Научная статья на тему 'Подготовка и трудоустройство молодых специалистов в сельскохозяйственные организации Иркутской области'

Подготовка и трудоустройство молодых специалистов в сельскохозяйственные организации Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / КАДРЫ АПК / КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ КАДРОВ / РУКОВОДИТЕЛИ И СПЕЦИАЛИСТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / QUALIFIED PERSONNEL / PERSONNEL OF AGRICULTURAL INDUSTRY / PERSONNEL QUALITY / MANAGERS AND SPECIALISTS OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / YOUNG SPECIALISTS / PERSONNEL TRAINING / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баймеева Валентина Вячеславовна, Зверев Александр Федорович

Рассматривается проблема подготовки и трудоустройства молодых специалистов в сельскохозяйственные организации. Существующая классическая система аграрного профессионального образования не в состоянии учесть реальные потребности сельскохозяйственного рынка, субъектов агропромышленного комплекса, конкурентоспособности специалистов аграриев, обеспечивая низкий уровень их подготовки. Это дало основание более детально исследовать эту тему в Иркутской области и сделать соответствующие выводы. Была определена роль квалифицированных кадров в сельском хозяйстве, приведен анализ кадрового обеспечения сельского хозяйства Иркутской области, выявлена динамика подготовки кадров и трудоустройство молодых специалистов в сельскохозяйственных предприятиях Иркутской области, а также проведен опрос среди выпускников Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. Полученные результаты показали, что в 2010 г. по сравнению с 2000 г. количество подготовленных специалистов сократилось на 11%, или на 146 выпускников, в том числе по очной и заочной формам обучения количество выпускников сократилось на 9,3 и 14,8% соответственно. Большинство обучающихся (55,8%) испытывают неуверенность в своих перспективах на рынке труда и рассматривают свои шансы на трудоустройство не очень высоко — 45,5%. Работать исключительно по полученной профессии собирается лишь 22,5% респондентов — выпускников академии. В 2010 г. по сравнению с 2000 г. количество выпускников, принятых на работу, сократилось вдвое, или на 188 чел. Необходимо обратить особое внимание на наметившиеся тенденции возрастания (повышения) эффективности аграрного производства за счет: роста объемов производства сельскохозяйственной продукции; распространения и внедрения интенсивных технологий по большому количеству организаций; внедрения в сознание выпускников мотивации к успеху; ускорения социального развития села; возрастания конкурентных преимуществ отечественного сельского хозяйства. Решение задачи коренного улучшения качества кадрового потенциала АПК будет возможным только на базе тесного взаимодействия учебного и научного процессов с аграрным производством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND EMPLOYMENT OF YOUNG SPECIALISTS IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS OF THE IRKUTSK REGION

The issue of training and employment of young specialists in agricultural organizations is discussed. The existing traditional system of agricultural professional education provides inadequate education level as it cannot consider the actual demands of the agricultural market and the entities of agricultural industry, and ensure competitiveness of agricultural specialists. That was the subject-matter of more detailed study in the Irkutsk Region. The role of qualified personnel in the agricultural sector was defined, the staffing in the Region’s agricultural sector was analyzed, the dynamics of training and employment of young specialist in the agricultural enterprises of the Region was revealed, and the graduates of the Irkutsk State Agricultural Academy were surveyed. The results showed that in 2010 compared to 2000, the number of graduates decreased by 11%. Most students (55.8%) are uncertain about their prospects in the labor market and consider their employment opportunities as not very high (45.5%). Only 22.5% of the respondents plan to pursue their careers in agriculture. In 2010 compared to 2000, the number of employed graduates decreased by half. A special attention should be paid to the trends of increasing efficiency of agricultural production due to growing production volumes, implementation of intensive technologies in many organizations, promotion of motivation to success in the consciousness of graduates, acceleration of social development in rural areas, and increase of competitive advantages of national agriculture. A radical improvement of human resources quality in agriculture is only possible through close interaction of educational and scientific processes with agricultural production.

Текст научной работы на тему «Подготовка и трудоустройство молодых специалистов в сельскохозяйственные организации Иркутской области»

грация и рынки труда в постсоветской России / под ред. Г. Витковской; Моск. Центр Карнеги. — М., 1998.

4. Постсоветские трансформации: отражения в миграциях / под ред. Ж.А. Зай-ончковский и Г.С. Витковской. — М., 2009.

5. Мукомель В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Институт социологии РАН. — М., 2005.

6. Тарасова Е.В., Гончарова Н.П., Кротова Т.П. Демографическое развитие Алтайского края на рубеже ХХ-ХХ1 веков: монография. — Барнаул, 2009.

7. Рынок труда Алтайского края в 20052010 гг.: основные показатели, механизмы регулирования, направления развития. — Барнаул, 2011.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по государственному контракту № 14.В37.21.0270 «Демографическая безопасность приграничных регионов современной России: проблемы старения и миграции» и гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых, кандидатов наук (проект МК-6494.2012.6 «Риск социальной эксклюзии на региональном рынке труда: миграционная мобильность и незаконные трудовые практики»).

+

УДК 631.158:658.3 (571.53)

В.В. Баймеева, А.Ф. Зверев

ПОДГОТОВКА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: квалифицированные кадры, кадры АПК, качественный состав кадров, руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций, молодые специалисты, подготовка кадров, высшее профессиональное образование, кадровый потенциал.

Введение

В условиях происходящих отраслевых социально-экономических преобразований, интенсивно реализующихся в стране, внедрения инновационных технологий в агропроизводство изменяются и возрастают требования к профессиональным качествам кадров АПК. В то же время сформировавшаяся десятилетия назад и до сих пор существующая классическая система аграрного профессионального образования не в состоянии учесть реальные потребности сельскохозяйственного рынка, субъектов агропромышленного комплекса, конкурентоспо-

собности специалистов-аграриев, обеспечивая низкий уровень их подготовки.

Целью исследования является анализ подготовки молодых специалистов, а также их трудоустройство в динамике в сельскохозяйственных организациях Иркутской области.

Результаты исследования

Сегодня на повестку дня в России поставлен вопрос — обеспечение сельского хозяйства, всего агропромышленного комплекса, да и всей сельской экономики квалифицированными кадрами. От его скорейшего и грамотного решения во многом зависит не только успешное преодоление нынешнего кризиса, но и создание условий для устойчивого роста в будущем. В стране, обладающей крупнейшим сельскохозяйственным потенциалом в мире (а у нас сосредоточено 9% мировых пахотных угодий), необходимо иметь подобающее сельскохозяйственное образование. Без этого капитализи-

ровать природой и предками данное стратегическое преимущество и национальное богатство не представляется возможным [1].

Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров определена как одна из основных задач обеспечения технологической безопасности на среднесрочную перспективу в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной указом Президента России Д.А. Медведевым от 12 мая 2009 г. № 537. В правительственной концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации подчеркивается, что улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства в числе основных факторов требует поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров, улучшения качества их жизни.

За счет средств федерального бюджета Минсельхоза России ежегодно готовится более 30 тыс. специалистов, однако далеко не все они приходят в сельхозпроизводство. И если вопрос трудоустройства на селе в настоящее время начал решаться на государственном уровне в рамках реализации Госпрограммы путем строительства современного жилья для молодых специалистов, то проблемы качества их обучения целиком и полностью зависят от работы вузов и учебно-опытных хозяйств. К подготовке кадров должны привлекаться заинтересованные холдинги и сельхозорганизации посредством использования механизмов государственно-частного партнерства [2].

Анализ современных источников по кадровому обеспечению отрасли показал, что в агросфере сложились определенные тенденции. В настоящее время состояние рынка труда в АПК усугубляется сокращением общего числа занятых в сельском хозяйстве. Так, анализ кадрового обеспечения Иркутской области показал, что за период с 1996 по 2010 гг. численность работников, занимающих должности руководителей и специалистов, сократилась на 69,6%, или на 6002 чел., составив 2619 чел. Хотя обеспеченность кадрами осталась практически неизменной, в среднем 94%, за последний год произошло большое сокращение численности главных специалистов, руководителей среднего звена (начальники цехов, участков, комплексов, управляющие отделениями, фермами, заведующие отделениями и фермами) на 71,5% и 73,3% соответственно. Количество руководителей сельскохозяйственных организаций сократилось на 114 человек, или на 38,4%.

Для изучения полной и объективной картины состояния кадрового обеспечения отрасли наиболее важной является задача изучения изменений качественного состава

кадров сельскохозяйственных предприятий, в частности по уровню образования.

В Иркутской области из всех работников, занимающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций только 43,7% имеют высшее профессиональное образование, что на 7,3% по сравнению с 1996 г. больше. 37,3% имеют среднеспециальное образование. Количество руководителей сельскохозяйственных организаций с высшим образованием составляет 58%. Среди руководителей среднего звена высшее образование имеют 24,9%, среднее — 40%.

Основным поставщиком квалифицированных кадров для АПК Иркутской области является система аграрного образования. Ее развитие определяется, с одной стороны, интенсивным развитием агропромышленного комплекса региона, с другой — глобальным социально-экономическими переменами, происходящими в стране.

Проблема подготовки кадров включает два взаимосвязанных блока, но относительно самостоятельных блока — обучение специалистов в системе высшего и среднего специального профессионального образования, их переподготовка и закрепление на рабочих местах в сельской местности, организация подготовки кадров массовых сельскохозяйственных профессий в системе начального профессионального образования (профессионально-технических училищ), формирование особых условий их высокопроизводительного труда, ликвидация текучести кадров и т.п.

Анализируя динамику подготовки специалистов аграрной сферы, можно сделать вывод, что в 2010 г. по сравнению с 2000 г. количество подготовленных специалистов сократилось на 11%, или на 146 выпускников, в том числе по очной и заочной формам обучения количество выпускников сократилось на 9,3 и 14,8% соответственно. За счет федерального бюджета количество подготовленных специалистов сократилось на 286 чел. (на 34,9%), а в рамках целевой контрактной подготовки увеличилось на 125 человек (табл. 1).

Очевидно, что сегодня агропромышленному комплексу страны нужны кадры, обладающие уровнем практической подготовки, готовые сразу участвовать в производстве.

Основные задачи высшего сельскохозяйственного образования и механизмы их решения на краткосрочную и долгосрочную перспективу осветил Александр Петриков — зам. Министра сельского хозяйства РФ: «Необходимо более тщательно подходить к определению потребностей в специалистах, соответственному планированию приема и

выпуска, к разработке новых стандартов.

Необходимо взвешенно рассчитывать потребность в специалистах.

Региональный рынок труда не способен принять такое количество молодых специалистов с высшим образованием, что оборачивается для молодежи жесткой конкурентной борьбой за рабочие места и безработицей.

При проведении опроса студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной академии большинство обучающихся (55,8%) испытывают неуверенность в своих перспективах на рынке труда и рассматривают свои шансы на трудоустройство не очень высоко — 45,5%. Работать исключительно по полученной профессии собирается лишь 22,5% респондентов — выпускников академии.

Таблица 1

Динамика подготовки специалистов аграрной сферы во всех образовательных учреждениях Иркутской области за 2000-2010 гг., чел.

Годы Всего В том числе

по очной форме обучения из них по заочной и вечерней формам обучения

за счет федерального бюджета в рамках целевой контрактной подготовки прошедших подготовку или стажировку за рубежом

2000 1301 895 820 75 - 406

2001 1253 859 776 83 - 394

2002 1221 874 626 248 - 347

2003 1189 898 640 258 - 291

2004 1202 861 583 278 - 341

2005 1283 987 654 333 - 296

2006 1205 973 792 181 - 232

2007 1134 886 636 250 - 248

2008 1246 933 674 259 - 313

2009 1154 820 607 201 12 334

2010 1158 812 534 200 14 346

* Данные Министерства сельского хозяйства Иркутской области.

Таблица 2

Принято на работу в сельскохозяйственные организации молодых специалистов выпуска отчетного года в Иркутской области за 2000-2010 гг., чел.'

Годы Всего Из них

в рамках целевой контрактной подготовки осталось работать на конец отчетного года из них

по специальности в качестве рабочего

2000 433 405 402 394 0

2001 397 379 373 364 0

2002 319 301 293 291 0

2003 280 274 277 276 0

2004 276 215 266 266 0

2005 248 196 220 188 32

2006 287 135 223 183 34

2007 378 149 296 288 8

2008 468 463 387 338 11

2009 253 100 224 193 15

2010 245 234 234 232 0

* Данные Министерства сельского хозяйства Иркутской области.

В 2010 г. по сравнению с 2000 г. количество выпускников, принятых на работу, сократилось вдвое, или на 188 чел., осталось работать на конец отчетного года 95,5% принятых на работу.

Возникает неравенство между количеством подготовленных специалистов той или иной специальности и реальными экономическими потребностями производства области. У большинства выпускников нет возможности устроиться на работу по специальности, в результате они вынуждены работать в непрофильных отраслях.

Получается, что аграрные специальности оказались в самом низу пирамиды престижности, в то же время являясь наиболее востребованными на рынке труда.

Необходимо увеличить финансирование сельскохозяйственного образования при одновременном росте эффективности использования выделяемых средств. По оценкам физический износ оборудования в агровузах составляет около 70%. И на средства, предусмотренные Министерством сельского хозяйства России на финансирование высшего образования на 2011 г. да и на среднесрочную перспективу, можно обновить лишь четверть устаревшего оборудования.

Расходы на одного обучающегося в сельскохозяйственных вузах в среднем на 15% меньше, чем в вузах системы Рособразования. И эта диспропорция должна быть устранена. В связи с этим необходимо изменить подход, в соответствии с которым агровузы имеют очень ограниченную возможность участвовать в федеральных целевых программах по линии Минобрнауки России___» [1].

В методике оценки эффективности деятельности вузов, разрабатываемой в настоящее время по поручению министра сельского хозяйства для повышения эффективности расходов, главными критериями станут качество подготовки специалистов и уровень закрепления их на производстве.

Для стимулирования и закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве министерством прорабатываются ряд предложений:

- создание информационного ресурса «Кадры» в рамках системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства, предусматривающего взаимодействие образовательных учреждений и работодателей и включающего постоянно обновляемый банк данных о потребности в кадрах и их подготовке в образовательных учреждениях;

- экономическое стимулирование сельхозтоваропроизводителей, участвующих в подготовке кадров для села, организации практического обучения студентов, приобретении учебно-научного оборудования;

- субсидирование субъектов РФ, выделяющих средства для оказания единовременной помощи молодым специалистам. Сейчас, к сожалению, из федерального бюджета эта надбавка молодым специалистам, едущим в село, не выплачивается;

- предоставление субсидированных кредитов сельхозтоваропроизводителям на строительство жилья для молодых специалистов.

Основные направления улучшения ситуации в высшем аграрном образовании и повышении эффективности деятельности подведомственных Минсельхозу вузов отражены в целевой программе ведомства по совершенствованию кадрового обеспечения АПК РФ [3].

Заключение

В образовательных программах и научных исследованиях студентов необходимо обратить особое внимание на темы, освещающие наметившиеся тенденции возрастания (повышения) эффективности аграрного производства за счет: роста объемов производства сельскохозяйственной продукции; увеличение объемов отечественного продовольствия; распространение и внедрение интенсивных технологий по большому количеству организаций; внедрение в сознание выпускников мотивации к успеху; ускорения социального развития села; возрастания конкурентных преимуществ отечественного сельского хозяйства.

Решение задачи коренного улучшения качества кадрового потенциала АПК будет возможным только на базе тесного взаимодействия учебного и научного процессов с аграрным производством, что позволит эффективно использовать интеллектуальные, материальные, информационные ресурсы в процессе подготовки оптимального контингента специалистов, разработки и реализации эффективных образовательных программ различных уровней как для студентов, так и для специалистов, повышающих свою квалификацию.

Библиографический список

1. Инновационному агропроизводству — высококвалифицированные кадры // Экономика сельского хозяйства России. — 2011.

— № 11. — С. 34-45.

2. Скрынник Е.Т. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства — важнейшая задача государственной агро-продовольственной политики / / Экономика сельского хозяйства России. — 2010. — № 1.

— С. 18-40.

3. Носкова М.В. Развитие кадрового потенциала сельского хозяйства: теория, методология, тенденции: монография. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010. — 349 с.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.