УДК 316.334.22
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
© Е. К. Ахметшина
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.
Тел./ факс: +7 (347) 229 96 07.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу востребованности специалистов на рынке труда Республики Башкортостан. Предложены пути совершенствования системы профессионального образования и регулирования занятости населения, достижения баланса взаимодействия рынков труда и образовательных услуг.
Ключевые слова: образование, рынок труда, специалист, выпускник, специальность, учебное заведение.
В дореформенный период российская рабочая сила по своим структурным характеристикам заметно отличалась от той, которая сформирована на сегодняшний день. Для предшествующего периода было характерно наличие гипертрофированного промышленного сектора при слабо развитом секторе услуг, профессиональная структура занятости была смещена в пользу «синеворотничковых» профессий, связанных с физическим трудом.
Резкие негативные изменения фактически «взорвали» прежнюю структуру занятости, сложившуюся в плановую эпоху. В каких основных формах протекал процесс реструктуризации занятости, насколько глубокими оказались сдвиги в ее отраслевой, профессиональной и образовательной структуре, в какой мере изменения в распределении работников по уровню образования следовали за изменениями в их распределении по отраслям и профессиям в Республике Башкортостан (РБ)? Какие специалисты востребованы на сегодняшний день на рынке труда РБ? Попытаемся ответить на эти и другие вопросы в ходе проведения анализа востребованности специалистов на рынке труда РБ в динамике начиная с 1990 года по настоящее время.
Рассмотрим рынок образовательных услуг. В системе профессионального образования основные изменения коснулись численности учреждений, структуры и качества выпускаемых специалистов. За период 1990-2006 гг. произошло постепенное сокращение учреждений начального профессионального образования (НПО) и, соответственно, выпуска специалистов. Так, количество учреждений НПО уменьшилось по сравнению с 1990 годом на 39 единиц, или на 25%, а выпуск уменьшился на 49% по сравнению с выпуском 1990 года. В отраслевом разрезе выпуск учреждений НПО больше всего уменьшился по отраслям «строительство» (на 67.3%), «транспорт» (на 67%), промышленность (50.6%). Увеличение выпуска специалистов произошло только по должностям служащих - на 421.8% (с 291 до 1518 человек). Наибольший
удельный вес в выпуске НПО в 2006 году составляли рабочие кадры для промышленности и сельского хозяйства - 30.3% и 19.9% соответственно [1].
В свою очередь это сопровождалось увеличением выпуска в среднем профессиональном образовании (СПО) и в высшем профессиональном образовании (ВПО). Масштабы подготовки специалистов в средних профессиональных учреждениях вначале несколько снизились, а затем вернулись к исходному уровню и, более того, превысили его уровень почти на 20%. По направлениям специальностей наибольшее увеличение произошло по специальности «экономика и управление» - на 153%. Уменьшение выпуска произошло по специальностям в сфере здравоохранения (на 47%, или на 1636 человек), образования (на 14%, или на 351 человек). Причем среди выпускников 2006 года высока доля специалистов сферы экономики и управления - 25.7% от общего числа выпускников, что существенно превышает показатели по другим направлениям [1].
Выпуск высших учебных заведений в 2006 г. составил 23425 человек. Он увеличился в 3.2 раза, или на 216.6%, по сравнению с выпуском 1991 г.
Рассмотрев структуру выпуска высших учебных заведений по специальностям в динамике, отметим следующие ее изменения: наибольшее количество выпускников наблюдается в таких сферах, как «экономика и управление» - на 728% (с 614 до 5084 человек), «образование» - на 574% (с 868 до 5840 человек), «автоматизация и управление» - на 81.5%, сельское хозяйство - на 33.2%. Наибольший удельный вес в общей численности подготовленных специалистов составляют специалисты, подготовленные по специальностям «образование и педагогика» - 25% и «экономика и управление» -21% [1].
Наряду с государственными вузами функционируют 5 самостоятельных негосударственных высших учебных заведений и 8 филиалов московских негосударственных высших учебных заведений с численностью обучающихся 21.3 тыс. чело-
век [2]. Обучение ведется в основном по направлениям экономического и юридического профиля, причем на специальностях юридического профиля обучается 35% студентов, на экономических специальностях - 60% всех студентов [3].
Оценивая структуру подготовки специалистов на уровнях СПО и ВПО как в государственных, так и в негосударственных учреждениях, можно сказать, что происходит сильный перекос подготовки специалистов в сторону экономики и управления. Это в первую очередь связано с большой востребованностью специальностей данной группы в современном обществе.
Проанализировав соотношение структуры занятого населения по отраслям и структуры подготовки специалистов по отраслям и сравнив с отраслевой структурой занятости и подготовки специалистов, мы пришли к выводу, что система подготовки специалистов не соответствует структуре занятости населения. Наибольшие расхождения наблюдаются в сельском хозяйстве: в структуре занятого населения его удельный вес составляет 17%, а в структуре подготовки специалистов -11.8%, в ЖКХ - 3.5% и 1.5%, в здравоохранении -6.7% и 4.5% соответственно. В образовании в структуре занятого населения - 10.9%, а в структуре подготовки рабочих кадров - 13.3%, в экономике и управлении - 6.7% занятого населения и 18.5% в выпуске 2006 года. В промышленности также очевидно расхождение - 23.2% и 33.1% соответственно. Если смотреть в динамике, то здесь наблюдаются еще большие диспропорции.
На сегодняшний день в республике складывается диспропорция по соотношению количества обучаемых специалистов разных профессиональных уровней: на одного выпускника вуза приходится 0.9 среднего, 1.1 начального профессионального образования. В 1991 году данная пропорция составляла 1:3:6, т.е. на одного выпускника вуза приходилось 3 специалиста среднего и 6 специалистов начального профессионального образования. Признано, что для организации эффективного труда необходима пропорция 1:3:5 [4].
При этом лишь небольшая доля выпускников предполагает быть рабочими. Причин, почему выпускники не устраиваются работать на заводы, много, среди главных - низкая зарплата, низкий престиж. Нехватка рабочих - одна из главных проблем трудового рынка республики и страны в целом. Это в свою очередь усугубляется тем, что средний возраст рабочих на заводах составляет 45 лет [5]. Поэтому особое внимание должно уделяться подготовке наиболее востребованных на рынке труда рабочих кадров высокой квалификации по таким профессиям, как водители автотранспортных средств, строители всех специальностей, операторы
нефтяных и газовых скважин, аппаратчики по переработке нефти и нефтепродуктов, электрогазосварщики [6].
По отраслям потребность в специалистах можно представить следующим образом (рис. 1):
1
12% 7 6
2% 6% 10%
Рис. 1. Структура потребности в специалистах в 2006 году в РБ, в % [6]: 1 - промышленность; 2 - сельское хозяйство; 3 - транспорт и связь; 4 - строительство; 5 -торговля и общепит; 6 - ЖКХ; 7 - управление; 8 - здравоохранение, соц. обеспечение, образование, культура; 9 - другие отрасли.
Таким образом, больше всего специалистов требуется для промышленных предприятий, строительства, организаций здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и науки.
Однако дефицит отнюдь не единственная проблема. На сегодняшний день актуальной является также проблема квалификации рабочих кадров. Особо следует обратить внимание на снижающуюся конкурентоспособность на рынке труда выпускников техникумов, колледжей, профессиональных училищ, лицеев. Сегодня каждый второй среди безработных выпускников - выпускник среднего специального учебного заведения, каждый пятый -системы профтехобразования или выпускник высшего учебного заведения.
По оценкам специалистов, в центрах занятости ежемесячно состоят на учете в среднем около 2 тысяч выпускников, что составляет 6-7% от числа зарегистрированных безработных [7].
Проанализируем трудоустройство выпускников разных уровней. В системе начального профессионального образования получили направление на работу 68.6% выпускников, причем 36.8% на предприятия промышленности, 31% на предприятия и в организации сельского хозяйства. 19.7% оказались не трудоустроены, из них 9.8% от общего выпуска по причине поступления в вузы или техникумы (необходимо отметить, что абсолютное их большинство поступает учиться не по специальности, полученной в училище).
В системе среднего профессионального образования в 2006 году получили направления на работу 38.3% выпускников. Наибольшее количество направлений получили выпускники специальностей
группы «автоматика и управление» - 68.8%, «гуманитарные науки» - 58%, «образование и педагогика» - 51%. Не получили направление 7.4% выпускников. Большее количество выпускников, не получивших направление, - это выпускники групп специальностей «экономика и управление» - 18%, «технология продовольственных продуктов и потребительских товаров» - 16%.
В системе высшего профессионального образования направление на работу получили 76% выпускников, среди них наиболее высока доля выпускников, получивших специальность по направлению «социальные науки» - 100% от выпуска по этой специальности, «здравоохранение» - 99%. 10% выпускников трудоустроились самостоятельно. Нетрудоустроенными оказались 2.5%, среди них самый большой процент составляют выпускники группы специальностей «технология продовольственных и потребительских товаров» - 19.6% от выпуска по этой специальности, «гуманитарные науки» - 7.1%, «экономика и управление» - 6.5%.
Наиболее актуальной является проблема выхода на рынок выпускников ссузов по специальностям: правоведение, финансы, экономика и бухучет; выпускников вузов по специальности: юриспруденция, менеджмент, государственное муниципальное управление. Вместе с тем, наблюдается возрастание спроса на инженерные специальности, что объясняется переходом на инновационный путь развития экономики.
Главной проблемой рынка труда является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы: с одной стороны, трудоизбыточность рабочей силы, а с другой - дефицит квалифицированных кадров. Соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места не соответствуют запросам ищущих работу. В настоящее время в России и в республике на всех уровнях поднимается проблема качества рабочей силы, обеспеченности экономики квалифицированными и молодыми кадрами. Хотя профессиональная школа пытается адекватно реагировать на эти процессы, все же структура профессионального образования во многом не соответствует перспективным потребностям рынка труда. Это обусловлено консервативностью рынка образовательных услуг, который не может гибко перестраиваться на запросы экономики.
В данной ситуации рассчитывать только на рыночные регуляторы безосновательно, и поэтому необходим научно и экономически обоснованный целостный государственный механизм регулирования этих процессов. Решение этой проблемы на сегодняшний день становится все более важным, так как является главным условием социально-
экономического прогресса и инновационного прорыва экономики.
Источник диспропорций на рынке труда, на наш взгляд, заключается в разрыве связи между рынком труда и рынком образовательных услуг РБ. Поэтому основные направления предлагаемых нами мероприятий по совершенствованию системы обеспечения кадрами выглядят следующим образом.
Развитие системы социального партнерства, сторонами которого выступают: государство в лице Кабинета Министров РБ, исполнительных органов государственной власти РБ, работодатели РБ, профессиональные образовательные учреждения. В рамках этого направления необходимо активизировать взаимодействие всех сторон, что предусматривает выполнение ими следующих мероприятий.
Обеспечение участия работодателей в мониторинге рынка труда, разработке государственных образовательных стандартов, процедурах контроля качества подготавливаемых системой профессионального образования специалистов как во время обучения, так и при выпуске из учебного заведения. Рынок труда в лице работодателей должен превратиться в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком, и контролером качества образовательного продукта. Кроме того, одной из важнейших форм взаимодействия бизнеса и системы профессионального образования является также прямая поддержка бизнесом образовательных учреждений, осуществление инвестиций в систему образования в целях подготовки квалифицированных специалистов для собственных потребностей.
В свою очередь в этих процессах профессиональные образовательные учреждения также должны играть активную роль. Для обеспечения взаимодействия с предприятиями, перспективными с точки зрения установления долгосрочных партнерских отношений, учреждения могут использовать свои маркетинговые службы. Учебные заведения мы можем представить как производителей образовательных услуг, действующих на рынке так же, как и любое предприятие, а основную их задачу -как поиск стратегических партнеров.
И наконец, роль государства сводится к обеспечению необходимых условий для реализации мероприятий, включающих изменение законодательной базы, разработку стимулов и преференций для привлечения бизнеса к финансированию профессионального образования, участие в долевом финансировании подготовки специалистов.
Для реализации предлагаемых мероприятий мы считаем необходимым создать координирующий орган, на базе уже имеющегося и финансируе-
мого бюджетом РБ Межведомственного координационного совета по кадровому обеспечению РБ. В своей деятельности данный орган должен руководствоваться принципами социального партнерства и выполнять функцию по координации обеспечения кадрами экономики РБ. В число его функций должна входить также организация единой системы мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг РБ в целях создания единого для них информационного поля, а также научно-обоснованного прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах с учетом перспектив социально-экономического развития РБ.
Такого рода взаимоотношения, если их верно координировать, являлись бы выгодными для всех сторон. Результатом данной работы может быть снятие социальной напряженности на рынке труда, обеспечение предприятий и организаций экономики РБ квалифицированными специалистами, развитие научно-технического и инновационного потенциала республики, реализация социальной ответственности бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Образование и культура в РБ: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. Уфа: 2006. С. 53, 75, 84.
2. Информационно-статистический сборник основных показателей деятельности учреждений образования. Уфа: Ди-зайнПолиграфСервис, 2006. С. 79.
3. Среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование в Республике Башкортостан: основные итоги за 2006 год. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. С. 31.
4. Новотная Е. А., Овчарова Д. В. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Кн. 2. Петрозаводск: ПетрГУ, 2005. С. 75.
5. Глушанок Т. М. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Кн. 2. Петрозаводск: ПетрГУ, 2005. С. 107.
6. Мониторинг регистрируемого рынка труда РБ за 2006 год / Управление государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения РБ. Уфа: 2006. С. 18, 20.
7. Содействие трудоустройству и адаптация к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования: Сборник статей по материалам республиканской научно-практической конференции. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. С. 13.
Поступила в редакцию 27.06.2007 г. После доработки — 06.05.2008 г.