Научная статья на тему 'Исследование факторов влияния на процесс взаимодействия образовательных организаций и работода телей'

Исследование факторов влияния на процесс взаимодействия образовательных организаций и работода телей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ПРОБЛЕМЫ / ФАКТОРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СТУДЕНТЫ / РАБОТОДАТЕЛИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATION / SYSTEM / EDUCATION MARKET / LABOR MARKET / PROBLEMS / FACTORS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / STUDENTS / EMPLOYERS / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыткин А. Н., Волков В. И.

Проводится анализ системы профессионального образования России на примере Пермского края. Рассмотрены проблемы развития рынка образовательных услуг в регионе. Отмечено, что главной проблемой профессионального образования является несоответствие структуры выпускников образовательных организаций запросам рынка труда и, как следствие, низкий уровень трудоустройства молодых специалистов. Сделано предположение, что решением указанной проблемы в Пермском крае может стать процесс взаимодействия образовательных организаций и работодателей региона в сфере подготовки профессиональных кадров. Определено, что для устранения диспропорций между подготовкой специалистов и запросами работодателей необходимо систематически проводить мониторинг и прогнозирование ситуации на рынке труда, включая демографические колебания и анализ состояния системы профессионального образования. На основе опроса работодателей были выявлены факторы, оказывающие влияние на эффективность процесса взаимодействия образовательных организаций и хозяйствующих субъектов региона. В качестве основных факторов, влияющих на процесс взаимодействия субъектов, были указаны законодательная база, в соответствии с которой осуществляется реализация процесса взаимодействия партнеров в сфере профессионального образования и контроль за данным процессом со стороны государства; потребность в сотрудничестве, которую испытывают участники процесса взаимодействия; социально-экономическая ситуация, отражающая уровень социального и экономического развития региона; научно-технический и финансовый потенциал партнеров, который определяет финансовый объем совместной деятельности и качественный уровень образовательной базы, используемой для теоретической и практической подготовки студентов, направленной на овладение компетенциями, соответствующими той специальности, по которой они проходят подготовку. Проведена качественная оценка факторов и степени их влияния на процесс взаимодействия субъектов системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND EMPLOYERS: STUDYING THE FACTORS THAT INFLUENCE THE PROCESS

The article analyzes the system of professional education in Russia through the example of Perm region. The problems of the development of the region's market of educational services are considered. The authors see the main problem of professional education in the fact that graduates do not meet the needs of the labor market, and consequently there is a low level of employment among young specialists. The assumption is made that the solution to this problem in Perm region can be found in the interaction between educational institutions and employers in terms of professional training. It is determined that to bridge the gap between the training process and employers' needs, it is necessary to systematically conduct monitoring and forecasting of the situation on the labor market, including analysis of demographic shifts and the vocational educational system. Based on a survey of employers, the factors that influence the efficiency of the process of interaction between educational institutions and businesses in the region have been identified. The authors see the main factors as follows: the legislative framework that regulates the process of interaction of partners in the sphere of vocational education and the state control over this process; the need for cooperation arising among the participants of the interaction process; the socio-economic situation, reflecting the level of the region's socioeconomic development; scientific, technical and financial capacity of partners, which defines the financial activities and the quality of educational facilities used for theoretical and practical training of students so that they could acquire the competencies relevant to the specialty they are trained for. The article presents qualitative assessment of the factors and their impact on the process of interaction of the vocational educational system subjects.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов влияния на процесс взаимодействия образовательных организаций и работода телей»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015 ЭКОНОМИКА Вып. 4(27)

УДК 331+377 ББК 65.24+74.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ НА ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И РАБОТОДА ТЕЛЕЙ

A.Н. Пыткин, докт. экон. наук, проф., директор Пермского филиала Института экономики Уральского отделения Российской академии наук

Электронный адрес: [email protected]

Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, 614990, г. Пермь, ул. Ленина, 13 А

B.И. Волков, старший преподаватель кафедры менеджмента и права Пермского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Электронный адрес: 8908276101 [email protected]

Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Пермь, б-р Гагарина, 57

Проводится анализ системы профессионального образования России на примере Пермского края. Рассмотрены проблемы развития рынка образовательных услуг в регионе. Отмечено, что главной проблемой профессионального образования является несоответствие структуры выпускников образовательных организаций запросам рынка труда и, как следствие, низкий уровень трудоустройства молодых специалистов. Сделано предположение, что решением указанной проблемы в Пермском крае может стать процесс взаимодействия образовательных организаций и работодателей региона в сфере подготовки профессиональных кадров. Определено, что для устранения диспропорций между подготовкой специалистов и запросами работодателей необходимо систематически проводить мониторинг и прогнозирование ситуации на рынке труда, включая демографические колебания и анализ состояния системы профессионального образования. На основе опроса работодателей были выявлены факторы, оказывающие влияние на эффективность процесса взаимодействия образовательных организаций и хозяйствующих субъектов региона. В качестве основных факторов, влияющих на процесс взаимодействия субъектов, были указаны законодательная база, в соответствии с которой осуществляется реализация процесса взаимодействия партнеров в сфере профессионального образования и контроль за данным процессом со стороны государства; потребность в сотрудничестве, которую испытывают участники процесса взаимодействия; социально-экономическая ситуация, отражающая уровень социального и экономического развития региона; научно-технический и финансовый потенциал партнеров, который определяет финансовый объем совместной деятельности и качественный уровень образовательной базы, используемой для теоретической и практической подготовки студентов, направленной на овладение компетенциями, соответствующими той специальности, по которой они проходят подготовку. Проведена качественная оценка факторов и степени их влияния на процесс взаимодействия субъектов системы профессионального образования.

Ключевые слова: образование, система, рынок образования, рынок труда, проблемы, факторы, образовательные организации, студенты, работодатели, взаимодействие.

Главной проблемой подготовки профессиональных кадров в современных условиях выступает несоответствие структуры выпускников образовательных организаций реальным запросам работодателей. Вследствие этого трудоустройство молодых специалистов в Пермском крае является достаточно актуальным и сложным вопросом [2, с. 152].

По данным мониторинга, проведенного Петрозаводским государственным университетом в регионах Российской Федерации по поручению Министерства образования и науки РФ в 2012 г., успешно трудоустроилась только половина выпускников образовательных организаций. Из них по специальности трудоустроились только 47% выпускников учебных заведений высшего профессио-

нального образования (ВПО), 34% выпускников учебных заведений среднего профессионального образования (СПО) и 46% выпускников учебных заведений начального профессионального образования (НПО) [17]. Показатели трудоустройства выпускников в Пермском крае соответствуют общероссийским тенденциям.

Все это явилось результатом несогласованности действий между предложением образовательных программ со стороны субъектов рынка профессионального образования и реальными запросами работодателей. Стало понятным, что без взаимодействия образовательных организаций и хозяйствующих субъектов по вопросам развития системы профессионального образования проблемы рынка труда решить невозможно.

© Пыткин А.Н., Волков В.И., 2015

113

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. сказано, что главная задача образовательной политики Российской Федерации заключается в обеспечении высокого уровня качества профессионального образования за счет его фундаментальных основ и практической направленности на актуальные запросы рынка труда, общества и государства. Процесс непрерывного взаимодействия образовательных организаций и представителей реального сектора экономики, включая государственные структуры, общественные организации, науку, родителей и работодателей, выступает обязательным условием достижения стратегических целей модернизации системы профессионального образования [7].

Система мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда должна быть основана на стратегическом анализе структурного содержания спроса и предложения профессиональных кадров, включая демографические колебания и анализ состояния системы профессионального образования. Внедрение такой системы способствует принятию наиболее эффективных решений в процессе реализации государственной политики на рынке трудовых ресурсов.

Учащиеся должны обладать информацией о состоянии и потребностях рынка труда, о структуре подготовки квалифицированных кадров и качественном уровне профессионального образования. Однако на официальных сайтах большинства образовательных организаций Пермского края отсутствует информация о количестве договоров и видах совместной деятельности с работодателями; о количестве и структуре выпускников; о количестве выпускников, трудоустроенных на предприятиях партнеров; о количестве выпускников, трудоустроенных по специальности, полученной в стенах образовательной организации. На сайте регионального министерства образования и науки, а также в официальных отчетах российской статистики такой информации тоже нет.

В качестве одной из проблем модернизации региональной системы профессионального образования в программе Пермского края «Развитие образования и науки» до 2017 г. указано несовершенство партнерских отношений между образовательными организациями и работодателями и соответственно недостаточное участие последних в процессе подготовки профессиональных кадров [10].

В целях повышения эффективности управления процессом взаимодействия образовательных организаций и хозяйствующих субъектов необходимо определить условия, которые в наибольшей степени оказывают влияние на данный процесс. По результатам опросов работодателей, проведенных Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в регионах Российской Федерации в 2010-2013 гг., были выявлены факторы наибольшего влияния на процесс взаимодействия партнеров в области подготовки профессиональных кадров: законодательная база;

потребность в сотрудничестве; социально-экономическая ситуация; научно-технический и финансовый потенциал партнеров; государственное стимулирование взаимодействия [4]. На наш взгляд, представленные факторы являются актуальными в сложившейся на рынке труда ситуации и требуют систематического анализа.

Нет сомнений в том, что в основе механизма взаимодействия образовательных организаций и хозяйствующих субъектов лежит законодательная база, включающая в себя законы, законодательные акты, целевые программы и другую нормативно-правовую документацию [23, с. 233].

Чтобы определить степень влияния существующей законодательной базы на процесс взаимодействия партнеров в области подготовки профессиональных кадров, был проведен анализ соответствующих законов и законодательных актов, контролирующих эту область деятельности.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что деятельность субъектов в сфере подготовки профессиональных кадров регламентируется Конституцией РФ [6], Гражданским кодексом РФ [3], Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 [18].

Закон «Об образовании» регламентирует разработку федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые обеспечивают единство образовательного пространства страны и преемственность основных образовательных программ с учетом их вариативности, направленной на образовательные потребности и индивидуальные способности обучающихся. Порядок разработки и утверждения ФГОС устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях участия представителей работодателей, педагогических и научных работников в разработке ФГОС и координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут создаваться учебно-методические объединения [9; 10; 14; 15].

В соответствии с положениями Закона образовательные организации высшего профессионального образования имеют право быть учредителями хозяйственных обществ и партнерств, работа которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности [10; 11; 12; 13].

Анализ законодательной базы относительно трудоустройства студентов и выпускников образовательных организаций показал, что основная финансовая нагрузка по решению данной проблемы по-прежнему лежит на федеральном бюджете нашей страны и бюджетах регионов. Предприятия и организации, выступающие в роли работодателей, слабо вовлечены в сферу профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников в силу отсутствия экономических предпосылок такого участия. Насильственные методы по навязыванию работодателям кадровой политики со стороны государства являются бесперспективными и не приводят к должному эффекту. Решить

обозначенную проблему можно только на основе добровольного участия работодателей в процессе подготовки профессиональных кадров [5; 17].

Закон «Об образовании» устанавливает правовые основы взаимоотношений образовательных организаций и хозяйствующих субъектов. В нем предусмотрена ответственность работодателей за повышение уровня профессиональной квалификации сотрудников предприятия. При этом в Законе ничего не сказано о правах работодателей и профессиональных объединений, что имеет принципиальное значение для развития рынков образования и труда [16; 20].

Надо отметить, что в настоящее время в Правительстве Российской Федерации активно разрабатываются механизмы взаимодействия образовательных организаций и работодателей [8; 22]. Целью такой работы является повышение уровня конкурентоспособности молодых специалистов [1].

Согласно опросу предприятий, проведен-

ному в 2013 г. Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в регионах Российской Федерации, в том числе в Пермском крае, и докладу «О состоянии делового климата в России в 2010-2013 гг.», представленному на съезде Союза в марте 2014 г. в Москве, недостаток профессиональных кадров является серьезной проблемой в развитии 50% предприятий [4; 26].

На рис. 1 представлены неудовлетворенные потребности организаций в профессиональных кадрах по категориям работников в 2013 г.

Наибольший дефицит сотрудников испытывают предприятия по категории «квалифицированные рабочие» в размере 69% опрошенных предприятий, при этом 19% из них отметили острую нехватку таких рабочих.

На втором и третьем месте по дефициту сотрудников оказались категории «специалисты высшего квалификационного уровня» и «операторы, аппаратчики, машинисты» в размере 54% и 50% соответственно.

О 10 20 30 40 50 60 70 80

Руководители организаций Специалисты высшей квалификации Специалисты средней квалификации Работники, занятые документацией Квалифицированные рабочие Операторы, машинисты Неквалифицированные рабочие

-1-1-1- О шт

1 ае

1 54%

113".,

20%

1

50»о

%

12'

1 1

Рис. 1. Неудовлетворенные потребности о

Недостаток предприятий в операторах и машинистах составил 50%. Дефицит в специалистах средней квалификации остановился на отметке в 43%.

Потребность в руководителях организаций и подразделений высказали только 35% участников опроса. Более половины опрошенных указали, что штат сотрудников предприятий укомплектован и руководителей в них достаточно. Ситуация относительно потребности организаций в специалистах данной категории демонстрирует определенную стабильность на протяжении трех лет.

Положение предприятий с точки зрения потребности в сотрудниках, занимающихся обработкой информации и оформлением документов, а также в неквалифицированных работниках достаточно позитивное. Только 20% опрошенных указали на недостаток первых и 27% на недостаток вторых соответственно. При этом динамика потребности предприятий в сотрудниках, обрабатывающих информацию и оформляющих документы, за последние три года несколько ухудшилась с 13% в 2011 г. до 20% в 2013 г. Ситуация относи-

ий в профессиональных кадрах, 2013 г., %

тельно неквалифицированных рабочих за последние три года была стабильна и оставалась на уровне 27%.

Структура спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Пермского края за 2013 г. по группам общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) представлена на рис. 2 [19].

На представленной диаграмме видно, что спрос Пермских предприятий остается неудовлетворенным по трем позициям. Это специалисты высшего и среднего профессионального уровня, а также квалифицированные рабочие.

Причем спрос на квалифицированных рабочих удовлетворен только наполовину, а по специалистам среднего квалификационного уровня даже меньше чем на 50%. Надо отметить серьезное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее со стороны работодателей по следующим позициям: работники сферы обслуживания, ЖКХ и торговли; неквалифицированные рабочие; квалифицированные рабочие сельского хозяйства; руководители предприятий и организаций.

ю

15

20

25

30

35

Руководители предприятий и организаций Специалисты вышей квалификации Специалисты средней квалификации Работники, занятые документацией Работники сферы обслуживания Квалифицированные рабочие с/х Квалифицированные рабочие предприятий Операторы, машинисты Неквалифицированные рабочие

□ Спрос О Предложение

Рис. 2. Структура спроса и предложения рабочей силы в Пермском крае, по группам общероссийского классификатора занятий, 2013 г., %

В целом данные исследований в Пермском крае подтверждают общероссийскую тенденцию относительно потребностей предприятий в квалифицированных кадрах. Небольшое исключение представляют потребности предприятий региона в операторах и машинистах. В Пермском крае спрос по данной категории работников если не удовлетворен полностью, то по крайней мере обеспечен соответствующим объемом предложения.

Проблемы, которые испытывают предприятия относительно дефицита квалифицированных профессиональных кадров, подталкивают работодателей к организации процесса взаимодействия с образовательными учреждениями.

В соответствии с результатами опросов 42% российских предприятий (включая предприятия Пермского края) оказывают образовательным организациям помощь в развитии материально-технической базы (МТБ), в том числе покупают для учебных заведений оборудование, необходи-

мое для реализации процесса профессиональной подготовки кадров, еще чаще передают образовательным организациям оборудование, находившееся на балансе предприятия.

Все это говорит о том, что в последнее время все большее число предприятий испытывает потребность в сотрудничестве с образовательными организациями по вопросу подготовки профессиональных кадров и даже многие из них такую работу уже ведут.

Кроме помощи образовательным организациям в развитии их материально-технических баз отечественные предприятия часто оказывают поддержку учреждений профессионального образования и по другим направлениям.

Группировку компаний, оказывающих поддержку образовательных учреждений по различным направлениям, можно представить в виде диаграммы (рис. 3).

70% 60% 50%

т% 30% 20% 10% 0%

£

&

К

С <& "

&

I18 I

Й Й 8 Е Ен О & И

I |

и °

«

о К

й> &

га ч

Рч

И

Рис. 3. Группировка компаний по видам поддержки образовательных организаций, %

Более половины (62%) опрошенных компаний отметили, что чаще других направлений

сотрудничества выделяют финансовые средства на организацию и проведение производственной

практики студентов учебных заведений, соответствующих профилю основной деятельности предприятия.

Около 34% предприятий указали, что производили оплату обучения студентов. Почти 25% компаний ответили, что участвовали в разработке и выделяли денежные средства на подготовку профессиональных стандартов.

Расходы на выделение грантов, оплату стажировок и повышение квалификации преподавателей производили около 16% предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые организации оказывают поддержку учебным заведениям другими способами. К ним относятся:

- корпоративные программы профессионального развития студентов;

- финансирование научной деятельности образовательных организаций;

- участие в научных конференциях и круглых столах;

- проведение олимпиад и конкурсов профессионального мастерства;

- организация и проведение деловых

игр;

- оплата обучения студентов в автошколах.

Объем таких предприятий составил 20% от общего количества опрошенных организаций.

Немаловажным фактором, оказывающим влияние на процесс взаимодействия образовательных организаций и хозяйствующих субъектов, выступает государственное стимулирование.

Наиболее действенным рычагом управления в рыночных условиях являются налоговые льготы. Но как показывает практика последних лет, для предприятий и организаций, активно участвующих в процессе подготовки профессиональных кадров, налоговых льгот в российском законодательстве не предусмотрено. Это отрицательно сказывается на стремлении руководителей предприятий к добровольному взаимодействию с образовательными организациями.

Если бы предприятия и организации, выступающие базами практики для студентов образовательных учреждений, активно участвующие в учебном процессе и способствующие развитию научно-технической оснащенности учебных заведений имели возможность хотя бы частично покрыть свои расходы за счет соответствующих льгот, то они гораздо чаще изъявляли бы желание принимать участие в подготовке и дальнейшем трудоустройстве будущих специалистов.

Около 67% опрошенных предприятий страны, в том числе Пермского края, выразили готовность начать оказывать поддержку образовательным организациям или увеличить объем выделяемых на их развитие денежных средств при условии введения налоговой льготы по данной статье расходов и возможности их отнесения на себестоимость производимых товаров или услуг.

В настоящее время часть налоговых отчислений, поступающих в фонды центров занято-

сти населения, тратится на выплаты пособий по безработице и переподготовку кадров [21]. Если предоставить предприятиям возможность контролировать эти средства, направляя их на подготовку, переобучение и повышение квалификации кадров, то экономический эффект от этих мероприятий был бы, несомненно, выше и предприятия могли бы получить реальную выгоду от них. Такая схема налогообложения представляется достаточно выгодной для предприятий, которые стремятся к развитию и повышению квалификации собственных специалистов. Кроме того, данный вид налога мог бы стать инструментом вложения средств в региональную систему образования.

По заявлениям представителей администрации Пермского края, а также представителей объединений работодателей региона научно-технический и финансовый потенциал предприятий края находится на достаточно высоком уровне [22; 25]. Можно с уверенностью сказать, что любое из крупных предприятий региона может стать надежным партнером в области подготовки профессиональных кадров.

Научный потенциал образовательных организаций Пермского края тоже занимает высокую позицию, о чем свидетельствует уровень их профессорско-преподавательского состава. Однако техническая оснащенность учебных заведений, как правило, выглядит не такой эффективной. Это связано с большим коэффициентом старения материально-технической базы организаций. В некоторых случаях он достигает 50%. Собственных финансовых средств для обновления МТБ у образовательных организаций часто не хватает. Поэтому им сегодня просто не обойтись без поддержки как со стороны предприятий региона, так и со стороны государства.

Социально-экономическое развитие регионов выступает в роли одного из наиболее важных факторов взаимодействия хозяйствующих субъектов и образовательных организаций [24, с. 9]. Решение любой из поставленных задач не представляется возможным без объективной оценки уровня экономического развития региона [27, с. 17].

На рис.5 представлена диаграмма, отражающая динамику численности студентов учебных заведений, обучающихся по программам профессионального образования в Пермском крае [28].

Надо отметить, что общее количество студентов всех трех уровней профессионального образования в Пермском крае в 2013 г. вернулось на уровень 1990 г. При этом количество студентов ВПО за указанный период выросло почти на 76%, с 46 тысяч человек до 81 тысячи, а количество студентов НПО, наоборот, снизилось более чем на 55%, с 52 тысяч человек до 23 тысяч. Количество студентов СПО с 1990 г. по 2005 г. постоянно росло, но уже к 2010 г. вернулось на первоначальные позиции, а в 2013 г. опустилось даже ниже уровня 1990 г. на 10 %.

120 100 80 60 40 20

□ НПО

шспо □впо

1990

2000

2010

2011

2012

2013

Рис. 5. Численность студентов учебных заведений профессионального образования в Пермском крае, тыс. чел.

Снижение количества студентов, обучающихся по программам НПО, более чем в два раза связано с падением престижности специальностей такого профессионального уровня. При этом они остаются стабильно востребованными на рынке труда.

Можно также заявить о существенном падении спроса на специальности СПО в Пермском крае. В целом это соответствует динамике развития среднего профессионального образования в Российской Федерации.

Что касается высшего профессионального образования, то можно сделать вывод о том, что как в целом по Российской Федерации, так и по Пермскому краю количество студентов, обучающихся по специальностям ВПО, в период с 2009 г. по 2013 г. снизилось в результате политики государства. проводимой в отношении сокращения количества неэффективных вузов. Несмотря на это, высшее профессиональное образование по-прежнему остается достаточно востребованным у

населения нашего региона.

Ситуация, сложившаяся в сфере профессионального образования, во многом зависит от динамики уровня рождаемости населения.

На рис. 6 представлены данные статистики по уровню рождаемости населения в Пермском крае [28].

Наибольший показатель рождаемости населения в Пермском крае за исследуемый период был отмечен в 1990 г. В тот год он составлял 42 тысячи человек. В последующие годы рождаемость населения падала, и в 2000 г. она достигла своего минимума в количестве 28 тысячи человек, что на 34% ниже уровня 1990 г. После чего уровень рождаемости в крае начал постепенно расти и к 2010-2011 гг. составил около 37 тыс. чел. Это ниже показателя 1990 г. на 5 тысяч человек, что составляет 12%, но уже выше минимального показателя, отмеченного в 2000 г. на 10 тысяч человек. В 2013 г. рождаемость населения в нашем регионе достигла 39 тысяч новорожденных.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

1990

2000

2005

2010

□ Рождаемость населения, тыс. человек

2011

2012

2013

Рис. 6. Уровень рождаемости населения в Пермском крае, тыс. чел.

Снижение уровня рождаемости было вызвано серьезными проблемами в экономике страны, которые напрямую отразились на уровне доходов россиян и на институте семьи. Тем не менее политика государства, направленная на поддержку молодых и многодетных семей, а также семей, в

которых более одного ребенка, вселяет надежду на то, что рост рождаемости в Пермском крае продолжится. А это значит, что начиная с 2018-2020 гг. начнет увеличиваться количество выпускников общеобразовательных учреждений, которое приведет к росту контингента студентов профессио-

нальных учебных заведений Пермского края.

Анализ статистических данных относительно степени возможности населения оплачивать услуги системы профессионального образования показал, что среднедушевые денежные доходы населения как жителей Пермского края, так и страны в целом регулярно растут. Динамика индексов роста среднедушевых денежных доходов населения и потребительских цен в Пермском крае представлена на рис. 7 [28].

Индекс роста среднедушевых денежных доходов населения незначительно, но все-таки опережает индекс роста потребительских цен, что благоприятно отражается на покупательной способности населения Пермского края, а следовательно, и на уровне экономического развития региона.

Таким образом, у населения края нет причин для снижения расходов на собственное образование и перераспределения денежных средств, предназначенных для этого, в пользу других нужд.

125 120

100 95

- Индекс роста среднедушевых денежных доходов Индекс роста потребительских цен

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Рис. 7. Индексы роста среднедушевых ден<

Высокий образовательный уровень подразумевает соответствующее социальное положение в обществе. Поэтому вслед за экономическим ростом страны спрос на услуги профессионального образования будет продолжать расти. Это значит, что все большее количество людей будет стремиться получить не только начальное или среднее, но и высшее профессиональное образование. Практика показывает, что даже сегодня, находясь в не самых лучших с точки зрения социально-экономического развития условиях, население страны и в частности Пермского края готово платить за свое обучение. Основная причина в том, что работодатель делает свой выбор в пользу соискателя с высшим образованием. Следовательно, более высокий профессиональный уровень открывает больше возможностей для трудоустройства.

На основе проведенного исследования можно сделать ряд выводов. Несмотря на то что государство все дальше отодвигается от участия в процессе подготовки профессиональных кадров, оно по-прежнему серьезно контролирует эту деятельность с помощью соответствующих законодательных актов. При этом отсутствие законодательно закрепленных прав участников взаимодействия не мешает процессу движения потенциальных партнеров навстречу друг другу.

Потребность в сотрудничестве сегодня испытывают не только образовательные организации, заинтересованные в подготовке выпускников, обладающих необходимыми профессиональными навыками, но и работодатели, испытывающие дефицит квалифицированных кадров.

Крупные предприятия Пермского края обладают научно-техническим и финансовым потен-

доходов населения и потребительских цен, %

циалом, необходимым для участия в процессе подготовки профессиональных кадров. Научный потенциал образовательных организаций края также находится на высоком уровне. Но в процессе практической подготовки студентов системе профессионального образования сегодня невозможно обойтись без активной поддержки работодателей и государства.

По результатам исследования отмечено, что фактор государственного стимулирования взаимодействия партнеров в виде налоговых льгот в Пермском крае не используется. Однако налоговые льготы могли бы способствовать развитию взаимоотношений партнеров.

Анализ социально-экономической ситуации показал, что уровень демографии в Пермском крае имеет тенденцию к повышению. Это значит, что демографический спад преодолен и в ближайшие 5 лет численность студентов профессиональных образовательных организаций начнет увеличиваться. Что касается доходов населения в регионе, то они постоянно растут, незначительно опережая рост потребительских цен. Значит, у населения нет предпосылок для экономии средств на собственном образовании.

Список литературы

1. Администрация города Перми. URL: http://www.gorodperm.ru/ (дата обращения: 21.04.15).

2. Анимица Е.Г. Регион в социально-экономическом пространстве России: анализ, динамика, механизм управления: монография / Е.Г. Анимица, П.И. Блусь, Е.Б. Дворядкина, Н.В. Но-

викова, В.А. Сухих. Пермь: Пермский государственный университет. 2008. 378 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). URL: http://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения: 21.04.15).

4. Доклад о состоянии делового климата в России в 2010-2013 годах. Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://media.rspp.rU/document/l/0/5/052el20269d00a a294ee8c2aalc311df.pdf (дата обращения: 09.01.15).

5. Доклад Всемирного банка и НИУ ВШЭ «Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике». URL: http://www.hse.ra/data/2012/10/ll/1246974900/2012 1009-Vasiliev.pdf. (дата обращения: 09.01.15).

6. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 21.04.15).

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 09.10.15).

8. Министерство информационного развития и связи Пермского края. URL: http://mirs.pennkrai.ru/ (дата обращения: 17.06.15).

9. Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. URL: http://mk.permkrai.ru/ (дата обращения: 11.06.15).

10. Министерство образования и науки Пермского края. URL: http://minobr.pennkrai.ru/ (дата обращения: 17.06.15).

11. Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края. URL: http://agz.pennkrai.ru/ (дата обращения: 11.06.15).

12. Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края. URL: http://mizo.permkrai.ru/ (дата обращения: 11.06.15).

13. Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. URL: http://mintorg.pennkrai.ru/ (дата обращения: 17.06.15).

14. Министерство экономического развития Пермского края. URL: http://economy.permkrai.ru/ (дата обращения: 17.06.15).

15. Министерство социального развития Пермского края. URL: http://minsoc.pennkrai.ru/ (дата обращения: 17.06.15).

16. Некоммерческое партнерство по защите прав потребителей «Пермская гильдия добросовестных предприятий». URL: http ://ww\v. gi ldia. perm. ш/ (дата обращения: 01.07.15).

17. О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых

компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях. Петрозаводский государственный университет. 2012 г. URL:

http://cHMT^/docs/AnalvticRepon/AnalvticReport f ull.pdf (дата обращения: 09.01.15).

18. Об образовании в Российской Федерации»: федеральный закон РФ «N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 09.01.15).

19. Общероссийский классификатор занятий OK 010-2014 (МСКЗ-08). URL: http ://base .consultant. ru/cons/cgi/online .cgi?req=doc; base=LAW;n=177953 (дата обращения: 11.07.15).

20. Пермская торгово-промышленная палата. URL: http://permtpp.ra/ (дата обращения: 01.07.15).

21. Пермский городской Центр занятости населения. URL: http://cznperm.ra/ (дата обращения: 21.04.15).

22. Портал Правительства Пермского края. URL: http://www.pennkrai.ru/ (дата обращения: 21.04.15).

23. Пыткин А.Н. Механизм регионального стратегирования. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2007. 291 с.

24. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 639 с.

25. Региональное объединение работодателей Пермского края «Сотрудничество». URL: http://www.sotradn.ru/ (дата обращения: 01.07.15).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: Шр://рспп.рф/ (дата обращения: 09.01.15).

27. Урал на рубеже веков: проблемы и прогнозы социально-экономического развития / под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 1999. 567 с.

28. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 09.01.15).

Получено: 12.05.2015

References

1. Administracija goroda Permi [The administration of Perm city]. Available at: http://www.gorodpenn.ru/ (accessed 21.04.15).

2. Animitsa E.G., Blus' P.I., Dvoijadkina E.B., Novikova N.V., Suhih V.A. Region v social'110-jekonomicheskom prostranstve Rossii: analiz, dinami-ka, mehanizm upra\>lenija: monografija [The Region in socio-economic space of Russia: analysis, dynamics, mechanism of management: monograph], Penn. Penn state University Publ., 2008. 378 p.

3. RF Federal Law "The civil code of the Russian Federation" of No vember 30, 1994 № 51-FZ. (In Russian). Available at: http.//base.garant.ra/10164072/ (accessed 21.04.15).

4. Doklad o sostojanii delovogo klimata v

Rossii V 2010-2013 godah. Rossijskij sojuz promvsh-lennikov i predprinimatelej [ A report on the state of the business climate in Russia in 2010-2013. The Russian Union of Industrialists and entrepreneurs]. Available at: http://media.rspp.EN/document/l/0/5/052el20 269d00aa294ee8c2aalc31 ldf.pdf (accessed 09.01.15).

5. Doklad Psémirnogo banket i NIJJ VShJe "Deficit navykov v Rossii:' vvzow dlja sistemy obrazo-vanija uslovijah perehoda k innovacionnoj jekono-mike" [The World Bank report and the HSE's s'Skills shortages in Russia: challenges for the education system in the conditions of transition to innovative economy"]. Available at: http://www.hse.ru/data/2012/10/

11/1246974900/20121009-Vasiliev.pdf (accessed 09.01.15).

6. RF Federal Law "The Constitution of the Russian Federation". (In Russian). Available at: http://www.constitution.ru/ (accessed 21.04.15).

7. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo raz\>itija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [The concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period till 2020]. Available at: http://base.garant.ru/194365/ (accessed 09.10.15).

8. Ministersh'o informacionnogo razvitija i s\'jazi Permskogo kraja [The Ministry of information development and communication of Perm Krai]. Available at: http://mirs.pennkrai.ru/ (accessed 17.06.15).

9. Ministersh'o kid'turv, molodezhnoj poli tiki i massovvh kormmmikacij Permskogo kraja [The Ministry of culture, youth policy and mass communications of Perm Krai]. Available at: http://ink.pennkrai.ru/ (accessed 11.06.15).

10. Ministerst\'o obrazovanija I nauki Permskogo kraja [The Ministry of education and science of the Penn Krai]. Available at: http://minobr.pennkrai.ni/ (accessed 17.06.15).

W.Ministerst\'o po regulirovaniju kontrakt-noj sistemy v sfere zakupok Permskogo kraja [The Ministry for the regulation of the contract system in procurement of Perm Krai], Available at: http://agz.pennkrai.ni/ (accessed 11.06.15).

12.Ministersh'o po uprm'leniju imushhest-vorn i zemeVnym otnoshenijam Permskogo kraja [The Ministry of property and land relations of the Perm Krai], Available at: http://mizo.pennkrai.ru/ (accessed 11.06.15).

13. Ministersh'o promyshlennosti, predprini-matel'stva i torgovli Permskogo kraja [The Ministry of industry, business and trade of Perm Krai]. Available at: http://mintorg.permkrai.ru/ (accessed 17.06.15).

14.Ministersh'o jekonomicheskogo razvitija Permskogo kraja [The Ministry of economic development of the Perm Krai]. Available at: littp://economv.permkrai.m/ (accessed 17.06.15).

15. Ministersh'o social'nogo razvitija Permskogo kraja [The Ministiy of social development of the Penn Krai]. Available at: http://minsoc.permkrai.ru/ (accessed 17.06.15).

16. Nekotmnercheskoe partnersh'o po zash-hite prav potrebitelej 'Permskaja gil'dija dobroso-vestnyh predprijatij " [Non-commercial partnership for

the protection of the rights of consumers to "Penn Guild conscientious enterprises"]. Available at: http://www. gildia.perm.ru/ (accessed 01.07.15).

17. O sostojanii trudoustrojsh'a vvpusknikov uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija, vostre-bovannyh special''nostjah, trebuemyh kompetencijah i ozhidaemyh prognoznvh kadrovvh potrebnostjah [Status of employment of graduates of professional education institutions, sought-after qualifications required competencies and forecasted staffing requirements]. Petrozavodsk state University Publ, 2012. Available at: http://cHMT.p4>/docs/AnalvticReport/AnalvticRepo rt_full.pdf (accessed 09.01.15).

18. RF Federal law "On education in Russian Federation" of December 29, 2012 № 273 FZ. (In Russian). Available at: http://base.garant.ru/70291362/ (accessed 09.01.15).

19. ObshherosSijskij klassifikator zanjatij OK 010-2014 (MSKZ-08) [Russian Classification of Occupations OK 010-2014 (ISCO-08)]. Available at: http://base.consultant.ni/cons/cgi/online.cgi?req=doc: base=LAW:n= 177953 (accessed 11.07.15).

20. Permskaja torgovo-promyshlennaja pa lata [Penn chamber of Commerce and industry]. Available at: http://permtpp.ru/ (accessed 01.07.15).

21. Permskij gorodskoj Centr zanjatosti nase-lenija [Penn city employment Center], Available at: http://cznperm.ru/ (accessed 21.04.15).

22. Portal Pravitel'stva Permskogo kraja [Portal of the Government of Penn Krai]. Available at: http://www.pennkrai.ru/ (accessed 21.04.15).

23.Pytkin A.N. Mehanizm regional'nogo strategirovanija [The mechanism of regional strategiz-ing], Ekaterinburg, Institute of Economics, Ural branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 2007. 291 p.

24. Regional''naja strategija ustojehivogo so-cial'no-jekonomicheskogo rosta [Regional strategy of sustainable socio-economic growth]. Edited by Tatar-kin A.I. Ekaterinburg, Ural branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 1998. 639 p.

25. Regional'noe ob'edinenie rabotodatelej Permskogo kraja "Sotrudnichestvo " [Regional Association of employers of the Penn region "Cooperation"]. Available at: http://www.sotrudn.ni/ (accessed 01.07.15).

26. Rossijskij sojuz promyshlennikov i predprinimatelej [The Russian Union of Industrialists and entrepreneurs]. Available at: http://pcnn.p(j) (accessed 09.01.15).

27. Ural na rubezhe vekov: problemv i prog-nozy social'no-jekonomicheskogo razvitija [The Urals at the turn of the century: problems and projections of socio-economic development]. Edited by Tatarkin A.I. Ekaterinburg, Institute of Economics, Ural branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 1999. 567 p.

28. Federal'naja shizhba gosudarstvennoj statistiki [Federal state statistics service]. Available at: http://www. gks.ru/ (accessed 09.01.15).

The date of the manuscript receipt: 12.05.2015

INTERACTION BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND EMPLOYERS: STUDYING THE FACTORS THAT INFLUENCE THE PROCESS

Alexandr N. Pytkin, Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Perm Branch of the Institute of Economics of the Ural Division of the Russian Academy of Sciences

E-mail: [email protected]

Institute of Economics of the Ural Division of the Russian Academy of Sciences (Perm Branch);13, Lenina St.,

Perm, 614000, Russia

Vladislav I. Volkov, Senior Lecturer Email: [email protected] Perm Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics;

57, Gagarina bul., Perm, 614038, Russia

The article analyzes the system of professional education in Russia through the example of Perm region. The problems of the development of the region's market of educational services are considered. The authors see the main problem of professional education in the fact that graduates do not meet the needs of the labor market, and consequently there is a low level of employment among young specialists. The assumption is made that the solution to this problem in Perm region can be found in the interaction between educational institutions and employers in terms of professional training. It is determined that to bridge the gap between the training process and employers' needs, it is necessary to systematically conduct monitoring and forecasting of the situation on the labor market, including analysis of demographic shifts and the vocational educational system. Based on a survey of employers, the factors that influence the efficiency of the process of interaction between educational institutions and businesses in the region have been identified. The authors see the main factors as follows: the legislative framework that regulates the process of interaction of partners in the sphere of vocational education and the state control over this process; the need for cooperation arising among the participants of the interaction process; the socio-economic situation reflecting the level of the region's socioeconomic development; scientific, technical and financial capacity of partners, which defines the financial activities and the quality of educational facilities used for theoretical and practical training of students so that they could acquire the competencies relevant to the specialty they are trained for. The article presents qualitative assessment of the factors and their impact on the process of interaction of the vocational educational system subjects.

Keywords: education, system, education market, labor market, problems, factors, educational institutions, students, employers, interaction.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Пыткин А.Н, Волков B.II. Исследование факторов влияния на процесс взаимодействия образовательных организаций и работодателей // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Репп University Herald. Economy. 2015. № 4(27). С. 113-122.

Please cite this article in English as:

Pvtkin AM, Volkov I'./. Interaction between educational institutions and employers: studying the factors that influence the process // Vestnik Permskogo universiteta. Seria Ekonomika = Perm University Herald. Economy. 2015. № 4(27). P. 113-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.