Научная статья на тему 'Экспертная оценка положения выпускников вузов на региональном рынке труда'

Экспертная оценка положения выпускников вузов на региональном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выпускники высших учебных заведений / региональный рынок труда / молодежная занятость / трудоустройство. / higher education graduates / regional labor market / youth employment / employability.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д А. Софронов

В статье рассматриваются основные проблемы, существующие на молодежном рынке труда Республики Мордовия. На основе анализа эмпирических данных, полученных в ходе экспертного опроса, выявляются наиболее значимые аспекты положения выпускников высших учебных заведений на региональном рынке труда, соответствие их знаний, навыков и компетенций требованиям работодателей. Особое внимание уделяется вопросу наиболее востребованных видов помощи, за которой выпускники обращаются в органы службы занятости, а также их роли в нормализации ситуации на рынке труда и снижении остроты проблем молодежной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT ASSESS THE POSITION OF GRADUATES ON THE REGIONAL LABOR MARKET

In the article the author considers the results of the labor market expert interviews about the key problems while outcomes of higher education graduates on the labor market of the Republic of Mordovia. Based on the analysis of empirical data it has been identified the most significant aspects of the provisions of graduates of higher education institutions on the labor market, the match of their knowledge, skills and competencies with the requirements of employers. Special attention is paid to all the most popular types of assistance, for which they go to the employment agencies, as well as their role in normalizing the situation on the labor market and reducing the severity of problems of youth employment.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка положения выпускников вузов на региональном рынке труда»

УДК 316.342.6

Д. А. Софронов

аспирант кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева; e-maiL: [email protected]

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА

В статье рассматриваются основные проблемы, существующие на молодежном рынке труда Республики Мордовия. На основе анализа эмпирических данных, полученных в ходе экспертного опроса, выявляются наиболее значимые аспекты положения выпускников высших учебных заведений на региональном рынке труда, соответствие их знаний, навыков и компетенций требованиям работодателей. Особое внимание уделяется вопросу наиболее востребованных видов помощи, за которой выпускники обращаются в органы службы занятости, а также их роли в нормализации ситуации на рынке труда и снижении остроты проблем молодежной занятости.

Ключевые слова: выпускники высших учебных заведений; региональный рынок труда; молодежная занятость; трудоустройство.

D. A. Sofronov

Postgraduate student, Department of Sociology, National Research Mordovia State University (MRSU); e-mail: [email protected]

EXPERT ASSESS THE POSITION OF GRADUATES ON THE REGIONAL LABOR MARKET

In the article the author considers the results of the labor market expert interviews about the key probLems whiLe outcomes of higher education graduates on the labor market of the Republic of Mordovia. Based on the analysis of empirical data it has been identified the most significant aspects of the provisions of graduates of higher education institutions on the Labor market, the match of their knowledge, skiUs and competencies with the requirements of employers. Special attention is paid to aU the most popular types of assistance, for which they go to the employment agencies, as weU as their role in normalizing the situation on the labor market and reducing the severity of problems of youth employment.

Key words: higher education graduates; regional labor market; youth employment; employabUity.

На современном этапе развития страны трудоустройство выпускников вузов приобретает масштаб общегосударственной проблемы [Медведев ... 2018]. Положение выпускников высших

учебных заведений на российском рынке труда неустойчивое. Экономические кризисы 2008-2009, 2014 гг. показали, что в периоды нестабильности, так же как и в посткризисные периоды, одной из наиболее уязвимых групп населения становится молодежь, впервые выходящая на рынок труда [Набиулина 2016, с. 88]. По результатам Третьего мониторинга трудоустройства выпускников, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2017 г. средний процент нетрудоустроенных выпускников вузов страны в течение года после выпуска находится на уровне 25 % [Портал мониторинга ... 2016]. На фоне происходящих изменений в социальной, политической и экономической сферах жизни российского общества снижение остроты проблемы трудоустройства выпускников вузов представляется задачей, неразрывно связанной с воздействием специализированных институтов, осуществляющих регулирование рынка труда. В настоящее время реализацию политики в сфере занятости осуществляют органы государственной службы занятости, деятельность которых носит в основном пассивный характер и сводится в большей степени к мерам временного сдерживания безработицы (приостановка массовых высвобождений, выплата пособий по безработице, введение административных отпусков и т. п.). Активная политика занятости, связанная в первую очередь с мероприятиями по профилактике безработицы, направленными на расширение возможностей трудоустройства, такими как: субсидирование занятости, содействие в профессиональной переподготовке, организация общественных работ, стимулирование предпринимательской активности проводится гораздо реже [Зайцева 2004, с. 13].

В период высокой напряженности на рынке труда многократно возрастает важность диагностики ситуации, которая необходима для разработки мер государственной политики занятости. Как показали исследования Ф. Т. Прокопова и Т. Я. Четверниной, общей модели эффективной государственной политики и программ содействия занятости не существует, поскольку региональные особенности дифференцируют остроту и содержание этих проблем в каждом отдельном субъекте страны для различных социально-демографических групп (лица с ОВЗ и инвалидностью, выпускники

вузов и ссузов без практического опыта работы и др.) [Новая роль службы занятости ... 2014].

Государственное регулирование на современном этапе развития социально-экономических отношений должно включать не только поддержание стабильного функционирования рынка труда и занятости, но и обеспечивать своевременное реагирование на вызовы внешней среды, связанные с динамикой окружающего мира. Сегодня рынок труда нуждается в мобильной рабочей силе, способной адаптироваться к меняющимся условиям среды. Развитие информационно-коммуникационных технологий и последующая цифровизация экономики выступили катализаторами перемен в социальных отношениях в российском обществе не только в области взаимодействия субъектов рынка труда [Чилипенок 2012, с. 370], но также оказали серьезное воздействие на институциональную среду рынка труда и привели к появление феномена гигномики (Gig Economy) [Индивидуальная самостоятельность ... 2017, с. 23]. Гигномике свойственно снижение числа «постоянных» рабочих мест и повышение доли занятых на условиях срочных контрактов и проектной работы, что, с одной стороны, дифференцирует требования к профессиональным навыкам и компетенциям работников, а с другой - провоцирует повышение уровня неопределенности в сфере занятости [The Gig Economy . .. ]. Тенденция распространения «ненадежных, неустойчивых» форм трудовых отношений в полной мере касается и российского рынка труда [Анисимов 2017, с. 44]. В складывающихся условиях фактор человеческого капитала (накопленных индивидом образовательных, профессиональных и квалификационных ресурсов) становится основополагающим в определении конкурентоспособности рабочей силы и ее способности адаптироваться к меняющейся среде рынка труда [Российский работник ... 2011, с. 60]. Выпускники вузов, только начинающие свою трудовую деятельность, не обладают значительным человеческим капиталом, что ослабляет их конкурентные позиции на рынке труда и повышает риск оказаться в категории безработных [Смирнов 2015, с. 21]. Соответственно существенно возрастает роль трудовых посредников в адаптации выпускников к условиям современного рынка труда. В этой связи для разработки и реализации новых государственных программ, направленных на

снижение уровня безработицы и содействие занятости, актуальность приобретают исследования практик поиска работы.

С целью получения данных ситуации с занятостью выпускников на региональном рынке труда, в том числе о наиболее значимых ее аспектах (спрос и предложение, характеристики выпускников вузов и их соответствие требованиям работодателей, способы снижения остроты проблемы молодежной занятости и трудоустройства выпускников вузов и др.), в ноябре 2017 г. автором был проведен опрос экспертов, вовлеченных в процессы регулирования занятости и содействия трудоустройству - сотрудников Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения и подведомственных центров занятости населения (п=50, административный персонал - 36 %, специалисты, работающие непосредственно с соискателями - 64 %).

При оценке ситуации с наличием квалифицированных специалистов в регионе мнения опрошенных разделились в равной степени между вариантами «нужных специалистов достаточно» и «специалистов в целом не хватает». Для объяснения данной ситуации необходимо обратиться, во-первых, к статистическим данным о рынке труда региона, во-вторых, - к комментариям экспертов по выбранным вариантам ответов.

Уровень регистрируемой безработицы на рынке труда Республики Мордовия стабилен на протяжении последних четырех лет и составляет 0,8 % (~ 4,2 тыс. человек), коэффициент напряженности (численность незанятых граждан в расчете на одну вакансию) равен 0,7 (в Приволжском федеральном округе - 0,8, а в Российской Федерации в целом - 0,9). Таким образом, на основе статистического материала ситуацию на региональном рынке труда можно оценить как достаточно благоприятную [Мордовия ... 2017, с. 117]. Подобное мнение разделяет половина опрошенных экспертов, однако четверть из них заявляет при этом, что наблюдается дефицит кадров в отдельных сферах экономики (строительстве, медицине, сельском хозяйстве). Эксперты, считающие, что регион испытывает нехватку специалистов, дополняют список работниками инженерно-технической отрасли и специалистами рабочих профессий. Таким образом в регионе наблюдается дефицит специалистов, несмотря на «статистическое благополучие» в целом.

Он связан с несбалансированным спросом и предложением на рынке труда, что соответствует общероссийской тенденции [Минэкономразвития ... 2018].

В этой связи экспертам был задан вопрос об основных проблемах, существующих на молодежном рынке труда региона. Отток квалифицированных кадров эксперты включили в число наиболее острых проблем. В то же время трудовая миграция является одним из эффективных механизмов преодоления трудностей, связанных с переходом выпускников вузов из академической среды на рынок труда. Прибегая к миграции, соискатели достигают следующих целей: во-первых, фактического трудоустройства - при этом регионы с низким уровнем социально-экономического развития, имеющие меньшую емкость рынка труда, «теряют» до трети и более (42,8 % в Республике Мордовия) выпускников вузов; во-вторых, приобретают возможность повышения уровня дохода - суммы выплат уехавшим выпускникам оказываются выше, чем оставшимся в регионе (показатель превышает суммы выплат оставшимся в среднем в 1,3 раза) [Портал мониторинга ... 2016]. Заметим, что по данному вопросу в оценке значения миграции как для рынка труда, так и для выпускников вузов наблюдается высокий уровень согласованности мнений экспертов. Среди ответов опрошенных на открытые вопросы преобладают следующие комментарии:

Отток молодых кадров идет в основном в крупные города с большим количеством вакансий и с более высокой заработной платой. Для молодежи это плюс не только в улучшении качества жизни, но и расширении возможностей профессионального и личностного роста. Уезжают наиболее сильные и мобильные молодые специалисты, что не может не сказаться на кадровом потенциале республики.

Положительный момент состоит в том, что молодые специалисты не остаются без работы, пусть не всегда, но находят работу по специальности и с достойной оплатой труда, тем самым происходит утечка молодых и перспективных специалистов.

С одной стороны, происходит повышение благосостояния уехавших, а с другой - «утечка мозгов» из региона.

К комментариям экспертов считаем важным добавить, что выбывшее население не считается безработным, не претендует на свободные вакансии (что ведет к снижению коэффициента

напряженности на рынке труда) и в целом благоприятно влияет на статистические показатели при фактическом снижении экономического потенциала региона. При этом миграционная активность молодежи не только ослабляет социальную напряженность на рынке труда, но и способствует профессиональному продвижению, освоению новых видов деятельности и взаимообмену информацией между «домашним» и более развитым в социально-экономическом плане принимающим регионом.

Другой серьезной проблемой для молодежного рынка труда региона эксперты назвали несоответствие специальностей (направлений подготовки) молодых кадров потребностям экономики региона. Мнения экспертов относительно соответствия спроса на выпускников вузов существующему предложению на региональном рынке труда распределились следующим образом: треть респондентов считает, что в количественном аспекте спрос соответствует предложению, а две трети констатируют несоответствие как в количественном, так и в качественном аспектах. В комментариях к ответам эксперты выделяют следующие причины возникновения подобного дисбаланса: снижение авторитета и статуса рабочих профессий, осуществление профессиональной подготовки обучающихся без учета потребностей рынка труда и требований работодателей. Следовательно опрошенные говорят об ослаблении, а нередко и о полной потере связи между рынком труда и институтом образования, что существенным образом осложняет процесс трудоустройства выпускников вузов. В современных условиях вектор развития высшего образования во многом определяется не потребностью экономики в специалистах, а спросом абитуриентов на образовательные услуги, что подтверждают исследования Г. А. Ключарева, который обращает внимание на противоположные оценки перспективности и востребованности многих специальностей представителями сферы высшего образования и работодателей: первые к числу перспективных относят специальности, имеющие наибольший спрос среди абитуриентов, вторые - на рынке труда [Ключарев 2015, с. 50].

Третью проблему можно представить в ряд социально-экономических факторов, характеризующих состояние рынка труда в регионе. Институциональная теория как методологическая основа

исследования занятости выпускников позволяет рассматривать проблему в широком контексте, включая экономические, формальные (законы и правила) и неформальные (общие убеждения, нормы и обычаи) социальные институты, которые формируют условия осуществления социальных действий и взаимодействий на рынке труда ^иап 2014, с. 138]. Следовательно, проблема безработицы среди выпускников неотделима от социально-экономической и демографической ситуаций в регионе. К числу характеристик рынка труда, осложняющих поиск работы выпускниками вузов, эксперты относят теневизацию трудовых отношений и неформальный характер использования трудовых ресурсов, рост числа граждан трудоспособного возраста, рост числа работающих пенсионеров, недостаток финансовых ресурсов на модернизацию и развитие производств, отсутствие цивилизованных конкурентных отношений на республиканском рынке труда.

По вопросу наиболее востребованных видов помощи, за которой в органы службы занятости обращаются выпускники вузов, наблюдается высокая согласованность экспертных мнений. Наиболее часто выпускники обращаются для того, чтобы зарегистрироваться в качестве безработного, получить юридическую консультацию и индивидуальные рекомендации по поиску работы. Данное обстоятельство связано в большей степени с несформированными представлениями у выпускников о технологиях поведения на рынке труда и отсутствием навыков самостоятельного поиска работы, что ставит перед службой занятости и образовательным учреждением задачи развития системы информирования и программ социально-профессионального сопровождения молодежи по вопросам занятости и карьеры до окончания ими учебного заведения.

Долю обращавшихся за помощью в органы государственной службы занятости выпускников вузов эксперты в среднем оценили в 19 % (медиа на 17,5) от общего числа обращавшихся. На практике количество выпускников вузов Республики Мордовия, которым в течение 2017 г. были предоставлены государственные услуги содействия занятости, составило 319 человек, из них на 1 января 2018 г. 34 человека состояло на регистрационном учете [Информационный портал ...]. Подобная ситуация, на наш взгляд, связана с бюрократизированным и длительным процессом постановки

на учет: соискателям необходимо предоставить пакет документов (документы, подтверждающие получение основного и дополнительного образования; трудовая книжка, справка о среднемесячном доходе за три месяца и т. д.) в подразделения службы и написать соответствующее заявление. Постановка на учет происходит в течение 10 дней после обращения в случае, если сотрудниками центра не подобрана подходящая вакансия. В этой связи выпускники, обратившиеся за регистрацией в качестве безработных, часто ограничиваются получением юридической консультации и индивидуальных рекомендаций по поиску работы.

Немногим реже молодые обращаются за помощью в организации прохождения стажировки для выпускников профессиональных образовательных организаций и по вопросам прохождения профессиональной переподготовки. Причина, на наш взгляд, заключается в низкой информированности соискателей не только о возможностях, которые предоставляют указанные программы содействия занятости (получение практических навыков, адаптация в профессиональной среде, установление связей с потенциальными работодателями и др.), но и о существовании подобных программ в целом.

Наименее востребованными услугами, по свидетельствам экспертов, оказались помощь в трудоустройстве на определенное место работы и подбор вариантов из банка вакансий. Низкий интерес к подобным услугам связан главным образом с развитием информационно-коммуникационных технологий и возрастанием уровня доверия к социальной интеракции в виртуальном пространстве. Подобные практики становятся рутинными формами взаимодействия, дополняя и традиционные формы интеракций «соискатель-работодатель» и расширяя их возможности. На сегодняшний день портал «Работа в России» - официальный ресурс Федеральной службы по труду и занятости - аккумулирует предложения работодателей и в режиме реального времени представляет доступ к банкам вакансий и контактам организаций и предприятий в любом регионе страны, а частные специализированные сайты, кроме информации о вакансиях и работодателях предоставляют соискателям доступ к полезной для трудоустройства информации (например, советы по составлению резюме, поведению на собеседованиях и др.).

Трудности при трудоустройстве, с которыми сталкиваются выпускники, связаны как с объективными факторами внешнего фона, способными оказывать влияние на экономику и рынок труда, так и с «внутренними» - знаниями, навыками и компетенциями самих соискателей. Если говорить о «внутренних» факторах, которые оцениваются работодателями при приеме на работу молодых специалистов, то здесь оценки экспертов оказались весьма ожидаемыми.

Насколько различными являются оценки соответствия уровня теоретических знаний и социокультурных компетенций требованиям работодателей, настолько согласованным является мнение экспертов о несоответствии практических навыков предъявляемым требованиям. На наш взгляд, высокая дисперсия оценок теоретических навыков и социокультурных компетенций выпускников связана в первую очередь с влиянием человеческого фактора как со стороны соискателей (способности, темперамент, характер, качество полученного образования и др.), так и экспертов (психологические установки на оптимизм или пессимизм). С оценкой практических навыков ситуация обстоит совершенно иначе. Высокая консолидированность экспертных мнений свидетельствует о системной проблеме формирования профессиональных компетенций в вузах, во многом это следствие отсутствия готовности со стороны работодателей к активному сотрудничеству со сферой образования [Подольский 2016, с. 97].

Учитывая вышесказанное, мнения экспертов относительно наиболее эффективных методов, направленных на снижение показателей безработицы среди выпускников вузов, нельзя назвать неожиданными. Если говорить о наиболее действенных способах в борьбе с безработицей среди выпускников вузов, то к первоочередным эксперты отнесли меры институционального воздействия: оптимизацию образовательной сферы в соответствии с потребностями общества и рынка труда (76 %) и усиление контроля со стороны государства за планированием подготовки кадров (56 %). Предложенные экспертами меры направленны на снижение остроты характерной для регионального рынка труда проблемы несоответствия имеющегося количества и качества подготавливаемых вузами специалистов структуре спроса, предъявляемого работодателями [Ключарев 2015, с. 50]. Дополнить пакет предложенных

мероприятий, эксперты предлагают программами активного содействия занятости, а именно организацией финансирования со стороны организаций и предприятий развития молодых специалистов (46 %) и обеспечением стимулирования самозанятости населения (23 %). Как показывает практика, программы содействия занятости становятся важнейшей составляющей политики снижения безработицы, направленной на увеличение шансов трудоустройства безработных в кризисные периоды [Новая роль службы занятости ... 2014].

Приведенные оценки экспертов подтверждают наличие у выпускников вузов Республики Мордовия сложностей при выходе на рынок труда. Они связаны с социально-экономической и демографической ситуациями в регионе, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, а также слабым соответствием специальностей (направлений подготовки) молодых специалистов потребностям рынка труда. Снижение остроты этих проблем требует применения целостного подхода, обеспечивающего скоординированное участие нескольких заинтересованных сторон: органов государственной власти, образования и работодателей. Ведущая роль в этом процессе отводится органам государственной власти, а именно службе занятости как ключевому институту регулирования рынка труда. На основе результатов проведенного исследования можно выделить следующие направления реализации политики занятости:

- разработка и принятие превентивных мер противодействия безработицы среди выпускников вузов, предусматривающих внедрение динамичных механизмов обеспечения соответствия подготавливаемых высшим образованием кадров потребностям меняющегося рынка труда;

- решение текущих проблем, связанных с существующими диспропорциями на рынке труда, внедрение «антикризисных» программ, ориентированных на конкретные целевые группы (в том числе выпускников вузов) и отрасли, таких как: профессиональное переобучение и получение дополнительных специальностей, создание временных рабочих мест; стажировки на предприятиях и др.;

- активная работа с выпускниками до момента их выпуска, направленная на формирование навыков самостоятельного поиска

работы (составления резюме, карьерного плана, выбора каналов получения информации, подготовки к проведению собеседования, телефонных переговоров с работодателями, составления портфо-лио выпускника и т. п.), цель такой работы - подготовить выпускников к мобильному поведению на рынке труда и научить их полагаться не на социальные гарантии, а на собственные способности и инициативу.

Успех политики регулирования занятости в современных условиях во многом зависит от ее гибкости. В этой связи интенсификация институциональных взаимодействий «рынок труда - образование - государство» обеспечивается с целью оперативной реакции на изменения в структуре рынка труда для формирования у обучающихся недостающих знаний, навыков и компетенций, помогающих адаптироваться к условиям динамично меняющейся современной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимов Р. И. Труд в эпоху неопределенности // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 45-53. Зайцева О. А. Служба занятости в современных российских условиях: социолого-управленческий аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 23 с. Индивидуальная самозанятость, человеческий капитал и гибридная работа в условиях гигномики / Бегенхольд Д. [и др.]. // Форсайт. 2017. № 4. С. 23-32.

Информационный портал Службы занятости населения Республики Мор-дови / Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия. URL : trudrm.ru/stat.html Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов //

Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49-56. Набиулина К. А., Солодников В. В., Цыбикова Д. Г. Выпускники социологических факультетов на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 81-91. Медведев назвал трудоустройство выпускников вузов в РФ государственной проблемой // ТАСС информационное агентство. 2018. URL : tass. ru/obschestvo/4988526 Минэкономразвития: в России дефицит кадров, нужны рабочие из-за рубежа // Expert Online. 2018. URL : expert.ru/2018/02/9/mer-v-rf-defitsit-kadrov-nuzhnyi-rabochie-iz-za-rubezha

Мордовия : статистический ежегодник. Саранск : Мордовиястат, 2017. 439 с.

Новая роль Службы занятости как интегратора государственной политики в сфере занятости / Институт управления социальными процессами. 2014. URL : hse.ru/org/projects/123844958

Подольский О. А., Погожина В. А. Ключевые компетенции выпускников и молодых специалистов при приеме на работу // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. №1. С. 96-103.

Портал мониторинга трудоустройства выпускников. Минобрнауки РФ. URL : vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016

Российский работник: образование, профессия, квалификация: монография / под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. М., 2011. 576 с.

Смирнов А. И. Проблемы трудоустройства молодых людей после службы в армии по призыву // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 19-30.

ЧилипенокЮ. Ю. Социальное взаимодействие на рынке труда: теоретико-методологические основы изучения // Вестник ННГУ. 2012. № 1. С. 370-375.

Guan Y. New job market entrants' future work self, career adaptability and job search outcomes: Examining mediating and moderating models / Y. Guan, Y. Guo, M. Bond // Journal of Vocational Behavior. Vol. 85. Issue 1. August 2014. P. 136-145.

The Gig Economy Is Here / Kelly Services Inc. URL : kellyservices.com/global/ workforce-trends/workforce-trends-reports/gig-economy/workforce-to-workfit/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.