Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества студенческой молодежи с высшим образованием на рынке труда'

Конкурентные преимущества студенческой молодежи с высшим образованием на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВЫПУСКНИК / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна

В статье определяются современные требования регионального рынка труда и рассматриваются необходимость анализа положения молодежи на рынке труда, система профессиональной подготовки и трудоустройства. Исходя из характеристик преимущества молодежи в конкуренции, социально-демографическая категория «молодежь» рассмотрена по следующим индикаторам: численность населения молодежи Республики Саха (Якутия); численность студентов и выпуск специалистов образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования; сведения о трудоустройстве выпускников с высшим образованием. Охарактеризована структура механизма регулирования занятости молодого поколения по этапам развития. Представлена модель трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста, на основе которой описываются связи и характеристики, обеспечивающие формирование конкурентоспособного специалиста в условиях конкурентного пространства рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive Advantages of Young Students With Higher Education on the Labor Market

The article identifies modern requirements of the regional labour market an considers the need of analyzing the position of the youth on the labor market, as well as the system of professional training and employment. Given the competitive advantages the youth, the social and demographic category «youth» is considered by the following indicators: the youth population in the Sakha Republic (Yakutia); the number of students and production of specialists by educational institutions conducting educational activities under educational programs of the higher education, employment of students with higher education. We also characterize the structure of the mechanism regulating employment of the younger generation by the development stages. We provide the model of employment of a competitive young specialist, which is used to describe the connections and characteristics supporting the formation of a competitive specialist under the conditions of competitive space on the labour market.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества студенческой молодежи с высшим образованием на рынке труда»

УДК 378.14(571.56) А. А. Кожурова

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА РЫНКЕ ТРУДА

В статье определяются современные требования регионального рынка труда и рассматриваются необходимость анализа положения молодежи на рынке труда, система профессиональной подготовки и трудоустройства. Исходя из характеристик преимущества молодежи в конкуренции, социально-демографическая категория «молодежь» рассмотрена по следующим индикаторам: численность населения молодежи Республики Саха (Якутия); численность студентов и выпуск специалистов образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования; сведения о трудоустройстве выпускников с высшим образованием. Охарактеризована структура механизма регулирования занятости молодого поколения по этапам развития. Представлена модель трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста, на основе которой описываются связи и характеристики, обеспечивающие формирование конкурентоспособного специалиста в условиях конкурентного пространства рынка труда.

Ключевые слова: студенческая молодежь, выпускник, молодой специалист, конкурентоспособный специалист, высшее образование, трудоустройство, рынок труда, конкурентные преимущества.

A. A. Kozhurova

Competitive Advantages of Young Students With Higher Education

on the Labor Market

The article identifies modern requirements of the regional labour market an considers the need of analyzing the position of the youth on the labor market, as well as the system of professional training and employment. Given the competitive advantages the youth, the social and demographic category «youth» is considered by the following indicators: the youth population in the Sakha Republic (Yakutia); the number of students and production of specialists by educational institutions conducting educational activities under educational programs of the higher education, employment of students with higher education. We also characterize the structure of the mechanism regulating employment of the younger generation by the development stages. We provide the model of employment of a competitive young specialist, which is used to describe the connections and characteristics supporting the formation of a competitive specialist under the conditions of competitive space on the labour market.

Keywords: young students, graduate, young specialist, competitive specialist, higher education, employment, labor market, competitive advantages.

Введение

Потребность анализа положения молодежи на рынке труда обусловливается преимущественно двумя актуальными критериями: 1) категория «молодежь» охватывает более 35 % трудоспособного населения в Республике Саха (Якутия); 2) стартовые условия начальной ступени карьеры, жизненные ценности и планы влияют на стратегию их дальнейшего становления и развития. В настоящее время молодые люди во многом определяют политические и социально-экономические структуры общества. Тем не менее они во всем мире представляют одну уязвимую группу, которая характеризуется недостаточностью опыта на рынке труда. Не обращая внимания на востребованность этих проблемных вопросов, в традиционных образо-

КОЖУРОВА Алина Алексеевна - к. п. н., доцент каф. начального образования Педагогического института СВФУ имени М. К. Аммосова. E-mail.ru: kozhurova_2013@mail.ru

KOZHUROVA Alina Alexeevna - The candidate of pedagogical Sciences North-Eastern Federal University, Pedagogical Institute, Department of primary education, associate professor. E-mail.ru: kozhurova_2013@mail.ru

вательных исследованиях развитие конкретного человека как уникальности и его качественных индивидуальных характеристик как цель образования рассматривалось недостаточно.

Согласно мнению отечественных ученых (И. И. Сигов, Е. Г. Слуцкий), качество современного молодого поколения значительно предопределяет качество будущего экономически активного населения: его демографические и психофизиологические особенности, уровень образования и профессиональной компетентности, состояние нравственности и гражданской зрелости, молодежь представляется и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила [1].

Рассмотрение сущности рынка труда, закономерностей его функционирования на базе капиталистических производственных отношений нашло отражение в работах П. Буагильбера, У Пети, А. Смита, Д. Риккардо, Ж.Б. Сея.

В России труд как объект исследования впервые был изучен в работах А. А. Богданова, Н. Бухарина, Р. Вайсберга, Ю. Жуковского, Н. Зибера, В. Ильина, Я. Козельского, В. Ленина, И. Литвинова, Л. Слонимского, И. Посошкова, Е. Преображенского, С. Солнцева и др.

Идея о конкурентоспособности как независимого явления и атрибута рыночной системы хозяйства изучалась Г. Л. Азоевым, Т. Г. Бахматовой, О. С. Виханским, В. В. Радаевым, И. С. Масловым, В. А. Котловым, Ю. П. Кокиным, Г. М. Руденко, Р. А. Фатхутдиновым и др.

Региональные вопросы становления и развития рынка труда, трудового потенциала в РС (Я) описываются в работах Я. Т. Васильева, Х. Н. Дьяконова, С. А. Сукневой, Д. Д. Корнилова, Г. В. Толстых и др.

Проблемы подготовки специалиста в системе высшего регионального образования представлены в работах А. Н. Алексеева, Д. А. Данилова, Е. И. Михайловой, Е. С. Никитиной, А. Г. Новикова, В. Ю. Фридовского, Р. И. Платоновой и др.

Целью исследования является разработка одного механизма из вариантов процесса трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста, на основе которой описаны отношения и связи, обеспечивающие развитие конкурентоспособного специалиста в условиях конкурентного пространства рынка труда. Достижение данной цели потребовало решения следующих задач: обосновать классификацию молодых людей по возрастному признаку, методологические основы построения концепции, ключевые идеи, сущностную характеристику понятия «конкурентоспособность специалиста»; представить модель взаимодействия рынков образования и труда, учитывающую реализацию процесса трудоустройства молодых специалистов в конкурентном пространстве рынка труда.

Методы: анализ научных трудов современных российских, региональных практиков и ученых по вопросам рынка труда, молодежной занятости, конкурентоспособности и востребованности молодежи на рынке труда. При решении поставленных в работе задач использовались сравнительный анализ и графоаналитические методы.

Результаты и дискуссия

Повышение эффективности рынка труда молодежи необходимо рассматривать как важнейшее условие экономического и социального развития общества, в котором молодежь, в силу своего возрастного критерия, является основным обновляющим кадровым элементом. Возрастной критерий молодежи как конкурентное преимущество должен соотноситься с уровнем образования и качеством профессиональной подготовки.

Итак, конкурентными преимуществами молодежи являются успешное соотношение и взаимозависимость возраста, уровня образования, качества профессиональной подготовки и активного инновационного потенциала.

Исходя из характеристик преимущества молодежи в конкуренции, категорию «молодежь» рассмотрим по следующим индикаторам: численность населения молодежи Республики Саха (Якутия); численность студентов и выпуск специалистов образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования; сведения о направлении на работу выпускников, обучавшихся в государственных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения.

В молодом возрасте происходят основные социальные и демографические изменения в жизненных ориентирах человека: окончание общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, трудоустройство, начало семейной жизни и рождение детей. Данная категория населения разделяется на три группы, которые определяют их состояние на рынке труда: юношество до 20 лет, молодые люди в возрасте 20-24 лет и население в возрасте 25-29 лет. В таблице представлена численность молодежи Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01.01.2015 г. [2].

Таблица 1

Численность молодежи Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01.01.2015 г, чел.

Возраст (лет) Все население Городское население Сельское население

15-19 60886 37486 23400

20-24 70944 50340 20604

25-29 88676 60517 28159

Все население 956896 624708 332188

Примечание: Дошкольное, общее и дополнительное образование детей в РС (Я): Стат. сб., 2 том / ТОФСГС по РС (Я). - Якутск, 2016, С. 16-18.

Также стоит обратить внимание на серьезное сокращение численности молодежи в сельской местности Республики Саха (Якутия), что вызвано различными факторами. В первую очередь, это влияние демографической волны, определяемой снижением рождаемости в 1990-е гг. [3], высокие показатели миграции сельского населения в городскую местность для поступления в учебные заведения, трудоустройства, призыв в армию.

В качестве более соответствующего критерия структурирования молодежи выдвигается уровень образования и профессиональной подготовки, который, во-первых, для молодого поколения близко коррелирует с возрастом; во-вторых, дает оценку характера занятости в настоящий период; в-третьих, определяет спрос на рабочие вакантные места и предложение труда должного качества.

Таким образом, анализируя трудовой потенциал молодежи, можно охарактеризовать три группы [4]:

- несовершеннолетняя молодежь (подростки), которая еще не имеет профессионального образования, подготовки и рассчитывают на рабочие места, не требующие высокой квалификации;

- выпускники средних специальных учебных заведений, обладающие начальной профессиональной подготовкой;

- студенты и выпускники высших учебных заведений, претендующие на высокоинтеллектуальный труд (рис. 1).

Как видно из рис. 1, в 2009-2010 уч. г. численность студенческой молодежи РС (Я) составляет 48664 чел., что является самым высоким показателем количественной характеристики молодежи. Здесь можно констатировать, что неконтролируемый рост числа вузов с 1990-х гг. и расширение сети негосударственных вузов и академий, по мнению Р. И. Платоновой, привели к размыванию содержания знаний, составляющих определенную профессию, снижению качества студенческого контингента [5]. С 2009-2010 уч. г. по 2015-2016 уч. г. непосредственно наблюдается снижение численности студентов на 24963 чел., что указывает на снижение пика демографической волны.

(на начало учебного года; чел).

Рис. 1. Численность, прием студентов и выпуск специалистов образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам

высшего образования

Примечание: Дошкольное, общее и дополнительное образование детей в РС (Я): Стат. сб., 2 том / ТОФСГС по РС (Я). - Якутск, 2016. С. 67.

Рассмотрим данные мониторинга трудоустройства выпускников с высшим образованием по Республике Саха (Якутия) (рис. 2).

(за период с 1 октября 2014 г. по 30 сентября 2015 г.; человек)

702

2482

402

получили направление на не получили направление на работу

предоставлено право свободного трудоустройства по желанию выпускника

Рис. 2. Трудоустройство и занятость выпускников, обучавшихся в государственных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам ВО по очной форме обучения

Примечание: Дошкольное, общее и дополнительное образование детей в РС (Я): Стат. сб., 2 том / ТОФСГС по РС (Я). - Якутск, 2016. - С. 99.

По сведениям о направлении на работу выпускников, обучавшихся в государственных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам ВО, за период 1 октября 2014 г. по 30 сентября 2015 г. получили высшее образование 4107 человек. Из них получили направление на работу 2482 человека, что составляет 60,4 % трудоустройства по специальности. Продолжают обучение на следующем уровне по очной форме обучения (магистратура) 702 (17,1 %) выпускника, 516 (12,5 %) выпускников призваны в ряды военной службы. 402 молодым специалистам предоставлено право свободного трудоустройства по желанию, что составляет 9,7 %. Не получили направление на работу 5 выпускников из-за отсутствия заявок, в которой не отражена доля (0,1 %) в рис. 2.

Резюмируя, отметим, что молодежный рынок труда реализовывается по единым закономерностям развития главных компонентов предложения и спроса, цены рабочей силы, но имеет свои характерные признаки в конкурентной борьбе:

- молодежь подвергается большему риску потерять работу либо не трудоустроиться. Лимитирование спроса или избыточное предложение на работников нерабочих профессий уменьшает вероятность трудоустройства выпускников учебных заведений;

- сам рынок характеризуется огромной вариантностью. Как правило, на рынке отмечаются выпускники учебных заведений различных профессий. Недостаток спроса на региональном рынке труда приводит к тому, что удельный вес ищущих работу молодых людей падает на профессии, далекие от базового образования, и для значительного числа переквалификация является единственной перспективой получить желаемую работу.

Таким образом, структура механизма регулирования занятости молодого поколения должна иметь следующие этапы развития: профессиональную ориентацию будущей рабочей силы с учетом способностей и желаний; обучение и профессиональную подготовку; разнообразные способы стартового распределения выпускников, согласно сферам труда; включение и адаптацию молодого специалиста в процесс рабочей обстановки; профессиональное становление, закрепление и развитие опыта в коллективе; их переподготовку или повышение квалификации; перераспределение и вторичное включение в новую трудовую деятельность. Следовательно, по мнению А.В. Гришина, для становления и включения новых трудовых ресурсов в сферу общественного труда необходим существенный временной период для того, чтобы приобрести положение конкурентоспособного специалиста [6].

Научно-фундаментальные труды конкурентоспособности выпускника вуза разрабатывались такими исследователями, как С. И. Агабеков, Н. А. Гришанова, И. С. Маслова, О. П. Овчинникова, Е. А. Рыльская, В. Г. Садков, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто и др. [5].

Научные исследования доказывают, что конкурентоспособность личности специалиста как продукта может рассматриваться в контексте самореализации. Например, в период обучения специалиста в профессиональном учебном заведении конкурентоспособность представляет собой критерий качества подготовки (А. А. Ангеловский, 2004; В. А. Адольф, 2007; и др.). На этапе трудоустройства она может проявляться как конкурентное преимущество (В. И. Шаповалов, 2003) в показателях качества. Для примера здесь можно представить сущность понятия «конкурентоспособность специалиста педагогического профиля» (Р. И. Платонова, 2011), раскрывающего те индивидуальные характеристики педагога, от которых зависит успешность выполнения административно-управленческих, образовательных, воспитательно-организационных, информационно-технологических, сервисных видов деятельности, обеспечивающих ему преимущества перед другими в профессиональной деятельности в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования. В качестве основного определения в данном исследовании под конкурентоспособностью понимается объективная подготовленность и субъективная готовность работника участвовать в конкурентных отношениях, возникающих в трудовой сфере [5].

Таким образом, изменения на рынке труда требуют от работника нового поколения высокой профессиональной подготовки, личностных качеств и приобретения профессионального опыта. Современные компании всё больший интерес начинают проявлять к найму молодых

специалистов, студентов и выпускников. Поэтому в ходе обучения, помимо теоретической и практической подготовки в профессиональной области, особую ценность приобретает развитие у обучающихся таких личностных качеств, как конкурентоспособность.

В связи с этим нами предлагается модель трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста, которая позволяет обеспечить взаимодействие вузов и центра занятости со всеми субъектами рынка образовательных услуг и рынка труда, такие как: взаимосвязь общеобразовательных учреждений, вузов, предприятий и средств массовой информации. Преимуществом данного механизма является нацеленность системы на конечный результат - трудоустройство конкурентоспособного молодого специалиста, проходившего испытания через конкурентные отношения и явления в реальном секторе рынка труда. Работодатель заключает договор с Центром занятости населения по трудоустройству на испытательный срок. Испытательный срок на данный момент нами рассматривается в виде конкуренции на рынке труда. Специалист, благополучно прошедший проверку (конкуренцию), может быть принят на постоянной основе. Если испытательный срок по тем или иным причинам не пройден, работодатель имеет право расторгнуть трудовой контракт. В данной ситуации молодой человек имеет возможность снова встать на биржу труда, получить другую специальность и уже в новом конкурентоспособном качестве искать себе работу (рис. 3).

Рис. 3. Модель трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста

Данная модель состоит из следующих функций регулирования занятости молодежи или механизмов взаимодействия всех субъектов процесса реализации успешного трудоустройства:

- проведение профориентационной работы с молодежью, начиная с общеобразовательных учреждений;

- информирование студентов, молодых специалистов через печатные и электронные средства массовой информации, информирование о трудоустройстве на предприятии в режиме онлайн, издание справочно-информационной литературы о положении рынка труда и мерах повышения занятости молодежи;

- предоставление заранее предприятием информации о вакантных местах или кадровом резерве по ряду востребованных им профессий не только Центру занятости, но и вузам, и заключение договора о содействии трудоустройства выпускников;

- организация вузом и Центром занятости стажировок и трудоустройства выпускников на предприятиях и в организациях, государственных и муниципальных учреждениях на основе системы конкурсного отбора;

- совершенствование системы стимулирования со стороны вуза и Центра занятости работодателей и предприятий, обеспечивающих занятость выпускников вузов;

- наблюдение за молодым специалистом в конкурентной среде в период испытательного срока, адаптации вхождения в коллектив, трудовой дисциплины, исполнительности, отношения к труду, первых результатов работы, качества работы на предприятии;

- наблюдение трудового роста, карьерного продвижения трудоустроенного конкурентоспособного специалиста;

- реализация переподготовки или перепрофилирования нетрудоустроенного специалиста через Центр занятости с созданием благоприятных конкурентных условий для самореализации в области социально-трудовых отношений или поступление в вуз по другой востребованной специальности после изучения запросов современного рынка труда.

Заключение

Разработка механизмов реализации предлагаемой модели трудоустройства позволит решить следующие задачи:

- обеспечить конкурентоспособность выпускников учреждений высшего профессионального образования за счет практикоориентированной поддержки планируемых результатов освоения образовательных программ после анализа требований профессиональной квалификации специалистов, предъявляемых на рынке труда;

- изучить спрос и предложение на рынке образовательных услуг и регулировать их путем изменения профилей и сроков профессиональной подготовки;

- осуществить программы карьерного самопродвижения студентов и выпускников образовательных учреждений на рынке труда и жизненного планирования.

Представленная модель является примером одного из вариантов разрешения проблемы трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста; демонстрирует гибкий механизм структуры отношений всех субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг, их интеграцию интересов: и работодателей, и учреждений профессионального образования, и выпускников образовательных учреждений. Особенность конкурентного преимущества молодежи на рынке труда заключается не только в реализации спроса и предложения трудовых ресурсов, но и в проявлении трудового инновационного потенциала профессионализации как носителя новых знаний и умений.

В ближайшей перспективе изучения конкурентных преимуществ студенческой молодежи на рынке труда планируется дальнейшее исследование, которое посвящено изучению динамики качественной характеристики студенческой молодежи в педагогических вузах республики, а именно жизненных ценностей и планов после завершения обучения в вузе.

Литература

1. Сигов И. И., Слуцкий Е. Г. Социальное государство: сущность, критерии и приоритеты развития. Издание второе, дополненное / под ред. проф. И. И. Сигова. - СПб.: ИРЭ РАН, 2007. - 152 с.

2. Дошкольное, общее и дополнительное образование детей в РС (Я): Стат. сборник, 2 том / ТОФСГС по РС (Я). - Якутск, 2016. - 109 с.

3. Сукнёва С. А. Демографический потенциал развития населения северного региона: монография / С. А. Сукнева. - Новосибирск: Наука, 2010.

4. Миронова Л. К. Современные подходы в управлении занятостью молодежи // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2006. - №2. - С. 151-156.

5. Платонова Р. И. Подготовка конкурентоспособного специалиста в региональном педагогическом вузе: методология, концепции, система: монография / Р.И. Платонова. - М.: Советский спорт, 2011. - 168 с.

6. Гришин А. В. Профессиональное образование как система учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов. - Магнитогорск: ФГОУ СПО «МГППК», 2009. - 162 с.

References

1. Sigov I. I., Sluckij E. G. Social'noe gosudarstvo: sushhnost', kriterii i prioritety razvitija. Izdanie vtoroe, dopolnennoe / pod red. prof. I. I. Sigova. - SPb.: IRJe RAN, 2007. - 152 s.

2. Doshkol'noe, obshhee i dopolnitel'noe obrazovanie detej v RS (Ja): Stat. sbornik, 2 tom / TOFSGS po RS (Ja). - Jakutsk, 2016. - 109 s.

3. Suknjova S. A. Demograficheskij potencial razvitija naselenija severnogo regiona: monografija / S. A. Sukneva. - Novosibirsk: Nauka, 2010.

4. Mironova L. K. Sovremennye podhody v upravlenii zanjatost'ju molodezhi // Vestnik Saratovsko-go gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - 2006. - №2. - S. 151-156.

5. Platonova R. I. Podgotovka konkurentosposobnogo specialista v regional'nom pedagogicheskom vuze: metodologija, koncepcii, sistema: monografija / R.I. Platonova. - M.: Sovetskij sport, 2011. - 168 s.

6. Grishin A. V. Professional'noe obrazovanie kak sistema uchebno-professional'noj dejatel'nosti budushhih specialistov. - Magnitogorsk: FGOU SPO «MGPPK», 2009. - 162 s.

átrÁtrÁtr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.