Научная статья на тему 'Система обеспечения сельского хозяйства кадровым потенциалом: основные направления совершенствования'

Система обеспечения сельского хозяйства кадровым потенциалом: основные направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1087
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВ / ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураева Е. В., Гришаева О. Ю.

В статье рассматриваются основные проблемы формирования и использования кадрового потенциала в сельскохозяйственных предприятиях Орловской области. Доказана необходимость формирования новой, учитывающей сложившиеся в регионе экономические и социальные условия, стратегии управления сферой кадрового обеспечения сельскохозяйственной сферы. Предложены основные направления совершенствования системы подготовки и использования кадров в аграрном секторе экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бураева Е. В., Гришаева О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система обеспечения сельского хозяйства кадровым потенциалом: основные направления совершенствования»

27 (216) - 2013

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 631.158:331.108.2(470.319)

система обеспечения

сельского хозяйства

кадровым потенциалом:

основные направления

совершенствования

Е. В. БУРАЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

статистики и экономического анализа деятельности предприятий E-mail: econometriks@yandex. ru

О. Ю. ГРИШАЕВА, старший преподаватель кафедры статистики и экономического анализа деятельности предприятий E-mail: pervych@mail. ru Орловский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются основные проблемы формирования и использования кадрового потенциала в сельскохозяйственных предприятиях Орловской области. Доказана необходимость формирования новой, учитывающей сложившиеся в регионе экономические и социальные условия, стратегии управления сферой кадрового обеспечения сельскохозяйственной сферы. Предложены основные направления совершенствования системы подготовки и использования кадров в аграрном секторе экономики региона.

Ключевые слова: сельское хозяйство, кадровый потенциал, кадровое обеспечение, уровень образования, система подготовки и использования кадров, программные мероприятия.

Агропромышленный комплекс (далее - АПК) является ведущей системообразующей сферой экономики страны [4]. В рамках реализации стратегии инновационного развития и повышения конкурентоспособности аграрного сектора особое значение имеет эффективное использование кадрового по-

тенциала сельского хозяйства. Формирование адекватной нынешним реалиям системы обеспечения сельского хозяйства профессиональными кадрами, создание эффективного механизма ее регулирования в целях устойчивого развития аграрного сектора являются одной из наиболее приоритетных задач в условиях вступления России в ВТО.

Кадры в сельском хозяйстве являются одним из основных компонентов аграрной политики, нацеленной на надежное продовольственное обеспечение как страны в целом, так и отдельно взятого региона, развитие эффективного устойчивого производства сельхозпродукции, формирование развитых продовольственных рынков, рост уровня доходов и качества жизни сельского населения, а также на решение других жизненно важных задач.

В новых условиях хозяйствования, когда устойчивое развитие сельских территорий выделено в качестве приоритетного направления развития экономики, особенно остро встает проблема формирования кадрового потенциала. Это вызы-

- 53

вает необходимость совершенствования системы подготовки и использования кадров в аграрном секторе экономики региона и, соответственно, формирования новой, учитывающей сложившиеся условия стратегии управления сферой кадрового обеспечения. Все это предопределяет актуальность и значимость дальнейшего изучения данной проблемы, в том числе острую необходимость разработки программных мероприятий по совершенствованию системы обеспечения организаций аграрного сектора экономики профессиональными кадрами.

Несмотря на предпринимаемые в последние годы правительством Орловской области меры по стабилизации кадровой ситуации, каких-то видимых положительных качественных изменений в обеспечении аграрного сектора квалифицированными специалистами, к сожалению, не произошло.

Негативные тенденции современного положения кадрового обеспечения секторов АПК Орловской области характеризуются следующими тенденциями. Постоянно уменьшается численность кадров - за 2001-2011 гг. среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственном производстве сократилась почти втрое (рис. 1).

Структурные и социально-экономические преобразования существенно изменили количественные параметры обеспеченности АПК региона рабочими кадрами. Для большинства организаций аграрного сектора экономики за последние 10 лет характерным явилось снижение средней численности персонала, проходившее в основном за счет рядовых сотрудников. Это привело к тому, что доля управленцев в численности выросла практически во всех организациях. Многие организации стали

60 ООО

50 ООО

40 000

30 000

20 000

10 000

о

2008

2009

2010

2011

2001 Источник: [5-8].

Рис. 1. Динамика численности работников сельскохозяйственных организаций Орловской области за 2001-2011 гг., чел.: 1 - среднегодовая численность работников организации; 2 - в том числе занятых в сельскохозяйственном производстве

оптимизировать затраты на персонал как через сокращение численности, так и через модификацию системы оплаты, при этом удержание ценных сотрудников и создание необходимого кадрового резерва являлись приоритетными.

За период 2001-2011 гг. среднегодовая численность работников сельскохозяйственных организаций Орловской области снизилась на 35,7 тыс. чел. При этом наибольшее сокращение произошло по рабочим профессиям, особенно в животноводстве. Так, количество операторов машинного доения в 2011 г. составило всего 26,1 % от их численности в 2001 г., скотников - 29,6 %. Больше всего сократилась численность служащих, количество которых в 2011 г. по отношению к 2001 г. сократилось на 43,8 % (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности работников сельскохозяйственных организаций Орловской области за 2001-2011 гг.

Категории работников 2001 2008 2009 2010 2011 2011 к 2001 г., %

Среднегодовая численность работников 55 653 21 745 22 262 19 875 19 702 35,4

организации, чел.

В том числе занятые в сельскохозяйственном 47 995 19 864 20 097 18 242 18 069 37,6

производстве

Постоянные работники, занятые 35 558 14 359 14 498 12 844 12 468 35,1

в сельскохозяйственном производстве

В том числе:

- трактористы-машинисты 10 684 4 247 4 174 3 510 3 565 33,4

- операторы машинного доения 4 089 1 429 1 286 1 090 1 066 26,1

- скотники КРС 4 722 1 808 1 638 1 424 1 398 29,6

- работники свиноводства 1 559 684 808 720 704 45,2

- служащие 9 175 4 292 4 225 3 970 4 022 43,8

Источник: [5-8].

Среди основных причин, объясняющих сложившееся критическое положение, можно выделить

следующие:

• кризисная ситуация, разрушившая экономику сельскохозяйственных организаций, привела к обвальному спаду производства и значительному сокращению численности работников;

• переход на новые организационно-правовые формы управления сельскохозяйственными организациями и трансформация отношений собственности привели к значительному скачку в росте текучести кадров;

• резкое ухудшение социальных условий на селе: низкий уровень заработной платы и периодические задержки с ее выплатой;

• необустроенность сельских населенных пунктов, ухудшение жилищных условий, влияющие на закрепляемость кадров на селе и в аграрном производстве;

• трудности в подборе персонала связаны с низким уровнем оплаты, предлагаемой в сельском

хозяйстве и нехваткой персонала в регионе, в том числе и по демографическим причинам. За исследуемый период наблюдается сокращение абсолютной численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Орловской области, причем уровень обеспеченности штатных должностей указанных категорий работников находится в пределах от 83 до 101 % (табл. 2). Для исследования качественных характеристик трудовых ресурсов в сельскохозяйственных организациях Орловской области был рассмотрен возраст работников.

Считается, что молодые люди быстрее принимают оперативные решения, руководствуясь первыми впечатлениями, но с возрастом эта способность утрачивается. Конечно, с годами трудящиеся накапливают свое профессиональное мастерство, но одновременно с этим утрачивают так необходимые в рыночной экономике мобильность и благосклонность к нововведениям. Неслучайно поэтому наиболее производительными считаются работники, кото-

Таблица 2

Уровень обеспеченности и возрастной состав руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий Орловской области в 2006-2011 гг.

2006 2010 2011

Наименование должностей В воз- Уровень В воз- Уровень В воз- Уровень

Всего, чел. расте до 30 обеспеченнос- Всего, чел. расте до 30 лет, обеспе-ченнос- Всего, чел. расте до 30 обеспе-ченнос-

лет, чел. ти, % чел. ти, % лет, чел. ти, %

Руководители и специалисты, всего 4 497 294 92 3 102 278 96 3 782 355 94

В том числе: 284 6 99 185 4 99 236 8 101

- руководители

- заместители 83 2 97 60 1 97 80 3 93

- главные специалисты, всего 1 007 64 88 638 52 93 767 55 88

Доля в числе главных специалистов: 156 18 83 95 5 90 116 4 83

- главные агрономы

- главные зоотехники 121 6 82 62 6 89 71 6 87

- главные ветврачи 112 10 80 52 7 87 66 6 92

- главные инженеры 179 8 88 122 15 90 141 15 83

- главные экономисты 157 11 86 86 6 92 110 9 87

- главные бухгалтеры 228 8 98 149 10 100 192 13 98

Другие должности главных 107 2 99 36 2 100 19 1 100

специалистов

Руководители среднего звена 862 18 97 652 43 98 783 48 97

Специалисты среднего звена, всего 1 972 185 92 1 302 149 96 1 470 175 95

В том числе: 135 7 81 132 16 96 109 24 97

- агрономы

- зоотехники 77 7 80 66 10 96 75 11 96

- ветеринары 171 33 85 153 30 92 182 26 96

- инженеры и техники 288 16 89 155 14 98 194 23 97

- экономисты 113 15 95 66 8 96 71 11 95

- бухгалтеры 791 76 97 406 47 100 537 62 99

Источник: рассчитано по данным Департамента сельского хозяйства Орловской области.

рым от 20 до 40 лет. Приток молодых специалистов на сельскохозяйственные предприятия Орловской области низкий, что подтверждает возрастной состав руководителей и специалистов. К 2011 г. наметилась положительная динамика увеличения численности молодых специалистов на должностях руководителей и специалистов среднего звена.

Молодые специалисты не хотят заниматься тяжелым, грязным, монотонным трудом. Они предпочитают заниматься интеллектуальным, сравнительно легким, престижным, высокооплачиваемым трудом. Сельский труд для молодых специалистов станет привлекательным только тогда, когда он будет достаточно высокомеханизирован, электрифицирован, мотивирован, выполняться в комфортных условиях.

Институциональные изменения, происходившие в экономике аграрного сектора, повлекли за собой появление многообразных форм собственности, организационно-правовых форм хозяйствования, что в свою очередь послужило причиной значительного оттока высококвалифицированных руководителей и специалистов из низкодоходной сельскохозяйственной области в другие сферы деятельности, коммерческие структуры. Это повлекло за собой значительное усугубление ситуации в системе кадрового обеспечения сельского хозяйства в регионе, что привело к снижению эффективности аграрного менеджмента в целом. С одной стороны, налицо накопленный опыт и знания, стремление

реализовать достигнутый уровень компетентности руководителей и специалистов, но с другой - достаточно низкий уровень заработной платы, отсутствие реальных возможностей применения профессионального мастерства. Отсюда постоянный поиск работы в эффективно функционирующих структурах, что порождает не только потенциальную, но и высокую реальную текучесть кадров [3]. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций области специалистами с высшим профессиональным образованием за последние 10 лет снизилась почти в 2 раза (табл. 3), постоянно снижается уровень квалификации аграрного менеджмента.

В настоящее время динамичные изменения аграрного рынка труда, связанные с происходящими структурными перестройками всей системы производственно-хозяйственных и экономических отношений, предъявляют новые требования к специалистам, особенно к руководителям предприятий. Осуществление массовой приватизации бывших государственных сельскохозяйственных предприятий региона, получение ими хозяйственной самостоятельности, полный развал системы, осуществлявшей централизованное регулирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий, в том числе и за счет профессиональной подготовки, переподготовки и аттестации работников, привели к резкому ухудшению качественного состава руководителей и специалистов в секторе.

Таблица 3

Численность и уровень квалификации работников, занимающих должности руководителей и специалистов хозяйств в 2006-2011 гг.

Наименование должности 2006 2011 2011 к 2006 г., °%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактически работников, чел. В том числе Фактически работников, чел. В том числе Фактически работников, чел. В том числе

ВО ССО ВО ССО ВО ССО

Численность работников, всего 4 497 1 654 2 395 3 782 1 805 1 709 84,1 109,1 71,4

В том числе: - руководители предприятий 284 239 37 236 198 29 83,1 82,8 78,4

- освобожденные заместители руководителей 83 56 26 80 68 12 96,4 121,4 46,2

- главные специалисты 1 007 523 448 767 385 496 76,2 73,6 110,7

- руководители среднего звена 862 169 499 783 417 218 90,8 246,7 43,7

- специалисты кроме главного 1 972 585 1 212 1 470 899 589 74,5 153,7 48,6

Примечание: ВО - численность работников с высшим образованием; ССО - численность работников со средним специальным образованием.

Источник: рассчитано по данным Департамента сельского хозяйства Орловской области.

Вместе с тем следует признать тот факт, что самостоятельно решить вопросы подготовки и переподготовки персонала необходимой квалификации большинство сельскохозяйственных предприятий региона решить не может.

Следствием данного процесса явилось существенное снижение профессиональных показателей кадрового обеспечения по уровню образования (табл. 4).

Также наблюдается недоиспользование потенциала подготовленного кадрового резерва. Система непрерывного и дополнительного профессионального образования на сегодняшний момент

неэффективна. На сегодняшний момент высшее профессиональное образование имеют 83,9 % руководителей и 64,7 % специалистов, одновременно увеличивается доля руководителей без специального образования.

Во многом работа с кадрами в современном сельском хозяйстве осложняется снижением демографического потенциала региона. Это связано в первую очередь с сокращением численности трудовых ресурсов, обусловленным особенностями естественного движения трудоспособного населения. В Орловской области за 2001-2011 гг. наблюдается стабильная тенденция снижения численности

Таблица 4

Образовательный уровень руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2011 г.

Наименование должностей Всего, чел. Имеют профессиональное образование Не имеют профессионального образования

Высшее Среднее Всего В том числе обучаются*

Численность, чел. Доля, % Численность, чел. Доля, % Численность, чел. Доля, % Численность, чел. Доля, %

Руководители сельскохозяйственных организаций 236 198,0 83,9 29,0 12,3 9,0 3,8 1,0 0,4

Главные специалисты, всего 767 496,0 64,7 260,0 33,9 11,0 1,4 9,0 1,2

Главные агрономы 116 85,0 73,3 29,0 25,0 2,0 1,7 0,0

Главные зоотехники, в том числе главные селекционеры 71 46,0 64,8 23,0 32,4 2,0 2,8 2,0 2,8

Главные ветеринарные врачи 66 45,0 68,2 21,0 31,8 0 0,0 2,0 3,0

Главные инженеры всех специальностей 141 83,0 58,9 56,0 39,7 2,0 1,4 3,0 2,1

Главные энергетики и электрики 52 19,0 36,5 30,0 57,7 3,0 5,8 0 0,0

Главные экономисты 110 86,0 78,2 23,0 20,9 1,0 0,9 1,0 0,9

Главные бухгалтеры 192 121,0 63,0 71,0 37,0 0 0,0 1,0 0,5

Другие должности главных специалистов 19 11,0 57,9 7,0 36,8 1,0 5,3 0 0,0

Руководители среднего звена 783 218,0 27,8 441,0 56,3 124,0 15,8 14,0 1,8

Работники служб управления персоналом всех уровней, всего 119 58,0 48,7 58,0 48,7 3,0 2,5 1,0 0,8

Другие работники, занимающие должности руководителей 29 14,0 48,3 11,0 37,9 4,0 13,8 1,0 3,4

Специалисты по охране труда и технике безопасности (всех уровней) 49 30,0 61,2 17,0 34,7 2,0 4,1 1,0 2,0

Специалисты юридической службы всех уровней 39 39,0 100,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Работники маркетинговых, коммерческих и снабженческих служб всех уровней 73 36,0 49,3 32,0 43,8 5,0 6,8 0,0 0,0

Специалисты-строители всех уровней 37 15,0 40,5 19,0 51,4 3,0 8,1 0 0,0

Специалисты службы землеустройства 14 9,0 64,3 5,0 35,7 0 0,0 1,0 7,1

Специалисты по информационным технологиям 86 35,0 40,7 40,0 46,5 11,0 12,8 3,0 3,5

Специалисты, всего (кроме главных) 1 470 589,0 40,1 785,0 53,4 96,0 6,5 21,0 1,4

Агрономы всех специальностей (в том числе заместители главных специалистов) 109 78,0 71,6 28,0 25,7 3,0 2,8 1,0 0,9

Окончание табл. 4

Наименование должностей Всего, чел. Имеют профессиональное образование Не имеют профессионального образования

Высшее Среднее Всего В том числе обучаются*

Численность, чел. Доля, % Численность, чел. Доля, % Численность, чел. Доля, % Численность, чел. Доля, %

Зоотехники всех специальностей, в том числе селекционеры, племтехники, племучетчики (в том числе заместители главных специалистов) 75 40,0 53,3 33,0 44,0 2,0 2,7 1,0 1,3

Ветеринарные врачи, ветфельдшеры, ветинспекторы, ветсанитары 182 81,0 44,5 92,0 50,5 9,0 4,9 11,0 6,0

Специалисты по воспроизводству стада (в том числе техники-осеменаторы) 70 16,0 22,9 44,0 62,9 10,0 14,3 0 0,0

Инженеры и техники всех специальностей 194 81,0 41,8 96,0 49,5 17,0 8,8 1,0 0,5

Энергетики и электрики 84 16,0 19,0 49,0 58,3 19,0 22,6 0 0,0

Инженеры-мелиораторы и техники-гидротехники 7 0 0,0 7,0 100,0 0 0,0 0 0,0

Экономисты всех специальностей, в том числе заместители главных специалистов 71 45,0 63,4 26,0 36,6 0 0,0 0 0,0

Бухгалтеры всех специальностей, в том числе заместители главных специалистов 537 198,0 36,9 331,0 61,6 8,0 1,5 5,0 0,9

Специалисты по охране окружающей среды (экологи) 11 8,0 72,7 1,0 9,1 2,0 18,2 0 0,0

Другие работники, занимающие должности специалистов 130 26,0 20,0 78,0 60,0 26,0 20,0 2,0 1,5

* Количество работников, которые обучаются по заочной или вечерней формам. Источник: рассчитано по данным Департамента сельского хозяйства Орловской области.

400

350

300

250

200

150

100

50

у= -3.879Х + 8077

1985

1990

1995

2000

2005

2010

2015

Источник: [5-8].

Рис. 2. Динамика численности сельского населения

Орловской области в 1985-2015 гг., тыс. чел.: 1 - численность сельского населения на начало года; 2 - линейная численность на начало года

58 -

сельского населения (рис. 2). По результатам построения линейного тренда численности сельского населения в регионе среднегодовое снижение сельского населения области за период 1990-2011 гг. составило примерно 3,9тыс. чел.

Основу для формирования рабочей силы составляет население трудоспособного возраста. С 1990 по 2011 г. данный показатель имеет смешанную динамику развития (рис. 3).

В последнее десятилетие наблюдается сокращение численности сельского населения моложе трудоспособного возраста как основы пополнения лиц, вступающих в трудоспособный возраст (рис. 4).

Если в период с 1990 по 1995 г. наблюдался рост данного показателя, то уже начиная с 1996 г. и по

у = -1 Е-04х5 + 0,986х4 - 3945,х3 + 8Е+Обх2 - 8Е+09х + 3 Е+12

1995

2000

2005

2010

2015

1985 1990

Источник: [5-8].

Рис. 3. Динамика численности сельского населения трудоспособного возраста

1

80 70 60 50 40 30 20 10 о

Орловской области в 1985-2015 гг., тыс. чел.: численность сельского населения трудоспособного возраста на начало года; 2 - полиномиальная численность на начало года

у= -0,083х^ + 332,6х- 33104 -И2 - 0,947-

1995

2000

2005

1990 Источник: [5-8].

Рис. 4. Динамика численности сельского населения моложе трудоспособного возраста

Орловской области в 1990-2015 гг., тыс. чел.: 1 - численность сельского населения моложе трудоспособного возраста на начало года; 2 - полиномиальная численность на начало года

настоящее время численность сельского населения моложе трудоспособного возраста неуклонно снижается. И только в последние два года наблюдается некоторая стабилизация ситуации (темпы снижения замедлились).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в аграрном секторе экономики региона, обусловливает необходимость разработки комплексной программы совершенствования системы обеспечения

сельского хозяйства высококвалифицированными кадрами, одним из основополагающих элементов которой является мониторинг кадрового потенциала, позволяющий установить степень удовлетворенности работниками полученным образованием, выявить необходимость в дальнейшем повышении квалификации, а также выполнить прогноз потребности аграрного сектора экономики региона в профессиональных кадрах на перспективу. Преобразования, связанные с утверждением и развитием рыночных отношений в сельском хозяйстве, в качестве основной выдвигают задачу повышения качественных характеристик кадрового потенциала в системе аграрного менеджмента.

В этой связи авторами предлагается комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы обеспечения организаций аграрного сектора Орловской области кадровым потенциалом. Весь комплекс мероприятий предлагается проводить по четырем основным направлениям.

1. Мероприятия по совершенствованию системы обеспечения организаций АПК кадровым потенциалом. Достижение целей и решение задач в рамках данного направления осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий.

Основные направления совершенствования системы обеспечения организаций аграрного сектора экономики кадровым потенциалом:

- систематическое проведение оценки реального состояния кадрового обеспечения сельскохо-

♦♦♦♦

2010

2015

зяйственного производства (фактическое наличие, обозначенная потребность, резервы) посредством ежегодного мониторинга;

- утверждение и ежегодное уточнение мер, направленных на государственную поддержку, моральное и материальное стимулирование работников аграрной сферы, обеспечивающих увеличение производства, снижение себестоимости, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, укрепление экономического потенциала организаций и развитие социальной сферы на селе;

- формирование и размещение социального заказа агропромышленного комплекса области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;

- целенаправленная работа по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ и направление их на учебу в федеральные государственные образовательные учебные учреждения высшего и среднего профессионального образования на основе целевой контрактной подготовки, исходя из потребностей сельскохозяйственного производства;

- создание эффективной и постоянно действующей системы, регулирующей подготовку и повышение квалификации кадров сельского хозяйства, их аттестацию и рациональное использование;

- создание областного резерва высокопрофессиональных специалистов, способных возглавить сельскохозяйственные предприятия, и их подготовка.

2. Научно-практические рекомендации по реализации приоритетных направлений социально-экономического развития сельских территорий, способствующих формированию кадрового потенциала аграрного сектора, закреплению молодых специалистов на селе. Основополагающие принципы стратегии регулирования социально-трудовых отношений в аграрном секторе:

- необходимость ориентации на инновационное развитие сектора;

- повышение экономической привлекательности регионов, сохранение социальной стабильности в обществе;

- создание экономических условий, обеспечивающих достойный уровень собственного благосостояния для каждого члена общества;

- разработка комплекса мер, способствующих закреплению молодых специалистов на селе;

- создание равных условий, обеспечивающих потенциальные возможности для получения работы, образования, выбора места приложения своего труда.

3. Рекомендации по совершенствованию технологий системы непрерывного аграрного образования. Мероприятия этой группы включают в себя следующие:

- последовательное осуществление интеграции всех сельскохозяйственных учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, учебно-опытных хозяйств в единую систему подготовки и переподготовки кадров для АПК;

- пересмотр в течение ближайшего времени всей структуры образования, создание ступенчатой подготовки на базе существующих профильных лицеев, колледжей, академий, университетов,

- изменение всей концепции профильного образования, включая содержание, формы и методы обучения, повышение качества обучения вследствие улучшения технической оснащенности учебного процесса, качественного роста профессорско-преподавательского состава [3];

- разработка механизма прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах на перспективу [3];

- обеспечение потребности аграрного сектора региона в специалистах новой формации, нового уровня подготовки.

Достижение запланированных результатов по данному направлению позволит существенно повысить качество подготовки кадров, создаст необходимые условий для масштабного эффективного внедрения в производственную деятельность сельских товаропроизводителей новых аграрных знаний и принципов современного менеджмента.

4. Рекомендации по развитию системы мониторинга кадровых процессов в целях повышения эффективности аграрного менеджмента. В рамках реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года авторами предложены следующие мероприятия:

- совершенствование системы мониторинга с организацией регулярных мониторинговых исследований кадрового потенциала для сельскохозяйственного производства,

- уточнение основных показателей уровня профессиональной подготовки руководителей, специалистов, а также работников массовых профессий сельскохозяйственных организаций региона;

- организация работы по созданию центра оценки управленческих кадров для аграрного сектора экономики и информационно-консультационной службы для сельхозтоваропроизводителей;

- создание отраслевой электронной системы взаимодействия аграрных образовательных учреждений и работодателей;

- внедрение актуализируемых банков данных о состоянии сельского рынка труда и резерве управленческих кадров,

- организация и отслеживание учебными заведениями, занятыми подготовкой специалистов для АПК, процесса трудоустройства в сельскохозяйственных организациях выпускников средних специальных и высших учебных заведений [1, 2].

Реализация предложенных мер в совокупности с разработкой и постоянным совершенствованием организационно-экономического механизма закрепления молодых специалистов в аграрном секторе позволит достичь качественно нового уровня управления кадровым обеспечением организаций АПК как на уровне региона, так и на уровне Российской Федерации в целом.

Список литературы

1. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы»: приложение к постановлению Правительства Орловской области от 08.09.2012 № 351 // Орловская правда. 2012. 12.10. № 152 (25694).

2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www. mcx. ru/documents/ document/show/14914.77.htm.

3. Ловчикова Е. И. Формирование системы обеспечения сельскохозяйственных организаций кадрами управления: на материалах Орловской области. Орел, 2006.

4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.

5. Официальный с айт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. URL: http://orel. gks. ru.

6. Сельское хозяйство Орловской области: стат. сб. / Орелстат. Орел, 1998.

7. Сельское хозяйство Орловской области: стат. сб. / Орелстат. Орел, 2006.

8. Сельское хозяйство Орловской области: стат. сб. / Орелстат. Орел, 2011.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.