Научная статья на тему 'Построение системы эффективного взаимодействия предприятий социальных партнеров и техникума'

Построение системы эффективного взаимодействия предприятий социальных партнеров и техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ АГРОИДЕОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ / MODERNIZATION OF EDUCATIONAL SYSTEM / FORMATION OF AGRO-IDEOLOGY / CONSUMPTION MONITORING OF QUALITY OF EDUCATION SERVICES / SOCIAL PARTNERS / PROFESSIONAL ORIENTATION / STANDARD OF UNDERGRADUATE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдомова Анна Савельевна

Статья раскрывает особенности взаимодействия профессионального образовательного учреждения и социальных партнеров в условиях рынка, проблемы координации усилий участников образовательного процесса в обеспечении гарантий качества профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF SYSTEM OF EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN ENTERPRISES AS SOCIAL PARTNERS AND A TRAINING SCHOOL

The paper dwells upon the specific character of interaction between professional educational institutions and their social partners in the conditions of the contemporary market, and the coordination of efforts taken by all participants of the educational process aimed at assuring high standards of vocational training. The paper presents experience of a college in training specialists for the Perm krai agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Построение системы эффективного взаимодействия предприятий социальных партнеров и техникума»

УДК 377

Колдомова Анна Савельевна

заместитель директора по учебно-методической работе

Пермский агропромышленный техникум, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ - СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ И ТЕХНИКУМА

Anna S. Koldomova

Deputy Director for Methodical Work

Perm Agrobusiness College, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

CREATION OF SYSTEM OF EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN ENTERPRISES AS SOCIAL PARTNERS AND A TRAINING SCHOOL

Аннотация. Статья раскрывает особенности взаимодействия профессионального образовательного учреждения и социальных партнеров в условиях рынка, проблемы координации усилий участников образовательного процесса в обеспечении гарантий качества профессиональной подготовки.

Ключевые слова: модернизация системы образования; формирование агроидеологии; качество подготовки выпускников; социальные партнеры; профессиональная ориентация; потребительский мониторинг качества образовательной услуги.

Abstract. The paper dwells upon the specific character of interaction between professional educational institutions and their social partners in the conditions of the contemporary market, and the coordination of efforts taken by all participants of the educational process aimed at assuring high standards of vocational training. The paper presents experience of a college in training specialists for the Perm krai agro-industrial complex.

Key words: modernization of educational system; formation of agro-ideology; standard of undergraduate training; social partners; professional orientation; consumption monitoring of quality of education services.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указано, что получение качественного образования является одной из важнейших жизненных ценностей граждан [3].

© Колдомова А.С., 2014

Одной из стратегических задач модернизации системы профессионального образования Пермского края является достижение динамического баланса между рынком труда и региональной системой профессионального образования, превращение системы профессионального образования в ресурс социально-экономического развития края. Активное развитие промышленности, строительства, лесопромышленного комплекса и других отраслей с более высокой доходностью, чем в сельском хозяйстве, уменьшают привлекательность аграрной деятельности, в связи с чем отсутствие требуемого кадрового потенциала является ключевой проблемой отрасли.

Для решения существующих проблем в 2014 г. был принят проект Дорожной карты развития сельского хозяйства России до 2020 г., разработанный при участии широкого круга экспертов в области сельского хозяйства в рамках аграрной секции Московского экономического форума. Реализация программы, по расчету аналитиков, позволит отрасли сельского хозяйства стать второй крупнейшей отраслью в экономике России и практически сравняется с нефтегазовым сектором по доле в ВВП [4].

Учитывая данные тенденции, Пермский край активно действует в направлении развития сельскохозяйственной отрасли и повышении престижа соответствующих профессий и специальностей. Одним из ключевых направлений является формирование агроидеологии личности, т.е. формирование в сознании россиян положительного имиджа сельскохозяйственных профессий, аграрного образования,

сельскохозяйственной отрасли в целом, соучастие гражданина в развитии сельских территорий, в понимании, что только совместными усилиями, вкладом каждого в общее дело можно поставить село «на ноги», обеспечить стране производственную безопасность.

Целью данной работы является:

- выявление составляющих качества подготовки выпускников нашего техникума для агропромышленного комплекса Пермского края;

- структурирование этих составляющих (систематизирование);

- подготовка исходных данных к комплексной оценке качества образования в техникуме по стандарту ISO.

Традиции Пермского агропромышленного техникума позволяют решать поставленные государством и Пермским краем задачи по обеспечению агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами. В настоящее время техникум как базовое учреждение (г. Пермь) объединяет два филиала в посёлках Бершеть и Ильинский, а также эколого-биологический центр дополнительного образования детей. Переход на модель многоуровневого образования был осуществлён в 2010 г. Для решения задач, связанных с определением новых векторов развития техникума, качественной модернизацией образовательных программ, их научно-методической оснащенностью, освоением новых образовательных технологий, в техникуме сложилась система работы, ориентированная на подготовку специалистов с учётом запросов рынка труда.

«Задача сегодня перед всеми хозяйствами и учебными заведениями поставлена. Она начинается с азов - то есть с профориентации, буквально со школьной скамьи. Все должны работать и стимулировать ребят к поступлению в техникумы и вузы сельхозпрофиля ... За этим будущее!» - из выступления губернатора края Виктора Федоровича Басаргина на сельскохозяйственном форуме, проходившем в сентябре 2014 г. в г. Кунгуре. Данная задача для нас является особенно актуальной, так как к сожалению, на сегодняшний день аграрные специальности находятся в самом низу «пирамиды престижности». Одним из показателей качества подготовки выпускников является закрепление выпускников на рабочих местах. Мы считаем, что ориентация на конечный результат начинается не только с первых недель обучения в техникуме, но и с профориентационной работы.

В основе профориентационной работы сегодня мы видим агроидеологию как эффективный инструмент привлечения в отрасль квалифицированных молодых кадров, получивших профессиональное образования в техникуме. В техникуме разработан план профориентационной работы с обучающимися, учащимися школ, родителями. На протяжении учебного года профориентационная работа включает в себя разнообразные мероприятия: участие и выступление обучающихся и педагогического коллектива в городских, зональных, краевых мероприятиях - спортивных соревнованиях, конкурсах технического мастерства, ярмарках рабочих мест, различных акциях, участие в мероприятиях организованных в рамках работы краевых методических объединений педагогов при совете директоров ОУ СПО, участие в молодежных форумах, выступление в местной прессе и т.д. На сайте техникума постоянно размещается информация о достижениях студентов, их жизни в техникуме, размещаются фото- и видеоматериалы. Гордостью техникума является студенческий гимн и флаг Пермского агропромышленного техникума, создана база видеофильмов о техникуме (о специальностях, студенческой жизни и работодателях).

Одним из наиболее интересных и необычных мероприятий явилось участие техникума в аграрных профориентационных неделях, инициированных торгово-промышленной палатой Пермского края, при поддержке Министерства сельского хозяйства. В декабре и марте представители техникума посетили 34 школы города Перми и Пермского края. Социальные партнеры техникума охотно откликнулись на предложение о совместной профориентационной работе со школьниками. Будущие выпускники встретились с представителями органов власти районов, познакомились с преимуществами для молодых специалистов, работающих на предприятиях агропромышленного комплекса. Специально для выпускников школ в ходе Недели аграрной профориентации прорабатывались две темы: профессиональное самоопределение и возможности для выстраивания карьеры с учетом специфики полученного образования.

Главной задачей по выполнению требований федерального государственного образовательного стандарта является реализация практической направленности подготовки специалистов со средним

158

профессиональным образованием. Это требует перестройки всего учебного процесса. Помочь теоретикам и практикам призвана система, получившая мировое признание, — дуальная система профессионального образования. Дуальное обучение предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании студентов. С конца 2013 г. образовательное учреждение в экспериментальном режиме апробирует модель дуального обучения, которая показала свою состоятельность. Одновременно с учебой студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, т.е. учатся сразу в двух местах: 3 дня в неделю в техникуме, остальные время -на предприятии.

Одной из практик, которая позволяет своевременно реагировать на изменение потребностей работодателей, является создание и деятельность маркетинговой службы. Исследования проводятся в нескольких направлениях: изучение изменения запросов работодателей, изучение тенденций регионального рынка, изучение интереса и мотивации абитуриентов. Полученные данные позволяют вносить коррективы в планы работы техникума (профориентация, содержание подготовки, условия реализации программ профессиональной подготовки и т.д.).

Техникум имеет успешный опыт по формированию модели сетевого взаимодействия с социальными партнерами: работодателями, органами государственной власти, общественными организациями, образовательными организациями (школами, учреждениями профессионального

и дополнительного образования, вузами, инспектирующими органами и т.д.) на условиях договоров о сетевом взаимодействии.

Совместно с работодателями выработаны основные принципы, цели, задачи и направления социального партнерства, определена законодательная и правовая база сотрудничества. Орган, который регулирует эту деятельность, это постоянно функционирующий координационный совет работодателей.

С предприятиями заключаются договоры о практике, трехсторонние соглашения (студент-работодатель-техникум), также осуществляется систематическое анкетирование работодателей (выявление уровня соответствия квалификации обучающихся и выпускников требованиям производства), запрашивается экспертная оценка качества подготовки обучающихся техникума. Положительный эффект от такого взаимодействия отмечают и работодатели. По результатам потребительского мониторинга, представленного на рис. 1, можно сделать вывод, что удовлетворенность работодателей подготовкой кадров в техникуме постоянно растет. Позитивные изменения в части организации производственных практик отмечают и сами студенты.

Рис. 1

Исходя из цели и задач Программы развития социального партнерства на период до 2016 г. и степени включённости работодателей в совместную деятельность по подготовке кадров появилась необходимость составить рейтинг предприятий и организаций, с которыми сотрудничает техникум в части организации профессиональных практик и которые заинтересованы в трудоустройстве выпускников. Критериями этого рейтинга являются следующие показатели: соответствие производственной базы предприятия перечню учебно-производственных работ; возможность отработки всех профессиональных компетенций согласно ФГОС; оплачиваемая практика, социальный пакет; гарантированное трудоустройство; наличие вариантов материальной поддержки молодых специалистов; доброжелательное отношение к практикантам, молодым специалистам; наличие закрепленных за обучающимися наставников из числа опытных специалистов предприятия. С одной стороны, такой рейтинг создаёт здоровую конкуренцию среди заинтересованных предприятий, а с другой стороны, возникает конкуренция среди обучающихся, желающих проходить практику на предприятиях, занимающих лидирующие позиции в рейтинге.

Для профессиональной ориентации обучающихся выпускных групп в техникуме с 2011 г. функционирует комиссия по трудоустройству. Ее целью является адаптация выпускников на рынке труда и их эффективное трудоустройство посредством создания благоприятных условий. Результатом системной работы является традиционно высокий процент трудоустройства (73 % выпускников работают по специальности), за последние годы ни один выпускник техникума не зарегистрирован в центре занятости населения.

С начала 2012 г. техникум включился в программу подготовки кадров для экономики Пермского края, реализуемую Пермской торгово-промышленной палатой. Идеология этой программы базируется на идее создания модели профессионального образования, особенностью которой является формирование спроса на специалистов самим бизнесом. Результатом такой совместной работы стало создание первого в Пермском крае

агрообразовательного кластера - добровольного объединения образовательных организаций различных форм собственности, реализующих на территории г. Перми и Пермского края программы среднего и высшего профессионального образования, Министерства образования и науки Пермского края, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Пермской торгово-промышленной палаты, предприятий и организаций Пермского края. Целями вхождения техникума в кластер являются: повышение качества агрообразования; удовлетворение потребностей предприятий и организаций Пермского края в квалифицированных кадрах; активизация научно-исследовательской и инновационной деятельности техникума.

Техникум является участником краевого проекта Министерства сельского хозяйства по созданию учебно-производственных площадок на территории Пермского края. Учебно-производственные площадки - это наглядный пример взаимовыгодного сотрудничества, где студенты могут закрепить теоретические знания на практике, приобрести опыт работы, а сельскохозяйственные предприятия готовят и отбирают молодые кадры для будущего трудоустройства.

Еще одним интересным начинанием является участие техникума в проекте «АгроПРОФИ», который реализуется в рамках краевого проекта «Кадры в АПК» по инициативе Министерства сельского хозяйства Пермского края. Цель проекта - совершенствование агрообразовательного процесса в части формирования устойчивых связей между агробизнесом и образовательными учреждениями профессионального образования.

Благодаря участию в проектах, реализуется возможность трансляции агроидеологии, примеров успеха предпринимателя и эффективного развития предприятия в агропромышленном комплексе края.

Конечной целью обучения в техникуме является подготовка специалиста, обладающего не только и не столько совокупностью теоретических знаний, но в первую очередь специалиста, готового решать профессиональные задачи. Отсюда коренным образом меняется подход к оценке качества подготовки специалиста. Упор делается на оценку умения самостоятельно решать профессиональные задачи. Главным условием при формировании программы государственной итоговой аттестации как инструмента проверки освоения профессиональных и общих компетенций специалиста является включение работодателей не только в процесс проведения самой процедуры ГИА, но и в процесс разработки диагностических материалов, формирования тем выпускных квалификационных работ, руководство разделами работы и т.д. Мы накопили положительный опыт взаимодействия с работодателями, инспектирующими органами. Традиционно растет количество обучающихся, закончивших образовательное учреждение и получивших дипломы с отличием, количество выпускных квалификационных работ, выполненных по заказу работодателей.

Рост конкуренции в сфере образования и возрастании требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг привели к тому,

что ориентация на потребителя становится ключевым принципом в организации образовательного процесса. Реализация принципа «ориентация на потребителя» предполагает создание системы взаимодействия техникума со своими потребителями, системы оценки удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образования. В техникуме осуществляется мониторинг удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей. Цель мониторинга - непрерывное измерение удовлетворенности потребителей для управления качеством образовательного процесса. Формируемая система потребительского мониторинга максимально ориентирована на решение основной задачи техникума - обеспечение и повышение качества образовательной услуги. Для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги в техникуме формируется механизм корректировки «техникумовского» компонента основных образовательных программ по специальностям на основе мнений всех заинтересованных сторон: потребителей и работодателей, бывших выпускников, преподавателей, студентов старших курсов, прошедших производственную практику. Результаты мониторинга «Качество образовательной деятельности» (в рамках потребительского мониторинга) можно рассмотреть в динамике за три учебных года на диаграмме (рис. 2):

Рис. 2

Ключевым принципом образовательного процесса является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Особенностью управления техникума является разработанная в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2011, документально оформленная, внедренная и поддерживаемая в рабочем состоянии СМК, обеспечивающая соответствие предоставляемых

162

техникумом образовательных услуг и процессов, влияющих на их качество, установленным требованиям, что подтверждается сертификатом соответствия. По мнению независимых экспертов, Пермский агропромышленный техникум стал достойным держателем сертификата соответствия, что является немаловажной имиджевой составляющей как для потребителей образовательной услуги, так и для социальных партнеров техникума.

В заключение отметим, что агропромышленный комплекс Пермского края постепенно становится привлекательной отраслью для молодых специалистов. Тем не менее кадровый вопрос остаётся одним из самых острых для аграрной сферы нашего региона и страны.

Основной стратегической целью техникума является обеспечение высокого качества образования за счёт устойчивого развития учебного заведения, максимального удовлетворения потребностей государства, бизнес-сообщества, граждан в образовательных услугах, повышения конкурентоспособности и результативности выпускников. Обеспечение цели возможно только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Список литературы

1. Блохина Е. Управление качеством образования - от проектирования к результату // Народное образование. - 2009. - № 6. -С. 85-90.

2. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

4. Проект Дорожной карты развития сельского хозяйства России до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.