УДК 378
Лю Чжиянь,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
О развитии дуального образования в профессиональном образовании Китая
В статье раскрываются вопросы подготовки педагогических кадров в профессиональном образовании Китая. Рассматривается проблема взаимодействия рынка труда и образовательных услуг, приводится анализ данного взаимодействия в разных странах, выделяются особенности дуального образования в профессиональном образовании Китая. Раскрывается содержание понятия «педагог двойного профиля», этапы становления и развития дуального образования в Китае. Развитие преподавателей в настоящее время становится основной тенденцией повышения качества профессионального образования, научное исследование проблемы специализации преподавателей является основой подготовки педагога двойного профиля. Существующие проблемы подготовки преподавателей для учреждений профессионального образования заключаются в том, что необходимо внедрять инновационный механизм взаимодействия профессиональных образовательных организаций c работодателями в целях изменения традиционной модели подготовки кадров. При внедрении в регионах Китая дуального образования имеется положительный опыт. Однако в то же время существуют и проблемы, требующие разрешения в целях дальнейшего развития дуального образования. Развитие дуального образования в области профессионального образования Китая осуществляется с учётом национальных особенностей и региональных условий образовательных учреждений по обеспеченности высококвалифицированными преподавательскими кадрами механизмами взаимодействия образовательных организаций, профессионального сообщества и предприятий. Программа дуального образования - это опыт, который уже существовал во многих странах. Отличие сегодняшнего проекта состоит в том, что в настоящее время наблюдается другая - неплановая - экономика, и предприятия, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах, добровольно решают проблемы кадрового наполнения и готовы разделять ответственность за их подготовку.
Ключевые слова: дуальное образование, профессиональное образование, дуальная модель обучения, взаимодействие образовательных организаций и предприятий, современное ученичество
Liu Zhiyan,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
The Development of Dual Education Systems in the Field of Vocational Education in China
The article focuses on issues of teacher's training in vocational education in China. The problem of interaction between the labor market and Educational Service is considered and the author gives the analysis of the interaction in different countries and characteristics of dual education in vocational education in China. The article reveals the concept of "double profile teacher", and the stages of formation and development of dual education in China. The development of teachers nowadays is becoming the main trend in improving the quality of vocational education. The scientific study of the problem of specialization of teachers is the basis of training of the teacher double profile. Existing problems of teacher's training for vocational education lies in the fact that it is necessary to introduce an innovative mechanism of interaction of professional educational institutions with employers in order to change the traditional model of training. In some areas of China there is some positive experience in the use of dual education. But at the same time, there are still some problems to be solved for the further development of dual education. The development of dual education in the field of vocational education in China is carried out according to national circumstances and regional conditions of educational institutions in the provision of highly qualified teaching staff, mechanisms of interaction between educational institutions, professional communities and enterprises. Dual educational program is an experience that has already existed in many countries. But today's project is different because the economy is different and unplanned, and enterprises that are interested in highly qualified personnel, voluntarily solve the problem of personnel filling and are ready to share responsibility for their training.
Keywords: dual education, vocational education, dual training model, the interaction of educational organizations and enterprises, modern apprenticeships
74
© Лю Чжиянь, 2016
Введение. Потребности рынка социально-экономических систем и запросы общества разных стран в подготовке квалифицированных и профессиональных кадров требуют совершенствования механизмов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг [7]. Мировая практика выработала разнообразные модели взаимодействия рынка труда и образовательных услуг [3], которые представлены в таблице.
Национальные модели взаимодействия рынка труда и образовательных услуг
Страна Характеристика модели взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда
Германия Максимальное приближение образования к запросам рынка труда за счёт усиления практической компоненты образования
Дания Максимальная ориентация на практическую сторону обучения
Великобритания Наличие большого числа посреднических структур, обеспечивающих взаимосвязь образовательных учреждений и бизнес-структур
Швеция Значительное присутствие государства на данных рынках посредством регулятивной и институциональной деятельности
Франция Значительная роль государства в вопросах трудоустройства молодёжи, развития практики стажировок на государственных и частных предприятиях.
США Интеграция научно-образовательных организаций и производственных структур в форме технопарков или государственно-частных партнёрств
Япония Значительная профориентационная деятельность
На современном этапе в России учебные заведения среднего профессионального образования и высшего образования решают ряд вопросов взаимодействия сферы образования и сферы труда. Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг и в сфере труда? [4, с. 53]. Модернизация профессионального образования определяет необходимость принципиального изменения традиционных подходов к системе подготовки специалистов. В современное время дуальное образование - одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Анализ опыта профессионального образования многих стран показывает, что дуальная система профессионального образования получила мировое признание и является наиболее распространённой
формой подготовки кадров, комбинирующей теоретическое обучение в учебном заведении и производственное - на предприятии [1, с. 5]. Во время визита директора ООО «Лейпцигский центр профобразования и повышения квалификации» Франка Мюллера и сотрудницы Лейп-цигской Торгово-промышленной палаты Наталии Кутц в Торгово-промышленную палату Республики Татарстан (ТПП РТ) доктор Франк Мюллер подчеркнул, что данная система широко распространена в Германии и её экономические успехи красноречиво свидетельствуют о ценности дуального обучения.
В Российской Федерации выбраны регионы - «пилоты» - для реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Конкурс регионов был одним из этапов дорожной карты по реализации проекта развития дуального образования, одобренного в ноябре 2013 г. Наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством В. В. Путина.
В данной статье рассматривается развитие дуального образования в профессиональном образовании Китая. В стране изначально существовали разночтения в понимании термина «образование»: «профессиональное образование» или «профессионально-техническое образование». В постановлении ЦК КПК «О реформах структуры образования» в 1985 г. было употреблено второе понятие, однако в «Законе КНР о профессиональном образовании» (1996 г.) использовалось первое, включающее: «1) овладение профессионально-техническими знаниями в процессе общего образования; 2) профессиональную подготовку для занятия рабочего места по определённой профессии; 3) непрерывное профессиональное обучение для совершенствования знаний в определённой области» [11, с. 2030-2032].
Однако по мере экономических и социальных сдвигов и появления смежных профессий границы ПО становятся достаточно размытыми, а формы - разнообразными. Профессиональное образование включает профессиональную подготовку, осуществляемую в учебных заведениях либо вне их стен. Учебные заведения профессионального образования делятся на: НПО, СПО и ВПО. В данной статье рассматриваются среднее профессиональное образование (СПО) и высшее профессиональное образование (ВПО). В средние профессиональные учреждения принимают выпускников средних школ, срок обучения - 3-4 года (в основном - 3).
Число подобных учреждений в Китае достаточно велико - они включают средние специальные учебные заведения и средние профессиональные техникумы на уровне высшей средней школы. Высшее профессиональное образование (уровень российского среднего профессионального) включает высшие профессиональные колледжи и краткосрочные вузы, которые готовят технических специалистов среднего и высшего звена, срок обучения - 3-4 года.
Данные о методологии и методике исследования. В учебных заведениях профессионального образования в Китае образовательные программы профессиональной подготовки осуществляются в форме дуального образования.
Дуальное образование - это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. Цель дуального образования - подготовка специалистов высокотехнологичной отрасли. Его основной спецификой является то, что предприятие берёт на себя расходы за обучение студента и основная нагрузка в области профессионального образования лежит на предприятиях. Дуальное образование, по сути, означает параллельное обучение в образовательной организации и на предприятиях. В основе обучения лежит принцип взаимосвязи теории с практикой. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на подготовку конкретного количества специалистов, а работодатели принимают участие в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учёбы.
Согласно Международной стандартной квалификации ЮНЕСКО, дуальная система образования - это организованный учебный процесс реализации образовательных программ, сочетающих частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе [6, с. 89].
Опыт по внедрению дуального образования Германии служит образцом как для Европейского союза, так и для азиатских стран, в том числе и для Китая. Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентиро-ванным обучением и активным участием работодателей в подготовке специалистов. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.
С 80-х гг. XX в. немецкое дуальное образование начало применяться в Китае. Развитие
дуального образования проходило в два этапа. Период 80-х гг. XX в. по 2005 г. является поисковым этапом [2, с. 44]. На данном этапе дуальное образование не осуществлялось в полномасштабном варианте, хотя было введено в профессиональном образовании Китая понятие дуального образования. Органы управления образованием лишь вели пропаганду по дуальному образованию, но не было ни политической, ни финансовой поддержки, не были разработаны конкретные рекомендации по использованию немецкого дуального образования. В профессиональных образовательных учреждениях большинство учёных только пассивно воспринимали дуальное образование. Реформа практической части учебной программы не начиналась осуществляться, теоретические курсы занимали большинство времени обучающихся. В то время Китай находился на переходном этапе от плановой экономики к рыночной. На рынке труда рабочие низкой квалификации были востребованы, а предприятия не предъявляли высокие требования к квалификациям рабочих. В этот период немецкая модель дуального образования не была востребована в Китае [2, с. 44].
С начала 80-х гг. XX в. в области профессионального образования Министерство образования КНР начало сотрудничать с некоторыми организациями Германии (как Фонд Ханс-седр (Hans Seidel Foundation) [14] и Немецкая компания технического сотрудничества) в целях реализации проекта дуального профессионального образования. В 1987 г. при помощи Немецкого Фонда Ханс-седр в Хубэйском техникуме лёгкой промышленности была открыта специальность пивоварения. В управление процессом обучения в техникуме была введена модель дуального образования. Пилотный проект достиг больших результатов и получил высокую оценку от учёных вне и внутри провинции [10, с. 148].
В 2006-2014 гг. дуальное образование в области профессионального образования становится распространённым в Китае. Китай находился на стадии индустриализации нового типа, что требовало большого количества высококвалифицированных работников. В ноябре 2005 г. Госсовет КНР опубликовал «Постановление о всемерном развитии профессионального образования», в котором указывалось, что необходимо внедрять инновационный механизм взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями в целях изменения традиционной модели подготовки кадров.
Согласно данному документу, в средних профессиональных образовательных учрежде-
ниях преподаватель специальных предметов и мастер производственного обучения должны были идти на производственную практику на предприятия (2 мес. в течение двух лет), для того чтобы:
1) познакомиться с производственными способами на предприятиях, процессами новых технологий, тенденцией промышленного развития;
2) понять должностные обязанности на рабочих местах предприятий, нормы операций, критерии найма работников и систему управления;
3) получить новые знания и навыки, освоить новые технологии и способы, внедряемые на производственной практике;
4) в соответствии с производственной реальностью и критериями найма работников постоянно совершенствовать свои учебные проекты, улучшать методики преподавания, активно разрабатывать учебные материалы на базе образовательных учреждений, усиливать практическое обучение студентов в образовательных учреждениях в целях повышения качества подготовки квалифицированных кадров.
В 2011-2015 гг. Министерство образования и финансов КНР выбирали и отправляли 20 тыс. молодых преподавателей из системы СПО на профессиональную практику с отрывом от занятий в СПО на предприятия. В течение профессиональной практики предприятия должны были прикреплять специального мастера для каждого преподавателя. Профессиональная практика преподавателей предусматривала: посещение производственной площадки и занятий для рабочих на предприятии, групповые дискуссии, обучение навыкам производственных операций, участие в разработке продуктов и технологических инноваций и др. Практика продолжалась 6 мес.
В 2006 г. в «Предложениях Министерства образования КНР по поводу всестороннего повышения качества преподавания ВПО» указывалось на необходимость обеспечения единства образовательной деятельности и производственной практики, концентрации большего внимания на формировании практических способностей обучаемых для выполнения профессиональных задач. Предприятия должны предоставлять больше возможностей производственной практики для обучающихся, которые учатся в высших профессиональных образовательных организациях. В то же время высшие профессиональные образовательные организации обязаны гарантировать студентам прохождение производственной практики продолжительностью 6 мес. на предприятиях в течение всего периода обучения в ВПО.
К настоящему времени в Китае создано множество пилотных профессиональных образовательных учреждений. Они стали образцом для других образовательных учреждений по внедрению дуального образования. К примеру, в Вэйхайском профессиональном колледже в провинции Шаньдуна осуществляется форма современного ученичества для подготовки высококвалифицированных кадров по специальностям технологии цифрового управления и конструирования модели. Современное ученичество ориентируется на требования современного производства и квалификационные характеристики работников на рабочих местах, основанные на взаимодействии образовательных учреждений с предприятиями, глубоком сотрудничестве образовательных организаций, профсоюзов и работодателей. В центре модели подготовки кадров находится формирование квалификационных навыков и умений обучающихся.
С 2012 г. колледж сотрудничает с Вэйхай-ским механическим обществом цифрового управления с ограниченной ответственностью «Тяньно». В специальностях технологии цифрового управления и конструирования модели были созданы две экспериментальные группы ученичества. Колледж заключает трудовые договоры с нанимателями, которые обязаны закреплять за студентами наставников из числа опытных работников. Группа ученичества направляется на практику к высококвалифицированным специалистам, имеющим необходимые теоретические знания и практические навыки. Наставник объясняет студентам теоретические знания своими словами и демонстрирует им производственные технологии на конкретных производственных задачах получения той или иной продукции. В 2014 г. колледж заключил соглашение о подготовке кадров по заказу автомобильного завода FAW Group. В то же время колледж достиг предварительного намерения сотрудничества с Вэйхайской акционерной компанией с ограниченной ответственностью «Гу-антай» по изготовлению авиационных оборудований. В течение производственной практики используется метод обучения - ученичество. По результатам производственной практики студенты сдали квалификационный экзамен, организуемый компанией. После этого они заключили трудовые договоры с компанией и устроились на работу на этом предприятии.
Министерство образования КНР определило семь пилотных городов: Шанхай, Сучжоу, Уси, Чанчжоу, Шаньян, Уху, Шаши, в которых проходила экспериментальная работа по изучению зарубежного и отечественного опыта дуального профессионального образования [5, с. 2].
В настоящее время в Шанхае, Сучжоу, Шэньяне, Нинбо и Тяньцзине система профессионального образования уверенно развивается, т. к. их подготовленные кадры более соответствуют требованиям на рынке труда, в связи с тем что они внедряли и перенимали передовой опыт дуального обучения Германии.
По специальности «Управление логистикой» в Тяньцзиньском китайско-немецком профессионально-техническом колледже были введены учебная программа, учебные материалы и критерии оценки студентов по предметам из опыта подготовки студентов этой специальности в Германии. Одновременно немецкие специалисты обучали всех преподавателей колледжа методикам преподавания предметов [9, с. 39]. Теперь колледж готовит большое количество высококвалифицированных кадров в высокотехнологичной отрасли для города Тяньц-зиня, приморских регионов Китая.
Обсуждение результатов. Несмотря на имеющие успехи в развитии профессионального образования в Китае существуют некоторые отрицательные факторы, которые препятствуют внедрению дуального образования в системе профессионального образования: во-первых, негативное влияние традиционных подходов, проявляющееся в акценте на книжные знания и недооценке практики; во-вторых, отсутствие эффективных законодательных основ и правового обеспечения; в-третьих, несбалансированное состояние развития профессиональных образовательных учреждений; в-четвёртых, огромная территория Китая. Известно, что не в каждом регионе существуют условия для развития дуального образования.
Хотя в Китае был опубликован «Закон о профессиональном образовании», а также некоторые другие законодательные акты и нормативные документы по профессиональному образованию, в них не предусмотрены конкретные обязанности и ответственности предприятий в подготовке высококвалифицированных кадров. В качестве субъекта дуального образования предприятие пассивно участвует в подготовке высококвалифицированных специалистов [8, с. 93]. Исходя из этого, в системе профессионального образования необходимо разрабаты-
вать новые правовые основы для обеспечения и содействия взаимодействию предприятий с образовательными организациями, представителями бизнеса, для того чтобы образовательная программа и содержание предметов приблизились к профессиональным стандартам и квалификационным характеристикам специалистов на рабочих местах, чтобы подготавливающиеся из них более соответствовали потребностям работодателей на рынке труда.
Заключение. Таким образом, развитие системы дуального образования в области профессионального образования Китая должно быть основано на национальных особенностях и реальных условиях образовательных учреждений. В западных регионах КНР экономика развивается медленнее, чем в восточных и средних регионах, поэтому в них малые предприятия не смогут нести ответственность за подготовку высококвалифицированных кадров. Следовательно, их профессиональные образовательные учреждения должны совершенствовать формы и методы подготовки кадров при невозможности внедрения модели дуального образования. Кроме того, необходимо ускорять профессиональную подготовку высококвалифицированных преподавателей. Для этого необходимо, чтобы всё общество уделяло больше внимания системе профессионального образования для создания благоприятной среды его развития.
Программа дуального образования - это опыт, который уже был во многих странах. Но отличие сегодняшнего проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается другая - неплановая - экономика, а предприятия, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах, добровольно решают проблемы кадрового наполнения и готовы разделять ответственность за их подготовку. Значимый эффект в развитии системы подготовки рабочих кадров и технических специалистов можно получить только при условии того, что часть ответственности за подготовку возьмёт на себя бизнес. Если это будет совместная зона ответственности государства, образования и работодателей, то внедрение модели дуального образования Германии и других стран мира может быть с успехом применено и в Китае.
Список литературы
1. Айтуганов И. М. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства // Казанский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 3-9.
2. Ван Лили. Анализ причин успеха и неудачи модели немецкого дуального образования в Китае // Современное профессиональное образование. 2015. № 14. С. 44-45.
3. Добреньков В. И. Глобализация и тенденции развития образования в современном мире // Россия и интернационализация высшего образования. М., 2005. С. 68-78.
4. Дугарова Д. Ц., Старостина С. Е. Управленческие решения по повышению качества образовательных программ вуза в условиях сопряжения сферы образования и сферы труда // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2015. № 6. С. 52-61.
5. Лю Фэнбяо. Ускорение реформы и развития системы китайского профессионального образования при внедрении передового опыта модели немецкого дуального профессионального образования: дис. ... магистра пед. наук. Хэбэй, 2004.
6. Международная стандартная классификация образования МСКО. Институт статистики ЮНЕСКО, 2011. 89 с.
7. Мигранова Л. И. Совершенствование механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 1. 57 с.
8. Мин Хан. Исследование механизмов и моделей взаимодействия образовательных организаций с предприятиями в области профессионального образования. Пекин: Высш. образование, 2011. 93 с.
9. Сюй Фанчжоу, Цюйхэ. Поиск подходящей модели дуального профессионального образования для Китая // Информация мирового образования. 2015. № 11. С. 38-41.
10. Хун Чжэньгэнь. Анализ влияния немецкого дуального образования на модель профессионального образования Китая «Взаимодействие образовательных организаций с предприятиями» // Ежемесячный журнал по теории. 2010. № 5. С. 147-149.
Источники
11. Гу Минюань. Большой педагогический словарь. Шанхай, 1998.
References
1. Aituganov I. M. Vzaimodeistvie uchebnykh zavedenii i predpriyatii kak komponent integratsii professional'nogo obrazovaniya i proizvodstva // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2009. № 2. S. 3-9.
2. Van Lili. Analiz prichin uspekha i neudachi modeli nemetskogo dual'nogo obrazovaniya v Kitae // Sovremennoe professional'noe obrazovanie. 2015. № 14. S. 44-45.
3. Dobren'kov V. I. Globalizatsiya i tendentsii razvitiya obrazovaniya v sovremennom mire // Rossiya i internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya. M., 2005. S. 68-78.
4. Dugarova D.Ts., Starostina S. E. Upravlencheskie resheniya po povysheniyu kachestva obrazovatel'nykh programm vuza v usloviyakh sopryazheniya sfery obrazovaniya i sfery truda // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2015. № 6. S. 52-61.
5. Lyu Fenbyao. Uskorenie reformy i razvitiya sistemy kitaiskogo professional'nogo obrazovaniya pri vnedrenii peredovogo opyta modeli nemetskogo dual'nogo professional'nogo obrazovaniya: dis. ... magistra ped. nauk. Khebei, 2004.
6. Mezhdunarodnaya standartnaya klassifikatsiya obrazovaniya MSKO. Institut statistiki YuNESKO, 2011. 89 s.
7. Migranova L. I. Sovershenstvovanie mekhanizma vzaimodeistviya rynka truda i rynka obrazovatel'nykh uslug // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2013. № 1. 57 c.
8. Min Khan. Issledovanie mekhanizmov i modelei vzaimodeistviya obrazovatel'nykh organizatsii s predpriyatiyami v oblasti professional'nogo obrazovaniya. Pekin: Vyssh. obrazovanie, 2011. 93 s.
9. Syui Fanchzhou, Tsyuikhe. Poisk podkhodyashchei modeli dual'nogo professional'nogo obrazovaniya dlya Kitaya // Informatsiya mirovogo obrazovaniya. 2015. № 11. S. 38-41.
10. Khun Chzhen'gen'. Analiz vliyaniya nemetskogo dual'nogo obrazovaniya na model' professional'nogo obrazovaniya Kitaya «Vzaimodeistvie obrazovatel'nykh organizatsii s predpriyatiyami» // Ezhemesyachnyi zhurnal po teorii. 2010. № 5. S. 147-149.
Istochniki
11. Gu Minyuan'. Bol'shoi pedagogicheskii slovar'. Shankhai, 1998.
Библиографическое описание статьи
Лю Чжиянь. О развитии дуального образования в профессиональном образовании Китая // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 6. С. 74-79.(Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения).
Reference to the article
Liu Zhiyan. The Development of Dual Education Systems in the Field of Vocational Education in China // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2016. Vol. 11, No. 6. PP. 74-79. (Series Vocational Education, Theory and Methods of Teaching).
Статья поступила в редакцию 30.09.2016