ДАННЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА ПОДГОТОВЛЕН К ВСЕРОССИЙСКОМУ СЕМИНАРУ-СОВЕЩАНИЮ ДЕКАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 331.5.024.5:631.1
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПК РЕГИОНА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ1
STAFFING REGIONAL AGROINDUSTRIAL COMPLEX: MAJOR PROBLEMS
AND IMPROVEMENT
Гуляева Т.И., доктор экономических наук, профессор
Gulyaeva T.I., Doctor of Economics, Professor, Бураева Е.В., кандидат экономических наук, Вш-aeva E.V., PhD, Associate Professor Гришаева О.Ю., старший преподаватель Grishaeva O.U., Senior lecturer Орловский государственный аграрный университет Orel State Agrarian University
Авторами на основе данных, полученных в ходе проведения мониторингового исследования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий региона, была изучена существующая система подготовки кадров для аграрного сектора экономики. Выявлены основные факторы, способствующие закреплению молодых специалистов на селе. Предлагается комплекс мер, направленных на привлечение, закрепление и повышение мотивации к труду высококвалифицированных специалистов.
Authors on the basis of data obtained in the course of monitoring research personnel potential of agricultural enterprises in the region, has been studied the existing system of training for the agricultural sector. The authors have studied the major factors contributing to the consolidation of specialists in rural areas. Proposes a set of measures aimed at attracting, securing and increasing the motivation to work highly qualified specialists.
Ключевые слова: Кадровое обеспечение, агропромышленный сектор, Орловская область, закрепление молодых специалистов, аграрное образование.
Keywords: Staffing, agro industrial complex, Orel region, securing young professionals, agricultural education.
1 Исследование выполнено при поддержке Правительства Орловской области в рамках реализации проекта «Мониторинг кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий Орловской области» (тема 12 гранта на проведение НИОКР по обеспечению инновационного развития АПК Орловской области (от 19.07.2013 №1)
Повышение роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики, во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села. Основными проблемами кадрового обеспечения регионального АПК на сегодняшний день является слабая за-крепляемость кадров проблема не достаточно эффективно организованная система подготовки кадров для села.
Изучению вопросов формирования кадрового потенциала для аграрного сектора экономики посвящены многие публикации последних лет [2,3]. При этом остается много нерешенных проблем и вопросов в области формирования и использования кадрового потенциала в аграрном секторе экономики отдельно взятых регионов, с учетом специфических условий, влияющих на возможность модернизации данной отрасли и перевода ее на инновационный тип развития. Весьма актуальной остается проблема привлечения в отрасль молодых высококвалифицированных специалистов, способных в полной мере использовать научно-технический потенциал сельскохозяйственных предприятий. Вышесказанное обуславливает актуальность и значимость дальнейшего изучения проблемы закрепляемости сельскохозяйственной отрасли высококвалифицированными кадрами.
Дефицит квалифицированных кадров - это одна из острейших проблем, которая характеризует ситуацию на современном рынке аграрного труда, как следствие она порождает возникновение ряда других неблагоприятных тенденций, таких как старение кадров, снижение уровня их профессиональной квалификации, падение престижа для сельской молодежи рабочих профессий на селе [2].
В настоящее время наблюдается ситуация, когда по причине обострившихся социальных проблем, низкого уровня заработной платы возросли темпы выбытия и смены специалистов и руководителей и квалифицированных кадров рабочих профессий предприятий сельского хозяйства, ухудшился их профессионально-качественный состав. Причины, вызывающие эти негативные явления, весьма многообразны. Это и депопуляция населения, возрастающий дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу, низкая цена труда основных категорий работников и разрыв в оплате труда между сельским хозяйством и другими отраслями, деиндустриализация сельскохозяйственного производства в большинстве сельскохозяйственных предприятий, неблагоприятные условия труда и прочее.
Из всех основных отраслей экономики в сельском хозяйстве в процентном отношении самый высокий уровень занятых, имеющих среднее (полное) образование и основное общее, а также не имеющих образования вообще, соответственно самый низкий уровень занятых, имеющих высшее и среднее профессиональное образование [4].
Одной из нерешенных проблем системы подготовки кадров, и не только для АПК, является взаимодействие работодателей и образовательных учреждений. Данная проблема так же затрагивает вопросы закрепляемости кадров на селе. Разные аспекты мешают совершенствованию формирования образовательного и квалификационного компонентов человеческого капитала:
- слабая обратная связь от бизнес-структур, которые не предъявляют конкретных требований к уровню и качеству подготовки кадров;
- неготовность работодателей участвовать в формировании практических навыков у учащихся, предоставлять свои ресурсы для реализации целей образовательных программ;
- недостаточное участие бизнеса в освоении и тиражировании новшеств, полученных в стенах образовательных учреждений;
- слабая заинтересованность в создании единого образовательного, научного и производственного пространства.
В рамках проведения Мониторингового исследования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий региона, проведенного авторами при поддержке Департамента сельского хозяйства, была изучена существующая система подготовки кадров для аграрного сектора экономики региона, факторы, обуславливающие закрепление специалистов на селе и определен уровень их удовлетворенности полученным образованием.
Большая роль в формировании кадрового потенциала АПК Орловской области принадлежит Орловскому государственному аграрному университету (ОрелГАУ). ОрелГАУ является образовательным, научным и культурным центром региона. Это сложившейся научно-образовательный комплекс, включающий разветвленную структуру многоступенчатой системы довузовской подготовки высшего и среднего профессионального образования, ведущий научные исследования по приоритетным направлениям науки. В Орел ГАУ подготовлено 19987 специалистов. Результаты выборочного обследования показали, что выпускниками вуза являются 56% инженеров, 55% зоотехников, 40% руководителей сельхозорганизаций региона. Подготовка бакалавров, специалистов и магистров в Орел ГАУ ведется по 9-ти укрупненным группам специальностей и направлений.
В течение многих лет университет сохраняет аграрную направленность. Удельный вес подготовки специалистов для предприятий АПК в общей структуре подготовки составляет более 95. Очень важно, чтобы в университет поступали молодые люди, заин-
тересованные в аграрном образовании. Проведенное социологическое исследование студентов первого курса показало, что 76% респондентов сделали выбор об обучении в университете самостоятельно, 18% - по совету друзей, 6% - по совету родителей. При выявлении мотивации первокурсников 2012 г. в получении высшего образования - 93% амбициозно претендуют по окончании вуза получить достойную высокооплачиваемую работу, 5,4% - чтобы иметь корочку диплома о высшем образовании, 1,6% - «для родителей».
В целях подготовки кадров по востребованным в АПК направлениям подготовки внедрена целевая контрактная подготовка кадров на основании трехсторонних договоров (работодатель - вуз - студент). В настоящее время в Орел ГАУ 596 студентов обучается в рамках целевой контрактной подготовки. Между университетом и органами управления АПК подписаны соглашения по реализации мероприятий по закреплению молодых специалистов в аграрном секторе экономики. К сожалению, данный вид подготовки кадров не стал основополагающим в системе кадрового обеспечения АПК.
Авторами было проведено социологическое исследования 355 студентов 5 курсов четырех факультетов и одного института ФГБОУ ВПО Орлов-
2
ского государственного аграрного университета, респондентам были заданы вопросы, касающиеся их отношения к работе в сельской местности и перспектив развития села. Респондентам было предложено расположить в порядке значимости аспекты их будущей профессиональной деятельности. Наибольшую значимость для выпускников имеет возможность получать высокую заработную плату - 2,4 балла. Второе по значимости место с небольшим отставанием занимает получение карьерного роста- 2,38 балла. Следующие два фактора: престиж занимаемой должности или профессии и возможность творческой самореализации - были оценены соответственно 2,08 балла и 1,61 балла. Наименьшее число высоких оценок получил аспект «возможность принести пользу обществу» - 1,54 балла.
В ходе исследования студентам было предложено ответить на вопрос о том, какие сложности, по их мнению, могут возникнуть при поиске работы. По мнению большинства опрошенных (36,6%) самой главной проблемой при поиске работы является отсутствие опыта и стажа работы. На втором месте, по мнению 14,4 % респондентов, - отсутствие вакансий, а для 3,9% студентов предлагаемые вакансии не соответствуют их интересам (не устраивает график работы, низкая заработанная плата и т.д.). При этом, по мнению 28,8% студентов сложности при поиске работы вообще отсутствуют, а 16,3% опрошенных не дали ответа на поставленный вопрос.
2 Факультеты: Агробизнеса и экологии (Ф-т АиЭк); Биотехнологии и ветеринарной медицины (Ф-т БиВМ), Экономический (Ф-т Эконом.), Агротехники и энергообеспечения (Ф-т АиЭн), Инженерно-строительный институт (ИСИ).
Исследование показало, что только 13,8% студентов планируют после окончания Университета, работать в сельской местности, в основном это студенты Факультета агробизнеса и экологии, и Факультета биотехнологии и ветеринарной медицины; 41,1% респондентов пока еще не решили; 45,1% опрошенных заявили, что они в сельскую местность переезжать не собираются (рисунок 1).
Рисунок 1 - Ответы студентов на вопрос: «Планируете ли Вы после окончания Орел ГАУ работать в сельской местности? »
Студентами были сформулированы наиболее значимые причины, по которым они не хотят жить и работать в сельской местности:
- в сельской местности меньше перспектив, чем в городе (23,13%);
- низкая оплата труда (13,75%);
-отсутствуют рабочие места/плохие условия
труда/отсутствует перспектива карьерного роста (11,25%).
Многие студенты (11,25%) не хотят работать в сельской местности, потому что живут и работают в городе, а также в сельской местности слабо развита инфраструктура (6,25%). Однако 20% респондентов не указало причину - нежелания работать в сельской местности.
Большинство студентов выразило готовность жить и работать в сельской местности при условии высокой оплаты труда (44,8%) и налаженной инфраструктуры (30,1%). Интересно, что почти четверть студентов Факультета биотехнологии и ветеринарной медицины (23,3%) необходимыми условиями считают: предоставление жилья с хорошими условиями для проживания. А так же необходимо учесть, что для респондентов Университета не менее важными являются такие условия, как трудоустройство, хорошие условия труда, перспектива карьерного роста (16,9%) и близость к городу (3,4%). Причем 3,7% респондентов не хотят ни при каких условиях жить и работать в сельской местности.
На вопрос: «Какие перспективы развития села есть?» 25,6% опрошенных уверены, что перспективы есть, но 14,9% респондентов считают, что перспективы развития села отсутствуют. Половина студентов не дали ответа на поставленный вопрос (рис. 2).
№1/2014
Рисунок 2 - Распределение ответов студентов на вопрос о наличии перспектив развития села
Большинство респондентов видят перспективы в развитии растениеводства и животноводства. Студенты Инженерно-строительного института перспективой развития считают строительство производственных объектов в селе. Интересно заметить, что студенты Факультета биотехнологии и ветеринарной медицины видят перспективу развития села в сельских и фермерских хозяйствах.
Студенты, видя перспективы развития села, сформулировали условия, необходимые для их реализации со стороны государства:
- достаточные капиталовложения и доведение денежных средств до потребителя;
- реализация новых федеральных законов и соответствующих программ по развитию села;
- привлечение молодых специалистов и создание для них рабочих мест с достойной оплатой труда;
- улучшение условий проживания в селе.
Таким образом, заработная плата и жилье
хоть и являются важнейшими условиями, тем не менее, не единственными, определяющими готовность быть занятыми в АПК. Значительная доля проблем кроется в неразвитости сельской инфраструктуры и общем падении сельского уровня жизни, которые существенно препятствуют формированию человеческого капитала АПК. Рассмотрим некоторые аспекты.
Во-первых, во многих сельских районах слабо развита, а порой и практически отсутствует необходимая социальная, инженерная и производственная база, основная часть жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств, что является серьезнейшей социальной проблемой. Например, особого внимания требует решение проблемы сельских школ, которые в настоящее время переживают процесс реструктуризации в направлении укрупнения, создания образовательных комплексов. Учреждения здравоохранения нуждаются в коренной модернизации. Кроме того, сфера сельского здравоохранения испытывает существенный дефицит кадров. Также на низком уровне находится обеспеченность сельских территорий услугами связи, торгового обслуживания, транспортного обслуживая, сбора и вывоза бытовых отходов, благоустройства территорий. Не везде решены вопросы строительства дорожных покрытий,
проведения водопроводов. Безусловно, такое положение вещей объективно препятствует привлечению и закреплению кадров в АПК, и это не завышенные требования потенциальных работников, а элементарные условия бытового комфорта.
В последние годы руководители предприятий с неохотой принимают студентов для прохождения производственной практики. Хотя, по мнению студентов, прохождение практики является важным составляющим элементом в процессе подготовки специалиста.
При ответе на вопрос студентами ФГБОУ ВПО ОрелГАУ: «Что, по Вашему мнению, дает прохождение производственной практики?» были получены следующие данные (рис.3).
Я" о 54%
Рисунок 3 - Значимость производственной практики с точки зрения студентов университета»
Большой процент опрошенных студентов Университета считают, что прохождение производственной практики дает возможность получить профессиональные навыки по направлению подготовки (специальности) (84%).
Подводя итог проведенному авторами исследованию, можно сделать вывод о том, что для молодых специалистов, от которых во многом зависит перспективное состояние человеческого капитала АПК, основными факторами, делающими труд в сельском хозяйстве непривлекательным, стали следующие: низкая заработная плата; неразвитость сельской инфраструктуры; неудовлетворительные жилищные условия; отсутствие условий для досуга и отдыха; неблагоприятные условия труда; слабая или устаревшая материально- техническая база сельского хозяйства; упадок сельской жизни в целом; низкий уровень культуры; затрудненность транспортного сообщения; труднодоступность учреждений образования и здравоохранения.
Наряду с факторами, влияющими на привлечение кадров в сельское хозяйство, существуют еще и условия, при которых молодые специалисты все же согласились бы работать в аграрной сфере. К ним в первую очередь следует отнести: достойная заработная плата; предоставление жилья; обеспечение набора социальных благ и гарантий (медицинское обслуживание; определение ребенка в детский сад/школу; предоставление путевок в культурно-
6
оздоровительные учреждения); обеспечение нормальных условий труда на основе применения современной техники, средств механизации и автоматизации труда, средств индивидуальной защиты.
Решение кадровых вопросов в АПК всегда было одной из сложных задач. Одно время сельское хозяйство страдало от дефицита квалифицированных руководителей и специалистов, затем, наоборот, настало время сокращения рабочих мест и роста уровня безработицы на селе.
Осознавая все опасности и угрозы, которые может повлечь тенденция истощения трудовых ресурсов села и некачественного формирования человеческого капитала аграрной отрасли, государство немало усилий прилагает к привлечению и закреплению молодежи на селе, повышению престижности занятости в сельском хозяйстве, стимулированию трудоустройства в АПК. Меры поддержки находят отражение в федеральных, ведомственных и региональных целевых программах. Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства в 2008-2012 годах позволила привлечь значительные финансовые ресурсы федерального и регионального уровня для решения проблем с улучшением качества жизни на сельских территориях. Так в 2012 году в рамках раздела «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы реализовывались мероприятия федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
В настоящее время основным программно-целевым документом, на основании которого осуществляется среднесрочное развитие АПК является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [1].
В Государственную программу входят федеральные целевые программы по проблеме социального развития сельских территорий: «Социальное развитие села до 2013 года», являющаяся продолжением аналогичной программы, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2012 года и пролонгированной на 2013 год; «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, состоит из следующих основных мероприятий:
- диверсификация сельской экономики;
- улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов;
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
- поддержка местных инициатив, направленных на улучшение условий жизнедеятельности сельского населения;
- формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни [6].
Тем не менее, принимаемые меры не привели к коренным изменениям, хотя некоторые положительные тенденции наблюдаются. Целесообразно создавать областной механизм формирования и развития человеческого капитала аграрного сектора с участием всех заинтересованных структур. До настоящего времени проблема комплексного взаимодействия органов государственного и областного управления, образовательных и предпринимательских структур по формированию квалифицированных и востребованных аграрным производством кадров так и не решена.
Президент РФ Путин В.В. в своем выступлении на Совместном заседании Госсовета и Совета по нацпроектам и демографической политике, состоявшемся 21.04. 2014г. большое внимание уделил проблеме привлечении молодёжи для работы в сельских территориях. В качестве основной меры была названа комплексная система поддержки, выплата подъёмных, достойная заработная плата, предоставление жилья, дополнительные социальные услуги. Президент отметил: «Я знаю, что во многих регионах эта работа проводится, и нужно здесь тоже ориентироваться на самые лучшие практики. В период реализации нацпроектов такой подход полностью себя оправдал. Это начинание надо, безусловно, поддержать и дальше. Знаю, что некоторые территории, некоторые регионы уже самостоятельно организовали такую работу. Нужно, повторяю, это тиражировать, тем более что практика положительная, молодёжь едет в такие территории» [5]. В ходе обсуждений в качестве одной из приоритетных мер, направленных на совершенствование кадрового обеспечение АПК было предложено разработать унифицированную методику определения потребностей в специалистах и создать в каждом регионе необходимые условия их подготовки на местах в самих сельских территориях. Сегодня в этом плане положительно себя зарекомендовали колледж-классы. В них старшеклассники наряду с общей школой получают знания по программам первого курса профильного колледжа. Перспективной моделью для среднего профессионального образования населения является также кластерный подход. Суть его заключается в подготовке квалифицированных кадров под заранее определённые или планируемые рабочие места. В этом случае с первого курса студент колледжа ориентирован на конкретное предприятие, своё потенциальное место работы. Эти подходы актуальны и для высшей школы.
Таким образом, комплекс мер, направленных на привлечение, закрепление и повышение мотивации к труду молодых специалистов на селе, на наш взгляд, должен включать: совершенствование системы материального стимулирования труда и профессионального развития; разработка иных стимулирующих систем, в частности, программ обучения и повышения квалификации, профессиональных стажировок, конкурсов и т.д.; совершенствование действу-
ющего законодательства и разработка новых правовых норм в области социально-экономической поддержки выпускников в период пребывания в статусе молодого специалиста (получение целевых кредитов на жилье, денежных средств на первоначальное обустройство, предоставление налоговых льгот по кредитам и т.д.).
Литература:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
2. Гуляева Т.И., Бураева Е.В. Проблемы формирования и использования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий в условиях инновационного развития отрасли (на примере Орловской области)//Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - 47 (350).
Гуляева Т.И.- e-mail: [email protected]
УДК 378.14.015.62:330-051:338.436.33
3. Копылов В.В. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения АПК // Экономика и управление. - 2012. - №1(86).
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat /ru/statistics/enterprise/retail/ (дата обращения 22.05.2014).
5. Стенограмма Совместного заседания Госсовета и Совета по нацпроектам и демографической политике от 21.04.2104. [Электронный ресурс] -URL: http://www.kremlin.ru/news/20839 (дата обращения 22.05.2014).
6. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013г №598.
Статья поступила в редакцию: 18.03.2014
СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ АПК
THE SYSTEM OF CRITERIA POSITIONS IN THE PREPARATION OF THE MODERN RING-ROAD-DITCH ECONOMIC PROFILE FOR AGRIBUSINESS
Прока Н.И., д.э.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ
Proka N.I. doctor of Economics, Professor Орловский государственный аграрный университет
Orel State Agrarian University
Рассмотрены базовые аспекты проблемы качества подготовки бакалавров для АПК. Дается оценка структуры профильной подготовки по программам бакалавриата по направлению «Менеджмент». Анализируются основные направления системы интеграции образования и науки.
Basic aspects problems of quality of training of bachelors for agrarian and industrial complex are considered. The assessment of structure ofprofile preparation according to programs of a bachelor degree for the Management direction is given. The main directions of system of integration of science and education are analyzed.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональный стандарт, бакалавр, менеджмент, профиль подготовки, система интеграции, образование, наука, проблемы, АПК.
Keywords: professional competences, professional standard, bachelor, management, preparation profile, integration system, education, science, problems, agrarian and industrial complex.
В своей профессиональной деятельности мы находимся на определенном - переломном моменте, когда ГОСы и ФГОСы «меняются как перчатки», система профессиональных стандартов еще не заработала, а первый выпуск новых бакалавров - уже через год.
Поэтому все находимся в постоянном поиске новых подходов и форм совершенствования образовательной деятельности и не только для того чтобы успешно пройти аккредитацию или мониторинг эффективности, но главное - чтобы обеспечить конкурентоспособный уровень профессиональной подго-