Научная статья на тему 'Способы формирования механизмов эффективного поведения на рынке труда выпускников высших учебных заведений'

Способы формирования механизмов эффективного поведения на рынке труда выпускников высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / КОГНИТИВНО-РЕГУЛЯТИНЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА / ВЫПУСКНИКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / EMPLOYMENT / COGNITIVEREGULATORY MECHANISM / EFFECTIVE BEHAVIOR IN THE LABOUR MARKET / GRADUATES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яруллина Ляйля Ринатовна

В статье рассматриваются способы формирования когнитивно-регулятивных механизмов эффективного поведения на рынке труда выпускников высших учебных заведений. Даны практические рекомендации для повышения эффективности деятельности учебных заведений по проблемам трудоустройства и подготовки конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING MECHANISMS FOR EFFECTIVE BEHAVIOR IN THE LABOR MARKET OF UNIVERSITY GRADUATES

The article deals with methods of forming of cognitive-regulatory mechanisms effective behaviorinthelabormarketofuniversitygraduates. Practical recommendations for enhancing the effectiveness of educational institutions on employment and training a competitive specialist for the labor market are given.

Текст научной работы на тему «Способы формирования механизмов эффективного поведения на рынке труда выпускников высших учебных заведений»

В целом по работе можно отметить:

— опыт организации подготовки бакалавров направления «Металлургия» через интерактивное взаимодействие «вуз — предприятие» показал целесообразность такого подхода;

— модель интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса демонстрирует возможность организации междисциплинарных проектов, включающих представителей фундаментальных, выпускающих кафедр и работодателей;

— участие студентов в сквозных междисциплинарных проектах значительно повышает их учебно-профессиональную мотивацию;

— сотрудничество в междисциплинарной команде ведет к удовлетворению потребностей всех заинтересованных сторон и, следовательно, влияет на качество инженерной подготовки.

1. Всемирная инициатива CDIO (Conceive — Design — Operate — Implement — Operate; Придумывай — разрабатывай — внедряй— управляй). — URL: CDIO.aspu.ru.

2. Гафурова Н. В., Осипова С. И. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. — 2013. — № 12. — С. 137-139.

3. Заседание Совета по науке и образованию (Москва, Кремль, 23.06.2014). - URL: http://www.kremlin.ru/ news/45962.

4. Кельчевская Н. Р., Срогович М. И. Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия — объективная необходимость XXI века. — Екатеринбург : ГОУ УГТУ — УПИ, 2002. — 112 с.

5. Кельчевская Н. Р., Романова Л. А. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 3. — С. 59-62.

6. Королева Г. А., Дубова И. В., Саначева Г. С. Проектная деятельность студентов в лабораторном практикуме по химии // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — URL: www.science-education.ru/ 118-14385.

7. Минеева Т. А. Обеспечение качества подготовки специалиста в интегрированной системе профессионального образования «техникум — вуз — производство» [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2007. — URL: http://www.mgpu.ru/materials/1/ 1575.pdf.

8. Пиралова О. Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки [Электронный ресурс] : моногр. — URL: http://www.rae.ru/monographs/62.

9. Саначева Г. С. и др. «Холодные» стержни - перспектива повышения качества литейной продукции ремонтно-ме-ханической базы Ачинского филиала РИК // Журнал Сибирского федерального университета. Техника и технология. — 2014. — № 7. — С. 456— 461.

УДК/UDC 331.5:378 Л. Р. Яруллина

Lyailya Yarullina

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

METHODS OF FORMING MECHANISMS FOR EFFECTIVE BEHAVIOR IN THE LABOR MARKET OF UNIVERSITY GRADUATES

В статье рассматриваются способы формирования когнитивно-регулятивных механизмов эффективного поведения на рынке труда выпускников высших учебных заведений. Даны практические рекомендации для повышения эффективности деятельности учебных заведений по проблемам трудоустройства и подготовки конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

The article deals with methods of forming of cognitive-regulatory mechanisms effective behaviorinthe labormarketofuniversitygraduates. Practical recommendations for enhancing the effectiveness of educational institutions on

employment and training a competitive specialist for the labor market are given.

Ключевые слова: трудоустройство, ког-нитивно-регулятиный механизм, эффективное поведение на рынке труда, выпускники высших учебных заведений.

Keywords: employment, cognitive-regulatory mechanism, effective behavior in the labour market, graduates of higher educational institutions.

Трудоустройство выпускников, только окончивших учебные заведения, довольно острая и злободневная проблема. Решение

этой проблемы затрудняется из-за различных противоречий как в политике занятости молодежи, так и недостаточного внимания на теоретико-методологическом уровне.

Еще на этапе подготовки молодых специалистов в вузе и других образовательных организациях важно знать и учитывать особенности поведения на рынке труда. Формирование способов эффективного трудоустройства и психологическая подготовка к этому процессу обеспечит готовность к успешному устройству на работу и повысит конкурентоспособность будущих специалистов.

В настоящее время у выпускников учебных заведений практически не сформированы навыки и не выработаны умения эффективного поведения на рынке труда, направленные на самостоятельное успешное трудоустройство. Молодой специалист как продавец своей рабочей силы должен знать конъюнктуру, законы и специфику рынка труда.

Эффективное поведение при трудоустройстве можно рассматривать как способность к решению актуальных социальных и профессиональных задач. Подобное поведение включает в себя, во-первых, поиск работы, во-вторых — успешное собеседование с работодателем, на котором соискатель имеет возможность обосновать свои профессиональные возможности; трудоустройство либо создание собственного дела; в-третьих—успешная адаптация на рабочем месте во время прохождения испытательного срока и в будущем — возможность карьерного роста.

Проблема эффективного поведения выпускников учебных заведений на современном российском рынке труда является актуальной проблемой, практический опыт ее решения уже имеется в ряде центров занятости и отдельных учреждениях.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения высшего профессионального образования предусматривает формирование у выпускников вузов общекультурных и профессиональных компетенций. К числу общекультурных компетенций относятся формирование навыков социального взаимодействия, умения самоорганизации, самоуправления своим поведением, а также компетенции, позволяющие профессионально самоопределяться будущим бакалаврам и магистрам. Формирование таких общекультурных компетенций обусловливает эффективное поведение молодежи на рынке труда [3, с. 261-262].

Ведущий строительный вуз Республики Татарстан — Казанский государственный архитектурно-строительный университет — успешно решает задачи подготовки кадров для инвестиционно-строительной сферы.

Отдел производственной практики и содействия трудоустройству выпускников КГАСУ создан в 2010 г. для организации проведения полноценной практики студентов вуза в профильных предприятиях строительной отрасли, изучения реального спроса на выпускаемые специальности и содействия трудоустройству выпускников, для полноценного раскрытия тех знаний и компетенций, которые были приобретены ими в процессе учебы.

Данный отдел является структурным подразделением, решающим задачи планирования, организации и управления производственной практикой студентов и содействия трудоустройству выпускников. В своей деятельности отдел производственной практики и содействия трудоустройству (ОПП и СТ) руководствуется законодательными актами РФ по высшей школе, нормативными документами по высшему обоазованию и уставом университета. Отдел подотчетен проректору по воспитательной и социальной работе, в его структуре сектор производственной практики и сектор по трудоустройству выпускников. Деятельность отдела включает:

1) в области организации производственной практики:

а) подбор совместно с деканами кафедр и выпускающими кафедрами баз производственной практики и заключения с ними договоров в соответствии с положением о практике;

б) контроль, планирование и методическое обеспечение производственных практик по специальностям;

в) контроль прохождения практик и их обеспечение;

г) контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием, результатов выполнения программы практики;

д) контроль за своевременным внесением предложений кафедр и приказов ректора по распределению студентов по местам практики и их материально-техническим обеспечением;

е) разработка формы и видов отчетности студентов о прохождении практики (дневник, отчет по практике и т. д.);

ж) содействие формированию и организации строительных отрядов;

2) в области содействия трудоустройству выпускников:

а) сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей;

б)содействие временной занятости студентов;

в) сбор, обобщение, анализ и представление информации о современном состоянии и тенденциях на рынке труда, формирование банка данных вакансий;

г) проведение организационных мероприятий по вопросам трудоустройства выпускников или участие в них (ярмарки вакансий, дни карьеры, презентации организации предприятий работодателей).

Отдел по производственной практике и содействия трудоустройству выпускников имеет право:

1) получать необходимую информацию от отделов и служб университета в рамках выполнения отделом своих функций;

2)представлять администрацию университета в организациях и учреждениях в рамках его компетенции;

3) вносить предложения по совершенствованию решения задач в области компетенции отдела перед руководством университета;

4)планировать организацию производственной практики и содействовать трудоустройству выпускников.

На сайте университета (страница ОПП и СТ) можно не только найти информацию о вакансиях, но и подготовиться к процессу трудоустройства, используя методические и справочные материалы. Также в соответствующих разделах сайта предложены материалы по прохождению и оформлению практики и по трудоустройству.

На сайте отдела организован поиск вакансий с помощью Автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников (АИСТ). Также здесь можно ознакомиться с графиками ярмарок вакансий, устраиваемых при содействии Центра занятости города Казани. Возможности интернет-страницы позволяют зарегистрироваться, заполнить анкету-резюме, посмотреть актуальные вакансии, посетить федеральный портал (требуется отдельная регистрация). Резюме доступно (с ограничениями по персональным данным) для работодателей не только Казани и Республики Татарстан, но и других регионов России.

В свою очередь студентам-выпускникам предоставляется возможность посмотреть

все актуальные вакансии разных регионов, отправить свое резюме. На сайте отдела предлагается онлайн-трансляция вакансий, представленных на сайте SuperJob. Специально для выпускников и студентов КГАСУ ОПП и ТС создал сервис по трудоустройству и выбору свободных вакансий на предприятиях. Студентам на сайте предлагается заполнить анкету работодателя: указать требования и необходимые условия, которым должна соответствовать кандидатура. Образец формы анкеты выложен в формате редактора Microsoft Word и доступен по ссылке на сайте. Заполненная анкета отправляется на электронный адрес trud@kgasu.ru. После чего список требуемых вакансий появится на сайте университета [1, с. 199-120].

Кроме того, предложены в электронной версии: соглашение о трудоустройстве, форма для заполнения резюме, соглашение о сотрудничестве, сведения о намерениях работодателя, эффективные советы от психологов по вопросам трудоустройства и другие полезные ссылки, которые могут помочь выпускнику в процессе поиска работы. Также заключаются договоры о совместной деятельности с ведущими предприятиями строительной отрасли, проводятся презентации, встречи, круглые столы с ведущими специалистами инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) Республики Татарстан.

Отдел организовывает и встречи на высоком уровне, например семинар с участием президента республики, руководством города Казани по вопросам градостроительной политики в регионе и городе Казани. На сайте отдела имеются мультимедиапрезентации, которые информируют о состоянии вуза в области укрепления связей с бизнес-сообществом, дают обзор по основным направлениям взаимодействия структурных подразделений университета с предприятиями ИСК региона; по направлениям подготовки и переподготовки кадров в строительной сфере и в области жилищно-коммунального хозяйства и основным этапам реализации программы кадрового обеспечения ИСК региона.

Отдел производственной практики и содействия трудоустройству выпускников анализирует публикации, статьи, доклады на международных, всероссийских конференциях по вопросам содействия выпускников. На сайте представлены графики прохождения практик студентами; расписан алгоритм оформления документации на практику; приведены электронные версии бланков договоров и на-

правлений, дневников производственной практики, методические указания для прохождения производственной практики, а также сведения о намерениях по трудоустройству выпускников, то есть информация, необходимая для анализа работы выпускающей кафедры в решении вопросов трудоустройства и для планирования набора по данной специальности [2, с. 117-118].

Разработкой и внедрением технологий эффективного трудоустройства в КазГАСУ занимаются также сотрудники кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии. С 2010 г были организованы мероприятия, направленные на обеспечение формирования когнитивно-регулятивного механизма эффективного поведения будущих выпускников на современном рынке труда (тренинги, встречи с работодателями, семинары и т. д.).

Одним из вариантов проведения подобных мероприятий является семинар-видеотренинг по формированию эффективного поведения на рынке труда выпускника вуза. Видеотренинг основан на видеозаписи выполнения заданий, ее просмотре и анализе, то есть видеообратная связь. Видеопросмотр может заменить лекцию, экскурсию, мастер-класс. Видеообратная связь позволяет участникам тренинга совершить переход от непосредственного прожитого опыта к его осмыслению, рефлексии, позволяет напрямую обратиться к собственному опыту. Такой подход помогает сблизить процесс познания с реальным поведением человека, позволяющий ему прогнозировать, осознавать, переоценивать выбор поведения и нести за него ответственность. Программой видеотренинга предусмотрена видеосъемка отдельных фрагментов семинара с последующим обсуждением отснятого материала. Тренинг проводится в атмосфере доверия, открытости и творческой активности. Программа состоит из трех самостоятельных этапов, каждый из которых направлен на решение конкретных проблем. Первый этап направлен на познание и освоение техник при поиске работы и телефонных переговоров; второй — техник самопрезентации, третий — собеседования и адаптации к рабочему месту и построение карьеры.

Другой вариант формирования эффективного поведения будущих выпускников на рынке труда, обеспечивающий его когнитивно-регулятивный механизм, предполагает занятия теоретического и практического характера. На первом занятии участники мероприятия на теоретическом уровне усваивают правовые

основы трудоустройства, знакомятся с правилами написания резюме, сопроводительного письма, учатся создавать свой имидж. Также на данном этапе устанавливается психологический контакт с группой, рефлексия. На втором занятии определяются принципы тайм-менеджмента (эффективного управления временем), формируются навыки вербального и невербального общения с работодателем, анализируется процесс прохождения собеседования, телефонных переговоров и т. д. Третье занятие посвящено общению с потенциальными работодателями, приглашенными на мероприятие. Будущие соискатели в режиме реального времени осваивают навыки собеседования. Третье занятие проходит в форме собеседования с работодателем. Студенты получают инструктаж по собеседованию, проигрывают ситуации на возможном собеседовании (в качестве работодателей могут выступать либо сами студенты, либо приглашенные преподаватели), проводится анализ ситуаций. Затем на заключительном занятии будущим соискателям предоставляется возможность побеседовать с потенциальными работодателями [1, с. 231-232].

Таким образом, подготовка современного конкурентоспособного выпускника профессионального учебного заведения должна включать мероприятия по формированию механизмов эффективного поведения на рынке труда. Реализация таких мероприятий возможна, например, на базе отдела по трудоустройству либо социально-психологического центра вуза. Подготовить выпускников вузов к эффективному поведению на рынке труда можно и в рамках специального курса, учебной дисциплины, позволяющей освоить технологии эффективного трудоустройства на теоретическом и практическом уровнях, а также благодаря специальной программе дополнительного образования на базе вуза.

Успешная интеграция молодежи в различные сферы науки, производства, социума в целом, эффективная самореализация в созидательной деятельности существенно зависят от условий, которые имеются в образовательной организации для формирования профессиональных компетенций, способствующих успешному трудоустройству и реализации выпускников как профессионалов своей отрасли.

1. Сучкова Т. В., Яруллина Л. Р., Чернухина М. В. Реализация технологий эффективного трудоустройства выпускников в строительном вузе // Известия КГАСУ. — 2012. — № 3(21). — С. 231-233.

2. Яруллина Л. Р. Когнитивно-регулятивный механизм эффективного поведения молодых специалистов на рынке труда : моногр. — Казань : Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит.ун-та, 2014. — С. 117-120.

3. Jarullina L. Experience in developing effective behavior of college graduates in the labor market // Global Competition On The Markets For Labor, Education And Innovations B&M Publishing (USA). - California, 2013.- P. 261-264.

УДК/uDC 025.5:7.071

С. М. Хабибрахманова Svetlana Khabibrakhmanova

информационно-библиотечное обслуживание

ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

INFORMATIONAL LIBRARY SERVICE OF CREATIVE wORKERS

Статья предлагает результаты социологического исследования музыкантов, художников, артистов, литераторов, направленного на изучение информационного компонента их профессиональной деятельности в условиях информатизации. Особое внимание уделено взаимодействию творческих работников и современных библиотек, ставятся задачи реагирования на вызовы времени, определяются перспективные направления совершенствования информационно-библиотечного обслуживания данной социально-профессиональной группы. Анализируется отношение творческих работников к новым явлениям культуры информационного общества. Рассматриваются проблемы самопубликаций и защиты интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности в контексте информационного компонента профессиональной деятельности работников культуры и искусств.

The article presents the results of sociological research of musicians, artists, actors, writers, aimed at studying the information component of their professional activities under conditions of informatization. Special attention is given to the interaction of artists and modern libraries. The tasks responding to challenges of time are formulated, promising areas of improvement of information and new cultural phenomena of the information society are determined. The problems of self-publishing and the protection of intellectual property rights on the results of creative activities in the context of the information component of the professional activities of workers of culture and arts are considered.

Ключевые слова: информационные технологии, информационные профессиональные информационные потребности, система библи-

отечного обслуживания, информационно-библиотечное обслуживание, специалисты в области культуры и искусства.

Keywords: informatization, information technology information resources and services, professional information needs, the system library services, information — library services to the arts, culture and art.

Информатизация как глобальная тенденция развития общества охватывает своим влиянием и сферу культуры и искусств. Динамика информационных потребностей работников культуры, в том числе творческих работников, ставит новые задачи перед системой информационно-библиотечного обслуживания. Определение перспективных направлений деятельности библиотек, для которых социально-профессиональная группа творческих работников выступает целевой потребительской аудиторией, требует глубинного изучения процессов развития отрасли.

Проведенные нами исследования показали, что специфика профессиональных информационных потребностей творческих работников является обоснованным ориентиром информационно-библиотечной деятельности. Исследование историографии по этой проблеме [9; 12; 14], глубинные интервью с музыкантами, художниками, артистами, литераторами, моделирование их профессиональной деятельности позволяют дифференцировать природу информационных потребностей творческих работников с учетом понимания места основных информационных процессов в творческой работе. С одной стороны, выделяются «классические» потребности в информации [3; 2], когда профессиональная деятельность творче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.