Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение аграрного сектора регионального АПК: анализ состояния и направления совершенствования'

Кадровое обеспечение аграрного сектора регионального АПК: анализ состояния и направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1431
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЗАКРЕПЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STAFFING / OREL OBLAST / RETENTION / STAFF TRAINING / AGRICULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляева Т.И., Бураева Е.В., Гришаева О.Ю.

Предмет и тема. Непременным условием решения проблем импортозамещения является укрепление кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий. Однако существует множество проблем, связанных с формированием и развитием кадрового потенциала отрасли, среди которых ученые и практики отмечают слабую закрепляемость и недостаточно эффективную систему подготовки кадров для аграрного сектора. При этом весьма актуальной остается проблема совершенствования системы кадрового обеспечения аграрного сектора отдельно взятых агроориентированных регионов, обладающих значительным потенциалом в импортозамещении. Все это обусловливает актуальность и значимость дальнейшего изучения проблемы обеспеченности сельскохозяйственной отрасли регионального АПК высококвалифицированными кадрами. Цели и задачи. Основной целью авторского исследования является анализ ситуации, сложившейся в сфере кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли отдельно взятого региона и разработка приоритетных направлений совершенствования системы кадрового обеспечения аграрного сектора регионального АПК. Методология. На основе аналитических данных департамента сельского хозяйства Орловской области проанализированы основные показатели, характеризующие уровень обеспеченности, возрастную структуру и качественный состав руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий Орловской области. Путем проведения социологического исследования студентов и выпускников ведущего аграрного вуза региона выявлены факторы, обусловливающие закрепление специалистов на селе, определен уровень их удовлетворенности полученным образованием. Результаты. Выработаны предложения по совершенствованию системы подготовки кадров для аграрного сектора экономики региона. Выводы и значимость. Исследование позволило сделать вывод о том, что для молодых специалистов достойный уровень оплаты труда и доступность жилья хоть и являются одними из основных условий занятости в аграрном секторе, но не единственными. Значительные проблемы связаны с неразвитостью сельской инфраструктуры и общим падением уровня жизни на селе, что существенно препятствует формированию человеческого капитала АПК. Комплекс мер, направленных на привлечение, закрепление и повышение мотивации к труду молодых специалистов должен включать совершенствование системы материального стимулирования труда и профессионального развития; разработку иных стимулирующих систем, в частности, программ обучения и повышения квалификации, профессиональных стажировок, конкурсов; совершенствование действующего законодательства и разработку новых правовых норм в области социально-экономической поддержки выпускников во время пребывания в статусе молодых специалистов (получение целевых кредитов на жилье, денежных средств на первоначальное обустройство, предоставление налоговых льгот по кредитам и т.д.). Основные выводы и предложения могут быть использованы при разработке целевых программ кадрового обеспечения аграрного сектора экономики, а также представлять интерес для разработки стратегии модернизации аграрного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Staffing the agricultural sector of regional agro-industrial complex: analysis of condition and areas of improvement

Subject Human capacity building at agricultural enterprises is a pre-condition of import substitution. Nowadays, there are numerous problems related to human capacity building and development in the sector. They include insufficient employee retention and training. Furthermore, the problem of staffing the agricultural sector in certain agricultural regions having substantial import substitution potential is rather important. Objectives The main objective of the study is to analyze the situation in the sphere of staffing the agricultural sector of a particular region and to develop priority areas to improve the staffing system of the regional agro-industrial complex. Methods Based on the analytical data of the Department of Agriculture of the Orel oblast, we analyzed major indicators characterizing the security level, age pattern and qualitative composition of executives and specialists of agricultural enterprises in the Orel oblast. The social survey of students and graduates of the leading agricultural higher educational institution of the oblast uncovered the underlying factors for specialist retention in rural areas and determined the level of their satisfaction with their higher education. Results The study presents proposals to perfect the system of staff training for the agricultural sector of the Orel oblast. Conclusions The basic conditions of employment in the agricultural sector include salary level and housing access. Insufficiently developed rural infrastructure and general drop in the living standards of rural population considerably impede the human capacity building of the regional agro-industrial complex. The findings may help develop target programs for staffing the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение аграрного сектора регионального АПК: анализ состояния и направления совершенствования»

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Анализ человеческого капитала

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕГИОНАЛЬНОГО АПК: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Татьяна Ивановна ГУЛЯЕВА", Елена Викторовна БУРАЕВАЬ*, Оксана Юрьевна ГРИШАЕВА0

2 доктор экономических наук, профессор, первый проректор, заведующая кафедрой статистики и экономического анализа деятельности предприятий, Орловский государственный аграрный университет, г Орел, Российская Федерация prorector1@orelsau.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и экономического анализа деятельности предприятий,

Орловский государственный аграрный университет, г. Орел, Российская Федерация

econometriks@yandex.ru

с кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры статистики и экономического анализа деятельности предприятий, Орловский государственный аграрный университет, г. Орел, Российская Федерация pervych@mail.ru

* Ответственный автор

Аннотация

Предмет и тема. Непременным условием решения проблем импортозамещения является укрепление кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий. Однако существует множество проблем, связанных с формированием и развитием кадрового потенциала отрасли, среди которых ученые и практики отмечают слабую закрепляемость кадров и недостаточно эффективную систему их подготовки для аграрного сектора. При этом весьма актуальной остается проблема совершенствования системы кадрового обеспечения аграрного сектора отдельно взятых агроориентированных регионов, обладающих значительным потенциалом в импортозамещении. Все это обусловливает актуальность и значимость дальнейшего изучения проблемы обеспеченности сельскохозяйственной отрасли регионального АПК высококвалифицированными кадрами.

Цели и задачи. Основной целью авторского исследования является анализ ситуации, сложившейся в сфере кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли отдельно взятого региона, и разработка приоритетных направлений совершенствования системы

подготовка, аграрное образование кадрового обеспечения аграрн°г° сектора регионального АПК.

Методология. На основе аналитических данных департамента сельского хозяйства

Орловской области проанализированы основные показатели, характеризующие уровень

обеспеченности, возрастную структуру и качественный состав руководителей и

специалистов сельскохозяйственных предприятий Орловской области. Путем проведения

социологического исследования студентов и выпускников ведущего аграрного вуза региона

выявлены факторы, обусловливающие закрепление специалистов на селе, определен уровень

их удовлетворенности полученным образованием.

Результаты. Выработаны предложения по совершенствованию системы подготовки кадров для аграрного сектора экономики региона.

Выводы и значимость. Исследование позволило сделать вывод о том, что для молодых специалистов достойный уровень оплаты труда и доступность жилья хоть и являются одними из основных условий занятости в аграрном секторе, но не единственными. Значительные проблемы связаны с неразвитостью сельской инфраструктуры и общим падением уровня жизни на селе, что существенно препятствует формированию человеческого капитала АПК. Комплекс мер, направленных на привлечение, закрепление и повышение мотивации к труду молодых специалистов, должен включать совершенствование системы материального стимулирования труда и профессионального развития; разработку иных стимулирующих систем, в частности, программ обучения и повышения квалификации, профессиональных стажировок, конкурсов; совершенствование действующего законодательства и разработку новых правовых норм в области социально-экономической поддержки выпускников во время пребывания в статусе молодых специалистов (получение целевых кредитов на жилье, денежных средств на первоначальное обустройство, предоставление налоговых льгот по кредитам и т.д.). Основные выводы и предложения могут быть использованы при разработке целевых программ кадрового обеспечения аграрного сектора экономики, а также представлять интерес для разработки стратегии модернизации аграрного образования.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 01.06.2015 Одобрена 15.06.2015

УДК 631.158:331.108.2:005.52

Ключевые слова: кадры, Орловская область, закрепление,

В рамках реализации стратегии инновационного развития и повышения конкурентоспособности аграрного сектора особое значение приобретает проблема эффективного использования кадрового потенциала отрасли. Создание в аграрном секторе экономики системы обеспечения кадрами и на этой основе обеспечение эффективного развития отрасли является приоритетной задачей в условиях ограничения на ввоз продуктов из стран, присоединившихся к санкциям против РФ, и объявленного курса на импортозамещение.

Улучшение качественных характеристик кадрового потенциала аграрного сектора экономики, повышение уровня и качества жизни сельских тружеников, рост эффективности использования трудовых ресурсов наряду с привлечением и закреплением на селе высококвалифицированных кадров являются ключевыми позициями в повышении конкурентоспособности аграрного сектора экономики России.

Изучению формирования кадрового потенциала посвящены многие публикации последних лет. Так, проблемам обеспеченности сельскохозяйственной отрасли высококвалифицированными, способными обеспечивать рост конкурентоспособности кадрами посвящены некоторые исследования1. Несомненный научный интерес представляют работы, в которых поднимаются проблемы подготовки кадров для сельскохозяйственного сектора экономики в рамках модернизации процесса образования2.

1 Кузнецова Е.В. Проблемы кадрового обеспечения инновационного развития регионального АПК // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 35. С. 23-28; Кириллова О.В. Профессиональные знания и компетенции в системе кадрового обеспечения АПК // Агропродовольственная политика России. 2014. № 7. С. 69-72; Стрельцов В.Я. Подготовка кадров для АПК - задача первостепенная // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2011. № 3. С. 2-4; Фатеева Н.Б., Петрова Л.Н. Проблемы занятости сельского населения и кадровое обеспечение АПК. URL: http:// aon.urgau.ru/ru/issues/10/articles/145/; ФатееваН.Б., Петрякова С.В. Трудоустройство молодежи на селе // Аграрный вестник Урала. 2013. № 8. С. 68-69; Козлов А., Стрельцов В. Кадровое обеспечение агропроизводства России // АПК: экономика, управление. 2005. № 8. С. 23-27.

2 Золин И.Е. Образовательный комплекс и рынок труда: парадоксы взаимодействия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 10. С. 28-39; Парахин Н.В. Нет согласованности между работодателем и выпускником вуза // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства РФ. 2011. № 12. С. 51-53; Парахин Н.В. Роль системы аграрных вузов в агропромышленном комплексе России // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2012. № 3. С. 16-21; ТихоноваЕ.Е. К аграрному образованию и подготовке кадров необходимы новые

Ряд работ посвящен формированию трудовых ресурсов на уровне отдельных регионов3. Авторы при поддержке департамента сельского хозяйства Орловской области на протяжении ряда лет ведут исследования, посвященные проблемам формирования и использования кадрового потенциала на сельскохозяйственных предприятиях4.

При этом остается много нерешенных проблем в области совершенствования системы кадрового обеспечения аграрного сектора отдельно взятых регионов с учетом специфических условий, влияющих на возможность модернизации отрасли, перевода ее на инновационный тип развития. Весьма актуальной остается проблема привлечения в отрасль молодых высококвалифицированных специалистов, способных в полной мере использовать научно-технический потенциал сельскохозяйственных предприятий. Это обусловливает актуальность и значимость дальнейшего изучения проблемы обеспеченности сельскохозяйственной отрасли

подходы // Инициативы XXI века. 2012. № 2. С. 18-22; Кузнецов Н.И., Воротников И.Л., Петров К.А. Совершенствование

кадрового обеспечения агробизнеса на основе создания инновационных структур и взаимодействия с базовыми предприятиями АПК (на примере Саратовской области) // Аграрный научный журнал. 2013. № 6. С. 82-86; Скальная М.М., Дульзон С.В., Эрюкова И.Д. Масштабы и структура подготовки кадров в сельском хозяйстве России // АПК: Экономика, управление. 2014. № 4. С. 75-83.

3 Строева Г.Н. Основные тенденции развития регионального рынка труда // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 12. С. 12-22; ЕдроноваВ.Н.,МалышеваК.В. Трудовые ресурсы Нижегородской области: особенности и факторы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 9. С. 2-24; Кутаев Ш.К. Развитие системы подготовки кадров в интересах регионального рынка труда // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 22. С. 62-67; Фатеева Н.Б., Петрякова С.В., Радионова С.В. Анализ подготовки квалифицированных кадров для сельскохозяйственных предприятий Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2013. № 10. С. 97-100.

4 Гуляева Т.И., Бураева Е.В. Проблемы формирования и использования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий в условиях инновационного развития отрасли (на примере Орловской области) // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 47. С. 16-24; Бураева Е.В. Перспективы развития кадрового потенциала в аграрном секторе экономики // Аграрная наука. 2014. № 3. С. 4-5; Гуляева Т.И., Кузнецова Т.М., Бураева Е.В. Особенности формирования кадрового потенциала регионального АПК и его влияние на экономическую эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 29. С. 16-24; Гуляева Т.И., Бураева Е.В., Гришаева О.Ю. Влияние показателей профессионально-квалификационной структуры кадрового потенциала на экономическую эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 9. С. 33-40.

регионального АПК высококвалифицированными кадрами.

В качестве объекта исследования авторами выбрана Орловская область, являющаяся регионом с давними аграрными традициями. Как показали исследования авторов, одной из основных проблем, характеризующих ситуацию на современном рынке труда в аграрном секторе региона, является дефицит квалифицированных кадров5. В результате возникают и другие неблагоприятные тенденции: происходит старение кадров, снижается уровень их профессиональной квалификации, падает престиж работы в аграрном секторе для сельской молодежи6.

За 2012-2104 гг. наблюдается сокращение абсолютной численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Орловской области (кроме главных инженеров), при этом уровень обеспеченности штатных должностей указанных категорий работников находится в пределах от 89,5 до 100% (см. таблицу).

Кадровый дефицит установлен по специальностям ветеринарного профиля - 10,5% от потребности 2015 г. Кроме того, в специалистах по энергетике и электрике потребность не удовлетворена на 3,5%, по зоотехнике - на 3,1%, в главных экономистах - на 2,2%, главных инженерах - на 1,9%, главных агрономах - на 1,8%. Сельхозпредприятия Орловской области испытывают дефицит в специалистах среднего звена по всем специальностям, кроме экономистов.

Доля молодых специалистов в числе руководителей в среднем за 2014 г. составила всего лишь 3,1%; по главным специалистам, занятым в сельском хозяйстве области, этот показатель равен 5,6%, по специалистам среднего звена показатель несколько выше - 11,3%. Число работников пенсионного возраста среди руководителей и специалистов аграрного сектора экономики региона возросло. В 2010 г. удельный вес этой возрастной группы у руководителей и главных специалистов составил 6,9%, тогда как в 2014 г. - 10,7%.

Анализ уровня образования руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий

5 Гуляева Т.И., Бураева Е.В. Проблемы формирования и использования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий в условиях инновационного развития отрасли (на примере Орловской области) // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 47. С. 16-24.

6 Бураева Е.В. Перспективы развития кадрового потенциала в аграрном секторе экономики // Аграрная наука. 2014. № 3. С. 4-5.

Орловской области показал, что среди них велика доля работников, имеющих среднее специальное образование (рис. 1). Так, на начало 2015 г. в сельхозорганизациях Орловской области работали 3 496 руководителей и специалистов, среди которых высшее образование имели 50,2%, среднее профессиональное - 44,3%, не имели профессионального образования - 5,5%.

В 2014 г. по сравнению с 2011 г. доля руководителей сельскохозяйственных предприятий, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководителей уменьшилась на 4,6 п.п. и на 5,6 п.п. возросла доля руководителей, имеющих среднее профессиональное образование (рис. 2). Доля руководителей без профессионального образования сократилась на 1 п.п. На начало 2015 г. среди руководителей сельхозорганизаций имеют высшее образование 79,6%, среднее профессиональное

- 18,6%, не имеют профессионального образования

- 1,8%.

Однако вариация этих показателей в разрезе районов высокая, что подтверждает распределение районов по доле руководителей с высшим профессиональным образованием (рис. 3).

В ходе группировки по указанному признаку было выделено четыре группы. В группу районов со 100%-ной долей руководителей, имеющих высшее специальное образование, вошло всего четыре района: Хотынецкий, Урицкий, Сосковский и Шаблыкинский. Ко второй группе районов относятся районы, в которых удельный вес руководителей с высшим профессиональным образованием находится в пределах от 90 до 99%. В эту группу вошло три района: Мценский, Свердловский, Новодеревеньковский. Третья группа включает районы с удельным весом руководителей с высшим образованием от 80 до 89%. Эта группа оказалась наиболее многочисленной. Сюда были отнесены Дмитровский, Троснянский, Глазуновский, Малоархангельский, Колпнянский, Покровский, Залегощенский, Ливенский, Краснозоренский, Болховский и Знаменский районы. В четвертую группу вошло шесть районов: Орловский, Кромской, Корсаковский, Новосильский, Верховский, Должанский. Доля руководителей с высшим образованием в этой группе наиболее низкая: колеблется от 70 до 79%. Все это дает основание говорить о важности и необходимости развития аграрного образования.

В рамках проведения мониторингового исследования кадрового потенциала сельскохозяйственных

% 'ихэоннэьэиээдо чнэно«1^ 97,3 0 0

•1гэь 'xaif of of <N 7

•1гэь 'охээд 3 496 6 <N <N

% 'ихэоннэьэиээдо чнэно«1^ 96,6 0 0

•1гэь 'xair of of 272 4

•1гэь 'охээд 3 536 6 4 <N

% 'ихэоннэьэиээдо 4H3Hod^ 9 0 0

•1гэь 'xair ОС of 4

•1гэь 'охээд 4301 3 8 2

% 'ихэоннэьэиээдо 4H3Hod^ 9 0 0

•1гэь 'xair ОС of 3 8

•1гэь 'охээд 3 782 6 3 <N

% 'ихэоннэьэиээдо 4H3Hod^ 6 9 9 9

•1гэь 'xaif ОС of 8 7 2 4

Категории, должности о ег с И Руководители и 3 102 специалисты, всего В том числе 185 руководители сельскохозяйственных организаций

s -

<u

S

«

о

Я <a 8 W

« (U £ ™

Рисунок 1

Распределение руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Орловской области по уровню образования в 2011-2014 гг., %

7,01 7,7 7,2 5,5

2011 2012 2013 2014

■ Работники, не имеющие специального образования Работники со средним специальным образованием

■ Работники с высшим образованием

Рисунок 2

Распределение руководителей сельскохозяйственных организаций Орловской области по уровню образования в 2011-2014 гг., %

2011 2012 2013 2014

■ Работники, не имеющие специального образования Работники со средним специальным образованием

■ Работники с высшим образованием

предприятий региона, проведенного авторами при поддержке департамента сельского хозяйства области, была изучена существующая система подготовки кадров для аграрного сектора экономики региона, факторы, обусловливающие закрепление специалистов на селе, определен уровень их удовлетворенности полученным образованием7.

Большая роль в формировании кадрового потенциала АПК Орловской области принадлежит Орловскому государственному аграрному университету. Университет является образовательным, научным и культурным центром региона. Это сложившейся научно-образовательный комплекс, включающий разветвленную структуру многоступенчатой системы довузовской подготовки, ведущий научные исследования по приоритетным направлениям науки. Результаты выборочного обследования показали, что выпускниками вуза являются 56% инженеров, 55% зоотехников, 40% руководителей сельскохозяйственных организаций региона.

В течение многих лет университет сохраняет аграрную направленность. Удельный вес подготовки специалистов для предприятий АПК в общей структуре подготовки составляет более 95%. Очень важно, чтобы в университет поступали молодые люди, заинтересованные в аграрном образовании.

Проведенное в 2014 г. социологическое исследование студентов первого курса показало, что 76% респондентов сделали выбор университета самостоятельно, 18% - по совету друзей, 6% - по совету родителей. При определении мотивации первокурсников в получении высшего образования выяснилось, что 93% претендуют по окончании вуза на получение достойной высокооплачиваемой работы, 5,4% - просто хотят получить диплом о высшем образовании, 1,6% - поступили в вуз, что называется, для родителей.

В университете создана система профориентационной работы, которая направлена на привлечение в вуз наиболее подготовленных, способных абитуриентов, на создание условий для успешной подготовки к поступлению в вуз, оказание помощи

7 Гуляева Т.И., Кузнецова Т.М., Бураева Е.В. Особенности формирования кадрового потенциала регионального АПК и его влияние на экономическую эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 29. С. 16-24; Гуляева Т.И., Бураева Е.В., Гришаева О.Ю. Влияние показателей профессионально-квалификационной структуры кадрового потенциала на экономическую эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 9. С. 33-40.

в профессиональном самоопределении, социальной и психологической адаптации. Координируют работу кафедр и факультетов центр довузовской подготовки и приемная комиссия университета. Как показал опыт, наиболее эффективными с точки зрения привлечения сельской молодежи являются следующие мероприятия:

- областной конкурс юных исследователей окружающей среды, который проводится по семи номинациям;

- областной слет-конкурс ученических производственных бригад, проводимый по семи номинациям с использованием сельхозтехники университета на полях НОПЦ «Интеграция» и в животноводческих комплексах ОАО ОПХ «Красная звезда»;

- областной конкурс школьников «Юный любитель сельскохозяйственных животных». Конкурс проводится по четырем номинациям: «Молочная фантазия», «Наша дружба», «Наши кормильцы», «Ферма будущего»;

- факультетские и общеуниверситетский дни открытых дверей. В них принимают участие представители правительства Орловской области, в том числе департамента сельского хозяйства, руководители и специалисты предприятий агробизнеса;

- дистанционные подготовительные курсы, организованные для обеспечения качественной подготовки абитуриентов к сдаче ЕГЭ;

- квота на целевой прием установлена в размере 25% от контрольных цифр приема. В целевом приеме на учебный 2014/15 г. сельская молодежь составила 87%.

Для обучения кадров по востребованным в АПК направлениям в вузе действует целевая контрактная подготовка, основанная на заключении трехсторонних договоров (работодатель - университет - студент). Между университетом и органами управления АПК подписаны соглашения по реализации мероприятий по закреплению молодых специалистов в сельском хозяйстве. К сожалению, этот вид подготовки кадров не стал основным в системе кадрового обеспечения АПК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе социологического исследования 355 студентам выпускных курсов четырех факультетов и одного института Орловского государственного аграрного университета были заданы вопросы, касающиеся их отношения к работе в сельской

местности и перспектив развития села. Респондентам было предложено расположить в порядке значимости аспекты их будущей профессиональной деятельности. Уровни средних баллов значимости аспектов будущей профессиональной деятельности представлены на рис. 4.

Наибольшую значимость для выпускников имеет возможность получать высокую заработную плату -2,4 балла. Второе по значимости место с небольшим отставанием занимает возможность карьерного роста- 2,38 балла.

Студентами были сформулированы наиболее значимые причины, по которым они не хотят жить и работать в сельской местности:

- меньше перспектив, чем в городе (23,13%);

- низкая оплата труда (13,75%);

- отсутствуют рабочие места или плохие условия труда (11,25%).

Многие студенты (11,25%) не хотят работать на селе, потому что живут и работают в городе, а также в сельской местности слабо развита инфраструктура (6,25%). А 20% респондентов не указали причины нежелания работать в сельской местности (рис. 5).

Большинство студентов выразило готовность жить и работать в сельской местности при условии высокой оплаты труда (44,8%) и налаженной инфраструктуры (30,1%). Интересно, что почти четверть студентов факультета биотехнологии и ветеринарной медицины (23,3%) необходимым условием считают предоставление комфортного жилья. Не менее важными являются такие условия, как трудоустройство, хорошие условия труда, перспектива карьерного роста (16,9%) и близость к городу (3,4%). Однако 3,7% респондентов не хотят

ни при каких условиях жить и работать в сельской местности.

Перспективы развития села респонденты видят в достаточных капиталовложениях и доведении денежных средств до потребителей; в реализации новых федеральных законов и соответствующих программ по развитию села; в улучшении условий проживания; в привлечении молодых специалистов и создании для них рабочих мест с достойной оплатой труда.

Орловский государственный аграрный университет проводит большую работу по развитию аграрного образования, привлечению и закреплению молодых кадров на селе. Вуз тесно сотрудничает с департаментом сельского хозяйства Орловской области, управлением труда и занятости Орловской области. Такое взаимодействие позволяет оперативно обмениваться информацией о востребованности и занятости молодых специалистов. Мероприятия по оказанию содействия в трудоустройстве проводятся не только для выпускников текущего года обучения, но и для студентов 3 и 4 курсов. Центром содействия трудоустройству выпускников организуются учебно-практические занятия в организациях АПК и на предприятиях перерабатывающей промышленности не только Орловской области, но и других регионов - Липецкой, Тульской, Курской, Белгородской, Московской и других областей. Руководители и ведущие специалисты инновационных предприятий читают лекции, руководят курсовыми и дипломными работами. На предприятиях проводятся выездные защиты дипломных работ, куда трудоустраиваются выпускники. Активная работа по содействию в трудоустройстве идет через социальные сети. Встречи студентов вуза с потенциальными работодателями - одна из наиболее эффективных

Рисунок 4

Значимость аспектов будущей профессиональной деятельности для студентов Орловского государственного аграрного университета, баллы

Возможность принести пользу обществу Возможность творческой самореализации Престиж профессии или занимаемой должности Возможность карьерного роста Получение высокой заработной платы

I

0,5

Г

54

С 1,61

1,5

5 2,08

J) 2,3!

3)2,4

2,5

форм подбора квалифицированных кадров. Проводимые университетом мероприятия позволили в 2014 г. трудоустроить 85,4% выпускников, в том числе в организации АПК по полученной специальности - 82,2%, что выше показателя 2013 г. на 7,4%.

В настоящее время в Орловском государственном аграрном университете действуют различные меры поддержки молодых специалистов. Центр содействия трудоустройству выпускников аккумулирует вакансии работодателей и резюме соискателей работы в аграрной сфере, а также полезные советы по поиску работы и подбору персонала, новости об открывающихся предприятиях аграрной направленности и новых проектах. Выпускники знакомятся с информацией о месте работы, уровне заработной платы и возможности предоставления жилья за счет предприятия. Департамент сельского хозяйства Орловской области и аграрные предприятия Центрального федерального округа предоставляют данные для обновления базы вакансий. Мероприятия по оказанию содействия в трудоустройстве проводятся в формате ежегодных ярмарок вакансий, круглых столов, презентаций компаний, тренингов личностного роста, мастер-классов по актуальным вопросам трудоустройства.

Центр активно участвует в интернет-конференциях и во всероссийских молодежных форумах среди выпускников аграрного профиля для обмена накопленной практикой успешного управления карьерой выпускников среди учебных заведений аграрного сектора. Центр взаимодействует с научными и общественными организациями, в частности, с Всероссийским НИИ экономики сельского хозяйства, Всероссийским НИИ селекции плодовых культур, Всероссийским НИИ зернобобовых и крупяных культур, Шатиловской сельскохозяйственной опытной станцией, Российским союзом сельской молодежи для вовлечения студентов в деятельность, направленную на поиск оптимальных вариантов трудоустройства по специальности после выпуска. Актуальная информация о вакансиях и работодателях регулярно обновляется на официальном сайте университета и в социальных сетях.

Для повышения престижности аграрных профессий, повышения уровня информированности студентов о возможностях самореализации в агропромышленной сфере проводятся различные мероприятия. Среди них Всероссийский проект по профессиональной ориентации учащейся сельской молодежи «Выбираем профессию»;

выезды в сельскую местность для изучения современного состояния сельского хозяйства; экскурсии на крупные сельскохозяйственные предприятия регионов; содействие развитию молодежного предпринимательства по программе «Ты предприниматель»; участие студентов в молодежном форуме в рамках агропромышленной выставки «Золотая осень» и др.

Все меры, предпринимаемые руководством и сотрудниками Орловского государственного аграрного университета для привлечения молодежи на село, ведутся в непосредственной увязке с мерами государственной поддержки, которые находят свое отражение в федеральных, ведомственных и региональных целевых программах. В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы для решения проблем улучшения качества жизни на селе были привлечены значительные финансовые средства федерального и регионального уровней.

В настоящее время основным программно-целевым документом, регулирующим среднесрочное развитие агропромышленного комплекса страны, является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы8. В рамках Государственной программы осуществляется федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»9, предполагающая реализацию следующих основных мероприятий, связанных с улучшением качества жизни и привлечения на село молодежи:

- диверсификация аграрной экономики;

- развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе;

- улучшение условий жизни на селе, обеспечение жильем молодых специалистов и их семей;

- поддержка местных инициатив, направленных на улучшение условий жизнедеятельности сельского населения;

- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений;

8 Утв. постановлением Правительства РФ от 14 .07.2012 № 717.

9 Утв. постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598.

- формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.

Тем не менее принимаемые меры не привели к коренным изменениям, хотя некоторые положительные тенденции наблюдаются. Целесообразно создавать областные механизмы формирования кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли агропромышленного комплекса с привлечением всех заинтересованных структур. Существующая проблема комплексного взаимодействия органов государственного и областного управления, образовательных учреждений и предпринимательских структур, связанная с формированием квалифицированных кадров, востребованных в сельском хозяйстве, к сожалению, пока не решена10.

Президент России В.В. Путин в выступлении на совместном заседании Государственного совета и Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике большое внимание уделил проблеме привлечения молодежи для работы на селе. В качестве основной меры была названа комплексная система поддержки, выплата подъемных, достойный уровень оплаты труда, предоставление благоустроенного жилья, дополнительные социальные услуги. Президент отметил: «Я знаю, что во многих регионах эта работа проводится, и нужно здесь тоже ориентироваться на самые лучшие практики. В период реализации нацпроектов такой подход полностью себя оправдал. Это начинание надо, безусловно, поддержать и дальше. Знаю, что некоторые территории, некоторые регионы уже самостоятельно организовали такую работу. Нужно, повторяю, это тиражировать, тем более что практика положительная, молодежь едет в такие территории»11. В качестве одной из первоочередных мер было предложено разработать

10 Золин И.Е. Образовательный комплекс и рынок труда: парадоксы взаимодействия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 10. С. 28-39; Строева Г.Н. Основные тенденции развития регионального рынка труда // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 12. С. 12-22.

11 Совместное заседание Государственного совета и Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/20839.

унифицированную методику, позволяющую определять потребность в специалистах определенного профиля и создавать в каждом регионе условия, необходимые для их подготовки непосредственно в сельских территориях. В качестве положительно зарекомендовавшего себя примера были приведены колледж-классы, где старшеклассники наряду с программой общей школы получают знания по курсу профильного колледжа.

Достаточно перспективой моделью, применяемой в сфере среднего профессионального образования, является кластерный подход, суть которого заключается в том, что квалифицированные кадры готовятся под заранее определенные рабочие места. То есть студент колледжа уже с первого курса ориентирован на потенциальное место работы на конкретном предприятии. Такие подходы актуальны и для высшей школы.

Анализ сложившейся ситуации позволил выделить приоритетные задачи региональной аграрной политики по развитию кадрового потенциала сельского хозяйства. Необходимо совершенствование содержания и технологий непрерывного аграрного образования на основе взаимодействия образовательного учреждения, органов власти субъектов Федерации и агробизнеса, в том числе создание нормативно-правовой базы, регулирующей трудоустройство, взаимоотношения образовательных учреждений с работодателями, службой занятости. Следует стимулировать закрепление молодых специалистов в аграрном секторе экономики.

Органам местного самоуправления нужно помогать селу, развивать инфраструктуру: строить дороги, открывать детские сады и школы, больницы, клубы, кинотеатры, обеспечивать работников жильем, производить из областного бюджета дополнительные выплаты к заработной плате в течение 3-5 лет. Необходимы внедрение системы мониторинга и управления обеспечением высококвалифицированными кадрами аграрного сектора экономики регионального АПК, создание механизмов обратной связи от выпускников и работодателей о трудоустройстве по специальности и об уровне подготовки молодых специалистов.

Список литературы

1. Бураева Е.В. Перспективы развития кадрового потенциала в аграрном секторе экономики // Аграрная наука. 2014.№ 3. С. 4-5.

2. Кириллова О.В. Профессиональные знания и компетенции в системе кадрового обеспечения АПК // Агропродовольственная политика России. 2014. № 7. С. 69-72.

3. Козлов А., Стрельцов В. Кадровое обеспечение агропроизводства России // АПК: экономика, управление. 2005.№ 8. С. 23-27.

4. Кузнецов Н.И., Воротников И.Л., Петров К.А. Совершенствование кадрового обеспечения агробизнеса на основе создания инновационных структур и взаимодействия с базовыми предприятиями АПК (на примере Саратовской области) // Аграрный научный журнал. 2013. № 6. С. 82-86.

5. Парахин Н.В. Нет согласованности между работодателем и выпускником вуза // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства РФ. 2011. № 12. С. 51-53.

6. Парахин Н.В. Роль системы аграрных вузов в агропромышленном комплексе России // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2012. № 3. С. 16-21.

7. Скальная М.М., Дульзон С.В., Эрюкова И.Д. Масштабы и структура подготовки кадров в сельском хозяйстве России // АПК: экономика, управление. 2014. № 4. С. 75-83.

8. Стрельцов В.Я. Подготовка кадров для АПК - задача первостепенная // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2011. № 3. С. 2-4.

9. Тихонова Е.Е. К аграрному образованию и подготовке кадров необходимы новые подходы // Инициативы XXI века. 2012. № 2. С. 18-22.

10. ФатееваН.Б., ПетроваЛ.Н. Проблемы занятости сельского населения и кадровое обеспечение АПК. URL: http://aon.urgau.ru/ru/issues/10/articles/145/.

11. ФатееваН.Б., Петрякова С.В. Трудоустройство молодежи на селе // Аграрный вестник Урала. 2013. № 8. С. 68-69.

12. Фатеева Н.Б., Петрякова С.В., Радионова С.В. Анализ подготовки квалифицированных кадров для сельскохозяйственных предприятий Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2013. № 10.

С.97-100.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Analysis of Human Capital

STAFFING THE AGRICULTURAL SECTOR OF REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: ANALYSIS OF CONDITION AND AREAS OF IMPROVEMENT

Tat'yana I. GULYAEVAa, Elena V. BURAEVAb*, Oksana Yu. GRISHAEVAc

a Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation prorector1@orelsau.ru

b Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation econometriks@yandex.ru

c Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation pervych@mail.ru

* Corresponding author

Article history: Abstract

Received 1 June 2015 Subject Human capacity building at agricultural enterprises is a pre-condition of import

Accepted 15 June 2015 substitution. Nowadays, there are numerous problems related to human capacity building and

development in the sector. They include insufficient employee retention and training. Furthermore, the problem of staffing the agricultural sector in certain agricultural regions having substantial import substitution potential is rather important.

Objectives The main objective of the study is to analyze the situation in the sphere of staffing the agricultural sector of a particular region and to develop priority areas to improve the staffing system of the regional agro-industrial complex.

Methods Based on the analytical data of the Department of Agriculture of the Orel oblast, we analyzed major indicators characterizing the security level, age pattern and qualitative composition Keywords: ^ifi^ Orel °blas1, of executives and specialists of agricultural enterprises in the Orel oblast. The social survey of retention, staff training, agricultural students and graduates of the leading agricultural higher educational institution of the oblast education uncovered the underlying factors for specialist retention in rural areas and determined the level

of their satisfaction with their higher education.

Results The study presents proposals to perfect the system of staff training for the agricultural sector of the Orel oblast.

Conclusions The basic conditions of employment in the agricultural sector include salary level and housing access. Insufficiently developed rural infrastructure and general drop in the living standards of rural population considerably impede the human capacity building of the regional agro-industrial complex. The findings may help develop target programs for staffing the agricultural sector.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Buraeva E.V. Perspektivy razvitiya kadrovogo potentsiala v agrarnom sektore ekonomiki [Development prospects for human potential in the agricultural sector of economy]. Agrarnaya nauka = Agrarian Science, 2014, no. 3, pp. 4-5.

2. Kirillova O.V. Professional'nye znaniya i kompetentsii v sisteme kadrovogo obespecheniya APK [Professional knowledge and competencies in the staffing system of the AIC]. Agroprodovol 'stvennaya politika Rossii = Agri-Food Policy of Russia, 2014, no. 7, pp. 69-72.

3. Kozlov A., Strel 'tsov V. Kadrovoe obespechenie agroproizvodstva Rossii [Staffing the agricultural production of Russia]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2005, no. 8, pp. 23-27.

4. Kuznetsov N.I., Vorotnikov I.L., Petrov K.A. Sovershenstvovanie kadrovogo obespecheniya agrobiznesa na osnove sozdaniya innovatsionnykh struktur i vzaimodeistviya s bazovymi predpriyatiyami APK (na primere Saratovskoi oblasti) [Improving the agribusiness staffing through creation of innovative structures and interaction with basic agricultural enterprises (the Saratov oblast case)]. Agrarnyi nauchnyi zhurnal = Agricultural Academic Journal, 2013, no. 6, pp. 82-86.

5. Parakhin N.V. Net soglasovannosti mezhdu rabotodatelem i vypusknikom vuza [There is no coordination between the employer and university graduate]. Informatsionnyi byulleten 'Ministerstva sel 'skogo khozyaistva RF = Newsletter of Ministry of Agriculture of Russian Federation, 2011, no. 12, pp. 51-53.

6. Parakhin N.V. Rol' sistemy agrarnykh vuzov v agropromyshlennom komplekse Rossii [The role of agricultural higher educational institutions in the agro-industrial complex of Russia]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Voronezh State Agricultural University, 2012, no. 3, pp. 16-21.

7. Skal'naya M.M., Dul'zon S.V., Eryukova I.D. Masshtaby i struktura podgotovki kadrov v sel'skom khozyaistve Rossii [The scope and structure of training in the agricultural sector of Russia]. APK: Ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2014, no. 4, pp. 75-83.

8. Strel 'tsov V.Ya. Podgotovka kadrov dlya APK - zadacha pervostepennaya [Personnel training for agriculture is the top-priority task]. Ekonomika, trud, upravlenie v sel 'skom khozyaistve = Economy, Labor, Management in Agriculture, 2011, no. 3, pp. 2-4.

9. Tikhonova E.E. K agrarnomu obrazovaniyu i podgotovke kadrov neobkhodimy novye podkhody [There is a need for new approaches to agricultural education and training]. Initsiativy XXI veka = Initiatives of the 21st Century, 2012, no. 2, pp. 18-22.

10. Fateeva N.B., Petrova L.N. Problemy zanyatosti sel'skogo naseleniya i kadrovoe obespechenie APK [Problems of rural employment and AIC staffing]. Available at: http://aon.urgau.ru/ru/issues/10/articles/145/. (In Russ.)

11. Fateeva N.B., Petryakova S.V. Trudoustroistvo molodezhi na sele [Employment of young people in rural areas]. Agrarnyi vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals, 2013, no. 8, pp. 68-69.

12. Fateeva N.B., Petryakova S.V., Radionova S.V. Analiz podgotovki kvalifitsirovannykh kadrov dlya sel'skokhozyaistvennykh predpriyatii Sverdlovskoi oblasti [Analysis of qualified personnel training for agricultural enterprises of the Sverdlovsk oblast]. Agrarnyi vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals, 2013, no. 10, pp. 97-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.