Научная статья на тему 'Реализация механизма интегративности в региональной системе развития профессионального образования'

Реализация механизма интегративности в региональной системе развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / интегративность / региональная система / профессиональное образование / регион / методологические подходы / концепт / регионализация / integration / integrity / regional system / professional education / region / methodological approaches / concept / regionalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лищина Галина Николаевна

В статье раскрываются основные результаты проведенного исследования реализации механизма интегративности в региональной системе развития профессионального образования. Интегративность рассматривается в качестве основного механизма развития на разных уровнях отдельного учреждения профобразования и всей системы в целом. Представлена авторская позиция интегративного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRITY'S REALIZATION IN REGIONAL SYSTEM OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL EDUCATION

The article contents main results of the conducted research of realization integrity in regional system of professional education's development. The integrity is considered as the main mechanism of development at the different levels – in separate establishment of professional education and all system in general. The author's position of integrative approach is presented in this article.

Текст научной работы на тему «Реализация механизма интегративности в региональной системе развития профессионального образования»

образовательный менеджмент

УДК 377. (075.8)

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАТИВНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.Н. Лищина

Аннотация. В статье раскрываются основные результаты проведенного исследования реализации механизма интегративности в региональной системе развития профессионального образования. Ин-тегративность рассматривается в качестве основного механизма развития на разных уровнях - отдельного учреждения профобразования и всей системы в целом. Представлена авторская позиция интегративного подхода.

Ключевые слова: интеграция, интегративность, региональная система, профессиональное образование, регион, методологические подходы, концепт, регионализация.

INTEGRITY'S REALIZATION IN REGIONAL SYSTEM OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL EDUCATION

G.N. Lishchina

Abstract. The article contents main results of the conducted research of realization integrity in regional system of professional education's development. The integrity is considered as the main mechanism of development at the different levels - in separate establishment of professional education and all system in general. The author's position of integrative approach is presented in this article.

Keywords: integration, integrity, regional system, professional education, region, methodological approaches, concept, regionalization

Каждый регион имеет свои перспективы развития, определяемые сформированной кадровой стратегией. Динамичное обновление приоритетных сфер развития российских регионов, демографические и миграционные процессы обусловливают необходимость мобильной переориентации региональных систем профессионального образования (далее -профобразования), обеспечивающих потребности территорий в качественной подготовке кадров. В решении данной проблемы особая роль отводится инте-гративности, выступающей основным механизмом региональной системы развития профобразования на уровне отдельного учреждения образования и всей системы в целом.

Методологическую основу исследования реализации интегративности в указанной системе составляют базовые подходы: компетентностный, кластер-

ный, синергетический, системный, интегративный. Каждый из них выступает основой для анализа отдельных функций и перспектив развития профобразования. Авторская позиция интегративного подхода основана на том, что он позволяет оценивать полученный результат иного качества профобразования; ориентироваться на перспективы развития региона с позиции интеграции образовательных возможностей системы для удовлетворения кадровых потребностей.

Анализ научной литературы позволил раскрыть понимание существа интеграции, интегративности и возможностей их проявления на уровне всей системы и отдельного учреждения. Под интеграцией в исследовании понимается процесс или проявление, обеспечивающее качественно более высокий уровень объединенного действа. Такое действо может иметь место, когда слагаемые обеспечи-

вают высокий уровень качества решения образовательных задач, а интегратив-ность выступает качественной характеристикой интеграции.

Исследования Б.К. Ахлибинского [1],

В.С. Безруковой [2], А.П. Беляевой [3], М.Н. Берулавы [4], О.Г. Грохольской [6], А.Я. Данилюк [7], Ю.А. Кустова [9], Г.И. Ибрагимова [10], Н.К. Чапаева [17] подтверждают, что категория интегра-тивности является одной из важнейших в современной педагогической науке. Сложность понимания интегративности во многом определяется многозначностью трактовки данного понятия. Для нашего исследования интегративность является механизмом, обеспечивающим качественный уровень функционирования региональной системы профобразования и подготовки кадров; а также позволяющим профобразованию гибко реагировать на кадровые запросы региона, эффективно решать задачи подготовки кадров, интегрируя имеющиеся образовательные и производственные ресурсы.

В рамках исследования «региональная система профобразования» рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных субъектов образования, компонентов, обеспечивающих профподготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров на разных уровнях социального заказа: федерального госзаказа; регионального заказа; работодателей, как субъекта заказа.

Основными компонентами данной системы выступают: информационно-

прогностический (оценка возможностей удовлетворения социального заказа развития региона, прогнозирование на этой основе перспектив развития системы); целевой (постановка задач на развитие системы, подготовку кадров надлежащего качества и уровня квалификации); организационно-управленческий (развитие региональных возможностей в подготовке кадров; инициирование разработки новых программ подготовки на основе интегративности; организация взаимо-

действия по реализации интегративных возможностей учреждений образования; интеграция ресурсных возможностей с производством на основе сетевого интегративного партнерства; формирование образовательных кластеров, обеспечивающих кадрами стратегические потребности региона); содержательнотехнологический (наличие в регионе перечня гибких, модульных образовательных программ подготовки, переподготовки кадров, повышения квалификации и технологий их реализации; расширение образовательно-интегративных возможностей удовлетворения потребностей региона различными категориями кадров); мониторинговый (определение качества подготовленности конкретных категорий кадров, их профессионально-личностный рост; модернизация и выбор направлений интеграции самой системы, сертификация и оценка качества ее функционирования по удовлетворению кадровых потребностей с учетом социального заказа; оценка адаптации выпускников к потребностям производства); результативный (критерии и показатели; оценка социально-экономических эффектов функционирования самой системы и учреждений образования по удовлетворению потребностей региона необходимыми кадрами).

К механизмам, определяющим развитие региональной системы профобразования, относятся: нормативно-правовой (документы, учитывающие интегративные возможности учреждений образования, их взаимосвязи с производственной сферой); административно-

управленческий (административный ресурс, управление как технология обеспечения развития региональных возможностей на интегративной основе); ресурсный (образовательный потенциала региона, учреждений образования и партнерских структур; производство как база практики; кадровая обеспеченность системы профессиональной подготовки, кадровое обеспечение обучаемых); финансовый (гибкость финансовых вложе-

ний в развитие системы; эффективность затраченных средств для удовлетворения ее кадровых потребностей); материально-технический (действенность ресурсного потенциала учреждений образования и производства в сетевом интегративном партнерстве); поисковоисследовательский (предрасположенность к поиску и реализация наиболее перспективных направлений в развитии, способствующих совершенствованию самой системы и качеству подготовки разноуровневых кадров); дидактикотехнологический (методическое обеспечение интегративности в подготовке кадров на уровне взаимодействия всей учреждений профобразования и каждого отдельного; технологии реализации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации); сетевой (интегративное партнерство учреждений образования, производственной сферы, работодателей, общественно-

государственных институтов).

Терминологически в исследовании используются понятия «региональная система профобразования» и «региональная система развития профобразования». На наш взгляд, каждое из этих определений имеет свою сущностную характеристику. Так, региональная система развития профобразования является характерологическим понятием, что позволяет: раскрыть состояние целостной системы, выявить ее возможности, определить перспективы развития. Развитие системы профобразования предусматривает раскрытие механизмов, определяющих ее состояние. Мы исходили из того, что механизмы характеризуют те явления, которые определяют движение. От функционирования механизмов зависит характер развития, совершенствования либо угасания такой системы. Управление выступает одним из механизмов. От его развития зависит эффективность функционирования системы в целом и ее частных компонентов.

Анализ функционирования региональных систем профобразования, основанный на изученном опыте регионов позволил раскрыть внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на процесс и результат развития системы, а также выявить те из них, которые обеспечивают стратегический рост региона. В этой связи, на разных этапах исследования вариативно формировался региональный заказ на подготовку кадров, возникала необходимость выявлять и гибко переориентировать систему профессиональной подготовки и повышения квалификации, чтобы действительно выйти на эффективность в кадровом обеспечении перспективных потребностей региона.

Ведущим этапом исследования стала модернизация самой системы профобразования, предусматривающая: во-

первых, развитость интеграции всех уровней (среднего, высшего, дополнительного) профобразования; во-вторых, целесообразность взаимодействия учреждений профобразования с производством (предоставляющим базу практик), и работодателями (выступающими заказчиками кадров); в-третьих, масштабную реструктуризацию и формирование действенной сети многопрофильных учреждений, ресурсных центров, инновационных площадок для подготовки необходимых региону кадров.

Проведенное исследование показало, что в ходе анализа региональной системы развития профобразования одной из важных задач выступает оценка ее эффективности. В научной литературе [8, с. 16-22] эту оценку рассматривают с позиции эффективности: кадрового обеспечения; отдельных программ; деятельности учреждения образования. В рыночных условиях одним из подходов оценки выступает социально-экономический эффект. Его сущность заключается в том, что определяется способность системы профобразования обеспечивать кластеры региона соответствующими кадрами в необходимом количественно-

качественном отношении в условиях ограниченности ресурсов. Социальноэкономический эффект развитости системы профобразования оценивается с позиции экспертной оценки качества подготовки кадров соответствующих категорий, их способности удовлетворять перспективные потребности региона (внешняя оценка) и устойчивости самой системы; действенности функционирования учреждения профессионального образования в обеспечении кадровых потребностей региона; целостности, эмерджентности и других факторов (внутренняя оценка).

Изучение региональных систем профобразования Липецкого [16], Калужского, Тверского [12,13,14], Тульского, Самарского [15] регионов, республик Карелии [5], Татарстана [10,11,12] в обеспечении эффективности развития, позволило выявить положительный опыт, ресурсы и разработать концепцию региональной системы развития профобразования на основе интегративности.

Концепция в нашем понимании представляет собой свод

концептуальных идей/концептов,

реализация которых позволяет

региональной системе достичь такого результата развития, при котором она наиболее полно обеспечивает

потребности региона в необходимых кадрах, интегрируя образовательные и производственные возможности.

Основные положения концепции вытекают из методологических подходов и принципов исследования. Так, первый концепт базируется на идее интеграции (объединенного действа) и

интегративности, выступающей одним из механизмов, стимулирующим развитие региональной системы, объединяющим ресурсный и административный потенциал для качественного

обеспечения кадровых потребностей региона.

Второй концепт (с позиции компе-тентностного подхода) рассматривает кадровое обеспечение основной страте-

гией развития региона и модернизации (обновление, совершенствование) региональной системы профобразования, обеспечивающей качество подготовки требуемых кадров.

Третий концепт (в логике кластерного подхода) строится на идее кластерно-сти в развитии приоритетных сфер региона. Кластерность позволяет обеспечивать кадрами потребности производственных зон, округов, отраслей, инвестиционных проектов региона; а также предусматривает оценку перспектив кластеризации образовательного пространства региона для расширения сетевого интегративного партнерства учреждений образования и производства.

Четвертый концепт (с учетом синергетического подхода) предусматривает масштабную модернизацию региональной системы профобразования на основе нелинейности процессов и синергизма, наделяющими эту сложную социальную систему новыми свойствами - гибкостью, мобильностью подготовки кадров в условиях ограниченных ресурсов в определенное проектное время.

Пятый концепт учитывает выполнение региональной системой профобразования системных интегративных функций (образовательной и экономической) и взаимосвязь основных функций профессионального образования для реализации кадровой стратегии региона, выявления факторов и условий, оказывающих существенное влияние на развитие данной системы.

Шестой концепт основывается на идее субъекта, обеспечивающего стимулирование развития профобразования. Как показала практика регионов, таким субъектом может выступать: федеральный исследовательский университет, научно-исследовательский институт развития профессионального образования (гг. Москва, Санкт-Петербург); институт педагогики и психологии профессионального образования (республика Татарстан); региональный институт развития профобразования (Кемеровская, Липец-

кая области), институт повышения квалификации и профподготовки (Тамбовская, Тульская области).

При решении частных образовательных задач субъектом может являться учреждение профобразования, непосредственно связанное с развитием отрасли, кластера, направления.

Седьмой концепт базируется на общепедагогических, дидактических, системообразующих принципах региональной системы развития профобразования. Среди общепедагогических выделяются принципы целостности, культуросообразности, профессиональной целесообразности. В них интеграция выступает ведущей функцией, а учебные планы, учебные программы, учебные пособия -интегративными средствами [2,4].

Дидактические принципы способствуют формированию новой педагогической системы профобразования: предусматривают расширение видов предоставляемых услуг и направлений деятельности, несвойственных ранее учреждениям образования (диверсификация профобразования); выполняют дуальную роль из-за одновременного применения их в процессе повышения квалификации специалистов профессиональной школы и в образовательном процессе подготовки кадров (интеграция научных знаний, фундаментальность, преемственность) [6,7].

Системообразующие принципы открытости и непрерывности образования, опережающего инновационного развития, регионализации, кооперации и сетевого партнерства обусловливают мобильную переориентацию региональной системы профобразования на подготовку требуемых специалистов в условиях интенсивного социально-экономического развития регионов [16].

Восьмой концепт базируется на усилении регионализации образования как ведущей и долговременной стратегии, определяющей пути становления целостной образовательной системы, интегрирующей ресурсно-образовательный

потенциал региона, оптимальное взаимодействие его институциональных, кадровых, научных, интеллектуальных, информационных, материальных, технических, природно-ресурсных, финансово-инвестиционных составляющих.

В исследовании реализации интегра-тивности в региональной системе развития профобразования учитывались ресурсные возможности региона (выступающего частью целого); сетевого интегративного партнерства учреждений профобразования с производственной сферой и государственно-

общественными институтами; региональной системы профобразования в целом и отдельного учреждения профобразования, как составной части региональной системы.

Исследование показало, что интегра-тивность в качестве основного механизма, стимулирующего развитие региональной системы профобразования, рассматривается на разных уровнях, что позволяет:

- на уровне региона определять ори-

ентиры для развития интегративности, как средства достижения высокого качества в подготовке кадров с учетом потребностей его социально-

экономической, социокультурной сфер;

- на уровне системы мобильно перестраиваться в решении задач кадрового обеспечения с учетом отраслевой специализации учреждений профобразования;

- на уровне отдельного учреждения объединять имеющийся ресурсный потенциал для реализации задач подготовки кадров соответствующих категорий.

Экспериментальная проверка модели реализации концепции региональной системы развития профобразования на основе интегративности позволила на примере двух приоритетных кластеров (машиностроительного, определяющего перспективы стабильного экономического развития региона, и пищевого, необходимого для совершенствования социальной политики региона) оценить эф-

фективность региональной системы профобразования на основе социальноэкономических эффектов. Речь шла об оценке качества подготовки определенных категорий специалистов с учетом экономического фактора (эффекта). Критериями оценки выступали: количество специалистов; качество подготовки специалистов и стоимость затрат на их подготовку с учетом установленных ценовых затрат. Это давало возможность, с одной стороны, определить обеспеченность кадрами, а с другой, установить, во что это обошлось региону.

Оценка социально-экономических эффектов итогового этапа эксперимента показала, что в результате его реализации

- на уровне кластера: снизился дефицит рабочих кадров кластера до уровня 10-15 %. Оптимизирована профессионально-кадровая структура кластера за счет существенно изменившейся учебнопроизводственной базы учреждений. В регионе функционируют 7 локальных кластерных сетей;

- на уровне учреждения профобразования: реорганизованы 7 учреждений кластера, каждое из них стало базовой площадкой для отработки инновационных методик кластерной подготовки кадров в партнерстве каждого учреждения с 20-40 предприятиями отрасли. Открыты экспериментальные площадки федерального уровня для проведения научно-исследовательской работы по внедрению в учебный процесс инновационных технологий подготовки востребованных кластером кадров;

- на уровне региональной системы

профобразования: восстановлена сис-

темность повышения квалификации

Литература:

1. Ахлибинский Б.В. Категориальный аспект понятия интеграции. Диалектика как основа интеграции научного знания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 59 с.

управленческих и педагогических кадров, осуществляющих подготовку специалистов для развивающихся кластеров. Сложилась многоэлементная сетевая модель повышения квалификации. Создан региональный перечень разноуровневых, гибких, модульных образовательных программ подготовки кадров в условиях стандартизации образования. Разработаны дополнительные профессиональные образовательные программы, отвечающие современным требованиям. Выявлены и экспериментально обоснованы ресурсные возможности реализации интегративности в региональной системе профобразования. К ним относятся - ресурсный потенциал учреждений образования и партнерских структур; производство как база практики; перспективы развития производственной сферы и учреждений образования; кадровая обеспеченность системы профессиональной подготовки и кадровая обеспеченность обучаемых.

Проведенное исследование показало, что социально-экономический эффект позволяет определить степень обеспечения кадровыми ресурсами при решении частной задачи; оценить, во сколько это обошлось региону экономически; выявить рентабельность подготовки кадров; определить перспективы возможности повышения рентабельности, не снижая качества подготовки кадров. Такой подход при оценке подготовки кадров в рамках экспериментальной работы получил одобрение не только в регионе, но и со стороны зарубежных экспертов, оценивших перспективы рациональности во вложение развития кадрового потенциала Тульского и Тверского регионов.

2. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция : сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. С. 5 - 25

3. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого профессионального образования: монография / А.П. Беляева. СПб.:

Институт профессионального образования РАО, 2002. 240 с.

4. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования М.: Совершенство, 1998. 173 с.

5. Грибанова. Н.А. Общественногосударственное управление инновационным развитием (опыт Республики Карелия) // Среднее профессиональное образование, 2011. № 3.

С. 14 - 17.

Грохольская О.Г. Дидактические модели в интеграции образовательных систем // Вестник университета Российской академии образования, 2008. № 3. С. 51-54.

6. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та. 2000. 440 с.

7. Демин В.М. Приоритеты развития профессионального образования в России // Профессия директор, 2013. Спецпроект. С. 16 - 22.

8. Кустов Ю.А, Кустов Ю.Ю. Интеграция как педагогическая проблема // Интеграция в педагогике и образовании. Самара, 1994. С. 7 -17

9. Ибрагимов Г.И. Проблемы интеграции педагогической науки и инновационной практики // Ориентация воспитания на саморазвитие интеллигентности и конкурентоспособности личности: материалы XVI Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Казань: Центр инновац. технологий, 2009.

10. Мухаметзянова Г.В. Основные тенденции развития системы профессионального образования // Специалист, 2009. С. 2 - 9.

11. Олейникова О.Н. Инновационная модель развития профессионального образования в Москве // Инновационное развитие начального и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы. М.: АПО Центр ИРПО, 2010. С. 35 -39.

12. О направлениях развития системы

профобразования. [Электронный ресурс] URL: http://www.informatio. ru/2011/11/

profobrazovanie.

13. Состояние и развитие системы об-

разования Воронежской области: материалы публичного доклада Департамента образования Воронежской области. [Электронный ресурс] URL: http://www.protown.ru/ rus-

sia/obl/articles/7887.html.

14. Состояние и развитие системы образования Самарской области: материалы сайта Министерства профессионального образования Самарской области [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/press/sob/7475/.

15. Таран Ю.Н. Актуальные проблемы

развития образования региона и приоритетные задачи на 2011 год: материалы интернетконференции. Липецк, 3 мая 2011. [Электронный ресурс] Сайт управления образования и науки Липецкой области

http://deptno. lipetsk. ru/.

16. Чапаев Н.К., Вайнштейн М.Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. Екатеринбург; Челябинск, 2007. 408с.

References:

1. Akhlibinsky B. Categorial aspect of concept of integration. Dialectics as the basis of integration of scientific knowledge.

2. Bezrukova V. Pedagogical integration: essence, structure, realization mechanisms.

3. Belyaeva A. The integrative theory and practice of multilevel professional education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Berulava M. Theoretical basis of integration of education.

5. Gribanova. N. Public administration by innovative development (experience of the Republic of Karelia).

6. Grokholskaya O. Didactic models in integration of educational systems.

7. Danilyuk A. Theory of integration of education.

8. Dyomin V. Priorities of development of professional education in Russia.

9. Kustov Y., Kustov Yu. The integration as a pedagogical problem.

10. Ibragimov G. Problems of integration of pedagogical science and innovative practice.

11. Mukhametzyanova G. The main tendencies of development of professional education's system.

12. Oleynikova O. Innovative model of development of professional education in Moscow.

13. About the directions of development of system of professional education.

14. The condition and development of education system of Voronezh region: materials of the public report of Department Education of Voronezh region.

15. The condition and development of education system of Samara region: materials of the site of Ministry of professional education of Samara region.

16. Taran Yu. The actual problems of a development of region education and priority tasks for 2011 year.

17. Chapayev N., Weinstein M. The integration of education and production: methodology, theory, experience.

Сведения об авторе:

Лищина Галина Николаевна (г. Тула), кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе и информационным технологиям; негосударственная образовательная организация высшего профессионального образования некоммерческое партнерство «Тульский институт экономики и информатики» (НОО ВПО НП «ТИЭИ»).

Lischina G.N. (Tula), candidate of pedagogical sciences, associate professor, vice-rector for scientific and methodological work and information technology; non-governmental educational organization of higher education non-profit partnership «Tula Institute of Economics and Informatics».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.