатели все более уверены в реальной и действенной помощи сотрудников ЦПАСТ). Увеличился объем запросов

работодателей (например: компания VID, ЭР-телеком, банк Уралсиб); предоставляется информация по актуальным и прогнозируемым вакансиям.

Учитывая негативное влияние экономического кризиса на рынок труда, ЦПАСТ разработан и реализуется комплекс мер, направленных на активизацию процессов трудоустройства выпускников. В этой связи организован обучающий тренинг «Навыки поиска работы» по овладению способами самостоятельного поиска работы, составления резюме, собеседования (за 2009-14 учебный год подготовлено более 500 студентов и выпускников колледжа, в 2015 г. планируется обучить более 200 студентов колледжа). Кроме того, выпускникам предлагаются через систему дополнительного образования приобрести дополнительную рабочую профессию: токарь, фрезеровщик, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, электрогазосварщик, оператор электронных вычислительных машин, оператор станков с числовым программным управлением, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Дополнительная профессиональная подготовка для студентов АК Сиб ГАУ

№ п/п Название курса Количество часов по курсу

1 Финансы предприятия 72

2 1С: Бухгалтерия-8.0 72

3 Оператор станка с ЧПУ 72

4 Системы автоматизированного проектирования: «Компас» 72

5 Системы автоматизированного проектирования: «Autocad» 72

6 Администрирование локальных сетей 32

7 Компьютерные сети

8 Автоматизированное программирование в САП Гемма-3Б 44

В ходе мониторинговых исследований (2009-2014 гг.) ЦПАСТ отмечается устойчивая тенденция к росту спроса на выпускников колледжа. Вместе с тем, в 2013 году отмечена повышенная заинтересованность многих выпускников в работе по специальности, что объясняется особыми экономическими условиями в российском и международном масштабе в нынешнее время. Это можно объяснить еще и тем, что студенты, получившие дополнительное образование оказались более востребованы на рынке труда.

За 2009-2014 гг. с помощью ЦПАСТ нашли работу более 356 человек, более 420 соискателям была оказана помощь в оформлении профессионального портфолио и предложена актуальная информация о новых вакансиях и перспективных учреждениях-работодателях.

Некоторые из соискателей обращаются в ЦПАСТ неоднократно и по различным поводам (составление и

оценка качества резюме, консультирование по новой работе и особенностях деятельности работодателя, поиск постоянной и временной работы, профориента-ционное тестирование). Очевидно, что такая социальная направленность в работе ЦПАСТ должна развиваться, особенно с учетом сложных жизненных ситуаций приходящих к нам людей.

Таким образом, система развития навыков профессиональной адаптации студентов и выпускников аэрокосмического колледжа, включающая учебный курс «Навыки поиска работы», индивидуальные консультации и смежные услуги («Дни карьеры», «Ярмарка вакансии», Профориентационные конференции и др.), позволяет существенно повысить эффективность трудоустройства молодых специалистов Аэрокосмического колледжа СибГАУ.

© Кустова Е. А., Жуковская Ю. В., 2014

УДК 378

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ИНСТИТУТЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ФИЗИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

М. С. Лобасова

Сибирский федеральный университет Институт инженерной физики и радиоэлектроники Российская Федерация, 660074, г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 28 E-mail: [email protected]

Представлены направления и уровни высшего образования, по которым ведется непрерывная профессиональная подготовка радиотехнического профиля в Институте инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета. Рассмотрены вопросы трудоустройства выпускников различных уровней высшего образования.

Ключевые слова: уровни высшего образования, непрерывное профессиональное образование, трудоустройство выпускников.

TRAINING OF SPECIALISTS OF RADIO TECHNICAL PROFILE IN INSTITUTE OF ENGINEERING PHYSICS AND RADIO ELECTRONICS OF SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

M. S. Lobasova

Siberian Federal University Institute of Engineering Physics and Radio Electronics 28, Academician Kirensky str., Krasnoyarsk, 660074, Russian Federation E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.