Кадровый голод в АПК
Ведя разговор об аграрном образовании, мы в первую очередь размышляем о способах решения кадровых проблем агропромышленного комплекса (АПК). Но, судя по всему, вопрос необходимо рассматривать шире: как образование должно влиять на кадровое обеспечение всех отраслей сельской экономики и какие меры необходимо для этого принять?
В нашей дискуссии на данную тему приняли участие: глава Артинского городского округа А. А. Константинов, директор Артинского агропромышленного техникума В. И. Овчинников, начальник Артинского управления АПК и продовольствия В. В. Рубанов и кандидат юридических наук, председатель Свердловской областной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ Н. А. Юрченко.
Нашими участниками были затронуты наиболее актуальные темы и «наболевшие» вопросы.
• Какие изменения необходимо внести в организацию учебного процесса образовательных учреждений агропромышленного профиля, чтобы решить кадровую проблему села?
• Каковы должны быть механизмы поддержки молодого специалиста на селе?
• Почему сельский труд считается непрестижным? Какие меры позволят повысить престиж аграрных профессий и специальностей?
• Почему достаточно высокий процент выпускников учебных заведений, получив аграрное образование, стремится остаться в городе и трудоустроиться в других сферах деятельности?
Сегодня мы публикуем некоторые материалы из рассуждений по этим и другим вопросам.
Н. А. ЮРЧЕНКО,
кандидат юридических наук, председатель Свердловской областной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ
«Процесс привлечения трудовых ресурсов в сельскую местность с течением времени становится все сложнее и сложнее»
Переход к новым экономическим отношениям, стремительное развитие технологий и интеграция в мировую экономику в течение последних десятилетий сопровождаются острым дефицитом квалифицированных работников в сфере агропромышленного комплекса.
Кадровое обеспечение, несомненно, является ключевой и наиболее остро обозначенной проблемой АПК. Несмотря на немалое количество выпускников учреждений агропромышленного профиля, на сегодняшний день кадровый состав сельскохозяйственного производства не отвечает современным требованиям, как в количественных, так и в качественных показателях. Процесс привлечения трудовых ресурсов в сельскую местность с течением времени становится все сложнее и сложнее. А ведь именно они, квалифицированные кадры, играют важную роль в развитии сельского хозяйства и решении одной из главнейших проблем нашей страны - проблемы государственной продовольственной безопасности.
Сложившаяся ситуация дефицита кадров в АПК носит закономерный характер и обусловлена целым рядом факторов, первым из которых является профориентационная работа, способствующая осмысленному профессиональному самоопределению школьников. Выбор трудового пути должен быть осознанным,
КРУГЛЫЙ стол
ПРОБЛЕМА КАДРОВ
а не вынужденным, что зачастую встречается среди молодежи. Но сегодня в школах не придают должной значимости профориентации, хотя именно она влечет за собой правильный выбор молодыми людьми своей будущей профессии. На мой взгляд, эффективными будут регулярные встречи школьников младших классов с руководителями и специалистами предприятий АПК как в классе, так и в виде непосредственного знакомства школьников с сельскохозяйственным производством. В каждой школе должны функционировать сельские классы, которые сыграют роль стартовой площадки при поступлении в учебные заведения профессионального образования агропромышленного профиля.
О несовершенстве профориентационной работы в школах говорит и тот факт, что достаточно высокий процент выпускников учебных заведений, получивших аграрное образование, стремится трудоустроиться в других сферах деятельности. Однако этому есть и другое объяснение: в сельской местности, где расположена значительная часть предприятий АПК, условия жизни не отвечают требованиям времени. Речь идет о низкой заработной плате, отсутствии жилья и инфраструктуры. Это второй фактор, способствующий возникновению кадрового голода в АПК.
В последние годы государство предпринимает существенные меры по повышению эффективности агропромышленного комплекса. Однако этого недостаточно: сельская местность нуждается в увеличении государственной поддержки для укрепления трудоресурсного потенциала, а также в системных решениях проблем формирования и использования кадрового потенциала отрасли. Для обеспечения АПК высококвалифицированными специалистами, способными формировать конкурентоспособную аграрную политику в условиях ВТО, необходимо увеличение финансирования проекта федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая включает в себя строительство жилья, дорог, школ, детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения и т. д.
Третьим фактором является отсутствие полной и достоверной информации о численности и составе рабочей силы, необходимой на рынке труда в настоящее время и в обозримом будущем. Дисбаланс спроса и предложения кадров на уровне каждого субъекта РФ диктует необходимость прогнозирования потребности в разрезе профессий и специальностей с интервалом в один год. Это позволит готовить специалистов в оптимально достаточном количестве. Отсутствие научно обоснованного механизма формирования заказа на подготовку кадров привело к несоответствию вакансий и выпускников на рынке труда.
Таким образом, для решения проблемы истощения трудовых ресурсов АПК можно выделить три направления:
- совершенствование профориентационной работы, способствующей правильному самоопределению школьников;
- развитие социально-экономических условий сельской местности, что сделает ее более привлекательной для жизни населения;
- создание методики прогнозирования потребности кадров на предприятиях АПК, что позволит профессионально подготовленным работникам быть востребованными работодателями.
Дисбаланс спроса и предложения кадров на уровне каждого субъекта РФ диктует необходимость прогнозирования потребности с интервалом в один год
А. А. КОНСТАНТИНОВ,
глава Артинского городского округа
«...сейчас на первый план выходят финансовые интересы конкретных торговых сетей, которым, похоже, нет дела до качества продуктов»
Артинский городской округ и географически, и исторически - крупный сельскохозяйственный муниципалитет. Площадь обрабатываемых угодий - почти 50 тысяч гектаров. Тем обиднее, что в сельском хозяйстве занято лишь 15% трудоспособного населения. Поэтому идею непрерывного аграрного образования мы подхватили сразу и в 2012 году разработали целевую программу. Ее конечная цель - закрепление молодежи на селе.
Начиная со среднего звена три базовые школы сельскохозяйственного кластера - в Манчаже, Сажино и Азигулово - преподают растениеводство и основы аграрной технологии, в старших классах - устройство и техническое обслуживание тракторов, сельскохозяйственных машин, агротехнику. Информационно (с использованием технологий дистанционного обучения) этот кластер объединяет МАОУ «Артинский лицей» - базовая площадка областного института развития образования, в развитие которой вложено 18 миллионов рублей. Ресурсное обеспечение и методическое сопровождение - за Артинским агропромышленным техникумом, обладающим для этого оптимальной материально-технической базой - техникой, земельными участками, наглядны-
Кадровые проблемы - малая часть глубинных процессов, происходящих в сельской отрасли
ми, в том числе мультимедийными, пособиями, квалифицированными кадрами. Практику готовы обеспечить сельхозпредприятия.
В теории вроде бы все должно получиться. Но... Кадровые проблемы - малая часть глубинных процессов, происходящих в сельской отрасли экономики страны. Перед нами встают вопросы отсутствия консолидированного работодателя, развитой сельской инфраструктуры, проблемы с жильем, продолжающимся диспаритетом цен на ГСМ, семена, удобрения и продукцию сельского хозяйства, и, как следствие - проблемы гарантированного сбыта сельхозпродукции. Уровень заработной платы в отрасли - один из самых низких в районе. И это тоже проблема. Никто не отменял понятие продовольственной безопасности государства, но реально сейчас на первый план выходят финансовые интересы конкретных торговых сетей, которым, похоже, нет дела до качества продуктов. Поэтому и формат проблем - не муниципальный, и даже не региональный, а федеральный и, в конце концов (вспомним о ВТО), общемировой.
Престиж сельского труда в России падает более двадцати лет. В одиночку с этим не справиться. Мы на уровне муниципалитета объединились и работаем сообща. Этого же ждем от государственных структур, решения которых лягут в основу планомерного подъема важнейшей сферы экономики, какой является в любой уважающей себя стране сельское хозяйство.
Перед нами встают вопросы отсутствия консолидированного работодателя, инфраструктуры, обеспечения жильем...
Формат проблем - не муниципальный, и даже не региональный, а федеральный, и, в конце концов (вспомним ВТО), мировой
Проведенные маркетинговые исследования в очередной раз засвидетельствовали непрестижность рабочих профессий и в то же время показали острую потребность в рабочих кадрах и специалистах среднего звена для сфер сельского хозяйства
В. И. ОВЧИННИКОВ,
директор ГБОУ СПО СО «Артинский агропромышленный техникум»
«Сельское хозяйство -это образ и уклад жизни...»
На сегодняшний день недостаток кадров ощущается практически по всем рабочим профессиям, в том числе специалистам и руководителям среднего звена.
Основная проблема заключается в том, что вы-
пускники высших учебных заведений, приехавшие из сельской местности, не возвращаются обратно, получив образование. Большинство из них ищут работу и оседают в городах. Как следствие, происходит старение сельского населения, «вымывание» из сельской местности молодых, инициативных людей, которые могли бы эффективно работать в аграрной сфере на благо своего села и своей семьи.
Несмотря на прилагаемые усилия, в сельскую местность возвращается не более 20% выпускников, закончивших вузы, в то время как выпускники, получившие среднее или начальное профессиональное образование в своей территории, как правило, оседают на родном месте. К примеру, 90% выпускников Артинского профессионального училища (за время его функционирования с 1986 года) остались в муниципалитете и работают на промышленных и сельских предприятиях различных форм собственности.
Сельское хозяйство в России нельзя рассматривать только как деятельность, приносящую доход и пропитание тем, кто ею занимается. Сельское хозяйство - это образ и уклад жизни.
Мысль о том, что на территории муниципалитета должно быть учреждение профессионального образования, и не только начального, но и среднего профессионального, чтобы решить вышеуказанные проблемы, вынашивалась давно. И в 2013 году было создано многоуровневое многопрофильное образовательное учреждение среднего профессионального образования на базе профессионального училища.
Проведенные маркетинговые исследования в области рынка труда и образовательных услуг с учетом реальной востребованности в воспроизводстве кадров на ближайшую перспективу до 2016 года доказали истощение демографического и трудоресурсного потенциала села, в очередной раз засвидетельствовали непрестижность рабочих профессий и в то же время показали острую потребность в рабочих кадрах и специалистах среднего звена для сельского хозяйства, строительства, электроэнергетики и потребительского рынка территории Артин-ского городского округа. исходя из этого, были сформулированы ожидаемые социально-экономические эффекты и результаты:
• становление образовательного учреждения как центра непрерывного профессионального образования, реализующего профессиональные образовательные программы различных уровней для разных категорий населения - предпро-фильная и профильная подготовка для школьников территории, профессиональная подготовка и переподготовка в соответствии с потребностями работодателей для взрослого населения; программы профессиональной подготовки для выпускников специальных (коррекционных) классов; подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена - программы начального и среднего профессионального образования, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
КРУгЛЫй СТОЛ
ПРОБЛЕМА КАДРОВ
• изменение традиционных подходов к организации обучения, поиск новых научно-методологических подходов к формированию структуры и содержания образования;
• создание организационно-методических, нормативно-правовых, материально-технических и кадровых условий, позволяющих осуществлять качественную подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена для развивающихся сельских территорий в современных условиях.
Эффективность осуществления этих мероприятий во многом зависит от взаимодействия с социальными партнерами, органами законодательной и исполнительной власти, работодателями, общественными организациями. На сегодняшний день Артинский агропромышленный техникум активно взаимодействует более чем с 50 предприятиями и организациями.
В территории по инициативе образовательного учреждения создан и успешно функционирует координационный совет по развитию профессионального образования, в состав которого вошли руководители администрации Артинского ГО, ведущие работодатели, представители системы образования территории.
Для непрерывного профессионального образования по программам НПО-СПО разрабатываются модульные образовательные программы, вводятся современные педагогические технологии, что приведет к освоению новых видов деятельности или смежных профессий, востребованных и сельскохозяйственными предприятиями, и населением.
В ходе реализации проекта сегодня действует образовательный Центр ресурсного обеспечения и методического сопровождения развития непрерывного аграрного образования Артин-ского ГО, осуществляющий повышение квалификации педагогов муниципальных образовательных учреждений в области аграрного образования, предпрофильную и профильную подготовку учащихся. Создан комплекс модульных программ и учебно-методического обеспечения, который позволяет изменять содержание модулей с учетом динамики заказов:
• работодателей сельскохозяйственного профиля;
• общеобразовательных учреждений, реализующих программы предпрофильного и профильного обучения;
• заявок Центра занятости населения.
Данный комплекс оптимизирует временные
и финансовые затраты на обеспечение качественного профессионального образования.
Таким образом, главная цель создания техникума - формирование мобильной профессиональной образовательной системы территории, ориентированной на рынок труда с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся, в соответствии с их профессиональной ориентацией и намерениями в отношении продолжения обучения и трудоустройства -успешно воплощается в жизнь, что, в конечном счете, положительно скажется на развитии, сельских территорий нашего муниципалитета.
В. В. РУБАНОВ,
начальник Артинского управления АПК и продовольствия
«Основная мотивация закрепления молодежи в городе -размер зарплаты»
Важнейшим фактором успешного развития аграрного производства является обеспеченность квалифицированными кадрами. Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса (АПК) особенно обострилась в период становления рыночной экономики, когда в последние 15-20 лет сельское хозяйство оказалось самой уязвимой отраслью экономики, негативные процессы стали носить устойчивый, хронический характер.
Ввиду значимости аграрного сектора для национальной безопасности проблема российского села включена в число приоритетных через реализацию национального проекта «Развитие АПК». Однако эффективность новых инвестиционных проектов в конечном счете будет определяться качеством кадрового потенциала сельского хозяйства и уровнем профессионализма их участников.
Характерными чертами текущей ситуации в сфере кадрового обеспечения являются: дефицит квалифицированных кадров, в особенности главных специалистов (главных инженеров, зоотехников, ветеринарных врачей, агрономов); дефицит рабочих (трактористов, комбайнеров, скотников, доярок и других профессий, требующих начальной профессиональной подготовки); низкая укомплектованность квалифицированными управленческими кадрами (бухгалтерами, экономистами, юристами); низкий уровень подготовки руководителей; проблема обновления кадров. Ситуация с кадровым обеспечением АПК с каждым годом продолжает усугубляться. Закрепляемость выпускников вузов и средних образовательных учреждений на селе остается крайней низкой.
Дефицит квалифицированных кадров вызван низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. Размер заработной платы и доступность жилья было, есть и будет одним
Эффективность новых инвестиционных проектов в конечном счете будет определяться качеством кадрового потенциала сельского хозяйства и уровнем профессионализма их участников
Можно иметь современный трактор с компьютером, но если рядом нет хорошей школы, детского садика, качественного медицинского обслуживания, не обеспечен досуг, молодежь не будет связывать свое будущее с селом
Повышению закрепляемости специалистов на селе может способствовать развитие контрактно-целевой подготовки кадров, предполагающей целевое распределение и обязательную отработку
из важнейших факторов закрепления специалистов на предприятиях агропромышленного сектора. Можно иметь современный трактор с компьютером, но если рядом нет хорошей школы, детского садика, качественного медицинского обслуживания, не обеспечен досуг, молодежь не будет связывать свое будущее с селом.
Серьезный вклад в повышение привлекательности сельских профессий могли бы внести работодатели, предложив молодым дополнительные социальные гарантии, например, именные стипендии на время обучения и прохождения практики, подъемные во время трудоустройства.
Повышению закрепляемости специалистов на селе может способствовать и развитие контрактно-целевой подготовки кадров, предполагающей целевое распределение и обязательную отработку. Отмеченные вопросы, безусловно, необходимо решать комплексно и при участии всех заинтересованных сторон - органов государственной власти, муниципалитетов, работодателей, образовательных учреждений и родительской общественности.
Молодое поколение относится к работе в сельхозпредприятиях с большой долей негатива. Так, многие выпускники средних школ поступают в аграрный вуз только ради получения диплома о высшем образовании, из-за более низкой стоимости обучения в сравнении с другими вузами, и только около 15% выпускников аргументируют свой выбор желанием работать в сельском хозяйстве. Данную негативную ситуацию можно частично разрешить путем включения деревни в единую общеэкономическую систему и сделать село наиболее социально привлекательным, что сегодня является реальностью в развитых европейских государствах, где новая деревня ассоциируется с достатком, благополучием и поселениями будущего. Ну и главная задача, стоящая перед аг-
рарным образованием, - это выделение группы желающих работать на селе и всяческое содействие им как в плане подготовки, так и в плане реального стимулирования.
Начинать аграрное образование нужно со школьной скамьи. Самое пристальное внимание необходимо обратить на устаревшую материальную базу наших учебных заведений: техника, на которой ведется обучение, значительно отстает от той, на которой уже сегодня большинство предприятий работают: и в животноводстве, и в растениеводстве.
Среди проблем, замедляющих развитие агропромышленного комплекса, есть и такие, устранить которые невозможно или крайне трудно. Это и неблагоприятные природно-климатические условия, и дисбаланс цен на сельхозтехнику в сравнении с ценами на сельхозпродукцию, и многое другое. Однако решить кадровую проблему представляется возможным.
Для закрепления специалистов на предприятиях агропромышленного сектора и в сельской местности представляются целесообразными следующие действия:
- разработка долгосрочной стратегии развития кадрового потенциала на основе целевых программ;
- содействие занятости населения;
- дальнейшая поддержка и развитие основных секторов экономики малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест;
- организация работы по укреплению учебно-материальной базы учебных заведений и совершенствование учебного процесса;
- подготовка кадров для предприятий, использующих импортную технику и оборудование;
- формирование резерва руководителя и работа с данными кадрами;
- создание комфортной социальной среды, в том числе выполнение жилищных программ;
- укрепление связей и более тесное взаимодействие образовательных учреждений, работодателей и органов власти.
Подводя некий итог, можно сказать, что проблема дефицита кадров в сфере АПК становится проблемой не просто отдельной отрасли промышленности, а задачей государственного масштаба. И ее решение лежит в объединении усилий учебных заведений, предприятий АПК и органов власти...
К сведению
На сегодняшний день в учреждениях начального и среднего профессионального образования агропромышленного профиля имеется следующая сельскохозяйственная техника: 138 тракторов, 20 комбайнов, 26 плугов, 15 культиваторов,
22 сеялок, 10 косилок, 8 картофелесажалок и др. 40% единиц сельскохозяйственной техники являются устаревшими и уже не используются в работе на современных сельскохозяйственных предприятиях.