Научная статья на тему 'Агрообразовательный кластер как составляющая продовольственного рынка'

Агрообразовательный кластер как составляющая продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадровый потенциал / продовольственный рынок / агропромышленный комплекс / образовательные услуги / агрообразовательный кластер / personal potential / food market / agro-industrial complex / educational services / agroeducational cluster

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Н. И. Пыжикова, Е. В. Пыханова, Д. В. Паршуков, Е. Ю. Власова

Мотивация данного исследования заключается в необходимости развития продовольственных систем регионов РФ. Исследование носит теоретический характер. Одной из значимых проблем является низкий уровень кадрового потенциала субъектов продовольственного рынка. Возможность решения данной проблемы рассмотрена через применение кластерного подхода. Объектом исследования являлись механизмы кадрового обеспечения субъектов продовольственного рынка региона. Методами исследования выбраны системный подход, логический анализ, методы индукции и дедукции. В ходе исследования определена роль и место агрообразовательных кластеров в системе продовольственного обеспечения региона. Установлено, что организация агрообразовательного кластера позволяет более эффективно обеспечить производителей продовольствия высококвалифицированными кадрами, активно внедрять современные технологии и инновации в инфраструктуру продовольственного рынка и повысить качество реализации бизнес-процессов продовольственного обеспечения региона. Предложена кластерная модель непрерывной системы аграрного образования в регионе. Подсистема начального профессионального (НПО) и среднего профессионального (СПО) образования в кластерной модели должна быть реализована через учебно-производственные комбинаты и агроклассы на территориях, где активно действуют фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Выявлено, что производственные практики бакалавриата и магистратуры целесообразны только в средних и крупных организациях АПК. Применение полученных теоретических результатов рассмотрено на примере районов Красноярского края. Для отдельного муниципального района Красноярского края выделены основные рабочие профессии НПО, СПО направления подготовки бакалавров. Определены населенные пункты организации агроклассов и учебно-производственных комбинатов, а также базы получения практических навыков, в соответствии с производственной сельскохозяйственной специализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Н. И. Пыжикова, Е. В. Пыханова, Д. В. Паршуков, Е. Ю. Власова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGROEDUCATIONAL CLUSTER AS COMPONENT OF THE FOOD MARKET

Motivation of this research consists of the necessity in development of food systems in the regions of Russian Federation. The research has theoretical character. One of the significant problems is the low level of personnel potential of subjects in the food market. The possibility of this problem solution is analyzed through application of cluster approach. The object of the research is mechanisms of staffing the subjects of the food market in the region. The system approach, the logical analysis, methods of induction and deduction are chosen as methods of the research. During the research the role and the place of agroeducational clusters in the system of food supply in the region is defined. It is found out that the organization of an agroeducational cluster allows to provide producers of food with highly qualified personnel more effectively, to introduce modern technologies and innovations in infrastructure of the food market actively and to increase quality of business processes implementation on the food supply market in the region. The cluster model of continuous system of agrarian education in the region is offered. The subsystem of primary (PVE) and the secondary vocational education (SVE) in the cluster model should be implemented through training and production plants and agroclasses in the territories where farms and personal subsidiary farms of the population work actively. It is revealed that work practice of bachelor degree students and master degree students is expedient only in the average and large organizations of the agrarian and industrial complex. The application of the received theoretical results is considered on the example of Krasnoyarsk region districts. For the certain municipal district of Krasnoyarsk region the main working professions of PVE, SVE fields of bachelors training are singled out. Settlements for the organization of agro classes and training and production plants, together with the base for practical skills obtaining, are defined according to the production agricultural specialization.

Текст научной работы на тему «Агрообразовательный кластер как составляющая продовольственного рынка»

УДК 338.431

00!: 10.24411/2587-6740-2018-11010

АГРООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Н.И. Пыжикова, Е.В. Пыханова, Д.В. Паршуков, Е.Ю. Власова

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», г. Красноярск, Россия

Мотивация данного исследования заключается в необходимости развития продовольственных систем регионов РФ. Исследование носит теоретический характер. Одной из значимых проблем является низкий уровень кадрового потенциала субъектов продовольственного рынка. Возможность решения данной проблемы рассмотрена через применение кластерного подхода. Объектом исследования являлись механизмы кадрового обеспечения субъектов продовольственного рынка региона. Методами исследования выбраны системный подход, логический анализ, методы индукции и дедукции. В ходе исследования определена роль и место агрообразовательных кластеров в системе продовольственного обеспечения региона. Установлено, что организация агрообразовательного кластера позволяет более эффективно обеспечить производителей продовольствия высококвалифицированными кадрами, активно внедрять современные технологии и инновации в инфраструктуру продовольственного рынка и повысить качество реализации бизнес-процессов продовольственного обеспечения региона. Предложена кластерная модель непрерывной системы аграрного образования в регионе. Подсистема начального профессионального (НПО) и среднего профессионального (СПО) образования в кластерной модели должна быть реализована через учебно-производственные комбинаты и агроклассы на территориях, где активно действуют фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Выявлено, что производственные практики бакалавриата и магистратуры целесообразны только в средних и крупных организациях АПК. Применение полученных теоретических результатов рассмотрено на примере районов Красноярского края. Для отдельного муниципального района Красноярского края выделены основные рабочие профессии НПО, СПО направления подготовки бакалавров. Определены населенные пункты организации агроклассов и учебно-производственных комбинатов, а также базы получения практических навыков, в соответствии с производственной сельскохозяйственной специализацией.

Ключевые слова: кадровый потенциал, продовольственный рынок, агропромышленный комплекс, образовательные услуги, агрообразовательный кластер.

Введение

В условиях системного кризиса в сельском хозяйстве особо остро стоит проблема кадрового обеспечения отрасли, препятствующая устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Дефицит молодых профессиональных кадров в аграрном секторе экономики вызван непривлекательностью и сложностью сельскохозяйственного труда, низким уровнем заработной платы, неразвитостью производственной и социальной инфраструктуры [1, 2, 3, 4]. Особенно остро данная проблема стоит для мелких и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей [5]. Малый и средний агробизнес не имеет возможности привлечения высококвалифицированного персонала, что сказывается на качестве производимой продукции, конкурентоспособности предпринимателей, положении на продовольственных рынках.

В сельском хозяйстве Красноярского края наблюдаются те же негативные тенденции. В отчетном году в сельскохозяйственных организациях Красноярского края было трудоустроено 27,7 тыс. человек, из них 24,3 тыс. человек были заняты производством и реализацией сельскохозяйственной продукции и 2,8 тыс. человек осуществляли свою деятельность в подсобных производствах и промыслах. В течение последних 5 лет общая численность работников сократилась в 2,3 раза: в большей степени — в Центральной группе районов (в 3 раза), в меньшей степени — в Северной группе районов (на 20%) [6]. В качестве негативного момента также следует отметить снижение в общей численности служащих молодых специалистов и соответственно увеличение доли специалистов «пенсионного возраста».

В создавшихся условиях для решения задач развития региональных продовольственных рынков и формирования кадрового потенциала АПК региона целесообразно использовать кластерный подход, который призван способствовать созданию системных связей между организациями-участниками и повышению продовольственного потенциала региона [7, 8, 9]. Цель данной статьи — исследование механизма кадрового обеспечения сельского хозяйства региона и обоснование научно-практических рекомендаций по его развитию в Красноярском крае через кластерный подход.

Методы и методология

Для определения структуры и составных элементов образовательного кластера был использован системный подход. Образовательный кластер рассматривался с двух позиций. Первая заключалась в представлении образовательного кластера как отдельного элемента в системе продовольственного рынка. В таком случае он обладает свойствами всей продовольственной системы.

Вторая позиция представляет кластер как отдельную структуру, обладающую собственными системными свойствами. Для раскрытия связей между основными исследуемыми категориями применялся логический анализ, методы наблюдения и сбора фактов, анализа и синтеза, индукции.

Результаты и обсуждение

Агрообразовательный кластер будет представлять собой территориально локализованную группу научных и образовательных учреждений аграрного профиля, реализующих образовательные услуги в содействии с субъектами продовольственного рынка [7]. Можно

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

выделить 2 группы потребителей кластерной услуги. Первая группа — это субъекты продовольственного рынка, которые получают подготовленных специалистов, обладающих требуемым набором навыков и компетенций и готовых за минимальный срок освоится на новом рабочем месте [9, 10]. Вторая группа — это население, которое получает более качественное образование, перспективы трудоустройства и косвенно более качественные продукты питания. Также следует отметить, что агрообразовательный кластер является генератором инноваций и технологий совершенствования инфраструктуры продовольственного рынка. Это будет способствовать развитию бизнес-процессов на уровне субъектов рынка и положительно скажется на всей системе продовольственного обеспечения региона. Место агрообразовательного кластера в системе продовольственного рынка представлено на рисунке 1.

Агрообразовательный кластер с позиции отдельной системы состоит из трех основных подсистем:

1. Подсистема «НПО-СПО» — образуется на базе образовательных учреждений начального профессионального (НПО) и среднего профессионального (СПО) образования с целью подготовки рабочих массовых профессий.

2. Подсистема «СПО-ВО» — образуется на базе образовательных учреждений среднего профессионального и высшего (ВО) образования с целью подготовки специалистов высшей категории.

3. Подсистема «Наука», задачей которой является разработка и трансферт инноваций, знаний и передовых технологий аграрного производства.

- 43

ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (361)/ 2018

Координирующей управляющей структурой агрообразовательного кластера должен стать координационный совет, в состав которого войдут представители аграрного ВУЗа, Министерства сельского хозяйства региона и Министерства образования региона, а также заинтересованные представители аграрного бизнеса (в том числе и из других регионов). Практическая часть образовательного процесса в перспективе должна быть выстроена под запросы агробизнеса, что создаст предпосылки для улучшения качества образовательного процесса и мотивации у выпускников школ к аграрному образованию и работе в сельском хозяйстве. Структура кластера представлена на рисунке 2.

Формирование агрообразовательного кластера требует непрерывного образования в рамках одного из выбранных направлений на различных уровнях формирования высококвалифицированных специалистов: • 1 уровень (НПО) — рабочая профессия в рамках учебно-производственных комбинатов;

• 2 уровень (НПО) — рабочая профессия в рамках профессиональных училищ, лицеев и колледжей;

• 3 уровень — профессия в рамках СПО;

• 4 уровень — специальность в рамках СПО;

• 5 уровень — бакалавриат;

• 6 уровень — магистратура (специалитет). При выборе приоритетов в начальном

профессиональном образовании следует руководствоваться специализацией сельскохозяйственных районов, и, соответственно, возможностью получать практические навыки по выбранной профессии в конкретных сельскохозяйственных организациях, фермерских хозяйствах или у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства.

При отсутствии должного финансирования учебно-производственные комбинаты (УПК) и агрообразовательные классы (АОК) целесообразно создавать в тех населенных пунктах, на территории которых расположены сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, так как обязатель-

Рис. 1. Место и роль агрообразовательных кластеров в системе продовольственного рынка

Профильные министерства и ведомства региона

Координационный совет

Подсистема «НПО-СПО»

I

L 1.

Профильные образовательные учреждения НПО

Профильные образовательные учреждения СПО

Аграрные ВУЗы региона

Подсистема «СПО-ВПО»

Региональные НИИ сельского хозяйства

Подсистема «Наука»

Субъекты продовольственного рынка

Рис. 2. Структура агрообразовательного кластера

44 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (361) / 2018

ным условием получения профессионального образования на любом уровне является прохождение производственной практики. При наличии бюджетного финансирования, необходимого для возмещения затрат, связанных с доставкой учащихся до места проведения практики, список баз прохождения производственных практик может быть расширен.

Кроме того, с целью сокращения затрат на подготовку рабочих кадров, требуемые профессии учащиеся должны получать на базе профессионально-технических училищ, сельскохозяйственных техникумов и колледжей, функционирующих на территории района проживания учащихся или близлежащих районов (при отсутствии учебного учреждения на территории района проживания).

При выборе возможных баз прохождения производственных практик необходимо учитывать следующие моменты:

• прохождение производственной практики при реализации программ бакалаврита и магистратуры по направлениям 38.03.01 (38.04.01) «Экономика» и 35.03.06 (35.04.06) «Агроинженерия» целесообразно только в сельскохозяйственных организациях и предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, численность работников основного производства в которых составляет не менее 50 человек;

• прохождение производственной практики в крестьянских (фермерских) хозяйствах целесообразно только на 1 и 2 уровне образовательного процесса, исключение составляет лишь профессия 35.01.23 «Хозяин (хозяйка) усадьбы», получаемая на 3 уровне образовательного процесса;

• базовое предприятие, организация или крестьянское (фермерское) хозяйство для прохождения производственной практики выбирается в соответствии со специализацией конкретного сельхозтоваропроизводителя.

Апробация результатов

Возможность реализации представленных предложений рассмотрена на примере Ачинского района Красноярского края. В таблице 1 представлены сельскохозяйственные производители данного района.

В настоящее время на территории Ачинского района находятся 33 общеобразовательных школы, из них 20 школ — в г. Ачинске и 13 школ в различных населенных пунктах Ачинского района: в с. Белый Яр, п. Березовый, с. Большая Салырь, п. Горный, д. Каменка, п Ключи, с. Лапшиха, п. Малиновка, с. Преобра-женка, п. Причулымский, с. Тарутино, с. Ястре-бово. Целесообразно выбрать для аграрного обучения одно из следующих укрупненных направлений: агрономия, зоотехния, ветеринария, агроинженерия, энергетика, экономика, технология производства продукции и организация фермерского хозяйства.

В настоящее время УПК и АОК классы могут быть созданы в Причулымской, Горной и Лап-шихинской средних образовательных школах, а также в одной или нескольких школах г. Ачинска. При наличии бюджетного финансирования, необходимого для возмещения затрат, связанных с доставкой учащихся до места проведения практики, данный список может быть расширен.

www.mshj.ru

Таблица 1

Субъекты продовольственного рынка Ачинского района Красноярского края

Предприятие Местоположение Скотоводство Свиноводство Молочное скотоводство Зерно Сено Шоколад и кондитерские изделия Продукты крупяной и мукомольной промышленности Оптовая торговля зерном

СХПК «Причулымский» п. Причулымский + + +

ООО «Агросфера» п. Горный +

ООО «Сибирский хлебороб» п. Тарутино +

ИП Глава КФХ Алексеев В.В. д. Новая Ильинка + + + +

ИП Глава КФХ Андрюхов С.К. с. Заворки + + +

ИП Глава КФХ Арутюнян К.И. п. Горный + + + +

ИП Глава КФХ Демешко В.Г. п. Малиновка +

ИП Глава КФХ Кильтре О.В. с. Ястребово +

ИП Глава КФХ Стась Г.Н. с. Лапшиха + + +

ИП Глава КФХ Ушаков А.А. с. Ястребово +

ИП Глава КФХ Шейнмаер В.А. п. Горный + +

ИП Глава КФХ Юриков А.В. д. Плотбище + + +

ООО «Ачинский пищекомбинат» г. Ачинск +

ООО «Причулымье» г. Ачинск +

ПАО «Ачинская хлебная база № 17» г. Ачинск +

Таблица 2

Перечень рабочих профессий и возможных баз прохождения производственных практик в рамках УПК и АОК (1 уровень) в Ачинском районе

Наименование СОШ Рабочая профессия (НПО) Возможная база прохождения производственной практики

Причу-лымская 17546. Рабочий по уходу за животными 18111. Санитар ветеринарный 27238. Учетчик 11895. Дояр СХПК «Причу-лымский» (п. Причулымский)

Горная 17546. Рабочий по уходу за животными 11895. Дояр 18372. Свиновод ИП Глава КФХ Арутюнян К.И. (п. Горный)

Лапшин-ская 17546. Рабочий по уходу за животными 11895. Дояр ИП Глава КФХ Стась Г.Н. (с. Лапшиха)

Ачинские ОБШ 19502. Халвамес 12357. Изготовитель мармеладо-пастиль-ных изделий ООО «Ачинский пищекомбинат» (г. Ачинск)

Ачинские ОБШ 19294. Укладчик хлебобулочных изделий 13235. Кулинар мучных изделий ООО «Причулы-мье» (г. Ачинск»)

Перечень рабочих профессий НПО и возможных баз прохождения производственных практик, реализуемых в рамках профессиональных училищ и лицеев (2 уровень) в Ачинском районе

Таблица 3

Рабочая профессия (НПО)* Возможные базы прохождения производственной практики

15586. Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм СХПК «Причулымский»

15699. Оператор машинного доения СХПК «Причулымский» ИП Глава КФХ Алексеев В.В. ИП Глава КФХ Андрюхов С.К. ИП Глава КФХ Арутюнян К.И. ИП Глава КФХ Стась Г.Н. ИП Глава КФХ Юриков А.В.

18111. Санитар ветеринарный СХПК «Причулымский» ИП Глава КФХ Шейнмаер В.А.

15808. Оператор по ветеринарной обработке животных СХПК «Причулымский» ИП Глава КФХ Алексеев В.В. ИП Глава КФХ Андрюхов С.К. ИП Глава КФХ Арутюнян К.И. ИП Глава КФХ Стась Г.Н. ИП Глава КФХ Юриков А.В.

15830. Оператор по искусственному осеменению животных и птицы СХПК «Причулымский»

18545. Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования СХПК «Причулымский» ИП Глава КФХ Алексеев В.В.

19205. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства СХПК «Причулымский» ООО «Агросфера» ООО «Сибирский хлебороб» ИП Глава КФХ Алексеев В.В. ИП Глава КФХ Арутюнян К.И. ИП Глава КФХ Кильтре О.В. ИП Глава КФХ Стась Г.Н. ИП Глава КФХ Ушаков А.А. ИП Глава КФХ Шейнмаер В.А.

11442. Водитель автомобиля СХПК «Причулымский»

13471. Мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка СХПК «Причулымский»

18545. Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования СХПК «Причулымский»

Рабочая профессия (НПО)* Возможные базы прохождения производственной практики

19203. Тракторист СХПК «Причулымский» ООО «Агросфера» ООО «Сибирский хлебороб» ИП Глава КФХ Алексеев В.В. СХПК «Причулымский» ИП Глава КФХ Алексеев В.В. ИП Глава КФХ Андрюхов С.К. ИП Глава КФХ Юриков А.В. ИП Глава КФХ Арутюнян К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19861. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ООО «Ачинский пищекомбинат» ООО «Причулымье» ПАО «Ачинская хлебная база № 17»

19793. Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию ООО «Ачинский пищекомбинат» ООО «Причулымье» ПАО «Ачинская хлебная база № 17»

10422. Аппаратчик обработки зерна ПАО «Ачинская хлебная база № 17»

16472. Пекарь ООО «Ачинский пищекомбинат»

16476. Пекарь-мастер ООО «Причулымье»

19137.Тестовод ООО «Причулымье»

14253. Машинист тесторазделочных машин ООО «Причулымье»

19441. Формовщик теста ООО «Причулымье»

12901. Кондитер ООО «Причулымье»

11899. Дражировщик ООО «Ачинский пищекомбинат»

12497. Изготовитель шоколада ООО «Ачинский пищекомбинат»

14121. Машинист расфасовочно-упаковочных машин ООО «Ачинский пищекомбинат»

12341. Изготовитель конфет ООО «Ачинский пищекомбинат»

12333. Изготовитель карамели ООО «Ачинский пищекомбинат»

27238. Учетчик СХПК «Причулымский» ООО «Ачинский пищекомбинат» ПАО «Ачинская хлебная база № 17»

*Аккредитованные профессии выделены в таблице курсивом.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (361) / 2018

Таблица 4

Перечень профессий и специальностей СПО и возможных баз прохождения производственных практик (3 и 4 уровень) в Ачинском районе

Рабочая профессия / Специальность (СПО)* Возможные базы прохождения производственной практики

35.01.09 «Мастер растениеводства» 35.02.05 «Агрономия» СХПК «Причулымский» ООО «Агросфера» ООО «Сибирский хлебороб» ИП Глава КФХ Алексеев В.В. ИП Глава КФХ Кильтре О.В. ИП Глава КФХ Стась Г.Н. ИП Глава КФХ Ушаков А.А. ИП Глава КФХ Шейнмаер В.А.

35.01.10 «Овощевод защищенного грунта»

36.01.02 «Мастер животноводства» 36.02.02 «Зоотехния» СХПК «Причулымский» ИП Глава КФХ Алексеев В.В. ИП Глава КФХ Андрюхов С.К. ИП Глава КФХ Арутюнян К.И. ИП Глава КФХ Стась Г.Н. ИП Глава КФХ Шейнмаер В.А. ИП Глава КФХ Юриков А.В.

36.01.01 «Младший ветеринарный фельдшер» 36.02.01 «Ветеринария»

35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» СХПК «Причулымский» ООО «Агросфера» ООО «Сибирский хлебороб» ИП Глава КФХ Алексеев В.В. ИП Глава КФХ Кильтре О.В. ИП Глава КФХ Стась Г.Н. ИП Глава КФХ Ушаков А.А. ИП Глава КФХ Шейнмаер В.А.

35.01.14 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»

35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» СХПК «Причулымский» ООО «Агросфера»

15.01.07 «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» 15.02.05 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» СХПК «Причулымский» ООО «Ачинский пищекомбинат»

35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» СХПК «Причулымский» ООО «Агросфера» ООО «Сибирский хлебороб» ИП Глава КФХ Алексеев В.В. ИП Глава КФХ Кильтре О.В. ИП Глава КФХ Стась Г.Н. ИП Глава КФХ Ушаков А.А. ИП Глава КФХ Шейнмаер В.А.

19.01.03 «Аппаратчик элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства» 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» ПАО «Ачинская хлебная база № 17»

19.01.04 «Пекарь» 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» ООО «Причулымье»

19.01.07 «Кондитер сахаристых изделий» 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» ООО «Ачинский пищекомбинат»

35.01.23 «Хозяйка (ин) усадьбы» - ИП Глава КФХ Алексеев В.В. ИП Глава КФХ Андрюхов С.К. ИП Глава КФХ Арутюнян К.И. ИП Глава КФХ Демешко В.Г. ИП Глава КФХ Кильтре О.В. ИП Глава КФХ Стась Г.Н. ИП Глава КФХ Ушаков А.А. ИП Глава КФХ Шейнмаер В.А. ИП Глава КФХ Юриков А.В.

35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

38.01.01 «Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы» 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» СХПК «Причулымский» ООО «Агросфера»

*Аккредитованные профессии выделены в таблице курсивом.

Таблица 5

Перечень профессий и специальностей ВПО и возможных баз прохождения производственных практик (5 и 6 уровень) в Ачинском районе

Направление подготовки Возможные базы прохождения производственной практики

35.03.04 «Агрономия» 35.04.04 «Агрономия» СХПК «Причулымский»

35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» 35.04.03 «Агрохимия и агропочвоведение» ООО «Агросфера» ООО «Сибирский хлебороб»

36.03.02 «Зоотехния» 36.04.02 «Зоотехния» СХПК «Причулымский»

36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза» 36.05.01 «Ветеринария»

35.03.06 «Агроинженерия» 35.04.06 «Агроинженерия» СХПК «Причулымский»

38.03.01 «Экономика» 38.04.01 «Экономика» ООО «Агросфера» ООО «Сибирский хлебороб»

19.03.02 «Продукты питания из растительного сырья» 19.04.02 «Продукты питания из растительного сырья» ООО «Причулымье» ООО «Ачинский пищекомбинат»

Профильное начальное образование (2 уровень) в районе можно получить в профессиональном училище № 40, профильное среднее специальное образование (3 и 4 уровень) — в Ачинском колледже транспорта и сельского хозяйства и в Ачинском сельскохозяйственном техникуме, профильное высшее образование — в Ачинском филиале Красноярского ГАУ иди в головном ВУЗе (5 и 6 уровень).

Данные, представленные в таблицах 2-5, свидетельствуют о том, что профили подготовки рабочих и специалистов начального и среднего звена не соответствуют специализации района, что требует корректировки заявленных направлений подготовки и аккредитации новых специальностей с учетом требований рынка. Такая корректировка может быть проведена более эффективно в условиях кластерной модели, с учетом интересов всех его участников.

Заключение

Взаимодействие между всеми участниками агрообразовательного кластера дает возможность работодателям влиять на состав и содержание образовательных программ, учебные заведения получают партнера и расширяют возможности образования, а студент — перспективы трудоустройства, мотивацию к получению навыков и освоению профессиональных компетенций. Важно понимать, что на первом этапе формирования агрообра-зовательного кластера будет предоставлена возможность подготовить компетентных специалистов для средних и мелких сельхозтоваропроизводителей, а также фермерских хозяйств, то есть тех организаций, которые сегодня испытывают реальный «кадровый голод». При этом особое внимание следует обратить на начальное профессиональное образование, которое должны получить школьники сельской местности.

Таким образом, в ближайшей перспективе кадровый потенциал АПК целесообразно развивать в рамках непрерывного образовательного процесса, позволяющего вести мониторинг конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей к качеству образования. В свою очередь, потребности агробизнеса и работодателей должны стать ориентиром для образовательных учреждений при разработке учебных планов и программ. В таких условиях производственный сектор продовольственной системы региона получит дополнительные возможности для повышения качества реализации бизнес-процессов и формирования конкурентных преимуществ.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».

Литература

1. Гуляева Т.И., Бураева Е.В., Гришаева О.Ю. Кадровое обеспечение аграрного сектора регионального АПК: анализ состояния и направления совершенствования // Экономический анализ: теория и практика. 2015. №. 31 (430). С. 26-28.

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (361) / 2018

www.mshj.ru

2. Евсюкова Л. Ю., Потоцкая Л. Н. Экономические условия формирования ресурсного потенциала в целях инновационного развития агропродовольственного комплекса // Научное обозрение. 2015. №. 7. С. 346-349.

3. Трубилин А. И., Полутина Т.Н., Гайдук В.И. Подготовка кадров -важнейшее звено импор-тозамещения // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 974-986.

4. Паршуков Д.В., Пыжикова Н.И., Хо-дос Д.В., Власова Е.Ю. Evaluation and Forecast of Demand for Labor Force of the Agrarian Sector of Economy (Regional Aspect) //Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. Т. 7. №. 7. С. 1812-1821.

5. Клещевский Ю.Н., Кудряшова И.А., Коле-ватова А.В. Кластеризация малого и среднего предпринимательства в пищевой промышленности как фактор продовольственной безопасности страны // Техника и технология пищевых производств. 2014. №. 4 (35). С. 152-158.

6. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства Красноярского края: отчет о НИР (заключ.) / Красноярский ГАУ; рук. Н.И. Пыжикова; исполн.: Е.Ю. Власова, Д.В. Пар-шуков, Е.В. Пыханова и др. Красноярск, 2016. 358 с. № ГР 05/16 от 02.06.2016 г.

7. Паршуков Д., Ходос Д., Пыжикова Н., Власова Е. Кластерный подход при формировании кадрового потенциала АПК: методологический аспект // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. №. 5. С. 17-20.

8. Abrham J. Clusters in tourism, agriculture and food processing within the Visegrad Group // Agricultural Economics/Zemedelska Ekonomika. 2014. Т. 60. №. 5.

9. Антропов В.А. Образовательный кластер — новое понятие в системах кадрового обеспечения регионов // Вестник УрфУ. Серия «Экономика и управление». 2012. № 4. С. 163-174.

10. Брыкина Н.В. Кластерный подход в совершенствовании формирования кадрового потенциала сельского хозяйства // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 1 (25). С. 161-165.

Об авторах:

Пыжикова Наталья Ивановна, доктор экономических наук, профессор, ректор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5388-3658, info@kgau.ru Пыханова Елена Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7566-048X, docent6000@mail.ru

Паршуков Денис Викторович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и агробизнеса, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8460-0382, parshukov83@mail.ru

Власова Елена Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и статистики, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7899-4354, vlasoff61@mail.ru

AGROEDUCATIONAL CLUSTER AS COMPONENT OF THE FOOD MARKET

N.I. Pyzhikova, E.V. Pyhanova, D.V. Parshukov, E.Yu. Vlasova

Krasnoyarsk state agrarian university, Krasnoyarsk, Russia

Motivation of this research consists of the necessity in development of food systems in the regions of Russian Federation. The research has theoretical character. One of the significant problems is the low level of personnel potential of subjects in the food market. The possibility of this problem solution is analyzed through application of cluster approach. The object of the research is mechanisms of staffing the subjects of the food market in the region. The system approach, the logical analysis, methods of induction and deduction are chosen as methods of the research. During the research the role and the place of agroeducational clusters in the system of food supply in the region is defined. It is found out that the organization of an agroeducational cluster allows to provide producers of food with highly qualified personnel more effectively, to introduce modern technologies and innovations in infrastructure of the food market actively and to increase quality of business processes implementation on the food supply market in the region. The cluster model of continuous system of agrarian education in the region is offered. The subsystem of primary (PVE) and the secondary vocational education (SVE) in the cluster model should be implemented through training and production plants and agroclasses in the territories where farms and personal subsidiary farms of the population work actively. It is revealed that work practice of bachelor degree students and master degree students is expedient only in the average and large organizations of the agrarian and industrial complex. The application of the received theoretical results is considered on the example of Krasnoyarsk region districts. For the certain municipal district of Krasnoyarsk region the main working professions of PVE, SVE fields of bachelors training are singled out. Settlements for the organization of agro classes and training and production plants, together with the base for practical skills obtaining, are defined according to the production agricultural specialization.

Keywords: personal potential, food market, agro-industrial complex, educational services, agroeducational cluster.

References

1. Gulyaeva T.I., Buraeva E.V., Grishaeva O.Yu. Staffing of the agrarian sector in regional agrarian and industrial complex: analysis of state and direction of improvement. Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika = Economic analysis: theory and practice. 2015. No. 31 (430). Pp. 26-28.

2. Evsyukova L.Yu., Pototskaya L.N. Economic conditions of formation of resource potential for innovative development of an agrofood complex. Nauchnoe obozre-nie = Scientific review. 2015. No. 7. Pp. 346-349.

3. Trubilin A.I., Polutina T.N., Gajduk V.I. Preparation of the frames for most important link of import substitution. Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kuban-skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Polythe-matic network online scientific magazine of the Kuban state agricultural university. 2016. No. 117. Pp. 974-986.

About the authors:

4. Parshukov D.V., Pyzhikova N.I., Hodos D.V., Vlasova E.Yu. Evaluation and Forecast of Demand for Labor Force of the Agrarian Sector of Economy (Regional Aspect). Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. Vol. 7. No. 7. - Pp. 1812-1821.

5. Kleschevskij Yu.N., Kudryashova I.A., Kolevatova A.V. Clusterization of small and middle size business in the food industry as a factor of food security of the country. Tekhnika i tekhnologiya pischevykh proizvodstv = The equipment and technology of food productions. 2014. No. 4 (35). Pp. 152-158

6. Formation of personnel potential of agricultural industry in Krasnoyarsk Krai: report on research (final): / Krasnoyarsk SAU; scientific supervisor: Pyzhikova N.I.; authors: E.Yu. Vlasova, D.V. Parshukov, E.V. Pykhanova etc. Krasnoyarsk, 2016. 358 p. No. GR 05/16 of 02.06.2016.

7. Parshukov D., Hodos D., Pyzhikova N., Vlasova EYu. Cluster approach when forming personnel capacity of agrarian and industrial complex: methodological aspect. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2016. No. 5. Pp. 17-20.

8. Abrham J. Clusters in tourism, agriculture and food processing within the Visegrad Group. Agricultural Economics/Zemedelska Ekonomika. 2014. Vol. 60. No. 5.

9. Antropov V.A. An educational cluster — a new concept of the systems of staffing in regions. Vestnik UrFU = Vestnik of URFU. Series: Economy and management. 2012. No. 4. Pp. 163-174.

10. Brykina N.V. Cluster approach in improvement of formation of personnel potential in agricultural industry. Vestnik Ulyanovskoj gosudarstvennoj selskokhozyajstven-noj akademii = Vestnik of the Ulyanovsk state agricultural academy. No. 1 (25). 2014. Pp. 161-165.

Natalia I. Pyzhikova, doctor of economic sciences, professor, rector, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5388-3658, info@kgau.ru Elena V. Pyhanova, candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of the department of accounting and statistics, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7566-048X, docent6000@mail.ru

Denis V. Parshukov, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of economics and agribusiness, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8460-0382, parshukov83@mail.ru

Elena Yu. Vlasova, candidate of economic sciences, associate professor, head of department of accounting and statistics, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7899-4354, vlasoff61@mail.ru

vlasoff61@mail.ru

- 47

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (361) / 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.