Л. А. Миниахметова
Статья поступила в редакцию в августе 2009 г.
Аннотация
профессиональное
ОБРАЗОВАНИЕ И РЬ1НОК ТРУДА В ТАТАРСТАНЕ И БАШКОРТОСТАНЕ
Состояние системы профобразования и положение на рынке труда в Татарстане и Башкортостане имеют много общих черт с ситуацией в других регионах России. Рассматриваются используемые в данных субъектах Федерации меры по согласованию системы профессиональной подготовки с потребностями рынка труда: создание системных образовательных комплексов, инновационных центров, расширение номенклатуры специальностей в учебных заведениях профобразования.
Ключевые слова: профессиональное образование, рынок труда, номенклатура специальностей, молодежная безработица, трудовая миграция, инновационные центры, системные образовательные комплексы.
Система профессионального образования в Российской Федерации в последние два десятилетия трансформировалась во многом стихийно, под воздействием многообразных и зачастую противоречивых социально-экономических и демографических сдвигов в российском обществе. В результате возникла относительно устойчивая динамическая система, в которой каждый компонент занял специфическую нишу, выполняя функции, определяемые системой в целом, и одновременно влияя на нее. Любые направленные изменения в сфере профобразования неизбежно выводят эту систему из равновесия, оказывая влияние на состояние рынка образовательных услуг, рынка труда, социальное положение больших групп населения региона, перспективы социализации молодого поколения. Управление сферой образования требует учета ее влияния на широкий круг социально-экономических и демографических явлений. Рассматривая образование как самоорганизующуюся систему, необходимо иметь в виду, что, по словам академика А. Н. Моисеева, «наши воздействия необходимы лишь для того, чтобы поддержать желаемые традиции или избежать тех или иных подводных камней (или даже катастроф), способных увести в сторону поток развития». По отношению
280
Л. А. Миниахметова
Профессиональное образование и рынок труда в Татарстане и Башкортостане
■
к самоорганизующимся объектам такого рода он исключил термины «управление», «управляемое развитие» и использовал понятие «направляемое развитие», имея в виду «направление естественных процессов самоорганизации в желаемое русло развития, которое обеспечивает стабильность общественной жизни и ее развитие» [Акопян, Еляков, 2007].
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ № 803 от 23 декабря 2005 г., определила цели развития системы образования: создание механизмов обеспечения доступности, высокого качества и эффективности образования, его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей общества, экономики и государства. В современных условиях, в ситуации финансового кризиса наиболее актуальной проблемой системы профессионального образования стало несоответствие направлений подготовки специалистов и квалифицированных рабочих потребностям рынка труда. В этом отношении положение в Татарстане и Башкортостане достаточно показательно в отношении ситуации с профессиональным образованием в Российской Федерации в целом. Поэтому исследование взаимного влияния преобразований структуры профподготовки и динамики рынка труда в этих республиках, а также системы мер, осуществляемых руководством данных субъектов Федерации для обеспечения соответствия системы профессионального образования запросам рынка труда, представляет интерес с точки зрения организации профобразования в различных регионах страны.
В Республике Татарстан действует многоуровневая система образования, представляющая собой важный элемент ее экономики и социальной сферы. Она аналогична системам образования большинства российских регионов, сходных с Татарстаном по демографическим и социально-экономическим условиям, т. е. регионов, в которых есть населенные пункты с численностью населения более 2 млн человек и крупные промышленные комплексы.
В современных условиях перед системой образования стоит задача способствовать повышению социальной мобильности населения. Для этого необходима гибкая, многофункциональная система профессионального образования, оперативно реагирующая на потребности экономики в специалистах различных профессий и разных уровней подготовки. Однако в системе профессионального образования республики все более усиливаются диспропорции в подготовке кадров. Если в 1990 г. соотношение приема в учреждения начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО) составляло 1,95 : 1 : 0,74, то к 2008 г. значительно вырос прием в систему ВПО и сократился прием в учреждения НПО — соотношение составило 1,05 : 1 : 2,9. При этом, по оценкам экспертов, для удовлетворения спроса
Система профессионального образования и рынок труда Республики Татарстан
281
■
Работы конкурсантов 2009 г.
на рабочих и специалистов, который предъявляет экономика, это соотношение должно быть близко к 1 : 1 : 1. Сегодня в Татарстане численность выпускников вузов почти в 2 раза превышает число выпускников учреждений начального и среднего образования1. На практике это означает, что на одного рабочего приходится два-три инженера, экономиста или менеджера. Анализ данных бирж труда в различных городах республики (Казань, Набережные челны, Нижнекамск, Альметьевск) свидетельствует о том, что значительное число выпускников учебных заведений ВПО получают пособия по безработице, так как потребность в ряде специалистов на рынке отсутствует (экономисты, менеджеры, бухгалтеры, юристы).
В 2000-2008 гг. в Республике Татарстан, как и по всей России, постоянно рос спрос на квалифицированные рабочие кадры, по данным 2009 г., они составляли 74 % общей потребности республики в рабочей силе. При этом сеть учреждений НПО с 2000 г. сократилась в Татарстане на 4 %, что повлекло за собой сокращение числа обучающихся на 9 % — оно достигло минимального за последние десять лет показателя. Сегодня в 106 учреждениях НПО обучаются 40,7 тыс. человек. Почти половина этих учреждений находится в сельской местности, в них учатся 29 % студентов системы НПО.
На протяжении последних десяти лет структура подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования республики не менялась. Номенклатура предлагаемых молодежи специальностей включает 186 наиболее массовых профессий, что крайне недостаточно в современных условиях. Существующая система негосударственных учебных заведений не восполняет этот дефицит.
С 2005 г. в Татарстане на основе оценки перспективных потребностей республиканского рынка труда началось реформирование системы профессионального образования. Номенклатура профессий, предлагаемых для изучения, была расширена, прежде всего за счет профессий, которые востребованы в сфере услуг, ЖКХ, в производстве и использовании современных технологий, в переработке сельскохозяйственной продукции, в народных промыслах2.
Суть осуществляемых преобразований заключалась в переориентации системы начального, среднего и высшего профессионального образования на удовлетворение запросов работодателя. В частности, в 2005 г. было принято решение о подготовке кадров, и прежде всего квалифицированных рабочих,
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 11 декабря 2006 г. № 617 «О ходе реализации приоритетного национального проекта “Образование” в Республике Татарстан» (с изменениями и дополнениями). Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 27 ноября 2000 г. № 804 «О мерах по поддержке и развитию системы начального профессионального образования в Республике Татарстан» (с изменениями и дополнениями).
282
Л. А. Миниахметова
Профессиональное образование и рынок труда в Татарстане и Башкортостане
■
на основании соглашений (договоров) между работодателями, учащимися и образовательными учреждениями. При этом работодатель, участвуя в финансировании процесса обучения, гарантировал выпускнику рабочее место с заработной платой не ниже установленного социального норматива. По сути, данное решение восстанавливало систему распределения учащихся, существовавшую в СССР, когда после окончания учебного заведения человек получал направление на производство. В итоге за 20022007 гг. численность выпускников учреждений НПО, СПО и вузов, имеющих свободное распределение, т. е. самостоятельно ищущих работу, сократилась на 30%.
Анализ эффективности принятых мер был осуществлен органами власти Республики Татарстан в 2006-2008 гг. Его итоги приведены в Постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 22 октября 2008 г. № 763 «Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.». В частности, оценка фактической потребности в рабочих кадрах (выпускниках учреждений НПО и СПО) выявила почти двукратное превышение выпуска учащихся над потребностью по целому ряду рабочих профессий. Следовательно, ряд учебных заведений республики готовил не тех специалистов, которые нужны на рынке труда. В связи с этим было принято решение в 2009-2011 гг. перепрофилировать значительное число учреждений НПО, перестроить их деятельность, сократить их число, а также изменить систему трудоустройства выпускников.
В систему профессионального образования Республики Башкортостан входят 103 учреждения НПО и 97 образовательных учреждений СПО, в которых учатся 99,5 тыс. человек, а также 20 самостоятельных высших учебных заведений и 34 филиала вузов с общим контингентом обучающихся 169,5 тыс. человек.
Как и по всей России, в Республике Башкортостан отмечается рост уровня образования населения. Если по данным переписи 1989 г. образование основное общее и выше имели 79 % жителей в возрасте 15 лет и старше, то в 2002 г. этот показатель достиг 90 %. Вырос и уровень профессиональной подготовленности: с 1988 до 2007 г. доля населения старше 15 лет, имеющего то или иное профессиональное образование, повысилась с 44 до 61 %. При этом за тот же период число специалистов с высшим образованием увеличилось на 161 тыс. человек (на 72 %), со средним профессиональным — на 438 тыс. человек (на 88 %). Рост уровня образования населения в республике обеспечен развитием системы высшего и среднего профессионального образования. Если в 1990 г. в Башкортостане было всего 9 вузов, то к 2009 г. функционировали уже 20 высших учебных заведений (как государственных, так и негосударственных), и это без учета
Система профессионального образования и рынок труда Республики Башкортостан
283
■
Работы конкурсантов 2009 г.
филиалов иногородних вузов. Численность учащихся и студентов увеличилась почти в 2,5 раза3.
В отличие от Республики Татарстан и Российской Федерации в целом рост количества учебных заведений и численности студентов в Башкортостане не породил диспропорции в подготовке кадров, не привел к появлению на рынке труда невостребованных специалистов. Дело в том, что в этой республике доля населения, имеющего высшее образование, была до последнего времени значительно ниже среднероссийского показателя, хотя в сфере среднего образования такого отставания не отмечалось. По данным на начало 2007 г., из каждой тысячи населения Республики Башкортостан в возрасте 15 лет и старше высшее образование имели всего 117 человек, в то время как по всему Приволжскому федеральному округу 138, а по России — 160 человек. По данному показателю Республика Башкортостан занимала в ПФО предпоследнее место, а в Российской Федерации — 77-е место (рис. 1). Такое отставание было связано с большой численностью сельского населения в республике и имело следствием низкий уровень квалификации управленческих и инженерно-технических работников.
Рис. 1 Соотношение долей населения по уровню
профессиональной подготовки в Республике Башкортостан на начало 2007 г. ( %)4
Республика
Башкортостан
Приволжский
федеральный
округ
Российская
Федерация
□ Начальное профессиональное 0 Среди ее профессиональное ■Незаконченное высшее □ Высшее ■ Послевузовское
Система начального профессионального образования в республике претерпела в последние годы сильное сокращение — более значительное, чем произошло в Татарстане. На начало 2007 г. Башкортостан располагал всего 120 учреждениями НПО с численностью учащихся 51,3 тыс. человек. По сравнению с 1990 г. число учреждений НПО и численность учащихся в них сократились соответственно на 23 % (35 учреждений) и 19,6 тыс. человек (28 %).
3
4
Формирование и использование трудовых ресурсов в Республике Башкортостан: аналитическая записка Территориального органа Федеральной
службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа: Башкортостанстат, 2006. URL: http: //www.brobs.ru/ analitic/ trud-resurs.htm. Там же.
284
Л. А. Миниахметова
Профессиональное образование и рынок труда в Татарстане и Башкортостане
■
На рынке труда республики имеет место дефицит отдельных профессий и квалификаций. В частности, по оценкам РАН, в 2005-2007 гг. недостаток квалифицированных рабочих кадров испытывали более 80 % предприятий республики. Инженернотехнические специалисты и управленцы требовались в 20-25 % обследованных организаций. Наиболее острую нужду в рабочих кадрах испытывали предприятия машиностроения и металлообработки, черной металлургии, производства строительных материалов и деревообработки.
Таким образом, рынок труда Республики Башкортостан в отличие от Республики Татарстан характеризуется не переизбытком предложения рабочей силы по отдельным специальностям, а общим отставанием предложения специалистов — как по объему, так и по направлениям подготовки.
Среди других характерных черт рынка труда в Башкортостане важно упомянуть высокие показатели частоты работы выпускников системы профобразования не в соответствии с полученной профессией, значительные потоки трудовой миграции за пределы республики, недостаточное информационное обеспечение взаимодействия сферы образования и рынка труда, потребность в котором особенно высока в ситуации постоянных социальноэкономических изменений в обществе.
По оценкам специалистов Министерства образования Башкортостана, более 50 % инженеров, 70 % выпускников сельхозинститутов, 30-40 % выпускников медицинских вузов не работают по полученной специальности. В результате предприятия недополучают необходимых им молодых специалистов. Дефицит квалифицированных кадров усугубляется тем, что значительное число дипломированных специалистов переезжают на новую работу за пределы республики. Сальдо миграции среди лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в 2004 г. составило 782 человека, а в 2005 г. — 749 человек. Самые высокие показатели миграции характерны для категории молодых специалистов (до 30 лет): лиц с высшим образованием — 533 человека (возраст 20-29 лет), со средним профессиональным образованием — 443 человека (возраст 18-29 лет)5.
Недостаточное информационное обеспечение взаимодействия сферы образования и рынка труда влечет за собой целый ряд негативных последствий. Работодатели и работники затрачивают лишнее время на поиск друг друга, в результате уровень безработицы оказывается неоправданно высоким. Абитуриенты выбирают учебные заведения «вслепую». В итоге, несмотря на ежегодное увеличение числа вакантных мест (в 2006 г. их было в 2,4 раза больше, чем на начало 2000 г.), уровень предложения
5 Формирование и использование трудовых ресурсов в Республике Башкортостан: аналитическая записка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа: Башкортостанстат, 2006. URL: http: //www.brobs.ru/ analitic/ trud-resurs.htm.
285
■
Работы конкурсантов 2009 г.
Современные тенденции развития рынка труда и профподготовки в Татарстане и Башкортостане рабочей силы существенно выше спроса на нее. Ситуация осложняется несовпадением спроса на рабочую силу и ее предложения по профессионально-квалификационной структуре. Ситуация в сфере образования и на рынке труда, сложившаяся к началу 2009 г. в Татарстане и Башкортостане, имеет много черт, общих для всех регионов Российской Федерации. Демографический спад обусловил устойчивую тенденцию сокращения численности обучающихся в учебных заведениях. В результате уменьшаются показатели наполняемости учебных заведений, изменяется соотношение численности учащихся и педагогов. Растет конкуренция между учебными заведениями на рынке образовательных услуг, которая осложняется ростом стоимости обучения одного учащегося. В этих условиях многие учебные заведения пошли по пути снижения уровня требований к абитуриентам. В результате снижается эффективность расходов на образование, которые несут как государство, так и потребители образовательных услуг. В то же время спрос на образовательные услуги со стороны населения достаточно высок, причем востребованы практически все специальности в любых учебных заведениях. Охват учащихся общеобразовательных школ программами профессиональной и допрофессиональной подготовки падает. Анализ содержания данных программ свидетельствует о том, что они не способствуют адаптации школьников в современной российской экономике. Рабочие специальности не пользуются популярностью у молодежи ввиду сложившихся устойчивых представлений о том, что они не могут обеспечить достойный уровень жизни. Престиж обучения в учреждениях НПО и СПО снижается, в результате появляются диспропорции в численности специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием (управленцев больше, чем рабочих). Учебные заведения профессионального образования различного уровня не отслеживают конкретные запросы рынка труда в отношении численности, объема и профиля подготовки, уровня квалификации рабочих и специалистов. В Татарстане налицо избыточная численность выпускаемых учреждениями профобразования менеджеров, бухгалтеров, экономистов, маркетологов и юристов, обусловленная высоким престижем данных специальностей. Учреждения образования, как государственные, так и негосударственные, преимущественно выпускают рабочих и специалистов с низкими разрядами, а такие выпускники недостаточно эффективно закрепляются на производстве. При этом общественность и работодатели в Татарстане и Башкортостане практически не взаимодействуют с учреждениями образования. Отчасти несогласованность структуры выпуска специалистов системой профессионального обучения запросам рынка труда
286
Л. А. Миниахметова
Профессиональное образование и рынок труда в Татарстане и Башкортостане
■
обусловлена объективными факторами. Подготовка кадров по ряду технических и технологических специальностей затруднена из-за высокого уровня затрат на их обучение; для обучения молодежи по наукоемким специальностям нет материально-технической базы и кадров преподавателей. Многие социально важные профессии — педагоги, работники социальной сферы — не востребованы на рынке образовательных услуг.
Для государственных учреждений образования характерна большая изношенность учебно-материальной базы, а для негосударственных — ее слабость. Уровень заработной платы работников образования в Татарстане и Башкортостане существенно ниже средней заработной платы в реальном секторе экономики, вследствие чего усиливается старение педагогического корпуса, сохраняется дефицит кадров по ряду специальностей педагогов.
В Республике Татарстан с целью приближения структуры подготовки кадров системой профобразования к реальным запросам рынка труда используется кластерный подход.
Системные образовательные комплексы, или кластеры, формируются на республиканском уровне и объединяют образовательные и иные организации и учреждения разного уровня, разных типов и видов, а также управленческую инфраструктуру. Такое объединение облегчает внедрение инновационных образовательных программ, технологий и методик.
Кластерный подход является развитием системы распределения выпускников учреждений НПО и СПО на основе договорных отношений между государством, образовательным учреждением, работодателями и учащимися. При этом учитываются потребности различных отраслей экономики в рабочих и специалистах для достижения сбалансированного развития рынка труда6.
Достоинствами данной системы являются усиление гарантий трудоустройства для выпускника и облегчение поиска необходимых кадров для работодателя. Кластерный подход позволяет повысить эффективность государственного управления сферой образования и рынками труда, оптимизирует учет региональных потребностей в образовательных услугах.
В то же время внедрение кластерного подхода сопряжено с необходимостью существенных изменений в системе управления образованием, учебных программах, финансировании. В данной системе регионального управления профессиональным образованием не удается должным образом учесть и использовать предпринимательскую инициативу малого и среднего бизнеса в сфере подготовки рабочих и специалистов для этого сектора экономики. Из системы кластеров выпадают негосударственные учебные заведения.
Управление структурой профподготовки на региональном уровне
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 22 октября 2008 г. № 763 «Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.».
287
■
Работы конкурсантов 2009 г.
Кластерный подход в управлении образованием, по существу, аналогичен существовавшей в СССР системе жесткой регламентации численности учащихся, характера их подготовки, распределения выпускников на производство и т. д.
Существенный вклад в согласование структуры выпуска специалистов системой профобразования с потребностями рынка труда вносят негосударственные образовательные учреждения, в которых обучение строится на коммерческой основе. В Республике Татарстан такие негосударственные вузы, как Институт экономики, управления и права и Академия управления «ТИСБИ», по численности студентов приближаются к небольшим государственным вузам. Номенклатура предлагаемых ими профессий обусловлена наличием платежеспособного спроса. В последние годы негосударственные учебные заведения ориентировались преимущественно на подготовку менеджеров, бухгалтеров, экономистов, маркетологов, юристов. При этом они практически не готовят инженеров, технологов, а также специалистов, востребованных в ограниченных по объему секторах рынка.
Негосударственные образовательные учреждения имеют преимущества перед государственными в оперативности реагирования на запросы рынка труда. Они быстрее организуют обучение студентов по профессиям, которые раньше не предлагались системой профподготовки, но стали востребованы на рынке в связи с происходящими изменениями в экономике, например специалисты по управлению качеством, персонал предприятий сферы туризма и т. д. По сути, у негосударственных вузов в Республике Татарстан отсутствует партнер в лице крупного работодателя, и им приходится ориентироваться на потребности малого и среднего бизнеса.
Еще одна возможность приблизить систему профессиональной подготовки к потребностям рынка труда — это создание при учебном заведении собственных предприятий, где студенты параллельно с подготовкой по стандартному учебному курсу начинают свою профессиональную деятельность. Например, при учреждениях НПО и СПО открывают производственные мастерские по оказанию строительных, бытовых и иных услуг. В отношении вузов такая практика еще не получила распространения, но в Новосибирске проходит апробация проекта по созданию инновационных фирм при научно-исследовательских институтах.
В таких предприятиях при учебных заведениях студенты получают необходимые навыки практической деятельности, а также опыт самостоятельной, в том числе и предпринимательской, деятельности; формируется круг единомышленников, возникают дополнительные возможности организации частного предпринимательства.
Создание базовых предприятий при учебных заведениях требует развития единой среды обучения и практической подготовки студентов. Для этого необходима нормативно-правовая
288
Л. А. Миниахметова
Профессиональное образование и рынок труда в Татарстане и Башкортостане
и организационно-методическая помощь со стороны государства: установление специальных стандартов практической подготовки, законодательное обеспечение возможности создания совместных предприятий между автономными учреждениями образования и коммерческими структурами и т. д. Формирование сети такого рода базовых предприятий могло бы способствовать развитию общественно-гражданских форм управления образовательными процессами, в частности укреплению партнерских отношений между образовательным учреждением, сообществом учащихся и студентов, государством и будущими работодателями. Например, путем размещения заказов на изготовление перспективных видов продукции, спроектированных студентами вуза, мелкой серией учащимися учреждения СПО на его оборудовании.
Таким образом, чтобы приблизить систему профессионального образования к реальным запросам рынка труда, необходимы комплексные усилия на разных уровнях системы профподготовки: на уровне отдельно взятого студента — расширение возможностей практического использования приобретаемых навыков еще во время учебы; на уровне учебного заведения — учет потребностей рынка труда в рабочих и специалистах; на уровне системы образования региона в целом — использование кластерного подхода.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.».
3. Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 г. № 1982-XII «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
4. Закон Республики Татарстан от 21 октября 2005 г. № 105-ЗРТ «Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 гг.» (с изменениями и дополнениями).
5. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан
от 27 ноября 2000 г. № 804 «О мерах по поддержке и развитию системы начального профессионального образования в Республике Татарстан» (с изменениями и дополнениями).
6. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан
от 22 октября 2008 г. № 763 «Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.».
7. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан
от 11 декабря 2006 г. № 617 «О ходе реализации приоритетного национального проекта Образование в Республике Татарстан» (с изменениями и дополнениями).
8. Решение Казанской городской думы от 14 ноября 2007 г. № 3-24 «О Программе развития образования в г. Казани на 2008-2010 гг.».
■
Литература
289
■
Работы конкурсантов 2009 г.
9. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 19 июля 2007 г. № 4604/7 «О реализации приоритетного национального проекта Образование в муниципальном образовании в 2006, 2007 гг.».
10. Акопян Д., Еляков А. Управление Интернетом // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. № 39. С. 23-27.
11. Смирнова И. «Живое пробьется» (интервью с Е. Чичваркиным, владельцем компании «Евросеть») // Кадровый менеджмент. 2008. № 1-2. С. 12-14.
12. Формирование и использование трудовых ресурсов в Республике Башкортостан: аналитическая записка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа: Башкортостанстат, 2006. URL: http://www. brobs.ru/analitic/trud-resurs.htm.