Научная статья на тему 'Социальное партнерство с работодателями как ключевое условие модернизации профессионального образования'

Социальное партнерство с работодателями как ключевое условие модернизации профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM / EMPLOYER / SOCIAL PARTNERSHIP / DUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочаров Илья Валерьевич

Данная статья посвящена вопросам модернизации системы профессионального образования Пермского края, анализу тенденций, проектов и первых результатов федеральных трендов в реализации стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, анализу эффективных механизмов взаимодействия работодателей и системы профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP WITH EMPLOYERS AS A PRINCIPAL CONDITION FOR MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION

The paper examines the issues of modernizing the vocational training system in Perm krai and analyzes tendencies, prospects and first results of the Federal trends in the Strategy of developing the system of regular labour force training and applied science qualifications formation, as well as effective mechanisms of interaction between the vocational education system and employers.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство с работодателями как ключевое условие модернизации профессионального образования»

УДК 377.35

Бочаров Илья Валерьевич

кандидат исторических наук, начальник управления профессионального образования

Министерство образования и науки Пермского края, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ilya V. Bocharov

Candidate of Historical Sciences, Head of Professional Education

The Ministry of Education and Science of the Perm Region, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

SOCIAL PARTNERSHIP WITH EMPLOYERS AS A PRINCIPAL CONDITION FOR MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам модернизации системы профессионального образования Пермского края, анализу тенденций, проектов и первых результатов федеральных трендов в реализации стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, анализу эффективных механизмов взаимодействия работодателей и системы профессионального образования.

Ключевые слова: модернизация системы профессионального образования; работодатель; социальное партнерство; дуальное обучение.

Abstract. The paper examines the issues of modernizing the vocational training system in Perm krai and analyzes tendencies, prospects and first results of the Federal trends in the Strategy of developing the system of regular labour force training and applied science qualifications formation, as well as effective mechanisms of interaction between the vocational education system and employers.

Key words: modernization of vocational education system; employer; social partnership; dual education.

Важность взаимодействия с работодателями в системе профессионального образования понимали всегда. Однако у предприятий возможность полноценного включения в процесс подготовки кадров была не всегда.

© Бочаров И.В., 2014

Сегодня мы с уверенностью можем констатировать: «Лед тронулся!». Если 2013 г. стал временем осмысления, проектирования и определения основных направлений модернизации профессионального образования, то 2014 г. можно считать началом ее реализации по 4 смысловым блокам, определенным уже в программном документе Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» [2, с. 15-16]:

1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики.

2. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы.

3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

4. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.

Благодаря реализации региональной государственной программы Пермского края «Развитие образования и науки» удалось синхронизировать федеральные, региональные и институциональные уровни модернизации и консолидировать ресурсы образования и бизнеса на приоритетные для региона проекты.

По результатам мониторинга, предоставленным регионами Приволжского федерального округа, сформирован ряд рейтингов развития системы среднего профессионального образования в соответствующем субъекте Российской Федерации. В сравнении с остальными 13 регионами Приволжского федерального округа Пермский край занимает лидирующие позиции по ряду рейтингов:

• количество реализуемых направлений по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (НПО) - 120 (2-е место);

• количество реализуемых направлений по программам подготовки специалистов среднего звена (СПО) - 130 (3-е место);

• доля учебных площадей (кабинеты, лаборатории, мастерские, цеха, полигоны) техникумов и колледжей, оснащенные современным оборудованием - 93,7 % (1-е место);

• уровень заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения (за 2014 г.) - 31 344 руб. (1-е место), в процентном соотношении к средней заработной плате по региону - 119,5 % (2-е место);

• удельный вес численности студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам НПО - 13,6 % (1-е место), по программам СПО - 1,9 % (1-е место);

• доля призеров и победителей всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства - 13 % (2-е место).

В 2014 г. начались работы по направлению ФЦПРО «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации». 8 профессиональных образовательных организаций закупили самое современное оборудование на общую сумму 23 млн рублей для профессий и специальностей машиностроительной отрасли. Одновременно в рамках этого проекта была организована работа по формированию системных институциональных эффектов в системе профобразования. Ключевыми характеристиками являются сетевой характер, электронный формат и упорядочивание информационных потоков.

На качественно новый уровень вышло в текущем году наше сотрудничество с работодателями, причем как парное с конкретными предприятиями, так и с региональными объединениями работодателей, и прежде всего - с Пермской торгово-промышленной палатой. Помимо продолжения реализации совместного проекта «Рабочие кадры "под ключ"» и формирования консолидированного заказа от бизнеса на подготовку кадров, началась реализация проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Пермский край стал единственным регионом, где объединение работодателей выполняет функции координатора и системного интегратора усилий бизнеса и профессионального образования. В рамках этого проекта сразу 6 организаций профессионального образования получили статус федеральных инновационных площадок и начали обучение первых студентов по образовательным программам дуального обучения. На Пермском инженерно-промышленном форуме мы обсудили с директорским корпусом перспективы расширения масштабов дуальной системы подготовки кадров.

Включение работодателей в процесс модернизации системы профессионального образования развивается в двух форматах. Первый формат - это эффективное взаимодействие с учетом территориально-отраслевой принадлежности. В рамках данного формата на территории Пермского края сохраняется эффективный опыт работы предприятий с «подшефными» учебными заведениями: организация практики студентов на предприятии, согласование основных профессиональных образовательных программ с работодателем, участие представителей предприятия в работе итоговых аттестационных комиссий, укрепление материальной базы образовательных организаций. Многие учреждения резко, в разы, увеличили интенсивность взаимодействия с социальными партнерами. Особо стоит отметить 2 профессиональные образовательные организации, которые оказались «на волне» тренда взаимодействия с работодателями. Наиболее ярким примером такого взаимодействия в Пермском крае можно назвать софинансирование ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» строительства учебного полигона «Краевой политехнический колледж» (г. Чернушка), в которое ЛУКОЙЛ вложил 40 млн рублей в 2014 г. Еще один объект такого взаимодействия - Пермский авиационный техникум, ставший ключевой площадкой сразу в 2 знаковых для

стратегического развития профессионально-образовательных кластеров с серьезным федеральным финансированием: «Новый Звездный» и «Фотоника».

Второй формат предполагает системное взаимодействие регионального бизнес-сообщества и системы профессионального образования.

С 2012 г. в Пермском крае реализуется проект Пермской торгово-промышленной палаты «Рабочие кадры "под ключ"» (координация подготовки квалифицированных кадров для экономики региона) [1], предусматривающий внедрение схемы «заказчик-подрядчик» между работодателями и системой профессионального образования, а также развитие элементов системы дуального обучения. Предприятия региона определяют потребность на среднесрочный период, Пермская торгово-промышленная палата консолидирует заказ, передает его уполномоченным органам государственной власти, контролирует размещение и исполнение заказа профессиональными образовательными организациями. Заказ на подготовку кадров регулируется трехсторонним соглашением между предприятием, образовательной организацией и обучающимся. По соглашению бизнес обязуется участвовать в практической подготовке обучающегося и предоставляет ему возможность трудоустройства.

Данный механизм сбора заказа на подготовку кадров со стороны бизнеса Пермского края прост, прозрачен, он доказал свою эффективность. Если на пилотном этапе проекта, в 2012 г., заказ на подготовку кадров сделали 22 предприятия, то уже в следующем, 2013 г., количество предприятий-заказчиков выросло почти в десять раз и составило 206 компаний. В результате размещения заказа бизнеса в системе СПО 6000 обучающихся обрели возможность получить востребованную профессию/специальность в непосредственной связке с работодателями, а работодатели - гарантию притока необходимого количества кадров, подготовленных в точном соответствии с их требованиями.

С целью инновационного развития системы профессионального образования Пермский край принял участие и победил в трех общероссийских конкурсах. Безусловно, это результат новых подходов к взаимодействию системы профессионального образования и крупных бизнес-объединений.

Содействие регионального объединения работодателей Пермского края «Сотрудничество» помогло Прикамью одержать победу в конкурсе «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации», нацеленном на создание механизмов и условий для институциональной модернизации системы профобразования как социального лифта.

Опыт взаимодействия Пермской торгово-промышленной палаты и системы СПО стал основой для реализации в регионе сразу двух федеральных инициатив: - проекта Агентства стратегических инициатив «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» и проекта

Министерства образования и науки РФ «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов», направленного на содействие снижению дефицита в рабочих кадрах и повышению производительности труда путем обеспечения соответствия квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики на основе усиления практико-ориентированной подготовки, а также за счет развития механизмов взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций. Оператором данных проектов в регионе является Пермская ТПП.

Сегодня в Пермском крае разрабатываются и апробируются три модели реализации дуального образования. В течение двух лет в крае целенаправленно изучается и внедряется опыт организации профессионального образования по немецкой системе дуального обучения.

1 модель - для крупного, устойчиво развивающегося бизнеса. Примером ее реализации может служить взаимодействие Пермского моторного завода и профильных для предприятия образовательных организаций (Пермский авиационный техникум и Пермский техникум промышленных и информационных технологий). Данная модель предусматривает создание на площадке работодателя специализированного центра компетенций, позволяющего осуществлять комплексную практическую подготовку будущих специалистов.

2 модель пригодна как для крупного, так и для среднего бизнеса. Она выбрана Краснокамским ремонтно-механическим заводом в сотрудничестве с Краснокамским многопрофильным техникумом и Западно-Уральским технологическим техникумом для подготовки специалистов машиностроения. Теоретические и учебно-практические занятия организованы в системе профобразования, обеспеченной необходимым современным оборудованием.

Совершенствование профессиональных навыков в виде практики проходит непосредственно на рабочих местах у работодателя. Важно, что на данном этапе обучающиеся осваивают уникальное высокотехнологичное оборудование. Например, на Краснокамском РМЗ студенты-сварщики получают навыки работы на единственном в крае сварочном роботе.

3 модель пригодна для среднего и малого бизнеса. Её осваивают Пермский автотранспортный техникум и сервисные центры «Уралавтоимпорт» и «ДАВ-авто». И теоретическое и практическое обучение сконцентрировано в организации профессионального образования, в составе которой работодателями открыт ресурсный центр/учебно-производственный цех. Работодатели обеспечивают софинансирование затрат на ремонт и содержание помещений, приобретение производственного оборудования, размещение заказов, направление своих специалистов для осуществления образовательного и производственного процессов.

Для реализации новых моделей необходим квалифицированный посредник между бизнесом и профессиональным образованием. В Прикамье

данная роль отведена Пермской торгово-промышленной палате либо ее специализированному подразделению - Центру взаимодействия бизнеса и профобразования. В перспективе именно торгово-промышленная палата будет заниматься аккредитацией образовательных программ (контроль их соответствия требованиям экономики региона) и оценивать уровень подготовки выпускников системы СПО.

Если говорить о системе профобразования в целом, то переломить в масштабах страны традицию ее экстенсивного развития и повысить эффективность может только системное воздействие работодателей как заказчиков и потребителей услуги через софинансирование обучения (как в Германии, где бизнес несет порядка 80 % расходов по дуальному образованию). И в Пермском крае есть предложения по таким радикальным мерам, как, например, создание эндаумент-фонда целевого софинансирования системы профессионального образования. Однако, понимая, что наши работодатели сегодня не готовы к таким расходам, решение вопроса возможно через установление налоговых льгот для работодателей, участвующих в системе дуального обучения.

Кроме того, необходимо разделить ответственность за результат профессионального образования с объединениями работодателей и торгово-промышленными палатами. Для этого мы готовы:

1. Передать часть управленческих полномочий в профессиональных образовательных организациях работодателям, создав управляющие советы в колледжах и техникумах.

2. Передать функцию принятия выпускного экзамена по ряду направлений подготовки бизнес-сообществу. К примеру, в той же Германии именно торгово-промышленные и ремесленные палаты организуют итоговые экзамены и выдают сертификаты специалистам.

Список литературы

1. Рабочие кадры «под ключ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Пермской торгово-промышленной палаты. - URL: http://permtpp.ru/ (дата обращения: 09.12.2014).

2. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.