Научная статья на тему 'Подготовка специалистов радиотехнического профиля в Институте инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета'

Подготовка специалистов радиотехнического профиля в Институте инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровни высшего образования / непрерывное профессиональное образование / трудоустройство выпускников / levels of higher education / continuous professional education / employment of graduates

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. С. Лобасова

Представлены направления и уровни высшего образования, по которым ведется непрерывная профессиональная подготовка радиотехнического профиля в Институте инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета. Рассмотрены вопросы трудоустройства выпускников различных уровней высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SPECIALISTS OF RADIO TECHNICAL PROFILE IN INSTITUTE OF ENGINEERING PHYSICS AND RADIO ELECTRONICS OF SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

The directions and levels of higher education, the continuous training of radio technical profile by which is carried out at the Institute of Engineering Physics and Radio Electronics of Siberian Federal University are presented. The problems of employment of graduates of higher education various levels are considered.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов радиотехнического профиля в Институте инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета»

Дополнительная профессиональная подготовка для студентов АК Сиб ГАУ

№ п/п Название курса Количество часов по курсу

1 Финансы предприятия 72

2 1С: Бухгалтерия-8.0 72

3 Оператор станка с ЧПУ 72

4 Системы автоматизированного проектирования: «Компас» 72

5 Системы автоматизированного проектирования: «Autocad» 72

6 Администрирование локальных сетей 32

7 Компьютерные сети

8 Автоматизированное программирование в САП Гемма-3Б 44

В ходе мониторинговых исследований (2009-2014 гг.) ЦПАСТ отмечается устойчивая тенденция к росту спроса на выпускников колледжа. Вместе с тем, в 2013 году отмечена повышенная заинтересованность многих выпускников в работе по специальности, что объясняется особыми экономическими условиями в российском и международном масштабе в нынешнее время. Это можно объяснить еще и тем, что студенты, получившие дополнительное образование оказались более востребованы на рынке труда.

За 2009-2014 гг. с помощью ЦПАСТ нашли работу более 356 человек, более 420 соискателям была оказана помощь в оформлении профессионального портфолио и предложена актуальная информация о новых вакансиях и перспективных учреждениях-работодателях.

Некоторые из соискателей обращаются в ЦПАСТ неоднократно и по различным поводам (составление и

оценка качества резюме, консультирование по новой работе и особенностях деятельности работодателя, поиск постоянной и временной работы, профориента-ционное тестирование). Очевидно, что такая социальная направленность в работе ЦПАСТ должна развиваться, особенно с учетом сложных жизненных ситуаций приходящих к нам людей.

Таким образом, система развития навыков профессиональной адаптации студентов и выпускников аэрокосмического колледжа, включающая учебный курс «Навыки поиска работы», индивидуальные консультации и смежные услуги («Дни карьеры», «Ярмарка вакансии», Профориентационные конференции и др.), позволяет существенно повысить эффективность трудоустройства молодых специалистов Аэрокосмического колледжа СибГАУ.

© Кустова Е. А., Жуковская Ю. В., 2014

УДК 378

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ИНСТИТУТЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ФИЗИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

М. С. Лобасова

Сибирский федеральный университет Институт инженерной физики и радиоэлектроники Российская Федерация, 660074, г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 28 E-mail: MLobasova@sfu-kras.ru

Представлены направления и уровни высшего образования, по которым ведется непрерывная профессиональная подготовка радиотехнического профиля в Институте инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета. Рассмотрены вопросы трудоустройства выпускников различных уровней высшего образования.

Ключевые слова: уровни высшего образования, непрерывное профессиональное образование, трудоустройство выпускников.

TRAINING OF SPECIALISTS OF RADIO TECHNICAL PROFILE IN INSTITUTE OF ENGINEERING PHYSICS AND RADIO ELECTRONICS OF SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

M. S. Lobasova

Siberian Federal University Institute of Engineering Physics and Radio Electronics 28, Academician Kirensky str., Krasnoyarsk, 660074, Russian Federation E-mail: MLobasova@sfu-kras.ru

The directions and levels of higher education, the continuous training of radio technical profile by which is carried out at the Institute of Engineering Physics and Radio Electronics of Siberian Federal University are presented. The problems of employment of graduates of higher education various levels are considered.

Keywords: levels of higher education, continuous professional education, employment of graduates.

В 2013 году вступил в силу Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ «Об образовании в РФ»), в соответствии с пунктом 5 статьи 10 «Структура системы образования» главы 2 «Система образования» которого в России устанавливаются следующие уровни профессионального образования [1]:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (в том числе аспирантура).

В соответствии с пунктами 2-4 статьи 69 «Высшее образование» главы 8 «Профессиональное образование» ФЗ «Об образовании в РФ» [1]:

к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование;

к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня;

к освоению программ подготовки кадров высшей квалификации допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).

Кроме возможности получения образования того или иного уровня, ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает возможность получения образования соответствующего уровня на бюджетной основе. Пункт 8 статьи 69 «Высшее образование» главы 8 «Профессиональное образование» [1] устанавливает случаи, при которых получение образования по соответствующим образовательным программ, является получением второго или последующего высшего образования, т. е. должно осуществляться на договорной основе.

Таким образом, выпускники школ и учреждений среднего профессионального образования могут получать высшее образование в баклавриате или спе-

циалитете. Затем, выпускники бакалавриата должны получить диплом магистра или специалиста, тогда у них будет возможность продолжить обучение в аспирантуре.

Институт инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета (ИИФиРЭ СФУ) осуществляет, как правило, непрерывную подготовку на бюджетной основе студентов и аспирантов по всем уровням высшего образования. Радиотехнический профиль представлен пятью направлениями бакалавриата, двумя специальностями, четырьмя направлениями магистратуры и тремя направлениями аспирантуры, перечень которых указан в таблице. Все они лицензированы и аккредитованы.

В настоящий момент основная образовательная траектория, предлагаемая Институтом инженерной физики радиоэлектроники, выглядит следующим образом. Как правило, выпускник средней школы поступает на обучение в бакалавриат, затем практически все выпускники бакалавриата имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, после чего некоторые выпускники магистратуры поступают для обучения в аспирантуру. При этом также в большинстве случаев, обучение на следующем уровне высшего образования бывает продолжено по тому же направлению («линейная» образовательная траектория). Например, студент, получивший после четырех лет обучения диплом бакалавра по направлению 11.03.01 Радиотехника, поступает в том же году на одну из магистерских программ направления 11.04.01 Радиотехника. Затем, получив диплом магистра после двухлетнего обучения, еще четыре года учится в аспирантуре по одной из специальностей направления 11.06.01 Электроника, радиотехника и системы связи. Таким образом, выпускник школы имеет возможность непрерывно получать высшее образование различных уровней, при этом, для него переход на новый образовательный уровень является аналогом трудоустройства.

Направления и специальности радиотехнического профиля ИИФиРЭ СФУ

Шифр Название направления / специальности Уровень высшего образования Срок обучения, лет

03.06.01 Физика и астрономия аспирантура 4

11.03.01 Радиотехника бакалавриат 4

11.04.01 Радиотехника магистратура 2

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи бакалавриат 4

11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи магистратура 2

11.03.03 Конструирование и технология электронных средств бакалавриат 4

11.04.03 Конструирование и технология электронных средств магистратура 2

11.03.04 Электроника и наноэлектроника бакалавриат 4

11.04.04 Электроника и наноэлектроника магистратура 2

11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы специалитет 5,5

11.06.01 Электроника, радиотехника и системы связи аспирантура 4

12.03.01 Приборостроение бакалавриат 4

12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии аспирантура 4

25.05.03 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования специалитет 5,5

Однако даже сейчас эта схема не является такой прямолинейной, и причин этому несколько. Во-первых, получать образование в магистратуре на бюджетной основе сейчас также могут лица с квалификацией «дипломированный специалист». Это все граждане, которые уже получили образование ранее или получат его в еще один - два ближайших года, пока не начнут заканчивать обучение студенты, впервые набранные в 2011 году на специальности, соответствующие перечню Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО 3). Ранее «дипломированные специалисты» на бюджетной основе могли повышать свой образовательный уровень только в аспирантуре, которая считалась послевузовским образованием. Во-вторых, сейчас каждый образовательный уровень дает право продолжить обучение на следующем образовательном уровне независимо от содержания обучения на предыдущем уровне. Если ранее в стандартах бакалавров были перечислены направления магистратуры, по которым можно продолжить обучение (естественно такое же и одно - два близких по содержанию), то в настоящий момент для этого достаточно иметь документ об образовании соответствующего уровня и успешно пройти вступительные испытания.

Оба этих отклонения от «линейной» образовательной траектории имеют свои недостатки и преимущества. Разработчики основных образовательных программ (ООП) - как правило, люди, получившие традиционное образование. Проблемы трудоустройства выпускников тогда не было - была проблема получить хорошее распределение и отработать положенные три года, а при удачном стечении обстоятельств и всю жизнь. Поэтому, учебные планы, как бакалавров, так и магистров, составленные в идеологии «линейной» образовательной траектории, содержат максимально возможное количество специальных дисциплин.

В свое время, при переходе от специалитета к двухуровневой системе - бакалавриат и магистратура - у разработчиков ООП появился соблазн представить обучение бакалавров как «усеченных» специалистов и оставить в их учебных планах все специальные дисциплины учебных планов специалистов. Поэтому тогда перечень дисциплин, изучаемых в магистратуре, стал еще более узкоспециализированным. Все это привело к тому, что продолжить обучение по соответствующей программе магистратуры могли только «свои» студенты, получившие уже в бакалавриате существенную специализацию. В вариативной части учебных планов такого же направления выпускников других ВУЗов могли отсутствовать дисциплины, необходимые для освоения конкретной магистерской программы. К тому же завершить обучение в бакалавриате даже «свои» выпускники должны были в самое ближайшее от поступления в магистратуру время. Так как при переходе с Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения (ГОС ВПО 2) на ФГОС ВПО 3 значительно менялось содержание обучения по некоторым направлениям подготовки бакалавров.

Естественно, что с еще большими трудностями для продолжения обучения в такой «линейной» системе сталкивались ранее и сталкиваются сейчас выпускники других направлений. В их учебных планах магистратуры, по-видимому, должна быть предусмотрена возможность получить недостающий им базовый уровень, например, в виде факультативных дисциплин или некоторой части курсов по выбору. Но все-таки, наверное, должен быть в целом пересмотрен подход к содержанию обучения, как в бакалавриате, так и в магистратуре. Возможно, еще слишком много осталось различных направлений подготовки бакалавров внутри укрупненных групп или совершенно радикальное предложение - подготовку бакалавров, возможно, вообще следовало бы вести только по укрупненной группе. Но на самом деле, здесь основные проблемы видятся именно с позиции работодателей, а не образовательных организаций.

Не секрет, что основным показателем качества подготовки выпускника вуза всегда было и остается его успешное трудоустройство. В настоящий момент в радиотехнической отрасли, практически невозможно получить работу по специальности бакалавру. В то же время, практически все студенты четвертого курса радиотехнических направлений ИИФиРЭ подрабатывают, причем подавляющее большинство - именно по специальности. Различные частные предприятия по ремонту и обслуживанию бытового радиоэлектронного оборудования, прокладке и эксплуатации информационных систем и сетей связи охотно приглашают студентов бакалавриата на рабочие должности. Однако, крупные госпредприятия, связанные штатным расписанием и квалификационными характеристиками времен существования единственного образовательного уровня в стране - специалитета, соглашаются трудоустраивать к себе только выпускников магистратуры, естественно, безоговорочно принимая на работу специалистов. При этом они же являются теми работодателями, которые принимают участие в разработке ООП, в том числе и учебных планов, и именно по их пожеланиям, во многих случаях, учебные планы и оказываются перегруженными таким количеством специальных дисциплин, зачастую необходимых только для работы на данном конкретном предприятии.

Тем не менее, все выпускники бакалавриата радиотехнических направлений ИИФиРЭ имеют возможность продолжить обучение по родственным направлениям в магистратуре ИИФиРЭ, другим не радиотехническим направлениям магистратуры СФУ или любым направлениям магистратуры любых других вузов, как Красноярска, так и России, поэтому проблема их трудоустройства, в принципе, отсутствует.

Представление о магистратуре в период появления такого образовательного уровня в России сложилось как о некотором промежуточном звене между высшим и послевузовским образованием. Известно, что для большинства технических специальностей аспирантуры срок обучения в три года оказывался недостаточным для защиты кандидатской диссертации в период обучения. В лучшем случае, удавалось выйти на защиту в первые полгода - год после окончания

аспирантуры. Это, в том числе, было связано с необходимостью иметь публикации в журналах из перечня ВАК, а для технических наук, кроме того, получать патенты и акты внедрения результатов диссертации. Поэтому руководители аспирантов, заботящиеся о своих показателях, стали предлагать перспективным студентам третьего курса перейти с обучения по специальности на обучение по направлению, получить диплом бакалавра, продолжить обучение в магистратуре и только затем поступать к ним в аспирантуру. При этом «лишний» год обучения в магистратуре по сравнению со специалитетом позволял более осознанно и качественно подготовиться к поступлению в аспирантуру.

В то время появилась возможность засчитывать госэкзамены магистров по иностранному языку и философии в качестве соответствующих вступительных экзаменов в аспирантуру. Магистранты в процессе обучения выполняли научно-исследовательскую работу, на ее основе защищали магистерскую диссертацию, которая либо служила основой для реферата по специальности, либо в процессе подготовки диссертации ее основные результаты докладывались на конференциях и были опубликованы в виде тезисов и статей. Таким образом, тогда практически все выпускники магистратуры поступали в аспирантуру и, естественно, тоже считались трудоустроенными.

В настоящий момент, и магистратура, и аспирантура являются уровнями высшего образования. Количество бюджетных мест в магистратуру значительно возросло по сравнению с наборами десятилетней давности и в аспирантуру сейчас уже имеют возможность поступить не все выпускники магистратуры, тем более в год ее окончания. Тем не менее, в связи с тесной интеграцией ИИФиРЭ с работодателями, каждый магистрант в процессе обучения имеет возможность выполнять научно-исследовательскую работу и готовить магистерскую диссертацию по заказу и тематике своего будущего места работы. Как правило, рано или поздно, большинство выпускников магистратуры Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ решаются продолжить обучение в аспирантуре. В случае поступления в аспирантуру в год выпуска из магистратуры также нет проблемы трудоустройства, как это и было ранее, т. е. переход на следующий образовательный уровень - это трудоустройство выпускника предыдущего уровня.

Аспиранты в подавляющем большинстве параллельно с учебой работают по совместительству пре-

подавателями кафедр института, инженерными или научными сотрудниками госбюжетных или хоздоговорных тем своих руководителей, исполнителями или руководителями грантов различного уровня, и, как правило, продолжают после окончания аспирантуры заниматься этой же деятельностью, но уже в качестве основной. Если же поступление в аспирантуру происходит не в год выпуска магистранта или специалиста, то, как правило, это уже целевая аспирантура по заказу предприятия для трудоустроенного ранее выпускника магистратуры или специалитета, который таким способом просто повышает свою квалификацию и, соответственно, имеет гарантированное трудоустройство после окончания аспирантуры еще до поступления в нее.

Таким образом, в Институте инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета имеются условия для непрерывного получения высшего образования радиотехнического профиля всех трех уровней - бакалавриат, магистратура (спе-циалитет) и аспирантура. Выпускники всех трех уровней имеют возможность трудоустройства еще во время учебы. «Идеальным» вариантом взаимодействия студента с будущим работодателем является прохождение первой практики бакалавров и выполнение выпускной квалификационной работы по заказу предприятия-работодателя. Затем развитие этой же тематики в период обучения в магистратуре с частичным трудоустройством. И наконец, целевое обучение в аспирантуре по заказу работодателя. Поэтому для выпускников радиотехнических направлений и специальностей ИИФиРЭ вероятность трудоустройства по специальности на должности, соответствующие их образованию, значительно возрастает с получением образования более высокого уровня.

Библиографическая ссылка

1. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.

Reference

1. On Education in the Russian Federation : Federal Law. Adopted by the State Duma on December 21, 2012. Approved by the Federation Council on December 26, 2012.

© Лобасова М. С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.