УДК 311.3 Т.А. Першина
Тайапа РегзЫпа
Образование является огромным ресурсом развития в современном мире. Во многих странах реальный рост добавленной стоимости в отраслях, основанных на знаниях, в минувшие два десятилетия устойчиво превышал темпы общего экономического роста. Процесс глобализации ускоряет эти тенденции. Европейский Союз постоянно подчеркивает роль фактора образования в формировании новой Европы. В 1999 г. на встрече в Италии, в городе Болонье, министры образования 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию, что определило начало нового этапа в создании единого пространства высшего образования в Европе.
Во многих отношениях Болонский процесс был революционным для сотрудничества в европейском высшем образовании. Сорбонская декларация была подписана в 1998 г. министрами четырех стран: Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель Декларации заключалась в создании общей системы ведения высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для преподавательского состава. Кроме того, она должна была обеспечить продвижение квалификации в связи с рынком труда.
Как и любой интеграционный процесс, Болонский процесс, в качестве основной конкретной задачи ставит расширение соответствия и совместимости основных факторов, характеризующих высшее образование: степени, кредиты, обеспечение качества и др. Применение такого подхода должно повысить мобильность и сделать возможным свободное перемещение студентов, исследователей и преподавателей высшей школы, а также работников академической сферы во многие другие области помимо высшего образования.
Болонской декларацией намечено шесть направлений:
- принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней;
- введение двухуровневой структуры высшего образования (бакалавр - магистр);
- применение кредитной системы; при этом система ECTS (Европейская система переноса кредитов) признается как общеевропейская система;
- расширение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев;
- развитие сотрудничества в области качества образования;
- усиление европейского измерения в высшем образовании (единые европейские оценки).
© Першина Т.А., 2015
Три линии добавлены в 2001 г. (Пражское Коммюнике):
- образование в течение всей жизни как актуальная стратегия европейских вузов;
- роль студенчества в осуществлении реформ;
- повышение привлекательности вузов Европы (борьба за престиж, «умы», деньги).
Реформа бюджета
Рис. 1 Влияние Болонского процесса на реформы России и рынок труда
Российские реформы в области высшей школы, по аналогии с европейскими также затрагивают более широкий круг аспектов, в том числе:
- разработка нового поколения государственного образовательного стандарта (два уровня, компетентностный подход, кредиты, модули);
- управленческие реформы (переход вузов в новые организационно-правовые формы, единый государственный экзамен, прием, обеспечение качества);
- Финансирование (субсидия - инвестиции, эндаумент, финансирование двух уровней на нормативной основе) и др.
Россия стремится найти свое место в европейском образовательном пространстве и присоединяется к Болонскому процессу, подписав в 2003 г. Болонскую декларацию в Берлине, тем самым принимает на себя ряд принципиальных обязательств по реформированию российского образования. С 2003 г. параллельно с постоянно идущим реформированием российского образования в России начинает проводиться реформа высшего образования - кардинальный перевод его под западноевропейские форматы и требования Болонского процесса. Активная политика нововведений, тем самым, ставит на повестку дня вопрос о подготовленности реформы, настоятельности систематического и глубокого изучения характера, масштаба и системности проводимых преобразований.
Система высшего образования в России начала формироваться с основания университетов в Москве и Санкт-Петербурге в середине ХУШ-го в., которая была построена аналогично Германии. В советские времена все население в России имело, по крайней мере, среднее образование. Стремле-
ние к получению высшего образования было и остается очень престижным. Более 50 % людей во всем мире имеют высшее образование.
Из-за большого числа требований международных образовательных организаций, система образования в России начала меняться на аналогичную Великобритании и США: четыре года для получения степени бакалавра и два года для получения степени магистра. Университеты все еще находятся в процессе этих изменений; некоторые из них предлагают новую систему, а другие все еще работают в соответствии с предшествующим уровнем пятилетней системы.
Министерство образования и науки Российской Федерации планирует задавать общие рамочные стандарты, в пределах которых могут действовать вузы. Изменения, внесенные в законодательство в 2009 г., были направлены на завершение принятия трехцикловой системы, организуемой на базе четырехлетнего бакалавриата и двухлетней магистратуры, к 2011 г. Однако в настоящее время в соответствии с новым Федеральным законом об образовании (2012) по-прежнему существуют одноуровневые программы специалитета, дающие прямой доступ к аспирантским программам третьего уровня и ученой степени кандидата наук. Кроме того, степень кандидата наук все еще можно получить без обязательного полноценного обучения в образовательном учреждении. Также диплом специалиста обеспечивает доступ как на платные, так и на и бюджетные места в магистратуре. С 2010 г. в качестве второго уровня высшего образования магистратура обеспечивала доступ на бюджетные места в вузах как для обладателей степени специалиста, так и для бакалавров. Эти правила прописаны в Федеральных законах 2007 и 2009 гг. Этими же законами введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как единый путь доступа к высшему образованию. Этот экзамен полностью внедрен в 2009 г. Иностранным гражданам разрешено поступать на бюджетные места в российских вузах на образовательные программы всех уровней в рамках специальной квоты, регулируемой постановлением Правительства Российской Федерации (15 000 мест в 2014 г.), и процедур, регламентируемых Ми-нобрнауки России и федеральным агентством Россотрудничество. Также они могут поступать и обучаться на коммерческой основе, в том числе при поддержке европейских или иных международных фондов. Несколько вузов также получили право проводить свои собственные процедуры зачисления на программы первого уровня высшего образования (подготовки бакалавра и специалиста) [4].
Третье поколение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) постепенно было внедрено в 2009-2011 гг. с целью обеспечить большую гибкость образовательных программ специалитета (5-6 лет обучения), бакалавриата и магистратуры. Также были внедрены Федеральные государственные требования к структуре программ аспирантуры, ведущих к ученой степени кандидата наук.
К основным мотивам в пользу выбора той или иной специальности можно отнести: престиж профессии, интерес к специальности, наличие спроса на рынке труда и заработную плату.
Таблица 1
Выпуск специалистов и бакалавров с высшим образованием государственными и муниципальными образовательными учреждениями по группам специальностей
и направлениями подготовки
Виды экономической деятельности 2005г., % к итогу 2013 г., % к итогу Отклонения в структуре, процентные пункты
Выпущено специалистов - всего 100,00 100,03 0,03
в том числе по группам специальностей и направлениям подготовки:
Окончание таблицы 1
Виды экономической деятельности 2005г., % к итогу 2013 г., % к итогу Отклонения в структуре, процентные пункты
физико-математические науки 1,55 1,48 -0,07
естественные науки 1,56 1,47 -0,09
гуманитарные науки 16,30 17,42 1,13
социальные науки 1,50 1,47 -0,04
образование и педагогика 11,70 9,52 -2,19
здравоохранение 2,85 3,05 0,20
культура и искусство 1,55 1,76 0,21
экономика и управление 33,42 34,23 0,81
информационная безопасность 0,25 0,34 0,09
сфера обслуживания 1,03 1,47 0,44
сельское и рыбное хозяйство 3,30 3,05 -0,25
геодезия и землеустройство 0,41 0,60 0,19
геология, разведка и разработка полезных ископаемых 1,27 1,49 0,22
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 2,62 2,61 -0,01
металлургия, машиностроение и материалообра-ботка 2,63 2,16 -0,47
авиационная и ракетно-космическая техника 0,51 0,49 -0,02
оружие и системы вооружения 0,05 0,04 -0,02
морская техника 0,38 0,36 -0,03
транспортные средства 3,04 3,07 0,03
приборостроение и оптотехника 0,80 0,73 -0,07
электронная техника, радиотехника и связь 1,70 1,43 -0,27
автоматика и управление 1,40 1,41 0,01
информатика и вычислительная техника 2,19 2,30 0,11
химическая и биотехнологии 1,15 0,96 -0,19
воспроизводство и переработка лесных ресурсов 0,62 0,55 -0,07
технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 1,80 1,49 -0,31
архитектура и строительство 3,31 3,83 0,52
безопасность жизнедеятельности, природо-обустройство и защита окружающей среды 1,10 1,28 0,18
Источник: [3].
Приведенные данные свидетельствуют о том, что по важнейшим группам специальностей, необходимым для экономического развития, происходит снижение. Наибольший удельный вес выпускников в 2013 г. занимает экономика и управление. Структурные сдвиги выпускников по группам специальностей, изменились незначительно (см. табл. 1.).
Отрицательное изменение долей выпускников в 2013 г., по сравнению с 2008 г., наблюдается по 15 группам специальностей и направлениям подготовки в интервале от 2,19 п.п. (процентных
пункта) до 0,02 п.п. Максимальное снижение доли выпускников отмечено в специальности образование и педагогика на 2,19 п.п.
Положительное изменение удельных весов выпускников различных специальностей в 2013 г. по сравнению с 2008 г., наблюдается в 13 группах специальностей в интервале от 1,13 п.п. до 0,01 п.п. Значительное увеличение доли выпускников отмечено в гуманитарных науках на 1,13 п.п.
В целом изменение доли по группам специальностей и направлениям подготовки с 2008 по 2013 г. незначительное, это говорит о том, что экономическое направление продолжает преобладать. Необходимость развития специальностей с наименьшей долей выпускников продолжает расти.
Наша страна активно вовлечена в процесс построения новой образовательной системы в соответствии со следующими основными принципами:
значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья;
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов.
Необходимо учитывать конкретные обстоятельства, но некоторые общие тенденции уже можно определить:
диплом бакалавра пока не ассоциируется с полноценным высшим образованием; наибольшим доверием работодателей пользуются выпускники известных государственных вузов;
- большинство окончивших бакалавриат смогут найти работу по специальности при относительно низкой зарплате (по сравнению с другими соискателями с высшим образованием);
наиболее востребованные специальности бакалавриата - технические; повышение образовательного уровня - обязательное условие карьерного роста для человека с дипломом бакалавра.
Подавляющее большинство работодателей (82 %) воспринимают бакалавриат как незаконченное высшее образование, около 54 % оценивают перспективы трудоустройства бакалавров как сомнительные [1].
Сами реформы российского образования в перспективе могут получить одобрение прежде всего со стороны студентов, получающих образование по программе бакалавриата. Основные положительные тенденции - склонность в большей степени ориентироваться на трудоустройство по специальности, получение интересной работы, положительная оценка перспектив трудоустройства. Это создает предпосылки выправления перекоса, наметившегося между получением образования по одной специальности и фактической занятостью, никак с образованием не связанной. Вместе с тем, необходима разработка, комплекса мер, направленных на развитие и закрепление полученной тенденции. Основные угрозы одобрения реформирования - невысокая оценка качества образования, принципиально настороженно-негативное отношение к реформированию, неодобрение со стороны работодателей. Политика развития реформирования должна опираться именно на новый, молодой слой, который во многом сможет стать стабилизирующим фактором модернизации отечественного образования.
Можно отметить, что основное внимание уделяется двум предметным направлениям реформирования - введению в российское высшее образование двухуровневой системы подготовки специалистов и переходу системы оценивания знаний на ЕГЭ.
Таблица 2
Результаты приема на обучение по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по отдельным категориям абитуриентов и условиям приема в 2014 г. [2]
Условия приема Программы бакалавриата Программы специалитета
Подано заявлений Удельный вес принятых, % Подано заявлений Удельный вес принятых, %
в том числе: принято на обучение для получения первого высшего образования 3 983 789,00 23,15 820 894,00 17,59
в том числе: по результатам ЕГЭ 3 202 105,00 15,14 702 046,00 13,56
по результатам ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний 170 234,00 26,69 47 625,00 32,39
по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией 611 450,00 64,10 71 223,00 47,40
Источник [2].
Анализ динамики позволяет сделать вывод, что принято на обучение для получения первого высшего образования из общего количества поступавших на программу бакалавриата - 23 %, а на программу специалитета - 18 %. Из общего числа поступивших на программу бакалавриата по результатам ЕГЭ поступили 15 %, на программу специалитета - 14 %, по результатам ЕГЭ и дополнительных испытаний на программу бакалавриата - 27 %, на программу подготовки специалистов -32 %, но преимущественно прием студентов на программы бакалавриата и специалитета происходит по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями - 64 % и 47 % соответственно. Несмотря на то, что происходит переход на европейскую систему образования, поступление в учреждения высшего образования не перешло полностью на прием по результатам ЕГЭ, так как большинство вузов не доверяют балльно - рейтинговой системе (см. табл. 2).
Создание независимой оценки качества высшего образования, которая соответствует требованиям потребителей образовательных услуг, а также современным потребностям рынка труда, - необходимое условие развития высшего образования. Аттестация выпускников образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности, аттестация руководителей образовательных учреждений и профессорско-преподавательского состава, увеличение численности докторов и кандидатов наук в сфере образования, включая учреждения среднего специального образования все эти процедуры способствуют повышению качества профессионального образования.
Введение в систему образования ЕГЭ снизило уровень подготовки выпускников школ, так как большую часть времени ученики проводят за подготовкой к тестированию, вместо того, чтобы проявлять интерес к той или иной области знаний. Снижение уровня качества высшего образования происходит за счет недостаточного финансирования вузов из государственного бюджета, в связи с чем университетам приходится снижать общий балл ЕГЭ для поступления на платную основу. Развитие инноваций в таких условиях становится невозможным, что согласно европейским походам к оценки качества системы высшего образования снижает его уровень.
Высшая школа держится на студентах, обучающихся на договорной основе, вне зависимости от их уровня подготовки. На выходе такие выпускники вузов не могут демонстрировать конкурентоспособность на рынке труда. Основное направление подготовки выпускников высших учебных заведений - экономическое, (более 60 %), что влияет и на качество обучения данного количества студентов одного направления, и на их низкую конкурентоспособность. Необходимо изменить стереотипы, сложившиеся у общества о низких заработных платах других специальностей. Приоритетным направлением должно стать развитие инженерного образования.
Количество иностранных студентов в российских вузах и организациях среднего профессионального образования (СПО) невелико. На сегодняшний день в Российской Федерации обучается примерно 3 % иностранных студентов от общей численности иностранных студентов, обучающихся в организациях профессионального образования мира. Экспорт российских образовательных услуг падает и составляет менее 1 % общемирового рынка экспорта образовательных услуг, что негативно сказывается на оценку качества высшего образования [2].
Решение проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство связано с вступлением России в Болонский процесс. Участие России в Конвенции о признании документов об образовании стран Европейского союза, введение двухуровневой структуры высшего образования, проведение эксперимента по применению зачетных единиц (кредитов) - свидетельства происходящих в образовании нововведений. Присоединение России к Болонскому процессу - это не только конкретные шаги по достижению целей международной интеграции в системе образования, но и механизм построения единого европейского пространства, путь реформирования собственной системы образования.
В настоящее время наблюдается обострение диспропорции между профессиональными ори-ентациями молодежи и потребностями рынка труда. В связи с этим проблема трудоустройства является важной социально-экономической проблемой, ее решение состоит в создании механизмов, обеспечивающих эффективную взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг. Все более актуальной становится задача управления процессом образования с учетом потребности предприятий и организаций в специалистах: согласование предоставляемых образовательных услуг с интересами работодателей позволит реализовать профессиональную адаптацию студентов и выпускников вузов к постоянно изменяющимся тенденциям рынка труда.
Присоединение России к Болонскому процессу и вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют системных преобразований в сферах образования и экономики, обусловленных необходимостью перехода на единые профессиональные стандарты, единые правила ВТО, национальную систему квалификаций, опирающиеся на закономерности формирования рынка труда, опыт ведущих европейских стран и мировой опыт в целом.
Библиографический список
1. Бычкова, С. Г. Социальная статистика : учеб. пособ. / С. Г. Бычкова - М. : Юрайт, 2014. - 864 с. -ISBN 978-56-9916-3060-3.
2. Образование в Российской Федерации : 2014 : статистический сборник. - М. : 2014. - 464 с. - ISBN 978-57598-1247-0. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.hse.ru/1090567321/Образование % 20в %20РФ_2014.pdf (дата обращения : 29.05.2015).
3. Россия в цифрах 2014: статистический сборник [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/Main.htm (дата обращения : 05.06.2015).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 24.05.2015).