Научная статья на тему 'Проблемы интеграции рынка труда и рынка образовательныхуслугна примере Северо-Кавказского федерального округа'

Проблемы интеграции рынка труда и рынка образовательныхуслугна примере Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СООТВЕТСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА / ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РЫНКОВ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ACCORDANCE OF EDUCATION TO THE MARKET NECESSITIES / OPTIMIZATION OF STRUCTURE OF TRADE EDUCATION / THE ANALYSIS OF LABOUR-MARKET IN REPRODUCTION PROCESS / CONCORDANCE OF INTERESTS OF SUBJECTS OF LABOUR-MARKETS AND EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Рашия Рустамовна

В статье рассматриваются вопросы интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг на региональном уровне. Отмечается необходимость сочетания государственных и региональных целей, задач регулирования механизмов рынка труда и рынка образовательных услуг. В качестве важных задач выделены сотрудничество с работодателями в деле подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование нормативных механизмов предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда, стимулирование участия работодателей в поддержке деятельности отечественной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTEGRATION OF LABOUR-MARKET AND MARKET OF EDUCATIONAL SERVICESON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRIC

In the article examined questions of integration of labour-market and educational services on regional level. The necessity of combination state and regional aims is marked, also adjusting tasks of mechanisms of labour-market and educational services. As important task distinguished collaboration on business of preparation, retraining and in-plant training of shots, forming of normative mechanism of grant of right to the associations of employers to participate in prognostication of labour-market, stimulation of participation of employers in support of activity of the home system of education

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции рынка труда и рынка образовательныхуслугна примере Северо-Кавказского федерального округа»

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 26, 2012.

■А-

УДК 338

Алиева Р.Р.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУСЛУГ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Alieva R.R.

PROBLEMS OF INTEGRATION OF LABOUR-MARKET AND MARKET OF EDUCATIONAL SERVICESON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DIS-TRIC

В статье рассматриваются вопросы интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг на региональном уровне. Отмечается необходимость сочетания государственных и региональных целей, задач регулирования механизмов рынка труда и рынка образовательных услуг. В качестве важных задач выделены сотрудничество с работодателями в деле подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование нормативных механизмов предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда, стимулирование участия работодателей в поддержке деятельности отечественной системы образования.

Ключевые слова: соответствие образования потребностям рынка, оптимизация структуры профессионального образования, анализ рынка труда в воспроизводственном процессе, согласование интересов субъектов рынков труда и образовательных услуг.

In the article examined questions of integration of labour-market and educational services on regional level. The necessity of combination state and regional aims is marked, also adjusting tasks of mechanisms of labour-market and educational services. As important task distinguished collaboration on business of preparation, retraining and in-plant training of shots, forming of normative mechanism of grant of right to the associations of employers to participate in prognostication of labour-market, stimulation ofparticipation of employers in support of activity of the home system of education

Key words: accordance of education to the market necessities, optimization of structure of trade education, the analysis of labour-market in reproduction process, concordance of interests of subjects of labour-markets and educational services.

В настоящее время в условиях макроэкономической стабилизации и роста промышленного производства в социальной сфере остаются нерешенные проблемы. В их числе и противоречия, возникающие между современными профессиональными стандартами и во многом устаревшими стандартами системы образования, а также перекосы в структуре подготовки квалифицированных кадров. Формулировать современные запросы к рынку образовательных услуг способен только рынок труда, поэтому результативность проведения реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям данного рынка. Актуальность проблемы становится очевидной в силу расширения сферы платного образования. Если вложения в человеческий капитал будут неконкурентоспособны, то инвесторы начнут использовать альтернативные возможности вложения денежных ресурсов.

Обеспечение устойчивой связи с рынком труда является одной из наиболее важных задач государства и региональных органов власти, так как более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Основным показателем эффективности профессионального образования должно стать соответствие образования потребностям рынка, что тре-

149

■А-

бует объективного прогнозирования потребностей государства в специалистах. В качестве основных задач, на наш взгляд, необходимо обозначить оптимизацию структуры профессионального образования и перепрофилирования профучреждений с учетом потребностей рынка в специалистах различной квалификации.

Для адекватной оценки направлений развития профессионального образования требуется дать детальный анализ рынка труда в воспроизводственном процессе, рассматривая их как рыночные процессы формирования, подготовки и распределения трудовых ресурсов общества.

Функционирование рынков разных видов в экономической системе общества невозможно без их взаимодействия. В процессах данного взаимодействия проявляется согласование и расхождение интересов субъектов разных рынков, в том числе рынка труда и рынка образовательных услуг. Согласование интересов субъектов рынков труда и образовательныхуслуг, которое произойдет лишь при соответствии их потребностей, является основной целью установления прочных связей между ними.

Рынок труда и рынок образовательных услуг, взаимодействуя между собой, преследуют социально-экономическую цель, которая выражается, прежде всего, в увеличении благосостояния каждого члена общества через удовлетворение личных потребностей людей, реализации образовательной услуги на практике, получении соответствующего уровня дохода и повышении платежеспособности населения.

Следовательно, интегративное взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда приводит к появлению новых интегральных качеств, не свойственных раннее отдельно взятым компонентам, способное:

- оказать существенное влияние на модернизацию профессионального образования и формирование его нового качества. При этом обеспечивается синергетический эффект, который выражается в совершенствовании способностей выпускников системы высшего образования к высококвалифицированному, творческому труду, новых профессионально-квалификационных компетентностях специалиста, адекватных потребностям рынка труда и общества конкретной территории;

- оказывать влияние на формирование инновационного типа занятости, главной характеристикой которого является повышение роли интеллектуального, творческого труда, способствовать перестройке всей совокупности трудовых отношений;

- оказать влияние на темпы развития высокотехнологичных отраслей экономики региона, способствовать повышению производительности труда, эффективности использования человеческих ресурсов;

- стать фактором инвестиционной привлекательности того или иного региона или предприятия;

- выступать в качестве так называемого «мягкого фактора» социально-экономического развития конкретной территории и страны в целом, действия которого создают предпосылку для инновационного развития экономики [4, 105].

Поскольку рынок труда и рынок образования являются системами социально-экономических отношений, их взаимодействие носит системный характер, что обусловлено, на наш взгляд, следующими предпосылками:

- механизм функционирования каждой из систем - рынка труда и рынка образовательных услуг - опирается на интересы и закономерности поведения людей, вступающих в их рамках в определенные отношения;

- в каждой из анализируемых систем существует целесообразная передача полномочий, прав и ответственности не только от верхних звеньев к нижним, но и между субъектами рынков (например, права собственности на трудовые и образовательные услуги);

- особое значение для функционирования и взаимодействия рынков труда и образования имеет организация информационных потоков между этими системами на принципах достаточности, экономичности, достоверности и своевременности;

- каждая из систем обладает встроенными в нее механизмами контроля за рациональным

150

-I-

функционированием, реализацией целевых установок, исполнением принятых решений и своевременностью информации о внутреннем состоянии системы.

Основу государственной политики регулирования процессов подготовки кадров в учреждениях профессионального образования составляют: развитие систем профессионального образования; переподготовки, повышения квалификации кадров, в том числе безработных; внутрифирменного обучения; непрерывного профессионального образования позволяющих, с одной стороны, повысить степень адаптации молодежи и взрослого населения к изменяющимся условиям спроса на рабочую силу, а с другой, — позволяющих работодателям удовлетворять свои потребности в квалифицированной рабочей силе; реализация целевых программ, через которые государство воздействует на объемы, структуру предложения рабочей силы и на спрос (непосредственно созданием и сохранением рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места); формирование сегмента организованного рынка труда и повышение эффективности деятельности территориальных служб занятости, улучшение информационного обеспечения населения; расширение объемов и качества образовательных услуг, оказываемых различным категориям населения.

В настоящее время существует противоречие между потребностями рынка труда благодаря работникам определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов уже удовлетворила спрос. Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг.

Возникшие противоречия в некоторой степени носят объективный характер, так как для открытия новых специальностей (профессий) требуется определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать порой конъюнктурные образовательные потребности своих абитуриентов. Так как в результате образовательные учреждения слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда, обостряется несоответствие между вновь подготовленной рабочей силой и требованиями работодателей.

Проблема несоответствия структуры и объемов подготовки кадров потребностям рынка труда имеет несколько составляющих: макроэкономическую — ухудшение воспроизводства и обеспечения отраслей экономики квалифицированной рабочей силой; макроэкономическую — ухудшение обеспеченности организаций квалифицированной рабочей силой, что может привести к снижению их конкурентоспособности на международных и отечественных рынках; социальную — риск безработицы среди выпускников и недоиспользование их трудового и интеллектуального потенциала; финансовую — низкая эффективность использования средств на подготовку молодых специалистов и необходимость ее переподготовки.

Рынок труда выполняет две основные социально-экономические функции: распределение трудовых ресурсов по активным видам занятости (профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в форме окладов, заработной платы как стимула и как вознаграждения за труд. Реализация этих функций рынком труда должна содействовать эффективности, т. е. повышению производительности, отдач и от людских ресурсов, максимизации доходов, экономическому росту государства, социальной справедливости. Реализация данных функций возможна только путем создания действенного механизма регулирования занятости как подсистемы общего механизма регулирования экономики.

Необходимость сочетания государственных и региональных целей, задач регулирования механизмов рынка труда и рынка образовательных услуг объективно придает региональным органам исполнительной власти роль координаторов. Именно на региональном уровне более четко просматриваются возможности применения поощрительных и ограничительных мер регулирования, в условиях низкой инвестиционной активности, ограниченности бюджетных средств различных уровней региональное регулирование позволяет обеспечить многоканальное финансирование программ развития рынка труда и нормальное функционирование рынка образовательных услуг.

Как правило, люди обращаются за переподготовкой только после увольнения вследствие закрытия предприятия или в случае устаревания их специальностей. В целом, с одной стороны, взрослое

151

-I-

население еще психологически не готово взять на себя ответственность за свое собственное обучение или образование, а с другой стороны, у людей нет достаточной возможности выбора, а в случае наличия выбора нет доступа к необходимой информации.

На территории Северо-Кавказского федерального округа находится 29 образовательных учреждений высшего профессионального образования (по данным Министерства образования и науки Российской Федерации), 126 образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО) и 79 учреждений начального профессионального образования (НПО). Контингент обучающихся во всех типах образовательных учреждений в 2011 году распределен следующим образом:

учреждения ВПО 322167 чел. (73,7%); учреждения СПО 73816 чел. (16,8%); учреждения НПО 40876 чел. (9,5%).

Таким образом, анализ показывает явное смещение акцентов в сфере профессионального образования в сторону высшей школы. Доступность высшего образования обеспечивается не только предоставлением образовательных услуг государственными вузами на территории СКФО, но и многочисленными филиалами и представительствами вузов других территорий, включая Москву и Санкт-Петербург. Их материальная база в значительной мере не отвечает элементарным требованиям, предъявляемым к учреждениям ВПО. Данная ситуация не могла не отразиться на системах СПО и НПО, чья загруженность значительно уступает высшей школе.

Общий контингент обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования СКФО составляет более 115 тысяч человек.

Особенно неблагоприятно обстоят дела с учреждениями начального профессионального образования. Достаточно сказать, что за период с 2005 по 2010 годы в системе НПО округа из 96 профессионально - технических учебных заведений осталось только 79, а контингент их сократился более чем на 18%.

Ситуацию усугубило и то, что с 2005 года финансирование значительной части учреждений НПО было передано на региональный уровень, что автоматически привело к сокращению объемов финансирования центром, в результате более чем в 30 % учебных заведений НПО была утрачена такая позиция, как питание учащихся.

Утрата системы базовых предприятий, а по сути единого государственного заказчика для системы НПО и СПО, формирует новые условия на рынке труда:

- новая философия работодателя негосударственного сектора экономики, неготового оплачивать образовательные услуги, но при этом желающего получить качественного специалиста в короткие сроки;

- падение престижа основных профессий в промышленности, особенно металлообрабатывающих (токарь, фрезеровщик, слесарь, лекальщик и т.д.);

- повышение уровня доступности ссузов и вузов для части потенциального контингента УНПО;

- появление на рынке труда значительного числа специалистов с высшим образованием, закрывающих немногочисленные высокооплачиваемые рабочие вакансии (около 5 студентов вузов на одного обучаемого рабочего);

- неадекватное завышение требований к специалистам рабочих профессий со стороны работодателей;

- повышение требований к уровню подготовки преподавательского состава.

Это оказалось для большинства учреждений НПО серьезной, а для некоторых и непреодолимой проблемой в осуществлении поставленных задач. Материальная база изношена не менее чем на 50% по НПО и 60% по СПО. Она устарела не только физически, но и морально.

В системе НПО ориентация осуществляется исключительно на потребление выделяемых государством финансовых средств, отсутствие творчества и инициативы привело к сокращению возможностей приема, дублированию профессий (дублируется практически каждая вторая специальность), увеличению сроков обучения, средний показатель по округу со-

152

■А-

ставляет более 2,5 лет, включая такие профессии как контролер-кассир, парикмахер, повар-кондитер, продавец и т.д.

Все это не могло не привести к потере конкурентоспособности на рынке начального профобразования. Сложилась парадоксальная ситуация, когда бесплатно предоставляемые услуги государственной системы НПО все менее востребованы на фоне аналогичных платных услуг, предоставляемых негосударственной системой НПО (сроки подготовки по перечисленным выше специальностям составляет от 1 до 3 мес.).

Еще одной проблемой государственной системы НПО и СПО является полная рассогласованность структуры кадров с потребностями экономики. В настоящее время вошли в противоречие ограниченные возможности государственного финансирования системы профобразования и желание работодателя получить качественного специалиста в короткие сроки без какого-либо участия в этом процессе. В результате на рынке труда выпускников сегодня сложилась ситуация, не удовлетворяющая ни работодателей, ни учреждения НПО и СПО.

Крайне низкое трудоустройство выпускников на рынке труда по полученной специальности (не более 45% по НПО и 40% по СПО) наносит значительный экономический ущерб, более 55% по НПО и 60% по СПО государственного бюджета, отпущенного на организацию профессионального образования, сегодня расходуется на подготовку кадров, невостребованных на рынке труда.

Из 79 учреждений, реализующих программы начального профессионального образования, 74 находятся в ведомственном подчинении регионов СКФО и 5 - в федеральном (4 - на территории Республики Северная Осетия - Алания и 1 - на территории Карачаево-Черкесской Республики).

Уменьшение количества учреждений (2005 г. - 96) связано с оптимизацией сети. Это и присоединение учреждений с малой численностью (менее 200) обучающихся к более крупным учреждениям и повышение статуса учреждений с начального профессионального образования до среднего (например, в Ставропольском крае ГОУ НПО «Профессиональный художественно-строительный лицей №5» в 2009 г. преобразован в ГОУ СПО «Железноводский художественно-строительный техникум») и укрупнение учреждений НПО с целью создания ресурсных центров в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей №2» г. Хасавюрт и ГОУ НПО «Профессиональный лицей №18» с. Бабаюрт в Республике Дагестан, путем объединения, создан ресурсный центр ГОУ НПО «Республиканский профессиональный лицей №1»)[2].

Контингент обучающихся в учреждениях начального профессионального образования на начало 2012 годанасчитывал 40876 чел. Снижение контингента на 18% (2005 г. - 49946 чел.) обусловлено демографической ситуацией, продолжающимся уменьшением количества выпускников школ.

При этом процент трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования возрос с 40% в 2009 году до 45% в 2010 году.

Система среднего профессионального образования включает в себя 126 государственных учреждений. Например, на территории Ставропольского края имеются 15 негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с контингентом обучающихся 4000 человек.

Контингент обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования составляет около 74 тысяч человек.

В системе среднего профессионального образования также наблюдается снижение количества обучающихся, обусловленное как демографической ситуацией, так и увеличением количества высших учебных заведений. Только на территории Ставропольского края - 9 государственных вузов, 15 негосударственных, 55 филиалов вузов.

Процесс трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования также имеет тенденцию роста (2010 г. - 40%, 2009 г. - 31%), хотя и ниже аналогичного показателя в системе начального профессионального образования. Кроме того, низок

153

■А-

процент трудоустройства выпускников по профессиям, являющимся престижными для родителей и выпускников, но не востребованным на рынке труда (в частности, в Ставропольском крае по специальностям «экономика и управление» - 8,0%, гуманитарные науки, «правоведение» - 4,3%).В настоящее время начата работа по систематизации и анализу предложений субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа по развитию материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, участвующих в подготовке специалистов для компаний, реализующих инвестиционные проекты в Северо-Кавказском федеральном округе. В частности, прорабатываются вопросы такого сотрудничества между образовательными учреждениями Республики Дагестан и корпорациями «Транснефть» и «Русгидро», Чеченской Республики и «Роснефть», Ставропольского края и «РЖД».

Подготовка рабочих кадров и специалистов в СКФО ведется более чем по 328 профессиям и специальностям. (Статистические данные взяты из справки Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, составленному на основе информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа).

Необходимость системного подхода при решении данной проблемы обусловлена следующими причинами:

- рыночное отношение к профессионально-квалификационным качествам специалистов, подготавливаемых системой высшего образования, как к товару, обуславливающее сложность структуры и качественного состава современных трудовых ресурсов, требует от региональной системы управления принципиально нового, стратегически-ориентированного подхода;

- подготовка будущих специалистов в высшей школе регулируется федеральным министерством образования, исходя из возможностей бюджетного финансирования, и основана на выполнении требований государственного образовательного стандарта по специальности;

- в целях обеспечения конкурентоспособности и эффективности предприятий интересы работодателей требуют быстрого и адекватного реагирования на изменения, связанные с развитием новых технологий, и, следовательно, соответствующих компетенций будущих специалистов, не предусмотренных существующими госстандартами;

- неудовлетворительный реальный учет специалистов: в большинстве хозяйствующих субъектов отсутствуют прогнозы и перспективные программы потребности в квалифицированных кадрах. Работодатели в основной своей массе придерживаются всё еще старого подхода к удовлетворению потребности в кадрах, рассматривая персонал в качестве одной из разновидностей низкозатратных ресурсов, которые в избытке имеются на рынке труда [3, 21].

Одной из проблем повышения результативности системы профессионального образования является определение рациональных путей, средств и методов его включения в формирующуюся систему отношений рыночной экономики.

Это возможно посредством решения задач формирования нормативных механизмов предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда, стимулирования участия работодателей в поддержке деятельности отечественной системы образования, определения прав и обязанностей работодателей по участию в процедурах контроля и разработки критериев и методологии оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, обеспечения более широкого привлечения внебюджетных средств в систему образования на основе налоговых льгот и преференций, использования населением страны образовательного кредитования.

Сотрудничество с работодателями в деле подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров должно осуществляться по таким направлениям, как профориентаци-онная работа, реализация системы отбора абитуриентов, выполнение целевых заказов предприятий на подготовку специалистов, организация практики, трудоустройство выпускников.

Следует отметить наличие ряда проблем, противодействующих более глубокому воздействию рынка и всей рыночной среды на структуру, функции и содержание профессио-

154

■А-

нального образования. Это все еще сохраняющееся отставание уровня оплаты труда педагогических работников, недостаточная социальная защита этой категории работников, недостаточное развитие мониторинга рынка труда молодых специалистов, в результате чего во многих случаях подготовка профессиональных кадров ведется без учета прогнозных исследований потребностей данного сегмента рынка, незаинтересованность работодателей в приеме на работу молодых специалистов без стажа и достаточного опыта работы, неразвитость системы квотирования рабочих мест для молодежи на рынке труда, что ведет к их невостребованности, росту социальной напряженности в обществе, значительным материальным и моральным издержкам. Налоговый климат не способствует тому, чтобы экономически заинтересовать предприятия в повышении качества подготовки кадров для экономики, развитии материально-технической базы учебных заведений. Медленно реализуется концепция государственно-частного партнерства в развитии профессиональных образовательных учреждений. Не определены механизмы, в том числе законодательные нормы, конкретного участия бизнес - сообщества, работодателей и их объединений в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных учреждений.

В современных условиях перед государственными структурами стоит задача определения комплекса мер, направленных на максимальное сближение позиций бизнеса и образования. Сюда можно отнести деятельность органов исполнительной власти регионов по долгосрочному прогнозированию изменений квалификационной структуры рабочих и специалистов в отраслях хозяйства региона, а также потребностей в рабочих и специалистах, обеспечению доступности информации о востребованных профессиях и специальностях на региональном и межрегиональном рынках труда, уровне оплаты труда, рынке образовательных услуг.

Реализовать задачи, стоящие перед государством в данной сфере невозможно без разработки соответствующей региональной нормативно - правовой базы, которая включает в себя, в том числе, и вопросы обеспечения формирования благоприятного налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в систему профессионального образования. В регионах необходимо создавать единый банк имеющихся вакансий, региональные центры сертификации профессиональных квалификаций.

Необходим переход от ведомственно-замкнутой к социально - открытой системе профессионального образования, который позволит достичь согласованных результатов, учитывающих интересы всех сторон. Это поможет получить не только дополнительные инвестиции от социальных партнеров, но и включить их в формирование содержания и процесс подготовки кадров. Все это позволит обеспечить внешний контроль качества подготавливаемых специалистов.

Важным шагом на пути разрешения этого противоречия может стать практическая реализация Трудового кодекса Российской Федерации (статья 198 о заключении между выпускником и будущим работодателем ученических договоров со взаимными обязательствами) [1]. По сути, речь идет о ярмарке выпускников, на которой могли бы заключаться договоры между ними и работодателями по вопросам трудоустройства и перспективам карьерного роста. Это позволит создать конкурентную среду на рынке труда выпускников, заставит работодателей бороться за получение наиболее подготовленных специалистов. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг должна опираться на действенные механизмы социальной и экономической поддержки лиц, осваивающих наиболее востребованные в регионе рабочие профессии и направления подготовки, принять меры по трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений, разработка которых должна стать одной из задач региональных органов государственной власти.

Еще одной задачей, решение которой позволит адаптировать образовательный процесс к требованиям рынка труда, является разработка программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и мастеров производственного обучения по внедрению современных технологий обучения с учетом отечественного и международного опыта.

■А-

Отсутствие согласованного межведомственного подхода к решению проблем занятости

и регулирования рынка труда, предусматривающего учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других) и направленного на сокращение дисбаланса между рынком труда и рынком образовательных услуг, также влечет за собой необходимость принятия со стороны государственных структур соответствующего комплекса мер.

Комплексное решение указанных задач позволит в регионе создать базу для успешной интеграции бизнес - сообщества и системы профессионального образования.

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.- № 1 (ч. 1). ст. 3.

2. Постановление Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2007 г. № 341 «О создании государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Республиканский профессиональный лицей № 1» //«Собрание законодательства Республики Дагестан», 2007 г.- № 20, ст. 989

3. Бельчик Т.К., Морозова Е.И., Поварич И.С. Системная оценка функционирования вуза как фактор гармонизации спроса на молодых специалистов и их предложения // Человек и труд. - 2009. - № 2- С. 20-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.