Научная статья на тему 'Система подготовки кадров в Республике Башкортостан'

Система подготовки кадров в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ / УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халитова Лариса Рафиковна

В статье проанализировано состояние подготовки кадров в целом по Республике Башкортостан и производства рабочей силы для агропромышленного комплекса. Показано, что специальности сельскохозяйственных направлений перестали быть привлекательными для выпускников школ, в том числе и сельских, вследствие отсутствия социальных и материальных условий на селе, невостребованности специалистов на рынке труда. Обоснована необходимость более качественной профессиональной подготовки студентов, тщательной организации системы управления и оценки качества подготовки специалистов, обеспечения трудоустройства выпускников аграрных вузов и ссузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF MANPOWER TRAINING IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article deals with an analysis of the situation with manpower training in the Republic of Bashkortostan in general and production of labor force for the agroindustrial complex in particular. It is shown that specialties in agricultural sphere have ceased to be attractive to high school graduates, including rural, due to the lack of social and material conditions in rural areas and lack of demand for specialists in the labor market. The necessity of increasing the quality of students’ training and of a more careful organization of the system of management and evaluation the quality of training specialists, as well as employment provision for graduates of agricultural high schools and colleges is substantiated.

Текст научной работы на тему «Система подготовки кадров в Республике Башкортостан»

Система подготовки кадров в Республике Башкортостан

Л.Р. Халитова, к.э.н., ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ

Уровень развития экономики во многом зависит от степени использования рабочей силы как ключевого фактора производства. В свою очередь, потребление умственных и физических способностей работника определяется стоимостью, количеством и качеством труда, его квалификацией и характером труда, конъюнктурой на рынке труда.

Рынок труда региона характеризуется несоответствием спроса и предложения рабочей силы, остротой конкуренции между соискателями вакансий, наличием нестандартной занятости, появлением разных форм «квазибезработицы», не поддающихся контролю со стороны государства.

Количество выпускаемых специалистов с высшим профессиональным образованием из года в год увеличивается, большинство из них не востребовано. Такая же ситуация присуща и для специалистов со средним профессиональным образованием. Так, по данным статистики, безработными считаются 25% зарегистрированных лиц с высшим образованием, 23,8% — со средним профессиональным, 27% — начальным профессиональным, 17,2% — со средним общим [1].

В организациях остро ощущается нехватка в рабочих специальностях. Это объясняется следующими моментами: выпускники школ не имеют

желания учиться в средних специальных учреждениях из-за непрестижности рабочих профессий, проходные баллы по результатам Единого государственного экзамена для поступления и стоимость обучения в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования имеют более низкие значения, чем в государственных. Значительный рост общей численности студентов обеспечивается контингентом гуманитарных (юридических) и экономических специальностей [2].

Систему подготовки кадров в Республике Башкортостан осуществляют образовательные организации разных форм собственности и ведомственного подчинения трёх уровней профессионального образования: высшего — 12 учреждений с филиалами, среднего и начального — 166 учреждений. В 2012/ 13 учебном году ими были подготовлены 244,7 тыс. чел. Динамика структуры выпуска квалифицированных рабочих и служащих по отраслям экономики представлена на рисунке.

Динамика структуры выпуска кадров не показывает резких отклонений и характеризует экономику региона как индустриально-аграрную. Наибольшая доля выпускников приходится на промышленность — 27,2%, на сельское хозяйство — 18,1%, транспорт — 16,3%, на общественное питание, торговлю и обслуживание — 15,1%.

промышленность —• -общепит, торговля и

сельское хозяйство обслуживание

—Ф— транспорт ———общие профессии для

—■- строительство всех отраслей экономики

Рис. - Динамика структуры выпуска квалифицированных рабочих и служащих по отраслям экономики Республики Башкортостан

Рассмотрим производство кадров для сельскохозяйственной отрасли. Подготовку специалистов ведёт Башкирский государственный аграрный университет и 7 сельскохозяйственных техникумов: Аксёновский, Баймакский, Белебеевский, Дуванский, Кушнаренковский, Стерлитамак-ский и Мелеузовский механико-технологический. В структуре общего числа выпускников в регионе сельскохозяйственный профиль составляет 2,4%. Башкирский ГАУ осуществляет подготовку с высшим профессиональным образованием по 28 специальностям, 27 направлениям бакалавриата и 12 направлениям магистратуры, также 26 лицензированных рабочих профессий. В 2014 г. количество выпускников университета составило 2716 чел., что на 4,6% ниже уровня 2013 г., приём абитуриентов — 2025 чел. и 1925 чел. соответственно.

Социальный портрет студента университета очной формы обучения выглядит следующим образом:

— по демографическому составу: 51% девушек, 49% парней;

— 85% имеют место жительства в сельской местности;

— до поступления в вуз 98% имели среднее общее образование, 2% — среднее и начальное профессиональное образование;

— по социальному положению родителей: 23% — это работники сельского хозяйства, 36% — рабочие, 41% — служащие;

— 95% обеспечены жильём и социально-культурными условиями проживания.

Исходя из социального положения родителей студентов видно, что для агропромышленного комплекса республики характерно узкое воспроизводство рабочей силы, это прежде всего связано с кризисом сельскохозяйственной отрасли, который оказал прямое влияние и на образовательную систему данного профиля. Специальности сельскохозяйственных направлений перестали быть привлекательными для выпускников школ, в том

числе и сельских, вследствие отсутствия социальных и материальных условий на селе, невостребованности на рынке труда, к примеру, только 69% выпускников после окончания университета работают по профилю подготовки. Это объясняется низкой конкурентоспособностью молодёжи, неразвитой социальной ответственностью бизнеса, который не желает тратить время и средства на подготовку и переподготовку новых кадров.

В настоящее время профессиональная подготовка студентов требует более качественной и тщательной организации содержания образовательной программы.

Качество образования основывается на создании в образовательном учреждении мобильной системы управления и оценки качества подготовки специалистов. Основные направления методической и организационно-методической работы направлены на разработку рекомендаций по формированию стратегии и плана деятельности учебного заведения по улучшению качества обучения; формирование методических материалов по составлению документации, обеспечивающей учебный процесс; реализацию организационных мероприятий, анкетирование студентов и выпускников, проведение методических конференций, распространение и обмен научно-педагогическим опытом и т.п. Все эти работы интегрируются в единую систему и должны строиться на основе современных информационных технологий [3].

Важнейшим вопросом в управлении качеством образования является выделение миссии и согласование с ней соответствующих целей.

Миссией университета является подготовка конкурентоспособных и востребованных специалистов агропромышленного комплекса, стремящихся к профессиональному росту и мобильности в условиях информатизации общества.

Реализация данной миссии возможна при следующих целях:

— повышение конкурентоспособности учебного заведения в целом;

— обеспечение высокого качества подготовки специалистов;

— сотрудничество с представителями бизнеса при подготовке студентов;

— проведение исследований, отвечающих стратегиям развития государства, интеграции с профильными промышленными предприятиями и научными организациями [4];

— внедрение всеобщей системы управления качест вом.

Для достижения сформулированных выше целей подразделения учебного заведения призваны осуществлять весь типовой набор функций управления, которые представлены в таблице.

Организация учебного процесса на каждом его этапе должна обеспечить выполнение требований государственных образовательных стандартов

Управление качеством образования в учебном заведении

Функция управления Содержание функции

Планирование • мониторинг рынков и анализ требований потребителей как основы определения стратегии развития учебного заведения; • создание внешней образовательной, научной и инновационной среды региона; • разработка научно-технической, учебной и инновационной политики учреждения

Организация • нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение качества образования; • ресурсное обеспечение процесса подготовки кадров; формирование системы управления качеством образования

Мотивация • система коммерциализации учебной, научной и инновационной продукции и услуг; • совершенствование стимулирования труда и обучения участников образовательного процесса

Контроль • внешняя оценка качества образования реализуется государственными органами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений по критериям; • внутренняя оценка предусматривает анализ качества образовательных процессов, его содержания, потенциала обеспечивающих систем, уровня знаний студентов и их согласованности с потребностями работодателей с целью успешного трудоустройства выпускников

соответствующего уровня профессионального образования — начального, среднего и высшего, соблюдая цели обучения соответствующего уровня образования. Качественная подготовка специалиста требует обеспечения соответствующих условий реализации образовательных программ, установленных для учебных заведений, реализующих определённый уровень профессионального образования. Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны критериальные показатели, предъявляемые к учебным заведениям высшего и среднего профессионального образования. Нормативы, регламентирующие соответствие учебного заведения тому или иному уровню профессионального образования, устанавливаются лицензией на право осуществления образовательной деятельности.

В Республике Башкортостан действует постановление Минсельхоза от 31 июля 2009 г. «О порядке предоставления государственной поддержки кадрового потенциала АПК Республики Башкортостан», согласно которому молодым специалистам, работающим или изъявившим желание работать в организациях АПК, установлены ежемесячные выплаты. Выпускникам вузов — 7000 руб., выпускникам ссузов — 4000 руб. Выплаты предоставляются в течение трёх лет со дня их назначения [5].

Также установлены единовременные пособия: выпускникам вуза — 100 тыс. руб., выпускникам ссуза — 60 тыс. руб. Пособия выплачиваются еже-

годно 100 молодым специалистам с высшим образованием и 150 — со средним профессиональным образованием. Однако эти меры не привлекают молодёжь в сельскую местность.

Осознанный выбор студентами профессионального ориентира способствует эффективному применению приобретённых фундаментальных знаний во время обучения. В связи с этим для решения проблемы трудоустройства выпускников и обеспечения качественной подготовки специалистов набор студентов в учебное заведение необходимо проводить на целевой контрактной основе. Это предполагает организацию подготовки выпускника для конкретного рабочего места в выбранной сфере деятельности.

Обучение в учебном заведении должно осуществляться на основании трёхстороннего договора между абитуриентом, потенциальным работодателем и учебным заведением, в котором должны быть оговорены следующие условия:

— учебное заведение предоставляет условия для подготовки квалифицированных кадров и организовывает учебный процесс по определённому направлению или специальности;

— студент имеет возможность получения теоретических знаний и конкретных практических навыков; после окончания учебного заведения должен проработать определённый промежуток времени в организации, а затем по желанию быть её работником; в случае уклонения от трудоустройства с него взыскивается стоимость обучения;

— представитель бизнеса контролирует успеваемость студентов во время учёбы; создаёт условия для прохождения производственных и преддипломных практик, предоставляет данные о состоянии производственных систем при выполнении курсовых работ (проектов) по выбранной специальности; вносит корректировки и предложения по совершенствованию подготовки; после окончания заведения заключает с ним трудовой договор.

По нашему мнению, такое чёткое разделение ответственности между заинтересованными сторонами будет иметь юридическую силу, что будет способствовать разработке механизма их взаимодействия и формированию востребованных на рынке труда теоретически и практически подготовленных конкурентоспособных выпускников вузов и ссузов.

Литература

1. Статистический сборник. Республика Башкортостан. В 2 ч. Ч. 1. Уфа: Башкортостанстат, 2014. 196 с.

2. Борисова М. Дисбаланс на рынке труда и диспропорции в подготовке кадров // Экономист. 2011. № 11. С. 87—90.

3. Коровин Ю.И., Ананьин А.Д., Кубрушко П.Ф. Организация учебного процесса в системе непрерывного агроинженерного образования: метод. пособие. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006. 176 с.

4. Девяткина М.А., Мирошникова Т.А., Петрова Ю.А. Инновационная политика высшего учебного заведения. М.: Экономика, 2006. 178 с.

5. О порядке предоставления государственной поддержки кадрового потенциала АПК Республики Башкортостан. Постановление Минсельхоза от 31 июля 2009 г. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.