грация и рынки труда в постсоветской России / под ред. Г. Витковской; Моск. Центр Карнеги. — М., 1998.
4. Постсоветские трансформации: отражения в миграциях / под ред. Ж.А. Зай-ончковский и Г.С. Витковской. — М., 2009.
5. Мукомель В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Институт социологии РАН. — М., 2005.
6. Тарасова Е.В., Гончарова Н.П., Кротова Т.П. Демографическое развитие Алтайского края на рубеже ХХ-ХХ1 веков: монография. — Барнаул, 2009.
7. Рынок труда Алтайского края в 20052010 гг.: основные показатели, механизмы регулирования, направления развития. — Барнаул, 2011.
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по государственному контракту № 14.В37.21.0270 «Демографическая безопасность приграничных регионов современной России: проблемы старения и миграции» и гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых, кандидатов наук (проект МК-6494.2012.6 «Риск социальной эксклюзии на региональном рынке труда: миграционная мобильность и незаконные трудовые практики»).
+
УДК 631.158:658.3 (571.53)
В.В. Баймеева, А.Ф. Зверев
ПОДГОТОВКА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: квалифицированные кадры, кадры АПК, качественный состав кадров, руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций, молодые специалисты, подготовка кадров, высшее профессиональное образование, кадровый потенциал.
Введение
В условиях происходящих отраслевых социально-экономических преобразований, интенсивно реализующихся в стране, внедрения инновационных технологий в агропроизводство изменяются и возрастают требования к профессиональным качествам кадров АПК. В то же время сформировавшаяся десятилетия назад и до сих пор существующая классическая система аграрного профессионального образования не в состоянии учесть реальные потребности сельскохозяйственного рынка, субъектов агропромышленного комплекса, конкурентоспо-
собности специалистов-аграриев, обеспечивая низкий уровень их подготовки.
Целью исследования является анализ подготовки молодых специалистов, а также их трудоустройство в динамике в сельскохозяйственных организациях Иркутской области.
Результаты исследования
Сегодня на повестку дня в России поставлен вопрос — обеспечение сельского хозяйства, всего агропромышленного комплекса, да и всей сельской экономики квалифицированными кадрами. От его скорейшего и грамотного решения во многом зависит не только успешное преодоление нынешнего кризиса, но и создание условий для устойчивого роста в будущем. В стране, обладающей крупнейшим сельскохозяйственным потенциалом в мире (а у нас сосредоточено 9% мировых пахотных угодий), необходимо иметь подобающее сельскохозяйственное образование. Без этого капитализи-
ровать природой и предками данное стратегическое преимущество и национальное богатство не представляется возможным [1].
Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров определена как одна из основных задач обеспечения технологической безопасности на среднесрочную перспективу в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной указом Президента России Д.А. Медведевым от 12 мая 2009 г. № 537. В правительственной концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации подчеркивается, что улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства в числе основных факторов требует поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров, улучшения качества их жизни.
За счет средств федерального бюджета Минсельхоза России ежегодно готовится более 30 тыс. специалистов, однако далеко не все они приходят в сельхозпроизводство. И если вопрос трудоустройства на селе в настоящее время начал решаться на государственном уровне в рамках реализации Госпрограммы путем строительства современного жилья для молодых специалистов, то проблемы качества их обучения целиком и полностью зависят от работы вузов и учебно-опытных хозяйств. К подготовке кадров должны привлекаться заинтересованные холдинги и сельхозорганизации посредством использования механизмов государственно-частного партнерства [2].
Анализ современных источников по кадровому обеспечению отрасли показал, что в агросфере сложились определенные тенденции. В настоящее время состояние рынка труда в АПК усугубляется сокращением общего числа занятых в сельском хозяйстве. Так, анализ кадрового обеспечения Иркутской области показал, что за период с 1996 по 2010 гг. численность работников, занимающих должности руководителей и специалистов, сократилась на 69,6%, или на 6002 чел., составив 2619 чел. Хотя обеспеченность кадрами осталась практически неизменной, в среднем 94%, за последний год произошло большое сокращение численности главных специалистов, руководителей среднего звена (начальники цехов, участков, комплексов, управляющие отделениями, фермами, заведующие отделениями и фермами) на 71,5% и 73,3% соответственно. Количество руководителей сельскохозяйственных организаций сократилось на 114 человек, или на 38,4%.
Для изучения полной и объективной картины состояния кадрового обеспечения отрасли наиболее важной является задача изучения изменений качественного состава
кадров сельскохозяйственных предприятий, в частности по уровню образования.
В Иркутской области из всех работников, занимающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций только 43,7% имеют высшее профессиональное образование, что на 7,3% по сравнению с 1996 г. больше. 37,3% имеют среднеспециальное образование. Количество руководителей сельскохозяйственных организаций с высшим образованием составляет 58%. Среди руководителей среднего звена высшее образование имеют 24,9%, среднее — 40%.
Основным поставщиком квалифицированных кадров для АПК Иркутской области является система аграрного образования. Ее развитие определяется, с одной стороны, интенсивным развитием агропромышленного комплекса региона, с другой — глобальным социально-экономическими переменами, происходящими в стране.
Проблема подготовки кадров включает два взаимосвязанных блока, но относительно самостоятельных блока — обучение специалистов в системе высшего и среднего специального профессионального образования, их переподготовка и закрепление на рабочих местах в сельской местности, организация подготовки кадров массовых сельскохозяйственных профессий в системе начального профессионального образования (профессионально-технических училищ), формирование особых условий их высокопроизводительного труда, ликвидация текучести кадров и т.п.
Анализируя динамику подготовки специалистов аграрной сферы, можно сделать вывод, что в 2010 г. по сравнению с 2000 г. количество подготовленных специалистов сократилось на 11%, или на 146 выпускников, в том числе по очной и заочной формам обучения количество выпускников сократилось на 9,3 и 14,8% соответственно. За счет федерального бюджета количество подготовленных специалистов сократилось на 286 чел. (на 34,9%), а в рамках целевой контрактной подготовки увеличилось на 125 человек (табл. 1).
Очевидно, что сегодня агропромышленному комплексу страны нужны кадры, обладающие уровнем практической подготовки, готовые сразу участвовать в производстве.
Основные задачи высшего сельскохозяйственного образования и механизмы их решения на краткосрочную и долгосрочную перспективу осветил Александр Петриков — зам. Министра сельского хозяйства РФ: «Необходимо более тщательно подходить к определению потребностей в специалистах, соответственному планированию приема и
выпуска, к разработке новых стандартов.
Необходимо взвешенно рассчитывать потребность в специалистах.
Региональный рынок труда не способен принять такое количество молодых специалистов с высшим образованием, что оборачивается для молодежи жесткой конкурентной борьбой за рабочие места и безработицей.
При проведении опроса студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной академии большинство обучающихся (55,8%) испытывают неуверенность в своих перспективах на рынке труда и рассматривают свои шансы на трудоустройство не очень высоко — 45,5%. Работать исключительно по полученной профессии собирается лишь 22,5% респондентов — выпускников академии.
Таблица 1
Динамика подготовки специалистов аграрной сферы во всех образовательных учреждениях Иркутской области за 2000-2010 гг., чел.
Годы Всего В том числе
по очной форме обучения из них по заочной и вечерней формам обучения
за счет федерального бюджета в рамках целевой контрактной подготовки прошедших подготовку или стажировку за рубежом
2000 1301 895 820 75 - 406
2001 1253 859 776 83 - 394
2002 1221 874 626 248 - 347
2003 1189 898 640 258 - 291
2004 1202 861 583 278 - 341
2005 1283 987 654 333 - 296
2006 1205 973 792 181 - 232
2007 1134 886 636 250 - 248
2008 1246 933 674 259 - 313
2009 1154 820 607 201 12 334
2010 1158 812 534 200 14 346
* Данные Министерства сельского хозяйства Иркутской области.
Таблица 2
Принято на работу в сельскохозяйственные организации молодых специалистов выпуска отчетного года в Иркутской области за 2000-2010 гг., чел.'
Годы Всего Из них
в рамках целевой контрактной подготовки осталось работать на конец отчетного года из них
по специальности в качестве рабочего
2000 433 405 402 394 0
2001 397 379 373 364 0
2002 319 301 293 291 0
2003 280 274 277 276 0
2004 276 215 266 266 0
2005 248 196 220 188 32
2006 287 135 223 183 34
2007 378 149 296 288 8
2008 468 463 387 338 11
2009 253 100 224 193 15
2010 245 234 234 232 0
* Данные Министерства сельского хозяйства Иркутской области.
В 2010 г. по сравнению с 2000 г. количество выпускников, принятых на работу, сократилось вдвое, или на 188 чел., осталось работать на конец отчетного года 95,5% принятых на работу.
Возникает неравенство между количеством подготовленных специалистов той или иной специальности и реальными экономическими потребностями производства области. У большинства выпускников нет возможности устроиться на работу по специальности, в результате они вынуждены работать в непрофильных отраслях.
Получается, что аграрные специальности оказались в самом низу пирамиды престижности, в то же время являясь наиболее востребованными на рынке труда.
Необходимо увеличить финансирование сельскохозяйственного образования при одновременном росте эффективности использования выделяемых средств. По оценкам физический износ оборудования в агровузах составляет около 70%. И на средства, предусмотренные Министерством сельского хозяйства России на финансирование высшего образования на 2011 г. да и на среднесрочную перспективу, можно обновить лишь четверть устаревшего оборудования.
Расходы на одного обучающегося в сельскохозяйственных вузах в среднем на 15% меньше, чем в вузах системы Рособразования. И эта диспропорция должна быть устранена. В связи с этим необходимо изменить подход, в соответствии с которым агровузы имеют очень ограниченную возможность участвовать в федеральных целевых программах по линии Минобрнауки России___» [1].
В методике оценки эффективности деятельности вузов, разрабатываемой в настоящее время по поручению министра сельского хозяйства для повышения эффективности расходов, главными критериями станут качество подготовки специалистов и уровень закрепления их на производстве.
Для стимулирования и закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве министерством прорабатываются ряд предложений:
- создание информационного ресурса «Кадры» в рамках системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства, предусматривающего взаимодействие образовательных учреждений и работодателей и включающего постоянно обновляемый банк данных о потребности в кадрах и их подготовке в образовательных учреждениях;
- экономическое стимулирование сельхозтоваропроизводителей, участвующих в подготовке кадров для села, организации практического обучения студентов, приобретении учебно-научного оборудования;
- субсидирование субъектов РФ, выделяющих средства для оказания единовременной помощи молодым специалистам. Сейчас, к сожалению, из федерального бюджета эта надбавка молодым специалистам, едущим в село, не выплачивается;
- предоставление субсидированных кредитов сельхозтоваропроизводителям на строительство жилья для молодых специалистов.
Основные направления улучшения ситуации в высшем аграрном образовании и повышении эффективности деятельности подведомственных Минсельхозу вузов отражены в целевой программе ведомства по совершенствованию кадрового обеспечения АПК РФ [3].
Заключение
В образовательных программах и научных исследованиях студентов необходимо обратить особое внимание на темы, освещающие наметившиеся тенденции возрастания (повышения) эффективности аграрного производства за счет: роста объемов производства сельскохозяйственной продукции; увеличение объемов отечественного продовольствия; распространение и внедрение интенсивных технологий по большому количеству организаций; внедрение в сознание выпускников мотивации к успеху; ускорения социального развития села; возрастания конкурентных преимуществ отечественного сельского хозяйства.
Решение задачи коренного улучшения качества кадрового потенциала АПК будет возможным только на базе тесного взаимодействия учебного и научного процессов с аграрным производством, что позволит эффективно использовать интеллектуальные, материальные, информационные ресурсы в процессе подготовки оптимального контингента специалистов, разработки и реализации эффективных образовательных программ различных уровней как для студентов, так и для специалистов, повышающих свою квалификацию.
Библиографический список
1. Инновационному агропроизводству — высококвалифицированные кадры // Экономика сельского хозяйства России. — 2011.
— № 11. — С. 34-45.
2. Скрынник Е.Т. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства — важнейшая задача государственной агро-продовольственной политики / / Экономика сельского хозяйства России. — 2010. — № 1.
— С. 18-40.
3. Носкова М.В. Развитие кадрового потенциала сельского хозяйства: теория, методология, тенденции: монография. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010. — 349 с.
+ + +