педагогические науки
Цораева Фатима Николаевна РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ...
УДК 373.6
РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
© 2016
Цораева Фатима Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)
Аннотация. Основной вклад в процесс подготовки высококвалифицированных кадров вносят образовательные организации высшего образования. Как известно, процесс подготовки специалистов по новым направлениям и инновационным педагогическим технологиям, соответствующим основным образовательным программам, осложняется низкой социально-компетентной подготовкой абитуриентов. В то же время в современной педагогической концепции организации учебно-воспитательной деятельности студентов личностное и профессиональное становление выпускника - будущего специалиста выступает ведущим фактором воздействия на образовательный процесс и считается профессиональной обязанностью каждого члена профессорско-преподавательского состава под руководством заведующего кафедрой. Профессорско-преподавательский состав образовательной организации педагогические условия для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в конкретной образовательной организации. Исходя из этого, статья посвящена исследованию роли и места внеаудиторной деятельности образовательной организации в личностном развитии и профессиональном становлении студентов - будущих специалистов. Это тем более актуально в условиях современного рынка труда для формирования у них профессиональной мобильности, конкурентоспособности и способности к саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию. В данной статье авторы представили результаты деятельности и достижения студентов на различных внеаудиторных культмассовых мероприятиях регионального и всероссийского уровней.
Ключевые слова: внеаудиторная работа, высшее образование, студенческая среда, профессиональное становление, личностное развитие, профессиональное самоопределение, информационное общество.
ROLE OF ACTIVITIES EXTRACURRICULAR PERSONAL-PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS
© 2016
Tzoraeva Fatima Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of primary and preschool education North Ossetian State University named K.L. Hetagurov (362025), Russian Federation, Vladikavkaz, Vatutina st., 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)
Abstract. The main contribution to the process of preparation of highly qualified personnel make educational institutions of higher education. As is known, the process of training of specialists in new directions and innovative teaching techniques, the appropriate basic educational programs is complicated by the low socio-competent training students. At the same time in the modern pedagogical concept of the organization of educational activity of students personal and professional development of graduates - the future specialist is the lead factor in the impact on the educational process and is considered a professional duty of every member of the teaching staff led by head of the department. The teaching staff of educational institution pedagogical conditions for effective organization of educational process in a particular educational institution. Accordingly, the article is devoted to the study of the role and place of extracurricular activities of an educational organization in personal development and professional growth of students - the future experts. This is even more relevant in today's labor market for the formation of their professional mobility, competitiveness and ability to self-development, self-education and self-improvement. In this paper, the authors presented the results of the activities and achievements of students in various extracurricular cultural actions of the regional and nationwide levels.
Keywords: extracurricular work, higher education, student environment, professional development, personal development, professional self-determination, the information society.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В социальной структуре общества студенчество занимает одно из главных мест. По статистическим данным, в России на 10 тысяч населения приходится 520 студентов. Это показатель, признанный всеми международными организациями как уровень образованности населения страны, является одним из самых высоких на мировой образовательной платформе. Современная студенческая молодежь отличается творческим потенциалом, высоким уровнем склонности к личностному самоутверждению и профессиональному самоопределению, инициативным подходом к практическому участию в социальных преобразованиях страны, собственным взглядом на различные стороны общественной жизни, индивидуальными социальными ориентациями. Немаловажная роль в совершенствовании воспитательной работы обучающихся отводится кафедрам вуза (Я.С. Аксарина) [1], на которые в первую очередь возложена ответственность за личностное становление и развитие студентов, формирование у них профессиональной мобильности и конкурентоспособности (М.И. Гаврилова, И.Н. Одарич ) [2], развитие творческих, научных, исследовательских способностей, в совокупности определяющих уровень профессиональной компетентности квалифицированного специалиста, отвечающего требованиям современного
рынка труда.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профессионального становления и роста, личностного развития, а также формирования общекультурных компетенций у студентов - будущих специалистов показал, что создана фундаментальная база для ее исследования и совершенствования (Я.С. Аксарина [1], С.А. Амбалова [3], М.И. Бекоева [4], В.В. Гутман [5], О.В. Катуржевская [6], А.А. Коростелев [7], Т.В. Комар
[7], Н.В. Шкляр [5] др.). Концептуальной основой совершенствования личностного развития и профессионального становления студентов стали исследования А.Ф. Зубкова [8], Г.Ф. Исламгулова [10], Н.В. Козлова
[8], Д.А. Маяцкий [9], Н.В. Назарова [8], Е.В Павлова
[10] и др. Вопросы стимулирования творческой и общественной активности, а также профессиональной мотивации в учреждениях высшего образования рассматриваются в педагогических исследованиях Г.С. Архиповой
[11], М.И. Бекоевой [12], Е.М. Третьяковой [13], А.В. Семикина [14], И.А. Яковлевой [15] и др. [16, 17].
Формирование целей статьи (постановка задания). В вузе воспитательная деятельность со студентами на-
Цораева Фатима Николаевна педагогические
РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ... науки
чинается с первого курса. Большинство из студентов, как правило, приходит из общеобразовательной школы неадаптированными к обучению в вузе. Часть молодежи приходит в высшие учебные заведения с ошибочными установками о студенческой жизни, при этом некоторые из них приходят с иллюзорными представлениями, некоторые с высоким самомнением, некоторые, чтобы и «отсидеться от армии» или «продлить беззаботную молодость». Это все приводит к тому, что на первом курсе большинство студентов испытывают значительные трудности не столько в плане получения академических знаний и освоения образовательной программы, сколько в плане личностного становления и развития.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Заслуживает внимания и тот факт, что за последние годы наблюдается социальная неудовлетворенность выпускников знаниецентристской стратегией, которая долгое время господствовала в системе высшего образования. Современный специалист, получивший высшее образование, при трудоустройстве на работу сталкивается с множеством проблем социально-педагогического характера. Человеческий фактор приобрел огромное значение. В связи с чем, при недостатке знаний, навыков и умений в этой области некоторые специалисты оказываются не в состоянии решить и нестандартные профессиональные задачи. Поэтому дальнейшая гуманизация и гуманитаризация высшего, в том числе непедагогического образования, остается весьма актуальной задачей.
Жизнедеятельность современных студентов зависит от множества факторов и является весьма сложной и противоречивой, связанной с преодолением различных психологических, организационных, моральных, мировоззренческих, образовательных и других трудностей. Наряду с воспитательным воздействием содержания образования, при наличии благоприятного психолого-педагогического пространства для организации воспитательной работы, по-прежнему первостепенное значение имеет внеаудиторная деятельность. По мнению автора, в управлении воспитательной деятельностью студентов, становлении и развитии как профессиональных работников ведущая роль, наряду с кураторами, руководителями факультета и вуза, обеспечивающих организацию и содержание воспитания, принадлежит молодежным организациям.
Жизнь студента - это не только лекции, семинары, практические занятия, домашние задания и др. Студенческие будни складываются из аудиторных занятий и внеучебных воспитательных мероприятий. В этом плане широкий спектр возможностей социального развития предлагает Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, где студенты могут проявить и развивать свой творческий личностный потенциал. Например, для всех студентов успешно функционируют спортивные секции по волейболу, баскетболу, спортивной гимнастике и др.
В ноябре текущего года студенты факультета журналистики приняли участие в Международном симпозиуме «Аланика. Юбилей как шанс». Организаторы - Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства и некоммерческий фонд «Аланика» при поддержке Министерства культуры РФ. Задачей художественного симпозиума «Аланика» была необходимость визуализации северокавказского региона с его судьбой и спецификой на глобальной художественной карте.
В рамках форума будущие журналисты приняли участие в конференции на тему: «Современное искусство и привлекательность территории». «Аланика» для наших студентов стала возможностью познакомиться с творческими людьми, множеством уже реализованных творческих проектов, подтверждающих значимость форума [18].
В СОГУ 10 ноября профком университета совмест-338
но с инициативной группой «За качество образования» провели фестиваль творчества студентов-первокурсников «Зеленое яблоко». Это своеобразный обряд посвящения первокурсников в студенческое братство. Аналога фестивалю «Зеленое яблоко» нет в других вузах республики. Первокурсники с радостью использовали возможность показать свои умения и таланты в новой для них университетской семье. Участники представили зрителям музыкальные, песенные и танцевальные номера. В первом туре участвовали все факультеты СОГУ. Отборочные туры выявили лучшие номера фестиваля. По мнению организаторов фестиваля: «За семь лет существования «Зеленое яблоко» стало уже полноценной традицией вуза. Было интересно к нему готовиться, выступать. Это дало возможность показать то, на что способны наши первокурсники, почувствовать себя полноценной органичной частью вуза».
С первым масштабным мероприятием в стенах Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова сердечно поздравил всех участников фестиваля ректор университета А.У. Огоев. «Сегодня мы увидели яркие, зажигательные и талантливые выступления. Пусть это будет успешная стартовая площадка для развития ваших творческих способностей в вузе!», - отметил Алан Урузмагович [19].
Студенты и преподаватели факультета международных отношений, экономического факультета и факультета математики и информационных технологий Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова стали участниками онлайн-дискуссии Ассоциации российских банков (АСР) на тему «Новые технологии и идентификация физических лиц». Базовой площадкой проекта стала Высшая школа экономики.
В ходе дискуссии эксперты обозначили основные проблемы и ключевые задачи отрасли - создание единой системы проверки сведений, предоставляемых при оказании финансовых услуг, недискриминационный доступ к финансовой инфраструктуре, стимулирование перехода на безналичные расчеты, улучшения качества и доступности цифровых финансовых услуг, создание условий для развития инновационных способов идентификации. «Сегодня зародилась объективная необходимость в разработке и реализации технологий, обеспечивающих идентификацию граждан, объединяющих в себе всю информацию о человеке, включая необходимые данные для проведения пользователем безопасных финансовых операций в Интернет-ресурсах», - отметили участники проекта. Одна из следующих дискуссий состоится на площадке Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова - подчеркнул ректор вуза - Алан Огоев.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в вопросах личностного развития и профессионального становления студенческой молодежи профессорско-преподавательский состав не должен занимать беспристрастную академическую позицию, возлагая ответственность на заместителей деканов, кураторов и сотрудников отдела по воспитательной работе. Преподаватель вуза должен учитывать индивидуальные особенности каждого участника учебной группы: его характер, темперамент, способности, интересы, потребности, состояние здоровья. Уважительное отношение к студентам, учет их интересов и потребностей, притязаний, одобрение инициатив способствуют поддержанию спокойной, рабочей атмосферы как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной обстановке. Каждый преподаватель, в соответствии с кафедральными решениями, инструкциями и постановлениями администрации вуза и факультета должен систематически разъяснять особенности и порядок обучения в вузе, знакомить обучающихся с правилами поведения на факультете, университете, научной отрасли. Студентам необходимо разъяснять специфику изучения той или иной дисциплины, последовательность и содер-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)
педагогические науки
Цораева Фатима Николаевна РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ...
жание форм контроля учебной деятельности студента по предмету; объяснять требования техники безопасности при проведении лабораторных и практических занятий, учебной и производственной практик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксарина Я.С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 42-46.
2. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 22-23.
3. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.
4. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 22-26.
5. Гутман В.В., Шкляр Н.В. Самостоятельная образовательная деятельность как условие становления профессионально-педагогической компетентности студентов //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 17-21.
6. Катуржевская О.В. Реализация компетентностно-го подхода в профессиональной подготовке будущего педагога //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 64-67.
7. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности// Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.
8. Зубков А.Ф., Козлова Н.В., Назарова Н.В. Обоснование форм и процедур оценивания уровня сформированности компетенций студентов в образовательной деятельности вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 79-82.
9. Маяцкий Д.А. Политическая социализация российской молодежи в контексте государственной молодежной политики: автореф. дис.... канд. полит. наук: 23.00.01. М., 2007. 187 с.
10. Павлова Е.В., Исламгулова Г.Ф. Образовательная среда вуза как фактор профессионального становления студентов //Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 5. С. 26-28.
11. Архипова Г.С. Подготовка и воспитание высококвалифицированного профессионала в высшей школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 18-21.
12. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 22-26.
13. Третьякова Е.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе педагогической практики//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 98-102.
14. Семикина А.В. Инновационное социальное развитие как условие повышения конкурентоспособности человеческого капитала //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. №1. С. 51-53.
15. Яковлева И.А. К вопросу о роли внеаудиторной работы в системе формирования компетенций студентов //В сборнике: Труды конференций ВСГУТУ материалы научно-методической конференции. ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления. 2015. С. 281-283.
16. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.
17. Пецина И.А. Современные подходы к определе-
нию понятия «профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 95.
18. 16Международный симпозиум «Аланика. Юбилей как шанс» http://www.nosu.ru/index.php/ru/83-glavnye-novosti/3598-studenty-sogu-prinyali-uchastie-v-simpoziume-alanika-yubilej-kak-shans
19. Фестиваль творчества студентов-первокурсников «Зеленое яблоко» http://www.nosu.ru/index.php/ru/83-glavnye-novosti/3593-v-sogu-opredeШi-samykh-talant-livykh-pervokursnikov-2 .