Научная статья на тему 'Проблемы формирования и использования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий в условиях инновационного развития отрасли (на примере Орловской области)'

Проблемы формирования и использования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий в условиях инновационного развития отрасли (на примере Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляева Т. И., Бураева Е. В.

Изучены основные проблемы формирования и использования кадрового потенциала в аграрном секторе Орловской области, уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий региона кадровым потенциалом, его качественные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гуляева Т. И., Бураева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и использования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий в условиях инновационного развития отрасли (на примере Орловской области)»

Развитие АПК Agrarian and industria[comp[ex^deve[opment

УДК 631.158:331.108.2 (470.319)

ПРОБЛЕМЫ фОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

PROBLEMS OF FORMATION AND USE OF PERSONNEL CAPACITY OF THE AGRICULTURAL ENTERPRISES IN CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT (ON EXAMPLE OF THE OREL REGION)

Татьяна Ивановна ГУЛЯЕВА,

доктор экономических наук, профессор, первый проректор, заведующая кафедрой статистики и экономического анализа деятельности предприятий, Орловский государственный

аграрный университет E-mail: [email protected] Елена Викторовна БУРАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры статистика и экономического анализа деятельности предприятий, Орловский государственный аграрный университет E-mail: [email protected]

Изучены основные проблемы формирования и использования кадрового потенциала в аграрном секторе Орловской области, уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий региона кадровым потенциалом, его качественные характеристики.

Ключевые слова: сельское хозяйство, кадровый потенциал, кадровое обеспечение, уровень образования.

Tat'iana I. GULIAEVA,

Doctor of Economic Sciences, Professor, First Vice Rector, Head of the Department of Statistics and Economic Analysis of Activity of the Enterprises, Orel State Agrarian University E-mail: [email protected] Elena V. BURAEVA, PhD of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Statistics and Economic Analysis of Activity of the Enterprises, Orel State Agrarian University E-mail: [email protected]

The main problems of formation and use of personnel potential in the agricultural sector of the Orel region are studied. The level of provision of the agricultural enterprises in the region personnel potential and its quality characteristics are analyzes.

Keywords: agriculture, personnel potential, staffing, education level, reproduction of agricultural workers, personnel policy.

Кадры в сельском хозяйстве являются одним из основных компонентов аграрной политики, нацеленной на надежное продовольственное обеспечение как страны в целом, так и отдельно взятого региона, развитие эффективного и устойчивого производства сельхозпродукции, формирование развитых продовольственных рынков, рост уровня доходов и качества жизни сельского населения, а также решение других жизненно важных задач.

В настоящее время в стране реализуются Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [2], федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [3] и др., предусматривающие обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК и развитие сельских территорий.

Предусмотрено выделение субсидий на один гектар земельных угодий, и в очередной раз не выделены средства на развитие интеллектуального потенциала человека, что не позволяет обеспечить развития сельского хозяйства на инновационной основе и значительно повысить качество жизни сельских жителей.

В рамках реализации стратегии инновационного развития и повышения конкурентоспособности аграрного сектора особое значение приобретает проблема эффективного использования кадрового потенциала отрасли. Создание в аграрном секторе экономики надежной системы обеспечения кадрами и на этой основе обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства являются приоритетной задачей в условиях членства России в ВТО. Это предопределяет актуальность и значимость изучения данной проблемы, в том числе острую необходимость разработки программных мероприятий по совершенствованию системы обеспечения организаций аграрного сектора экономики кадровым потенциалом.

Важность проблемы обусловливает необходимость комплексного подхода к формированию системы обеспечения сельского хозяйства высококвалифицированными кадрами, одним из основополагающих элементов которой является оценка количественных и качественных характеристик кадрового потенциала в регионе.

Орловская область - регион с давними аграрными традициями. Агропромышленный комплекс области представляет собой многоотраслевое обра-

зование, объединяющее производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственных организациях, по предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, в 2012 г. составила 18,4 тыс. чел., т. е. около 7,7 % от общей численности работающих в экономике области. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства за 2012 г. увеличилась по сравнению с 2011 г. и на 14,9 % и составила 13 448 руб. [5].

По официальным данным, за 2012 г. в отраслевой структуре валового регионального продукта доля сельского хозяйства составила 13,6 % [5]. Для сравнения: в Центральном федеральном округе -2,3 %, в России - 4,2 % [6]. Это означает, что Орловская область остается преимущественно аграрным регионом. В настоящее время в агропромышленном комплексе Орловской области функционируют 239 сельскохозяйственных организаций, 1 341 крестьян-ско-фермерское хозяйство, 539 малых предприятий. Численность работников сельскохозяйственных организаций на 01.01.2013 составила 17,8 тыс. чел. В сельском хозяйстве Орловской области занято 69 тыс. чел. [5].

Ситуация, сложившаяся в сфере обеспечения агропромышленного комплекса и его базовой отрасли - сельского хозяйства высококвалифицированными кадрами, остается напряженной, несмотря на большую работу в данном направлении, предпринимаемую в последние годы правительством Орловской области.

Характерная тенденция кадрового обеспечения аграрных предприятий Орловской области - снижение общей численности работников. За последние двенадцать лет среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственном производстве сократилась почти втрое (рис. 1).

Среди основных причин, объясняющих сложившееся положение, можно выделить следующие:

- кризисная ситуация, разрушившая экономику сельскохозяйственных организаций, приведшая к обвальному спаду производства и значительному сокращению численности работников;

- переход на новые организационно-правовые формы управления сельскохозяйственными организациями и трансформация отношений собственности привели к значительному скачку в росте текучести кадров;

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2012

А Среднегодовая численность работников организаций, всего « Численность занятых в сельскохозяйственном производстве

Рис. 1. Динамика численности работников сельскохозяйственных организаций Орловской области за 2001-2012 гг., тыс. чел.

ют профессионального образования - 7,1 %. По Российской Федерации соответствующие показатели составляют 35, 52 и 13 %. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. в общей численности руководителей уменьшилась доля специалистов, имеющих высшее образование (на 3,7 п.п.), и значительно возросла доля руководителей без профессионального образования (на 3,3 п.п.).

Среди руководителей сельскохозяйственных

- резкое ухудшение социальных условий на селе: низкий уровень заработной платы и периодические задержки с ее выплатой;

- необустроенность сельских населенных пунктов, ухудшение жилищных условий, что существенно влияет на закрепление кадров на селе и в аграрном производстве;

- трудности в подборе персонала, связанные с низким уровнем оплаты, нехваткой персонала в регионе, в том числе и по демографическим причинам [1].

Кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций оценивается в первую очередь по образовательному уровню руководителей и специалистов (табл. 1).

В сельскохозяйственных организациях Орловской области работают 3 782 руководителя и специалиста, среди которых высшее образование имеют 47,7 %, среднее профессиональное - 45,2 %, не име-

организаций имеют высшее образование 83,9 %, среднее и профессиональное - 12, %, не имеют профессионального образования - 3,8 % (по РФ соответственно 70, 24 и 6 %). Доля руководителей в возрасте до 30 лет составляет всего 3,4 %, 9 % руководителей - это лица пенсионного возраста. Однако вариация этих показателей в разрезе районов высокая, что подтверждает распределение районов по доле руководителей с высшим профессиональным образованием (рис. 2).

Основу кадровой политики составляет формирование кадрового резерва. Кадровый резерв - это группа руководителей и специалистов, обладающих потенциальной способностью к деятельности, связанной с управлением, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью определенного ранга, имеющих профессиональные знания, качество лидера и зарекомендовавших себя в практической деятельности.

Таблица 1

Численность, обеспеченность, профессиональный уровень руководителей сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2010 и 2011 гг., %

Должность фактически работает, чел. Уровень обеспеченности Профессиональное образование Не имеют профессионального образования

высшее среднее

2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011

Работники, занимающие должности руководителей и специалистов, всего 3 102 3 782 95,9 94,5 48,4 47,7 43,9 45,2 7,7 7,1

Руководители сельскохозяйственных организаций Освобожденные заместители руководителей 185 236 98,9 100 87,6 83,9 11,9 12,3 0,5 3,8

60 80 96,8 93,0 88,3 85,0 11,7 15,0 — —

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Рис. 2. Распределение районов Орловской области по доле руководителей с высшим профессиональным образованием, %

В системе переподготовки и повышения квалификации кадров руководителей ведущее внимание должно уделяться моделированию деятельности руководителя по решению стратегических задач, формированию системы экономических знаний, правовой грамотности руководителя.

В Орловской области обеспеченность сельскохозяйственных организаций главными специалистами в 2011 г. составляла 87,9 % (табл. 2).

Наибольший дефицит сельскохозяйствен -ные организации испытывают в специалистах по энергетике, так как обеспеченность главными

Таблица 2

Обеспеченность главными специалистами сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2010 и 2011 гг., %

Должность Фактически работают, Уровень обеспеченности Профессиональное образование Не имеют профессионального

чел. высшее среднее образования

2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011

Главные специалисты, всего 638 767 92,7 87,9 67,1 64,7 31,3 33,9 1,6 1,4

Главные агрономы 95 116 89,6 82,9 73,7 73,3 26,3 25,0 0,0 1,7

Главные зоотехники, в том числе 62 71 88,5 86,6 74,2 64,8 22,6 32,4 3,2 2,8

главные селекционеры

Главные ветеринарные врачи 52 66 86,7 91,7 65,4 68,2 34,6 31,8 0,0 0,0

Главные инженеры всех специальностей (механики, технологи, 122 141 90,4 82,9 57,4 58,9 40,1 39,7 2,5 1,4

теплотехники и др.)

Главные энергетики и электрики 36 52 92,3 76,5 50,0 36,5 44,4 57,7 5.6 5.8

Главные экономисты 86 110 92,5 86,6 84,9 78,2 14,0 20,9 1,1 0,9

Главные бухгалтеры (начальники учетно-финансовых отделов, финансовые директора) 149 192 100,1 98,5 60,4 63,0 39,0 37,0 0,6 0,0

Другие должности главных 36 19 100,1 100,1 75,0 57,9 22,2 36,8 2,8 5,3

специалистов

энергетиками и электриками составила 76,5 %. Из числа главных специалистов 64,7 % имеют высшее профессиональное образование, 33,9 % - среднее профессиональное образование, 1,4 - практики. Наиболее низкий удельный вес специалистов с высшим образованием среди главных энергетиков и электриков - 36,5 %, среди главных инженеров -58,9 %, главных бухгалтеров - 63,6 %.

Воспроизводство кадрового состава руководителей и специалистов является важным фактором развития агропромышленного комплекса. В производство должны приходить молодые специалисты с новыми знаниями, новыми идеями, владеющие профессиональными знаниями, информационными технологиями, иностранными языками. Принято считать, что структура кадров является оптимальной, если в общей численности работников доля молодых специалистов составляет не менее 20 %.

В 2011 г. удельный вес работников до 30 лет составил среди руководителей организаций 3,4 %, главных специалистов - 7,2 %, специалистов -11,9 %, руководителей среднего звена - 6,1 %. За предыдущий год в возрастной структуре руководителей и специалистов произошли изменения: сократилась доля руководителей среднего звена, главных специалистов до 30 лет. Положительным фактом является увеличение удельного веса ра-

ботников до 30 лет по таким группам должностей, как руководители организаций и освобожденные заместители руководителей. Эффективность управления сельскохозяйственными организациями во многом определяется качественным составом руководителей среднего звена (табл. 3).

Уровень обеспеченности производства данной категории работников достаточно высокий. Однако в 2011 г. доля руководителей среднего звена с высшим профессиональным образованием составляла 56,3 %, практиков - 15,8 %, работников маркетинговых, коммерческих и снабженческих служб -соответственно 49,3; 43,8 и 6,8 %.

В 2011 г. обеспеченность специалистами составила 95,3 %. В том числе энергетиками - 79,2 %. В общей численности специалистов высшее образование имеют 40,1 %, среднее - 53,4 % (табл. 4).

Формирование устойчивых коллективов сельскохозяйственных организаций характеризуют показатели движения работников по группам должностей (табл. 5).

В Орловской области по всем представленным группам должностей коэффициент замещения рабочей силы является положительным, что свидетельствует о работе правительства Орловской области, муниципальных органов власти по обеспечению нормальных условий труда и закреплению кадров.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

92,5

-85г3-

11,4

45-

8,1 8,2

11,8

1,7

3,3 2,2

82,4

83,5

82,8

9,2 9

11,9

I

57-64

10,3

7,2

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

87,7

3,8 3,4

82,8

8,9 9,4

7,9

34 2010

34 2011

До 30 лет

| От 30 лет до пенсионного возраста | | Старше пенсионного возраста

Рис. 3. Распределение руководителей и специалистов по возрасту в сельскохозяйственных организациях

Орловской области в 2010 и 2011 гг., %: 1 - специалисты; 2 - руководители среднего звена; 3 - главные специалисты; 4 - освобожденные заместители руководителей; 5 - руководители организаций; 6 - всего руководителей и специалистов

6

3,8

2

5

6

2

5

6

Таблица 3

Качественный состав руководителей среднего звена сельскохозяйственных организаций

Орловской области в 2010 и 2011 гг., %

Должность фактически работают, Уровень обеспечен- Профессиональное образование Не имеют профессионального

чел. ности высшее среднее образования

2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011

Руководители среднего звена 652 783 98,3 97,1 26,7 27,8 55,1 56,3 18,2 15,9

Работники служб управления 75 119 93,8 90,8 46,7 48,7 42,7 48,7 10,6 2,6

персоналом всех уровней

Другие работники, занимающие 34 29 92,9 100,0 50,0 48,3 41,2 37,9 8,8 13,8

должности руководителей

Специалисты по охране труда и технике безопасности 38 49 95,0 96,1 68,4 61,2 26,3 34,7 5,3 4,1

Специалисты юридической службы 23 39 92,0 97,5 95,7 100,0 4,3 0,0 0,0 0,0

всех уровней

Работники маркетинговых, коммерческих и снабженческих служб 23 73 100,0 97,3 60,9 49,3 30,4 43,8 8,7 6,9

Специалисты - строители всех уровней 36 37 58,4 94,9 41,7 40,5 52,8 51,4 5,6 8,1

Специалисты службы землеустройства 11 14 91,7 93,3 54,5 64,3 45,5 35,7 0,0 0,0

Специалисты по информационным 25 86 100,0 100,0 48,0 40,7 44,0 46,5 8,0 12,8

технологиям

Таблица 4

Численность и профессиональный уровень специалистов (кроме главных) сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2010 и 2011 гг., %

Должность фактически работают, Уровень обеспеченности Профессиональное образование Не имеют профессионального

чел. высшее среднее образования

2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011

Специалисты, всего 1 302 1 470 96,4 95,3 41,2 40,1 51,8 53,4 7,0 6,5

Агрономы всех специальностей 132 109 96,4 97,3 59,8 71,6 34,8 25,7 5,4 2,7

Зоотехники всех специальностей 66 75 95,6 96,2 68,2 53,3 30,3 44,0 1,5 2,7

Ветеринарные врачи 153 182 92,2 96,3 42,5 44,5 50,3 50,5 7,2 5,0

Специалисты по воспроизводству 58 70 93,5 97,2 17,2 22,9 62,1 62,9 20,7 14,2

стада

Инженеры и техники всех 155 194 98,1 97,0 49,7 41,8 44,5 49,5 5,8 8,7

специальностей

Энергетики и электрики 60 84 93,8 79,2 23,3 19,0 56,7 58,3 20,0 22,7

Инженеры-мелиораторы, 15 7 100 100,0 20,0 - 66,7 100,0 13,3 -

техники-гидротехники

Экономисты всех специальностей 66 71 95,7 94,7 60,6 63,4 39,4 36,6 - -

Бухгалтеры всех специальностей 406 537 99,5 98,7 35,4 36,9 62,6 61,6 2,0 1,5

Специалисты по охране окружаю- 12 11 100 100,0 58,4 72,7 33,3 9,1 8,3 18,2

щей среды (экологии)

Другие работники, занимающие 179 130 93,1 87,8 29,1 20,0 55,3 60,0 15,6 20,0

должности специалистов

Таблица 5

Показатели движения работников сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2011 г., %

Должность Коэффициент оборота по приему Коэффициент оборота по выбытию Общий коэффициент оборота Коэффициент замещения рабочей силы, во сколько раз

Работники, занимающие должности руководителей и специалистов, всего 8,8 5,7 14,5 1,5

Окончание табл. 5

Должность Коэффициент оборота по приему Коэффициент оборота по выбытию Общий коэффициент оборота Коэффициент замещения рабочей силы, во сколько раз

Руководители сельскохозяйственных организаций 11,0 7,6 18,6 1,4

Освобожденные заместители руководителей 12,5 7,5 20,0 1,7

Главные специалисты, всего 9,1 5,6 14,7 1,7

Руководители среднего звена (начальники цехов, 5,7 3,8 9,6 1,5

отделов, участков)

Работники служб управления персоналом всех 12,6 5,9 18,5 2,1

уровней без совместителей, всего

Другие работники, занимающие должности руко- 10,3 10,3 20,7 1,0

водителей

Специалисты по охране труда и технике безопас- 18,4 10,2 28,6 1,8

ности (всех уровней)

Специалисты юридической службы всех уровней 25,6 2,6 28,2 10,0

(включая руководителей службы, начальников

отделов, главных специалистов, специалистов)

Работники маркетинговых, коммерческих и снаб- 13,7 8,2 21,9 1,7

женческих служб всех уровней (включая руково-

дителей службы, начальников отделов, главных

специалистов, специалистов)

Специалисты-строители всех уровней (включая 5,4 8,1 13,5 0,7

руководителей службы, начальников отделов,

главных специалистов, прорабов, мастеров и бри-

гадиров)

Специалисты службы землеустройства 21,4 7,1 28,6 3,0

Специалисты по информационным технологиям 16,3 11,6 27,9 1,4

(включая начальников отделов, главных специа-

листов, системных администраторов, программис-

тов, операторов ПЭВМ)

Специалисты, всего 8,0 5,6 13,6 1,4

Таким образом, проведенный анализ статистического и аналитического материала позволяет сделать ряд выводов.

Перед агропромышленным комплексом поставлены амбициозные задачи по увеличению объемов производства и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, развитию малых форм хозяйствования на селе, технической и технологической модернизации, инновационному развитию отраслей. Однако реализация этих задач возможна только при наличии квалифицированных кадров и соответствующей кадровой политики в регионе.

В связи с этим предлагается комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы обеспечения организаций аграрного сектора Орловской области кадровым потенциалом. Весь комплекс мероприятий предлагается проводить по следующим основным направлениям [1].

Первое направление. Совершенствование системы обеспечения сельскохозяйственных организаций региона кадровым потенциалом.

В рамках данного направления можно предложить следующие программные мероприятия:

- систематическое проведение оценки реального состояния кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства (фактическое наличие, обозначенная потребность, резервы) посредством ежегодного мониторинга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- усиление мер государственной поддержки, усиление морального и материального стимулирования работников аграрной сферы, что в свою очередь повлечет рост объемов производства, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции за счет снижения себестоимости, как следствие - укрепление экономического потенциала организаций и развитие социальной сферы на селе;

- формирование и размещение социального заказа агропромышленного комплекса области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;

- организация целенаправленной работы, связанной с профессиональной ориентацией обучающихся в сельских общеобразовательных школах и направление их на учебу в федеральные государственные образовательные учебные учреждения высшего и среднего профессионального образования на основе целевой контрактной подготовки, исходя из потребностей сельскохозяйственного производства;

- создание эффективной и постоянно действующей системы, регулирующей подготовку и повышение квалификации кадров сельского хозяйства, их аттестацию и рациональное использование;

- создание областного резерва высокопрофессиональных специалистов, способных возглавить сельскохозяйственные предприятия, их подготовка.

Второе направление. Реализация приоритетных направлений социально-экономического развития сельских территорий, способствующих формированию кадрового потенциала отрасли, закреплению молодых специалистов на селе.

Среди основных принципов стратегии регулирования социально-трудовых отношений в аграрном секторе необходимо выделить следующие:

ориентация на инновационное развитие отрасли; повышение экономической привлекательности регионов, сохранение социальной стабильности в обществе;

- создание экономических условий, обеспечивающих достойный уровень собственного благосостояния для каждого члена общества;

- разработка комплекса мер, способствующих закреплению молодых специалистов на селе;

- создание равных условий, обеспечивающих потенциальные возможности для получения работы, образования, выбора места приложения своего труда.

Третье направление. Совершенствование технологий системы непрерывного аграрного образования.

Мероприятия этой группы включают:

- интеграцию сельскохозяйственных учебных заведений, НИИ, учебно-опытных хозяйств в единую систему подготовки и переподготовки кадров для АПК;

- пересмотр в течение ближайшего времени всей структуры образования, создание ступенчатой подготовки на базе существующих профильных лицеев, колледжей, академий, университетов;

- изменение всей концепции профильного образования, включая содержание, формы и методы обучения, повышение качества обучения вследствие улучшения технической оснащенности учебного процесса, качественного роста профессорско-преподавательского состава [3];

- разработка механизма прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах на перспективу [3];

- обеспечение потребности аграрного сектора региона в специалистах новой формации, нового уровня подготовки.

Достижение запланированных результатов по данному направлению позволит существенно повысить качество подготовки кадров, создаст необходимые условий для масштабного эффективного внедрения в производственную деятельность сельских товаропроизводителей новых аграрных знаний и принципов современного менеджмента.

Четвертое направление. Рекомендации по развитию системы мониторинга кадровых процессов для повышения эффективности аграрного менеджмента

В рамках реализации федеральной целевой программы [3] предлагаются следующие мероприятия:

- совершенствование системы мониторинга с организацией регулярных исследований кадрового потенциала для сельскохозяйственного производства;

- уточнение основных показателей уровня профессиональной подготовки руководителей, специалистов, а также работников массовых профессий сельскохозяйственных организаций региона;

- организация работы по созданию центра оценки управленческих кадров для аграрного сектора экономики и информационно-консультационной службы для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- создание отраслевой электронной системы взаимодействия аграрных образовательных учреждений и работодателей;

- внедрение актуализируемых банков данных о состоянии сельского рынка труда и резерве управленческих кадров;

- организация и отслеживание учебными заведениями, занятыми подготовкой специалистов для АПК, процесса трудоустройства в сельскохозяйственных организациях выпускников средних специальных и высших учебных заведений [1, 4].

Список литературы

1. БураеваЕ. В., Гришаева О. Ю. Система обеспечения сельского хозяйства кадровым потенциалом: основные направления совершенствования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 27. С. 53-61.

2. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.

3. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы

List of references

1. Buraeva E. V., Grishaeva O. U. Ensuring system of agriculture by personnel potential: the main improvement directions [Sistema obespecheniia sel'skogo khoziaistva kadrovym potentsialom: osnovnye naprav-leniia sovershenstvovaniia], Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost '- National interests: priorities and safety, 2013, no. 27, pp. 53-61.

2. On the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020: resolution of the Government of the Russian Federation of 14.07.2012 no. 717.

Реализация предложенных мер в совокупности с разработкой и постоянным совершенствованием организационно-экономического механизма закрепления молодых специалистов в аграрном секторе позволят достичь качественно нового уровня управления кадровым обеспечением организаций аграрного сектора как на уровне региона, так и Российской Федерации в целом.

и на период до 2020 года: постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598.

4. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы»: постановление правительства Орловской области от 08.10.2012 № 351.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. http://orel. gks. ru.

6. Федеральная служба государственной статистики. http://www. gks. ru/.

3. On the federal target program «Sustainable development of rural territories for 2014-2017 and till 2020»: resolution of the Government of the Russian Federation of 15.07.2013 no. 598.

4. ON the approval of the long-term regional target program «Development of agriculture and regulation of markets of agricultural production, raw materials and food in the Orel region for 2013-2020»: resolution ofthe Government of the Orel region of 08.10.2012 no. 351.

5. Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Orel region, Available at: http://orel. gks.ru.

6. Federal State Statistics Service, Available at: http://www. gks. ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.