Kuznetsov Oleg Yurevich, PhD, vice rector for scientific work, kuznetzov-oleg@mail.ru, Russia, Moscow, the Higher school of social and administrative consulting (institute).
Petrova Galina Semenovna, DM, associate professor, FVIS@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 37.01
ИНТЕГРАТИВНОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.Н. Лищина
Рассматривается актуальная проблема развития профессионального образования региона на основе интегративности. Показана действенность ресурса региональной системы профобразования, призванной обеспечивать кадрами социальноэкономические перспективы развития региона
Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, ресурсный потенциал, кадровая обеспеченность, система профессионального образования, интегра-тивность.
Социально-экономическое развитие региона определяется ресурсным потенциалом, в том числе кадровым. Ближайший уровень (2-3 года) обеспечивается существующими, активно действующими кадрами, а также возможностями системы профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации. Среднесрочный уровень (4-6 лет) предусматривает использование тех же возможностей и включает формирование кадрового заказа профессиональной школе по подготовке специалистов требуемых квалификаций. Долгосрочный уровень, исходя из стратегических целей развития региона, обеспечивают уже имеющиеся кадры в условиях активно функционирующей государственной и негосударственной систем профподготовки, переподготовки кадров, повышения их квалификации; взаимодействия с межрегиональной системой профессионального образования по открытию новых и обновлению существующих направлений подготовки в сочетании с расчетом перспективной потребности в приглашаемых специалистах, в том числе иностранных, доля которых должна неуклонно снижаться.
Система профессионального образования региона представляет собой совокупность компонентов и разных уровней, обеспечивающих реализацию основных функций кадрового обеспечения, объем образовательных услуг в подготовке кадров; стремится к интеграции образования и производства; является действенным ресурсом социально-экономического, социокультурного развития региона, поскольку призвана обеспечивать его
кадрами, гибко и мобильно реагируя на меняющиеся запросы региональной экономики.
Профессиональное образование в субъектах РФ представлено соответствующими уровнями (или подсистемами) начального профессионального (НПО), среднего профессионального (СПО), высшего профессионального (ВПО), послевузовского образования, системой переподготовки и повышения квалификации.
Подсистема НПО имеет прямое влияние на экономику региона, дает быструю экономическую отдачу, рассматривается как образовательная подсистема и составляющая экономики региона. Ее ключевой задачей является максимальное удовлетворение потребности личности в образовательных услугах и потребностей отраслей экономики в рабочих кадрах.
Подсистема СПО обеспечивает потребности экономики и социальной сферы, исторически носит отраслевой характер, создавалась по заказу крупных предприятий, основных потребителей квалифицированных специалистов; в период реформирования российской экономики сохранила и приумножила свой потенциал. Гибкость, мобильность, краткосрочность подготовки специалистов со средним профессиональным образованием определила его ведущее место в системе подготовки кадров для отраслей экономики любого региона.
Подсистема ВПО, предназначенная для эффективного воспроизводства высококвалифицированного кадрового потенциала и содействия в реализации региональной кадровой политики, устойчиво функционирует в регионах: в соответствии с потребностями экономики, расширяется структура специальностей и направлений подготовки; формируется непрерывный характер профобразования, включая дополнительное образование; развивается ресурсный потенциал (кадровый, научный, образовательный, информационный и др.).
В новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 743-ФЗ) трансформирован уровень начального профессионального образования, предусматривающий постепенный перевод данных программ на короткие образовательные программы прикладных квалификаций, введение прикладного бакалавриата; расширено высшее образование, включая бакалавриат, специалитет и магистратуру, подготовку научно-педагогических кадров, ординатуру.
Передача 706 учреждений среднего профессионального образования в январе 2012 года в собственность 73 субъектов РФ позволила создать условия для формирования «вертикально-интегрированных» образовательных кластеров СПО-ВПО, заложить базу для обновления региональных моделей, нацеленных на подготовку необходимых специалистов в межотраслевом и межрегиональном взаимодействии.
Система профессионального образования функционирует на разных уровнях (учреждений образования; учреждений образования и производ-
ства, предоставляющего базу практик; учреждений образования и работодателей, как основных потребителей услуг) ресурсного обеспечения (научных, кадровых, информационных, материально-технических, временных ресурсов), сетевого партнерского взаимодействия (учреждений образования, научных и производственных структур, общественных объединений), определяющих сложившиеся ресурсно-образовательные возможности региона в профессионально-кадровой структуре и уровнях подготовки требуемых специалистов.
Интегративность в развитии системы профессионального образования рассматривается одним из механизмов достижения нового качественного уровня взаимодействия всех образовательных структур с учетом потребностей кадрового обеспечения региона. На уровне региона интегративность позволяет гибко и мобильно реагировать на кадровые запросы развивающейся социально-экономической сферы; на уровне системы - дает возможность учреждениям профессионального образования разных уровней мобильно перестраиваться в решении задач кадрового обеспечения; на уровне учреждения образования - объединить имеющиеся ресурсные возможности для реализации задач подготовки специалистов соответствующих категорий.
Факторами, существенно влияющими на систему кадрового обеспечения региона с учетом потребностей его социально-экономического развития, являются:
внешние (интеграция всех уровней профессионального образования; развитость и целесообразность взаимодействия учреждений образования и производственной сферы внутрисетевого, внутрисистемного, межведомственного характера; ресурсные возможности образовательной системы региона);
внутренние (сложившиеся сети многопрофильных и многоуровневых учреждений образования и ресурсных центров; сформировавшиеся региональные базовые и инновационные площадки для реализации потребностей образования в подготовке соответствующих категорий специалистов; гибкость, мобильность, способность системы обеспечивать профессиональную подготовку кадров для региона; развитость механизмов, выполняющих функцию стимулирования развития системы профессионального образования).
Созданные в регионе ресурсные центры осуществляют сервисную, образовательно-тренинговую и рекламно-производственную функции, что способствует распространению лучших образовательных практик через организацию цикла научно-методических и практических семинаров, предоставление обучающимся и обучаемым производственной базы, имитирующей трудовую среду; укрепляют партнерские отношения в разных структурных схемах сетевой интеграции, предусматривая организацию профподготовки не в отдельном учебном заведении, а на основе партнер-
ства разных учреждений образования (государственных и негосударственных), производства и работодателей.
Лонгитюдное изучение деятельности учреждений профессионального образования позволило выявить «инновационные точки роста».
В локальной сети Тульского кластера эффективной площадкой является проф. лицей № 26, участник и дипломант 12 всероссийских олимпиад профмастерства; организовавший на своей базе два инновационных подразделения - центр развития профессиональных квалификаций рабочих кадров, региональный центр сертификаций компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности. На основании соглашений о сотрудничестве лицей более 7 лет является базовой площадкой Института повышения квалификации, Тульского государственного университета им. Л.Н. Толстого, Тульского института экономики и информатики, членом Тульской торговопромышленной палаты.
С 2007 г. лицей осуществляет опытно-экспериментальную работу в рамках федерального проекта «Апробация, доработка и внедрение типовой модели системы качества в учреждениях профессионального образования». Для всероссийских олимпиад профессионального мастерства подготовлено 15 участников - 10 победителей; для региональных олимпиад профессионального мастерства - 13 участников -11 победителей. В 2009 г. лицей стал участником Национального Реестра «Ведущие образовательные учреждения России», «Директор года»; в 2010 г. - лауреатом конкурса в номинации «100 лучших образовательных учреждений НПО России».
Интегративный эффект заключается в том, что системная деятельность лицея позволила создать мощную базовую площадку регионального и межрегионального уровней для проведения более 50 подготовленных учреждением научно-методических мероприятий в сетевых форматах взаимодействия, экспертизы ИКТ компетентности педагогических и управленческих кадров; получить в сентябре 2011 года статус учреждения СПО - Тульский колледж строительства и отраслевых технологий; позиционировать в системе профобразования региона в качестве мощного элемента сети, изменившего структуру подчинения и организационно-правовую форму, являющегося примером системной горизонтально-вертикальной интеграции; предоставлять ресурсы (информационные, кадровые, интеллектуальные, научные, материально-технические - сварочный учебный цех, парикмахерская, учебная строительная мастерская и др.) для сетевого взаимодействия профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Изучение деятельности Щекинского политехнического колледжа показало другие результаты укрепления сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и предприятий в процессе подготовки кадров. С 2009 года в колледже сложилась практика работы студентов по окончании третьего курса в период летних каникул в условиях реального производства на базовом предприятии. Такой опыт позволил выпускни-
кам колледжа к 2011 году сформировать 1,5-летний стаж работы на реальном предприятии и вместе с дипломом об окончании учебного заведения получать трудовую книжку. Режим работы на предприятии и одновременного обучения в колледже возможен в связи с двухсменным графиком предприятия - неделя в первую смену, неделя - во вторую смену. Те студенты, которые одновременно работают и обучаются, сдают комплексный экзамен по теоретической и практической части на предприятии, не выполняют дипломный проект.
Предоставление базовыми предприятиями (ОАО «Щекиноазот», ООО «Щекинский завод РТО») производственных площадей способствует эффективной организации производственного обучения студентов и практических занятий, экономии финансовых средств колледжа по оборудованию производственной базы. Организации взаимодействия на уровне студент - учреждение образования - производство способствуют ежегодные стажировки для преподавателей, выпуск групп повышенного уровня, привлечение производственных кадров для руководства дипломными проектами, преподавания специальных дисциплин по направлению КИПиА, выплаты производственной стипендии студентам.
В результате на базовом предприятии ОАО «Щекиноазот» работают 42 выпускника колледжа, из них 19 человек направлены на обучение в Ивановский химико-технологический университет; на ООО «Щекинский завод РТО» ежегодно проводится 7-8 экскурсий для учебных групп, каждый год по 60 практикантов проходят производственную практику; выпускники колледжа трудоустраиваются на крупнейшие предприятия региона, что подтверждают итоги выпуска на примере 2009/2010 года: из 85 человек 17 продолжают обучение в вузах, 28 призваны в вооруженные силы, 36 трудоустроены по специальности.
К перспективам развития системы профессионального образования региона относится создание эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов подсистем начального и среднего профессионального образования региона:
реализация долгосрочной целевой программы «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования в Тульской области на 2012-2016 гг.»;
оптимизация структуры и объемов подготовки рабочих и специалистов в системе профобразования в соответствии с потребностями регионального рынка труда (2012-2014 гг.);
создание в области независимого Центра отраслевой сертификации качества подготовки выпускников с участием представителей работодателей (2015 г.);
открытие в ряде учреждений СПО региона прикладных бакалавриатов (2014-2016 гг.);
реализация пилотных проектов по организации в системе профобразования собственных производств для обслуживания населения в целях стажировки студентов и учащихся в виде учебной столовой, мастерской по ремонту электроприборов, швейного ателье, учебной парикмахерской (2013-2016 гг.).
Список литературы
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации : фе-дер. Закон: принят Гос. Думой 21 дек.2012 г. : по состоянию на 29 дек. 2012 г. М., 2012.
Лищина Г.Н., канд. пед. наук, проректор, lgn2010@mail. ru, Россия, Тула, НОО ВПО НП ТИЭИ.
THE INTEGRITY IN DEVELOPMENT OF REGIONAL MODEL OF PROFESSIONAL ED UCATION G.N. Lishchina
The article considers an actual problem of development ofprofessional education in a region on the basis of integrity. It is shown the effectiveness of a resource of regional system of the professional education, to provide with shots social and economic prospects of development of the region.
Key words: region, social and economic development, resource potential, personnel security, system of professional education, integrity.
Lishchina G.N., candidate of pedagogical Sciences, associate professor, lgn2010@mail.ru, Russia, Tula, NOO VPO NP TIEI.
УДК 378.011.3-051:37.091.12:005.963
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.В. Малета
Рассматриваются современные направления развития педагогической мысли и педагогики, принципиально новые требования к уровню научного и практического мышления преподавателя современного вуза.
Ключевые слова: реформирование, парадигма, компетенция и компетентность преподавателя вуза, педагогическая модель компетенции преподавателя, поликультур-ное образование.
Модернизация системы образования обусловливает также принципиально иные требования к уровню научного и практического мышления