Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства выпускников вузов на рынке труда РСО-Алания'

Проблемы трудоустройства выпускников вузов на рынке труда РСО-Алания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВУЗА / GRADUATE / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / БЕЗРАБОТНЫЙ / UNEMPLOYED / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT SERVICE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Созаев Константин Губадиевич

Важной специфической особенностью в деятельности высших учебных заведений Северо-Кавказских республик, в том числе и Республики Северная Осетия-Алания, является необходимость учета вузами сложной ситуации на рынке труда (трудоизбыточности), что нередко создает непредвиденные препятствия для успешного трудоустройства выпускников не только по специальности, но даже в соответствии с полученной квалификацией. В связи с этим, в статье рассматривается современное состояние молодежного рынка труда в РСО-Алания, выявляются факторы, которые препятствуют молодым специалистам успешному трудоустройству, получении престижной и высокооплачиваемой работы после окончания вуза. В рамках представленной статьи обобщается положительный опыт эффективной организации работы, проводимой администрациями Северо-Кавказского горно-металлургического института и Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова по успешному продвижению своих выпускников на рынок труда. В институте для выпускников создаются различные возможности, облегчающие поиск и трудоустройство на работу по направлению и профилю подготовки. На основе анализа различных источников, а также своих собственных исследований, автором сформулированы конкретные рекомендации для образовательных организаций по подготовке квалифицированных специалистов, востребованных работодателями. Теоретические положения, изложенные в статье, подкрепляются нормативно-правовыми законодательными документами, выводы и заключение подтверждаются результатами собственных экспериментальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Созаев Константин Губадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF COLLEGE GRADUATES IN THE LABOR MARKET OF NORTH OSSETIA-ALANIA

An important specific feature in the activities of higher educational institutions of the North Caucasian republics, including the Republic of North Ossetia-Alania, is the necessity of considering universities in a difficult situation on the labor market (labor surplus), which often creates unforeseen barriers to the successful employment of graduates not only with a degree, but even in accordance with the obtained qualification. In this regard, the article discusses the current state of the youth labour market in North Ossetia-Alania, identifies factors that hinder young professionals successful employment, obtaining prestigious and well-paying jobs after graduation. In the framework of the presented article summarizes the positive experience of effective organization of work of the administrations of the North-Caucasian mining and metallurgical Institute and the North Ossetian state University after K. L. Khetagurov for the successful promotion of its graduates on the labour market. At the Institute for graduates are created various opportunities to facilitate the search of manpower to work in the direction and profile training. Based on the analysis of various sources and their own research, the author formulates concrete recommendations for educational institutions for training qualified specialists demanded by employers. The theoretical principles outlined in the article, supported by regulatory legal documents, a conclusion supported by the results of own experimental research.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства выпускников вузов на рынке труда РСО-Алания»

УДК 316

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА РСО-АЛАНИЯ

© 2016

Созаев Константин Губадиевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия

Аннотация. Важной специфической особенностью в деятельности высших учебных заведений СевероКавказских республик, в том числе и Республики Северная Осетия-Алания, является необходимость учета вузами сложной ситуации на рынке труда (трудоизбыточности), что нередко создает непредвиденные препятствия для успешного трудоустройства выпускников не только по специальности, но даже в соответствии с полученной квалификацией. В связи с этим, в статье рассматривается современное состояние молодежного рынка труда в РСО-Алания, выявляются факторы, которые препятствуют молодым специалистам успешному трудоустройству, получении престижной и высокооплачиваемой работы после окончания вуза. В рамках представленной статьи обобщается положительный опыт эффективной организации работы, проводимой администрациями Северо-Кавказского горно-металлургического института и Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова по успешному продвижению своих выпускников на рынок труда. В институте для выпускников создаются различные возможности, облегчающие поиск и трудоустройство на работу по направлению и профилю подготовки. На основе анализа различных источников, а также своих собственных исследований, автором сформулированы конкретные рекомендации для образовательных организаций по подготовке квалифицированных специалистов, востребованных работодателями. Теоретические положения, изложенные в статье, подкрепляются нормативно-правовыми законодательными документами, выводы и заключение подтверждаются результатами собственных экспериментальных исследований.

Ключевые слова: выпускник вуза, рынок труда, трудоустройство, работодатель, качество образования, безработный, служба занятости, конкурентоспособность.

THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF COLLEGE GRADUATES IN THE LABOR MARKET

OF NORTH OSSETIA-ALANIA

© 2016

Sozaev Konstantin Gubadievitch, candidate of historical sciences, assistant professor of sociology and social processes faculty of social welfare and management North-Ossetian state university after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. An important specific feature in the activities of higher educational institutions of the North Caucasian republics, including the Republic of North Ossetia-Alania, is the necessity of considering universities in a difficult situation on the labor market (labor surplus), which often creates unforeseen barriers to the successful employment of graduates not only with a degree, but even in accordance with the obtained qualification. In this regard, the article discusses the current state of the youth labour market in North Ossetia-Alania, identifies factors that hinder young professionals successful employment, obtaining prestigious and well-paying jobs after graduation. In the framework of the presented article summarizes the positive experience of effective organization of work of the administrations of the North-Caucasian mining and metallurgical Institute and the North Ossetian state University after K. L. Khetagurov for the successful promotion of its graduates on the labour market. At the Institute for graduates are created various opportunities to facilitate the search of manpower to work in the direction and profile training. Based on the analysis of various sources and their own research, the author formulates concrete recommendations for educational institutions for training qualified specialists demanded by employers. The theoretical principles outlined in the article, supported by regulatory legal documents, a conclusion supported by the results of own experimental research.

Key words: graduate, labour market, employment, employer, quality of education, the unemployed, the employment service, competitiveness.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью разрешения противоречия, сложившегося между современным рынком труда, формированием конкурентоспособной социально-востребованной личности и недостаточным уровнем подготовки вузами высокопрофессиональных, компетентных специалистов. Данное противоречие ведет к осложнению взаимоотношений вузовского образования и современного рынка труда, способствует возникновению серьезных проблем в процессе трудоустройства выпускников, не овладевших еще прочными профессиональными умениями и навыками, к безработице, последствия которой особо отрицательно сказываются на жизни и поведении молодых людей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В стране создана правовая база по вопросам регулирования труда и занятости молодых граждан, касающихся также выпускников вузов. Эти вопросы отражены и в Конституции РФ, в Трудовом Кодексе РФ и Законе РФ «О занятости населения в РФ». (Федеральный закон от 20 января 1996 № 36 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О занятости населения в РФ с изменениями и до-

полнениями (Российская газета от 25.07.2002.). В отечественной литературе вопросы регулирования и развития социальных отношений в сфере труда изучали В.П. Аветисян [1], Д.У. Албегова [2], М.И. Бекоева [3], В.Г. Бураева [4], В.С. Елагина [5], С.М. Похлебаев [5], К.Г. Созаев [6], Е.С. Шишкина [1] и др. Ценностные ориентации, мотивация профессиональной деятельности молодежи в изменяющихся социально-экономических условиях рассматривались в трудах Д.У. Албеговой

[7], Ю.Ю. Кондратьева, А.В. Петрова, З.М. Сабанов

[8], Л.Д. Филиогло [9], В.И. Чупрова, О.Ю. Щербакова [10] и др. Проблемы взаимодействия системы образования и рынка труда анализируются в работах М.И. Бекоевой [11], О.Б. Джатиева [12], Т.В. Комар [13], А.А. Коростелева [13] и др. [14-000]. Теория и практика трудоустройства выпускников высших учебных заведений освещается в трудах Л.А. Гагиевой [21], А.П. Левина [22], З.М. Сабанова [23] и др. [24-31].

Формирование целей статьи (постановка задания). На уровне Северо-Кавказского ФО и РСО-Алания проблемы трудоустройства молодых специалистов рассматриваются в работах Д.У. Албеговой [7], М.И. Бекоевой [3], Гагиевой [21], З.М. Сабанова [8] и др. Однако данные труды освещают отдельные аспекты рассматриваемой темы. Целью же предлагаемой работы является осуществление целостного подхода по изучению проблем и трудностей, с которыми сталкиваются выпускники ву-

зов РСО-Алания и получение социальной информации о факторах и особенностях этого процесса, чтобы предложить конкретные меры и способы по его оптимизации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Несомненно, в нашей стране, в условиях перехода на рыночные отношения, предприняты важные шаги по созданию эффективной системы содействия трудоустройству выпускников высшей школы. В этом плане важным подспорьем служит разработка вневедомственной программы содействия трудоустройству и адаптации выпускников на рынке труда, основной целью которой является создание системы организаций, осуществляемых комплексное консультационное, информационное и образовательное содействие в трудоустройстве выпускников учреждений высшего образования. О том, что ситуация с молодежной безработицей в РСО-Алания стала поистине одной из острейших в условиях перехода страны к рыночным отношениям, свидетельствуют следующие данные:

Так, в последние два года из всей численности населения региона 704-705 тысяч человек, молодых людей (16-29 лет) насчитывается 160 тысяч человек Из них доля лиц, окончивших функционирующие в республике 12 вузов и 20 учреждений среднего профессионально-технического образования - более 13,5 тысяч дипломированных специалистов, среди которых 10,5 тысячи составляют выпускники вузов. В органы службы занятости в 2015 году из них обратились за содействием в трудоустройстве - 3257 человек.

Сейчас в вузах республики созданы и функционируют центры и отделы по содействию трудоустройства выпускников. Республиканская служба занятости совместно с вузами предпринимает различные меры по сглаживанию остроты проблемы занятости выпускников. Так, молодым людям подбирают работу, в том числе, временного характера, их направляют на стажировки, профессиональное переобучение, оказывают финансовую поддержку в самостоятельной организацию своей трудовой занятости, предоставляют услуги по профессиональной ориентации, психологической поддержке, социальной адаптации. В целом, различные услуги в рамках Государственной программы РСО-Алания «Содействие занятости населения» на 2014-2018 годы получат 17 тысяч молодых людей, в том числе, учащиеся выпускных классов средних общеобразовательных школ, с которыми ведется превентивная работа [6]. Однако, к сожалению, с учетом кризисного состояния нашего общества, сокращения бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по содействию занятости выпускников вузов, указанные меры не могут оптимизировать проблему молодежной безработицы, то есть ситуация с занятостью все больше ухудшается.

Как показывают социологические исследования, руководители организаций и учреждений, в особенности те из них, которые связаны с производством, обнаруживают невысокую заинтересованность в трудоустройстве «вчерашних» студентов, которую они объясняют неготовностью выпускников к самостоятельному выполнению с первых дней трудовых обязанностей, обусловленных целым рядом причин. Среди этих причин предприниматели называют: неумение соискателя работы продемонстрировать свои профессиональные качества на собеседовании, недостаточный уровень теоретической и практической подготовки (В.Г. Бураева), наличие завышенной оценки своего личного и профессионального потенциала, нежелание начинать профессиональную карьеру с низших ступеней, завышенные ожидания по уровню заработной платы и т.д. Указанные причины объясняются, во-первых, уже существующими недостатками в вузовской подготовке; во-вторых, субъективными оценками своего потенциала самими выпускниками [4, с. 31-35]. Соглашаясь с мнением перечисленных выше авторов о наличии противоречия 358

между желаниями и способностями выпускников и притязаниями их на трудоустройство, считаем нелишним отметить факт о существовании на практике и других причин отказа достойным соискателям работы многих работодателей, связанных с их субъективным подходом при подборе кадров, предоставление вакантных мест по клановому, «чиновничьему» принципу, родственным связям, кумовства. Причем работодатели не утруждают себя выявлением талантов, работоспособности и умений выпускников, как говорится «пахать», хотя, быть может, зачисляемые в штат организации кандидаты значительно слабее и не соответствуют предъявляемым к работнику требованиям. Такого рода случаи не единичны, уже имеют распространенный массовый характер. Это подтверждают и данные социологического исследования. Так, при ответе на вопрос «Что, на ваш взгляд, в РСО-Алания играет главную роль при устройстве на работу? - 56% из респондентов указали на знакомства и связи, 25% уверены, что любое рабочее место можно купить, и только 19% считают определяющим фактором при трудоустройстве профессионализм соискателя. Выяснялся и вопрос о доверии и недоверии при поиске работы к службе занятости региона. В анкете был предусмотрен вопрос: «Как вы считаете, реальна ли помощь службы занятости населения РСО-Алания в поиске работы»? В ответ 37% респондентов считают, что служба занятости не поможет найти работу, 25% из опрошенных выбрали другие варианты ответа. Следующий вопрос о том, чье мнение важнее для респондента при поиске работы? -25% доверяют друзьям, 13% воспользуются помощью родителей, столько же молодых людей собираются обратиться в службу занятости, 19% из них готовы воспользоваться всеми средствами, 18% респондентов выбрали другие варианты [5].

И все же надо признать и справедливость претензий работодателей, которые они предъявляют к профессиональной подготовке молодых специалистов. Несомненно, что в деятельности вузов, к сожалению, имелись и имеются немало проблем и трудностей в процессе обучения и воспитания специалистов. Так, в 2011 году лишь 19% россиян были удовлетворены российским образованием; 38% жителей страны считали, что качество нашего образования неудовлетворительно, 55% выпускников школ идут в вуз, чтобы хорошо учиться, стать, насколько это возможно настоящим профессионалом в избранной сфере, 36% выпускников школ идут в вуз, чтобы найти себе будущую работу, установить контакты с работодателями, 25% хотят в университете научиться самостоятельной жизни, приобрести навыки взрослой жизни [6].

Отмечая данный факт, на семинаре «Трудоустройство выпускников учреждений образования» , прошедшего на базе СОГУ им К.Л Хетагурова, профессор В.В. Кузьменко, в ответ на претензии представителей бизнеса к качеству подготовки вузами молодых специалистов, подчеркнул, что «в процессе обучения в университете даже не самые лучшие студенты поднимаются на принципиально иной уровень интеллектуального развития и они приобщаются не только к профессиональным знаниям, которые помогают им адаптироваться к непростым тенденциям на рынке, но и воспитываться в традициях патриотизма, сбалансированности социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений. В этой связи, по мнению В.В. Кузьменко сокращение численности студентов в вузах СКФО нельзя считать приемлемым вариантом разрешения данной социальной проблемы. Нужно лишь стремится к достижению того, чтобы получаемые студентом знания в вузах, носили более практический характер. Для этого необходимо откорректировать содержание основных образовательных программ и учебных планов специальностей и направлений подготовки совместно с представителями бизнес-сообщества с целью внесения корректив в соответствии с компетентностным подходом, которые требуются вы-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

пускникам для успешной работы в малом и среднем бизнесе» [8].

Особо остро стоит вопрос о повышении качества образования, а с этой целью и осуществление в образовательном процессе компетентностного подхода в новом Федеральном Государственном стандарте высшего образования (ФГОС ВО 3+), Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12 2012 г. №273-ФЗ) и других нормативно-правовых актах. В соответствии с ними организация образовательного процесса в вузе в значительной степени призвана ориентироваться на индивидуализированное, активное и самостоятельное овладение студентом теорией и практикой знаний. В этой связи следует констатировать, что в последние годы в деятельности коллективов высших учебных заведений в указанном направлении наметились определенные позитивные тенденции. Результатом компетентностно-ориентированного обучения выступает освоение студентами опыта выявления проблем, приобретение навыков их исследования, проектирование, сотрудничество для получения продукта собственной деятельности, оценки его качества и возможностей, применение новых технологий [5, с. 571-575]. Важно отметить, что нынешняя концепция модернизации процесса повышения качества образования в рамках компетентного подхода в вузах нацелено на включение в содержание и организацию обучения, как непосредственных участников образовательного процесса, так и заинтересованных в результатах данного процесса работодателей, родителей обучающихся и других лиц. Отсюда профессиональную подготовку специалиста в условиях рыночных отношений необходимо рассматривать как способность того или иного вуза удовлетворять, с одной стороны, потребности рынка труда в специалистах соответствующей квалификации, с другой - потребности личности-студента в получении конкурентоспособных профессиональных знаний, а также знаний самоорганизации и саморазвития [10].

В соответствии с новой концепцией образования вузы РСО-Алания сосредотачивают свои усилия как на главном показателе своей деятельности - качестве подготовке специалистов, так и на востребованности выпускников на рынке труда, их деловой карьере. Так, в ряде вузовских коллективов - СОГУ им К.Л. Хетагурова, Северо-Кавказского горно-металлургического института, профессиональная ориентация студентов прибрела более активный характер, чем прежде. Эта работа в вузах ведется комплексно: с одной стороны, в соответствии с компетентностным подходом, изменяются методы руководства учебной деятельностью студентов, вводятся новые формы и методы обучения, способствующие приобретению учащимися профессиональных знаний, умений; с другой стороны, активно перестраиваются подходы к организации учебных и производственных практик студентов, деятельности созданных ими центров и служб по содействию трудоустройства выпускников, активизации контактов с профильными организациями, предприятиями, учреждениями, с Государственной службой республики по вопросам трудоустройства выпускников, с кадровыми агентствами.

Многостороннюю деятельность по обучению и воспитания выпускников ведет коллектив Северо-Кавказского Горно-металлургического института. Созданный в вузе Центр содействия по трудоустройству выпускников оказывает помощь молодым специалистам в поиске работы в соответствии со специальностью, отвечающей запросам и индивидуальным требованиям выпускников. Работа эта ведется на основе базы данных выпускников, организации всех видов практик студентов. Сотрудники Центра организуют активное сотрудничество с предприятиями и организациями, государственной службой занятости, поиска свободных вакансий через организацию ярмарок вакансии, семинаров-тренингов, презентаций предприятий и организаций, на которых могут успешно

трудоустроиться выпускники вуза. Центром содействия по трудоустройству регулярно размещается на официальном сайте вуза страница, на которой отражены основные направления его деятельности, ведется опрос: «Кадровые предпочтения работодателей и их требования к молодым специалистам». Такой опрос позволяет изучать потребности и предпочтения работодателей на рынке труда, устанавливать контакты и взаимодействие их с вузом в процессе подготовки и трудоустройству специалистов. Работодатели могут размещать на сайте заявки для подбора кадров из выпускников и студентов на временную работу в период практик, а также свои требования к соискателям. В разделе сайта имеется «обратная связь», каждый пользователь может обратиться к сотрудникам Центра в индивидуальном режиме и получить ответ на интересующий вопрос, а заинтересованные в той или иной вакансии могут заполнить анкету и свое резюме на сайте Центра www.job.skgmi.ru. Центр, в целях содействия трудоустройству выпускников, активно использует и социальные сети, участвуя в сообществе «Жизнь СКГМИ», «В контакте», подписчиками которого являются более 400 человек. В социальной сети «Одноклассники» принимает участие более 2500 выпускников вуза. Центр проводит и консультационную работу по вопросам самопрезентации, профориентации и информировании о состоянии рынка труда.

Большое внимание уделяется сотрудниками Центра и разработке учебно-методических пособий с рекомендациями в помощь выпускникам в трудоустройстве, к примеру, о секретах самопрезентации, способах поиска работы по грамотному составлению резюме, о способах поиска работы на практике, на интернет- сайтах.

Пользуются популярностью среди выпускников буклет под названием «На старт. Внимание. Карьера», пособие «Адаптация выпускников к первичному рынку труда», методические рекомендации по стажировке выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействия трудоустройству «Чего хотят работодатели», «Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха в поиске работы» и др. В итоге по одному из главных показателей качества вузовской работы - по степени коэффициента трудоустройства выпускников, лучший результат по итогам 2013 среди вузов СКФО, согласно рейтингу координационно-аналитического центра Министерства образования и науки РФ, присужден СКГМИ [2].

В 2014 году на основе договоренностей с организациями и предприятиями, 80% выпускников (770 человек) были трудоустроены в структурах стратегических партнеров вуза, 46 человек продолжали обучение в магистратуре и аспирантуре, 87 человек призваны на службу в ряды Вооруженных сил РФ, лишь 21 выпускников (2 %) состоят на учете в Комитете занятости. По результатам мониторинга Министерства образования и науки, (показатели эффективности) из 7 баллов СКГМИ получил в 2014 году 3, а в 2015 году получил 5 баллов, средний балл ЭГЭ по всем специальностям и формам обучения составил в 2014 году 62,19 баллов, а в 2015 году - 51,03 балла.

В условиях внедрения в образовательный процесс вузов компетентного похода, в деле подготовки высококвалифицированных специалистов сегодня, как отмечают ученые и специалисты, ключевую роль играет выбор молодым человеком той или иной профессии, реальная оценка своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, чтобы уже на этом этапе быть ориентированным на рынок труда, при необходимости решать проблемы своего жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов и т.д. [11]. В этой связи, в настоящее время, как подчеркивает руководитель Комитета по трудоустройству и занятости РСО-Алания Л. Каболова, особое значение приобретает проблема взвешенного подхода молодежи при выборе профессии.

Сегодня определяющее влияние на молодого человека, стоящего на пороге выбора профессии оказывают родители, старшие братья, ближайшие родственники, часто не учитывающие ни способности, ни склонности своих детей. В результате, главной целью молодого человека становится не получение знаний, а лишь диплома о высшем образовании, а порой и не одного. При этом пальму первенства здесь держат «юристы» и «экономисты», так как большинство опрашиваемых респондентов полагают, что именно эти специальности позволят им после окончания вуза занять определенное положение в обществе [5].

Однако, как свидетельствуют данные, практика опровергает подобные утверждения, сегодня именно эти «статусные» специальности имеют большинство в списке молодых людей, ищущих работу. В многоэтапном социологическом исследовании, проведенном нами в 2009-20013 годах в коллективах ряда факультетов СОГУ им К.Л. Хетагурова, СКГМИ. Горского аграрного университета была выдвинута гипотеза о том, что в современных условиях большинство из студентов поступают в вузы не по призванию и интересу к специальности, а по мотиву поступить куда-то, чтобы по окончании учебного заведения найти высокооплачиваемую работу и сделать достойную карьеру.

Результаты опроса показали, что выбрали специальности, исходя из интереса к будущей профессии - 49,2% из студентов-гуманитариев и 51,5% из технических факультетов; «желание получить высшее образование независимо от специальности» - 31,7% гуманитариев, 35,3% - из естественно-технических наук. Как видно, из ответов, данными респондентами, процент тех из них, которые избрали профессию ради того, чтобы лишь получить диплом о высшем образовании, достаточно высок - из гуманитариев - 31,7% и из студентов естественно-технических специальностей - 35,3 %. Изучались также намерения старшекурсников по поводу решения проблемы трудоустройства после завершения обучения в вузе. Было выявлено, что лишь 45,5% юношей и около 45% девушек могут трудоустроиться после окончания вуза, 43% юношей надеются трудоустроиться с помощью родителей, родственников и друзей, около 39,5% девушек не представляют себе, как будут трудоустраиваться [6].

Таким образом, в сложной и многоаспектной проблеме трудоустройства выпускников вузов РСО-Алания, исходным фактором выступает слабая осведомленность старшеклассников об избираемых профессиях, незнание ими своих способностей и профессионально значимых качеств. Как это видно из анализа мотивов поступления выпускников в вуз, достаточно высок процент лиц, которые поступили в вуз ради получения диплома, что соответственно обусловливает их пассивность и равнодушие в овладении профессиональными знаниями в ходе учебного процесса в вузе, построении ими своей будущей профессиональной карьеры.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Чтобы оптимизировать данную ситуацию, требуется более активное проведение профориентационной работы среди выпускников средних общеобразовательных школ. Ключевой задачей здесь является предоставление будущим абитуриентам вузов адекватной информации о профессиях, предъявляемых профессией к человеку, возможностей профессионального обучения, с тем, чтобы будущий студент осознал свои профессиональные способности и склонности. Требуются меры по дальнейшему повышению вузами качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями социально-экономических структур и рынка труда. С этой целью следует в образовательном процессе сбалансировать соотношение общетеоретических дисциплин с практическими знаниями, ориентирующими на профессиональную деятельность студентов, значительно больше, чем прежде, уделять внимание в учеб-360

ном процессе использованию тех методов обучения, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, интеграции учебного процесса с научными исследованиями и практикой. Активно и целенаправленно вести работу по налаживанию связей и контактов вузов с различными организациями и учреждениями, заключение с ними договоров на устройство выпускников на работу, проведение студентами практик и др. Важно скоординировать деятельность вузовских центров по содействию трудоустройства выпускников с работодателями по выработке ими единых требований, предъявляемых к молодым специалистам-соискателям работы рынком труда, представив их в виде структурированной схемы или модели выпускника вуза, с определением приоритетных компетенций, детализировать их содержание, компонентный состав, с тем, чтобы внести в процесс подбора работодателями соискателей - выпускников больше объективности и справедливости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аветисян В.П., Шишкина Е.С. Конкурентоспособность выпускника вуза глазами работодателя // Основы экономики, управления, права. Выпуск №3 (15). 2014. С. 3.

2. Албегова Д.У. Реализация контекстного обучения как педагогического условия интеграции различных видов деятельности студентов //News of Science and Education. 2016. Т. 6. С. 54-57.

3. Бекоева М.И. Интеграция европейских образовательных систем как основа развития международного образовательного пространства //Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №5(64). С. 191-196.

4. Бураева В.Г. Педагогические основы формирования профессиональной мобильности студентов в современных условиях //News of Science and Education. 2016. Т. 6. С. 31-35.

5. Елагина В.С., Похлебаев С.М. Компетентностный подход к организации обучения в педагогическом вузе //Фундаментальные исследования. 2012. №3-3. С. 571575.

6. Созаев К.Г. Проблема оптимизации самостоятельной работы студента в учебном процессе вуза на основе компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов //Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58). С. 920-924.

7. Албегова Д.У. Контекстный подход как основа системного повышения качества высшего образования //Уральский научный вестник. 2016. Т. 5. № -2. С. 56-58.

8. Сабанов З.М. Деятельность специалиста по социальной работе в отделении социальной реабилитации комплексных центров социального обслуживания населения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 290-292.

9. Филиогло Л.Д. Наука и образование как факторы инновационной активности промышленных предприятий //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 101-105.

10. Щербакова О.Ю. Кадровый потенциал в контексте социально-экономической характеристики региона //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 112-114.

11. Бекоева М.И. Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая проблемы трудоустройства выпускников вуза //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 27-30.

12. Джатиев О.Б. Компетентностный подход к формированию педагогической культуры сотрудников автошколы //News of Science and Education. 2016. Т. 6. С. 67-72.

13. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности //

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.

14. Несмеянова Е.И. Новые реалии рынка труда россии и их влияние на менеджмент компании // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 131-136.

15. Щербакова О.Ю. Вопросы взаимодействия потребностей кадрового потенциала региона и спроса рынка труда // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 207-209.

16. Щербакова О.Ю. Вопросы интерпретации понятия «рынок труда» в контексте современности // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 140-143.

17. Голубкова И.В., Амутнов А.И. Женская безработица на рынке труда Пензенской области // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 16-18.

18. Шумилова О.Н. Мониторинг рынка труда как условие формирования эффективного имиджа вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 153-156.

19. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15-18.

20. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

21. Gagieva L. Methodological bases and structural components of pedagogical culture //Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 134-137.

22. Левина А.П. Формирование рынка труда выпускников вузов в условиях моноструктурной экономики: социологический аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 46-49.

23. Сабанов З.М. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в современном обществе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 293-296.

24. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное ориентирование современной российской молодежи: структурный анализ // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 11-15.

25. Медведева Н.Р., Киндаев А.Ю. Гендерное неравенство при трудоустройстве выпускников вузов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2013. № 8 (12). С. 309-314.

26. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

27. Горбачева Н.Б. Изучение молодежи в социологическом аспекте // Балтийский гуманитарный журнал.

2014. № 4. С. 57-60.

28. Леонидова Г.В., Устинова К.А. Образовательный потенциал молодежи как ресурс модернизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 172-178.

29. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59.

30. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на качественные характеристики современного человека // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.

31. Дубровина Л.В. Опыт и проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов для предприятий малого бизнеса в сфере услуг // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 112-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.