■ ■ ■ ПОТРЕБНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВ И РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
Автор: РЕВЗИНА Е.М.
РЕВЗИНА Елена Мстиславовна - кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой Инноватики ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
Адрес: 410012, г Саратов, ул. Астраханская, 83. E-mail: [email protected]
Аннотация. Быстрые изменения, происходящие на рынке труда требуют ускорения интеграционных процессов взаимодействия различных субъектов, имеющих отношение как к подготовке кадров, так и их использования в качестве активного субъекта социально-экономических отношений. В пространстве взаимодействия рынка труда и образовательных услуг встречаются два субъекта - работодатели и выпускники. Требования работодателей к качеству потенциала выпускника сегодня резко возросли -работодатель сегодня выступает как требовательный заказчик и оценщик одновременно. В соответствии с частью 3 ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающей требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, осуществляет система профессионально-общественной аккредитации. Обучение для формирования новых компетенций должно включать не только аудиторную педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава, но и активные коммуникации партнерами, которые могут способствовать достижению поставленной цели в подготовке кадров, соответствующих требованиям работодателей. Исходя из этого, вузы сегодня предпринимают немало усилий для активизации коммуникаций с конкретными предприятиями, производствами, что, в свою очередь требует формирования новых информационно-коммуникационных моделей интеграции вузов и рынка труда. DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-6-186-195
Ключевые слова: интеграция, рынок труда, информационно-коммуникационные модели, рынок образовательных услуг, профессионально-общественная аккредитация.
В современных российских условиях остро стоит проблема трудоустройства выпускников высшей школы. Сократилась доля выпускников, трудоустраивающихся по полученной специальности, до 80% (для технических специальностей) и от 75% и ниже - для гуманитариев, и, на-
против, увеличилась доля молодых специалистов, работающих на должностях, ниже своего квалификационного статуса [1]. В профессиональном составе безработных отмечается увеличение доли граждан, имеющих высшее образование с 49,0% (на 01.01.2014 года) до 51,3% (на 01.01.2015 года) [2, 3]. Число нетрудоустроенных выпускников в 2015 году составила 270 тыс. человек [4]. Доля нетрудоустроенных выпускников, зарегистрированных как безработные, в России составляет 5,6% [5].
Вузы выступают «посредниками» между социально-профессиональными ориентациями молодежи и кадровыми потребностями социума. Однако сегодня на практике они, по мнению многих авторов [6] больше ориентируются не на рынок труда, а на субъективные потребности молодых людей. Это влечет за собой рост дисбаланса между структурой рабочих мест и образовательной, профессионально-квалификационной структурой выпускников.
Основными критериями выбора высшего учебного заведения абитуриентами и их родителями по-прежнему остаются: престиж вуза в регионе, что является показателем высокой конкурентоспособности и устойчивого положения на региональном рынке образовательных услуг; наличие интересующей специальности и возможность оплачивать обучение; перспективы трудоустройства после окончания вуза. Несмотря на рост последнего показателя, перспективы трудоустройства являются предполагаемыми в период выбора будущей профессии. Как показывает практика, на момент окончания вуза перспективы трудоустройства могут значительно измениться. Даже уже выйдя на рынок труда, т.е. приступив к работе, выпускник еще некоторое время продолжает пребывать в состоянии, когда не может полностью или до конца оценивать все плюсы и минусы приобретенной специальности. Поэтому, объемы производства и уровень качества услуг профессионального образования должны на порядок превышать потребительские требования самого обучаемого как потребителя этих услуг с тем, чтобы уровень остаточных знаний и навыков у обучающегося лица оказались на соответствующем уровне. От этого зависит рейтинг вуза, его востребованность среди потенциальных студентов и их родителей, конкретные траектории жизненных стратегий вчерашних студентов.
Сегодня основными маркерами эффективности вузов выделяются: предоставление фундаментальных знаний и тесное взаимодействие с работодателями; доля выпускников, трудоустроившихся в крупные компании; величина оплаты труда молодых специалистов [7]. В «двадцатке» самых лучших российских вузов 11 - столичных, и один - из Санкт-Петербурга. Причем этот список рейтинга практически не изменяется уже три года, то есть носит стабильный характер. Хотя, согласно мнению В. Чернецовой, «выпускники авторитетных и известных вузов пользуются у работодателей большим спросом..., и общая картина трудо-
устройства выпускников таких вузов может значительно отличаться от средней в лучшую сторону» [8].
В пространстве взаимодействия рынка труда и образовательных услуг встречаются два субъекта - работодатели и выпускники. Требования работодателей рассматриваются в исследованиях Н.Н. Бондаренко, М.Д. Красильниковой и других [9-11]. Они отмечают, что работодатель сегодня выступает как требовательный заказчик и оценщик качества потенциала выпускника. Высшее образование сегодня воспринимается как необходимое, но недостаточное условие получения рабочего места. Это наблюдается даже в тех ситуациях, где ранее характер работы не требовал вузовского образования. Более того, нередко требования работодателей заранее предполагают трансформацию знаний и умений выпускников. Он не получает на рынке труда необходимого именно для его предприятия работника, и ему приходится тратить ресурсы для его адаптации, переучивания. Поэтому часто работодатели сетуют на дефицит квалифицированных специалистов с практическим опытом работы.
Как же могут повлиять работодатели (заказчики квалифицированных специалистов) на структуру, содержание и качество подготовки кадров в рамках среднего и высшего профессионального образования, а также на качество повышения квалификации и переподготовки кадров, осуществляемых в высших учебных заведениях. Для этого в стране активно внедряется новая система признания качества и уровня подготовки выпускников посредством системы профессионально-общественной аккредитации. «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ПОА) - признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающей требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»)».
Профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ профессиональных учебных заведений проводят работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации. Ведущей организацией в сфере профессионально-общественной аккредитации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет), который был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года №249. Национальный совет координирует работу, направленную на повышение качества профессионального образования:
• по приведению федеральных государственных стандартов профессионального образования в соответствие с профессиональными стандартами;
• по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессионального образования;
• по формированию системы независимой оценки профессиональной квалификации.
Законодательство предусматривает добровольный характер проведения ПОА. Однако ее результаты могут:
• рассматриваться при проведении государственной аккредитации (ч. 8 ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
• использоваться работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями при формировании рейтингов аккредитованных ими образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч.5 ст.96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
• учитываться в процедурах распределения контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований (Приказ Минобрнауки России от 15.07.2013 №560 (ред. от 23.12.2014) «Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»);
• использоваться в процедурах межвузовского и международного сотрудничества, а также для усиления имиджа организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Для сбора и анализа данных об организациях, проводящих ПОА, используемых ими методиках и результатах профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в Российской Федерации проводится Мониторинг ПОА. Собранные в процессе мониторинга данные способствуют обеспечению прозрачности и открытости проводимых процедур для всех заинтересованных сторон [12].
Актуальным остается проблема несоответствия структуры и содержания подготовки кадров различных направлений и уровня профессионального образования со структурой рынка труда. Потребности организаций, являющихся работодателями постоянно меняются. Причем структура и потребности в специалистах в различных регионах России постоянно меняются.
Для каждой модели социально-экономического региона должна формироваться соответствующая структура профессионального образования, опережающая на 4-5 лет настоящую структуру профессиональной потребности территории. Ведь поступившие сегодня в профессиональную школу молодые люди именно через столько лет приступят к
профессиональной деятельности. Для этого необходимо сформировать четкую систему мониторинга будущих потребностей в кадрах с учетом их компетенций, которые потребуются для исполнения своих профессиональных функций в предстоящем периоде. Одним словом нужна такая система профессионального образования, которая смогла бы быстро реагировать т на изменения рынка труда.
Любой субъект рыночных отношений стремится иметь преимущества перед конкурентами. Одним из факторов его конкурентоспособности является наличие новых информационно-коммуникационных технологий и умение их эффективно использовать [13-16]. При непрерывном росте объемов информации и скорости ее обновления многие менеджеры не успевают адаптироваться к столь быстрым изменениям. Такая ситуация требует умений не только от специалистов информационно-коммуникационных технологий, но и практически от любого управленца среднего звена. Особенно высокими требования являются к процедуре обработки и анализа [17, 18]. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) включают отдельным разделом информационно-коммуникационные (информационные, коммуникационные) компетенции. Изменения к требований к выпускникам профессиональных учебных заведений прежде всего касаются создания условий для саморазвивающейся личности студента с помощью гибких информационных технологий [19, 20].
Основными направлениями развития информационных технологий являются: поисковые системы (Rambler, Yahoo), информационные серверы (Web-сервер ИКС МИР), интерактивные магазины, браузеры (browser) - программы, позволяющие находить и просматривать гипертекстовые документы, помещенные в Сети, на компьютере пользователя (Мicrosоft Internet Explorer, Opera), почтовые программы (MS Outlook, The Bat), программы для общения (ICQ, IPhone) и др. Технология электронного обмена данными (EDI - Electronic Data Interchange) позволяет автоматизировать создание, отправку, получение и обработку любых электронных документов и интегрировать их с действующими бизнес-приложениями. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронный документ, заверенный ЭЦП, допускается в арбитражный процесс в качестве письменного доказательства и имеет правовой статус документа» [21].
Обучение для формирования новых компетенций должно включать не только аудиторную педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава, но и активные коммуникации партнерами,
которые могут способствовать достижению поставленной цели в подготовке кадров, соответствующих требованиям работодателей.
Исходя из этого, вузы сегодня предпринимают немало усилий для активизации коммуникаций с конкретными предприятиями, производствами. Это происходит в различных формах, от привлечения работодателей к участию в процессе обучения, в прохождении практик студентов, в их итоговой аттестации. Еще одним важным направлением этой деятельности выступает создание базовых кафедр на предприятиях, в учреждениях, а также организация различных курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных специалистов. В результате появляются различные модели соединения вузов с рынком труда и производством. Однако их эффективность пока не высока. В этой ситуации важно теоретически осмыслить позитивный опыт каждой из этих моделей, осуществить их социологическую диагностику, сравнить их с имеющимся зарубежными аналогичными практиками и выработать предложения по их совершенствованию.
Список литературы
1. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2014. - 464 с. //URL: http://moeobrazovanie.ru/statistika_trudoustroistva_vypusknikov_ vuzov.html (дата обращения: 02.05.2016).
2. Основные показатели ситуации на рынке труда города Саратова по итогам 2014 года //URL: http://czn-saratov.ru/index.php/programma-pereseleniya-sootechestvennikov-edinovremennaya-finansovaya-podderzhka/2-uncategorised (дата обращения: 01.06.2015).
3. Статистический ежегодник Саратовской области 2013 год: Статистический сборник в 2-х томах, т. 2 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Саратов, 2014 - 194 с.
4. Доклад главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова о результатах мониторинга системы образования 15.01.2015 15:31 //URL: http://www.unkniga.ru/vishee/3951-doklad-ministra-obrazovaniya-o-rezultatah-monitoringa-obrazovaniya.html (дата обращения: 17.09 2015)
5. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. - М., 2014. -693 с.
//URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW.exe/Stg/d01/05-11.htm (дата обращения: 10.08.2015).
6. НещадинА., Нещадина О., Царева И. Актуальные проблемы профессионального образования в России // Общество и экономика. 2005. №6. С. 106-122; Теме-рева Н.В. Региональная образовательная политика: современное взаимодействие общего и профессионального образования в современных российский условиях. Дис. канд. соц. наук. Саратов, 2005.
7. Рейтинг ВУЗов России 2015 (рейтинговое агентство «Эксперт РА») //URL: http://www.nnmama.ru/content/ucheba/reyting-shkol-i-vuzov-goroda/reyting-vuzov-2015-expert/ (дата обращения: 15.09.2015).
8. Зубченко Е. Прощай, профессия. 60% жителей страны трудятся сегодня не по специальности. Газета «Новые Известия», 14 Августа, 2012 г. //URL: http://www.
newizv.ru/economics/2012-08-14/168026-proshaj-professija.html (дата обращения: 14.08. 2015).
9. Авраамова Е.М., и др. Требования работодателей к системе профессионального образования. М.: МАКС Пресс, 2006, серия «Управление. Финансы. Образование», 2006. //URL: http://www.mirkin.ru/_docs/_econifin/trebovaniya.pdf (дата обращения: 24.09. 2015).
10. Бондаренко Н.Н. Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 3.
11. Красильникова М.Д. Работодатели о современном состоянии рабочей силы и профессиональном //Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 3.
12. Автоматизированная информационная система мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ //URL: http://accredpoa.ru/ (дата обращения: 29.05.2016).
13. Craig, Robert T. (1999). Communication Theory as a Field. International Communication Association. Communication Theory. Blackwell Publishing Ltd.; International Communication Association. 9 (2): 119-161. doi:10.1111/j.1468-2885.1999. tb00355. Retrieved Jan 8, 2011.
14. Littlejohn, S.W. and Foss, K.A. (2008). Theories of human communication, 9th edition. Belmont, CA: Thomson Wadsworth.
15. Models of the Communication Process. Foulger Davis Research Consultant Evolutionary Media. Adjunct Associate Professor Brooklyn College/CUNY Draft: February 25, 2004 //URL http://davis.foulger.info/research/unifiedModelOfCommunication.htm (дата обращения: 09.01.2016).
16. Shannon, C. (1948) A mathematical theory of communication," Bell System technical journal, 27(3): 379-423; 27(4): 623-656.
17. Gibson, J. W. and Hanna, M. S. (1992). Introduction to Human Communication. Dubuque, IA; William C. Brown Publishers.
18. Fundamental Information and Communication Models: Insights into Communication and Information Behavior // URL: http://link.springer.com/chapter/10.1007% 2F978-3-540-71395-1_3 (дата обращения: 09.11.2015)
19. Information theory and cybernetics 1. Wiener, N. 1948 Cybernetics or control and communication in the animal and the machine, New York: J. Wiley: The Technology Press.
20. Kolmogorov, A. 1968 "Three approaches to the quantitative definition of information," International Journal of Computer Mathematics, 2(1-4): C. 157-168.
21. Федорова Э.А. Информационно-коммуникативные технологии в подготовке конкурентоспособных логистов //URL: http://wiki.tgl.net.ru/images/a/ab/Fedorowa_E. pdf (дата обращения: 29.01.2016).
22. Fulton, John. (2003). The Parrot Keyboard: A Human Factors Approach to NonHuman Computer Interaction — or — Why My Parrot Needs a Keyboard of His Own. Capstone Presentation. Masters Degree in Computer Science. Franklin University. March 15, 2003. // URL: http://www.parrotkeyboard.com/presentation.html (дата обращения: 20.05.2016).
23. Giddens, A. (1986). The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration.University of California Press.
24. Habermas's Theory of communicative action 1. Habermas, J. 1984-1987 The theory of communicative action. Vol. 1:Reason and the rationalization of society; Vol. 2: Lifeworld and system : a critique of functionalist reason, Boston: Beacon Press.
25. Habermas, J. 2001 On the pragmatics of social interaction: preliminary studies in the theory of communicative action, Cambridge, Mass.: MIT Press.
26. Honneth, A., H. Joas (eds.) 1991 Communicative action: essays on Jürgen Habermas's The theory of communicative action, Cambridge, Mass.: MIT Press.
27. Walker, J. J. 2011. "Starting to Develop Best Known Practices for Writing Educational Content Standards." //URL: http://jacobjwalker.effectiveeducation.org/blog/2011/10/22/ starting-to-develop-best-known-practices-for-writing-educational-content-standards/ (дата обращения: 24.12.2015).
■ ■ ■ THE NEED TO BUILD NEW COMMUNICATION MODELS OF INTEGRATION OF UNIVERSITIES AND LABOR MARKET IN RUSSIA
Author: REVZINA E.M.
REVZINA Elena Mstislavovna, Candidate of Physical-mathematical Sciences, Head of Innovatics chair, Saratov State University. Address: 83, Astrakhanskaya St. Saratov, 410012.
Abstract. The rapid changes occurring in the labor market need to accelerate the integration process of the interaction of various actors that are relevant to training and their use as active subject of social and economic relations. In the space of interaction between the labor market and educational services there are two entities - the employers and the graduates. Employers ' requirements to the quality of potential graduate today has increased dramatically -the employer stands today as a demanding client and appraiser at the same time. In accordance with part 3 of article 96 of the Federal law of 29.12.2012 №273-FZ "On education in Russian Federation" recognition of the quality and level of training of graduates who have mastered an educational program of each organization performing educational activities that meet the requirements of professional public accreditation.
Training to develop new competencies should include not only classroom teaching activities of the faculty, but also the active communication partners, who can contribute to the achievement of the objectives in the training, meeting the requirements of employers.
On this basis, the universities are making great efforts to enhance communications with specific enterprises, industries, which in turn requires the formation of new information and communication models of integration of universities and labor market.
Key words: integration, labor market, information and communication models, the market of educational services, professional and public accreditation.
References
1. Obrazovanie v Rossiyskoy Federatsii: 2014: statisticheskiy sbornik. - Moskva: Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». 2014. - 464 s.
kommyhmkoflornq - communicology
[Education in the Russian Federation: 2014: statistical publication. - Moscow National Research University «Higher School of Economics.» 2014. - 464 p.] //URL: http:// moeobrazovanie.ru/statistika_trudoustroistva_vypusknikov_vuzov.html (Reference date: 02.05.2016).
2. Osnovnye pokazateli situatsii na rynke truda goroda Saratova po itogam 2014 goda. [Main indicators of the labor market situation Saratov city on the results of 2014] // URL: http://czn-saratov.ru/index.php/programma-pereseleniya-sootechestvennikov-edinovremennaya-finansovaya-podderzhka/2-uncategorised (Reference date: 01.06.2015).
3. Statisticheskiy ezhegodnik Saratovskoy oblasti 2013 god: Ctatisticheskiy sbornik v 2 tomakh, t. 2 / Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Saratovskoy oblasti. Saratov, 2014 - 194 s. [The Saratov region Statistical Yearbook of 2013: Statistical collection in 2 volumes, Volume 2 / territorial body of the Federal State Statistics Service of the Saratov region.. Saratov, 2014 - 194 p.]
4. Doklad glavy Minobrnauki RF Dmitriya Livanova o rezul'tatakh monitoringa sistemy obrazovaniya 15.01.2015 15:31 [The report of the Minister of Education and Science of Russian Federation Dmitry Livanov of the education system monitoring results 15.01.2015 15:31] //URL: http://www.unkniga.ru/vishee/3951-doklad-ministra-obrazovaniya-o-rezultatah-monitoringa-obrazovaniya.html (Reference date: 17.09 2015).
5. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2014: Stat.sb./ Rosstat. - M., 2014. - 693 s. [Statistical Yearbook. 2014: Stat.sb. / Rosstat. - M., 2014. - 693 p.] //URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW.exe/Stg/d01/05-11.htm (Reference date: 10.08.2015).
6. Neshhadin A., Neshhadina O., Tsareva I. Aktual'nye problemy professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Obshhestvo i ekonomika. 2005. №6. S. 106-122; Temereva N.V. Regional'naya obrazovatel'naya politika: sovremennoe vzaimodeystvie obshhego i professional'nogo obrazovaniya v sovremennykh rossiyskiy usloviyakh. Dissertatsya kandidata sotsialnykh nauk. Saratov, 2005. [Neshchadin A. Neshchadin O. Tsarev VI Actual problems of vocational education in Russia // the Society and economy. 2005. №6. S. 106-122; Temereva NV Regional educational policy: the current interaction of general and vocational education in modern Russian conditions. Dissertation of Social Sciences. Saratov 2005.]
7. Reyting VUZov Rossii 2015 (reytingovoe agentstvo «Ekspert RA») [Russian university ranking in 2015 (the rating agency «Expert RA»)] //URL: http://www.nnmama.ru/content/ ucheba/reyting-shkol-i-vuzov-goroda/reyting-vuzov-2015-expert/ (Reference date: 15.09.2015).
8. Zubchenko E. Proshhay, professiya. 60% zhiteley strany trudyatsya segodnya ne po spetsial'nosti. Gazeta «Novye Izvestiya», 14 Avgusta, 2012 g. [Zubchenko E. Farewell profession. 60% of the population today is not working in their specialty. The newspaper "Novye Izvestia", August 14, 2012] //URL: http://www.newizv.ru/economics/2012-08-14/ 168026-proshaj-professija.html (Reference date: 14.08. 2015).
9. Avraamova E.M., i dr. Trebovaniya rabotodateley k sisteme professional'nogo obrazovaniya. M.: MAKS Press, 2006, seriya «Upravlenie. Finansy. Obrazovanie», 2006. [Avraamova E.M, et al. Employers Requirements for professional education system. M .: MAKS Press, 2006 Series «Upravlenie. Finansy. Obrazovanie», 2006.] //URL: http://www. mirkin.ru/_docs/_econifin/trebovaniya.pdf (Reference date: 24.09. 2015).
10. Bondarenko N.N. Zaprosy rabotodateley k kachestvu professional'noy podgotovki rabotnikov// Vestnik obshhestvennogo mneniya: Dannye. Analiz. Diskussii. 2005. № 3. [Bondarenko N.N. Employers requests on the quality of vocational training of employees// Public Opinion Herald Data. Analysis. Discussions. 2005. № 3].
11. Krasil'nikova M.D. Rabotodateli o sovremennom sostoyanii rabochey sily i professional'nom //Vestnik obshhestvennogo mneniya: Dannye. Analiz. Diskussii. 2005.
№ 3. [Krasil'nikova M.D. Employers on the current state of labor and professional // Herald Opinion: Data. Analysis. Discussions. 2005. № 3.].
12. Avtomatizirovannaya informatsionnaya sistema monitoringa rezul'tatov professional'no-obshhestvennoy akkreditatsii obrazovatel'nykh programm [The automated information system for results of professional public accreditation of educational programs monitoring] //URL: http://accredpoa.ru/ (Reference date: 29.05.2016).
13. Craig, Robert T. (1999). Communication Theory as a Field. International Communication Association. Communication Theory. Blackwell Publishing Ltd.; International Communication Association. 9 (2): 119-161. doi:10.1111/j.1468-2885.1999. tb00355. Retrieved Jan 8, 2011.
14. Littlejohn, S.W. and Foss, K.A. (2008). Theories of human communication, 9th edition. Belmont, CA: Thomson Wadsworth.
15. Models of the Communication Process. Foulger Davis Research Consultant Evolutionary Media. Adjunct Associate Professor Brooklyn College/CUNY Draft: February 25, 2004 //URL http://davis.foulger.info/research/unifiedModelOfCommunication.htm (Reference date: 09.01.2016).
16. Shannon, C. (1948) A mathematical theory of communication," Bell System technical journal, 27(3): 379-423; 27(4): 623-656.
17. Gibson, J. W. and Hanna, M. S. (1992). Introduction to Human Communication. Dubuque, IA; William C. Brown Publishers.
18. Fundamental Information and Communication Models: Insights into Communication and Information Behavior // URL: http://link.springer.com/chapter/10.1007% 2F978-3-540-71395-1_3 (Reference date: 09.11.2015).
19. Information theory and cybernetics 1. Wiener, N. 1948 Cybernetics or control and communication in the animal and the machine, New York: J. Wiley: The Technology Press.
20. Kolmogorov, A. 1968 "Three approaches to the quantitative definition of information," International Journal of Computer Mathematics, 2(1-4): C. 157-168.
21. Fedorova E.A. Informatsionno-kommunikativnye tekhnologii v podgotovke konkurentosposobnykh logistov [Fedorova E.A. Information and communication technologies in the preparation of competitive logistics] //URL: http://wiki.tgl.net.ru/ images/a/ab/Fedorowa_E.pdf (Reference date: 29.01.2016).
22. Fulton, John. (2003). The Parrot Keyboard: A Human Factors Approach to NonHuman Computer Interaction — or — Why My Parrot Needs a Keyboard of His Own. Capstone Presentation. Masters Degree in Computer Science. Franklin University. March 15, 2003. //URL: http://www.parrotkeyboard.com/presentation.html (Reference date: 20.05.2016).
23. Giddens, A. (1986). The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration.University of California Press.
24. Habermas's Theory of communicative action 1. Habermas, J. 1984-1987 The theory of communicative action. Vol. 1:Reason and the rationalization of society; Vol. 2: Lifeworld and system : a critique of functionalist reason, Boston: Beacon Press.
25. Habermas, J. 2001 On the pragmatics of social interaction: preliminary studies in the theory of communicative action, Cambridge, Mass.: MIT Press.
26. Honneth, A., H. Joas (eds.) 1991 Communicative action: essays on Jürgen Habermas's The theory of communicative action, Cambridge, Mass.: MIT Press.
27. Walker, J. J. 2011. "Starting to Develop Best Known Practices for Writing Educational Content Standards." //URL: http://jacobjwalker.effectiveeducation.org/blog/2011/10/22/ starting-to-develop-best-known-practices-for-writing-educational-content-standards/ (Reference date: 24.12.2015).