Этот вывод, в общем, подтверждает на региональном уровне результаты исследований Высшей аттестационной комиссии. При этом специалисты ВАК считают, что тенденция массовых защит кандидатских и докторских диссертаций отрицательно сказывается на качестве научных исследований и качестве подготовки специалистов высшей квалификации. Думаю, этот вывод верен все же отчасти. Более привлекательными в последние годы стали вузовские исследования в области общественных наук, что можно только приветствовать. Решение, которое предлагает Высшая аттестационная комиссия - отказаться от единого государственного образца дипломов кандидатов и докторов наук, помогло бы в какой-то степени решить эту проблему. Вероятно, возможны и иные пути поднятия престижа «классических» направлений научных исследований. Главное, что проблема вовремя диагностирована, причем не только на федеральном, но и на региональных уровнях.
Гораздо сложнее оценить степень влияния на процесс социальной адаптации времени, необходимого для повышения квалификации молодых специалистов. Как мы уже отмечали, этот временной масштаб имеет основное значение для повышения социального статуса молодых специалистов в науке и мало зависит от социальной активности индивида. Это отличает рассматриваемую нами социальную группу от социальных групп в других областях об-
щественного производства, где возможности вертикальной миграции в гораздо большей степени зависят от активной социальной позиции индивидов. Анализа только статистических данных для ответа на поставленные вопросы недостаточно, необходимо более глубокое исследование, которое позволило бы оценить внутригрупповые процессы и личностные мотивации членов группы к данному виду профессиональной деятельности.
Литература
1. Актуальные задачи воспроизводства кадров в научнообразовательной сфере и пути их решения. Доклад, 2007 г. / Координационный Совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. - М, 2007, 87 с.
2. Индикаторы науки. / Статистический сборник. - М: ГУ-ВШЭ, 2006, 320 с.
3. О науке и научных кадрах, 2007 г. / Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. - Иркутск, 2008, 92 с.
Literature
1. Aktualnie zadachi vosproizvodstva kadrov v nauchno-obrazovatelnoy sfere i puti ih reshenija. Doklad, 2007 / Koordinatsion-niy Sovet po delam molodeji v nauchnoy i obrazovatelnoy sferah pri Sovete pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po nauke, tehnologijam i obrazovaniju. - M, 2007, 87 p.
2. Indikatori nauki. / Statisticheckiy sbornik. - M: GU-VSHE, 2006, 320 p.
3. O nauke i nauchnih kadrah, 2007 / Statisticheskiy sbornik. Territorialniy organ Federalnoy slujbi gosudarstvennoy statictiki po Irkutskoy oblasti. - Irkutsk, 2008, 92 p.
Сведения об авторах
Мордвинов Ю.В. - аспирант кафедры социологии и социальной работы Иркутского государственного технического университета, г. Иркутск, e-mail: mordvinovyuriy@mail.ru Data on authors
Mordvinov Y.V. - post graduate student of sociology and social work department, Irkusk State Technical University, Irkutsk, e-mail: mordvinovyuriy@mail.ru
УДК 316.344.27
ББК 74.58:60.561.23 (2Рос-4Крн)
Е.Э. Лобанова, А.И.Таюрский
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье изучены научные основы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Практическая значимость заключается в выявлении и оценке моделей содействия занятости выпускников вузов Красноярского края, которые могут быть использованы для формирования кадровой политики края.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, модели содействия занятости выпускникам, кадровая политика.
E.E. Lobanova, A.I. Tayursky
MODELS OF REGION TO SUPPORT THE EMPLOYMENT FOR THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS GRADUATES
The scientific basics of interaction between education market and labour market are investigated in the article. The practical significance consists in revealing and assessment of models to support the employment for the professional educational institutions graduates of the Krasnoyarsk region which may be usedfor staff development policy of the region.
Key words: The market of educational services, market of work, model of assistance of employment to the graduates, personnel selection.
Проблема занятости выпускников учреждений условиях начавшегося в стране финансовопрофессионального образования (ВУПО), по- экономического кризиса и роста напряженности на
прежнему, не теряет своей актуальности, особенно в рынке труда (РТ) как в целом по России, так и по от-
дельным ее регионам. В этой ситуации научный и практический интерес представляет деятельность учреждений профессионального образования (УПО) по содействию занятости ВУПО. В Красноярском крае в субъектах рынка образовательных услуг (РОУ) и РТ (прежде всего, в вузах) сформировались различные модели содействия занятости ВУПО.
Модель маркетингового подхода к взаимодействию УПО с РОУ и РТ. В 2002 г. в Красноярском государственном торгово-экономическом институте (КГТЭИ) был создан Центр по трудоустройству и маркетингу образовательных услуг (ЦТМОУ), с 2004 г. реорганизованный в СОППиТ. СОППиТ ежегодно осуществляет исследования РОУ и РТ г. Красноярска, рекламирование образовательных услуг, предоставляемых КГТЭИ, новых образовательных программ подготовки дипломированных специалистов. Налаживание постоянного контакта СОППиТ с работодателями, изучение структуры спроса на выпускников, требований к качеству и направленности подготовки требует организацию мониторинга этого процессов. КГТЭИ достаточно успешно реализуют этот аспект своей деятельности. При реализации такого вида мониторинга Центр идет дальше, чем просто фиксация спроса, он отслеживает дальнейшую судьбу и карьеру трудоустроенного специалиста.
Полноценная маркетинговая деятельность УПО содержит также и оценку поведения выпускника на РТ (проблемы занятости молодых специалистов). Администрация г. Красноярска с участием КГТЭИ разработала «Концепцию развития потребительского рынка г. Красноярска» на 2006 -2010гг. По ее прогнозу, быстро развивающиеся торговые сети (ОАО «АЛПИ», ОО «Командор», ООО «Раменка» (гипермаркет «Рамстор»), торговые сети «Десятка», «Красный яр» и т. д.) открывают новые вакансии для спе-циалистов-выпускников КГТЭИ. С учетом результатов маркетинговых исследований РОУ и РТ в КГТЭИ в 2005 г. были открыты специальности «Финансы и кредит» (080105.65), «Технология и организация ресторанного дела» (260501.65). Таким образом, сформировавшаяся модель содействия занятости выпускников КГТЭИ носит ярко выраженный маркетинговый характер, что помогает снизить вероятность диспропорций региональных РТ и РОУ по спектру подготавливаемых вузом специалистов.
Модель реализации принципа непрерывности образования на основе государственного заказа территорий. В такой сфере экономики, как сельское хозяйство, зачастую возникает проблема заполнения имеющихся вакансий в силу ряда причин экономического и социального характера. В этом случае создание банка абитуриентов и последующая профориентационная и подготовительная работа с абитуриентами являются одним из выходов из сложившейся кризисной ситуации. В Красноярском государственном аграрном университете (КрасГАУ) с целью привлечения и подготовки к поступлению в учебные заведения аграрного профиля, развития и совершенствования непрерывного аграрного образования, поиска и поддержки талантливой молодежи из сельской местности с 1995 г. расширена сфера деятельности довузовской подготовки в сельских территориях
Красноярского края через систему аграрного образования Приенисейского региона [1]. Центр непрерывного образования, в том числе и отдел содействия трудоустройству КрасГАУ, с 2000 г. ежегодно обновляет банк абитуриентов, организует выездные агрошколы, экскурсии на предприятия, вузовские классы на базе УПО, школы старшеклассников, межшкольные образовательные центры. В отношении аграрного сектора Красноярского края наблюдается устоявшаяся практика государственного заказа от глав районов, городов края и других территорий на целевой прием и подготовку специалистов.
Модель социальной адаптации выпускников к РТ и реализации обратной связи УПО с выпускниками. Профессия учителя в краевом рейтинге занимает лишь 10-ю позицию по востребованности на рынке труда, чему способствуют низкий уровень заработной платы учителей, социальная незащищенность молодых специалистов, особенно в сельской местности. Для решения проблем занятости выпускников Красноярского государственного педагогического университета (КГПУ) в вузе создана специальная служба - Центр трудоустройства выпускников (ЦТВ). При сотрудничестве со студенческой профсоюзной организацией ЦТВ занимается предоставлением услуг, ориентированных на социальную адаптацию студентов к рынку труда, оказанием помощи студентам во временном трудоустройстве на временные (на период зимних и летних каникул) и сезонные работы, установлением обратной связи с выпускниками. Для повышения конкурентоспособности выпускника выдается портфолио выпускника, включающее приложение к диплому об образовании европейского образца [1].
Модель активного «продвижения» выпускника на РТ. Для решения проблем занятости выпускников Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) был создан Центр трудоустройства студентов и выпускников (ЦСТВ), в основу которого (в соответствии с поставленными целями) был положен «продуктовый» принцип формирования. В структуру Центра входят отдел анализа мониторинга РОУ и РТ; отдел профессиональнопрактической подготовки; отдел временной занятости; информационно-кадровое агентство. Каждое из направлений деятельности Центра имеет свою технологию работы, информационную базу, специфические подходы к работе как с работодателями, так и со студентами (выпускниками). Так, в направлении по работе с выпускниками приоритетным является «раскрытие» выпускника, сбор характеризующей и контактной информации, периодическое обновление данных [1]. Данное направление в работе ЦСТВ является наиболее главным, в то время как другие направления работы, являясь вспомогательными, задают и обеспечивают отношение к работодателям, как к основным потребителям, мотивацию студенческой молодежи к участию в производственных процессах. ЦСТВ, обладая ценным информационным ресурсом по кадровому потенциалу для предприятий, готов идти на взаимовыгодное сотрудничество с предприятием (либо на условиях его участия в процессе обучения, воспитания, становления молодого специали-
ста, либо подбора уже готового специалиста на возмездной основе). Таким образом, четкое структурирование деятельности ЦСТВ СибГАУ позволяет занять вузу достойные позиции на РТ.
Модель корпоративного вуза с усиленным блоком практической подготовки. Норильский индустриальный институт (НИИ) создан и функционирует с целью подготовки дипломированных специалистов для Норильского промышленного района, прежде всего для подразделений Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель» (далее Компания). Более 80 % работы по трудоустройству ВУПО ведется на базе сектора производственных практик и трудоустройства выпускников учебно-организационного отдела (ППиТВ). Территориальная приближенность к производству, возможность привлечения руководителей и ведущих специалистов предприятий района к проведению учебного процесса со студентами, организация производственных практик студентов непосредственно в подразделениях предприятия создают возможности для эффективной целевой подготовки молодых специалистов с учетом потребности производственной сферы.
Такая интеграция образования и бизнеса дает хорошие результаты по трудоустройству, закреплению выпускников НИИ в подразделениях Компании (Норникель), способствует их дальнейшему профессиональному росту. В соответствии с текущими и планируемыми потребностями экономики региона в НИИ проводятся совместные с Компанией совещания по вопросам экспертизы и корректировки учебных планов, номенклатуры специальностей. Для совершенствования системы взаимодействия Компании и УПО в обеспечении потребности Компании в молодых специалистах в необходимом количестве в 2005 г. создан Координационный совет, определяющий и координирующий направления работы, совместные мероприятия, целевые программы. Компанией разработана и успешно реализуются программы «Стажер» и «Рабочая смена». Основной базой производственной практики студентов являются предприятия ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель». Для студентов 4-х курсов и выпускников технических специальностей действует проект «Профессиональный старт» , который предполагает прохождение производственной практики в течение 4-х месяцев и преддипломной - 2-х месяцев [1]. Таким образом, в НИИ система содействия занятости ВУПО осуществляется по модели корпоративного университета, характерного для развитых стран.
Модель непрерывного координируемого образования на базе университетского комплекса. С переходом к рыночным отношениям, связанным с изменением форм собственности, политикой невмешательства государства в деятельность новых собственников, в крае были разрушены система подготовки кадров для предприятий химико-лесного комплекса всех уровней профессиональной подготовки, в том числе и системная деятельность администраций субъектов РФ в этом направлении; сложившиеся связи «УПО - предприятие». В октябре 1995 г. была создана на добровольной основе Ассоциация «Сибирский технологический университет» (Ассоциация
СТУ), в которую вступило 17 учредителей (в настоящее время 18 учредителей). Базовым вузом, вокруг которого осуществлялось объединение образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, стал Сибирский государственный технологический университет (Сиб-ГТУ). Университетский комплекс (УК), как новый тип УПО в системе образования России, призван решать задачи дальнейшей модернизации образовательного процесса и концентрации усилий УПО на повышение качества подготовки выпускаемых специалистов. В рамках УК Ассоциации «СТУ» стало возможным объединить усилия образовательных учреждений и администраций субъектов РФ на огромной территории Сибири с целью создания единого образовательного пространства и непрерывной системы координируемого профессионального образования всех уровней подготовки кадров для предприятий химико-лесного комплекса (образовательные учреждения расположены в следующих субъектах РФ: Алтайский край, Кемеровская область, Красноярский край, Республика Хакасия, Иркутская область, Республика Бурятия, Читинская область).
На первом этапе перед ассоциацией были поставлены три основные задачи: целевая подготовка специалистов для химико-лесного комплекса по сокращенным программам на базе среднего профессионального образования; повышение квалификации и переподготовка преподавателей учебных заведений, входящих в ассоциацию; развертывание скоординированных научных исследований. Для решения первой задачи ученым советом университета ежегодно выделяются госбюджетные места для целевого приема выпускников техникумов, колледжей и высших профессиональных училищ путем конкурсного отбора и рекомендаций педагогических советов. Целевые места распределяются между учредителями ассоциации на конференции, утверждаются президентом и в начале календарного года доводятся до сведения выпускникам учебных заведений. За годы своего существования в рамках Ассоциации СТУ было принято 4545 студента, при этом подготовленные специалисты были востребованы на рынке труда, так как их обучение осуществлялось по квотам, согласованных с конкретными заказчиками на специалистов.
Для более успешной реализации задачи подготовки конкурентоспособных специалистов, содействия их трудоустройству в апреле 2001 г. в СибГТУ был создан Центр трудоустройства и маркетинга (ЦТМ), который являлся структурным подразделением СибГТУ, обеспечивающим помощь в трудоустройстве выпускников и студентов, рекламную деятельность, маркетинговую политику вуза. С 2007 г. ЦТМ переименован в Центр содействия трудоустройству ВУПО (ЦСТ). В настоящее время ЦСТ работает над механизмом эффективного взаимодействия по: целевой контрактной подготовке в рамках УК -ассоциация «СТУ»; целевой контрактной подготовке по договорам с субъектами РФ. На момент распределения выпускников более 80 % их них в результате содействия занятости со стороны СибГТУ имеет потенциальное рабочее место [1].
В модель содействия занятости ВУПО СибГТУ органично вписывается деятельность Ассоциации выпускников СибГТУ, которая помогает вузу в установлении делового партнерства с различными предприятиями, организациями, учреждениями, содействует организации встреч ведущих специалистов производства с выпускниками университета по проблемам трудоустройства. В Ассоциации СТУ на базе ведущего вуза была создана относительно недавно такая, структура как Центр социальнопсихологической помощи СибГТУ, который помимо других функций выполняет важную роль в формировании конкурентоспособного специалиста (в частности проводит тренинги трудоустройства).
Модель содействия занятости ВУПО на базе территориальной образовательной сети. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ) создан в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» распоряжением Правительства РФ № 1518-р от 4 ноября 2006 г. Позиционирование нового вуза было осуществлено с ориентацией на экономические кластеры региона: топливно-
энергетический, горно-добывающий и металлургический, информационно-коммуникационный. СФУ -крупнейший университет в восточной части страны, в котором обучается более 47 тысяч студентов по 21 укрупненной группе из 217 специальностей. В рамках перехода к двухуровневой системе образования совместно с СО РАН разработаны инновационные образовательные программы подготовки магистров, создается институт тьюторов, современная система качества образования с участием потенциальных работодателей выпускников СФУ (ОАО «Русал», ОАО «Газпром», ГидроОКГ, ГМК «Норникель», Богучанская ГЭС, НПМ ПМ им. М.Ф. Решетнева, ГМК и др.). СФУ реализует современную схему непрерывного образования: мониторинг качества на всех ступенях обучения и профессиональной подготовки. Существующий в настоящее время «филиальный вариант» присутствия СФУ в территориях имеет ряд существенных ограничений по реализации его образовательной политики.
Поэтому в соответствии с разработанной Концепцией становления территориальной образовательной сети Сибирского федерального университета (ТОС СФУ) предполагается организовать специальную деятельность по становлению ТОС. Филиалы СФУ в ближайшей перспективе должны стать институтами территориального развития, для чего необходимо обеспечить их сетевое взаимодействие на основе модульной образовательной программы, стандартов качества и системы управления. ТОС СФУ призвано обеспечить эффективное воздействие на процессы территориального развития посредством: подготовки успешного студента; обеспечения образовательной мобильности; взаимодействия с крупными корпорациями; миграционного моста «Красноярский край — страны СНГ и АТР» (осуществление через ТОС целенаправленной целевой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации мигрантов); территориального
развития (обеспечение максимального охвата собственной деятельностью территорий Красноярского края, СФО, за рубежом); организации международного сетевого взаимодействия (кооперация с университетскими структурами, формирование своеобразной мультиинновационной университетской корпорации, например, в масштабах АТР); вхождения в инновационную экономику (создание исследовательского проектного парка, центров стандартизации, кадровых центров, инжиниринговых центров и бизнес инкубаторов, а также центров фундаментальной науки) [1].
Для решения проблем занятости выпускников СФУ в 2007 г. был создан Координационно -аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к РТ выпускников и организации производственной практики студентов СФУ (далее Центр карьеры), который реализует стратегические задачи в области занятости выпускников университета; разрабатывает политику университета в области занятости; координирует деятельность соответствующих структурных подразделений СФУ по непосредственному трудоустройству выпускников, программы временной занятости студентов, организации производственной практики студентов, профориентации, предоставлению информации и консультированию студентов. Несмотря на непродолжительный срок своего существования, Центр карьеры имеет уже некоторые позитивные результаты своей деятельности. В первом квартале 2008 г. Центр провел несколько масштабных мероприятий: «День карьеры в промышленной сфере» в рамках «Сибирского промышленного форума 2008» (февраль 2008 г.); открытие на территории университета информационного терминала службы занятости (18 марта 2008 г.), аналогов которому на территории Красноярского края пока не существует; «День Норильского никеля» (18 марта 2008 г.), «День карьеры в компании Unilever» (28 марта 2008 г.); первую Ярмарку вакансий объединенного университета (25 апреля 2008 г.), в рамках которой прошли презентация возможностей СФУ работодателям и круглый стол «Формы взаимодействия СФУ с бизнес-сообществом по подготовке молодых специалистов». В ходе работы круглого стола было принято принципиальное решение о создании совета по взаимодействию бизнес-сообщества и вуза по вопросам подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. Центр карьеры СФУ имеет ряд преимуществ перед службами содействия занятости других вузов, а именно значительный и весомый административный ресурс, финансовый ресурс, информационный ресурс (только создание информационного терминала службы занятости в СФУ уже дает ряд преимуществ перед другими вузами), несомненный интерес крупного и среднего бизнеса края к сотрудничеству в сфере подготовки и переподготовки кадров и т.д. Таким образом, существующие модели содействия занятости ВУПО Красноярского края дают возможность обеспечения более эффективного взаимодействия РОУ и РТ на региональном уровне.
Литература
1. Лобанова Е.Э. Научный отчет по проекту 16 F57 ККФН рынке труда Красноярского края». - Красноярск, 2008. - 234 с.
«Выпускники учреждений профессионального образования на
Сведения об авторах
Лобанова Елена Эдуардовна - кандидат экономических наук, доцент, действительный член Академии социального образования, Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
Таюрский Анатолий Иванович - доктор экономических наук, профессор, академик РАО, руководитель Института проблем непрерывного образования Сибирского отделения Российской академии образования, г. Красноярск Data on authors
Lobanova Elena Eduardovna - a candidate of Economics, associate professor, the full member of Academy of social formation, the Siberian state technological university, Krasnoyarsk
Tajursky Anatoly Ivanovich - the Doctor of Economics, the professor, the academician of the Russian Academy of Educations, the head of Institute of problems of continuous education of the Siberian branch of the Russian Academy of education, Krasnoyarsk
УДК 316.344.27 ББК 74.58:60.561.23
Е.Э. Лобанова, Е.И. Вострова ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
The basis problems of activity professional educational institutions, graduates of Russia are certain: connected with economic development of Russia; connected with the problems of development on education market of Russia; connected with competitor of professional educational institutions, graduates..
Ключевые слова: занятость выпускников, рынок образовательных услуг, конкурентоспособность, экономические трудности.
E.E. Lobanova, E.I. Vostrova THE PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF ESTABLISHMENTS VOCATIONAL TRAINING OF MODERN RUSSIA
Определены основные проблемы занятости выпускников учреждений профессионального образования России? связанные с экономическими аспектами развития страны с проблемами развития рынка образовательных услуг с конкурентоспособностью выпускников.
Key words: employment of graduates, the market of educational service, competitiveness, economic difficulties.
Развитие рыночных отношений в России привело к значительному сдвигу в структуре занятости населения, в спросе на различные профессии и специальности. Рынок труда (РТ), функционирующий в условиях неопределенности, риска и жесткой конкуренции, предъявляет особые требования к специалистам. Наиболее контрастно ситуация проявляется в отношении выпускников учреждений профессионального образования (ВУПО). Существовавшая в советском государстве в большей степени централизованная связь между рынком труда и рынком образования оказалась разрушенной в процессе рыночных преобразований. Сами же учреждения профессионального образования (УПО) оказались не связанными между собой, а ВУПО (прежде всего вузов) стали заложниками кадровой политики предприятий, организаций в соответствии с которой предпочтение, как правило, отдается специалистам с трудовым стажем и опытом работы. Переход общества к рыночной экономике обострил проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда, а начавшийся в настоящее время финансово-экономический кризис еще больше усугубляет ситуацию в сфере молодежной занятости.
Причины сохранения напряженной ситуации в области молодежной занятости (прежде всего ВУ-ПО) в настоящее время изучены недостаточно полно
и системно. На наш взгляд, среди них можно выделить три основных блока проблем:
1. Связанные с экономическими трудностями и противоречиями формирования рыночной экономики в России. Сюда относится ужесточение конкурентной борьбы за рабочее место в условиях рыночной среды. При этом надвигающийся экономический кризис, начавшийся с середины 2008 г., обострит проблемы занятости всех категорий населения, но именно ВУПО окажутся в наиболее уязвимой позиции. Проблемы занятости выпускников обострятся и за счет неблагоприятной ситуации вхождения их в РТ, так как подготовленные молодые специалисты всех уровней профессионального образования в большей степени не будут востребованы за счет резкого изменения структуры спроса на рабочую силу в условиях кризиса. В этой ситуации более зрелые и профессионально подготовленные работники будут иметь больше преимуществ.
Следующую проблему занятости ВУПО этого блока создает отсутствие российской системы распределения ВУПО, призванное обеспечивать их гарантированное трудоустройство, трудовую адаптацию и социальные гарантии. Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодежи. Лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального