Развитие АПК
УДК: 331.5.024.5:631.1
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СЕЛЕ
КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ
_ _ _ ,
КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ*
Т. И. ГУЛЯЕВА,
доктор экономических наук, профессор, первый проректор, заведующая кафедрой статистики и экономического анализа деятельности предприятий E-mail: statistica7@mail.ru
Е. В. БУРАЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и экономического анализа деятельности предприятий E-mail: econometriks@yandex.ru
Т. А. ВЛАСОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и экономического анализа деятельности предприятий E-mail: vlasova-84@inbox.ru
О. Ю. ГРИШАЕВА,
старший преподаватель кафедры статистики и экономического анализа деятельности предприятий E-mail: pervych@mail.ru Орловский государственный аграрный университет
На основе мониторингового исследования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий региона изучена система подготовки кадров
* Исследование выполнено при поддержке правительства Орловской области в рамках реализации проекта «Мониторинг кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий Орловской области» (тема №№ 12 гранта на проведение НИОКР по обеспечению инновационного развития АПК Орловской области, 2013 г.).
для аграрного сектора экономики, факторы, обусловливающие закрепление специалистов на селе, определен уровень их удовлетворенности полученным образованием. Предложен комплекс мер, направленных на привлечение, закрепление и повышение мотивации к труду молодых специалистов на селе.
Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрный сектор, закрепление молодых специалистов, образование.
Повышение роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села [4].
Изучению вопросов формирования кадрового потенциала для аграрного сектора экономики посвящены многие публикации последних лет. Так, в работах В. В. Копылова, О. А. Фроловой, О. А. Зуб-ренковой, О. В. Ильичевой, Н. П. Сидоровой рассматриваются общие вопросы формирования кадрового потенциала предприятий аграрного сектора экономики [2, 7], предлагаются мероприятия по развитию социальной инфраструктуры села, укреплению связей предприятий агропромышленного комплекса с образовательными учреждениями, внедрению передовых информационно-аналитических продуктов в систему мониторинга рынка труда агропромышленного комплекса. Несомненный научный интерес, по мнению авторов, представляет работа О. М. Перминовой, в которой представлены научно обоснованные экономические и управленческие решения, направленные на формирование кадрового потенциала региона путем моделирования и оптимизации инновационно-образовательного и научно-инновационного процессов на основе формирования требований рыночной конъюнктуры, что позволит повысить эффективность профессиональной подготовки кадров для региона [6].
При этом остается много нерешенных проблем в области формирования и использования кадрового потенциала в аграрном секторе экономики отдельных регионов с учетом специфических условий, влияющих на возможность модернизации отрасли и перевода ее на инновационный тип развития. Весьма актуальной остается проблема привлечения в отрасль молодых высококвалифицированных специалистов, способных в полной мере использовать научно-технический потенциал сельскохозяйственных предприятий. Это обусловливает актуальность и значимость дальнейшего изучения проблемы укрепления сельскохозяйственной отрасли высококвалифицированными кадрами.
Дефицит квалифицированных кадров - одна из острейших проблем, которая характеризует ситуацию на современном рынке аграрного труда. Она порождает возникновение других неблагоприятных тенденций, таких как старение кадров, снижение уровня их профессиональной квалификации, падение престижа для сельской молодежи рабочих профессий на селе [1].
В настоящее время наблюдается ситуация, когда из-за обострившихся социальных проблем, низкого уровня заработной платы возросли темпы выбытия и смены специалистов и руководителей и квалифицированных кадров рабочих профессий предприятий сельского хозяйства, ухудшился их профессионально-качественный состав.
Причины, вызывающие эти негативные явления, многообразны. Это депопуляция населения, возрастающий дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу, низкая цена труда основных категорий работников, разрыв в оплате труда между сельским хозяйством и другими отраслями, деиндустриализация сельскохозяйственного производства в большинстве сельскохозяйственных предприятий, неблагоприятные условия труда и пр.
Из всех основных отраслей экономики в сельском хозяйстве в процентном отношении самый высокий уровень занятых, имеющих среднее (полное) образование и основное общее, а также не имеющих образования вообще, соответственно, самый низкий уровень занятых, имеющих высшее и среднее профессиональное образование [1].
Одной из нерешенных проблем системы подготовки кадров, и не только для АПК, является взаимодействие работодателей и образовательных учреждений. Эта проблема также затрагивает вопросы закрепления кадров на селе. Совершенствованию формирования образовательного и квалификационного компонентов человеческого капитала на селе мешают:
- слабая обратная связь от бизнес-структур, которые не предъявляют конкретных требований к уровню и качеству подготовки кадров;
- неготовность работодателей участвовать в формировании практических навыков у учащихся, предоставлять свои ресурсы для реализации образовательных программ;
- недостаточное участие бизнеса в освоении и тиражировании новшеств, полученных в стенах образовательных учреждений;
- слабая заинтересованность в создании единого
образовательного, научного и производственного пространства.
В рамках мониторингового исследования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий региона, проведенного авторами при поддержке департамента сельского хозяйства, была изучена существующая система подготовки кадров для аграрного сектора экономики региона, факторы, обусловливающие закрепление специалистов на селе, определен уровень их удовлетворенности полученным образованием.
Большая роль в формировании кадрового потенциала АПК Орловской области принадлежит Орловскому государственному аграрному университету (ОрелГАУ). Университет является образовательным, научным и культурным центром региона. Это сложившийся научно-образовательный комплекс, включающий разветвленную структуру многоступенчатой системы довузовской подготовки высшего и среднего профессионального образования, ведущий научные исследования по приоритетным направлениям науки. В ОрелГАУ подготовлено 19 987 специалистов. Результаты выборочного обследования показали, что выпускниками вуза являются 56 % инженеров, 55 % зоотехников, 40 % руководителей сельхозорганизаций региона. Подготовка бакалавров, специалистов и магистров в ОрелГАУ ведется по девяти укрупненным группам специальностей и направлений.
В течение многих лет университет сохраняет аграрную направленность. Удельный вес подготовки специалистов для предприятий АПК в общей структуре подготовки составляет более 95 %. Структура подготовки кадров в вузе за счет средств федерального бюджета в 2012 г. представлена на рис. 1.
Эффективность подготовки использования кадров зависит от качественного состава абитуриентов. В 2012 г. на первый курс было зачислено 950 студентов, из которых сельская молодежь составляет 80 %, выпускники средних специальных учебных заведений - 35 %, выпускники, имеющие медаль или диплом с отличием, - 19 %. Очень важно, чтобы в университет поступали молодые люди, заинтересованные в аграрном образовании. Проведенное социологическое исследование студентов первого курса показало, что 76 % респондентов сделали выбор университета самостоятельно,
18 % - по совету друзей, 6 % - по совету родителей. При выявлении мотивации первокурсников 2012 г. в получении высшего образования 93 % претендуют по окончании вуза получить достойную высокооплачиваемую работу, 5,4 % - иметь диплом о высшем образовании, 1,6 % - «для родителей».
Для подготовки кадров по востребованным в АПК специальностям внедрена целевая контрактная система обучения кадров на основании трехсторонних договоров (работодатель - вуз - студент). В настоящее время в ОрелГАУ 596 студентов обучаются в рамках целевой контрактной подготовки. Между университетом и органами управления АПК подписаны соглашения о реализации мероприятий по закреплению молодых специалистов в аграрном секторе экономики. К сожалению, такой вид подготовки кадров не стал основным в системе кадрового обеспечения АПК.
В ходе проведения мониторинга кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий Орловской области авторами было опрошено 355 студентов выпускного курса четырех факультетов и одного института Орловского государственного аграрного университета. Респондентам были заданы вопросы, касающиеся их отношения к работе в сельской местности и перспектив развития села. Было предложено расположить в порядке значимости аспекты их будущей профессиональной деятельности (рис. 2).
5
6 7
8
Рис. 1. Распределение студентов, обучающихся за счет бюджета по укрупненным группам специальностей, в 2012 г., %: 1 - сельское и рыбное хозяйство; 2 - экономика и управление; 3 - архитектура и строительство; 4 - технология производственных продуктов и потребительских товаров; 5 - воспроизводство и переработка лесных ресурсов; 6 - химическая технология и биотехнологии; 7 - энергетика,
энергетическое машиностроение и электротехника; 8 - безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды; 9 - транспортные средства
Получение высокой заработной платы
В озможно сть кар ь ер но го р о ста
Престиж профессии или занимаемой должности
Вочможность твор ческой самор еалшацпн Возможность прг гнести пользу обществу
О 0,5 1 1,5 2
Рис. 2. Значимость аспектов будущей профессиональной деятельности, балл
¡8
2,5
чания университета работать в сельской местности. В основном это студенты факультета агробизнеса и экологии и факультета биотехнологии и ветеринарной медицины. Пока еще не решили 41,1 % респондентов, а 45,1% опрошенных заявили, что они в
Наибольшую значимость для выпускников имеет возможность получать высокую заработную плату - 2,4 балла. Второе по значимости место с небольшим отставанием занимает возможность карьерного роста - 2,38 балла. Следующие два фактора -престиж профессии или занимаемой должности и возможность творческой самореализации - были оценены соответственно в 2,08 и 1,61 балла. Наименьшее число высоких оценок получила возможность принести пользу обществу - 1,54 балла.
В ходе исследования студентам было предложено ответить на вопрос, какие сложности, по их мнению, могут возникнуть при поиске работы. По мнению большинства опрошенных (36,6 %), главной проблемой при поиске работы является отсутствие опыта и стажа работы. На втором месте, по мнению 14,4 % респондентов, отсутствие вакансий, а для 3,9 % студентов предлагаемые вакансии не соответствуют их интересам (не устраивает график работы, низкая заработнная плата и т. д.). По мнению 28,8 % студентов, сложности при поиске работы вообще отсутствуют, а 16,3 % опрошенных не дали ответа на этот вопрос.
Исследование показало, что только 13,8 % студентов планируют после окон-
сельскую местность переезжать не собираются (рис. 3).
Студентами были сформулированы наиболее значимые причины, по которым они не хотят жить и работать в сельской местности:
в сельской местности меньше перспектив, чем в городе (23,13 %); низкая оплата труда (13,75 %); отсутствуют рабочие места, плохие условия труда, отсутствует перспектива карьерного роста (11,25 %).
Многие студенты (11,25 %) не хотят работать в сельской местности, потому что живут и работают в городе, а также в связи с тем, что в сельской
Да
I I Нет
Пока не решил
Рис. 3. Распределение среди студентов выпускного курса ОрелГАУ ответов на вопрос, планируют ли они после окончания вуза работать в сельской местности, %: 1 - факультет агробизнеса и экологии; 2 - факультет биотехнологии и ветеринарной медицины; 3 - экономический факультет; 4 - факультет агротехники и энергообеспечения; 5 - инженерно-строительный институт; 6 - в целом по университету
3
4
6
местности слабо развита инфраструктура (6,25 %). Однако 20 % респондентов не указали причину нежелания работать в сельской местности.
Большинство студентов выразило готовность жить и работать в сельской местности при условии высокой оплаты труда (44,8 %) и налаженной инфраструктуры (30,1 %). Почти четверть студентов факультета биотехнологии и ветеринарной медицины (23,3 %) необходимыми условиями считают предоставление жилья с хорошими условиями для проживания. Не менее важными являются такие условия, как трудоустройство, хорошие условия труда, перспектива карьерного роста (16,9 %), близость к городу (3,4 %). Причем 3,7 % респондентов не хотят ни при каких условиях жить и работать в сельской местности.
На вопрос, есть ли перспективы развития села, 25,6 % опрошенных ответили утвердительно, 14,9 % респондентов считают, что перспективы отсутствуют, более половины опрошенных не дали ответа на поставленный вопрос.
Студентами были сформулированы перспективы развития села (см. таблицу).
Большинство респондентов видит перспективы в развитии растениеводства и животноводства. Студенты инженерно-строительного института перспективой развития считают строительство производственных объектов на селе. Интересно заметить, что студенты факультета биотехнологии и ветеринарной медицины видят перспективу развития села в сельских и фермерских хозяйствах.
Студенты, видя перспективы развития села, сформулировали условия, необходимые для их реализации со стороны государства:
- достаточные капиталовложения и доведение денежных средств до потребителя;
- реализация новых федеральных законов и соответствующих программ по развитию села;
- привлечение молодых специалистов и создание для них рабочих мест с достойной оплатой труда;
- улучшение условий проживания на селе.
Таким образом, заработная плата и жилье, хоть
и являются важнейшими условиями, определяющими готовность выпускников быть занятыми в АПК, но не единственными. Значительная доля проблем кроется в неразвитости инфраструктуры и общем падении уровня жизни на селе, которые существенно препятствуют формированию человеческого капитала АПК.
Во многих сельских районах слабо развита, а порой и практически отсутствует необходимая социальная, инженерная и производственная база, основная часть жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств, что является серьезнейшей социальной проблемой. Например, особого внимания требует решение проблемы сельских школ, которые в настоящее время переживают процесс реструктуризации в направлении укрупнения, создания образовательных комплексов. Учреждения здравоохранения нуждаются в коренной модернизации. Кроме того, сфера сельского здравоохране-
Перспективы развития села, по мнению студентов выпускного курса ОрелГАУ
Перспективы Факультет агробизнеса и экологии Факультет биотехнологии и ветеринарной медицины Экономический факультет Факультет агротехники и энергообеспечения Инженерно-строительный институт В целом по университету
Чел. % Чел. Чел. Чел. Чел. Чел.
Развитие растениеводства/животноводства - - 7 9,6 1 1,3 5 4,4 - - 13 3,7
Строительство производственных объектов - - - - - - - - 4 8 4 1,1
Развитие сельского хозяйства 1 2,4 3 4,1 - - - - - - 4 1,1
Развитие фермерского хозяйства - - 1 1,4 2 2,6 - - - - 3 0,8
Развитие молочного животноводства - - 1 1,4 - - - - - - 1 0,3
Реализация на рынке страны только российской сельскохозяйственной продукции 1 2,4 2 2,7 1 0,9 3 0,8
ния испытывает существенный дефицит кадров. Также на низком уровне находится обеспеченность сельских территорий услугами связи, торгового и транспортного обслуживая, сбора и вывоза бытовых отходов, благоустройства территорий. Не везде решены вопросы дорожного строительства, проведения водопровода. Такое положение вещей объективно препятствует привлечению и закреплению кадров в АПК. И это не завышенные требования потенциальных работников, а элементарные условия бытового комфорта.
В последние годы руководители предприятий с неохотой принимают студентов для прохождения производственной практики. Хотя, по мнению подавляющего большинства студентов, прохождение практики является важным элементом в процессе подготовки специалиста, дает возможность получить профессиональные навыки по направлению подготовки.
Подводя итог, можно сделать вывод, что для молодых специалистов, от которых во многом зависит перспективное состояние человеческого капитала АПК, основными факторами, делающими труд в сельском хозяйстве непривлекательным, стали низкая заработная плата, неразвитость сельской инфраструктуры, неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие условий для досуга и отдыха, неблагоприятные условия труда, слабая или устаревшая материально-техническая база сельского хозяйства, упадок сельской жизни в целом, низкий уровень культуры, затрудненность транспортного сообщения, труднодоступность учреждений образования и здравоохранения.
Наряду с факторами, влияющими на привлечение кадров в сельское хозяйство, существуют еще и условия, при которых молодые специалисты все же согласились бы работать в аграрной сфере. К ним следует отнести достойную заработную плату, предоставление жилья, обеспечение набора социальных благ и гарантий (медицинское обслуживание, определение ребенка в детский сад/школу, предоставление путевок в оздоровительные учреждения), обеспечение нормальных условий труда на основе применения современной техники, средств механизации и автоматизации труда, средств индивидуальной защиты.
Решение кадровых вопросов в АПК всегда было одной из сложных задач. Одно время сельское хозяйство страдало от дефицита квалифицированных руководителей и специалистов, затем, наоборот,
настало время сокращения рабочих мест и роста уровня безработицы на селе.
Осознавая все опасности и угрозы, которые может повлечь тенденция истощения трудовых ресурсов села и некачественного формирования человеческого капитала аграрной отрасли, государство немало усилий прилагает к привлечению и закреплению молодежи на селе, повышению престижности занятости в сельском хозяйстве, стимулированию трудоустройства в АПК. Меры поддержки находят отражение в федеральных, ведомственных и региональных целевых программах. В настоящее время основным программно-целевым документом, на основании которого осуществляется среднесрочное развитие АПК, является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [3].
В Государственную программу входят федеральные целевые программы по проблемам социального развития сельских территорий «Социальное развитие села до 2013 года», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» предполагает:
- диверсификацию сельской экономики;
- улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов;
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
- поддержку комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
- поддержку местных инициатив, направленных на улучшение условий жизнедеятельности сельского населения;
- формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни [4].
Реализация запланированных мер должна благотворно влиять на улучшение воспроизводственных процессов в сфере кадрового обеспечения, в том числе и рабочих профессий [5].
Рост квалификации трудящихся, повышение обеспеченности сельскохозяйственных организаций квалифицированной рабочей силой является одной из важных задач развития современного аграрного производства. Но решать ее необходимо в ближай-
шее время, ведь от этого в наибольшей степени зависит эффективное, основанное на инновациях развитие сельского хозяйства страны.
Следовательно, целесообразно создавать на областном уровне механизм формирования и развития человеческого капитала аграрного сектора с участием всех заинтересованных структур. До настоящего времени проблема комплексного взаимодействия органов государственного и областного управления, образовательных и предпринимательских структур по формированию квалифицированных и востребованных аграрным производством кадров так и не решена.
Комплекс мер, направленных на привлечение и закрепление молодых специалистов на селе, на повышение их мотивации к труду, должен включать совершенствование системы материального стимулирования труда и профессионального развития; разработку иных стимулирующих систем, в частности, программ обучения и повышения квалификации, профессиональных стажировок, конкурсов; совершенствование действующего законодательства и разработку новых правовых норм в области социально-экономической поддержки выпускников в период пребывания в статусе молодого специалиста (получение целевых кредитов на жилье, денежных средств на первоначальное обустройство, предоставление налоговых льгот по кредитам и т. д.).
Список литературы
1. Бураева Е. В., Гришаева О. Ю. Система обеспечения сельского хозяйства кадровым потенциа-
лом: основные направления совершенствования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 27.
2. Копылов В. В. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения АПК // Экономика и управление. 2012. № 1.
3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.
4. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»: постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598.
5. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы»: постановление правительства Орловской области от 08.10.2012 № 351.
6. Перминова О. М. Направление модернизации профессиональной подготовки кадров для региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 8.
7. Фролова О. А., Зубренкова О. А., Ильичева О. В., Сидорова Н. П. Современное состояние и пути совершенствования кадрового обеспечения разных форм хозяйствования аграрной сферы // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 29.
Development of agricultural sector
YOUNG-MANPOWER RURAL-AREAS INTAKE AS A PRIORITY LINE OF THE REGIONAL PERSONNEL POLICY
Tat'iana I. GULIAEVA, Elena V. BURAEVA, Tat'iana A. VLASOVA, Oksana Iu. GRISHAEVA
Abstract
The article deals with the monitoring study of the manpower potential of agricultural enterprises in regions. The existing system of training of young-generation professionals for the agricultural sector, the conditions for consolidating them in rural areas and the level of their satisfactory education are this study
subjects. The authors introduce a set of activities to attract, support and secure this category of professionals and increase their motivation to work in rural areas.
Keywords: agriculture, agricultural sector, young professionals, agricultural education
References
1. Buraeva E.V., Grishaeva O. Iu. Sistema obespecheniia sel'skogo khoziaistva kadrovym potent-sialom: osnovnye napravleniia sovershenstvovaniia [The system of agriculture securing with manpower: the main directions of improvement]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2013, no. 27.
2. Kopylov V. V. Problemy i perspektivy kadrovo-go obespecheniia APK [Problems and prospects of staffing agribusiness]. Ekonomika i upravlenie - Economics and management, 2012, no. 1.
3. Executive Order of the Government of the Russian Federation "On the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for
2013-2020" of July 14, 2012 № 717.
4. Executive Order of the Government of the Russian Federation "On the Federal target program "Sustainable Development of Rural Territories for
2014-2017 and for the Period till 2020" of July 15, 2013 № 598.
5. Resolution of the government of the Orel region "On the Approval of the long-term regional target program "Development of Agriculture and Regulation of the Markets of Agricultural Production, Raw Materials and Food in the Orel Region for 2013-2020" of October 08, 2012 № 351.
6. Perminova O. M. Napravlenie modernizatsii professional'noi podgotovki kadrov dlia regiona [The
direction of modernization of professional training for a region], Regional'naia ekonomika: teoriia ipraktika-Regional economics: theory and practice, 2008, no. 8.
7. Frolova O. A., Zubrenkova O. A., Il'icheva O. V., Sidorova N. P. Sovremennoe sostoianie i puti sovershenstvovaniia kadrovogo obespecheniia raznykh form khoziaistvovaniia agrarnoi sfery [The current status and the improvement of staffing various forms of management in the agrarian sphere]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economics: theory and practice, 2009, no. 29.
Tat'iana I. GULIAEVA
Orel State Agrarian University, Orel,
Russian Federation
statistica7@mail.ru
Elena V. BURAEVA
Orel State Agrarian University, Orel,
Russian Federation
econometriks@yandex.ru
Tat'iana A. VLASOVA
Orel State Agrarian University, Orel,
Russian Federation
vlasova-84@inbox.ru
Oksana Iu. GRISHAEVA
Orel State Agrarian University, Orel,
Russian Federation
pervych@mail.ru